Проблема национальной культуры в социально-философских взглядах К.Н. Леонтьева | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Проблема национальной культуры в социально-философских взглядах К.Н. Леонтьева

Рассматриваются социально-философские идеи русского консерватора XIX в. К.Н. Леонтьева, относящиеся к народной культуре, к социальному и политическому значению культуры. Также рассмотрены подходы разных идеологических течений (консерватизм, либерализм, социализм) к национальному культурному наследию

The problem of national culture in social-philosophical views of K.N. Leontiev.pdf В разных идеологических течениях отношение к культуре различается. Либеральные и социалистиче-ские идеи являются результатом протеста против тра-диционного общества. Поэтому эти идеологии рас-сматривают возможность общественного развития че-рез пересмотр значения традиционного наследия пре-дыдущих этапов общественного развития. Такой под-ход обусловлен тем, что либерализм и социализм в своей основе имеют универсальные общественные ценности, которые присущи всем обществам. Исходя из такого посыла, особенности, характерные для каж-дого в отдельности исторически развитого общества, данные идеологии нивелируют. Тем самым они вызы-вают протест со стороны представителей националь-ных культур, социальных групп, считающих, что куль-турное наследие является основой для общественного развития. Выразителями национального подхода к об-щественному развитию являются идеологи консерва-тизма. Именно в консерватизме уделяется большое внимание национальному культурному наследию, а модернизация, с точки зрения представителей этого идеологического течения, не означает отрицания тра-диционных ценностей. При разработке социальных программ и политических проектов на базе консерва-тизма учитываются культурное своеобразие и традици-онные ценности того общества, в котором эти про-граммы и проекты будут реализовываться.Но для того чтобы защищать ценности националь-ной культуры, необходимо осознавать ее сущность. Поэтому консерваторы в начале теоретического ста-новления консервативной идеологии уделяли большое внимание проблеме культуры. В отечественной кон-сервативной традиции наиболее разработанную теорию национальной культуры мы находим у русского кон-серватора XIX в. К.Н. Леонтьева. При этом выводы Леонтьева в чем-то совпадали, а в чем-то расходились с теоретическими построениями других консерваторов XIX в., в частности с идеями славянофилов и теорети-ков триады С.С. Уварова («официальной народности»).К.Н. Леонтьев разработал своеобразный подход к народной культуре, к ее социальному и политическому значению. Философ утверждал, что «культура есть не что иное, как своеобразие» [1. С. 21]. Своеобразие про-является, во-первых, через систему принципов и идей в религии, политике, юриспруденции, философии, эко-номике; во-вторых - через вещественные явления. Квещественным проявлениям культуры Леонтьев отно-сил «очень большое общество людей, города, села, здания, семейные картины, природные обычаи, бого-служения, междоусобия, войны, литературные произ-ведения, одежды, изречения, замечательные людские характеры, подвиги, страдания, добродетели и низости и т.д.» [1. С. 21]. В совокупности элементы культуры составляют государство и общество. Все проявления культуры, как он считал, должны быть красивы и свое-образны. Красота у Леонтьева имеет социальное про-явление, которое выражается, с одной стороны, в раз-нообразии, а с другой - в единстве.К.Н. Леонтьев всю общественную проблематику и особенно политические вопросы рассматривал исходя из принципа: способствует ли разнообразию и сохра-нению единства то или иное явление или нет. Мы ви-дим здесь нормативный подход, где критерием сравне-ния является культура (культура - своеобразие - раз-нообразие и единство). Используя такой принцип, фи-лософ мог многие социальные явления воспринимать критически. И понимание народной культуры у него достаточно критично.Если культура у Леонтьева является критерием вы-бора социальных действий, следовательно, он должен в своих теоретических взглядах отстаивать своеобразие культуры народа России - народности, а также провоз-глашать принципы, направленные на развитие особен-ностей национальной культуры. Но, к примеру, С.Н. Булгаков считал, что «Россия как таковая для него ценна лишь постольку, поскольку хранит и содержит религиозно-культурное наследие византизма, да есть еще оплот спасительной реакции, сама же она обречена оставаться в состоянии ученичества и пассивного ус-воения. А византизм есть, конечно, лишь более раннее лицо Европы же» [2. С. 374]. Современный исследова-тель идей Леонтьева Е. Гревцова пишет, что «точку опоры для себя Леонтьев находит в византийском православии, но не только… Леонтьев вдохновляется также своей верой в Россию, в которой хотя и глубоко перемешаны, теперь, по его замечанию, две культу-ры - византийская и эвдемоническая» [3. С. 60]. Осно-вываясь на заключениях С.Н. Булгакова и Е. Гревцо-вой, можно сделать вывод, что Леонтьев видел в осно-вании русской культуры инородные элементы. Но ви-зантизм, по мнению философа, в России усвоился так, что он стал своеобразным, отличительным ее призна-30ком. Если мы начнем рассматривать содержание леон-тьевского византизма, то обнаружим, что это известная триада русского консерватизма XIX в.: «Самодержавие - Православие - Народность». Но если славянофилы и апологеты триады С. С. Уварова видели в народной культуре только своеобразие и отвергали наличие в ней заимствования из других национальных культур, то Леонтьев в народной культуре видел более сложную структуру. Он считал, что в народной культуре возможны заимствования, но при условии, что они будут способствовать единству и разнообразию.Византизм в государстве - это самодержавие, в религии - православие, а что же он в народе? В чем византизм воплощается у народа, в каких качествах, в какой политической культуре, какой тип политического поведения наиболее характерен для народа?Г.Ф. Слесарева считает, что византизм в русском народе у Леонтьева воплощается через особую нравственность «к разочарованию во всем земном, в счастии, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству» [4. С. 107].Кроме того, народный византизм отразился в следующих социокультурных особенностях.Во-первых, в отношении к политике и государству «простолюдин любит Царя не за то только, что он сделал для него вот то-то и то-то, а за то именно, что Он -Царь! .. .Мы должны рассуждать так: «Русский Царь по существенному атрибуту Его власти, по основным законам государства имеет право на всякое действие, кроме одного - кроме действия самоограничения» [5. С. 512]. То есть власть ничем не должна быть ограничена. Но при этом неограниченность власти характерна только для одного лица в государстве. Здесь необходимо отметить, что Леонтьев не отрицал значения законов как регуляторов общественных отношений для русского человека в отличие, к примеру, от славянофилов. Леонтьев был убежден, что если человек «не признает договора и внешней правды не любит, так надо за это сечь! .. .когда станут точно так же вести себя целые десятки тысяч обыкновенных людей, то это станет нестерпимо» [6. С. 397]. Леонтьев не считал, что непризнание законов, правовой нигилизм является особенностью народной культуры России.Во-вторых, византизм нашел проявление в народном пессимизме: «Мужик .. .уже тем умен и хорош, что он в прогресс не верит ...воззрение на неизбежность в жизни страданий, зла, обид, разочарований и даже ужасов, на невозможность устранить все это разумом, наукой и гражданской правдой и даже на огромную, косвенную пользу всех этих зол» [5. С. 513-514]. К.Н. Леонтьев считал, что это не просто пессимизм, а оптимистический пессимизм. Оптимистический пессимизм является, по его мнению, альтернативой эгалитарному процессу, который несет уравнение, простоту, культурное и государственное разрушение.Если для славянофилов и для апологетов триады народность - это уже сформировавшийся культурный тип, то для К.Н. Леонтьева народность является ценностью только в перспективе, в будущем. Современное же состояние - только основа, на которой может развиться очень оригинальная своеобразная культура. При этом философ опасался, что основу могут разрушить:«...надо, чтобы нам не испортили эту роскошную почву, прикасаясь к которой мы сами всякий раз чувствуем в себе новые силы» [7. С. 385]. Одним из возможных социальных процессов, который может остановить развитие своеобразной национальной культуры, Леонтьев считал просвещение.Но нет ли тут противоречия? Ведь считается, что именно просвещение несет культуру. Поэтому консерваторы уделяют большое внимание вопросам просвещения. Леонтьев здесь не противоречит консервативным принципам. Как мы отмечали ранее, он подходит к оценке социальных процессов нормативно. Если какой-то процесс не предполагает развития своеобразной культуры, то он его отрицал и не считал нужным воплощать в общественной жизни. «Если же жизнь должна быть своеобразна - а своеобразие сохранилось в нашем народе лучше, чем в нашем высшем и ученом обществе, то надо дорожить этим своеобразием и не обращаться с ним торопливо, дабы не погубить своей исторической физиономии, не утратить исторических прав на жизнь и духовный перевес над другими» [7. С. 398-399]. Леонтьев не отвергал просвещение народа, он призывал в XIX в. в России формировать процесс просвещения на основе национальных ценностей. Задачу образования философ видел не в постижении фактов, а в том, чтобы познать «национальное своеобразие, без которого можно быть большим, огромным государством, но нельзя быть великой нацией» [7. С. 388].Необходимо отметить, что Леонтьев различал образованность и развитость. Философ считал, что русский мужик не всегда образован, но при этом весьма «...умен, тонок, предприимчив, в нем много поэтического и музыкального чувства... Он умеет изворачиваться в таких обстоятельствах, в которых растеряются грамотные, но тупые французские или немецкие поселяне» [7. С. 384].Н.К. Леонтьев подчеркивал, что только «тот народ наилучше служит и всемирной цивилизации, который свое национальное доводит до высших пределов развития; ибо одними и теми же идеями, как бы ни казались они современникам хорошими и спасительными, человечество постоянно жить не может» [7. С. 383-384].Но своеобразная цивилизация сформируется только в том случае, если народ останется «разнохарактерен в самых недрах своих и во всецелости наиболее на других не похож» [7. С. 393]. А для этого необходимо «обособление национального типа (при этом крепкое государство само собой разумеется), другое условие, ...существование сословных типов; своеобразных бытом и духом провинции и окраин, и даже создание новых религий, ересей (не рационально-нравственных... а мистических)» [6. С. 382]. А также «реальное разнообразие... не может долго держаться без формирующего, сдерживающего, ограничительного, мистического единства» [6. С. 382]. Единство же обеспечивает православие, т.к. «православие есть для большинства русских граждан главная связующая их воедино духовная сила; воедино - от Царя и знати до нищих и даже каторжников» [8. С. 605].А пока, как полагал Леонтьев, в России «слишком еще мало своих смелых мыслей, своих оригинальных вкусов; своего творчества; своей, скажем, вообще, культуры. Мы даже охранители плохие до сих пор. Тот же Аксаков пре-31красно сказал: «Умирать (на поле брани) мы умеем, как русские; но мы не умеем жить, как русские» [6. С. 392].С таким положением Леонтьев не хотел смириться, и в то же время он не призывал отказаться от тех заимствований, которые уже являются историческим фактом. «Не обращаясь вспять, не упорствуя в неподвижности, принимая все то, что обстоятельства вынуждают нас принять, разумно, без торопливости деревенского "porvenu", принимающего медь за золото, лишь бы медь была в моде у европейцев, мы можем, если поймем вполне и сами себя и других, не только сохранить свою народную физиономию, но и довести ее до той степени самобытности и блеска, в которой стояли поочередно, в разные исторические эпохи, все великие нации прошедшего» [7. С. 361].Развить же свою культуру, достичь своеобразия невозможно «если мы по прежнему будем и при этомслучае обладать лишь нравственным и государственным мужеством, не обнаруживая ни на каком поприще умственной дерзости, свойственной всем истинно культурным, творческим народам...» [9. С. 196].В итоге мы можем констатировать, что Леонтьев понимал под национальной культурой не совокупность архетипов, а каждодневный процесс по достижению своеобразных форм и отношений во всех областях жизни общества. Но при наличии разнообразия культура должна сохранять общественное единство. Национальная культура - это не только достояние одного народа, а достояние всей человеческой цивилизации, и поэтому она является основой всех социально-политических отношений в обществе. Политическая практика должна учитывать культурные особенности народа, а также способствовать формированию великой культуры.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

education, nationality, national culture, Russian conservatism, просвещение, народность, национальная культура, русский консерватизм

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Горохов Андрей АнатольевичАлтайский государственный университетаспирантstudes@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Леонтьев К.Н. Храм и Церковь // К.Н. Леонтьев. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. С. 191-206.
Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика // К.Н. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство. М.: Республика, 1996. С. 600-625.
Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // К.Н. Леонтьев. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. С. 351-400.
Леонтьев К.Н. Письма к В.С. Соловьеву // К.Н. Леонтьев. Избранное. М.: Рарогъ, 1993. С. 127-400.
Гревцова Е. Философия Культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002.
Слесарева Г.Ф. Константин Николаевич Леонтьев // Философские науки. 1991. № 11. С. 105-115.
Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом // К.Н. Леонтьев. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. С. 503-532.
Рубцова Т.Н. Концепция культуры К.Н. Леонтьева // Вестник МГУ. Сер. 7. 1991. № 4. С. 20-31.
Булгаков С.Н. Победитель - Побежденный // Леонтьев К.Н. Pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995. Кн. 2. С. 376-393.
 Проблема национальной культуры в социально-философских взглядах К.Н. Леонтьева | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Проблема национальной культуры в социально-философских взглядах К.Н. Леонтьева | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Полнотекстовая версия