Анализ результатов замены страховых взносов во внебюджетные социальные фонды единым социальным налогом | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Анализ результатов замены страховых взносов во внебюджетные социальные фонды единым социальным налогом

Рассмотрены основные причины замены страховых взносов единым социальным налогом. Установлено, что с введением ЕСН утеряна страховая природа платежей во внебюджетные социальные фонды; не произошло упрощение процедуры исчисления и уплаты страховых платежей. Трансформация финансового механизма аккумулирования средств привела к существенному снижению доходов государственных внебюджетных фондов

The analysis of results of replacement of insurance fees in off-budget social funds by the single social tax.pdf С 01.01.2001 г. вступила в силу ч. 2 НК РФ, главой 24 которого утвержден новый вид налога - ЕСН. Этот налог заменил взносы в три государственных внебюд-жетных социальных фонда.ЕСН входит в число федеральных налогов, и на не-го полностью распространяется определение понятия «налог», изложенное в п. 1 ст. 8 НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмезд-ный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив-ного управления денежных средств в целях финансово-го обеспечения деятельности государства и (или) му-ниципальных образований».Для ЕСН в Налоговом кодексе РФ было предусмот-рено самостоятельное определение. Из ст. 234 НК РФ (отмененной с 01.01.2005 г.) следовало, что ЕСН - это налог, предназначенный для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсион-ное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.Законодатель стремился в какой-то степени завуа-лировать природу единого социального налога, назвав его первоначально одновременно и взносом.Однако, как известно, несмотря на определенную степень схожести (обязательность уплаты, солидар-ность плательщиков), между налогами и страховыми взносами в отношениях страхования есть различия, главное из которых заключается в том, что налог - это всегда безвозмездный платеж, в то время как страхо-вые взносы уплачиваются на возмездной основе (таб-лица). Конечная цель системы социального страхова-ния заключается в компенсации социального риска путем предоставления застрахованным лицам гаранти-руемых государством пенсий, пособий и услуг за счет страховых средств и, таким образом, в осуществлении конституционного права граждан на социальное обес-печение. Уплаченные страховые взносы «возвращают-ся» застрахованным при наступлении страхового слу-чая, что отражает взаимосвязь страховых взносов и социально-страхового обеспечения.Сравнительная характеристика налога и страхового взноса [1]ХарактеристикиСтраховой взносНалогЦель взиманияСтрого целевой характер: выплата пенсий и пособий увязывается с параметрами зарплатыОбезличенный характер: на широкий круг госу-дарственных расходов, финансируемых из бюд-жетов различного уровняЭкономическая природаЧасть резервируемой во времени зарплаты, выплачи-ваемой в случаях наступления социальных рисков: старости, болезни, инвалидности; финансовые ресур-сы внебюджетных социальных фондов формируютсяЧасть прибыли предприятий и вновь созданного прибавочного продуктаВопросы собственностиСубъекты сбораКритерии для определения размеров выплатОтсутствие возможности получить возмещение противоречит самой сути отношений страхования.Среди аргументов целесообразности введения еди-ного социального налога можно выделить следующие:1. Сокращение нормативных документов. До при-нятия Налогового кодекса ежегодно федеральными законами устанавливались только ставки страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды (ВГСФ), а остальные моменты регулировались постановлениями Правительства РФ и подзаконными актами соответствующих министерств и ведомств, в том числе и самими ВГСФ. Довольно частыми были случаи дублирования этих документов, поскольку су-ществовала необходимость разработки порядка исчис-Страховой взносНалогСтрого целевой характер: выплата пенсий и пособий увязывается с параметрами зарплатыОбезличенный характер: на широкий круг госу-дарственных расходов, финансируемых из бюд-жетов различного уровняЧасть резервируемой во времени зарплаты, выплачи-ваемой в случаях наступления социальных рисков: старости, болезни, инвалидности; финансовые ресур-сы внебюджетных социальных фондов формируются и используются посредством распределения и пере-распределения ВВПЧасть прибыли предприятий и вновь созданног прибавочного продуктаПринадлежит застрахованным и их иждивенцамПринадлежит государствуСтраховые платежи производят работодатели, работ-ники (государство); возникновение страховых отно-шений связано с трудовой деятельностью (в настоя-щем или прошлом)Налоги вносят юридические и физические лицаКонституционное право граждан и размер произве-денных отчисленийНаличие/отсутствие средств у государстваления и уплаты взносов для каждого фонда отдельно, обусловленная их автономным функционированием. Речь идет, в частности, о регулярном внесении изменений и дополнений в утверждаемый Правительством РФ пере-чень выплат, на которые не начислялись взносы в тот или иной фонд. Теперь все эти требования впервые должны были быть унифицированы в одном документе, создав тем самым определенное удобство для бухгалтеров, за-нимающихся начислением ЕСН.2. Замена страховых взносов, уплачиваемых в госу-дарственные социальные внебюджетные фонды, еди-ным платежом. Это должно было плательщикам упро-стить учет и уменьшить количество оформляемых пла-тежных документов.152Однако введение ЕСН обусловило необходимость появления новых кодов бюджетной классификации -по недоимке, пеням и штрафам по страховым взносам, уплачиваемым ранее в ГВСФ. С учетом «расщепления» в рамках проводимой пенсионной реформы в 2002 г. доли единого социального налога, зачисляемой в ПФР, на страховые взносы на обязательное пенсионное стра-хование и долю единого социального налога, зачис-ляемую в Федеральный бюджет, количество платеж-ных документов по платежам в государственные вне-бюджетные фонды и федеральный бюджет, потенци-ально оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в 2000 г. до 11 документов в 2002-2004 гг. и до 12 - в 2005 г. [2].Таким образом, введение ЕСН не только не сокра-тило количество платежных документов для налого-плательщика, но потенциально увеличило их более чем в 2 раза.Следует отметить, что в настоящее время структура налоговой базы по единому социальному налогу раз-лична по его долям. Так, п. 3 ст. 238 Налогового кодек-са предусмотрено, что в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС, не включаются лю-бые вознаграждения, выплачиваемые физическим ли-цам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса при уплате ЕСН сумма, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законода-тельством Российской Федерации, а сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьша-ется налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхо-вание (налоговый вычет).Таким образом, порядок исчисления единого соци-ального налога таков, что осуществлять его уплату единым платежом с последующим делением этой сум-мы органами федерального казначейства по установ-ленным действующим законодательством ставкам практически не представляется возможным (за исклю-чением единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и в фонды обязательного меди-цинского страхования, поскольку налогооблагаемая база по этим частям единого социального налога оди-накова и отсутствует зачетный механизм уплаты).3. Передача функций администрирования страховых взносов, осуществлявшихся органами управления ГВСФ, одному органу - Министерству Российской Федерации по налогам и сборам (сейчас - Федеральная налоговая служ-ба), что позволило бы плательщикам сократить количест-во представляемой в контролирующие органы информа-ции, а также уменьшило бы количество осуществляющих контроль и получающих обязательную отчетность нало-гоплательщиков органов. Однако и эта цель в полном объеме достигнута не была.В настоящее время действующим законодательст-вом предусмотрено 4 вида страховых взносов, уплачи-ваемых страхователями-юридическими и физическими лицами (помимо единого социального налога) в рамках обязательного социального страхования, контроль зауплатой которых в полном объеме или частично осу-ществляют органы государственных внебюджетных фондов:- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязатель-ные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете [3];- страховые взносы в ПФР, уплачиваемые работо-дателями, использующими труд членов летных экипа-жей воздушных судов гражданской авиации, для фи-нансирования доплаты к пенсии [4];- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчаст-ных случаев на производстве и профессиональных забо-леваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который стра-хователь обязан внести страховщику - ФСС [5];- страховые взносы на социальное страхование ра-ботников на случай временной нетрудоспособности, уплачиваемые отдельными категориями работодателей добровольно в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных пред-принимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».Администрирование страховых взносов на обяза-тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, уплачиваемых отдельными категориями работодателей добровольно, осуществляется в полном объеме испол-нительными органами ФСС; страховые взносы в ПФР, уплачиваемые работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов граждан-ской авиации, а также страховые взносы на обязатель-ное пенсионное страхование, уплачиваемые индивиду-альными предпринимателями в виде фиксированного платежа, администрируются органами ПФР. Контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуще-ствляет ФНС России, однако ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что взыскание недоимки по этим взносам и пеней осуще-ствляется органами ПФР в судебном порядке.Кроме этого, согласно п. 5 ст. 243 Налогового ко-декса ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплатель-щики обязаны представлять в региональные отделения ФСС сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС.Таким образом, и органы ПФР, и органы ФСС про-должают принимать участие в администрировании обязательных платежей и получать от их страхователей соответствующую отчетность.1534. Сокращение размеров ЕСН должно было способ-ствовать легализации заработной платы, увеличению налогооблагаемой ЕСН базы. Вывода заработной пла-ты «из тени» не произошло, снижение налогового бре-мени было достигнуто, в том числе за счет отмены страховых взносов в Государственный фонд занятости населения, который был упразднен. Страхование от безработицы с 01.01.2001 г. отменено; соответствую-щие мероприятия финансируются из бюджета, т.е. по системе государственного социального обеспечения. Были снижены тарифы страховых взносов в Фонд со-циального страхования с 5,4 до 4%. Дальнейшее сни-жение размеров ЕСН привело к серьезным потерям финансовых доходов фондов и сокращению социаль-ных выплат, производимых ими.Единый социальный налог имеет ряд особенностей в механизме его исчисления и уплаты, а именно:- наличие регрессивной шкалы налогообложения, предусматривающей снижение размера налоговой ставки при достижении суммы выплат на каждое физи-ческое лицо установленного порогового значения (до 2005 г. шкала налогообложения распределялась по 4 уровням налоговой базы, с 2005 г. действуют 3 уров-ня шкалы налогообложения);- необходимость расчета налоговой базы и, соот-ветственно, применение ставок налога, дифференциро-ванных по шкале налогообложения, по каждому физи-ческому лицу, что приводит к большой трудоемкости как расчетов, так и налогового учета;- использование налогового вычета в виде страхо-вых взносов на обязательное пенсионное страхование и механизм перевода разницы между суммами начислен-ных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в недоимку по единому социальному налогу;- различия в налогооблагаемой базе по долям еди-ного социального налога (в части Фонда социального страхования Российской Федерации);- зачетный механизм уплаты налога в Фонд соци-ального страхования Российской Федерации.Все эти факторы привели к тому, что единый соци-альный налог стал одним из самых трудоемких налогов.Вместе с тем действующие нормы гл. 24 Налогово-го кодекса позволяют налогоплательщикам применять законные схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, в частности:- не уплачивать единый социальный налог с вы-плат, не относимых к расходам, уменьшающим налого-вую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК);- исключать из налогообложения суммы выплат в пользу физических лиц, не являющихся инвалидами, но работающих в общественных организациях инвалидов; организациях, уставный капитал которых полностью со-стоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждениях, созданных для достижения образователь-ных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультур-но-спортивных, научных, информационных и иных соци-альных целей (пп. 2 п. 1 ст. 239);- не уплачивать единый социальный налог в связи с переходом на специальные налоговые режимы налого-обложения путем, например, дробления предприятий на несколько мелких.Таким образом:1..Единый социальный налог является на современ-ном этапе одним из важнейших источников формиро-вания доходной базы бюджетов ГВСФ. Снижение эф-фективной ставки единого социального налога актуа-лизирует проблему финансовой устойчивости этих фондов и поиска дополнительных источников финан-сирования их расходов.2.Практика работы по администрированию единого социального налога показала, что основные проблемы, влияющие на эффективность данного администрирова-ния, заключаются в несовершенстве налогового зако-нодательства, а также в особенностях механизма ис-числения и уплаты этого налога (регрессивная шкала налогообложения; использование налогового вычета; различия в налогооблагаемой базе по долям единого социального налога; зачетный механизм уплаты налога в ФСС РФ). Все это обусловливает значительную тру-доемкость исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, а также администриро-вания этого платежа налоговыми органами.3.Цели, декларируемые при введении единого со-циального налога, не были достигнуты в полном объе-ме. Замена страховых взносов, уплачиваемых в госу-дарственные внебюджетные фонды, единым социаль-ным налогом, практически ничего не изменила для их плательщиков с точки зрения упрощения процедур ис-числения и уплаты обязательных платежей. Количест-во оформляемых плательщиком платежных докумен-тов не уменьшилось, а потенциально даже увеличи-лось; органы управления Пенсионного фонда Россий-ской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации продолжают участвовать в ад-министрировании обязательных платежей, зачисляе-мых в их бюджеты, а также получать отчетность от плательщиков единого социального налога.4.При сохранении имеющихся особенностей зако-нодательства по единому социальному налогу упро-стить процедуры исчисления и уплаты этого налога практически не представляется возможным. Это обу-словлено следующим:- порядок исчисления единого социального налога таков, что осуществлять его уплату единым платежом с последующим распределением этой суммы органами федерального казначейства по установленным дейст-вующим законодательством ставкам невозможно;- сложившийся порядок исчисления и уплаты страхо-вых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, сохраненный при введении единого социаль-ного налога в части доли, зачисляемой в бюджет назван-ного Фонда, способствует оперативности в обеспечении необходимыми средствами людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и поэтому корректировка этого механизма представляется нецелесообразной.5.Введение соцналога привело к утрате страховойприроды взносов в ПФР, ФСС и ФОМС. Уровень соци-альных и медицинских услуг, размеры пенсий, пособийпо нетрудоспособности и других выплат практическине привязаны к размеру перечисленных за работникавзносов.ЕСН стал самым крупным налогом, который прихо-дилось платить работодателям, что не способствовало154росту легальной зарплаты, а напротив, создавало пред-посылки для противоправного поведения. Поскольку любой предприниматель стремится к оптимизации своих расходов, в стране стали возникать вполне за-конные схемы оплаты труда через прибыль, корпора-тивное страхование [6].6. Правительством Российской Федерации в кон-це 2008 г. было принято решение о возврате с 2010 г. к страховым взносам. Страховые платежи в отличие от ЕСН будут взиматься не по регрессивной шкале, а по единой плоской ставке и с годового дохода, непревышающего 415 тыс. руб. Общая нагрузка на фонд оплаты труда возрастет с 2011 г. с 26 до 34%. Окончательные параметры реформы ЕСН на теку-щий момент еще неясны. Однако, по мнению прези-дента России Дмитрия Медведева, именно эта ре-форма социального налога позволит российским пенсионерам в соответствии с международными стандартами получать пенсию в размере не менее 40% своего прежнего заработка, сделать серьезный шаг в развитии страховых принципов в системе обя-зательного социального страхования [7].

Ключевые слова

tax, fee, social insurance, налог, взнос, социальное страхование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Касачева Оксана ВикторовнаТомский государственный университетсоискатель на кафедре налогов и налогообложения экономического факультетаUdoOV@transgaz.tomsk.ru
Всего: 1

Ссылки

Миронова Ю. Правительство узаконило реформу единого социального налога // Время новостей. 05.05.2009.
Гончаренко Л.И., Иванеева Ю.А., Первякова Ю.Г. Единый социальный налог: современные проблемы и модели развития // Финансы и кредит. 2005. № 30. С. 25-32.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета. № 153-154. 12.08.1998.
Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» // Российская газета. № 235. 30.11.2001.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. № 247. 20.12.2001
Аналитическая записка по результатам анализа эффективности действующей процедуры исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2005. № 8(92). С. 52-56.
Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 13(265). С. 40-45.
 Анализ результатов замены страховых взносов во внебюджетные социальные фонды единым социальным налогом | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Анализ результатов замены страховых взносов во внебюджетные социальные фонды единым социальным налогом | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия