Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи(на примере студентов вузов Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи(на примере студентов вузов Кемеровской области)

Статья посвящена реализации социальной политики в области охраны и укрепления здоровья студентов вузов Кемеровской области. Определены критерии оценки медицинской, социальной, экономической эффективности действующих социально-медицинских программ. Даны характеристики результатов внедрения моделей первичной медико-социальной и специализированной помощи студентам

Medical-social determinants of the life quality increasing of the student youth (by example of Kemerovo regionhigher schools students).pdf Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации явля-ется состояние здоровья населения [1. С. 5; 2. С. 5; 3. С. 6; 4. С. 37; 5. С. 81]. Серьезность кризисных явлений в Рос-сии в области экономики, социальной политики, эколо-гии, культуры, медицины, образования с его интенсифи-цированным учебным процессом уже привела к состоя-нию, которое демографы называют депопуляцией - вы-миранием населения, это находит свое отражение в не-благоприятных медико-демографических показателях заболеваемости и смертности, продолжительности жизни [6. С. 10-18; 7. С. 5-11; 8. С. 11; 9. С. 15; 10. С. 79; 11. С. 43-48]. Безусловно, ухудшается здоровье нации, про-исходит деформация жизненных ценностей, мотивацион-ной сферы, нарушение института семьи, растут алкоголи-зация, наркопотребление и наркомания, преступность, проституция, ВИЧ-инфицированность и заболеваемость СПИДом, вирусным гепатитом. Особенно среди молоде-жи. Все это происходит на фоне учащенных стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызван-ных производственными авариями и военными действия-ми, при отсутствии навыков у населения здоровьесбере-гающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях [12. С. 142-146; 13. С. 25-30; 14. С. 49-52; 15. С. 27-30; 16. С. 63-66; 17. С. 42-47].В сфере общественного здоровья все шире призна-ется, что здоровье определяется не только поведенче-скими, биологическим и генетическими факторами, но также и рядом экономических, экологических и соци-альных детерминант [18. С. 52; 19. С. 4-16; 20. С. 15-21; 21. С. 27-29; 22. С. 94]. Детерминанты можно трак-товать как причины, опосредующие факторы и влияние окружающей среды [23. С. 15-17].Проблема профилактики основных неинфекционных и социально-значимых заболеваний, формирования здо-рового образа жизни у населения относится к числу при-оритетных задач общества и государства [24. С. 50-53; 25. С. 54-57; 26. С. 156-158; 27. С. 133-135; 28. С. 24; 29. С. 81-89]. Важное значение при этом отводится програм-мам охраны здоровья, связанным с совершенствованием внешних условий жизнедеятельности человека, речь идет обо всей совокупности факторов, формирующих среду обитания и развития индивида и общества: природных, социальных, климатических, психоэмоциональных и др.Без решения данной группы вопросов невозможно эф-фективное формирование здорового образа жизни моло-дого поколения [30. С. 214; 31. С. 114-117; 32. С. 112; 33. С. 161-164; 34. С. 165-166; 35. С. 204-205].Здоровье человека на 50 и более процентов опреде-ляется его образом жизни, который человек для себя выбирает в соответствии со своими психофизиологиче-скими, индивидуальными особенностями, со своими убеждениями, привычками.Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте. Ситуации, когда известно, что многие факторы, влияющие на здоровье, управляе-мы самим человеком, возрастает роль формирования у школьников навыков и привычек здорового образа жизни (ЗОЖ). Поэтому успехи в обеспечении здоровья, безопасности жизни всего населения могут быть дос-тигнуты только с помощью создания системы общего-сударственных, межведомственных профилактических мероприятий среди подрастающего поколения и, преж-де всего, с помощью системы эффективного гигиени-ческого обучения воспитания молодежи [36. С. 41-45; 37. С. 435-437; 38. С. 167-169, 39. С. 67-70].Национальная доктрина образования провозглашает идею гуманизации образования, приоритет воспитания над обучением формирования у детей и молодежи со-временного целостного научного мировоззрения, на-выков самообразования и самореализации. Одной из основных задач государства в сфере образования явля-ется всесторонняя забота о здоровье и физическом вос-питании и развитии учащихся и студентов. Решение этой задачи связано с формированием культуры здоро-вья у всех субъектов образовательного процесса. Здо-ровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения основа самоактуализации, достижения жизненного успеха и как критерий дея-тельности образовательного учреждения.Министерство образования РФ считает главной целью своей деятельности и деятельности органов управления об-разования педагогических коллективов в этом направле-нии - воспитание ответственного отношения обучающихся, воспитанников к собственному здоровью и здоровью окру-жающих людей как к одной из главных жизненных ценно-стей человека, подготовку их к жизни в семье и обществе.213Анализ литературы свидетельствует о наличии значительного количества исследований, посвященных, в основном, изучению состояния здоровья студентов и детерминации его социально-бытовыми факторами, условиями обучения, медицинским обслуживанием.Но практически нет масштабных перспективных исследований, посвященных организации и созданию новых структур в учреждениях образования различного уровня по формированию и сохранению здоровья студентов, не описаны социальные программы, направленные на сохранение и формирование здоровья студентов на всех уровнях власти, не учтена их эффективность и перспектива.Изложенное выше предопределяет необходимость научной разработки, реализации и оценки программ, направленных на решение медико-социальных проблем студенческой молодежи на основе комплексного изучения и оценки их общественного здоровья.Пилотные объекты для проведения исследования были представлены шестью высшими учебными заведениями Кемеровской области. Студенты этих вузов рассматривались в качестве объекта исследования, соответственно каждый студент являлся единицей наблюдения.Основными социальными проблемами студенческой молодежи на региональном уровне являются: сохранение здоровья, трудности с жилищными условиями, уровень цен на товары и услуги, охрана от преступлений, образование и трудности учебы, безработица, духовное самочувствие и развитие, правовая защита, проблемы профессионального образования.Изучение здоровья показало, что уровень общей заболеваемости изучаемого контингента соответствует 540,74±0,51%о. К числу основных заболеваний, определяющих структуру обращений за медицинской помощью, относятся болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, осложнения беременности и родов, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы.Разницы в структуре заболеваемости среди студентов различных вузов не выявлено. Показатели общей и первичной заболеваемости студентов значительно ниже таковых среди подросткового и взрослого населения города, что можно, по-видимому, объяснить недостаточной медицинской активностью студенческого контингента вследствие высокой учебной загруженности и недостаточного внимания к собственному здоровью. В структуре заболеваемости не выявлено различий в наблюдаемых группах.Исследование уровня здоровья студентов выявило, что основная масса студентов имеет 3-ю группу здоровья, 36,6% - 2-ю группу и единицы - 1,4 и 5-ю группы.Анализ обеспеченности студентов амбулаторно-поликлинической помощью показал, что на каждого студента в 2000-2004 гг. приходилось 7,61±1,42 посещений в год. Подобный показатель в расчете на одного жителя Кемеровской области был равен 9,9 посещениям.Формирование социальной политики предусматривало изменение структуры и функций органов управления здравоохранения и образования в целях совершенствования вертикали управления и конкретизации управленческих функций.В целях оптимизации системы профилактики, прогноза и реабилитации в лечебно-профилактические учрежде-ния, оказывающие медицинскую помощь студентам, были внедрены современные технологии управления. Особое внимание уделялось созданию единого информационного пространства системы охраны здоровья студентов. Важное место отводилось инновационным технологиям корпоративного управления реализацией социальной политики охраны и укрепления здоровья студентов.Существенная роль при формировании перспективной модели организации медико-социальной помощи студентам отводилась координации взаимодействия медицинских и образовательных структур, а также внедрению инновационных технологий организации медико-социальной помощи с учетом удовлетворенности студентов качеством медицинской помощи, социальной защищенности и выделения контингентов особого внимания среди данного контингента в целях осуществления адресной медико-социальной политики.Технология организации многоуровневой и многоэтапной системы оказания медицинской помощи предусматривала проведение анализа состояния здоровья студентов в целях определения их реальной потребности в медицинской помощи, оценку организации медицинской помощи с учетом реальной потребности, анализ удовлетворенности студентов качеством предоставленных медицинских услуг на этапах медицинской помощи.Реализация стратегии социальной политики в области охраны и укрепления здоровья студентов, повышения качества их жизни предполагала разработку и внедрение эффективных моделей первичной медико-социальной и специализированной помощи, подготовку пакета документов по формированию заказов-заданий медицинским учреждениям, оптимизацию методики формирования подушевых нормативов финансирования студентов в условиях ОМС, обеспечение адекватного оказания медицинской помощи на основе эффективного использования ресурсов здравоохранения в условиях многоуровневой многоэтапной системы дифференцированной медицинской помощи (рис. 1).Оценка эффективности оказания многоэтапной дифференцированной медицинской помощи (МП) в условиях многоуровневой системы предоставления стационарных медицинских услуг в рамках программы госгарантий проводилось в трех аспектах с учетом медицинской, социальной и экономической эффективности.В качестве критериев для определения медицинского эффекта использовался удельный вес осложнений, уровень качества лечения в динамике.Для оценки социального эффекта применялись показатели, характеризующие обеспечение удовлетворенности и потребности студентов в медицинской помощи.Материалы изучения здоровья студентов и организации медицинской помощи, выявленные социальные проблемы профессионального образования и студенческой молодежи использовались при разработке основных направлений социальной политики Кемеровской области, обеспечивающей повышение качества жизни студенческой молодежи.Реализация основных направлений социальной политики, обеспечивающих повышение качества жизни студенческой молодежи, разработанных с использованием данных характеризующих здоровье и образ жизни учащейся молодежи, материалов актуализации проблем про-214фессионального образования и медицинского обслуживания, способствовала улучшению качества жизни студенческой молодежи и укреплению её здоровья.Уровень общей заболеваемости студентов с 540,74+0,51 (2000-2004 гг.) уменьшился до 534,34+0,50 (2004-2008 гг.); (р

Ключевые слова

студенты, качество жизни, медико-социальные детерминанты, здоровье, students, life quality, medical-social determinants, health

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Свиридова Ирина АльбертовнаКемеровский государственный университеткандидат медицинских наукrector@kemsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Герасименко Н.Ф. Новое в Российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Экономика здравоохранения. М., 2004. № 11-12 (89).
Денисов И.Н. Болонский процесс: структурные изменения в медицинском образовании России // Экономика здравоохранения. М., 2004. № 9 (87).
Стародубов В.И. Концепция единой информационно-аналитической системы Сибирского окружного медицинского центра // Экономика здравоохранения. М., 2004. № 5-6 (84).
Bowling A. Measuring Disease: a review of guality of life measurement scales. Philadelphia, 1997.
Determining a minimal change in a disease-specific guality of life guestionnaire/ E.F. Juniper, G.H. Guyatt, A. Griffith et al. // J. Clin. Epidemiol. 1994. Vol. 47, № 1.
Акопян А.С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Экономика здравоохранения. М., 2004. № 5-6 (84).
Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. М., 2001. № 1.
Дружинин Н.П. Состояние, динамика и структурные особенности процессов воспроизводства населения ряда регионов севера // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Некоторые подходы к оценке качества лечебно-диагностического процесса / В.З. Кучеренко, Е.П. Яковлев, Ю.Н. Кудрявцев и др. // Проблемы управления здравоохранением. 2003. № 1 (8).
Решетников А.В. Организация и проведение медико-социологического мониторинга // Экономика здравоохранения. М., 2002. № 3.
Щепин О.П. Формирование медико-демографических процессов в Российской Федерации // Вестник РАМН. 2001. № 5.
Гречко А.В. Анализ деятельности дерматовенерологических учреждений в Российской Федерации // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Динамика основных демографических показателей Астраханской области / Д.О. Ермолаев, А.Г. Сердюков, Ю.Н. Ермолаева и др. // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образ жизни // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. № 3.
Методические подходы к управлению факторами, определяющими адекватность медицинской помощи / Т.П. Васильева, А.С. Чумаков, В.В. Трофимов и др. // Экономика здравоохранением. М., 2004. № 2 (81).
Редько А.Н. Некоторые результаты мониторинга ВИЧ-инфекции в Краснодарском крае // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Рзянкина М.Ф. Смертность детей и подростков от внешних причин и пути ее снижения // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Дерматовенерологическая помощь в региональной системе здравоохранения (Самарская модель) / Г.И. Гусарова, И.Г. Шакуров, Н.В. Кунгуров и др. Самара, 2002.
Онищенко Г.Г. Контроль за инфекционными заболеваниями - стратегическая задача здравоохранения России в XXI веке // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2002. № 6.
Тихонова Л.И. Эпидемиологическая ситуация с заболеваниями, передаваемыми половым путем // Заболевания, передаваемые половым путем. 1995. № 4.
Филатов Н.Н. Роль отдельных факторов среды обитания в изменении здоровья детского и подросткового населения Москвы // Здравоохранение РФ. 1998. № 5.
Яцуха М.В. Динамика регистрации больных сифилисом и гонореей в сельской местности в России в 1905-1995 гг. // Материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летию КВД. М., 1996. № 23. 94 с.
Белов В.Б. Детерминанты здоровья // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 4.
Калиниченко А.В. Экономический анализ в системе управления медико-производственными организациями // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 3.
Клименко Г.Я. Организация контроля и лечения госпитальной инфекции в региональном многопрофильном стационаре с позиций доказательной медицины // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 3.
Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. М., 2005. 238 с.
Филатов В.Б. Некоторые подходы к созданию системы регулирования отношений медицинских работников с пациентами в работе ЛПУ // Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 4.
Baum F. Social Capital: is it good for your health Issues for a public health agenda // J. Epidemiology Commune Health. 1999. № 53 (4).
Anandarajah G. Spirituality and Medical Practice: Using the HORE Questions as a Practical Tool for Spiritual Assessment // Am. Fam. Physician. 2001. № 63.
Кулагина Э.Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов. Н. Новгород: Бланкоиздат, 1998. 214 с.
Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. М., 2005. 238 с.
Развитие учения о качестве / А.Г. Ластовецкий, Р.И. Пташинский, Д.В. Пацукова и др. // Материалы II Международной научно-технической конференции «Здоровье и образование в XXI веке». М., 2001.
Ракита Д.Д. Организация борьбы с курением // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Тихонова Ю.В. Мотивы выбора медицинской профессии // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Флетчер Р. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины: Пер. с англ. М., 2004. 350 с.
Вялков А.И. Потребности и возможности общественного здоровья // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 4.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов. (Серия «Мастера психологии»). СПб: Питер, 2000.
Федорова Н.А. Проблемы здравоохранения и некоторые пути их решения в Астраханской области // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2004. Вып. 5.
Кудрина Е.А. Качество жизни как интегральный показатель состояния здоровья населения // Бюл. ННИИ общественного здоровья РАМН. М., 2005. Вып. 4.
 Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи(на примере студентов вузов Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи(на примере студентов вузов Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 325.

Полнотекстовая версия