Философия симбиоза Кисё Курокавы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Философия симбиоза Кисё Курокавы

Исследуется сущность философии симбиоза архитектора К. Курокавы, её связь с буддийской философией и традиционной японской культурой. Философия симбиоза, по мнению автора, будет философией Эпохи Жизни, которая наступит после Века Машин - ХХ в.

Philosophy of symbiosis of Kisho Kurokawa.pdf Японский зодчий Кисё Курокава - всемирно при-знанный архитектор, который создал философскую концепцию симбиоза, определяющую творчество мас-тера на протяжении всей его жизни.Кисё Курокава (1934-2007) родился в г. Нагое. В 1957 г. получил диплом архитектора в университете Киото. В 1960 г., занимаясь докторской работой в То-кийском университете, он вместе с тремя архитектора-ми К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака и теоретическим критиком архитектуры Н. Кавадзоэ основывает движе-ние метаболистов, идеей которого становится утвер-ждение, что город и его архитектура являются орга-низмами, способными к росту и развитию. Позднее теория метаболизма развивается в философию симбио-за, подчеркивающую взаимоотношения между про-странством и временем, между человеком и техникой. Эта концепция явилась основной темой в многочис-ленных архитектурных и градостроительных проектах Кисё Курокавы.В 1962 г. Курокава основывает собственное архи-тектурное бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Главный офис располагается в Токио, есть филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пе-кине, Лос-Анджелесе. Его проекты были осуществлены в Японии, США, Европе, на Ближнем Востоке, в Аф-рике и Юго-Восточной Азии, среди них - художест-венные галереи, музеи, театры, высотные офисные зда-ния, аэропорты, проекты, связанные с городским пла-нированием. Многие сооружения были отмечены раз-нообразными международными наградами.Курокава являлся почётным членом Международ-ной академии архитектуры, почётным членом Инсти-тута американских архитекторов, почётным членом Королевского института британских архитекторов, по-чётным членом Союза архитекторов Болгарии и Рос-сии, лауреатом премии Архитектурного института Японии и премии Академии художеств Японии, был награждён Золотой медалью Французской академии архитектуры. С 1986 г. Кисё Курокава преподавал в университетах Пекина и Шанхая [1. С. 237]. Он напи-сал большое количество книг по архитектуре и фило-софии, включая «Метаболизм в архитектуре» (1977), «Заново открывая японское пространство» (1988), «Межкультурная архитектура: Философия симбиоза» (1991), «От метаболизма к симбиозу» (1992), «Кисё Курокава: от Века Машин к Веку Жизни» (1998).Ключевым словом в философии Кисё Курокавы яв-ляется понятие симбиоза. Идея симбиоза присутство-вала в теории метаболизма 1960-х гг., чётко прослежи-валась в 1980-х гг. в постметаболизме, и в 2000-х гг. идея симбиоза не исчерпывает себя.Движение метаболизма было основано в 1959 г. В центре теории - концепция незавершённости и посто-янного изменения архитектурной композиции. Свою основную задачу участники движения видели в обес-печении условий, позволяющих меняться и развиваться во времени и пространстве как отдельным сооружени-ям, так и комплексам сооружений. Курокава писал о метаболизме: «Методы и идеология современной архи-тектуры, провозглашённые CIAM (La conference internationale sur Architecture moderne), исходят из аналогии с машинами. Метаболизм, напротив, исходит из анало-гии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти» [2. С. 46].Если в метаболизме основной идеей была возмож-ность роста здания, то в постметаболизме 1970-х гг. главным становится осознание культурных принципов архитектуры, концепция метаболизма расширяется. Архитектура постметаболизма характеризуется плюра-лизмом и многообразием авторских гибридных стилей [3. C. 196]. Теоретической концепцией постметаболиз-ма явилась идея необходимости сочетать в архитектуре традиции и новейшие современные технологии, раз-личные культуры, реальность и вымышленные фанта-зии, природное и искусственное. Течение постметабо-лизма объединяет архитекторов, выражающих индиви-дуальные идеи и философию и создающих авторские проекты, которые часто не обладают общими чертами. Каждый мастер вырабатывает собственный стиль на основе личных пристрастий.Философия симбиоза начала активно складываться в 1980-е гг., она находится в русле постмодернистской фи-лософии. Автор критикует философию и архитектуру модернизма, в то же время продолжая линию метаболиз-ма. Постмодернизм олицетворяет для Курокавы борьбу с идеей универсальности в мире и является некоей защитой от вторжения западных универсалий [4. C. 263].Понятие симбиоза не является аналогом компро-мисса или гармонии. Симбиоз существенно отличается от гармонии, компромисса или слияния. Он представ-ляет собой такие ситуации, в которых сталкиваются противоположные элементы, в то же время нуждаю-щиеся друг в друге. Между этими элементами должна существовать связь, взаимное уважение. Симбиоз воз-можен благодаря признанию и почитанию «священ-ной» промежуточной зоны между разными культура-ми, противоположными факторами, различными эле-ментами, между крайностями оппозиций. Ключевыми словами архитектуры симбиоза являются «…кластер (соединение клеток), город - сеть, уличное пространст-во, промежуточная структура (соединительное звено), общее пространство (полупубличное пространство), Ханасуки (симбиоз различных элементов), мегаструк-тура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко-коридор» [5. С. 4]. Как неоднократно61упоминает автор, философия симбиоза заключается в симбиозе архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве.Важным пунктом в теории является то, что корни понятия «симбиоз» находятся в буддийской философии и традиционной японской культуре. Симбиоз является ключевым концептом в понимании японской культуры, ведь японцы всегда перенимали у других народов наи-более удачные культурные достижения и приспосабли-вали их к своему менталитету, своим особенностям. Впоследствии заимствованные явления становились уже национальными японскими культурными событиями.Свои начала философия симбиоза берёт из учения индийского буддизма - «Только-Сознание», которым теоретик увлёкся, обучаясь в университете. Курокава писал: «Я чувствую, что школа буддизма Только-сознание была фактически источником философии симбиоза. С этого времени философия Только-Сознания важна для меня не только как элемент в тео-риях архитектуры и городского дизайна, но и служит мне проводником в личной жизни» [6. С. 375].Основное понятие учения «Только-сознание» -Алая - необусловленный поток сознания. Сознание Алая не разделяет вещи на пары противоположностей, такие как добро и зло, тело и дух, человек и природа. Она является промежуточной зоной, в которой эти па-ры существуют в симбиозе. В этой промежуточной зоне противоположные элементы создают неразличи-мую неясную природу. Такая неразличимая смутная область присутствует на всех границах, и вследствие того, что она неясна и до конца неопределенна, заклю-чает в себе многообразие глубоких смыслов и значе-ний. Философия «Только-Сознания» глубоко проникла в японскую культуру и японскую эстетику.Основы концепции симбиоза также лежали в буд-дийской теории взаимосвязи всех элементов во Все-ленной. История и будущее, человек и природа, одна культура и другая предстают в буддийской религии в качестве взаимосвязанных элементов. Буддийская док-трина о переселении душ в цикле рождения и смерти, в свою очередь, способствовала развитию «симбиотич-ности» японской культуры.Говоря о философии симбиоза, необходимо описать отношение Кисё Курокавы к современному обществу, порядку вещей в нём, а также очертить пути развития общества, которые намечает автор. Архитектор счита-ет, что эпоха модернизма и ХХ в. - это век Эпохи Ма-шин, а ХХI в. будет веком Эпохи Жизни, в основе ко-торого лягут принципы симбиоза. Вот как объяснял мастер происхождение понятия «Век Машин»: «Кор-бюзье заявил, что дом - это машина для жилья. Тео-ретик кино, Сергей Эйзенштейн, сказал кино - это машина. Маринетти, итальянский футурист, заявил, что поэма - это машина. Из этих фраз я заключил, что нынешний век - Век Машин» [7. С. 2]. Словосоче-тание «Век Жизни», обозначающее наступающую эпо-ху, было навеяно буддийской философией.В течение всей жизни архитектора его творчество бросало вызов Эпохе Машин и возвещало приход ар-хитектуры Эпохи Жизни. По мнению Курокавы, Век Машин - ХХ в. - век европейского духа, век универ-сальности. Это эпоха евроцентризма и логоцентризма. Логоцентризм утверждает, что в мире существует одна истина и что она может быть найдена человеческим разумом. Такие постулаты создали общество, в кото-ром наука и техника ценятся выше, чем искусство, ре-лигия и культура, т.к. их сфера относится к внутренним чувствам, субъективным феноменам.В противоположность Веку Машин ХХI в. - Век Жизни. Жизнь - это создание значений. Жизнь инди-видуума и разнообразие, которым обладает каждый вид, связаны с разнообразием всех человеческих куль-тур, языков, традиций и искусств, которые существуют на земле. В XXI в. идеал машинного века - универ-сальность - будет заменён на симбиоз различных куль-тур, а дуалистическая философия постепенно заменит-ся философией симбиоза. Курокава уверен, что лого-центризм с концепцией универсальной истины унич-тожает культуры и их самобытный облик.Архитектор также называет Век Машин веком гу-манизма. Гуманизм, как и логоцентризм, высоко оце-нивает существование разума и рассматривает челове-ческие существа в качестве единственных обладателей этой высшей способности. Он приближает значение человеческого бытия к божественному и уничижает ценность жизни других существ: животных, растений и других живых организмов. Фраза «человеческая жизнь более ценна, чем весь мир» хорошо описывает это по-ложение вещей. Основанное на антропоцентризме и логоцентризме пользовательское отношение к природе порождает загрязнение воздуха, рек, морей, вырубку лесов, вымирание животных и исчезновение различных видов растений. Всё это считалось неизбежным, т.к. порождалось развитием техники и усилением экономи-ческой активности, которые были столь необходимы для поддержки существования человеческого общест-ва, городов и зданий в этих городах.Курокава пишет, что на Западе город и вместе с ним архитектура противостоят природе, человек стремится властвовать над природным миром. Из-за такого отно-шения сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы окружающей среды и необходимо задумы-ваться над тем, как предотвратить отрицательные по-следствия бурного экономического развития общества. «Экономика и культура - две важнейшие, нередко тес-но сплетённые области. Умом я понимаю, что эконо-мические соображения зачастую диктуют те или иные решения, но моё сердце велит мне заступаться за куль-туру, за архитектуру. Они не должны страдать, нам всем необходимо защищать их. Наша общая задача -способствовать преобразованию экономики так, чтобы она учитывала интересы культуры» [8. C. 32].Узость механистического подхода Века Машин по-родила кризис в современном зодчестве. В качестве основных причин краха современной архитектуры вы-деляются: «…дуализм, коренящийся в слове функ-ция; акцент универсальности, приданный индустриа-лизации; монополия иерархической упорядоченности; наконец, механический материализм» [9. C. 109]. Од-нако в своих размышлениях Кисё Курокава не отменя-ет ценность рационализма и функционализма, не при-зывает отбросить и забыть архитектуру модернизма. Он убеждён в необходимости введения, возвращения62промежуточности и неопределенности, а в японской традиции существует множество приёмов, способных восстановить промежуточное пространство. Также ар-хитектор предлагает двигаться от главенства Разума к главенству Интуиции. Это касается и архитектурного творчества, и общего отношения к жизни.Сам зодчий в своей работе следовал принципу жиз-ни и традициям японской культуры. Традиционный японский стиль жилой архитектуры, называемый Су-кия, использует метод, в котором сочетаются истори-ческие формы и новые технологии и материалы. Благо-даря этому методу создаётся постепенное введение изменений в привычные способы строительства. Куро-кава также вырабатывает собственный стиль «Сукия», который является примером симбиоза прошлого и на-стоящего. Вдохновение и знаковые символы мастер черпает из эпохи Эдо, культуры Японии XVII-XIX вв.