Теоретические принципы построения системы когнитивного менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Теоретические принципы построения системы когнитивного менеджмента

Затрагивается проблема формирования системы когнитивного менеджмента, рассматриваются задачи и функции новой управленческой практики. Обосновывается использование системы когнитивного менеджмента для формирования обучающегося типа организации. В качестве теоретического основания построения системы когнитивного менеджмента рассматривается концепция Ю. Хабермаса о коммуникативной реальности и когнитивных интересах.

Theoretical principles of knowledge management system design.pdf Высокие темпы развития информационных техноло-гий и их глубокая «интеллектуализация» позволяют се-годня говорить о «знаниеориентированном» развитии общества. Успешность организаций, причем не только производственных или коммерческих, в первую очередь определяется квалификацией сотрудников. Знание ста-новится ведущим фактором производства, а интеллекту-альный капитал - основной ценностью организации и решающим фактором в конкурентной борьбе. Главной характеристикой организации, осуществляющей свою деятельность в так называемом knowledge society, стано-вится способность к непрерывному обучению, понимае-мому не как простое накопление знаний, а как эффек-тивное их использование. Именно способность к обуче-нию определяет степень адаптивности и гибкости орга-низации, в связи с чем в языке современного управления все чаще используется термин «обучающаяся организа-ция» («learning organization»).С возникновением нового типа организации связано появление новой отрасли управленческой практики -управления знаниями или когнитивного менеджмента, представляющего собой организацию процесса систе-матической идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и использовать.Хотя это относительно молодая область управлен-ческой практики, сформировавшаяся лишь в 90-е гг. прошлого столетия, сам термин «когнитивный ме-неджмент» («knowledge management»), или управление знаниями, в последнее время стал широко использо-ваться в научной литературе и в практике многих орга-низаций. Будучи комбинацией отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуни-кационного менеджмента, а также использования но-вых информационных технологий в управлении орга-низациями, когнитивный менеджмент имеет своей це-лью создание новых и более мощных конкурентных преимуществ организации, предполагая создание ново-го знания и стимулирование прироста знаний. Это от-бор и аккумулирование значимого знания из внешних по отношению к данной организации источников. Это сохранение, классификация, трансформация, обеспече-ние доступности знаний. Когнитивный менеджмент предполагает дальнейшее распространение и обмен знаниями в рамках организации и за ее пределами, ис-пользование знаний в деятельности организации, при-нятие решений, включение знаний в продукты, услуги, документы и базы данных.Когнитивный менеджмент - это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть ме-неджмента любой организации. Для успешного осуще-ствления когнитивного менеджмента необходимы: хо-рошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания, высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим и непрерывное и квалифицированное обучение персонала. Объединяя вместе три ключевых организационных ресурса: лю-дей, осуществляемые процессы и технологии, когни-тивный менеджмент представлен, с одной стороны, совокупностью инструментов или технологической схемой, позволяющей сохранить, отфильтровать, про-анализировать и эффективно использовать знания на практике, а с другой - организационной схемой для практической реализации идеи выявления, структури-рования, сохранения знаний в компании и обмена ими. При этом когнитивный менеджмент связан, в первую очередь, с организационным знанием (organizational knowledge), которое представляет собой постоянно меняющееся сочетание структурированного опыта, ценностей, контекстуальных сведений и озарений и служит основой для оценки и усвоения нового опыта и информации. Оно порождается и используется своими носителями.Вместе с тем поиск методологических принципов построения системы когнитивного менеджмента как механизма, обеспечивающего непрерывное обучение организации, идет до сих пор. Нужно отметить, что предпосылками формирования сферы когнитивного менеджмента стала разработка идеи информационного общества или общества знаний, а также исследование социального аспекта поведения человека, показавшего, что знания существуют и накапливаются главным об-разом в коллективе. Решающим моментом стало изме-нение рациональной организации общественных отно-шений, где на место классической рациональности встает коммуникативная, открытая рациональность, предполагающая уважение к альтернативным картинам мира, возникающим в иных культурных и мировоз-зренческих традициях, отрицающая принцип жесткого детерминизма, обеспечивающая взаимообогащение различных познавательных позиций.Идею коммуникативного типа рациональности раз-рабатывал Ю. Хабермас в своей «Теории коммуника-тивного действия». Он описал три мира знаний и свя-занные с ними типы рациональности, которые, в свою очередь, лежат в основе предложенной им системы познания природы. Во-первых, существует техническая (technical reality), или объективная реальность, пред-ставляющая собой сферу взаимодействия человека и природы. Техническая реальность, по Ю. Хабермасу,59представляет собой результат намеренного вмешатель-ства человека и ассоциируется с инструментальной рациональностью (instrumental rationality).Во-вторых, существует межличностная (интерсубъек-тивная) реальность, представляющая социальный мир людей. Данная социальная реальность является предме-том интерпретации значения и связана с успешным вы-полнением социальным субъектом своего рабочего зада-ния и со стратегической рациональностью (strategic rationality). Стратегическое поведение ориентировано на достижение цели, предполагающее асимметричную субъ-ект-объектную процедуру и прагматическое использова-ние другого в качестве объекта или средства [1].В-третьих, существует субъективная реальность, представленная личным миром людей. Эта личная реаль-ность является предметом саморефлексии и ассоциирует-ся с коммуникативной рациональностью (communicative rationality). Коммуникативная рациональность соответст-вует «жизненному миру», представляющему собой сим-волически опосредованное производство и воспроизвод-ство общества действующими индивидами. Коммуника-тивное поведение принципиально субъект-субъектно и, предполагая принятие другого в качестве самодостаточ-ной ценности, исключает какие бы то ни было цели, по-мимо самого акта своего осуществления. Сюда относятся такие «интеракции, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигну-тое в том или ином случае согласие измеряется интер-субъективным признанием притязаний на значимость» [2. С. 91]. Такие притязания представляют собой воплощен-ные в высказываниях знания.В работе «Познание и интерес» (Knowledge and Human Interests) Ю. Хабермас, развивая учение о типах рациональности, конструирует теорию естественно-исторических знаниеобразующих интересов, которые представляют собой не «частные «партикулярные ин-тенции» познающего субъекта, а фундаментальные условия познания» [3. С. 98]. Описываемые интересы «исходят одновременно как из природы, так и из куль-турного разрыва с природой» [3. С. 95], каждый из них необходимо связан с определенным видом человеческой деятельности. Среди них он называет, во-первых, техни-ческий когнитивный интерес, связанный с зависимостью человека от своей способности управлять природой для удовлетворения своих интересов. Этот интерес связан с технической реальностью и характеризует «труд» чело-века, который включает любые взаимодействия челове-ка с миром вещей. Он связан с объективистской верой в то, что реальность структурирована по определенным законам, независимо от человека.Во-вторых, Ю. Хабермас говорит о практическом когнитивном интересе, который обусловлен зависимо-стью людей от совместных действий и, соответственно, от коммуникативного взаимодействия, а также необхо-димостью взаимного понимания людей. Этот тип инте-реса вызван вопросами языковой интерпретации и межличностной коммуникации и связан с интерсубъ-ектной реальностью и с конструктивистской верой в значение, которое принимает реальность в конструкци-ях субъектов коммуникации.В-третьих, эмансипационный когнитивный комплекс, по Ю. Хабермасу, связан с рефлексивной деятельностьюсознания. Он заключается в освобождении от условий, вызванных искажением коммуникации, относится к субъ-ективной реальности, представляет собой единство тех-нического и практического подходов.Ю. Хабермас использует когнитивные интересы для разработки топологии действий. Когнитивный менедж-мент как деятельность предполагает ряд основных дей-ствий со знанием. Создание знания начинается на уров-не отдельных субъектов, когда как члены организации они приобретают их посредством индивидуального обу-чения, через личный опыт, путем саморефлексии. С од-ной стороны, каждый человек живет и воспитывается в определенном социальном окружении, которое форми-рует у него конкретную систему ценностей и влияет на его познавательные способности. С другой стороны, человек находится в непосредственном контакте с «тех-ническим миром» (Ю. Хабермас) материальных вещей. Постоянный разрыв между действительным состоянием технического мира и желаемым состоянием помогает сформировать у каждого человека представление о соб-ственных знаниях. Такие двунаправленные взаимодей-ствия личностного (субъективного) и организационного, а также и личностного и технического уровней состав-ляют этап создания личного знания [1].Следующим этапом в работе со знанием является его систематизация: отдельный индивид помещается в организационный контекст с тем, чтобы его межличност-ные взаимодействия влияли на организационное знание. Так как социальная реальность организации образована всеми входящими в нее сотрудниками, личностное знание каждого из них определяет и видоизменяет коллективное знание организации. Коллективное знание представляет собой коллективную «способность выбора рационального действия для определенной цели» [4] посредством «цен-ностно-нагруженного» объединения знаний всех сотруд-ников организации. Таким образом, формирование и пе-редача коллективного знания организации основывается на систематизации личного знания в соответствии с цен-ностями самой организации.В качестве заключительного этапа можно назвать при-менение знания. Как и в случае с созданием и систематиза-цией, применение организационного знания в техническом мире представляет собой двунаправленное взаимодейст-вие. С одной стороны, применение знания влечет к изме-нениям в техническом мире, с другой стороны, сохраняю-щийся разрыв между действительным состоянием техни-ческого мира и ожидаемым состоянием влияет как на цен-ностную ориентацию организационного знания, так и на решения, принимаемые внутри организации.Рассмотренные выше теоретические моменты мож-но представить в следующей взаимосвязи (рис. 1).Слово «менеджмент» хотя и предполагает нечто, свя-занное с управлением, в рассматриваемом контексте оз-начает, что каждый сотрудник должен быть вовлечен в процесс обмена знанием и его порождения. В первую очередь, когнитивный менеджмент имеет дело с чрезвы-чайно важным неявным знанием, знанием, которое не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем - конкретным человеком или группой лиц. Современный характер знания делает очевидным тот факт, что знание в его индивидуальных чертах не сущест-вует без своего носителя.60ТехническаяПрименение ikikikikОрганизационнаяСтратегическаяПрактическийСистематизация iikikikСубъективнаяКоммуникативнаяЭмансипаторныйСоздание Тип реальностиТип рациональностиКогнитивный интересЭтапы работы со знаниемРис. 1Знания есть результат рефлексивной переработки и индивидуального понимания отдельным человеком окружающей его действительности. Каждое из таких знаний претендует на истину, при этом образуется си-туация полиистины. С одной стороны, отсутствие единственно истинного знания может привести к за-труднениям в процессе принятия решения, с другой стороны, такой формат знания хранит в себе творче-ский потенциал, именно тот, который необходим сего-дня любой организации для сохранения своих конку-рентных преимуществ. Иными словами, организации должны приобретать, порождать и сохранять, в первую очередь, знание, содержащееся в умах сотрудников (неявное знание) и включенное в общий организацион-ный контекст их работы. Если новое знание появилось, его необходимо разрабатывать как ресурс организации. Однако такое знание непросто приобрести, зафиксиро-вать, систематизировать, оценить его пригодность и потенциальную ценность. Все, что можно сделать втаких условиях, - это управлять условиями, в которых можно создавать, обнаруживать, фиксировать, обмени-вать, отбирать, подтверждать, передавать, усваивать, приспосабливать и применять знания, т.е. создавать условия для коммуникации. Построение системы ког-нитивного менеджмента осуществляется, в первую очередь, путем налаживания коммуникативных связей внутри и между организационными структурами, обес-печивающими обмен знаниями за счет постоянной цир-куляции знаний и информации в организации в соот-ветствии с определенными целями и процедурами, с использованием инструментов обмена знаниями. Та-ким образом, коммуникация является метапроцессом в модели когнитивного менеджмента, а представленная выше схема отражает двунаправленную взаимосвязь элементов системы когнитивного менеджмента, слу-жащую установлению «взаимопонимания» между со-ставляющими ее элементами посредством обнаруже-ния и раскрытия систем их «ценностей».

Ключевые слова

communication, knowledge management, learning organization, knowledge society, коммуникация, когнитивный менеджмент, обучающаяся организация, общество знания

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Стаховская Юлия МихайловнаТомский государственный университетассистент кафедры связей с общественностью факультета психологииjuliastahovsky@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Habermas J. Standford encyclopedia of philosophy. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/habermas/
Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1.
Zining G., Sheffield J. Habermasian Inquiring System: Toward a general framework for knowledge management research. URL: http://www2.computer.org/portal/web/csdl/doi/10.1109/HICSS.2006.201
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006. 379 с.
 Теоретические принципы построения системы когнитивного менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Теоретические принципы построения системы когнитивного менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия