Об отдельных аспектах совершенствования правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в ВТО | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Об отдельных аспектах совершенствования правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в ВТО

Поддержка сельского хозяйства - один из ключевых элементов системы государственного регулирования аграрного сектора. Однако поддержка сельского хозяйства может серьезно искажать условия производства и торговли. В результате возникают нарушения условий конкуренции, препятствия для развития производства и торговли, барьеры для доступа на рынок стран с высоким уровнем поддержки. Совершенствование правил регулирования поддержки сельского хозяйства было предопределено уже самим Соглашением ВТО о сельском хозяйстве. Таким образом, задачей Дохийского раунда переговоров стало создание справедливой торговой системы для проведения реформ в целях корректировки искажения мирового рынка сельскохозяйственной продукции.

On some issues of development of the rules on domestic support of agriculture within the WTO.pdf В системе государственного регулирования аграр-ного сектора в качестве одного из основных элементов выступает поддержка сельского хозяйства. Это харак-терно как для развитых стран, так и для развивающих-ся. Однако поддержка сельского хозяйства может серь-езно искажать условия производства и торговли. Воз-никают нарушения условий конкуренции, препятствия для развития производства и торговли, высокие барье-ры для доступа на рынок стран с высоким уровнем поддержки [4]. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО зафиксировало термин «внутренняя поддержка сельского хозяйства», в отличие от поддержки экспор-та сельскохозяйственных товаров в виде экспортных субсидий [1]. В рамках Всемирной торговой организа-ции (ВТО) внутренняя поддержка сельского хозяйства стала регулироваться, чтобы обеспечить более спра-ведливые условия производства и торговли в разных странах.В результате Уругвайского раунда были зафиксиро-ваны права членов ВТО на использование тех объемов, которые фактически имелись в 1986-1988 гг., т.е. в период наибольшего субсидирования сельского хозяй-ства. При этом уровень поддержки в развитых странах ЕС, США, Японии в несколько раз превышает финан-сирование аграрного сектора в развивающихся госу-дарствах: субсидирование ЕС в 60 раз больше, чем со-ответствующие показатели в Бразилии, Аргентине. Очевидно, что субсидии развитых стран продолжают быть препятствием для торговли товарами, произве-денными в развивающихся и наименее развитых госу-дарствах, что вместе с высокими тарифами на отдель-ные виды продукции значительно ущемляет их интере-сы. Экономический рост и увеличение производства в этих государствах не встраиваются в систему норм, разработанную более десяти лет назад развитыми стра-нами, несмотря на наличие специального и дифферен-цированного режима (СДР), который предоставляет преференции развивающимся странам. Анализ дейст-вующих принципов ВТО и практики членов организа-ции указывает на несбалансированность существую-щей системы правил. Наряду с ограниченными в объ-емах мерами «янтарного ящика» (меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, ограниченные в объемах и подлежащие сокращению) существуют ме-роприятия «голубого» (меры, направленные на ограни-чение производства, не ограниченные в объемах и не подлежащие сокращению) и «зеленого ящиков» (меры, не оказывающие или оказывающие незначительноеискажающее воздействие на торговлю, не ограничен-ные в объемах и не подлежащие сокращению), а также меры, попадающие под действие ст. 6.2 (СДР), по ко-торым не предусмотрено ограничений в объемах. Эф-фективность системы установления лимитов по объе-мам «янтарного ящика» фактически снижается за счет реализации правила de minimis (пороговый уровень финансирования мер «янтарного ящика», который яв-ляется своеобразным количественным критерием ис-кажающего эффекта на торговлю. Выражается в про-центах от валовой стоимости произведенной продук-ции: для развитых стран - 5%, для развивающихся -10%. Предполагается, что такой уровень поддержки оказывает минимальное искажающее воздействие на торговлю), т.к. позволяет увеличить поддержку при росте производства. В отдельных странах объем de minimis очень велик.В соответствии со ст. 6.2 развивающиеся страны получили право на использование неограниченных в объемах мер поддержки при условии соответствия пе-речисленным критериям [1]. Такие субсидии должны быть доступны всем производителям и направлены на развитие сельского хозяйства в целом. Тем не менее по сути такие субсидии оказывают воздействие на торгов-лю и нередко оно является искажающим, т.к. они по-зволяют реализовывать программы по реструктуриза-ции долгов, кредитованию фермеров. Аналогичные виды поддержки для развитых стран включаются в «янтарный ящик».Очевидно несовершенство действующих правил ВТО, которые не включают ограничительных меха-низмов по «голубому ящику». Следствием является еще более значительное искажение торговли, чем от применения «янтарного ящика», что усугубляет поло-жение развивающихся и наименее развитых государств и обусловливает необходимость не только дальнейшей либерализации торговли с целью сокращения субсидий и уровня тарифной защиты, но и пересмотра правил ВТО в целом для учета интересов развивающихся и наименее развитых членов организации в торговле сельскохозяйственными товарами.Для устранения указанных выше диспропорций, выявившихся в результате применения правил ВТО, в 1999 г. было принято решение о начале раунда перего-воров, в рамках которого будут выработаны догово-ренности и усовершенствованы правила регулирования внутренней поддержки в целях создания благоприят-ных условий для развития агарного сектора в разви-169вающихся и наименее развитых странах. Переговоры начались в 2001 г. в рамках Дохийского раунда, на ко-тором развивающиеся и наименее развитые страны поставили задачу добиться повышения своей роли и учета своих интересов и противостояли позициям США и ЕС. C 2003 г. было подготовлено несколько проектов договоренностей по правилам регулирования внутренней поддержки. В результате в декабре 2008 г. была выпущена очередная редакция проекта догово-ренностей по сельскому хозяйству, в которой практи-чески по всем вопросам внутренней поддержки членам ВТО удалось согласовать подходы.Анализ проекта договоренностей 2008 г. показыва-ет, что новые правила представляются более жесткими и более сложными для расчета и применения. Участни-ки переговоров предусмотрели различные варианты и механизмы для ограничения и поэтапного сокращения всех видов поддержки, оказывающих искажающее воз-действие на торговлю [2, 3]:1..Меры «голубого ящика» переводятся в группу ока-зывающих искажающее воздействие на торговлю субсидий и ограничиваются в объемах. Дополнительным сдержи-вающим фактором являются также правила по поддержке конкретных товаров в пределах «голубого ящика».2..Предусматривается гораздо более значительное сокращение мер «янтарного ящика», при этом диффе-ренцированная шкала позволит установить больший процент сокращения для больших объемов субсидий.Будут ограничены размеры поддержки конкретных товаров.3..Сокращается уровень de minimis. Для развитых стран он составит как минимум 2,5%. Для развиваю-щихся государств de minimis составит 6,67%.4..Вводится новый элемент - Общая искажающая торговлю поддержка (ОИТП), которая должна быть сокращена и ограничена в объеме. Задача ОИТП -дополнительно ограничить рамки в части применения поддержки.5..В отношении мер «зеленого ящика» вводятся тре-бования, в целом ограничивающие возможности разви-тых стран использовать ряд программ. Кроме того, до-полнительно предусматриваются правила для класси-фикации некоторых мер поддержки развивающихся стран как попадающие под изъятия, предусмотренные для «зеленого ящика».Таким образом, Проекты договоренностей о новой системе регулирования внутренней поддержки в рам-ках ВТО предполагают существенное усовершенство-вание правил. Членам ВТО удалось разработать доста-точно сбалансированный механизм, в соответствии с которым все элементы искажающей торговлю внут-ренней поддержки будут ограничены, а меры, наиболее искажающие торговлю, будут сокращены. В результате это позволит учесть интересы развивающихся стран и обеспечить справедливые условия торговли сельскохо-зяйственными товарами.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

поддержка сельского хозяйства, ВТО, Дохийский раунд, «янтарный ящик», «голубой ящик», «зеленый ящик», de minimis, международная торговля, domestic support of agriculture, WTO, the Doha round, amber box, blue box, green box, de minimis

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сидорук Анна СергеевнаДепартамент торговых переговоровзам. начальника отдела ВТОsidoruk@economy.gov.ru
Всего: 1

Ссылки

The Doha Development Declaration. WT/MIN(01)/DEC/W/1. URL: www.wto.org
Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.
Revised draft modalities on agriculture. TN/AG/W/4/Rev.4. URL: www.wto.org
Соглашение ВТО по сельскому хозяйству // Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М., 2002.
 Об отдельных аспектах совершенствования правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в ВТО | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Об отдельных аспектах совершенствования правил регулирования внутренней поддержки сельского хозяйства в ВТО | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 327.

Полнотекстовая версия