Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI в. и миграционная политика | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI в. и миграционная политика

Исследуется влияние принятой в Китайской Народной Республике внешнеэкономической стратегии «Идти во вне» на инвестиционную активность китайских предприятий за рубежом, экспорт рабочей силы, уровень и характер миграции китайских граждан за границу

China's foreign economic strategy and migration policy.pdf В конце 1990-х гг. в экономике Китая вышел на по-верхность ряд системных проблем, связанных с превы-шением темпов экономического роста над внутренним потреблением. Они привели к состоянию глубокой де-фляции, определившей внутреннюю экономическую ситуацию в стране в 1997-2002 гг., когда произошло падение темпов роста с 10,9% в 1995 г. до 7,6% в 1999 г. [1]. По мнению правительства, решением проблемы должна была стать более активная ориентация нацио-нальных производителей на экспорт и вывоз капитала. В связи с этим в 2000 г. на третьей сессии ВСНП девятого созыва в КНР впервые была выдвинута стратегия актив-ного выхода китайских производителей на внешние рынки под девизом «Идти во вне». Конечной целью стратегии является превращение КНР к 2020-2030 гг. в самую экономически мощную державу мира и увеличе-ние к 2020 г. объёма ВВП в 4 раза [2. С. 9].Стратегия выдвинула ряд тезисов, и главным из них было «использовать преимущества двух (внутреннего и внешнего) рынков и двух (внутреннего и внешнего) источников сырья, за счет этого получать более широ-кие возможности для совершенствования экономиче-ской структуры и оптимизации размещения ресурсов» [3]. Таким образом, правительство стимулировало предприятия к более активному освоению природных ресурсов других стран, увеличению товарного экспор-та, завоеванию новых рынков и открытию новых ис-точников поступления высоких технологий и техники. Кроме того, в стратегии говорилось о необходимости осуществлять активное инвестирование за рубеж. Ин-вестиции должны использоваться для освоения ресур-сов, получения технологий, освоения рынков. Основ-ным направлением, куда китайским предпринимателям предлагается направить инвестиции, является инфор-мационно-технические разработки и биотехнологии.Важным элементом стратегии стала необходимость усиления «транснационального хозяйствования китай-ских предприятий». За границей китайским предпри-нимателям было рекомендовано создавать крупные предприятия, работающие с передовыми технология-ми, а также высокотехнологичные средние и малые предприятия, открывать заводы и научно-исследовательские центры, участвовать в акционерном капитале, трансферте технологий, создании сбытовых объединений. Правительство стремится стимулировать китайские фирмы к созданию транснациональных ком-паний, используя мировой опыт, а также акцентировать внимание предприятий на создании известных китай-ских марок и брендов, способных конкурировать на мировых рынках.Значительное внимание в стратегии уделено обес-печению расширения позиций Китая на международ-86ном рынке труда. Правительство активизирует участие китайских предприятий в подрядно-строительных ра-ботах за пределами страны. Для эффективной реализа-ции стратегии необходимо увеличивать роль негосу-дарственных предприятий при выходе во вне, инвести-руя за рубеж, они должны стать «свежими силами» экономики. Правительство Китая пытается таким обра-зом создать новую систему предприятий, соответст-вующих условиям международного рынка. Таким об-разом, стратегия должна решить ряд важных для эко-номики Китая задач: расширить рынок сбыта китай-ских товаров и укрепить их позиции на международ-ном рынке, открыть новые источники сырья, увеличить экспорт рабочей силы, решить проблему перенасы-щенности части отраслей экономики инвестициями. В рамках стратегии выделено четыре этапа:1..Выращивание групп предприятий. Этап предполагает отбор лучших предприятий, которые получают поддержку государства на инвестирование и экспорт за рубеж.2..Развитие экспорто-ориентированных групп пред-приятий. Этап предполагает создание за рубежом сбы-товых объединений, расширяется экспорт капитала.3.Транснациональное предпринимательство. Этаппредполагает активное создание китайскими компа-ниями филиалов за рубежом.4.Формирование транснациональных корпораций.