Правосознание в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере уголовного процесса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Правосознание в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере уголовного процесса

Рассматриваются проблемы правосознания в узко профессиональной сфере отношений - уголовном процессе, как оно проявляется и как формируется. Исследуется правосознание и выделяются аспекты наиболее сложные для познания этой категории в правовом регулировании уголовно-процессуальных отношений и в уголовном процессе.

Sense of justice in legal regulation of the relations arising in the criminal trial sphere.pdf Может ли уголовно-процессуальная деятельность осуществляться, а нормативные акты по уголовному про-цессу создаваться субъектами, не знающими ни законода-тельства, ее определяющего, ни теории и истории уголов-ного процесса? К сожалению, вопрос не риторический и может ставиться регулярно в истории и перспективе раз-вития государства в связи революциями, перестройками, реформами, перспективными программами, сменами по-колений, специфики резерва кадров и т.д.В юридической науке правосознание исследуется слабо и почти не рассматривается в отраслевых юри-дических науках. Причиной этого может служить скрытое, внешне невидимое существование правосоз-нания в голове людей и механизма его проявления в их действиях, поступках, суждениях, отношениях.Вместе с тем управляющее значение правосознания в правовом регулировании социальных отношений очень велико. Так как только через действия людей, их осоз-нанное поведение осуществляется формирование необ-ходимых социальных отношений, в том числе правовых, отраслевых, специализированных. Не случайно в науке общей теории государства и права позапрошлого и на-чала прошлого веков сформировалась психологическая теория права, в основе которой лежали работы Л.И. Петражицкого. Какие бы правовые идеи и разра-ботки не существовали и не складывались, они всегда неоднократно проходят через головы разных людей, их осознание, формирование правосознания, прежде чем станут реальным воплощением действительности.Вскрыть и изучить правосознание применительно к отраслевым юридическим наукам сложно, т.к. оно про-является лишь определенной специализированной ча-стью правосознания, которую выделить и определить еще сложнее. Но оно становится более конкретным, проявляемым, а значит, осязаемым или воспринимае-мым через поведение юристов-специалистов. В прак-тике уголовного процесса и его правовом регулирова-нии правосознание изначально скрыто от внешних проявление и может рассматриваться как внутренний элемент, определяющий внешнее поведение субъектов уголовного процесса и регулируемых отношений.Следует отметить, что в УПК РСФСР правосознание определялось как правовое явление, закрепленное в за-коне и используемое в практической уголовно-процессуальной деятельности. Статья 71 УПК РСФСР закрепляла правосознание как обязательный элемент, подлежащий использованию судьей, прокурором, сле-дователем, дознавателем при оценке доказательств. Со-ответственно, практическое, нормативное и теоретиче-ское значение правосознания было легально признано.В УПК РФ в ст. 17 на смену «правосознанию» при-шла моральная оценочная категория - совесть. Из-за114нечеткого понимания правосознания и его неразрабо-танности в науке уголовного процесса эта категория не только покинула УПК, но и формально ушла из дея-тельности профессиональных юристов - судьи, проку-рора, следователя, защитника. Несмотря на это: 1) профессиональное правосознание названных субъек-тов, сформированное в специальных юридических учебных заведениях, является необходимым условием занятия ими должностей; 2) только через знание права, через работу правосознания профессиональных субъ-ектов может осуществляться правовое регулирование отношений, возникающих в уголовном процессе.Анализ деятельности участвующих в уголовном процессе субъектов и системы правового регулирова-ния отношений, возникающих в сфере уголовного су-допроизводства, с необходимостью поставил теорети-ческий вопрос о том общем, согласующемся, что ис-пользуют у себя все субъекты, участвующие в право-вом регулировании уголовно-процессуальных отноше-ний. Дополнение нормы, УПК, теория уголовного про-цесса, опыт работы судей и т.д. собираются в общем работающем понятии - правосознание. У всех субъек-тов на этапах правового регулирования - «правотвор-чество» - «правоизучение» - «правоприменение» -«правоисследование» - присутствует, используется и передается (в различных формах) осознанное, осмыс-ленное знание уголовного процесса в том или ином объеме (автором уже проводилось научное исследова-ние процесса правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса).Общее понятие «правосознание», опирающееся на знание права, его теории, правовую идеологию, право-вую политику, конечно, применительно к уголовному процессу конкретизируется, минимизируется и раскры-вает свою отраслевую часть специализированного про-фессионального правосознания. Но вот именно это и становится единицей, предметом, средством изучаемым, используемым и передаваемым субъектами правового регулирования отношений, возникающих в сфере уго-ловного процесса. Все это возможно только в динамике социальных отношений через соответствующее право-изучение, понятие которого конкретизируется, обособ-ляется, детализируется и распадается на виды в зависи-мости от субъектов и видов их деятельности.Итак, правосознание в правовом регулировании от-ношений, возникающих в сфере уголовного процесса.Общая схема правового регулирования в динамике развития государства требует уточнений в связи с ме-няющимися условиями жизни и детализации деятель-ности в отраслевых сферах отношений, в частности порождается необходимость внесения изменений и дополнений в УПК РФ. Этим формируется дополни-тельная, отдельная схема, раскрывающая изменение, дополнение, прекращение существующих уголовно-процессуальных отношений, которая отражает лишь частично сложившуюся систему правового регулиро-вания отношений, возникающих в сфере уголовного процесса, корректируя элементы уголовно-процес-суальной деятельности, общие законодательные пред-писания, обязательные нормативные положения уго-ловно-процессуальных действий или решений.Отдельная дополнительная схема системы правово-го регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса, и субъекты, участвующие в про-цессе правового регулирования, в связи с созданием и использованием изменений и дополнений уголовно-процессуальной нормы (УПК):1))разработка и принятие изменений и дополнений УПК - исследователи или аналитики, разработчики законопроектов и субъекты законодательной инициа-тивы, законодательные органы;2)их опубликование, общие, специальные и допол-нительные формы их изучения в вузах, ССУЗах при подготовке юристов, обучении и повышении квалифи-кации юристов-специалистов - обучающие и изучаю-щие, например преподаватели и студенты;3)знание и реализации изменений и дополнений УПК в практической деятельности и социальных от-ношениях - практические работники органов, напри-мер дознаватель, следователь, прокурор, судья;4)обобщение практики, ее анализ, формирование теоретических положений уголовного процесса и зако-нодательных конструкций уголовно-процессуального законодательства с учетом изменений и дополнений УПК - сотрудники аналитических подразделений практических органов, ученые, исследователи.Будет ли давать результаты правовое регулирование, если разработчики УПК и изменений к нему думают об одном и ориентируются на свои установки, преподава-тели вузов на кафедрах уголовного процесса преподают другое, а на практике, на следствии или в суде лица ру-ководствуются третьим? Что общего у всех категорий субъектов, участвующих в процессе правового регули-рования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса? Правосознание как явление.Правосознание - внутренний, невидимый, обяза-тельный элемент субъектов всех этапов процесса пра-вового регулирования от создания УПК до анализа и обобщения результатов ее (его) реализации на практи-ке. Оно объединяет в единое понимаемое явление дея-тельность, действия и поведение субъектов в практике уголовного процесса, в обучении теории уголовного процесса и разработке новых положений уголовно-процессуального закона.Раскрыть понятие, значение, место правосознания в действиях и деятельности субъектов, в частности уго-ловно-процессуальной деятельности, - это значит най-ти ключ к пониманию внутреннего механизма правово-го регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса.Правосознание - общетеоретическое явление, поня-тие, конструкция. Оно преломляется везде, где есть осознанная деятельность (действия) человека, связан-ная с правом.Вместе с тем правосознание может классифициро-ваться по видам, раскладываться по образующим эле-ментам, рассматриваться с различных позиций и ана-лизироваться по отдельным составляющим частям или в обособленных аспектах, профессионально и социаль-но ориентированных на отраслевые отношения. В нау-ке уголовного процесса правосознание может изучать-ся и рассматриваться как вид, элемент, условие отрас-левого правового регулирования.Поднимался ли этот вопрос в уголовном процессе? Значения социалистического правосознания по дейст-вующему уголовно-процессуальному законодательству рассматривал в контексте механизма уголовно-процессуального регулирования Л.Б. Зусь, отражая общий правореализационный аспект.Если говорить об условиях проявления правосозна-ния в уголовном процессе, то в качестве общих пер-вичных элементов необходимо рассматривать и иметь в наличии, несмотря на то что это разноплановые явле-ния: лицо, его сознание, УПК и его нормы, действия лиц в рамках отношений, возникающих в сфере уго-ловного процесса.Исследование взаимосвязи этих элементов выходит за рамки работы, однако следует отметить, что функ-циональное проявление правосознания может выра-жаться по-разному.1))в восприятии и осознании правового явления, на-пример такого, как преступление или судебное разби-рательство;2))в изучении норм УПК и понимании их содержания;3))в восприятии и осмыслении правовой информа-ции о рассмотрении и разрешении конкретного уголов-ного дела или совокупности дел и назначении уголов-ного наказания;4)в толковании положений уголовного или уголов-но-процессуального закона;5)в психологической и организационной подготов-ке себя к реализации (применению) уголовно-процес-суальных норм в своих действиях, поведении, деятель-ности;6)в осознанном действии в соответствии с положе-нием нормы УПК (закона).Учитывая, что местом расположения правосознания является голова человека, его мозг, возникают реаль-ные практические проблемы, связанные с его изучени-ем и пониманием этого явления в реальной действи-тельности.Как правосознание выделить или измерить, как его показать или проверить? Правосознание - это явление динамическое или статическое, расширяющееся или сужающееся в процессе деятельности человека, выра-ботке им навыков, накопления опыта?Чем, кем и как формируется профессиональное пра-восознание у разных специальных категорий лиц, уча-ствующих в уголовном процессе?Людей много, а значит, и много вариантов проявле-ния правосознания?! Если правосознание может рас-сматриваться как отдельное самостоятельное явление, то проявление его у людей может быть разное. Это проявление правосознания у разных лиц, в частности у дознавателя, следователя, прокурора, судьи может за-висеть от большого количества факторов. К их числу115можно отнести уровень правосознания, образования, наличие моральных качеств и физических возможно-стей, внешние условия жизни, внешнее воздействие другого человека (людей) на сознание лица, принужде-ние, угрозы, шантаж, убеждения лица, страх, психиче-ские аномалии и т.д.Общие положения о сознании человека можно най-ти в работах у А.Г. Спиркина, Н.А. Бердяева, исходные позиции правосознания у И.А. Ильина, Н.Н. Вопленко.Применительно к уголовному процессу и его право-вому регулированию правосознание для лучшего пони-мания может быть классифицировано на виды. В качестве оснований классификации правосознания могут быть предложены: субъекты профессиональной деятельности, уровень обобщения распространенности правосознания, специфика участия субъектов в правовом регулировании.Нас интересует классификация правосознания лиц в зависимости от специфики участия их в правовом ре-гулировании отношений, возникающих в сфере уголов-ного процесса, представляется возможным рассматри-вать: 1) правосознание лиц, разрабатывающих и при-нимающих уголовно-процессуальный закон или по-правки к нему; 2) правосознание лиц, профессионально обучающих юриспруденции (преподавателей) и про-фессионально обучающихся юриспруденции (студен-тов, слушателей и т.д.); 3) правосознание субъектов профессиональной практической деятельности (судьи, прокурора, адвоката, следователя) и иных участников уголовного процесса; 4) правосознание специальной категории юристов, оперирующих теоретическими, обобщающими, аналитическими, абстрактными зна-ниями уголовного процесса (ученые, аналитики).Классификация правосознания по видам подчерки-вает их общее родовое единство, взаимосвязь и дина-мическую последовательность развития в процессе правового регулирования.В большинстве случаев все вопросы и проблемы уголовного процесса решаются, опираясь на профес-сиональное правосознание юристов - дознавателей, следователей, прокуроров, судей и тех ведомств, в ко-торых они работают. Этим подчеркивается осознанная профессиональная заинтересованность названных го-сударственных служащих, отталкивающихся в своей активности от публичности (официальности) уголовно-го процесса России. И это в определенной степени пра-вильно, пока осознанные ведомственные интересы, осмысленные территориальные проблемы, личные ин-тересы сотрудников следственных подразделений, про-курорских органов и судов не начинают доминировать в различных вариантах и условиях их проявления.Поэтому появляется другая сторона реальных от-ношений, связанных с уголовным процессом, которая отражается в непрофессиональном обыденном право-сознании лиц, участвующих в уголовном процессе или привлекаемых к участию в нем. Восприятие и оценка ими уголовного процесса неоднозначна и многоаспект-на, включая распространение их мнения на еще боль-шую часть населения, соприкасающегося с ними.Кто научно изучал непрофессиональное обыденное правосознание и его роль в правовом регулировании от-ношений, возникающих в сфере уголовного процесса? Может, необходимо осмысление опыта СССР, в частно-сти по работе товарищеских судов, комиссий по делам несовершеннолетних, народных заседателей, обществен-ных обвинителей и защитников и других практических институтов. Может, необходимо широкое обсуждение законопроектов уголовно-правовой и уголовно-процес-суальной направленности для выяснения предваритель-ной обратной связи общественного правосознания и тех социальных отношений, которые должны быть облечены в правовую форму или она должна быть изменена.Формирующееся эклектичное обыденное правосоз-нание этой части населения оказывает влияние на функ-ционирование системы правового регулирования уго-ловного процесса, порождая активное противодействие, пассивное невмешательство, формирование внеправо-вых форм «разборок» между участниками конфликтов. Не случайно в мировой практике уголовного процесса зарождаются, используются или признаются на законо-дательном уровне сделки в уголовном процессе, призна-ние вины и отказ от судебного следствия, медиация и другие варианты развития уголовного процесса. Это что - конкурентный рациональный вариант разрешения уголовного конфликта, опирающийся на правосознание населения, или отступление государства от принципа публичности (официальности), от монополии государст-ва и чиновников на разрешение уголовных дел?Общая посылка о том, что государству нужен уголов-ный процесс, а в уголовном процессе нужны юристы-профессионалы и никто кроме них не знает, каким он должен быть и что надо гражданам, формирует монопо-лию работы государства и чиновников. Этим в правосоз-нании граждан и юристов утверждается единообразное общее непоколебимое представление об уголовном про-цессе, что может быть вполне верно для практической деятельности, но вряд ли обосновано для научных иссле-дований и перспективного правового регулирования.В уголовном процессе и его правовом регулирова-нии правосознание больше скрывается от внешних проявлений и может рассматриваться как внутренний элемент, определяющий внешнее поведение субъектов правового регулирования отношений, возникающих в сфере уголовного процесса.В чем проявляется правосознание, когда ученые и практики на конференции обсуждают научные поло-жения, когда судья работает в совещательной комнате или судебном разбирательстве, когда представитель субъекта законодательной инициативы формирует из-менения или дополнения УПК и предлагает их?По своему содержанию все это в общем можно оп-ределить как умственно-мыслительные манипуляции знаниями норм УПК, понятиями теории и истории уго-ловного процесса, знаниями конкретных фактов дейст-вий и решений следователя и судьи и т.д., т.е. это рабо-та со знаниями и умозаключениями, которая тоже под-чиняется определенным правилам и закономерностям.Таким образом, правовое регулирование социаль-ных отношений в обществе осуществляет не государ-ство или норма, а конкретный человек или люди, пред-ставляющие государственный интерес и знающие нор-му закона через свои действия и решения.Любая норма УПК мертва или почти не использует-ся без действий дознавателя, следователя, прокурора, судьи, например нормы УПК РФ о домашнем аресте.116Разработчик изменений норм УПК, преподаватель, юрист-практик так понимают и интерпретируют их, как позволяет ему его правосознание и как определяют условия его действия. Вот почему одни и те же нормы и их положение толкуются и понимаются по-разному. «Где два юриста - там три мнения».Правосознание как элемент субъективной деятельно-сти или поведения всех участников процесса правового регулирования отношения, возникающих в сфере уголов-ного судопроизводства, требует специального комплекс-ного изучения, без которого невозможно понимание реа-лизации уголовно-процессуальных норм и применения норм УК, сложности механизма регулирования социаль-ных отношений, возникающих в уголовном процессе.Возможно ли единство понимания правосознания и его проявления в системе правового регулирования в головах всех участвующих юристов и граждан в про-цессе правового регулирования? Чем и как определяет-ся уровень знания уголовного процесса и как разные внешние условия определяют действия людей? Возмо-жен ли вариант определения по уровню и качеству правосознания подготовленности юристов, их соответ-ствия должности и т.д.?Вместе с тем в голове юриста наряду с правосознани-ем работают и моральные категории как результат соци-ального воспитания: честность, порядочность, совесть, чувство справедливости, ответственность и т.д., которые компенсируют недостатки уровня правосознания, заме-няют его при определенных условиях или изолируют его, принижают его значение и роль.Осознание и понимание норм УПК, теории и исто-рии уголовного процесса, конкретных фактов уголов-но-процессуальной действительности, т.е. «уголовно-Статья представлена научной редакцией «Право» 1 июня 2009 г.процессуальное правосознание», становится тем об-щим, что должно объединять разработчика изменений УПК, преподавателя кафедры уголовного процесса, судью, рассматривающего уголовное дело, доктора юридических наук по специальности 12.00.09. Вместе с тем отличие каждого из названных субъектов или представителей этих групп заключается в том, что в этой сфере отношений - у каждого из них своя функ-ция применительно к норме УПК (к УПК в целом) в названной системе правового регулирования.Невидимый элемент «правосознание» субъектов правового регулирования формируется на основе види-мой деятельности - «правоизучения» на всех стадиях процесса правового регулирования. Особенно зримо это проявляется в отношении профессиональных субъектов, включенных в систему правового регулирования, кото-рые должны изучать - воспринимать - осознавать - ос-мысливать - толковать - реализовывать (применять) -осуществлять осознанную норму в действии.Таким образом, правосознание и правовое регулиро-вание отношений, возникающих в сфере уголовного про-цесса, увязаны рядом обязательных условий - наличием специальных субъектов, их сознания, необходимости действий и норм права, закрепляющих действие или дея-тельность. Понять, объяснить, учесть и минимизировать последствия разобщенности и особенностей формирова-ния правосознания в динамике процесса правового регу-лирования необходимо для согласованной деятельности субъектов процесса правового регулирования, правильно-го понимания и толкования ими положений статей УК и УПК и создания рационального и эффективного меха-низма уголовно-процессуального воздействия на пре-ступность в государстве.117

Ключевые слова

criminal trial, sense of justice, system of legal regulation, уголовный процесс, правосознание, система правового регулирования

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лонь Сергей ЛеонтьевичТомский государственный университетдоцент, кандидат юридических наук, заместитель директора по информатизации, руководитель дополнительного (платного) дневного отделения, доцент кафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности юридического институтаlonsl@mail.ru, lsl@lsl.tsk.ru
Всего: 1

Ссылки

 Правосознание в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере уголовного процесса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Правосознание в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере уголовного процесса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия