Образовательный продукт: понятие и ценность | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321.

Образовательный продукт: понятие и ценность

Рассматривается понятие «образовательный продукт». Образовательный продукт любого учреждения оказывает ключевое влияние на весь образовательный процесс, все его этапы и все аспекты связанной с ним деятельности. В статье выделены этапы становления образовательного продукта и тринадцать его свойств. Автор считает правильным подходом к рассмотрению понятия «образовательный продукт» изучение его на стыке наук - педагогической, экономической, социальной.

Educational product: the notion and user's value.pdf Понятие «образовательный продукт» само по себе не является новым. Наиболее распространенным является взгляд на образовательный продукт (и на образовательную услугу) как на специфическую форму образовательного товара. Под образовательным товаром понимается объект, способный удовлетворить потребность субъекта, связанную с развитием духовной сферы и приобретением новых знаний, умений и навыков. Исследованию рынка интеллектуальных, образовательных продуктов и услуг стали посвящать свои работы российские ученые и практики, среди которых мы выделили работы А.П. Панкрухина, О.В. Сатиновой, А.А. Ченцова, А.А. Колчина и некоторых других. Остановимся на них немного подробнее.Термин «образовательный продукт» был подробно исследован А.П. Панкрухиным. Автор рассматривал его в контексте рынка интеллектуальных продуктов и образовательных услуг. А.П. Панкрухин справедливо делает вывод, что разработка инновационных образовательных продуктов является частью инновационной стратегии страны [1]. Это мнение российского ученого в области маркетинга образовательных услуг имеет для нас большое значение. Позиция А.А. Ченцова не противоречит позиции А.П. Панкрухина. Он, в свою очередь, добавляет, что образовательный продукт - это только часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту рынка услуг. Понятие «образовательного продукта» гораздо шире. М.А. Лукашенко выделяет важную, с нашей точки зрения, деталь: «образовательный продукт» - это длительный по времени феномен. Автор, в частности, выделяет промежуточный образовательный продукт (результат промежуточных этапов образовательного процесса) и конечный образовательный продукт (выпускники учреждения) [2].Выделяются также другие важные характеристики «образовательного продукта». Так, О.В. Сагинова подчеркивает, что при проведении исследования через комплекс маркетинга, который состоит из четырех Р (Product, Place, Price, Promotion), продукт (Product), с точки зрения потребителя, становится ценностью (customer's value) [3]. Развивая данную тему, А.А. Колчин делает важное для нас дополнение: «Покупатель образовательных продуктов будет готов заплатить более высокую цену (или продолжать приобретать продукты по прежней цене в условиях экономического кризиса), если производитель сможет наглядно продемонстрировать так называемую «добавленную стоимость»: дополнительные услуги, дополнительные характеристики образовательных программ, отличающие их от программ конкурентов, дополнительные особенности в виде качества обслуживания». Вывод А.А. Колчина нам кажется особо интересным: наилуч-шие шансы стать успешными имеют те образовательные продукты, у которых высок уровень инновационной и культуроведческой составляющей [4].Не отрицая возможности приведенных толкований интересующего нас понятия, заметим, что в рамках данной статьи они представляются нам недостаточными. Любопытна точка зрения А.А. Ченцова, который выделяет категорию «образовательный продукт», определяя ее как результат научно-педагогического труда [5]. М.А. Лукашенко в работе «Особенности экономических отношений на рынке образовательных продуктов» дает экономическое обоснование эволюции форм образовательных продуктов. Он также констатирует незавершенность процесса формирования категории «образовательный продукт», которая трактуется как общественное благо смешанного типа, обладающее специфическими внешними эффектами: бессрочностью, масштабностью, интеграцией различных по природе явлений. Считаем важным заметить, что понятие «образовательный продукт» является интегративным, включающим в себя характеристики различных наук, как минимум социологии, экономики и образования [2].Прежде чем представить наше толкование понятия, отметим, что содержание образовательного продукта оказывает ключевое влияние на весь образовательный процесс, все его этапы и все аспекты связанной с ним деятельности: подготовительной, созидательной, организационной, контролирующей, социальной, экономической и собственно образовательной (рис. 1). Говоря о взаимовлиянии образовательного продукта и различных аспектов функционирования образовательного учреждения, важно выделить особенности генезиса образовательного продукта, происходящего в описанном контексте.Итак, выделим этапы становления образовательного продукта. В целях получения образовательного продукта мы определяем содержание социального заказа, формулируем в терминах заказчика образовательный продукт, разрабатываем образовательную программу в терминологии образования, которая приведет к ожидаемому результату, и реализуем его при мониторинге всего процесса реализации продукта. Рассмотрим подробнее этапы создания образовательного продукта.