В течение 2000-2010 гг. предполагается реализацияпервых двух этапов. Реализация задач третьего и чет-вертого этапов начнется после 2010 г. Начиная с 2000 г. сфера внешнего инвестирования китайских предприятий непрерывно расширяется: от торговли на начальном этапе до разработки ресурсов, промышлен-ного производства, сельского хозяйства, общественно-го питания, туризма, розничной торговли, информаци-онного и научного обслуживания. В 2005 г. Министер-ством коммерции и Министерством финансов КНР были даны разъяснения по вопросам поддержки прави-тельством отдельных направлений внешнеэкономиче-ского сотрудничества. В качестве ведущих областей были определены сотрудничество в сфере сельского хозяйства, леса и рыбной ловли, рабочей силы, подряд-но-строительных работ за рубежом, научно-технических исследований. Были определены приори-тетные направления: в сельскохозяйственной сфере -покупка или аренда земли на долгий срок за рубежом, выращивание кормовых и технических культур, пере-работка продукции и последующая продажа; в лесной сфере - приобретение делян, получение разрешений на вырубку леса, переработка древесины; в рыбном хозяй-стве - получение разрешений на ловлю рыбы, перера-ботка и последующая продажа; в сфере новых высоких технологий - создание за границей структуры для раз-вития исследований и проведения практических испы-таний.После принятия стратегии начали значительно мо-дифицироваться формы и методы продвижения экс-портных товаров на внешние рынки, за рубежом соз-даются сбытовые сети и торговые центры китайских товаров. Поощряется учреждение китайскими компа-ниями дочерних предприятий в других странах и уве-личение вывоза капитала, что прежде имело ограни-ченные масштабы. В период с 2000 по 2004 г. объем прямых зарубежных инвестиций Китая вырос на 70% [4]. К началу 2008 г. за рубежом было создано 12 тыс. предприятий с китайскими инвестициями [5]. За один только 2003 г. зарегистрированные зарубежные инве-стиции китайских компаний составили 2 млрд долл., увеличившись вдвое по сравнению с 2002 г. В то же время общие прямые инвестиции КНР за рубежом пре-высили в 2006 г. 73 млрд долл. [6], а в 2007 г. -110 млрд долл. США [5]. По данным Комитета стиму-лирования международной торговли КНР, в 2008 г. прямые зарубежные инвестиции были направлены: в производство - 40%, оптовую и розничную торгов-лю - 21%, добычу полезных ископаемых - 11%, сферу услуг - 7%, сельское хозяйство - 6% [7]. Прямые зару-бежные инвестиции Китая к 2005 г. были размещены в 150 странах и территориях мира. Основной поток инве-стиций направлялся в Азию. Вторым по значению гео-графическим приоритетом являются страны Африки и Западной Европы. Особое место занимают Вирджин-ские и Каймановы острова, являющиеся оффшорными зонами (не исключено, что средства сюда вкладывают-ся с целью их последующего возвращения в Китай в качестве иностранных инвестиций с получением под них различных налоговых льгот) [8].По структуре создаваемых за рубежом предприятий на данный момент 53% составляют сбытовые офисы, 26% - открытые акционерные компании, 24% - роз-ничные магазины и сбытовые сети, 20% - производст-венные компании, 9% - совместные компании на неин-вестиционной основе, 8% - приобретение зарубежных компаний [7]. Данные организационные формы пред-полагают создание за рубежом полноценных офисов китайских компаний со штатом персонала. Вывоз ка-питала за рубеж и открытие предприятий и торговых сетей сопровождается активным выездом за пределы КНР не только предпринимателей и управленческого состава предприятий, но и наемных работников. В кни-ге авторитетного коллектива китайских экономистов говорится, что ежегодная отправка за рубеж в целях предпринимательской деятельности 1-2 млн способ-ных людей позволит создать в стране и за ее пределами 10-20 млн рабочих мест, смягчая тем самым проблему трудоустройства в Китае [2. С. 9]. Кроме того, приток денежных средств от работников, выехавших за рубеж, в семьи, оставшиеся в Китае, составляет 2 млрд долл. в год [9]. Что обеспечивает рост потребления и снимает социальные проблемы внутри страны. Поэтому увели-чение экспорта трудовых ресурсов является одним из стратегических приоритетов правительства КНР.В Китае заговорили о том, что внешнеэкономиче-ская стратегия должна, в частности, обеспечить значи-тельное расширение позиций страны на международ-ном рынке труда. В КНР исходят из того, что на ее до-лю приходится треть работающего населения планеты, но только 1,5% на мировом рынке подрядных работ и 2,1% мирового рынка труда [10]. Часто в связи с этим в Пекине выдвигается задача завоевания примерно 10% мирового рынка труда. По информации газеты «Жень-минжибао», Чэнь Хуай из Центра исследования про-блем развития Госсовета КНР отмечает: «…один из глубинных смыслов того, что Китай становится произ-водительным центром мира, состоит именно в том, что Китай включается в конкуренцию во всемирном мас-штабе за ограниченное количество рабочих мест» [11]. Согласно официальной статистике, ежегодно за рубеж по контрактам на работу выезжает порядка 350 000 человек [12]. После принятия стратегии Мини-стерство коммерции КНР значительно облегчило про-цедуру оформления выезда китайских граждан на ра-боту за рубеж [3]. По данным Министерства коммер-ции КНР, на март 2009 г. общая численность выехав-ших в 160 стран мира работников составляет 4,7 млн человек [13]. Следует ожидать, что это лишь малая часть, прошедшая официальное оформление на выезд на работы, от общей фактической цифры, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубежом. 86% экспорта рабочей силы приходится на следующие отрасли: промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, транспортные перевозки [14].Китай заметно активизируется и на мировом рынке подрядных, инженерно-строительных работ (в 1999 г. за рубежом по этой линии работали 380 тыс. человек [15], а на начало 2007 г. - 658 тыс. человек [16]). В 2003 г. 47 китайских строительных компаний вошли в список 225 крупнейших строительных фирм мира, со-ставленный авторитетным американским изданием «Новости Инженерии - Факты», а Китайская государ-ственная инженерно-строительная корпорация с внеш-неэкономическим оборотом 4 млрд долл. оказалась на 17-м месте в списке [17. С. 3]. Китайские компании предлагают низкие цены за счет экономии на стоимо-сти рабочей силы, поэтому китайские предприятия не привлекают работников на местных рынках труда, а привозят из Китая. В 2006 г. в Китае было заключено контрактов на подрядные работы за рубежом на 66 млрд долл. [18]. Среднегодовые темпы роста объема контрактных работ за рубежом в 2005-2007 гг. состав-ляли 25% в год [19. С. 10].Еще одним важным направлением активизации ми-грационной политики Китая стала научно-исследовательская деятельность и образование. Китай-ские мигранты должны помочь преодолению научно-технического отставания страны. Ведется активная работа по расширению совместных с зарубежными странами исследований, более активному участию китайских ис-следователей в работе за пределами страны и открытию научно-исследовательских институтов за рубежом. К 2008 г. Министерство науки и техники КНР уже создало за рубежом 5 технопарков в Сингапуре, штате Мэриленде (США), Кембридже и Манчестере (Великобритания), а также в Москве. Они стали площадкой для реализации китайскими предприятиями и научно-исследователь-скими учреждениями стратегии «Идти во вне» и для при-влечения зарубежных специалистов.87Для эффективной реализации внешнеэкономиче-ской стратегии китайским предприятиям требуются квалифицированные кадры, обладающие соответст-вующими мировым стандартам знаниями и навыками в области управления. Китайские учебные заведения не могут в полной мере дать необходимые знания. Кроме того, наблюдаются значительные пробелы в области фундаментальных наук. Это обусловливает активную отправку студентов на учебу за границу [14]. В середи-не 2005 г. количество китайцев, обучающихся более чем в 100 странах мира, составляло около 400 тыс. че-ловек [20. С. 7]. С каждым годом количество китайских студентов, выезжающих за рубеж для получения обра-зования, возрастает на 13% [20. С. 8]. Из некоторых городов и регионов Китая - а именно из Пекина, Шан-хая, провинций Гуандун, Ляонин и Сычуань - эта циф-ра еще больше и составляет ежегодно 20% [21. С. 24]. Вернулись в Китай после окончания учебы 160 тыс. человек [22. С. 3]. В одном из своих выступлений Ху Цзиньтао заявил: «Тем, кто после окончания обучения сделал выбор в пользу проживания и работы за грани-цей, партия и правительство выказывают свое уважение и понимание» [23]. Таким образом, он дал публичное одобрение на активное обустройство китайских граждан за рубежом. Китайское правительство путем такой по-литики пытается сформировать лояльную к себе зару-бежную диаспору, которая может стать эффективным инструментом внешнеэкономического наступления Ки-тая. В целом государство проводит курс на поддержку обучения за рубежом, стимулирования к возвращению на родину, свободу въезда и выезда.Начиная с 2000 г. заметно активизируется Управле-ние по делам хуацяо Госсовета КНР. Зарубежные ки-тайцы рассматриваются как значимый фактор успеш-ной реализации стратегии «Идти во вне». По словам В. Гельбраса, «в 2001 г. в Пекине состоялось совеща-ние представителей китайских землячеств. По со-общению «Mosike huaren bao», одной из китайских газет, издающихся в Москве, на нем были преданы гласности далеко идущие планы подключения китай-ских землячеств к реализации внешнеэкономиче-ской стратегии КНР» [24]. По планам правительства КНР китайские землячества должны стать эффектив-ным инструментом реализации внешнеэкономической стратегии. Они должны распространять китайский стиль управления и хозяйствования за рубежом, таким образом, создавать благоприятную почву для развития китайских ТНК. Зарубежные китайцы должны служитькомпасом и проводником для китайских предприятий, «идущих во вне». Созданная китайскими предприни-мателями в разных странах международная финансовая сеть рассматривается правительством КНР как один из основных инструментов эффективной реализации стра-тегии - в качестве инструмента коммуникации с рын-ками других стран, компаса для прибыльного инвести-рования, знающего национальные рынки, условия, за-конодательную и налоговую базу, обладающего об-ширными связями.Зарубежные диаспоры рассматриваются как источ-ник квалифицированных кадров, получивших за рубе-жом образование соответствующее стандартам между-народных рынков, имеющих опыт работы в западных и транснациональных компаниях, являющихся носите-лями передовых знаний в области управления, эконо-мики и финансов. Правительство КНР надеется, что хуацяо станут инструментом активного привлечения в страну новых технологий. Пребывая за рубежом, они имеют лучший доступ к новейшим технологиям. Это создает хорошие условия для привлечения технологий в Китай. По данным Управления по делам хуацяо Гос-совета КНР зарубежные китайцы создали в Китае уже больше 5 000 инновационных предприятий [25].Таким образом, Правительство Китая включило за-рубежные китайские общины в процесс реализации внешнеэкономической стратегии, а провинциальным управлениям по делам хуацяо была дана установка ак-тивизировать региональные отношения с зарубежными китайскими диаспорами с целью налаживания более тесных связей между местными и зарубежными китай-скими компаниями и получения оперативной инфор-мации о зарубежных рынках. В целом активизация внешнеэкономической деятельности и выход китай-ских предприятий на мировые рынки способствуют росту потоков китайских граждан, выезжающих за ру-беж. Эта миграция носит экономический характер и тесно связана с политикой государства по увеличению количества контрактов и объема инвестиций за рубе-жом. Учитывая, что основное расширение присутствия китайских компаний за рубежом в форме создания фи-лиалов и ТНК запланировано на период после 2010 г., то в ближайшие десять лет следует ожидать роста ко-личества выезда граждан Китая за рубеж в связи с предпринимательской и трудовой деятельностью, а также дальнейшей активизации китайских компаний на рынке трудовых ресурсов и строительно-подрядных работ.

Ключевые слова

migration policy, China, economic strategy, миграционная политика, экономическая стратегия, Китай

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Столярова Елена СергеевнаТомский государственный университетпреподаватель кафедры востоковеденияelenastol@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Wangmu. Haiwai huaqiaohuaren yu shishe zouchuquzhanlue (Зарубежные китайцы и реализации стратегии Идти во вне). Режим доступа: http://qwgzyj.gqb.gov.cn/xzrlqw/131/700.shtml
Гельбрас В.Г. Российско-китайские отношения и проблемы глобализации. Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_1173.htm
Ху Цзиньтао о роли зарубежной диаспоры в развитии страны. 02.03.2005. Режим доступа: http://china.org.cn/chinese/160440.htm
Plan to reverse brain obtain // China Daily. 23.12.2003.
Не Li Returned students and political changes in China // Asian Perspective. 2006. Vol. 30, № 2. Р. 5-29.
Shishe «zouchuqu» zhanlui de jige wenti (Несколько вопросов по реализации стратегии «Идти во вне») // Guoji Gongcheng yu laowu. 2005 № 6.
Zhongguo duiwai chengbaogongcheng anliefenxie (Анализ строительно-подрадной деятельности китайских предприятий за рубежом). Режим доступа: Beijing. Zongguo jianzhugongye chubanshe. 2007.
2006 nian woguo dui wai chengbaogongchengyewu tongji (2006 год. Подряды на строительство за рубежом. Статистика). Режим доступа: http://www.chinca.org/magz/showinfo.aspx?infoid=3444&menuid=20032
Chinese contractors «go global» // China Daily. 15.03.2005.
2007 nian jingwai zhongziqiye shixianxiaoshouru 3376 yimeiyuan (Информация о доходе китайских предприятий за рубежом от продаж за 2007 год). Режим доступа: http://www.18gem.com/article/1/5/2008/2008090978576.shtml
Портяков В.Я. Россия, Китай и Индия в мировой политике // Россия в глобальной политике. 2005. № 5. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/numbers/16/4795.html
Хэ Цзайчунь. «Цзоучуцюи» чжаньлю жоуганьвеньтхияньцзю (Изучение основных вопросов стратегии «Идти во вне»). Режим доступа: http://www.xslx.com/htm/jjlc/hgjj/2004-04-05-16612.htm
2008 nian zhongguo duiwai paichu laowurenyuan (Экспорт трудовых ресурсов Китаем в 2008 году). Режим доступа: http://data.icxo.com/htmlnews/2009/01/15/1352249.htm
Dui wai laowu hezuoyinge (Объемы сотрудничества в области трудовых ресурсов). Режим доступа: http://finance.jrj.com.cn/2009/04/1604364134901.shtml
Мнение специалиста: между городом и селом и на международном уровне будет обостряться конкуренция за рабочие места. Женьминжибао 05.04.2002. Режим доступа: http://russian.peopledaily.com.cn/200204/05/rus20020405_59080.html
Shiyiwu qijian woguo zouchiqimianlin xindexingxhihecaiqudexinjucuo. Shangwubuhezuosi. (Одиннадцатая пятилетка и новая обстановка и принятые меры в свете стратегии «Идти во вне». Информация Департамента по сотрудничеству Министерства коммерции КНР) 14.06.2006. Режим доступа: http://njtb.mofcom.gov.cn/aarticle/subject/zcq/subjectk/200606/20060602436836.htm
Liaojie dui laowu hezuo. Shangdongsheng duiwaimaojingji hezuoting (Информация Департамента внешнеэкономического сотрудничества провинции Шандун). Режим доступа: http://labor.shandongbusiness.gov.cn/bencandy.php?fid=14&aid=321
Zhang Hanya. Zhongguoqiye jingwairouzi zhanlu (Стратегия инвестирования за рубеж китайскими предприятиями). Режим доступа: http://www.hebei.net.cn/jingjifazhan/ShowArticle.asp?ArticleID=949
2009 nian zhongguo qiye duiwaitouzi xiankuang baogao (Доклад о ситуации по инвестированию за рубеж китайскими предприятиями 2009 г.). Режим доступа: http://aaa.ccpit.org/Category7/Asset/2008/Dec/12/onlineeditimages/file71229046483535.doc
Jingwai zhongziqiye guojiafengxian (Риски создания за рубежом предприятий с китайскими инвестициями). Режим доступа: http://acs.mofcom.gov.cn/cms/www/news/2342907936447.cgp
Shi Ming. Wei qiye jingwai touzi «baojiahuhang» (Содействие предприятиям, инвестирующим за рубеж). Режим доступа: http://www.lntrade.com/Article/jmwto/200808/5034.html
China spreads its wings - Chinese companies go global. Режим доступа: http://www.accenture.com/NR/rdonlyres/6A4C9C07-8C84-4287-9417-203DF3E6A3D1/0/Chinaspreadsitswings.pdf
Yang Dao. «Zouchuqu» dangqizn kuoda kaifang de zhanluiquyice («Идти во вне»: расширение политики открытости). Режим доступа: www.flgw.cn./lunwen/jingji/200512/25280.html
Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. М.: Муравей, 2004.
Бюллетень экономической информации по материалам китайской прессы за январь 2007 г. МЭРТ. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_QP/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/7_0_9D/_s.7_0_A/7_0_QP
 Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI в. и миграционная политика | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Внешнеэкономическая стратегия КНР в начале XXI в. и миграционная политика | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия