Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеровк сплочению персонала | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеровк сплочению персонала

Представлены и проанализированы результаты апробации модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, которые подтвердили эффективность данной модели

Approbation of the educational process model are directed on becoming of the future managers readiness to rallyingof the personnel.pdf В педагогике принято, что для доказательства ис-тинности утверждений гипотеза исследования проверя-ется и подтверждается в результате практической ап-робации разработанной модели. Опытным путём ис-следователи пытаются подтвердить теоретически обос-нованные гипотезы либо опровергнуть их.Апробация проектов - это специфический вид иссле-дований, в котором проверяются свойства проектов на соответствие решаемой проблеме [1]. Организация ап-робации охватывает целый ряд существенных моментов, одним из которых является разработка гипотезы. На ос-нове анализа проблемы оказания педагогического со-действия становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в теории педагогики и практике образования мы пришли к следующей формулировке гипотезы: становление готовности будущих менедже-ров к сплочению персонала в образовательном процессе вуза будет осуществляться на уровне, достаточном для осуществления данной деятельности, если:1))реализована педагогическая модель образователь-ного процесса, направленного на становление готовно-сти будущих менеджеров к сплочению персонала, в ос-нову которой положена теория гуманно ориентиро-ванного образовательного процесса, что позволит реали-зовать педагогическое содействие становлению готовно-сти будущих менеджеров к сплочению персонала;2)в содержании образовательного процесса отра-жены не только сведения о социальном опыте по тео-рии и практике сплочения персонала, но и предусмот-рено приобретение личного опыта деятельности сту-дентов, направленное на возможное применение раз-вившейся образованности к сплочению персонала;3)методы учебно-педагогического взаимодействия характеризуются сочетанием педагогического влияния с поддержкой инициатив со стороны студента в проек-тировании собственных вариантов возможного сплоче-ния персонала в организации.Гипотеза исследования проверяется и подтвержда-ется в результате практической апробации разрабо-танной модели. На основе этого определена цель ап-робации: проверить достаточность выдвинутых в ги-потезе условий педагогического содействия для эф-фективности становления готовности будущих спе-циалистов производственного менеджмента к сплоче-нию персонала. Ожидаемым результатом является повышение уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.В соответствии с данной целью нами были опреде-лены следующие задачи на каждом из этапов экспери-ментальной апробации.Задачи1-го этапа экспериментальной апробации:1..Разработать уровни и критерии оценки готовно-сти будущих менеджеров к сплочению персонала.2.Выявить сложившийся на данный момент уро-вень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.Задача 2-го этапа экспериментальной апробации:3.Апробировать разработанную модель с цельювыявления её эффективности в процессе подготовкибудущих менеджеров к сплочению персонала.Задача 3-го этапа экспериментальной апробации:4.Повторно апробировать разработанную модель с це-лью подтверждения положений, выдвинутых в гипотезе.Исследование проводилось в златоустовском фи-лиале Южно-Уральского государственного универси-тета, Уральском региональном институте культуры и искусств дополнительного образования, Южно-Уральском институте управления и экономики. Всего в эксперименте участвовало около 500 человек (студен-ты, преподаватели, менеджеры-практики).В ходе решения задач первого этапа эксперимен-тальной апробации была проведена экспертиза с ме-неджерами-практиками, которая показала, что пробле-ма сплочённости коллектива привлекает к себе внима-ние менеджеров; за термином «сплочённость» для мно-гих из них скрывается нечто единое, целостное, что должно уберечь коллектив от внутренних потрясений, конфликтов и способствовать успешному достижению целей производства.Сплочённость, с точки зрения менеджеров-практиков, - интегральное системное качество группы как единого целого, характеризующееся качественно новыми отношениями её участников, выражающимися в сотрудничестве и взаимопомощи, принятии группо-вых целей, норм и ценностей, выработанных с учётом индивидуальных потребностей членов группы; согла-сованием действий в совместной групповой деятельно-сти; в групповой атмосфере эмоционального комфорта, доверия, психологической безопасности. Сплочённость группы возникает на основе эмоционального, ценност-ного и поведенческого единства её участников. В осно-ве сплочённости как единения людей лежит сочетание двух начал - личностного и группового. Ключевыми моментами в создании сплочённого коллектива, со-гласно данной экспертизе, проведённой среди менед-жеров-практиков с большим опытом работы в управ-ленческой деятельности, являются: подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относи-тельно как профессиональной деятельности, так и нравственных аспектов человеческого бытия; соответ-ствие целей коллектива ценностям и потребностям от-дельных её членов; используемый руководителем194управленческий стиль со всеми вытекающими последст-виями: включённость (или не включённость) членов коллектива в процесс принятия решений; делегирование подчинённым управленческих функций, ответственно-сти; способствование рождению у сотрудников чувства сопричастности к делам коллектива. Таким образом, большинство менеджеров-практиков сходятся прежде всего в том, что успешность управленческой деятельно-сти зависит не только от знания технологии, но и от сте-пени сформированности у менеджера готовности к сплочению персонала.На основе анализа научной литературы и эксперти-зы, проведённой с менеджерами-практиками, мы сде-лали вывод, что к сплочению персонала как важной социально-психологической функции управления ме-неджеру необходимо относиться как к ценности, кото-рую ему нужно воспитывать в производственном кол-лективе. Для того чтобы процесс сплочения персонала в будущей профессиональной деятельности происхо-дил успешно, будущему менеджеру необходимо обла-дать определёнными знаниями и умениями, без кото-рых осуществление сплочения персонала невозможно, т.е. быть готовым осуществлять деятельность, направ-ленную на сплочение персонала. Поэтому в нашем ис-следовании представляется необходимым уточнить понятие «готовность к сплочению персонала».Готовность будущего менеджера к сплочению пер-сонала, на наш взгляд, представляет собой аспект обра-зованности со следующими характеристиками готов-ности к сплочению персонала:- осведомлённость о социальном опыте по теории и практике групповой сплочённости (организационная структура первичного производственного коллектива; стадии и уровни развития коллектива; сплочение пер-сонала как высший уровень развития коллектива; структурные компоненты групповой сплочённости; социально-психологические факторы сплочения персо-нала; методы и приёмы сплочения персонала; диагно-стика групповой сплочённости);- сознательность как мера направленности на форми-рование собственного отношения к деятельности сплоче-ния персонала, осмысление и понимание важности дан-ной деятельности; способность оперировать зарождён-ными знаниями, опираться на них при обосновании моти-вов своего отношения к сплочению персонала, а также в целеполагании деятельности сплочения персонала;- действенность в процессе сплочения персонала как мера вовлечённости будущего менеджера в процесс сплочения персонала отражает обобщённые умения личности сплачивать персонал, проявляется во внут-ренней и внешней активности при организации спло-чения персонала;- умелость в сплочении персонала как совокупность проявлений организационно-управленческих умений сплачивать персонал, т.е. осмысленной системы дейст-вий, приёмов, методов, направленных на достижение по-ставленных целей при организации сплочения персонала; способность пользоваться полученным социальным опы-том, умение добиваться положительных результатов при подготовке и осуществлении сплочения персонала.Нами было принято решение рассмотреть готов-ность к сплочению персонала в связи с образованно-стью по следующим причинам: во-первых, образован-ность и готовность к сплочению персонала взаимосвя-заны; во-вторых, обобщённые характеристики образо-ванности могут более полно и чётко отразить состоя-ние качеств личности в некоторый момент времени в силу определённости показателей этих характеристик (точность, полнота, объём, размерность, логичность, целенаправленность, соотнесённость, активность и ре-зультативность), чего нет в характеристиках готовно-сти к сплочению персонала; в-третьих, как следствие, более точно можно определить присущий личности на некоторый момент времени уровень готовности к сплочению персонала. Под образованностью Г.Н. Се-риков понимает приобретаемое человеком в процессе образования некоторое свойство, которое выражает определённую меру овладения им какой-то частью со-циального опыта, а также способность пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. Сис-темное свойство образованности заключается в обеспе-чении направленности на готовность к усвоению соци-ального и приобретению личного опыта, а также к пользованию им в жизни и жизнедеятельности [2].Далее мы подошли непосредственно к решению первой задачи апробации - разработке уровней и кри-териев оценки готовности будущих менеджеров к сплочению персонала. Для определения уровней готов-ности будущих менеджеров к сплочению персонала в ходе апробации необходимо было определиться с кри-териями оценки. Критерии оценки уровней готовности будущих менеджеров к сплочению персонала опреде-лялись методом экспертиз. Для каждой составляющей готовности к сплочению персонала по всем показате-лям были разработаны критерии оценки уровня готов-ности будущих менеджеров к сплочению персонала, по которым выставлялись соответствующие баллы. Разра-ботанные критерии использовались в ходе всей апро-бации для определения уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала на каждом этапе исследования. Выявление уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала по всем показате-лям позволяет точнее определить сложившийся на дан-ный момент уровень их готовности и выявить те со-ставляющие готовности, которые нуждаются в особом внимании. Принадлежность студентов соответствую-щему уровню готовности к сплочению персонала в ходе всего эксперимента определялась выведением среднего балла по формуле(Т+П+О+Р+Л+Ц+С+А+Р) / 4, где Т - точность, П - полнота, О - объём, Р - размер-ность (показатели осведомлённости в становлении го-товности будущих менеджеров к сплочению персона-ла); Л - логичность, Ц - целенаправленность, С - соот-несённость (показатели сознательности в становлении готовности будущих менеджеров к сплочению персо-нала); А - активность (показатель действенности в ста-новлении готовности будущих менеджеров к сплоче-нию персонала); Р - результативность (показатель уме-лости в становлении готовности будущих менеджеров к сплочению персонала).Для каждого уровня готовности к сплочению пер-сонала мы определили верхнюю и нижнюю границы. Если средний балл находится в интервале от 3 до 5,5,195то уровень готовности к сплочению персонала началь-ный; от 5,6 до 8,1 баллов - предостаточный уровень; от 8,2 до 10,7 баллов - уровень готовности к сплочению персонала достаточный; от 10,8 до 12 баллов - продви-нутый уровень готовности к сплочению персонала; т.е. готовность к сплочению персонала мы соотнесли с уровневыми показателями и отделили четыре уровня готовности: начальный, предостаточный, достаточный и продвинутый, которые описали характеристиками образованности с соответствующими показателями.В ходе апробации определение уровня готовности к сплочению персонала для каждого студента произво-дилась в соответствии с разработанными критериями по следующей шкале:Баллы10,8-128,2-10,75,6-8,13-5,5УровеньПродви-нутыйДоста-точныйПреддоста-точныйНачаль-ныйТаким образом, была решена первая задача апроба-ции, т.е. разработаны уровни и критерии оценки готов-ности будущих менеджеров к сплочению персонала.Для решения второй задачи апробации на этом же этапе был осуществлён констатирующий эксперимент с целью выявления уровня готовности к сплочению персонала студентов. С помощью тестов, анкет, на-блюдений, бесед, моделирования ситуаций исследова-лось и оценивалось состояние характеристик готовно-сти к сплочению персонала - осведомлённости, созна-тельности, действенности, умелости с соответствую-щими показателями. По этим показателям определя-лась принадлежность студентов к тому или иному уровню готовности к сплочению персонала. Мы стре-мились определить имеющийся уровень готовности по всем составляющим, сознательность, действенность, умелость с соответствующими показателями: точность, полнота, объём, размерность, логичность, целенаправ-ленность, соотнесённость, активность, результатив-ность. С этой целью были разработаны тесты, при ана-лизе которых делались выводы об осведомлённости, сознательности, действенности, умелости. Осведом-лённость и сознательность проверялись с помощью тестов на воспроизведение некоторых знаний об орга-низации процесса сплочения персонала, анкет, наблю-дений за студентами. Действенность и умелость на первом этапе экспериментальной апробации проверя-лись в ходе наблюдений за студентами, моделирования ситуаций.В эксперименте участвовали три группы студентов ЗФ ЮУрГУ: две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2), и одна контрольная группа (КГ), что, согласно данным мате-матической статистики, является достаточным для обеспечения надёжности результатов на уровне мате-матической значимости α = 0,05.Констатирующий эксперимент показал, что боль-шинство студентов из числа исследуемых могут быть отнесены к начальному уровню готовности к сплоче-нию персонала (ЭГ1 - 96,7%; ЭГ2 - 89,3%; КГ -93,4%), небольшой процент из числа исследуемых мо-гут быть отнесены к предостаточному уровню готовно-сти к сплочению персонала (ЭГ1 - 3,3%; ЭГ2 - 10,7%;КГ - 6,6%). Это явление можно объяснить тем, что зна-ния и умения по организации сплочения персонала до-вольно специфичны по своей сути и студенты ими не обладают. Следовательно, была решена вторая задача апробации - выявлен сложившийся на данный момент уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развитости каждой из составляющих готовно-сти к сплочению персонала и в целом готовности к сплочению персонала студентов в экспериментальных и контрольной группах практически одинаковый. Под-тверждает этот вывод и статистическая проверка раз-личий в состояниях готовности к сплочению персонала студентов исследуемых групп с помощью критерия хи-квадрат для двух независимых переменных, который показал несущественность различий между контроль-ной и каждой из экспериментальных групп.В результате осуществления первого этапа экспе-риментальной апробации мы решили две задачи: 1) разработали уровни и критерии оценки готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, 2) вы-явили сложившийся на данный момент уровень готов-ности будущих менеджеров к сплочению персонала. Опираясь на полученную информацию, педагогическая модель образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к спло-чению персонала, была адаптирована.Третья задача заключалась в апробировании разрабо-танной педагогической модели с целью выявления её эф-фективности в процессе подготовки будущих менеджеров к сплочению персонала (второй этап экспериментальной апробации, формирующий эксперимент). Данный этап предусматривал осуществление идей, первично изложен-ных в гипотезе. Педагогическая модель (рис. 1) представ-ляет собой образовательную систему со следующими элементами: входная величина - выявленный уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала; выходная величина - сформированное свойство лично-сти - готовность будущих менеджеров к сплочению пер-сонала; связующий компонент - деятельность преподава-теля и студентов, направленная на становление готовно-сти к сплочению персонала (содержательная единица педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала).Отличительными признаками данной педагогиче-ской модели являются: опора на выявленный уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персо-нала с ориентацией на повышение данного уровня го-товности в соответствии с поэтапной подготовкой в субъект-субъектном взаимодействии; педагогическое содействие становлению готовности будущих менед-жеров к сплочению персонала, выполняющее перечис-ленные условия гипотезы.В процессе реализации педагогической модели обра-зовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в практике образовательного процесса мы выделили три этапа подготовки студентов к сплочению персонала:1-й этап: переход от начального уровня готовности к предостаточному.196Цель: становление готовности будущихменеджеров к сплочению персоналаПроектируемое состояние готовности к сплочению персоналаНачальное состояние готовности к сплочению персоналаСодержание гуманно-ориентированного образовательного процессаСведения о социальном опыте по теории и практике сплочения персонала, приобретение личного опыта деятельности студентов, направленное на возможное применение развившейся образованности к сплочению персоналаМетоды учебно-педагогического взаимодействия1.Организация сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных взаимоотношений междупреподавателем и студентами:- объяснение, разъяснение, беседа, сориентированные на дискуссию, диспут, проблемную ситуацию, моделирование и направленные на методы убеждения и внушения в развитии сознательности, в понимании важности сплочения персонала и правил поведения, способст-вующих сплочению персонала в организации;- метод проектов, упражнений, инструктаж сориентированные на поддержку инициатив со стороны студента в проектировании соб-ственных вариантов возможного сплочения персонала в организации и апробацию индивидуальных проектов по сплочению персонала на практических занятиях и на производственной практике, обсуждение результатов апробации проектов, направленные на методы упраж-нений в навыках, привычках поведения и деятельности по организации сплочения персонала; требований в совершенствовании органи-зуемых упражнений, ориентация на примеры образцов поведения, способствующих сплочению персонала в организации.2.Педагогическое стимулирование студентов к овладению и постоянному совершенствованию готовности к сплочению персонала сучётом личных потребностей:- методы самообучения и стимулирования, сориентированные на реализацию потенциала групповой работы, приобретению навыков кооперативного мышления, развитию сплочения в группе: апробация в игровой форме и на практике индивидуальных проектов по спло-чению персонала; деловые игры; тренинги по сплочению персонала; «кейс-стади» на изучение конкретных ситуаций и поиск коллектив-ных решений; ККК (кружки контроля и качества), направленные на методы самовоспитания и самостимулирования.3.Сочетание контроля с самоконтролем в развитии готовности к сплочению персоналаФормы организации учебно-педагогического взаимодействиял, ,*, ,*, ,±, ,iпрактика|4 ► |работаДостигнутый уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персоналаЛекция 1 I Практические I I Производственная I I Самостоятельная I I Самообразование^ Цзанятия

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хлызова Ирина ВалерьевнаЮжно-Уральский государственный университетассистент кафедры экономики и права факультета экономики филиалаhlizovaiv@rambler.com
Всего: 1

Ссылки

Сериков Г.Н. Педагогика// Методология исследований. М.: ВЛАДОС, 2006. Кн. 2. 456 с.
Сериков Г.Н. Основания педагогических исследований. Челябинск: Образование, 2005. 238 с.
 Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеровк сплочению персонала | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеровк сплочению персонала | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 320.

Полнотекстовая версия