Престол Уготованный в иконографии св. Архангела Михаила | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Престол Уготованный в иконографии св. Архангела Михаила

Исследуются иконографические особенности написания Этимасии в иконах Св. Архангела Михаила в образе Грозного Воеводы. Проведенный автором статьи текстологический и источниковедческий анализ позволил выявить богословский, исторический и духовный смысл икон св. Архангела Михаила, а также определить время появления этого сюжета в русской иконописи

Altar in iconography of St. Archangel Michael.pdf Иконография св. Архангела Михаила в образе апокалипсического всадника на летящем огненнокрылом коне, низвергающего с небес возгордившегося Денницу, не встречается в памятниках церковного искусства до эпохи правления Ивана Грозного. Она получит распространение в широчайшем территориальном диапазоне, став для различных регионов от Поморья до Западной Сибири устойчивой художественной формулой в XVII-XIX вв. В частности, это будет один из самых распространенных сюжетов урало-сибирской иконописи XVIII-XIX вв.Историография Сибири содержит свидетельства о том, что в числе первых святынь, отправляемых в этот край, были иконы Архангела Михаила. В истории основания первых сибирских городов отмечен характерный факт: в 1592 г. для постройки г. Березова вместе с казацкими отрядами царем Феодором Иоанновичем посланы две иконы - св. Николая и Архангела Михаила, причем детальное описание последней в главном полностью совпадает с ранней иконографической традицией написания образа Грозного Воеводы [1. С. 2].Проведенный нами источниковедческий и художественно-стилистический анализ большой группы наиболее ранних из известных икон св. Архангела Михаила, связанных своим происхождением с районами Русского Севера, Поволжья, Урала и Западной Сибири, а также резных деревянных икон, позволяют сделать вывод о том, что распространение этого сюжета связано со старообрядческой средой и с теми центрами, где староверы оказывали значительное влияние на духовные традиции и культуру местного населения [2].Позднее Средневековье ознаменовано появлением в русской иконописи новых сюжетов, в том числе и рассматриваемого нами, в которых авторитет слова подчеркнут особо значимо: наряду с новыми иконографическими решениями в изобразительное пространство икон вводятся объемные блоки текстов. Текстологический анализ надписей, встречающихся на иконах св. Архангела Михаила, позволил установить источник их происхождения, уточнить смысловые особенности содержания образа, а также определить время его появления и ареал бытования.Исключительную значимость среди всех сохранившихся памятников представляет икона из собрания П.Д. Корина как один из ранних образцов этой иконографии, сохранивший во всей полноте те особенности и детали, которые во многом определяют достоверность прочтения образа. В.Г. Брюсова относит ее к северным письмам 1660-х гг. [3. С. 164]. В атрибуции В.И. Антоновой икона связана своим происхождением с Поволжьем (первая половина XVII в.) [4. С. 121].Огнеликий Архангел Михаил предстает на иконе всадником с пламенеющими крыльями и облачениями, на огненно-красном крылатом коне.Образ огневидного Ангела рожден, по-видимому, следующими текстами пророчеств: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10, 1), «лице его - как вид молнии; очи его -как горящие светильники; руки его и ноги его по виду - как блестящая медь...» (Дан. 10, 6), а также такими эпитетами, которые встречаются в богослужебных текстах: «И вид твой огнен, и доброта чудна» (Минея. Ноябрь. 8).Все атрибуты, которыми наделен в иконе Архангел, имеют воистину царственное значение: царский венец («И дан бысть ему царский венец» (Откр. 6, 2)), золотая кадильница, престол, Крест и Евангелие.Обратим внимание на некоторые иконографические детали изображения Этимасии, ранее не отмеченные исследователями древнерусской живописи.Во-первых, Христос Эммануил изображен не восседающим за престолом, но в медальоне, очерченном красной линией, удерживаемом в ладони, простирающейся с небес над престолом. Так, в христианской иконографии изображается зерцало в руке ангелов как непременный атрибут ангельского образа.Во-вторых, левой рукой Архангел держит, помимо мерила орудия страстей Господних, крест, трость и копие, а правой - Евангелие, которое подносит прямо ко престолу.В-третьих, заметим, что на престоле изображены только две чаши, а изображение Евангелия и орудий страстей отсутствует, поэтому жесты Ангела выглядят как ангельское приношение перед престолом Божиим. А над самим престолом таким образом изображены две ангельские руки.В византийском и древнерусском искусстве сложилась устойчивая иконография Престола уготованного, или Этимасии (греч. кхо\\х

Ключевые слова

Altar, St. Archangel Michael, iconography, престол, Архангел Михаил, иконография

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Остапенко Светлана СтепановнаНовосибирский государственный педагогический университетRatkevic@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кочетков И.А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1985. Т. 28. С. 185-209.
Мальцев М.В. Явления св. Архангела Михаила в Русской Земле // Православие и русская народная культура. М., 1993. Кн. 2. С. 6-43.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 288 c.
Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному Воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Исследования по древнерусской литературе / Отв. ред. О.В. Творогов. СПб.: Наука, 1986. С. 361-378.
Прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991. 237 с.
Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века / Ред. Ю.П. Маркин. М.: Искусство, 1984. 339 с.
Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966. 352 с.
Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии. СПб., 1864. 117 с.
Остапенко С.С. Иконография св. Архангела Михаила в урало-сибирской иконописи // Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX-XX вв. / Под ред. Е.Ф. Фурсовой. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. С. 155-171.
 Престол Уготованный в иконографии св. Архангела Михаила | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Престол Уготованный в иконографии св. Архангела Михаила | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Полнотекстовая версия