Эффективная система налогообложения в недропользовании: критерии формированияи показатели оценки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Эффективная система налогообложения в недропользовании: критерии формированияи показатели оценки

Систематизируются недостатки действующей системы налогообложения нефтедобывающих предприятий, даются определение эффективной налоговой системы в недропользовании, критерии её построения и показатели оценки.

Effective system of taxation in subsurface resources management: formation criteria and estimation parameters.pdf Сформированная в настоящее время система нало-гообложения нефтедобывающих предприятий, с одной стороны, обеспечила существенный рост доходов Фе-дерального бюджета, наполнение финансовыми ресур-сами Резервного фонда и фонда Национального благо-состояния, с другой стороны, произошло усугубление проблем в нефтяной отрасли, что особо отчётливо про-явилось в период финансового кризиса.Обозначим основные отрицательные моменты совре-менной государственной налоговой политики в области налогообложения нефтедобывающих предприятий.Прежде всего, явно преобладает фискальная на-правленность налогообложения нефтяной отрасли. Специфичными и наиболее затратными для нефтедо-бывающих предприятий являются НДПИ и экспортная пошлина на нефть, что приводит к повышенной нало-говой нагрузке по сравнению с другими отраслями. Так, например, по данным ФНС России, налоговая на-грузка по виду экономической деятельности добыча топливно-энергетических ископаемых составляла в 2007 г. 60,2%, производство машин и оборудования -17,2%, строительство - 15,9%, гостиницы и рестора-ны - 16,3% [1].Отметим, что уровень налогового изъятия ориенти-руется на этап процесса освоения и нефтедобычи, ха-рактеризующийся максимальной добычей и высокой прибыльностью. Начальный этап разработки месторо-ждения льготируется выборочно, например, установле-ны налоговые каникулы для новых месторождений Ямала и Тимано-Печорской нефтегазоносной провин-ции. Отсутствуют стимулы к полноценному использо-ванию месторождения, вошедшего в последнюю ста-дию добычи, когда увеличиваются удельные затраты на добычу одной тонны нефти из-за растущей обвод-ненности пласта, истощения запасов, ухудшения каче-ства полезного ископаемого, что делает экономически нерентабельным нефтедобычу для недропользователей.Отсутствуют налоговые механизмы рационального и эффективного недропользования. Особенно это каса-ется малых недропользователей, ведущих разработку мелких и средних месторождений со сложными горно-геологическими условиями, а следовательно, с трудно-извлекаемыми запасами.В ранее действовавшем Законе «О недрах» преду-сматривалось, что «…в целях стимулирования освое-ния месторождений полезных ископаемых, находя-щихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества… а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полез-ных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользова-ние недрами и получать отсрочки от уплаты этих плате-жей» [2. Ст. 40]. Могли предоставляться скидки, в част-ности, «недропользователю, осуществляющему добычу полезных ископаемых из остаточных запасов понижен-ного качества, за исключением случаев ухудшения каче-ства запасов полезных ископаемых в результате выбо-рочной отработки месторождения» [2. Ст. 48].Реформа законодательства отменила эти положе-ния. Предусмотренная сейчас в налоге на добычу по-лезных ископаемых дифференциация по порядку фор-мирования налоговой базы а зависимости от качества месторождения и введение нулевой ставки не решают проблемы обеспечения справедливого и эколого-экономически рационального недропользования. Так, многими исследователями подчёркивается сложность применения нулевой процентной ставки, наличие про-изводственных и учётно-методических проблем с ис-пользованием коэффициента выработанности, в том числе: отсутствие раздельного учета нефти при экс-плуатации месторождения; несоответствие величины запасов в техническом проекте и государственном ба-лансе; боязнь перерасчета и возврата государству пре-доставляемой льготы в случае приращения запасов не-дропользователем; преобладание месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, влекущими высокие эксплутационные затраты; наличие в налоговом зако-нодательстве всего двух значений коэффициента выра-ботанности к использованию 0,3 и 1.Понятен интерес государства к крупным месторож-дениям, располагающимся в Восточно-Сибирской неф-тегазовой провинции - в границах Красноярского края, республики Саха-Якутия и Иркутской области, стиму-лирование недропользователей к их освоению (введение нулевой процентной ставки по НДПИ п. 1 ст. 342 НК РФ) [3. С. 437]. Однако освоение этих месторождений и обеспечение объёмов добычи адекватных углеводород-ному сырью, поступающему из Западной Сибири, по-требует 15-20 лет. Поэтому актуальным остаётся вопрос о сохранении и расширении добычи нефти в нефтегазо-носных пластах Западной Сибири, большая часть кото-рых является малодебитной и труднодоступной. В этом аспекте интересным является опыт Республики Татар-стан, где республиканские власти, содействуя образова-нию большого количества малых добывающих компа-ний, отдали им в разработку практически выработанные месторождения, а «Татнефть» сосредоточилась на раз-работке крупных месторождений: Ромашкинского и ме-сторождения битумной нефти.135Следует отметить, что государство, по существу, от-странилось от задачи воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, отменив налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Предполагалось, что воспро-изводство должны обеспечивать добывающие предпри-ятия. В настоящее время наблюдается истощение место-рождений у крупных организаций нефтедобычи при от-сутствии средств для осуществления геолого-разведочных работ. Российские недропользователи, осно-вывались на методе «снятия сливок» и были мало заинте-ресованы в дальнейшем приросте запасов и внедрениисовременных методов увеличения нефтеотдачи пласта. Налогообложение недропользователей не способствует развитию конкуренции. Так, анализ налоговой нагрузки различных по уровню прибыльности нефтегазовых пред-приятий, по нашим расчетам, подчёркивает регрессивный характер распределения налоговой нагрузки (табл. 1).Анализ финансовых показателей малых нефтедобы-вающих компаний Томской области обнаружил, что их деятельность в условиях современной налоговой сис-темы низкорентабельна, что не позволяет развиваться и вкладывать средства в поисковые работы (табл. 2).Сравнительная характеристика налоговой нагрузки нефтегазовых компаний в России [6]Т а б л и ц а 1Нефтегазовая компанияОбъем реализа- ции в 2007 г., млн руб.Объем реализа- ции в 2006 г.Темп прирос- та, %Объем реализации в 2007 г., млн долл.Прибыль до налогооб- ложения в 2007 г., млн руб.Чистая прибыль в 2007 г., млн руб.Налоги, млн руб.Налоговая нагрузка, %Отноше- ние вели- чины на- логов к чистой прибыли, %12345678=6-79=8/610=8/7Газпром2390467,02152111,011,193450,6924204,0658038,026616628,840,4Лукойл1719103,91482915,415,967205,0333000,4243291,48970926,936,9Роснефть903562,3588119,753,635323,0455042,6329010,0126032,627,738,3ТНК-ВР Холдинг637965,2602693,55,924940,0188959,5146624,642334,922,428,9Сургутнеф-тегаз617278,2526632,717,224131,3121959,086001,535957,529,541,8Татнефть356276,0318284,011,913927,962609,043279,01933030,844,7Славнефть159602,9179031,2-10,96239,421404,713626,57778,236,357,1Русснефть113704,610245311,04445,11089,5-12250,811161,3АНК «Башнефть»101145,7100124,91,03954,117419,013068,84350,225,033,3Нова ТЭК62321,049373,026,22436,325489,018736,0675326,536,0Sibir Energy45195,828546,658,31766,88791,17105,71685,419,223,0Нефтяная компания «Альянс»41391,036175,614,41618,13321,11625,81695,350,0104,2Нефтегазовая компания «Интера»29695,424013,323,71160,93973,32934,21039,10,2635,4Рентабельность малых нефтедобывающих предприятий Томской области [7]Т а б л и ц а 2Компании неф- тедобывающей промышленно- стиОбъем реа- лизации в 2007 г., млн руб.Объем реа- лизации в 2006 г., млн руб.Темп при-роста, %Объем реа- лизации в 2007 г., млн долл.Чистая прибыль в 2007 г., млн руб.Чистая прибыль в 2006 г., млн руб.Налоги и затра- ты в 2007 г., млн руб.Рентабельность предприятия, %Рентабельность продаж, %12345678=2-69=6/89=6/2Томскнефть70431,9679843,62756,624060,6-3441,146371,352,034,0Восточная транснацио- нальная компа- ния3053,22195,039,1119,5487,2354,3256619,016,0ПРС1853,41572,717,972,52,828,81850,600,200,2Томск- Петролеум-Унд- Газ1772,11940,2-8,769,4487,6468,21284,538,028,0Нижневартовск1282,7928,738,150,215,90,81266,81,001,0Арчинское1075,9926,916,142,166,0103,21009,97,06,0Сиам мастер658,8525,525,425,818,010,1640,83,03,0Томская нефть609,8496,522,823,9874,3-271,343,0Соболиное492,4584,9-15,819,3-83,9-68,3Норд империал425,4Н.д.Н.д.16,7291,0Н.д.134,4217,0В целом, по мнению авторов, современная налого-вая система ориентирована на сохранение в отраслитолько крупных компаний, малый и средний бизнес не в состоянии конкурировать с ними.136Следующим характерным для современного этапа моментом является стремление к огосударствлению нефтегазового сектора. Одна из причин низкой конку-ренции кроется в стремлении государства увеличить свою долю в нефтегазовом секторе и таким образом ак-тивизировать государственную политику посредством национальных компаний, являющихся, с одной стороны, коммерческими организациями, но менее эффективны-ми по сравнению с частными, а с другой - инструментом в руках государства. Анализ мировой истории показыва-ет, что роль государственных предприятий как аморти-затора социального негатива возрастает в период ре-форм. Именно «Газпром» в 1990-е гг. определял крайне низкую ценовую шкалу на внутреннем рынке газа. Дру-гой плюс - это работа там, куда частный сектор из-за высоких рисков не пойдет.При этом основной задачей государства должно яв-ляться стимулирование эколого-эффективной и приро-досберегающей деятельности всех субъектов недро-пользования на всех этапах финансово-производ-ственного цикла.В целом налоговая политика не направлена на разви-тие бизнеса в долгосрочной перспективе. Нефтедобы-вающие предприятия нуждаются в техническом перевоо-ружении, освоении современных инновационных методов добычи ископаемых, так, например, коэффициент извле-чения запасов нефти в США составляет 0,41, а в России -0,28), что требует колоссальных денежных средств.Трудности с финансовыми ресурсами нефтяные компании стали испытывать задолго до кризиса, пере-шедшего в мировой экономике. Отсутствие дешевых кредитных ресурсов в стране подстегнуло компании к внешним займам. Внешний корпоративный долг вырос практически в пять раз с 2005 по 2008 г. и сейчас со-ставляет порядка 500 млрд долл. [4. С. 35]. По другим оценкам, он соответствует 33% ВВП [5. С. 50]. Попыт-ки Правительства РФ помочь реальному сектору через банковскую систему неэффективны.Западные инвесторы, наиболее остро почувствовав-шие на себе действие кризиса, практически свернули ин-вестиционные проекты в России, при этом восточные страны, накопившие немалые золотовалютные резервы, стремятся скупить подешевевшие компании. Так, индий-скими инвесторами был куплен контрольный пакет акций Томской компании «Норд империал», продолжают рабо-тать компании, спонсируемые китайской стороной.Таким образом, требуется формирование новой эколого-экономически эффективной системы налого-обложения недропользователей, в том числе в нефтя-ной отрасли, учитывающей интересы основных участ-ников системы: государства (федеральный, региональ-ный, муниципальный уровень), бизнеса, граждан (с точки зрения прав на долю в дифференциальной при-родной ренте) и природной среды.В целом эффективную налоговую систему можно определить следующим образом.Эффективная налоговая система - это такая органи-зация налоговой системы (структуры налогов и плате-жей, порядка и условий формирования налоговых обя-зательств, уровня налоговой компетенции, направлен-ности и системы налогового контроля), которая обес-печивает согласованность разнонаправленных интере-сов участников экономических отношений (государст-ва, общества, граждан, бизнеса) и стимулирует рост социально ориентированной и экологически устойчи-вой экономики в стратегически приоритетном направ-лении при условии оптимизации затрат в процессе на-логового администрирования.Таким образом, на основании вышеизложенного ав-торами предлагаются следующие критерии построения эффективной системы налогообложения недропользо-вания.1..Согласование разнонаправленных интересов су-бъектов недропользования на основе принципов спра-ведливости, экологического императива, эколого-экономической безопасности государства, учёта инте-ресов коренных малочисленных народов и интересов будущих поколений.2.Ясность и методическая простота налогообложе-ния и учётно-производственной возможности исполь-зования.3.Дифференцированность налогообложения в зави-симости от видов природных, их воспроизводственных особенностей, стратегической важности, а также геоло-го-географических характеристик месторождения.4..Направленность на обеспечение расширенного воспроизводства природных ресурсов.5..Сочетание экономической, социальной и эколо-гической эффективности в недропользовании с при-оритетом экологической составляющей.6.Создание стимулов к повышению эколого-экономической эффективности использования природ-ных ресурсов, а также комплексному, экологическичистому, максимально безотходному их извлечению иззалежей.7.Обеспечение инновационно-инвестиционных сти-мулов и возможностей у недропользователей.8.Соответствие стратегическим целям развитиястраны, направленным на создание социально ориен-тированного гражданского общества.На основании обозначенных критериев предлагаем следующее определение эффективной налоговой сис-темы в недропользовании.Эффективная налоговая система в недропользова-нии - это такая организация налоговой системы, кото-рая обеспечивает справедливое сочетание разнона-правленных интересов всех субъектов недропользова-ния с приоритетом эколого-социальных принципов построения налоговой системы при обеспечении опти-мальной налоговой нагрузки бизнеса в зависимости от природно-географических, редкостных и иных особен-ностей месторождений и стимулирует рациональное и эффективное недропользование, направленное на реа-лизацию стратегических целей развития общества.Оценка результативности реализации налоговой политики в недропользовании (на примере нефтедобы-чи) может осуществляться с использованием показате-лей, представленных в табл. 3.137Т а б л и ц а 3Показатели оценки результативности налоговой системы в недропользованииФункция налоговой системыПоказатель оценкиФискальная Сущность: обеспечение доходов бюджетной системыОбъем (руб.) налоговых поступлений от добычи нефти в федеральный бюджет Доля (%) налоговых поступлений от добычи нефти в федеральный бюджет Объем поступлений в Резервный фонд Объем поступлений в Фонд национального благосостояния Объем (руб.) налоговых поступлений от добычи нефти в бюджет топливодобывающего субъекта РФ Доля (%) налоговых поступлений от добычи нефти в бюджет топливодобывающего субъекта РФ Абсолютная величина (руб.) неналоговых платежей от реализации прав собственности на уча- стки недр, содержащих углеводородное сырье в федеральном бюджетеМакроэкономическая (регулирующая) Сущность: роль налогов в регулировании макроэкономических процессовТемпы роста нефтяной отрасли Темпы роста нефтяной отрасли по сравнению с другими отраслями Темпы роста ВВП России Темпы роста ВРП топливодобывающих субъектов РФ Число действующих организаций по добыче нефти Уровень налоговой нагрузки на предприятия нефтяной отрасли Сальдированный финансовый результат деятельности нефтедобывающих предприятий Величина суммарных инвестиций в нефтяной отрасли Величина реальных инвестиций в нефтяную отрасль Величина финансовых инвестиций в нефтяную отрасль Величина суммарных инвестиций в нефтяную отрасль топливодобывающих субъектов РФ Индекс промышленного производства страны Индекс промышленного производства топливодобывающих субъектов Диспропорция в уровне социально-экономического развития топливодобывающих и нетопли- водобывающих субъектов РФ Численность занятых в нефтяной отрасли страны Численность занятых в нефтяной отрасли топливодобывающего субъекта РФРаспределительная Сущность: налоги выступают инструментом распределения и перераспределения нацио-нального доходаДоля (%) налогов от добычи нефти в ВВП и ВНП страны Удельный вес сумм региональных налогов от добычи нефти в ВВП страны (%) Соотношение между экспортной пошлиной на нефть и другими налогами от добычи нефти Количество топливодобывающих субъектов РФ - доноров Распределение налоговых доходов от добычи нефти в бюджетной системеВоспроизводственная Сущность: воспроизводство природных ресурсовДинамика добычи нефти в стране Динамика добычи нефти в топливодобывающем субъекте РФ Суммарный прирост запасов углеводородов Прирост запасов углеводородов на распределенном участке недр Прирост запасов углеводородов на распределенном участке недр Количество открытых месторождений по видам Кратность добычи нефти приросту запасов нефти Финансирование геолого-разведочных работ по источникам Финансирование геолого-разведочных работ на нераспределенном участке недр Финансирование геолого-разведочных работ на распределенном участке недр Объем нефти добытой из трудноизвлекаемых залежей Отношение добычи нефти из традиционных и новых нефтегазоносных областей Количество добытой нефти за счет применения методов, увеличивающих нефтеотдачу пластаЭкологическая Сущность: состояние и охрана окружающей средыУровень и динамика загрязнения окружающей среды в районе добычи нефти Затраты на охрану окружающей среды нефтедобывающими предприятиями Затраты на охрану окружающей среды топливодобывающим субъектом РФ и муниципальным образованием Затраты на воспроизводство возобновляемых природных ресурсов Уровень заболеваемости и смертности местного населения Исчезновение популяций и видов флоры и фауныСтимулирующая Сущность: воздействие на экономические процессы в стратегически приоритетном направленииНаличие налоговых механизмов, стимулирующих нефтедобывающее предприятие к проведе-нию геолого-разведочных работ, применению методов, увеличивающих нефтеотдачу пласта, максимальному нефтеизвлечению, социальной ответственности бизнесаСоциальная Сущность: влияние на развитие обществаДинамика реальных доходов населения страны Динамика реальных доходов населения топливодобывающего субъекта Уровень заработной платы работников нефтяной отрасли Динамика неравенства (расслоения) населения Динамика сбережений граждан Динамика уровня благосостояния населения Динамика уровня жизни населения Величина суммарных вложений граждан в финансовые активыКонтрольная Сущность: обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и пред-приятий, реализацию и действенность госу-дарственной властиОбъем налогов от добычи нефти, администрируемых ФНС, ФТС России и Федеральным агент- ством по недропользованию Отношение поступивших и запланированных налоговых доходов от добычи нефти Задолженность по налоговым платежам от добычи нефти и ее динамика Разница между выявленными доначисленными недоимками и взысканными суммами, посту- пившими в бюджеты Коэффициент собираемости налогов от добычи нефти - отношение общего объема поступле- ний по региону к налоговому потенциалу региона138ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

estimation parameters, criteria, oil-production enterprises, effective taxation, показатели эффективности, критерии, нефтедобывающие предприятия, эффективное налогообложение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шарф Ирина ВалерьевнаТомский государственный педагогический университетстарший преподаватель кафедры экономической теории факультета экономики и управленияa.i.v.15@rambler.ru
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения экономического факультетаnasty_saturn@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Статистические данные // Эксперт-Сибирь. 2008. № 40.
Статистические данные // Эксперт. 2008. № 39.
Журавлев С. Чугунный солдатик остался нестойким // Эксперт. 2008. № 45. С. 50.
Алексашенко С. Кризис-2008: пора ставить диагноз // Вопросы экономики. 2008. № 11. С. 25-37.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. 528 с.
О недрах: Федер. закон Рос. Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1-ФЗ // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Версия проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2002.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах: Приложение № 3 к приказу ФНС от 14.10.2008 г. № МН-3-2/467 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № МН-3-06-333 «Об утверждении концепции системы планирования налоговых проверок» // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. М., 2008.
 Эффективная система налогообложения в недропользовании: критерии формированияи показатели оценки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Эффективная система налогообложения в недропользовании: критерии формированияи показатели оценки | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия