Поддержка сельского хозяйства - один из ключевых элементов системы государственного регулирования аграрного сектора. Однако поддержка сельского хозяйства может серьезно искажать условия производства и торговли. В результате возникают нарушения условий конкуренции, препятствия для развития производства и торговли, барьеры для доступа на рынок стран с высоким уровнем поддержки. Совершенствование правил регулирования поддержки сельского хозяйства было предопределено уже самим Соглашением ВТО о сельском хозяйстве. Таким образом, задачей Дохийского раунда переговоров стало создание справедливой торговой системы для проведения реформ в целях корректировки искажения мирового рынка сельскохозяйственной продукции.
On some issues of development of the rules on domestic support of agriculture within the WTO.pdf В системе государственного регулирования аграр-ного сектора в качестве одного из основных элементов выступает поддержка сельского хозяйства. Это харак-терно как для развитых стран, так и для развивающих-ся. Однако поддержка сельского хозяйства может серь-езно искажать условия производства и торговли. Воз-никают нарушения условий конкуренции, препятствия для развития производства и торговли, высокие барье-ры для доступа на рынок стран с высоким уровнем поддержки [4]. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО зафиксировало термин «внутренняя поддержка сельского хозяйства», в отличие от поддержки экспор-та сельскохозяйственных товаров в виде экспортных субсидий [1]. В рамках Всемирной торговой организа-ции (ВТО) внутренняя поддержка сельского хозяйства стала регулироваться, чтобы обеспечить более спра-ведливые условия производства и торговли в разных странах.В результате Уругвайского раунда были зафиксиро-ваны права членов ВТО на использование тех объемов, которые фактически имелись в 1986-1988 гг., т.е. в период наибольшего субсидирования сельского хозяй-ства. При этом уровень поддержки в развитых странах ЕС, США, Японии в несколько раз превышает финан-сирование аграрного сектора в развивающихся госу-дарствах: субсидирование ЕС в 60 раз больше, чем со-ответствующие показатели в Бразилии, Аргентине. Очевидно, что субсидии развитых стран продолжают быть препятствием для торговли товарами, произве-денными в развивающихся и наименее развитых госу-дарствах, что вместе с высокими тарифами на отдель-ные виды продукции значительно ущемляет их интере-сы. Экономический рост и увеличение производства в этих государствах не встраиваются в систему норм, разработанную более десяти лет назад развитыми стра-нами, несмотря на наличие специального и дифферен-цированного режима (СДР), который предоставляет преференции развивающимся странам. Анализ дейст-вующих принципов ВТО и практики членов организа-ции указывает на несбалансированность существую-щей системы правил. Наряду с ограниченными в объ-емах мерами «янтарного ящика» (меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, ограниченные в объемах и подлежащие сокращению) существуют ме-роприятия «голубого» (меры, направленные на ограни-чение производства, не ограниченные в объемах и не подлежащие сокращению) и «зеленого ящиков» (меры, не оказывающие или оказывающие незначительноеискажающее воздействие на торговлю, не ограничен-ные в объемах и не подлежащие сокращению), а также меры, попадающие под действие ст. 6.2 (СДР), по ко-торым не предусмотрено ограничений в объемах. Эф-фективность системы установления лимитов по объе-мам «янтарного ящика» фактически снижается за счет реализации правила de minimis (пороговый уровень финансирования мер «янтарного ящика», который яв-ляется своеобразным количественным критерием ис-кажающего эффекта на торговлю. Выражается в про-центах от валовой стоимости произведенной продук-ции: для развитых стран - 5%, для развивающихся -10%. Предполагается, что такой уровень поддержки оказывает минимальное искажающее воздействие на торговлю), т.к. позволяет увеличить поддержку при росте производства. В отдельных странах объем de minimis очень велик.В соответствии со ст. 6.2 развивающиеся страны получили право на использование неограниченных в объемах мер поддержки при условии соответствия пе-речисленным критериям [1]. Такие субсидии должны быть доступны всем производителям и направлены на развитие сельского хозяйства в целом. Тем не менее по сути такие субсидии оказывают воздействие на торгов-лю и нередко оно является искажающим, т.к. они по-зволяют реализовывать программы по реструктуриза-ции долгов, кредитованию фермеров. Аналогичные виды поддержки для развитых стран включаются в «янтарный ящик».Очевидно несовершенство действующих правил ВТО, которые не включают ограничительных меха-низмов по «голубому ящику». Следствием является еще более значительное искажение торговли, чем от применения «янтарного ящика», что усугубляет поло-жение развивающихся и наименее развитых государств и обусловливает необходимость не только дальнейшей либерализации торговли с целью сокращения субсидий и уровня тарифной защиты, но и пересмотра правил ВТО в целом для учета интересов развивающихся и наименее развитых членов организации в торговле сельскохозяйственными товарами.Для устранения указанных выше диспропорций, выявившихся в результате применения правил ВТО, в 1999 г. было принято решение о начале раунда перего-воров, в рамках которого будут выработаны догово-ренности и усовершенствованы правила регулирования внутренней поддержки в целях создания благоприят-ных условий для развития агарного сектора в разви-169вающихся и наименее развитых странах. Переговоры начались в 2001 г. в рамках Дохийского раунда, на ко-тором развивающиеся и наименее развитые страны поставили задачу добиться повышения своей роли и учета своих интересов и противостояли позициям США и ЕС. C 2003 г. было подготовлено несколько проектов договоренностей по правилам регулирования внутренней поддержки. В результате в декабре 2008 г. была выпущена очередная редакция проекта догово-ренностей по сельскому хозяйству, в которой практи-чески по всем вопросам внутренней поддержки членам ВТО удалось согласовать подходы.Анализ проекта договоренностей 2008 г. показыва-ет, что новые правила представляются более жесткими и более сложными для расчета и применения. Участни-ки переговоров предусмотрели различные варианты и механизмы для ограничения и поэтапного сокращения всех видов поддержки, оказывающих искажающее воз-действие на торговлю [2, 3]:1..Меры «голубого ящика» переводятся в группу ока-зывающих искажающее воздействие на торговлю субсидий и ограничиваются в объемах. Дополнительным сдержи-вающим фактором являются также правила по поддержке конкретных товаров в пределах «голубого ящика».2..Предусматривается гораздо более значительное сокращение мер «янтарного ящика», при этом диффе-ренцированная шкала позволит установить больший процент сокращения для больших объемов субсидий.Будут ограничены размеры поддержки конкретных товаров.3..Сокращается уровень de minimis. Для развитых стран он составит как минимум 2,5%. Для развиваю-щихся государств de minimis составит 6,67%.4..Вводится новый элемент - Общая искажающая торговлю поддержка (ОИТП), которая должна быть сокращена и ограничена в объеме. Задача ОИТП -дополнительно ограничить рамки в части применения поддержки.5..В отношении мер «зеленого ящика» вводятся тре-бования, в целом ограничивающие возможности разви-тых стран использовать ряд программ. Кроме того, до-полнительно предусматриваются правила для класси-фикации некоторых мер поддержки развивающихся стран как попадающие под изъятия, предусмотренные для «зеленого ящика».Таким образом, Проекты договоренностей о новой системе регулирования внутренней поддержки в рам-ках ВТО предполагают существенное усовершенство-вание правил. Членам ВТО удалось разработать доста-точно сбалансированный механизм, в соответствии с которым все элементы искажающей торговлю внут-ренней поддержки будут ограничены, а меры, наиболее искажающие торговлю, будут сокращены. В результате это позволит учесть интересы развивающихся стран и обеспечить справедливые условия торговли сельскохо-зяйственными товарами.ЛИТЕРАТУРА
Сидорук Анна Сергеевна | Департамент торговых переговоров | зам. начальника отдела ВТО | sidoruk@economy.gov.ru |
The Doha Development Declaration. WT/MIN(01)/DEC/W/1. URL: www.wto.org
Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.
Revised draft modalities on agriculture. TN/AG/W/4/Rev.4. URL: www.wto.org
Соглашение ВТО по сельскому хозяйству // Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М., 2002.