Мифологема родового имени в лицейской лирике Пушкина | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Мифологема родового имени в лицейской лирике Пушкина

Исследуется мифологема родового имени в лицейской лирике А.С. Пушкина на примере анализа стихотворений «Моп portrait» (1814) и «Моя эпитафия» (1815). Начальный этап формирования именного мифа соотносится с ситуацией самоосмеяния и ироническим модусом. В то же время слово «Пушкин», реализуемое в контексте тем творчества, смерти и бессмертия, актуализирует исключительность авторской судьбы. Это определяет онтологическую природу родового имени.

The patronymic mythologeme in the lycee lyrics by Pushkin.pdf Именной миф в творчестве А.С. Пушкина - неотъемлемая составляющая художественного миромодели-рования. Эстетическими аспектами номинологического бытия можно назвать такие его оставляющие, как имя и авторская судьба, имя в сюжетообразовании произведения, игра с именем, тайна безымянности или нулевое наполнение номинативной единицы. На сегодняшний день восстановлен биографический пласт творческого наследия Пушкина, описывается генеалогическая модель автобиографических изысканий. Известную роль здесь сыграли работы СБ. Веселовского [1] и биографов поэта. Намечены пути к исследованию процесса мифологизации родового имени на основе анализа семантики и поэтики этимона родового имени [2]. Отдельным направлением пушкинистики является толкование имен героев в соотнесении с авторским замыслом. Намечено обобщение к мотиву «утаенной любви» [3] и т.д. Однако, как представляется, до сих пор не исследована номинологическая природа художественного мира Пушкина в соотнесении с ее онтологической сущностью. Подобное исследование позволит осмыслить не только феноменологию пушкинской поэтики, но и характер её влияния на последующую литературу.Миф о собственном имени в творчестве романтиков формировался под воздействием дворянской культуры, поэтому на первом плане было имя родовое. КН. Батюшков, во многом определивший эстетические основы русского романтизма, в статье «О лучших свойствах сердца» формулирует семейный принцип преемственности поколений. Родовое имя осознается как ценностное наследство: «принять младенца из рук матери в минуту его рождения, от колыбели до зрелых лет служить ему защитою и опорою, передать ему в наследие имя, звание, сокровища, землю, праотцами возделанную: вот обязанности отца» [4. С. 177]. Подобная установка позже будет проявлена в эстетике Пушкина именно как факт «лучших свойств сердца»: «Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?» [5. Т. 11. С. 55]. Вокруг родового имени создавалась романтическая биография, корни которой уходили в глубь веков, соотносясь с судьбой страны. Романтики ощущали свою сопричастность мировой истории. Это позволяет выделить в творчестве русских писателей персональный миф о собственной судьбе, в эпицентре которого находится авторское имя.С творческой биографией Пушкина связано появление мотива тоски по далекой «прародине» и поэтиза-ции Африки («Евгений Онегин»), соотнесение собственной судьбы с судьбою рода и историей страны («Моя родословная»). Несомненный интерес представляет ситуация включения авторской фамилии в систему персонажей исторического или литературного произведения. Пушкины появляются в трагедии об эпохе смуты «Борис Годунов», в исторических трудах «История Петра», «История Пугачева», в незавершенном биографическом сочинении «

Ключевые слова

ontology of name, lyrics, A.S. Pushkin, онтология имени, лирика, А.С. Пушкин

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Афанасьева Эльмира МаратовнаКемеровский государственный университетикандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и фольклора факультета филологии и журналистикиelmira_afanaseva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1: Лицей; Петербург. М., 1990.
Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2000.
Жуковский В.А. Поли. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1999. Т. 1.
Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2 т. М.; Л., 1967. Т. 1.
Мурьянов М.Ф. Пушкинские эпитафии. М., 1995.
Вересаев В. Пушкин в жизни: В 2 т. М., 1992. Т. 1.
Рукою Пушкина. М.; Л., 1935.
Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М., 1984.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.
Старк В.П. Пушкин и семейные предания его рода // Легенды и мифы о Пушкине: Сб. ст. СПб., 1999. С. 66-85.
«Утаенная любовь» Пушкина: Сб. ст. СПб., 1997.
Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977.
Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 17 т. М., 1994-1996.
Старк В.П. Пушкины в «Истории Петра» и «Истории Пугачева» // Пушкин. Исследования и материалы: Сб. науч. тр. СПб., 2003. Т. XVI- XVII. С. 188-197.
Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. М., 1990.
Мароши В.В. Имя автора (историко-типологические аспекты экспрессивности). Новосибирск, 2000.
 Мифологема родового имени в лицейской лирике Пушкина | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Мифологема родового имени в лицейской лирике Пушкина | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия