Зарождение и развитие этнопедагогики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Зарождение и развитие этнопедагогики

Дается историко-педагогический очерк зарождения и развития этнопедагогики с древних времен до настоящего времени; показан вклад выдающихся мыслителей и педагогов: Конфуция, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Г.Н. Волкова и др. в развитие этнопедагогики; кратко освещено современное состояние этнопедагогики. Статья адресована ученым, аспирантам, преподавателям социально-педагогических высших и средних учебных заведений

The origin and development of ethnopedagogics.pdf Усиление этнического самосознания как явление мирового масштаба относят к 60-70-м гг. XX столетия. Это выразилось в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык, уникальность своей культуры, познать свою историю, особенности национального характера и др.Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, т.к. сопутствовало противоположной тенденции -все нарастающей унификации духовной и материальной культуры, глобализации. Но на самом деле этническое возрождение - это закономерная тенденция развития человечества второй половины XX - начала XXI в.Народные педагогические культуры содержат уникальные механизмы по формированию у детей и молодежи системы духовно-нравственных ценностей, приобщения их к труду. Россия изначально была полиэт-ничным образованием. Изучение уникального опыта многовекового совместного проживания разных народов на территории современной России может помочь в решении ряда проблем, связанных с межэтническими конфликтами. Традиции народного семейного воспитания также требуют своего изучения и применения в современной практике воспитания. Мы указали лишь на малую часть богатого воспитательного потенциала народной культуры и народной педагогики, являющихся объектом изучения этнопедагогики. Значение этой науки особенно возрастает в условиях глобализации, когда возникла опасность разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под воздействием тотальной унификации. Этнопедагогике принадлежит большая роль в сохранении и воспроизводстве культуры этноса и его этнического самосознания. Этнопедагогика - молодая развивающаяся наука. Изучение истории ее зарождения и развития является весьма актуальной и малоизученной проблемой.Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уяснить ее исходные понятия. Слово «этнопедагогика» состоит из двух греческих слов: «этно» -первая часть сложных слов со значением, относящимся к народу, например этнография, этнопсихология, этнолингвистика и др., и «пайдогос» - детоводитель. Некоторые исследователи не проводят четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и часто описывают традиционный народный воспитательный опыт, используя термин «этнопедагогика». Основное различие между этими научными понятиями определил академик Г.Н. Волков: народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Ее одна из основных функций - изучение, обобщение и применение в современном образовании положительного воспита-тельного потенциала традиционной народной культуры и народной педагогики. Народная педагогика не является наукой, т.к. она представляет не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка [1].Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования первой этнической общности - племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополнялось новыми элементами.Племена явились первой в истории человечества этнической общностью. В это время уже получили осмысление и обобщение первые педагогические знания, имеющие этническую направленность: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях, нашедших отражение в устном народном творчестве. Детей и молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающих суть идеологических установок того времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы; об уважении предков; необходимости быть достойными их) и др. Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя соплеменником, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих соплеменников - все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения подрастающих поколений.Социально-экономические и другие условия способствовали переходу от первобытного общества к рабовладельческому. В различных регионах Земли этот процесс осуществлялся в разное время, с разными особенностями и с различной протяженностью. Наряду с племенами и народностями возникали классовые общества. В них вместе с новыми формами социализации и воспитания детей сохранялись и традиционные.Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н. э. возникли города-государства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др. Эти государства представляли крупные этносы со своей неповторимой культурой. В соответствии с этим получает развитие тенденция дифференциации этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания имели свои этнические характеристики, которые не только были не забыты, но развиты и усовершенствованны в новых условиях. Этому в значительной степени способствовало возникновение письменности и развитие школ. Ранние государства используют в школах опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи эт-157нического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности к защите своей земли, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: «Законы царя Вавилонии Хаммурапи» (1792-1750 гг. до н. э.), «Законы Ассирии» (2-я половина II тыс. до н. э.), «Летопись ассирийского царя Ашшурбанапала» (669-633 гг. до н. э.), «Книга притч иудейского царя Соломона» (965-928 гг. до н. э.) и др. дают описание представление об организации школьного образования, содержании и методах обучения и воспитания детей в школах тех времен. Обучение везде основывается, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Эти древние источники свидетельствуют также о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопедагоги-ческих знаний. Среди них большое место отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов, ритуалов и жертвоприношений. По ним можно сделать вывод, что этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды. Кроме того, проявляется также тенденция средоточия народной педагогической культуры, прежде всего в семье. Например, в Индии она являлась первой главной ступенью обучения и воспитания, после которой следовала следующая - общественная. В семейном воспитании твердо придерживались традиций предков.На жизнь людей в древних государствах оказывает огромное влияние религия. При храмах, святилищах функционируют жреческие или высшие школы для избранных: детей высшей знати и жрецов. Они же являются средоточием научных знаний по философии, медицине, астрономии, физике, химии, литературе. Обобщения народной педагогической культуры получают развитие в трактатах по философии этого периода. Религия, кроме того, становится активной и действенной системой воспитания не только детей и молодежи, но и всего народа. Она служит мощным фактором формирования национального самосознания народа. Ее целью становится внедрение в сознание людей идеологии, направленной на формирование преданности своему народу и своему правителю, готовности защищать свою родину даже ценой своей жизни. Таким образом, религия значительно способствовала развитию этнопедагогического знания и его обобщению в религиозных нравоучениях.При появлении империй (Рим, империя Александра Македонского, Византийская империя и др.) начинает формироваться имперское самосознание, связанное с принадлежностью к многоэтническому социально-экономическому культурному центру. При этом этническая принадлежность человека становится вторичной. В связи с этим этническое воспитание осуществляется в связи с формированием гражданского имперского политического и религиозного самосознания. Этот процесс также тесно связан с появлением мировых религий (христианство, ислам, буддизм), которыев определенной части нивелируют культурное своеобразие этносов, а позже и с появлением нерелигиозных мировоззренческих этических систем (гуманизм, социализм, фашизм, либерализм и др.). В результате формируется стойкая тенденция нивелирования этнических культурных особенностей народов в целях консолидации многоэтничных или даже многонациональных государств, империй. Эта тенденция имела место и в последующие исторические периоды в жизни отдельных государств, она же актуальна и в современности.Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих народов. Изучая культуру своего народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику.Одним из первых мыслителей, предпринявшим попытку изучения и обобщения народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Он обогатил этнопедаго-гику такими мировоззренческими и этическими положениями: незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества, и прежде всего молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям прежде всего своего, а затем других народов; основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов; культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении [2].Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-1670) - гениальный сын чешского народа, демократ-гуманист, самоотверженный борец за мир и национальную независимость своего народа, один из основателей научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт семейного и общественного воспитания детей чешского народа. Я.А. Коменский одним из первых понял огромное значение этнопедагогических знаний и их роли в совершенствовании работы не только школы, но и в жизни целых государств. Великий ученый пополнил этнопедагогику такими научными знаниями: разработал фундаментальную идеею педагогики - пансофизм: обобщение всех знаний, добытых разными народами, и донесение этих обобщенных знаний через школу на родном языке до всех людей независимо от их общественного положения, религиозной, расовой и национальной принадлежности; обосновал основные направления этнографических и этнопедагогических исследований, связав их с содержанием образования детей и юношества; доказал, что от природы все народы равны, каждый этнос имеет право на свою, даже самую своеобразную и непонятную для других культуру и систему158воспитания; призывал к всеобщему миру между народами и созданию общечеловеческой культуры на основе обобщения всего лучшего, прогрессивного в традиционных культурах всех народов; разработал основные направления содержания подлинно народного образования на всех ступенях: обучение на родном языке с использованием фольклора своего народа; включение элементов этнопедагогического знания и прогрессивного опыта народной педагогики в умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание; изучение в полном объеме отечественной литературы, истории, географии; подтвердил и научно обосновал положение народной педагогики о труде как основном средстве формирования полноценной личности; разработал содержание образования, включающее в себя не только знание культуры всего человечества, но, прежде всего глубокое всестороннее изучение истории, культуры, географии, поэзии, фольклора своего народа; доказал, что эффективными средствами воспитания детей, формирования у них высокой нравственности является устное народной творчество: сказки, рассказы из истории, предания, пословицы, поговорки и др.; определил школу как эффективное средство сохранения национальной самобытности своего народа; доказал, что школа должна давать глубокие и разносторонние знания на родном языке, особое внимание в ней должно уделяться изучению родной речи с использованием народного фольклора; творчески соединил традиционную народную воспитательную культуру со своим педагогическим учением [3, 4].И.Г. Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными научными разработками, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе методики обучения и воспитания детей для матерей, настолько простой, что ею могла пользоваться любая крестьянка [5].К концу XIX в. зарубежными педагогами и учеными четко осознавалась необходимость научного изучения традиционного воспитательного опыта своих народов и использования его огромного прогрессивного воспитательного потенциала в воспитании детей и молодежи современности.За рубежом этнопедагогика как научное направление получила свое начало в 30-40-е гг. XX в. Она появилась как междисциплинарная отрасль научного знания на стыке этнологических, антропологических и психолого-педагогических наук после начала исследований американскими учеными Маргарет Мид и Дж. Уайтингом традиционной бытовой культуры, брачных и семейных отношений, половозрастных разделений труда, половозрастного символизма, способов социализации детей [6].Если в Индии, Китае, Греции, Европе прогрессивная общественность при определении содержания работы школы опиралась на традиционный воспитатель-ный опыт своего народа, то в России вплоть до отмены крепостного права (1861 г.) все связанное с народом, его культурой считалось «низким», грубым и подлым. Сам же народ, его низшие сословия, назывался дворянством «подлостью». Учебные заведения того времени предназначались в основном лишь для детей дворянства и духовенства. Интеграция эмпирического опыта воспитания, развитие этнопедагогического знания в ранние периоды на Руси осуществлялась в фольклоре, традициях, обычаях, обрядах.Первые письменные обобщения традиционного воспитательного опыта русского народа содержаться в педагогическом памятнике XI в. «Поучение князя Владимира Мо но маха детям». Следование традиционному воспитательному народному опыту на Руси в повседневной педагогической практике и работе школ наблюдается до XVII в.Неоценимый вклад в развитие этнопедагогики внес К.Д. Ушинский (1824-1870), выдающийся педагог-демократ, основоположник народной школы России.К.Д. Ушинский обосновал ведущий принцип этнопедагогики: от восприятия культуры собственного народа через родной язьпс к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры и доказал, что на нем должно строиться все содержание образования в школе. Ученый показал необходимость культурных связей между народами, охарактеризовав их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя заимствовать воспитательные системы у других народов, у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания; определил, что каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, что нет общей системы воспитания для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории и у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания. Выдающийся ученый особо подчеркивал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих, воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое.Им научно обоснован принцип народности русской школы. Под ним он понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом; доказал, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; ввел понятия «народная педагогика» как огромный воспитательный опыт народа и «народное воспитание» рассмотрев его очень широко, особо отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа.Ученый рассмотрел также вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью и развивается вместе с его развитием, народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа.К.Д. Ушинский также обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактери-159зовал его как единственно верное средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении самобытности своего народа, научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных языков, подчеркивал, что родной язык должен изучаться в народной литературе, в народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи, рассмотрел язык не только как средство познания природы, но и как средство приобщения ко всей истории духовной жизни народа, определил его как величайшего духовного наставника и педагога народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора.Важнейшая заслуга великого педагога в том, что он не только теоретически обосновал прогрессивные новаторские идеи в области этнопедагогики, но и разработал методику использования этих идей в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц [7].Большой вклад в определение содержания воспитания и обучения русского народа, основанного на исторических и национальных традициях, внес Л.Н. Толстой (1828-1910) - писатель, педагог, общественный деятель. Свои идеи воспитания и обучения крестьянских детей на подлинно народных основах он воплотил в работе Яснополянской школы.Во второй половине 60-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой поставил вопрос о создании в России своей системы народного образования, которая должна основываться на исторических и национальных традициях русского народа и не быть слепком с западно-европейских систем, сложившихся в иных экономических и политических условиях. Обучая крестьянских детей, являясь выразителем взглядов и настроений патриархального крестьянства пореформенной дореволюционной России, писатель высоко ценил русские народные традиции, рекомендовал широко использовать их в учебно-воспитательном процессе школы. Он отмечал, что школа хороша только тогда, когда она сознавала те основные законы, которыми живет народ. При этом особо подчеркивал: «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» [8. С. 316].Начало XX в. в России знаменательно усилением буржуазно-демократического движения, завершившегося к 1917 г. революцией. Быстрое развитие капитализма создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования. Реакционная политика царизма в области просвещения, направленная на подавление национальной самобытности народов России и усложнению доступа к образованию простого народа, активизировала борьбу передовой российской общественности за демократическую школу, организованную на подлинно народных началах.Это послужило мощным толчком и развитию этно-педагогического знания. Выдающиеся ученые, педагоги, общественные деятели: А.А. Мусин-Пушкин (1855 г.), П.Ф. Каптерев (1848-1922 гг.), В.П. Вахтерев (1853-1924 гг.), В.Н. Сорока-Россинский (1882-1960 гг.) и др. вносят в него ряд прогрессивных элементов.А.А. Мусин-Пушкин, определяя задачи средней школы, писал, что школа является государственным учреждением, и поэтому ей не должны быть чуждыми культурно-исторические задачи государства... но, напротив, на ее прямой обязанности лежит проведение в сознание подрастающих поколений уважения к своему государству и чувства любви к родному народу, многовековым трудом которого создалось это государство. По его утверждению, школа должна быть национальной. Ее национальный характер достигается, прежде всего, серьезным и вдумчивым отношением к прошлому своей родины, к истории своего народа: «Русская школа, чтобы исполнить свою государственную задачу, должна, прежде всего, уметь возбудить в своих учениках любовь к родному народу, понимание его характера и национальных особенностей, развить живой интерес ко всему русскому; она должна вложить в молодые сердца глубокое чувство патриотизма, должна заставить своих учеников преклоняться с благоговением перед подвигами родного народа, с удивлением и гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим ценностям...» [9. С. 42].П.Ф. Каптерев разработал научное понятие педагогического идеала, при этом он доказывает что, личный идеал в известном мере есть непременно общественный идеал и именно народный, составленный в духе той национальности, к которой принадлежит автор идеала. Далее он особо подчеркивает, что доля народности неизбежно будет в идеалах каждой личности, принадлежащей к народности; идеал отдельной личности в большей или меньшей степени будет народным, оставаясь в то же время личным. «Народные идеалы не могут оставаться без изменения: они постоянно вырабатываются, дополняются и сокращаются, находятся в состоянии непрерывного роста, вместе с народной жизнью поднимаются и опускаются, особенно же в тесной связи находятся с культурой народа, выражая ее лучшие стремления и достигнутые успехи... народный идеал должен быть проникнут культурою, должен впитывать в себя лучшие стремления и идеи выдающихся представителей народа на различных путях его деятельности...» [10. С. 93]. Выдающийся педагог научно обосновывает положение о взаимосвязи воспитательных идеалов каждого народа с идеалами других народов. Особо он подчеркивает мысль о том, что народное нужно сочетать с инородными, с всенародными и общечеловеческим. Следовательно, педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие...» [10. С. 96]. Таким образом, П.Ф. Каптерев обосновывает и разрабатывает принцип диалектического единства трех начал: национального, межнационального и общемирового, т.е. один из ведущих принципов этнопедагогики.Большой научный интерес для исследователей проблем этнопедагогики представляет научно-педагогическое наследие В.П. Вахтерева. Критикуя положение Ленина о том, для большевиков интересы мирового социализма выше национальных интересов, он писал: «Мы не в каком случае не можем присоединится к во-160ждю коммунистов, ибо считаем отсутствие национального чувства нравственным уродством...» [11. С. 119]. Его рассуждения о состоянии России в послереволюционный период очень патриотичны и не потеряли актуальности до сих пор: «Никогда, кажется, опасность распада русского народа не была такой очевидной и страшной, как в данный момент. Последние события показали что, у нас крайне недостаточны внутренние связи между отдельными частями России, что неразвито сознание выгод, доставляемых государством, что в некоторых слоях, по-видимому, атрофирована даже инстинктивная любовь к родине...» [11. С. 120].В качестве средств выхода из кризисной ситуации он предлагает: развитие чувства патриотизма; возрождение национальных ценностей при сохранении связей с общечеловеческими; превращение школы в общенациональную; возрождение русских национальных идеалов; использование народного творчества, содержащих примеры бескорыстного, самоотверженного служения родине не за страх, а за совесть формирования у граждан национального самосознания и общественных стремлений на пользу Отечества; развитой разум и деятельная любовь к родине.Развитие капитализма, рыночных отношений, ведущих к обнищанию народных масс, лишению их полноценного образования, ведет к разрушению семьи, утрате многовековых культурных воспитательных традиций, духовных ценностей и нравственности. Выход из этой ситуации, по мнению передовой педагогической общественности дореволюционной России, в обращении к традиционной, народной педагогической культуре и использованию его в образовательном процессе школы.Таким образом, научно-педагогические исследования российских ученых дореволюционной России в области традиционной педагогической культуры и построения системы народного образования на подлинно народных началах значительно способствовали развитию этнопедагогического знания.После свержения монархии в России в феврале 1917 г. этнический принцип был положен в основу внутригосударственного деления. Создание «национальной государственности», «национальное строительство» провозглашалось как важнейшее достижение новой этнической политики. Образовательная политика «нерусских народов» в 20-30-е гг. была направлена на учет этнических культур обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений - национальные школы. Развитию этнопедагогики этого периода способствовали работы Г. С. Виноградова, И.Я. Позднеева и др.Новый этап национальной политики в нашей стране начался с принятия в 1936 г. Конституции СССР. Вместо учета национальной специфики как в административно-территориальном делении, так и в культурной политике складывается тенденция унификации этнических культур.В 50-60-е гг. в связи с ослаблением жесткого централизованного управления, способствовавшему расширению прав республик, и решениями XX съезда КПСС о массовой реабилитации, в том числе и репрессированных народов, снова возрастает интерес к изу-чению различных аспектов традиционных народных культур. Учеными: В.А. Сухомлинским, Б. А. Александровым, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, А.Ш. Гашимовым, К.Ш. Ахияровым, Я.И. Хан-биковым, и др. активно исследуются различные аспекты народной педагогики. При этом русская народная культура используется в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза.Значительный вклад в развитие этнопедагогики этого периода внес В.А. Сухомлинский, который определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как «колыбель народа», «народный очаг воспитания», «важнейший центр духовной жизни народа»; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы - формирование у детей и подростков убеждения в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул -школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами, придавая этим многогранному процессу обучения и воспитания народоведческий характер; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине, приобщающих к своему народу; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья), требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа, мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; доказал - открытие мира детьми должно начинаться с овладения самым ценным народным сокровищем - родным словом; теоретически обосновал и практически реализовал такие новые формы работы по формированию творческой личности: путешествие к истокам родного слова, уроки жизни, уроки развития чувств, часы творчества, часы любимого труда; подчеркивал, что творческие качества личности успешнее формируются тогда, когда у детей уже сформирован интерес к усвоению сказки, песни, былины, легенды, баллады, пословицы и поговорки; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок), доказал - труд детей с наиболее раннего возраста должен органически соединяться с другими культурно-историческими, духовными традициями народа; показал роль семьи в формировании личности ребенка: его эмоциональной восприимчивости, впечатлительности, чуткости, тонкости ощущения; определил мать главной воспитательницей детей, особо подчеркивал, что мать -161это тепло, уют, внимание, мир солнца, любви, добра, ласки. От того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек [12].В советскую педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 1970-х гг. академиком Г.Н. Волковым. Его работы: «Чувашская народная педагогика» (1958 г.) и «Этнопедагогика» (1974 г.) сыграли большую роль в формировании этнопедагогики. С этого периода она рассматривается в качестве самостоятельной отрасли научно-педагогического знания. Им были четко разграничены понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». Если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Этнопедагогику ученый определил как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа [1. С. 30-31].Он всесторонне рассмотрел понятие «народное воспитание» и сферу его влияния; определил его цели содержание, методы и средства; описал народный идеал совершенного человека. Им впервые была рассмотрена роль детской среды как мощного фактора самовоспитания и взаимного воспитания.После распада СССР в национальных республиках начался процесс резкого перехода к обучению на родном языке, нередко в ущерб русскому. Изучение традиционной этнической культуры коренных народов бывших союзных республик ставится в качестве первоочередной и главнейшей задачи перед всеми звеньями системы образования. В связи с этим резко увеличивается удельный вес научных исследований национальных традиционных педагогических культур.В связи с обострением этнических проблем наблюдается тенденция актуализация этнических проблем воспитания в сфере социальной политики государств. Появляется большое количество исследований по изучению традиционной педагогической культуры отдельных этносов. Докторские исследования, защищенные с 1991 по 1995 г.: И. Арабова (Таджикистан), К. Пирлиева (Татарстан), X. Ф. Анаркулова (Кыргы-стан), С. С. Булатова, Н. Сафарова (Узбекистан), С.А. Узакбаевой (Казахстан), В.Ф. Канева, В.И. Прокопенко, А.Л. Бугаевой (народы Севера), И.А. Шорова (Адыгея) составляют примерно 90% от всех работ по этнопедагогической тематике [13]. Начиная с 1996 г. наблюдается спад научных интересов к проблемам этнопедагогики. В последующие два года в России было защищено всего четыре докторские работы по даннойтематике. С 1998 г. снова активизируется деятельность ученых по рассмотрению различных аспектов этнопедагогики. Так, за 1998-1999-е гг. их количество по сравнению с двумя предыдущими годами возросло почти в четыре раза.На рубеже XX-XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики отдается преимущество разработке таких ее аспектов: теория и практика семейной этнопедагогики народов России (А.А. Григорьева, И. С. Портнягин, Р.А. Алихонова, Э.И. Сокольникова, Б.Ш. Алиева и др.); этнопедагогическая подготовка учителей, преподавателей различных типов учебных заведений (А. Н. Яковлева, Т.В. Анисенкова, Л.С. Берсенева, Т.В. Давыдова и др.); этнопедагогическая культура народов России (В.А. Николаев, СП. Беловолова, М.Ю. Айбазова и др); разные стороны проблемы построения образования на этнокультурной основе разных народов (М.Е. Ержанов, Д.М. Вердиев) и др. Кроме того, преимущественное количество диссертационных исследований приходится на исследования проблем этнопедагогики семьи народов России.В настоящее время в регионах педагогические коллективы через возрождение народных традиций, обычаев пытаются формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу, красоту, гуманность и др. Но эта работа носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творчества руководителей учреждений системы образования. Оптимальное решение этих проблем во многом зависит от научных исследований в области этнопедагогики.Вместе с тем дальнейшего исследования требуют проблемы обоснования и систематизации основных категорий этнопедагогики, определения структуры этнопедагогики как отрасли научного знания, разработки этнопедагогического компонента воспитательных систем; выявления его сущности и содержания, определения места в воспитательных системах общероссийского и регионального пространства; механизмы интеграции национальных культур в полиэтнической и поликультурной среде России и др.Коротко проследив становление этнопедагогики, можно сделать следующие выводы: этнопедагогиче-ское знание зародилось в глубокой древности и развивалось на протяжении всей истории человечества. В настоящее время этнопедагогика - это междисциплинарная отрасль научного знания, изучающая народную культуру и традиционное народное воспитание (народную педагогику) с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении. Этнопедагогика развивается и как отрасль научного знания, и как учебный предмет, и как область практической деятельности. Особого внимания в научных исследованиях по этнопедагогике требуют исследования проблемы теоретико-методологического характера.

Ключевые слова

этнопедагогика, народная педагогика, традиционное народное воспитание, народная культура, ethnopedagogics, folk pedagogics, traditional folk upbringing, folk culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нездемковская Галина ВадимовнаРоссийская Академия образования «Институт семьи и воспитания» (г. Москва)кандидат педагогических наукansi06@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. С. 395-579.
Загузов Н.И. Докторские исследования по педагогике и психологии (1937-1999 годы): Справочник. 3-е изд. испр. и доп. М.: ГНОМ и Д, 2000. 216 с.
Вахтеров В.П. Национальное воспитание // Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. пособие / Сост. А.В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. С. 101-122.
Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования в России // Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. пособие / Сост. А.В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. С. 77-100.
Мусин-Пушкин А.А. О национальных задачах средней школы // Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учеб. пособие / Сост. А.В. Овчинников и др. М.: Академия, 2000. С. 40-44.
Толстой Л.Н. О народном образовании // Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие / Под ред. Ш.И. Ганелин. М.: Просвещение, 1974. С. 315-331.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 416 с.
Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. С. 312-321.
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. С. 106-135.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. С. 12-104. 162
Конфуций / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 376 с.
 Зарождение и развитие этнопедагогики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Зарождение и развитие этнопедагогики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Полнотекстовая версия