Этапы создания продукта:Этап 1 - подготовка:•·определение потребностей общества;•обсуждение ведущей идеи продукта;•разработка и согласование программы;•·осмысление интегративности и целостности образовательной деятельности;•·выбор социальных партнеров,•·оставление стратегического плана;•обсуждение оперативного плана.-159Рис. 1. Взаимовлияние образовательного продукта и различных аспектов функционирования образовательного учрежденияЭтап 2 - процесс реализации продукта:•·определение конечных параметров, по которым будет определено достижение успеха выпускников в системе общественных отношений (например, ответственность за нравственный выбор, самостоятельность, способность критически мыслить, способность давать нравственную оценку, включенность в информационное общество, способность к партнерству, потенциальные возможности создавать «новое» и др.);•·определение содержания образовательного процесса;•·организация сопутствующих процессов реализации продукта;•выбор образовательной технологии с обязательной информатизацией всего процесса;•·мониторинг и тактическая коррекция.•·Этап 3 - социальная проверка качества продукта:•·проверка качества через государственную и общественную аттестацию и аккредитацию образовательных программ;•·организация обратной связи с выпускниками;•·организация социологических опросов с целью оценки качества;-участие в рейтингах образовательных учреждений.Все названные виды деятельности способствуютсозданию продукта, обладающего конкретными параметрами и социальными нормами. Остановимся подробнее на каждом из этапов.В первую очередь, подготовка образовательного продукта - это командная работа менеджеров (управленцев) сферы образования. На этом этапе происходит описание, объяснение и предписывание поведения людей: педагогов и менеджеров (организаторов). Как мы уже подчеркивали, наш подход к понятию образовательного продукта требует учета потребностей социума и предписывает формулировку образовательного продукта в социальном контексте. Рождение образова-тельного продукта начинается с изучения потребностей общества, впоследствии отслеживается, как потребности трансформируются и, наконец, на третьем этапе проверяется качество образовательного продукта, в том числе через оценку, которую дает социальная среда. Этот этап характеризуется отбором содержания образования и его «опредмечиванием». Качество образования в данном контексте - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать нормам государственного стандарта или социального заказа.Как было отмечено ранее, мы считаем, что «образовательный продукт» есть опредмеченное содержание, которое потребитель приобретает в надежде на его эффективное использование в жизни. Если содержание образования в принципе безгранично, то продукт как планируемый результат имеет определенные границы, обусловленные временными рамками, с одной стороны, и возможностями учащегося - с другой. Он закладывается (планируется) в необходимом объёме как идеальный продукт, а создаётся, реализуется, объективируется благодаря материальным и деятельностным средствам, используемым учителем в процессе диалогического общения с учениками. Если этот процесс и средства будут удачно моделировать реальные ситуации, например межкультурный диалог, то это явится главным условием подготовки учащегося к реальному диалогу.«Результат образования может не совпасть с продуктом, он - лишь та часть продукта, которую усвоил каждый ученик индивидуально. Важно при этом стремиться к тому, чтобы соблюдать следующую закономерность: уровень результата прямо пропорционален уровню организации (в широком смысле) процесса образования» [6. С. 48]. Мы убеждены, что образовательный продукт есть осмысленное и усвоенное содержание. Если этот отличительный признак мы признаем ведущим, то образовательный продукт обязан иметь те же параметры, что и содержание. Учитывая160это, мы воспользуемся номенклатурой параметров иноязычного образования, предложенного Е.И. Пассовым в статье «Содержание образования как методическая категория» [6]. Вместе с тем мы считаем необходимым уточнить предложенный список, добавив к нему параметры, предлагая которые мы опирались на теоретические положения экономики и социологии, т.к. образовательный продукт есть интеграция образования, социологии и экономики.Итак, мы считаем, что планируемый образовательный продукт должен обладать, по меньшей мере, следующими тринадцатью свойствами:1.Востребованность. Выделение образовательногопродукта из субстанции «содержание образования»обеспечивается таким его свойством, как востребованность. Хорошо продуманное и обеспеченное содержание любого курса-продукта не может считаться образовательным продуктом в полной мере при условииотсутствия интереса к нему потребителя или неготовности выделить для его получения времени и/илисредств. Такой курс может называться образовательным продуктом только потенциально. Для примера мыхотим рассмотреть образовательный продукт института диалога культур. Вначале отметим, что не вызываетсомнения востребованность со стороны личности, общества и государства человека с устойчивыми нравственными ориентирами, с созидательным творческимтрудом, с культурой разумного потребления, культуройгуманистического общения, культурой познания икультурой мировоззрения. Все перечисленные характеристики есть характеристики человеческого, социального и культурного капиталов, которые обеспечиваютвозможность и функционирование диалога культур. Винтеграции они представляют человека с гуманитарным капиталом, а это и есть искомый образовательныйпродукт института диалога культур.2.Планируемостъ и проектная ограниченность.Эта характеристика полностью совпадает с одной изсущественных черт, которыми обладает содержаниеобразования как понятие Е.И. Пассова: «безграничность в потенциальном плане, но проектная ограниченность в целевом и уровневом планах». Построениесистемы контроля качества продукта на уровне школы,муниципалитета и региональном уровнях полностьюсовпадает с соответствующими действиями на уровнетеоретического представления о построении контроляовладением материала в классе. В этом случае можноговорить о таксономии как конкретном структурномэлементе содержания (unit), так и об уровнях овладениясодержанием образовательного продукта учеником илиучениками. Образовательный продукт отличается отсодержания образования в целом тем, что у него явнопросматривается ограниченность в проекте. При выделении подготовительного этапа мы ее назвали «ведущей идеей» образовательного продукта.3.Идеальность. Онтологическая сущность образовательного продукта образования, как и содержания,нематериальна. «Самое главное, что следует принятькак данность, содержание как категория, как понятие -феномен нематериальный, а идеальный, абстрактный»[6]. Образовательного продукта как бы не существует вприроде. Именно поэтому понятие «образовательныйпродукт» так трудно осмыслить. Он появляется благодаря специальным средствам и при определенных условиях. Для получения продукта нужна специальная системная методологически обоснованная организация средств.4..Духовный потенциал. Все средства, требующиеся для создания продукта, направлены на формирование гуманитарного капитала как духовной субстанции. «Пока длится образовательный процесс, ученик впитывает в себя эту духовную субстанцию, "дышит" ее атмосферой; как только образовательный процесс (условно говоря, урок) закончен, эта культуроносная атмосфера перестает окружать ученика, ибо он лишается (на время!) своих средств-источников и "исчезает", "прячется" в источники» [6].5..Адекватность цели. Адекватность цели как свойство образовательного продукта есть потенциальная достаточность имеющихся средств достичь конкретные цели в конкретных условиях конкретными способами. Адекватность цели есть одно из существенных свойств образовательного продукта. Целью образования в целом, с нашей точки зрения, является человек с накопленным гуманитарным капиталом. Гуманитарный капитал человека в отличие от компетенций амортизируется медленнее в десятки раз. Все затраты, связанные с обеспечением человека все новыми компетенциями, человек обеспечит за счет имеющихся у него человеческого и социального капиталов. Нам представляется, что рост производительности труда российских граждан, о котором настойчиво говорят экономисты и политики на современном этапе в России, может быть обеспечен через человеческие и социальные ресурсные капиталы, конечно, при условии, если их держать в фокусе внимания педагогов и менеджеров (организаторов).6.Антропоцентричностъ. Образовательный продукт только тогда поистине может считаться образовательным, когда вся его суть направлена на созиданиечеловека и созидание его сложного умения управлятьсвоей деятельностью в «диалоге» с природой, техникойи другими культурами.Таким образом, образование поистине становится антропоцентричным, интересы человека и человечества объединяются в систему.7.Кулътуросообразностъ. Образовательный продукт должен отвечать запросам общества, но образовательный продукт должен и может сам влиять на общество. Мы убежденно стоим на позиции, что содержанием образования должна быть культура (в широкомсмысле этого слова). «Категорично, но справедливосформулировал И.Я. Лернер, что и понятно, ибо, находясь в пространстве культуры, впитав ее, овладев ею,homo sapiens становится homo moralis (человеком духовным). Подчеркиваю, не homo loquens (говорящим),не homo agents (действующим, нравственным). Разумеется, духовность не противопоставляется всем другимипостасям человека...» - эта цитата из статьиЕ.И. Пассова «Содержание как методическая категория» определяет одну из основ содержательного аспекта образовательного продукта. При таком подходе, когда факты культуры станут основой содержания образовательного процесса, обогатится внутренний мириндивидуальности, и это обеспечит обновление и самоопределение общества.1618..Зависимость от технологии и организации процесса образования. На этапах подготовки, создания и социальной проверки образовательного продукта методологические принципы играют роль стратегических положений. Однако цель не может быть достигнута одной стратегией, требуются соответствующие тактические действия, реализующие стратегию. Система приемов составляет методику, которая обеспечивает или не обеспечивает движение к цели. Зависимость от технологии, к которой мы относим средства-приемы, средства управления, общение как механизм процессов, создающие адекватную или не адекватную среду, всем очевидна. Однако, к сожалению, организаторы образовательного процесса (педагоги и менеджеры-управленцы) часто упускают эту «очевидность» из виду, что приводит к «неожиданному» результату, когда цель не достигается.9..Системность. Описывая предыдущие восемь и последующие пять свойств образовательного продукта, мы должны отслеживать не только непротиворечивость свойств друг другу, что требует системный подход, но и обеспечить комплиментарность и гармоничность их взаимодействия. Учитывая внутреннюю системность, нельзя не сказать о требовании согласованности образовательного продукта с внешней для него средой. Ответственность за внешнюю оценку качества образовательного продукта также берет на себя автор этого продукта.10.Уровневость. Предлагая свое видение современного образовательного продукта, особое вниманиепредлагаем уделить: проблеме интеграции содержанияразличных образовательных уровней; связи содержания образования с жизнью; взаимодействию различныхвозрастов в образовательной среде. Всем известно, чтоПрограммы должны строиться с учетом необходимостиориентации образования на будущие состояния общества. Исходя из этого, мы считаем важным моментомнеобходимость заложить в программы принцип подготовки человека к неопределенным условиям. Данныйпринцип нацеливает человека на многократное возвращение в образовательную среду по мере того, какон сталкивается с новыми проблемами. Поиск моделиустойчивых связей между различными образовательными ступенями по вертикали представляется весьмаактуальным в современный период. При выделенииступеней образования предлагаем опираться на возрастную периодизацию, принятую в отечественной психологии, а параметром достижения цели образовательнойступени считать образ личности (идеал) с определенными качествами. Значимость такого подхода обеспечивает системный подход в организационном плане ипроясняет задачи деятельности субъектов в функциональном плане. Такая вертикально-интеграционнаяструктура важна еще и потому, что позволяет работатьв сложный период, характеризующийся поиском образовательной идеи в России.11.Вероятностность (эвристичностъ). Мы определились и рассматриваем образовательный продукткак «духовное производное» от материальных и дея-тельностных источников. При таком подходе определить планируемый уровень продукта как результатаможно только дедуктивно-гипотетически. Это объясняется бесконечным количеством образовательных средстви их комбинаторикой. Но мы обязаны быть нацелены на планируемый уровень продукта, учитывая все ресурсы, как возможности, так и ограничения. Одним из существенных средств-ресурсов является время. Образовательный продукт в некоторой степени эвристичен.12.Интегрированностъ. Решение любой серьезнойпроблемы, а особенно социальной, категорически требует учета системного подхода. Выход из создавшейсяситуации нам видится в разработке новых (синергети-ческих) образовательных продуктов. Такие образовательные продукты направлены на ликвидацию предметности, произойти это может за счет интеграцииродственных учебных дисциплин. Интеграция учебныхдисциплин не может быть сведена к простому суммированию отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенной переработки с учетом методологииинтеграции. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация дифференцированного изучения различныхпредметов, как нам представляется, не способствуетформированию у школьников целостной картины мира сего единством и многообразием свойств жизни общества, природы и техники, не позволяет показать единствозаконов, их применяемость в каждодневных условиях;не способствует пониманию глобальных и региональных экологических проблем; не дает возможности в достаточной мере изложить проблемы происхождения.Одним из способов выхода из сложившейся ситуации предлагается допущение юридического объединения ступеней образования в рамках общей методологии. Ясные методологические принципы дают возможность идентифицировать образовательный институт, позволят сформулировать миссию, позволяют принимать смыслообразующие решения при создании образовательных продуктов и программ, помогут потребителям (семьям и обществу) в выборе продуктов. Такой институт образования обеспечит ясную «картину» для менеджмента персонала.Современная система дополнительного образования в России находится в более выгодных условиях. Важно, что в настоящее время ей предоставлено право самостоятельного выбора образовательных систем, учебных планов, программ, учебно-методического обеспечения. В своих исходных положениях она ориентируется на формирование гуманитарных ценностей и учет рациональных мотивов. И первое, и второе отражается на специфике жизнедеятельности в конкретных геополитических, социальных, экологических, экономических, культурных условиях. Такой интегрированный образовательный продукт крайне востребован.13.Динамичность. Образовательный продукт, как исодержание образования, есть некое внутреннее состояние системы. Образовательный продукт есть текущие процессы взаимодействия элементов системы института между собой и средой. Образовательный продукт - это процесс, а не статика [6].Мы завершили краткое описание свойств образовательного продукта. Выделяя существенные признаки понятия образовательного продукта, мы не претендуем на полноту и точность списка, проблема требует дальнейшей разработки.На втором этапе создания образовательного продукта ведущую роль играет деятельность по организа-162ции содержания. Содержание образования в деятельност-ном плане изучено достаточно тщательно. Среди всех исследователей нам хотелось выделить B.C. Леднева, М.С. Кагана, Е.И. Пассова, Л.В. Хведченя. Вместе с тем содержание образования в деятельностном плане является вечной педагогической проблемой. Под влиянием социально-экономического, политического и педагогического фактора методика не единожды меняла концепты содержания различных дисциплин, возвращаясь к их пересмотру на каждом новом этапе развития. Поэтому понятие содержание образования как субстанция и содержательное наполнение понятия образовательного продукта совершенствуются и в современный переходный этап. В новом периоде открытости общества содержание образо-вательного продукта подвержено влиянию мировых стандартов. И теория, и практика требуют корректировки и, порой, радикального пересмотра содержания. Основанием пересмотра традиционного содержания является смена парадигмы образования.Стратегические направления образовательного продукта, который востребован личностью и обществом сейчас, с нашей точки зрения, задаются духовностью, гуманностью, культуросообразностью и другими методологическими основаниями. Важно поэтому соотнести свойства продукта с исходными методологическими положениями современной парадигмы для взятого нами в пример института диалога культур. Представим это в виде таблицы.Методологические основания и свойства образовательного продукта института диалога культурМетодологические основания создания института диалога культурСвойства образовательного продукта института диалога культурДиалогический антропоцентризм как проявление гуманистической философии в образованииАнтропоцентричностьАксиология как философское учение о ценностях и ее значение для образованияИдеальность, духовный потенциалКультуросообразность как парадигма создания образовательной моделиКультуросообразностьДеятельностный подход как методология, обеспечивающая взаимодействие компонентов моделиАдекватность целиСистемный подход как методология исследования и описания познавательного объектаВостребованность, системность, уровневость, динамичностьМоделирование как методология описания познавательного объектаПланируемость и проектная ограниченность в целевом и уровневом планахИнтеграция как методология, обеспечивающая новизну образовательного продуктаИнтегрированность, зависимость от технологии и организации процесса образования, вероятностность (эвристичность)Мы исходим из того, что если между этими двумя перечнями - свойствами продукта и исходными позициями - явно или латентно наблюдается соотнесенность, то значимость такого продукта неоспорима, поскольку он соответствует всем исходным методологическим позициям института. Образовательный продукт реализуется в результате выполнения образовательной программы. Суть программы есть описание целей и задач, организации материальных и деятельностных средств и способов функционирования этих средств.Таким образом, учитывая, что образовательный продукт есть междисциплинарное явление, правомерно дать определение с позиций релевантных предмету исследова-ния наук. Каждое из этих определений является не полным, но в целом они, взаимодополняя друг друга, приближают нас к пониманию онтологии объекта. С образовательных позиций образовательный продукт есть усвоенное содержание; вполне понятно, что всякое содержание планируется, организуется, контролируется. С экономических позиций образовательный продукт есть единица обмена, имеющая определенную цену. С социологических позиций образовательный продукт есть продукт, удовлетворяющий потребность человека и через него потребности общества. С философской точки зрения образовательный продукт есть феномен, представляющий собой объективную ценность и формирующий субъекта.

Ключевые слова

educational product», stages, aspects, parameters, аспекты, свойства, этапы, «образовательный продукт»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Журавлева Людмила ВитальевнаМеждународная академия общественных науккандидат педагогических наук, магистр делового администрирования во внешнеэкономической деятельности, член-корреспондентгенеральный директор негосударственного образовательного учреждения нового типа «Центр гуманитарного образования»genlingua@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Пассов Е.И. Содержание образования как методическая категория // Иностранные языки в школе. 2007. № 6.
Ченцов А.А. Маркетинг образовательных услуг. Режим доступа: <http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93.htm>
Колчин А.А. Аудитория и принципы взаимодействия. 2005. Режим доступа: <http://schoolthem.narod.ru/motivation.html>
Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1.
Лукашенко М.А. Особенности экономических отношений на рынке образовательных продуктов. Режим доступа: <http://planetadisser.com/>see/dis_134106.html
Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 1.
 Образовательный продукт: понятие и ценность | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321.

Образовательный продукт: понятие и ценность | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 321.

Полнотекстовая версия