Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективнойрегиональной политики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективнойрегиональной политики

Рассматриваются некоторые проблемы формирования инновационной инфраструктуры региона. Основным недостатком существующих инновационных инфраструктур, существенно снижающим их эффективность, является игнорирование пространственного подхода при их создании. Учет пространственного подхода позволит устранить деформации в структуре инновационной системы региона, повысить эффективность ее функционирования.

Multilevel innovative infrastructure of region as the condition of the effective regional policy.pdf Переход на преимущественно инновационный путь развития в России сопровождается целым рядом труд-ностей. По количеству работников сферы исследова-ний и разработок Россия занимает 5-е место в мире, по доле расходов на НИОКР в ВВП - 24-е, а по индексу цитирования научных работ и количеству выданных патентов - одно из последних мест среди стран Орга-низации экономического сотрудничества и развития. При этом возможно дальнейшее усиление дефицита научных кадров, обусловленное тем, что (по данным Агентства социальной информации) средний возраст примерно третьей части преподавателей вузов свыше 60 лет, что же касается молодых, то в науке остается не более 10% выпускников российской аспирантуры. Тра-диционные отраслевые вузы и НИИ находятся вне цен-тров рынков, вузы не играют значительной роли на рынке технологий, поскольку их доля в общероссий-ском рынке исследований и разработок не превышает 5%. При этом вузовские исследования преимуществен-но финансируются государством, а не бизнесом, затра-ты на исследования в структуре затрат самих вузов составляют лишь несколько процентов.В этих условиях от совершенства и эффективности функционирования инновационной инфраструктуры как одного из основных элементов инновационной системы во многом зависит реализация инновационного вектора как национального, так и регионального развития.Первые элементы инновационной инфраструкту-ры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы - были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 1990-х гг. в г. Томске (1990 г.), г. Москве и г. Зеленограде (1991 г.). В сере-дине 1990-х гг. появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров, и региональные технопарки. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. с участием Минпромнауки России была соз-дана сеть инновационно-технологических центров.В большинстве регионов инновационная инфра-структура представлена:1.Производственно-технологической группой, в со-став которой могут входить бизнес-инкубатор, иннова-ционно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технопарки, технико-внедренческие зоны и т.д.2.Экспертно-консалтинговой группой, представ-ленной чаще всего центрами трансфера технологий,центрами консалтинга, инновационными центрами идр.3.Кадровой группой, часто состоящей из коучинг-центров, тренинг-центров, различных образовательныхучреждений.4..Информационной группой, работа которой может обеспечиваться аналитическими, информационно-аналитическими, научно-координационными и стати-стическими центрами и т.п.5.Финансовой структурой, традиционно включающей бюджетный, инновационный, страховой, венчурный фон-ды и финансовые институты и др.Значительными возможностями для активизации инновационного развития обладают те регионы, в структуре экономики которых достаточно представлен научно-образовательный комплекс (в Томской области его удельный вес в структуре ВРП составляет порядка 7%), что создаёт необходимые стартовые преимущест-ва, дальнейшее преумножение которых позволяет ин-новационную составляющую развития сделать неотъ-емлемой характеристикой региона.Однако при этом следует учитывать, что процесс становления инновационной инфраструктуры в разных регионах РФ осуществляется с различной скоростью и степенью успешности, а также сопровождается целым рядом проблем, приводящих к нарушению непрерыв-ности цепочки инновационного процесса. В качестве основных проблем развития инновационной деятель-ности в регионе чаще всего выделяют низкую «напол-няемость» технопарков новыми фирмами, несовершен-ство законодательства, недостаток квалифицированных кадров в сфере инноваций, отсутствие или недостаточ-ность стратегических инвесторов и т.д. В данной статье рассмотрим некоторые из основных проблем, невнима-ние к которым затрудняет переход на инновационный вектор развития региона в целом, ограничивая иннова-ционную деятельность только на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.Если решение конкретных вопросов размещения различных объектов невозможно представить без про-странственного подхода, то, к сожалению, он практи-чески не применяется при формировании современной структурной политики, при преобразовании экономики региона1 с учётом необходимости усиления инноваци-онной составляющей её развития. Интенсивность пре-образований в структуре экономики, обусловленная необходимостью устранения «обвала» экономики, со-провождающего переход от плановой экономики к ры-ночной, и преодоления отрыва от стран, приступивших раньше России к формированию «новой экономики», повышают значимость учёта пространственных аспек-тов развития. Пространственный подход в исследова-нии экономики существенно раздвигает горизонты де-тализации и глубины исследования различных вопро-сов, связанных с выявлением факторов, влияющих на результаты функционирования экономики. Тем не ме-159нее «активность» реализации пространственного под-хода в изучении экономики в разные периоды времени была неодинакова. В связи с этим можно отметить, что проблемы экономического пространства рассматрива-лись в работах не только античных философов (Ари-стотель, Платон), утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла), но и в рамках экономических теорий в XVII-XVIII в. (Дж. Стюарт, А. Смит, Д. Рикардо). Однако простран-ственные аспекты хозяйственной деятельности почти полностью выпали из поля зрения после 1800 г. и вплоть до конца XIX в.Экономическая теория пространства и особенно теория размещения хозяйственных объектов сформи-ровались в XIX в., но эти процессы протекали почти в полной изоляции от основных течений экономической науки - как классической, так и неоклассической. Ос-новное направление экономической науки вплоть до 1950 г. ограничивалось анализом экономических явле-ний без учёта их пространственных характеристик. В экономической науке преобладало абстрагирование от пространства, приведшее к излишнему упрощению экономической теории и формированию так называе-мой теории точечной экономики или замкнутой страны без размеров. В теории размещения производства и, прежде всего, в классических штандортных теориях, разработанных немецкими экономистами XIX - начала ХХ в., экономика впервые стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория.Важно учитывать также и другие аспекты разработки эффективной инновационной политики. В частности, ин-новационная политика региона, призванная активизиро-вать структурную перестройку экономики для становле-ния «новой экономики», должна стимулировать не инно-вационную деятельность вообще, а только созидательно направленную инновационную деятельность.При формировании инновационной политики ре-гиона недостаточно внимания уделяется созданию ус-ловий для формирования инновационной системы как сложной многоуровневой системы, каждый элемент которой представляет, в свою очередь, систему, охва-тывающую различные уровни территориальных обра-зований (регион, муниципальный район, поселение). Только в этом случае можно будет вести речь об эф-фективности функционирования инновационной сис-темы. В противном случае на карте региона инноваци-онная деятельность будет сосредоточена только в обла-стном центре или в лучшем случае ещё в одном-двух населённых пунктах. Подобная ситуация не позволит кардинально изменить векторы регионального разви-тия, усилив его инновационную направленность.Инновационная система в г. Томске является доста-точно развитой и имеются все предпосылки и условия для реализации сценария «Региональный центр как развитый город инновационного типа», если судить по уровню развития инфраструктурной поддержки и под-готовки кадров для инновационной сферы, поскольку обеспечивается движение научно-технических разра-боток от идей до выхода продукции на рынок (источ-ники инноваций, инфраструктурные элементы, источ-ники кадров, источники финансирования, целенаправ-ленная поддержка со стороны органов власти и местно-го самоуправления). Однако этого совершенно не дос-таточно для реализации инновационного вектора раз-вития региона в целом.Управление инновационными процессами и форми-рование эффективной инновационной инфраструктуры с учётом пространственного подхода позволят рассре-доточить по всей территории региона соответствующие элементы инновационной инфраструктуры и тем са-мым обеспечить возможность для постепенной дивер-сификации и рационализации структуры экономики соответствующего муниципального образования и эко-номики региона в целом. Это также будет способство-вать развитию различного рода сетевых структур, мно-гочисленных форм интегрированных процессов, опти-мальность результатов которых обеспечивается синер-гетическим эффектом, существенно трансформируя саму основу инновационного развития региона.Многоуровневая инновационная инфраструктура представляет собой интегрированное, сетевое образова-ние, обеспечивающее мультипликацию долгосрочного инновационного развития региона посредством механиз-мов диффузии инноваций. Она объединяет в единую сис-тему все организации инновационной инфраструктуры и их подразделения (филиалы), расположенные по всей территории региона. Причём интегрирование происходит не только по горизонтали, но и по вертикали.Создание подобной многоуровневой инновационной инфраструктуры становится не только желательным, но и возможным результатом, благодаря проводимой в те-чение нескольких лет в муниципальных образованиях Томской области целенаправленной работы по форми-рованию предпринимательской среды (правда, с разной степенью успешности). Кроме того, учитывая различные составляющие инновационного процесса, можно от-дельные виды инновационной деятельности «распреде-лять» по территории региона посредством формирова-ния филиалов, подразделений. Это обусловлено тем, что инновации, с одной стороны, являются источником тех-нологического развития, а с другой стороны, выступают результатом инновационного процесса, который вклю-чает создание, распространение и использование науч-но-технических знаний, а также направлен на получение и переработку новой информации, поиск новых сфер её практического применения.При этом особенности каждого вида деятельности (фундаментальные исследования, прикладные исследо-вания и разработки) предполагают целый спектр форм и возможностей для их осуществления с учётом про-странственного подхода. Фундаментальные исследова-ния, представляющие собой работы, направленные в конкретный момент времени в основном на получение новых знаний только в области теории, без какой-либо конкретной цели их использования, естественно, целе-сообразно сосредоточить в региональном центре или немногочисленных региональных центрах, где имеют-ся все необходимые условия. Что же касается приклад-ных исследований, ориентированных на получение новой информации для решения конкретных практиче-ских задач, а также разработок, позволяющих создавать новые материалы, продукты и устройства, внедрять новые процессы и услуги, существенно усовершенст-вовать уже производимые или введенные в действие, то для реализации пространственного подхода приме-160нительно к ним появляются многообразные возможно-сти. Более того, перенос отдельных видов инновацион-ной деятельности в муниципальные образования ста-новится возможным, поскольку опыт организации про-изводственной деятельности в них имеется, т.е. начи-нать можно не совсем и не везде «с нуля». Ведь основ-ным отличием производственной деятельности от на-учных исследований и разработок является наличие значительной новизны. Более того, сами по себе при-кладные исследования и разработки включают огром-ный и разнообразный спектр видов работ: создание конструкций новых машин и оборудования, разработку идей нового объекта в системе знаковых средств, раз-работку технологических процессов, создание и испы-тание опытных образцов и моделей и т.д. В составе инновационной деятельности выделяются следующие основные виды: исследования и разработки; производ-ственные проектно-конструкторские работы (подготовка планов и чертежей, необходимых для разработки и про-изводства новых продуктов и процессов); технологиче-ская подготовка и организация производства; приобре-тение нематериальных активов (патенты и лицензии, результаты исследований и разработок); приобретение материальных активов (машины и оборудование, необ-ходимые для внедрения инноваций); подготовка и обу-чение персонала; маркетинг новой продукции.Таким образом, те муниципальные образования, где сформирована новая система ценностей и создана бла-гоприятная предпринимательская среда, имеют реаль-ные возможности для продолжения данной деятельно-сти на новом качественном уровне посредством усиле-ния инновационной направленности. Предпосылкой для формирования многоуровневой инновационной инфраструктуры является также наличие системы фи-лиалов высших учебных заведений в отдельных муни-ципальных образованиях. Перспективы разработки открытых месторождений (в частности, в Бакчарском районе и др.), а также наличие неиспользуемых произ-водственных площадок и мощностей позволяют «пере-носить» отдельные составляющие инновационной дея-тельности на территорию муниципальных образований.Данный подход к формированию инновационной инфраструктуры позволяет также устранять «узкие места» в инновационном процессе, тем самым повы-шая его эффективность как на уровне муниципального образования, так и региона в целом.Следствием реализации предлагаемого подхода станет также получение положительных эффектов по различным направлениям региональной политики (по-литики занятости, молодёжной и социальной политики и т.д.).Предлагаемая многоуровневая инновационная ин-фраструктура региона не противоречит тенденциям развития инновационной деятельности, формирую-щимся в других странах, среди которых выделяются:1. Повышение роли корпораций в инновацион-ной деятельности. Это стало возможным благодаря созданию государством экономической и правовой среды. Если в Великобритании и Франции в начале 1990-х гг. государство финансировало свыше 50% за-трат на НИОКР, то в 2003 г. эти параметры снизились соответственно до 30 и 39%, а за последующие годыупали еще больше. По данным аналитиков из амери-канской Booz Allen Hamilton, 1 000 компаний - миро-вых лидеров по объему расходов на НИОКР - потрати-ли на эти цели в 2004 г. 384 млрд долл., а в 2005 г. - в общей сложности 407 млрд долл. Доля частных инве-стиций в научно-исследовательских и конструкторских разработках в «странах золотого миллиарда» составля-ет порядка 70%.2..Изменение подходов к управлению НТП в корпорациях посредством отказа от приоритета внут-ренних НИОКР и развития ниокровского аутсорсинга. В инновационную деятельность корпораций активно вовлекаются традиционные исследовательские струк-туры (университеты, академические и отраслевые НИИ) для совместной работы над определенными про-ектами, при этом управляющая функция остаётся за корпорациями. Эксперты считают, что компании с оборотом в 50 млрд долл. трудно достичь существен-ного роста только за счет собственных идей, поэтому чтобы увеличить объем продаж до 100 млрд, необхо-димо 500 новых продуктов с оборотом 100 млн долл. каждый или 50 продуктов с оборотом в 1 млрд долл. В настоящее время сформировались различные подходы к управлению НТП в корпорациях2.3.Перемещение центров НИОКР вслед за гло-бальной миграцией центров промышленного производ-ства (основного современного потребителя инноваци-онной продукции). Пространственное перераспределе-ние центров рынков в условиях глобализации обуслов-ливает и появление миграции инновационных центров. В 1993 г. Компания Motorola открыла свою первую иностранную научную лабораторию в Китае, за по-следнее время число таких НИОКР-представительств в этой стране выросло до 700. В Индии компания General Electric наняла почти 2,5 тыс. чел. для разработок в сфере авиационных двигателей, потребительских това-ров длительного пользования и медицинского обору-дования. Фармацевтические компании Astra-Zeneca, Eli Lilly, GlaxoSmithKline, Novartis, Pfizer и Sanofi-Aventis проводят в Индии клинические исследования. Наибо-лее привлекательными для транснациональных корпо-раций странами для переноса ресурсоемких произ-водств являются страны БРИК, поэтому в них разме-щаются крупнейшие исследовательские технологиче-ские центры ресурсных отраслей (нефтегазовый техно-парк в ОАЭ, исследовательские и разработческие цен-тры технологического оборудования для горнодобы-вающей промышленности и металлургии - в КНР, цен-тры биотехнологий в Бразилии и т.д.). По оценкам McKinsey, автомобилестроение будет также переме-щаться в страны БРИК, а массовое гражданское круп-нотоннажное судостроительное производство - из Ев-ропы и Японии в Корею и Китай, поскольку за послед-ние 20-30 лет в них сформировались технологические центры судостроения, автомобилестроения, энергома-шиностроения и пр.Отмеченные тенденции проявляются и в нашей оте-чественной экономике, хотя находятся ещё на началь-ной стадии развития.Наблюдается постепенное перераспределение средств на науку и НИОКР между государством и кор-порациями. Так, например, средства, направляемые161ООО «Норильский никель» на НИОКР, в 2,5 раза пре-вышают все расходы МГУ на научные исследования. Аналогичные примеры можно привести по нефтяным, газовым, металлургическим компаниям, а также госу-дарственным корпорациям («Роснанотехнологии», «Росатом» и «Ростехнологии»). Для поиска новых идей есть свои отделы в «Базэле», «Русале» и других круп-ных отечественных коопорациях.По мере развития рынка потребления технологически сложной продукции высокотехнологичные производства сначала в качестве аутсорсинга будут размещаться в рос-сийских регионах. Это прежде всего касается отраслей, использующих квалифицированную отечественную рабо-чую силу и зарубежные технологические платформы. За-тем на этих рынках будут формироваться научные центры, разрабатывающие высокотехнологичные продукты.Что же касается пространственного представления системы инновационной инфраструктуры РФ, то здесьнаблюдаются те же диспропорции, что и на региональ-ном уровне, поскольку основные крупные объекты ин-новационной инфраструктуры сосредоточены в запад-ной части России преимущественно в городах-миллионниках, в то время как в старопромышленных регионах не хватает, прежде всего, новых индустри-альных парков для размещения новых предприятий, а также технопарков для отработки технологий, позво-ляющих создавать инновационные модули для факти-чески уже эмигрировавших отраслей.Таким образом, формирование и реализация много-уровневой инновационной инфраструктуры создают необходимые условия для качественного обновления всех основных элементов инновационного процесса (развитие фундаментальных и прикладных наук, высо-котехнологичных производств, повышение качества образования) и тем самым для устойчивого региональ-ного развития, формирования «новой экономики».ПРИМЕЧАНИЯ

Ключевые слова

multilevel innovative system, an innovative infrastructure, innovative system, многоуровневая инновационная система, инновационная инфраструктура, инновационная система

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Галина СергеевнаТомский государственный университетстудентка экономического факультетаriv58@mail.tsu.ru
Рощина Ирина ВикторовнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой национальной экономики экономического факультетаriv58@mail.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

 Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективнойрегиональной политики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективнойрегиональной политики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия