Исследование транскоммуникативных процессов в рефлексивной метафоре | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Исследование транскоммуникативных процессов в рефлексивной метафоре

Рассматриваются принципы транскоммуникативного анализа метафоры. Понятие «метафора» изучается в рамках коммуникативного подхода. Описана динамика транскоммуникативных проявлений в рефлексивной метафоре.

Research of transcommunicative processes is in a reflection metaphor.pdf Современный этап развития психологической науки обозначает перед нами необходимость раскрытия природы душевной жизни человека не как отдельно взятого в исследовательских целях субъекта, а в целостности своих эмоциональных, ценностно-смысловых, коммуникативных феноменов жизни. В этом контексте приобретает особую актуальность использование метафоры для исследования личности «не вширь, а вглубь». На современном этапе развития научного знания, в котором язык начинает рассматриваться как открытая система, понятие метафоры имеет широкое семантическое поле и несет большую междисциплинарную нагрузку. Анализ философских и лингвистических подходов показал, что категория метафоры представляет собой феномен, онтологически связанный с человеком и языком; она отражает взаимообусловленность мышления и особенностей языковой реалии. Так, А. Ричарде постулирует положение о метафоричности самого человеческого мышления как его фундаментальном свойстве. «Метафорична сама мысль, она развивается через сравнение... Наш мир - это проецируемый мир, пронизанный чертами, заимствованными из нашей собственной жизни... Метафорические процессы в языке, взаимообмен между значениями слов... накладываются на воспринимаемый нами мир, который сам по себе также является продуктом более ранней или непредумышленной метафоры...» [1. С. 56].В культурологическом направлении феномен метафоры часто описывается через представления К.Г. Юнга об архетипах. Так, О. Фрейденберг выделяет понятие архаической метафоры как одной из возможных реализаций архетипов Юнга, связывая их с антропологическими константами: еда, шествие, сексуальный акт, рождение, смерть и т.д. [2]. В. Стюарт считал, что «метафорические образы ведут нас в царство первообразов, где психике дана свобода исследовать, где ей не мешает сознательный разум, говорящий на языке рассудка и логики» [3. С. 22].Основной локус современных психологических исследований метафоры заключается прежде всего в изучении метафоры как средства психодиагностики и психокоррекции в системе профессиональной деятельности практического психолога, в изучении различных аспектов метафорического миромоделирования.Можно сказать, что сама психологическая наука метафорична по своей сути. Описывая понятия, не имеющие конкретной предметной воплощенности, она всегда использует метафору: вершина айсберга (3. Фрейд), поток, птичий полет (У. Джеймс), личность как встреча человека с миром (В .И. Кабрин) и т.д. Некоторые метафорические конструкты, используемые для описания научных категорий, проводят параллельмежду психологической наукой и культурой, выраженной в мифах и сказаниях («щит Персея и круг Хомы» е работе В.Е. Клочко, иллюстрирующие проблематику системного подхода) [4]. Как отмечает в своей работе В.И. Кабрин, «...мудрость мыслей о человеке кристаллизуется не в определениях, а в метафорах» [5. С. 6].В рамках коммуникативного подхода к личности, разработанного В.И. Кабриным, категорию «метафоры» мы можем рассмотреть через понятие транскоммуникации, определяя ее как «процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами в интра- и интерперсональных планах, как сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса» [6. С. 31]. «Чаще всего транскоммуникация осуществляется в остротах, аналогиях и метафорах, но также в смятениях, потрясениях, инсайтах, катарсисах - во всем том, что выводит человека за рамки обыденного в новое, неизведанное» [5. С. 9].В своей работе мы исследовали метафорическую феноменологию в транскоммуникативном контексте на основе анализа динамики транскоммуникативных тенденций процесса метафоризации по текстам рефлексивных отчетов участников тренинга. Контент-аналиэ дневников «Мои метафоры» позволил отследить транскоммуникативные процессы на основе подсчета частоты встречаемости метафорической вербализации по категориям: «коммуникативный стресс» (КС), «коммуникативный транс» (КГ), «транс-стресс-формация» (ТСФ), «стресс-транс-формация» (СТФ).В таблице представлены средние показатели индексов метафорической вербализации по каждому месяцу тренинга.Сравнительные результаты контент-анализа дневников за 4 месяцаТранскоммуникативные категории1-й месяц2-й месяц3-й месяц4-й месяцКТ0,380,300,450,63КС0,320,450,250,12ТСФ0,130,110,020,02СТФ0,150,160,280,23Из представленных в таблице данных видно, что у испытуемых в начале тренинга наблюдалось проявление коммуникативного стресса и коммуникативного транса с небольшим преобладанием переживаний коммуникативного транса по метафорической рефлексии. Это можно объяснить тем, что хотя большинство участников легко, в игровой форме восприняли новую тренинговую ситуацию, в начале наблюдалось определенное разделение тренинговой группы на две: те, ко-190торые легко вошли в процесс метафоризации и у кото-рых преобладало состояние коммуникативного транса, и те, кому сложнее было включиться в формат метафо-рической рефлексии, что отразилось на преобладании у них индекса коммуникативного стресса и проявлений транс-стресс-формации. В дневниках это проявлялось следующими высказываниями:«Я сегодня на тренинге была каким-то деревцем, стоящим в стороне с легко колышущимися листочками ярко-зеленого цвета…»; «Я, по-видимому, затерявшая-ся скала среди других…»; «Я сегодня на тренинге был королем. Интересно, но что-то не получилось. Эх, ви-димо, не по мне царская корона, великовата, да и тяже-ла очень»; «Я на протяжении недели была, как елка, в ожидании снега. Многое изменилось, может, именно поэтому хочется уйти в глубокий сон и жить ожидани-ем праздника, чтобы когда-нибудь стать новогодней»; «Тренер сегодня похожа на цветок жасмина - красивая и гармоничная.… Но у нас в Забайкалье не растет жас-мин»; «Группа сегодня была похожа на коробку кон-фет, так как каждый думал о чем-то своем, был в своей ячейке. Мы сплочались только тогда, когда нас попро-сят сделать что-нибудь».Проявления коммуникативного транса можно заме-тить по следующим высказываниям:«Я на протяжении недели чувствовал себя на высоте, можно сказать, был флагом на вершине Эвереста…»; «Группа сегодня была просто супер!!! Мы были похожи (со стороны) на дружную семью»; «Сегодня была прин-цессой - здорово! Получила массу энергии…».На втором месяце мы наблюдаем усиление индекса коммуникативного стресса в метафорической вербализа-ции. Причем те, кто в начале занятий очень ярко проявлял коммуникативный транс в метафорической рефлексии, на втором месяце ушли в противоположную сторону прояв-лений коммуникативного стресса, что говорит о доста-точно поверхностном, защитном коммуникативном тран-се в начале тренинга у этих респондентов.Анализ дневниковых записей показывает, что нега-тивные переживания содержали в себе мобилизацион-ный вектор стресса, позволивший через некоторое вре-мя на личностном уровне прийти к эффективному пе-реживанию изменений. На втором месяце уже все уча-стники активно включились в метафорическую реф-лексию. Им стал интересен сам коммуникативный про-цесс создания метафоры и возникновения языковых, эмоциональных, когнитивных и других эффектов при «встрече» во внутреннем или внешнем диалоге с мета-форой. Участники стали замечать, что в метафору, как на голографический, многомерный экран, легко проеци-ровать проблемный опыт. Проблемные переживания, выражаемые в метафоре, имели трансформирующий характер, в результате чего почти сразу возникала пози-тивная стресс-транс-формация. Происходила мобилиза-ция, которая и давала креативную транскоммуникатив-ную динамику. И уже на третьем месяце наблюдались значительное возрастание индексов коммуникативного транса, стресс-транс-формации и снижение коммуника-тивного стресса и транс-стресс-формации переживаний. В дневниках появляются такие записи:«На сегодняшний тренинг шла «никакая» - грозовая туча, но когда увидела свою группу, с души как каменьсвалился, жить стало легче. Не знаю почему, но в по-следнее время наша подгруппа стала мне как семья.… Спасибо вам за это…»;«Не знаю что я или кто сегодня на тренинге. У меня просто хорошее настроение. Я, наверное, как жвачка -давно надоела, ко всему прилипаю, но без меня нельзя!!»;«Группа сегодня странная! Как ежик: сначала были колючки, а потом появились мягкое розовое брюшко и чудная мордочка с черными блестящими глазками и забавным носиком».Метафорические образы становятся объемными, появляется много ярких, позитивных образов и пере-живаний, что отразилось в возрастании индекса ком-муникативного транса и снижении коммуникативного стресса к четвертому месяцу занятий. Сохраняется преобладание стресс-транс-формации над транс-стресс-формацией, что говорит о стабилизации в тренинге транскоммуникативных процессов. Наблюдается вза-имная трансформация событий в тренинге и личност-ных переживаний в рефлексивной метафоре, появляет-ся больше экзистенциальной проблематики:«Я сегодня почувствовала себя Вселенной, удиви-тельное ощущение своего пространства: вроде ты и чувствуешь свои границы, а с другой стороны, гораздо их шире….»; «Оказывается, так многого мы не замеча-ем, не видим, проходим мимо. Я на протяжении недели смотрел на все другими глазами, был мудрецом….»; «Моя группа сегодня - калейдоскоп ярких огней: сияю-щие глаза, улыбки. Спасибо вам!»; «Сегодня работали со временем. Сначала была часами с неумолимым дви-жением стрелок… а потом стала Вечностью - как, не поняла, но было очень необычно и интересно»; «Я ока-зывается, на протяжении недели был тем монахом из притчи… Тащил на себе все это. Сегодня скинул все… Стало даже смешно».Это позволяет говорить о возросшей транскомму-никабельности участников тренинга, выражающейся в ощущении духовно-душевно-телесного единства К-мира человека, открытости трансцендентальным, сим-волическим, психосемантическим процессам.Таким образом, на основе анализа транскоммуника-тивных процессов в рефлексивной метафоре мы можем выделить три основные фазы транскоммуникативной динамики в группе:1))коммуникативный транс и коммуникативный стресс примерно равны, небольшие проявления стресс-транс-формации и транс-стресс-формации - фаза вхо-ждения в метафорический процесс;2)преобладание коммуникативного стресса, кото-рый содержит в себе мобилизационный фактор, приво-дящий к личностным изменениям, - кризисная фаза;3)высокий показатель стресс-транс-формации и коммуникативного транса - фаза креативной транс-формации, которая отражает транскоммуникативный рост участников.Анализируя динамику метафорической вербализации в дневниках, следует отметить, что в самом начале тре-нинговой работы рефлексивные отчеты часто были по-верхностными, формальными, закрытыми. Например:Я сегодня - «Мне все понравилось...», «Было весе-ло…», «Какая-то сонная, грустная...», «Милый цвето-чек...»; Я на протяжении недели - «Много чего сделала191(с перечислением событий)», «Все прошло очень быст-ро… и как-то не запомнилось».В процессе развития процесса метафоризации ме-тафорическая рефлексия приобретала все большую целостность и смысловую емкость. Например: Я сего-дня - «Зеленая пушистая елочка. Хотела навешать на себя какие-то игрушки, но они же стеклянные и бу-мажные... Хочу полюбить свои пушистые иголочки…», «Мячик, который уже запрыгался»; Группа сегодня -«Земной шар - вроде все вместе материки, но так дале-ко друг от друга. Надо строить мосты…», «Наш костер сегодня разгорелся с новой силой…». Такие метафори-ческие конструкты задавали транскоммуникативный вектор процессу обратной связи в тренинге. Участники на этапе обратной связи все чаще использовали образы метафорической рефлексии, интегрируя смысловые, эмоциональные и действенные компоненты своего коммуникативного опыта. Метафоры позволяли сде-лать обратную связь более целостной, многомерной. Часто отдельные метафоры, резонируя с состоянием группы, разворачивали цепочку транскоммуникатив-ных микрособытий. Если метафора отражала проблем-ную информацию, возникающий диалог в тренинговом взаимодействии приводил к трансформации проблем-ной метафоры в ресурсную с осознанием субъективно значимых для каждого участника смыслов. Этот про-цесс сопровождался переживанием состояний, соответ-ствующих основным лучам транскоммуникации: нис-ходящая транскоммуникация - катарсис, успокоение, очищение; импрессивная транскоммуникация - восхи-щение, удивление, завороженность; экстенсивная -энтузиазм, вовлеченность, способность выразить невы-разимое; восходящая - состояние инсайта, озарения.Анализируя второй блок дневников, в котором отра-жались спонтанные метафоры, возникающие в процессе коммуникации, любимые пословицы, притчи и т.д., сле-дует сказать, что в начале мало у кого были заметки в этом блоке. Но уже ко второму и третьему месяцу заня-тий большинство участников включились в работу на этом уровне. Респонденты стали более наблюдательны-ми, чувствительными к различным языковым проявле-ниям, стали фиксировать интересные для себя метафоры из произведений, понравившиеся пословицы, фразы диалогов и т.д. Это свидетельствует о расширении ком-муникативного опыта участников тренинга, взаимореа-лизуемости коммуникативных миров личности в группе и за ее пределами. В конце тренинга у большинства уча-стников появилась своя коллекция ресурсных метафор, относящихся к различным темам: «смысл жизни», «лю-бовь», «взаимоотношения с другими», «осмысление трудных жизненных ситуаций» и др. Усиление метафо-ричности, отражаемое в работе со вторым блоком днев-ника, говорит о повышении меры осмысленности участ-никами своего коммуникативного пространства.Дополнительно для изучения самоидентификации респондентов в метафоре мы проанализировали в транскоммуникативном формате особенности метафо-рического описания понимания жизни респондентами.Приведем следующие примеры высказываний на тему «Моя жизнь как метафора»: «Бег по горам и хол-мам с короткими остановками в низинах и на верши-нах»; «Это постоянные поиски чего-то лучшего, моя192жизнь, как времена года»; «Сильный, бурный водопад, который спускается с гор и медленно равномерно те-чет»; «Дорога к исполнению желаний, реализации воз-можностей»; «Моя жизнь, как море: временами волны, временами штиль, бывают и штормы»; «Это теплое весеннее утро с ярким солнцем, после небольшого до-ждя»; «Моя жизнь, как котел страстей…»; «Река, кото-рая сначала течет в одном русле, потом - резкий пово-рот, спад, подъем»; «Это полнейший завал всего-всего, и при этом она прекрасна»; «Перекресток нескольких дорог, идешь и думаешь, а в верном ли направлении я иду?»; «Как листья деревьев - они опадают, но обяза-тельно вырастают новые, еще более яркие».Мы видим, что в метафору происходит многомер-ная смысловая проекция отношения человека к жизни. У большинства респондентов метафорические смысло-вые конструкты отражают позитивное восприятие жиз-ни: жизнь предстает как постоянное движение, откры-тие нового. Многие метафоры содержат в себе холи-стическое транскоммуникативное восприятие жизни, выражающееся в интегрированном осмыслении ком-муникативного стресса и коммуникативного транса и их динамического взаимодействия как основы жизни.Почти все метафорические образы имеют архетипиче-ское значение. На основе символического анализа можно дать следующее описание наиболее выраженных в иссле-дуемой выборке метафорических категорий [7]:1..Жизнь как метафора пути (дорога, движение, пе-рекресток, лабиринт). Путь - это многозначный сим-вол, распространенный во многих культурах, обозна-чающий, прежде всего, образ жизни и судьбу человека. Символический путь наделяется и пространственным, и временным измерением. Начало и конец пути отме-чены изменением состояния: герой приобретает что-то новое либо восполняет утраченное. У пути обычно две крайние точки, однако иногда он подразумевает воз-вращение в исходную точку. Неотъемлемыми атрибу-тами пути являются препятствия (требующие концен-трации воли и духовных сил) и перепутья (актуализи-рующие свободу выбора). Путь в этом смысле - это всегда путь к центру, к высшим ценностям, к сущности вещей. Путь также выступает символом учения и зако-на. Человек оказывается на дороге, влекомый страст-ным желанием открытий и перемен, движимый мыс-лью противопоставить ограниченности наличного про-странства бескрайние просторы мира. Движение по дороге отражает стремление к духовному становлению личности, открывающей для себя мир в его многооб-разных проявлениях.2..Жизнь как метафора воды - река, море. Вода вы-ступает в качестве универсального символа во всех мировых традициях, при этом наделяется многообраз-ными функциями. Вода всегда находится в движении, выступает как символ трансформации, изменения (в силу ее «превращения» в пар, град, снег, лед), она на-деляется живительной и очищающей способностью. Вода в целом выступает как амбивалентный образ: она воплощает и начало, и конец мира, рассматривается как поддерживающая жизнь и как нечто опасное. Ос-новные формы водной стихии - море, волны, река -также отражают амбивалентность символики воды. Так, море, связанное с символикой волн, выступает сим-1.волом свободы («волны» - «вольный»), образом динами-ческого начала, в то же время это образ стихии, несущей бедствия. Символика волн олицетворяет цикличность процессов бытия, вечную схему притяжения и отталкива-ния, единство разнонаправленных сил, которые обеспе-чивают ритмичное существование мира, периодическое возвращение тех или иных явлений. Река, поддерживаю-щая плодородие, также выступает символом психической энергии человека, ее движения и проявления.3. Жизнь как метафора времен года, круговорота собы-тий. Времена года также выступают как символ цикличе-ского ритма бытия. Они олицетворяют положительный аспект изменений, поступательного движения времени и одновременно с этим являются символом упорядочивания социального устройства мира и его осмысленности.Таким образом, проведенное исследование показы-вает, что метафора, используемая в рефлексии, интен-сифицирует динамику транскоммуникативных прояв-лений личности в тренинговом процессе. Этому можно дать следующее объяснение. Ситуация «встречи» с метафорой в коммуникативном пространстве всегда связана с ощущением новизны. Новизна переживается человеком как коммуникативный стресс, который мо-билизует возможности человека и активизирует его внутренние ресурсы, что и приводит к стресс-транс-формации переживаний. Через метафору человек при-ходит к ощущению сходства, часто нового и неожи-данного, между метафорической проекцией своей ком-муникативной ситуации и возможностями ее осмысле-ния, изменения в реальном коммуникативном про-странстве. Это приводит к развитию целостного, сте-реоскопического мировосприятия - транскоммуника-тивного видения жизни и себя в ней. Лежащее в основе метафоры противоречие между формой и содержанием требует особого напряжения мысли, чувств, творческо-го усилия, что задает предпосылки для актуализации транскоммуникативных состояний в тренинговой группе. Метафоры оживляют незначительные, на пер-вый взгляд, состояния, но такие микрособытия и мик-роситуации включают в себя глубокое транскоммуни-кативное переживание и осознание. Метафора создает условия для свободы, спонтанного смыслотворчества. Метафора - открытый процесс. Личность погружается в метафору такой, какая она есть, без фиксированных оценок себя и других. Метафора облегчает и фасили-цирует процесс осознания и осмысления системы от-ношений между участниками коммуникации, снижая воздействие негативных эмоций при получении болез-ненной для человека информации. Метафора задейст-вует глубинные уровни коммуникативного мира за счет непривычных для разума архетипических элемен-тов. Выявленный глубинный, архетипический смысл большинства метафорических категорий позволяет сделать вывод о том, что на уровне метафорического отражения человек включается в более широкий, кос-мический, трансперсональный контекст открытия смысла жизни. Постигая архетипические грани своего Я, расширяя границы собственного коммуникативного опыта, человек сохраняет свою уникальность и стано-вится при этом более многомерным.

Ключевые слова

метафора, транскоммуникация, архетип, рефлексия, тренинговый процесс, metaphor, transcommunication, arkhetip, reflection, training process

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лебединская Светлана ВладимировнаЗабайкальский государственный гуманитарно-педагогический университетстарший преподаватель кафедры специальной психологии факультета психологииlebedi6@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Ричардс А. Философия риторики // Теория метафоры: Пер. с англ.; Вступ. ст. Н.Д. Арутюновой; Под ред. Н.Д. Арютюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 44-68.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит., 1998. 798 с.
Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М.: Класс, 2003. 384 с.
Клочко В.Е. Щит Персея и круг Хомы: психоисторический этюд // Сиб. психолог. журн. 2003. № 19. С. 11-17.
Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 233 с.
Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования. Томск: ЦПКЖК, 2002. 68 с.
Словарь символов и знаков / Авт.-сост. Н.Н. Рогалевич. Минск: Харвест, 2004. 512 с.
 Исследование транскоммуникативных процессов в рефлексивной метафоре | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Исследование транскоммуникативных процессов в рефлексивной метафоре | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия