Оценка инфраструктурного потенциала территорий юга Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Оценка инфраструктурного потенциала территорий юга Западной Сибири

Рассматривается оценка инфраструктурного потенциала территорий юга Западной Сибири на основе кластерного анализа, на основании которой выполнено ранжирование шести регионов юга Западной Сибири в соответствии с уровнем инфраструктурного потенциала

Infrastructure potential evaluation of Western Siberia southern territories.pdf Инфраструктурный потенциал является сравнительно новым понятием и практически не встречается в специальной литературе. Мы рассматриваем инфраструктурный потенциал как совокупные возможности территории обеспечивать условия для функционирования производства, обращения товаров и жизнедеятельности людей в процессе оптимального взаимодействия с окружающей средой и рационального использования ресурсов.Инфраструктурный потенциал территории имеет двойственный характер - с одной стороны, его формируют уже имеющиеся территориальные связи и комплексы инфраструктуры, а с другой - имеются неосуществленные возможности территории. Поэтому количественная оценка инфраструктурного потенциала территории представляется достаточно сложной задачей.Базой для анализа в используемой методике является совокупность статистических данных по регионам юга Западной Сибири. Для расчетов необходимым условием является наличие данных по всем показателям для каждого из шести исследуемых регионов: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области.Мы предлагаем следующую классификацию показателей инфраструктурного потенциала: территориально-географические, транспортные, показатели по связи, информационным и коммуникационным технологиям, показатели туристской инфраструктуры.К основным территориально-географическим показателям мы относим следующие характеристики территории: площадь территории региона (т{), количество городов в регионе (т2), численность населения региона (тъ), доступность соседнего населенного пункта (т4), количество экономически активного населения (т5), показатели рождаемости, смертности (т6 тп) и др.Наиболее информативными транспортными показателями территории, по нашему мнению, являются: густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (тю), эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования (тп), густота железнодорожных путей общего пользования (т\2), протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (т\Ъ), удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием (дам), число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения (тХ5), отправление пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования (/wie), отправление пассажиров воздушным транспортом из аэропортов регионов (тп), отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (mis), число отбытий и прибытий воздушных судов по отдельным аэропортам (т19... т„) и др.К основным показателям по связи, информационным и коммуникационным технологиям мы относимследующие показатели: количество зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи (т30), число квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1000 человек населения в городской местности (тЪ\), число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (т32), число организаций, использовавших локальные вычислительные сети (т33), число организаций, использовавших электронную почту (тЪ4), число организаций, использовавших глобальную информационную сеть (да35 т„).Основными показателями туристской инфраструктуры региона, по нашему мнению, являются: количество гостиниц в регионе (т40), число муниципальных учреждений культуры (т4\), количество предприятий и организаций по видам экономической деятельности: гостиницы и рестораны (т42), количество памятников градостроительства и архитектуры федерального значения в регионе (т43) и другие показатели (т44... т50).При оценке инфраструктурного потенциала территории юга Западной Сибири мы использовали кластерный анализ с предварительным факторным анализом. Основное преимущество данного метода заключается в том, что при расчетах использовался математический аппарат, что в определенной мере устраняет субъективность оценки.В общем виде кластерный анализ методом ^-средних представляет собой процедуру сведения некоторого количества наблюдений (в данном случае шести регионов) к нескольким группам наблюдений (кластеров) со схожими характеристиками. При этом k - это среднее значение переменной х.В отличие от других статистических процедур метод кластерного анализа используется в большинстве случаев тогда, когда ещё не имеется каких-либо априорных гипотез относительно исследуемых объектов и исследование всё ещё находится в описательной стадии.Согласно условиям количество кластеров необходимо задать заранее. Критерием оптимального подбора числа кластеров выступает возможность рациональной трактовки каждого кластера. В данном случае заранее выделили три кластера. Это количество соответствует цели исследования: из всей совокупности статистических данных, характеризующих регионы южной зоны Западной Сибири, нам необходимо выделить регионы с высоким, средним и низким инфраструктурным потенциалом.Кластерный анализ инфраструктурного потенциала территории южной зоны Западной Сибири проводился нами по следующему алгоритму.Первоначально все факторы т были разделены на четыре группы в соответствии с предложенной выше211классификацией показателей инфраструктурного потенциала. Для проведения оценки инфраструктурного потенциала территории южной зоны Западной Сибири были отобраны данные по 50 факторам т. Для каждого из шести регионов ij, i2 ... /^значения всех переменных мы внесли в таблицу, переменные внутри фактора обозначили как xh х2... х„ и каждому фактору присвоили имя т1т2... тпЗатем по каждому фактору т по известной формуле вычислили ^-среднее:к (т„) = '£(х1+х2+х3+х4 ...+х,)/и„ где х - значение переменной; /' - обозначение региона, к которому относится переменная; и, - количество регионов (в данном случае щ всегда равно 6).Далее по каждому фактору т для каждого региона /' вычисляется Qmi - показатель инфраструктурного потенциала в данной группе показателей mi:Qmi = х/к(т), где т - фактор; /' - регион; х - значение переменной; &-&-среднее.Отметим, что внутри каждой группы из-за достаточно большого числа переменных нами использовался факторный анализ в отношении переменных, отражающих сходные явления. Это позволило исключить чрезмерное влияние одной группы переменных на весь массив статистической информации. Например, в группе транспортных показателей территории имелись четыре фактора, относящихся к объемам перевозок различными видами транспорта: отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования, объем автомобильных грузоперевозок, грузооборотпредприятий транспорта общего пользования, перевозки грузов всеми видами транспорта общего пользования. Тогда при общем количестве факторов в группе транспортных факторов, равном 20, переменные, отражающие объем перевозок, будут иметь слишком высокое весовое значение. Поэтому далее в один фактор мы объединили эти четыре переменные, сильно коррелирующие между собой. В этом случае факторный анализ выполнялся по формуледа,(фаКТ.) = X (6ml +Qm2+Qmn)lЧгде п - количество объединяемых факторов; Qmi - показатель инфраструктурного потенциала в данной группе показателей mi.Затем для каждого региона мы вычислили итоговый показатель инфраструктурного потенциала Р по всем факторам т (с учетом вычисленных факторов, заменивших часть первоначальных переменных) по формуле*- i 2-1 \S^im\ + Wj т2 + ... \^i тп)?где т - фактор; /' - регион.На последнем этапе проводится кластерный анализ всей совокупности наблюдений.Итоговые значения инфраструктурного потенциала (Р) исследуемых регионов выглядят следующим образом: регионы-«лидеры» - это Новосибирская (Рнсо = = 1,2789) и Кемеровская области (РКем = 1,1369); регионы со средним уровнем инфраструктурных ресурсов - Алтайский край (Рдлт = 0,8819), Омская (Ромск = = 0,9792) и Томская области (РТомск= 0,772); регион со слабыми инфраструктурными ресурсами - Республика Алтай (РРА = 0,3878).о.iсS1,5 10,5 О// //I///регион4?^Рис. 1. Результаты кластерного анализа инфраструктурного потенциала территории южной зоны Западной Сибири (Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. М., 2007)Таким образом, методом кластерного анализа инфраструктурного потенциала регионов юга Западной Сибири мы количественно выразили значение инфраструктурного потенциала исследуемых регионов, а также определили регионы с высоким, средним и низким показателями инфраструктурного потенциала (рис. 1). При этом оценка проводилась по 50 факторам т с обязательным условием наличия данных по всем переменным х для каждого региона /'. Данный метод позволяет отказаться от субъективных рассуждений о преимуществах одного региона перед другим на основе применения современного математического аппарата.При этом полученный результат не противоречит природной привлекательности регионов, которые не вошли в число лидеров, но детализирует само экономико-математическое содержание значения потенциала и выявляет регионы, в которых существует задел для дальнейшего наращивания инфраструктурного потенциала.В заключение необходимо отметить, что использование метода кластерного анализа является приемлемым при оценке инфраструктурного потенциала и представляет общий алгоритм получения оценки потенциала различных социально-экономических систем.Статья представлена научной редакцией «Науки о Земле» 4 марта 2009 г.

Ключевые слова

инфраструктурный потенциал, кластерный анализ, факторный анализ, ресурсная многофакторная модель, infrastructure potential, cluster analysis, factor analysis, recourses multifactor model

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чикинова Марина СергеевнаСибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)аспирантinter_sgups@stu.ru
Всего: 1

Ссылки

 Оценка инфраструктурного потенциала территорий юга Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Оценка инфраструктурного потенциала территорий юга Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Полнотекстовая версия