Нормативно-правовая база государственной молодежной политики с 1960-х по 1980-е гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321.

Нормативно-правовая база государственной молодежной политики с 1960-х по 1980-е гг

Исследуются правовые аспекты государственной молодежной политики Советского государства, проводником которой выступал комсомол. В статье показана необходимость разработки государственной молодежной политики страны, корректировки законодательства о молодежной политике, осмысления правовых аспектов истории молодежной политики

The Normative and Legal Foundation of the State Youth Policy from 1960s till 1980s.pdf С начала XX столетия политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач развитых стран. Молодежь составляет существенную часть населения страны, ее состояние, участие в жизни общества имеют принципиальное политическое, общественное значение, следовательно, она должна постоянно изучаться, осмысливаться всеми отраслями науки и отражаться исторической наукой в отечественной истории. С 1960-х гг. государство стало более активно реализовывать свою политику по отношению к молодежи. Издавались совместные решения партийно-государственно-комсомольских органов (ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР), касающиеся проблем молодежи. Понимание происходивших в этот период перемен в молодежной среде и в комсомоле невозможно вне исторического контекста. Те изменения, которые происходили в среде молодежи, отражены в нормативных документах СССР.Нормативно-правовой основой государственной молодежной политики является законодательство, законодательные акты различного уровня, нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления.Государственная молодежная политика Советского государства основывалась на правовых документах, регулирующих различные сферы общественной жизни. Значительную часть нормативных правовых актов СССР по вопросам, затрагивающим воспитание, образование, трудоустройство, службу в армии, поддержку молодых семей и другие вопросы молодого поколения, составляли совместные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР.Государственная молодежная политика в период существования СССР не выделялась из общей государственной политики, которая была направлена на все категории и группы населения. В Советском Союзе не было сводного законодательства по молодежной политике, нормативно-законодательные положения по вопросам жизнедеятельности молодежи были включены в общие законодательные и нормативные акты. Число законодательных актов, регулирующих положение молодежи в обществе, было велико. В 1980-х гг. они были отражены более чем в 1500 государственных актах [1. Ч. 1.С. 78]. Все законодательные инициативы, которые условно можно отнести к сфере молодежной политики, исходили от КПСС, в отдельных случаях - от ВЛКСМ. Проводником государственной молодежной политики в советском обществе на протяжении всего существования СССР выступал комсомол. Партия и комсомол были неразрывны. В партийном Уставе указывалось, что «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - это самодеятельная общественная органи-зация молодежи, активный помощник и резерв партии» [2. С. 431]. Комсомол помогал партии воспитывать молодежь, вовлекал ее в практическое строительство нового общества, готовил поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме.Комсомольские организации пользовались правом широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими партийными организациями вопросов работы предприятий, колхозов, учреждений. Они являлись активными проводниками партийных директив во всех областях коммунистического строительства, особенно там, где не было первичных партийных организаций.Более того, комсомол обладал правом законодательной инициативы и выдвижения своих кадров на определенные виды деятельности, в том числе руководящую и политико-воспитательную работу, осуществлял мобилизацию рабочей силы и правоохранительную деятельность, организацию досуга, туризма и т.п. Молодежное художественное и техническое творчество, спортивная деятельность, международные контакты с аналогичными организациями и другие инициативы молодых находили ощутимую поддержку комсомола, если развивались в русле партийных традиций.По предложению ЦК ВЛКСМ были приняты такие важные постановления партии и правительства, как: «О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 году», «Об организации Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького», «О строительстве клубов на Всесоюзных ударных комсомольских стройках», «О дальнейшем улучшении санаторно-курортного обслуживания подростков», «О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ», «О включении в титульный список строек объектов культуры, домов пионеров и спортивных сооружений», «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» и др. [2. С. 432; 3. С. 640; 4. С. 196-197; 5. С. 240-248].Именно в 1960-х гг. закладываются правовые основы молодежной политики в России. Было разработано несколько вариантов проекта Закона СССР о молодежной политике, или о молодежи. Впервые об этом было заявлено на XV съезде ВЛКСМ в 1966 г. Предложение о принятии закона о молодежи официально прозвучало на XXV съезде КПСС в 1976 г. в выступлении первого98секретаря ЦК ВЛКСМ. Первые две попытки вытекали из задачи закрепления в законе молодежной политики КПСС. Конечно, речь не шла и не могла идти о каком бы то ни было отделении молодежи от комсомола, и тем более от партии. Главная цель закона состояла в том, чтобы, сосредоточив в едином документе действующие и новые правовые и экономические гарантии различным категориям молодых людей, способствовать самоопределению молодежи в обществе и тем самым повысить ее социальную и политическую активность. Однако это не было признано актуальным. Общество не было готово открыто признать существование реальных молодежных проблем и тем более узаконить их решение. Все это свидетельствует о том, что проблемы молодежи, те явления, которые сейчас происходят в России в молодежной среде, были известны обществу и тем более специалистам.После длительных согласований и обсуждений были приняты лишь отдельные статьи, содержащиеся в проекте, в частности о создании молодежных комиссий в Верховном, местных советах и общественных организациях. Руководство страны не решилось на радикальные реформы, боясь противопоставить молодежь обществу. На ряде промышленных предприятий в коллективных договорах, являющихся основными документами по регулированию взаимоотношений администрации и профсоюзного комитета, появились молодежные разделы, в частности «Воспитание и обучение молодежи». Аналогичные разделы появились в планах социального и экономического развития предприятий и районов. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», а 13 декабря 1967 г. -«Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних» [6. С. 68]. Новые политико-правовые возможности для повышения роли ВЛКСМ как общественно-политической организации открылись с принятием в 1977 г. Конституции СССР. После принятия новой Конституции СССР в 1977 г. в инициативном порядке был разработан и предложен Верховному Совету СССР новый проект закона о молодежи. Но отношение к принятию закона о молодежи оставалось отрицательным. В Основном Законе появилось более 20 статей, которые призваны были укрепить правовой статус общественных организаций, в том числе и комсомола. Так, в статье 7 главы I Основного закона отмечалось, что Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи участвует «в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов» [7. С. 377]. В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что комсомол участвует в осуществлении коренных социальных задач общества. Конституция распространила на комсомол право законодательной инициативы, который был назван в числе элементов общественно-политической системы. Конституцией комсомолу было предоставлено право участвовать в формировании общественных фондов потребления и их справедливом распределении. Согласно Основному Закону из общественного фонда обеспечивалось бесплатное обучение, медицинская помощь, выплата стипендий, оплата отпусков, предоставление льготных путевок на лечение и отдых и др.Таким образом, Коммунистическая партия принимала меры, направленные на повышение роли молодежи, ее организации в управлении делами общества и государства. Комсомолу предоставлялось право законодательной инициативы в лице общесоюзных органов. По существу, была юридически закреплена правотворческая деятельность ВЛКСМ, когда практически ни один законодательный акт, ни один нормативный документ, касающийся вопросов труда, быта, отдыха и учебы молодежи, не принимался без учета предложений и участия в их разработке руководящих органов ВЛКСМ.Большую роль в обеспечении правовых основ молодежной политики сыграли постоянные комиссии по делам молодежи Верховного Совета СССР, которые были созданы в декабре 1968 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» [6. С. 75]. Эти формирования, как и другие постоянные комиссии, дали возможность осуществить непрерывный контроль со стороны выборных органов над исполнительными. Данные комиссии имели право готовить проекты законов и других предложений по вопросам воспитания, образования, профессионального обучения, труда, быта и охраны здоровья молодежи; давать соответствующие заключения, участвовать в предварительном рассмотрении народно-хозяйственных планов и бюджетов в той части, которая касается молодежи; заслушивать сообщения и доклады министерств, ведомств о выполнении законов, касающихся подростков и молодежи. Постоянные комиссии местных Советов имели право проверять работу отделов и управлений исполкомов, учреждений, предприятий, отдельных должностных лиц по вопросам соблюдения законодательства о молодежи, готовить заключения по проектам решений Совета и его исполкома, выступать с докладами на сессиях Совета и заседаниях исполкома и т.д. Анализ документов о работе постоянных комиссий местных Советов показал, что существенного влияния эти комиссии на работу советских организаций, органов государственного и хозяйственного управления с молодежью не оказали. Меры, принимаемые этими комиссиями, не всегда давали результат.Таким образом, делая общий вывод, следует отметить, что законы о молодежи, молодежной политике определяют сферу правовой и социальной защиты молодежи, соблюдение прав и свобод молодых граждан. Поэтому необходимо регулировать нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики, формировать организационно-управленческие механизмы ее осуществления. Необходимость осуществления особой правовой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежная политика вытекает из общего законодательства государства, проводится в его рамках. Права молодежи оговорены в основах законодательства по образованию, здравоохранению и многих других. Вместе с тем в России не было свода законов по вопросам жизнедеятельности молодежи. В советский период реализация государственной молодежной политики начала осуществляться по инициативе КПСС и ВЛКСМ и основывалась на Постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, пленумов ЦК99ВЛКСМ, ВЦСПС, Министерства просвещения СССР, на Постановлениях и Указах Президиума Верховного Совета СССР. Советское государство заботилось о молодежи, имело четкую молодежную политику, которая основывалась на правовой базе. После КПСС ни одна политическая партия не имеет детально разработанной молодежной политики. Справедливо говорить о том, что молодежная политика компартии советского периода была политикой действия, она решала практические вопросы молодежи, координировала все институты общества. В современных условиях в мо-лодежной среде существуют негативные тенденции (рост наркомании, алкоголизма в молодежной среде, детская проституция, подростковая преступность и т.д.), в результате чего государство обязано взять на себя решение проблем молодежи путем законодательного регулирования, формирования новой концепции молодежной политики в Российской Федерации. Правомерно говорить о том, что важнейшей задачей государства в выработке и осуществлении молодежной политики является формирование законодательной, нормативной базы.

Ключевые слова

state, youth policy, государство, молодежная политика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Королева Татьяна МихайловнаИркутский государственный университет (филиал в г. Братске)кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной философии и социально-культурных технологийtempotan@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. 472 с.
Там же. 1964. 446 с.
Королев А.А. Партия и молодежь. Политика КПСС по повышению роли государственных органов и общественных организаций в коммунистическом воспитании молодежи: опыт, проблемы (середина 60-х - 80-е годы). М.: Молодая гвардия, 1989. 205 с.
Там же. 1973. 368 с.
Наш ленинский комсомол. Ленинград: Лениздат, 1971. 536 с.
Справочник партийного работника. М.: Изд-во политической литературы, 1982. 655 с.
Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика: В 2 ч. М.: Московский гуманитарный университет. 2005. Ч. 1. 216 с.; 2006. Ч. 2. 188 с.
 Нормативно-правовая база государственной молодежной политики с 1960-х по 1980-е гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321.

Нормативно-правовая база государственной молодежной политики с 1960-х по 1980-е гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321.

Полнотекстовая версия