Архитектор тщательно исследовал этот период в истории Японии и полагал, что общество Эдо было высоко развитым обществом, обладало богатой разно-образной культурой. Эдо было источником тех специ-фических черт, которые во многом определяют культу-ру сегодняшней Японии и составляют её базис. Куль-тура периода Эдо породила традиции, сохранившиеся до сих пор - это чайная церемония или «путь чая» (са-до), искусство аранжировки цветов (икэбана), театры Но и Кабуки, стиль Сукия в архитектуре. В этот период японцы активно занимались различными науками. В гуманитарных дисциплинах Ямагата Банто предложил теорию солнечной системы в книге «Вместо мечтаний» (1820), а Сидзуки Тадао перевёл комментарии Джона Кейла к ньютоновским «Началам» быстрее, чем они достигли Франции. К началу XIX столетия картограф Ино Тадатака (1785-1818) нарисовал точную карту японских островов. Более того, в 1770-х гг. философ Миура Байэн выдвинул свою диалектическую систему, предвосхитившую гегелевскую диалектику на 50 лет. Однако наиболее важным было то, что общество Эдо достигло собственной уникальной современности, со-вершенно отличной от европейской.Философ-архитектор выделяет основные черты культуры Эдо, влияющие и на его творчество:1..Смешанная, гибридная, плюралистичная природа городской среды Эдо. Разные поколения и сословия жили вместе в симбиозе друг с другом, в городе не бы-ло разделения на кварталы для бедных или богатых, иноземных и местных жителей.2.Ещё одной чертой эпохи Эдо была выдуманность, нереальность. Например, японские сады воплощают в себе высокую степень абстракции и фикции, философия японского сада подразумевает, что океан - это маленький пруд, а острова в океане - это большие камни в пруду.3.Другая особенность Эдо - большое внимание к деталям. Резные орнаменты, украшающие храм Тосёгу (1623-1636), и дизайн деталей замков периода Эдо яв-ляются примерами тщательного изготовления мелких частей, что отличает их от дизайна украшений предше-ствующих периодов. Архитектура стиля Сукия также уделяет повышенное внимание деталям и пропорциям используемых материалов.4.Четвёртой чертой культуры периода Эдо был симбиоз техники и человека - Каракури или автомати-зация. В отличие от Запада японцы никогда не проти-вопоставляли человека и технику. Техника традицион-но считалась продолжением человека; тем, что сущест-вует с ним в симбиозе.5. Последней особенностью этой культуры являет-ся, по мнению Кисё, развитие смешанного стиля в зод-честве. Строители периода Эдо свободно комбиниро-вали стили предшествующих эпох, позволяя им суще-ствовать в симбиозе, создавали уникальный смешан-ный стиль. Хиункаку «Павильно Летящего Облака», храм Нити Хонгандзи в Киото - вот шедевры смешан-ного стиля раннего периода Эдо. Стиль Сукия также является смешанным стилем, он произошёл от соеди-нения стиля Сёин жилой архитектуры и Соан («травя-ная хижина»), стиля чайной комнаты. В том числе был популярен стиль соединения буддийской и синтоист-ской архитектуры.В традиционном японском зодчестве являлось обя-зательным наличие промежуточного пространства. Традиционная веранда (энгава) жилого дома - проме-жуточное пространство, плавно переходящее из про-странства внутренних комнат во внешнюю окружаю-щую среду. Пространство японской улицы является уникальным общим пространством. По мнению фило-софа, промежуточное пространство играет важную роль, поскольку оно позволяет противоположным эле-ментам существовать по общим правилам и достигнуть взаимного понимания. Курокава часто использует его в архитектуре для объединения интерьера и окружающей среды и включения в сооружение японской традиции. Таким образом, архитектура мастера воплощает фило-софию симбиоза с её промежуточными пространствами и неопределенными смысловыми значениями, благода-ря которым каждый зритель сам определяет значение тех или иных элементов в строении и вместе с автором творит произведение.В течение всей своей жизни Курокава воплощал философию симбиоза в архитектуре. Он считал, что понятие симбиоза является ключевым понятием в со-временном мире, всегда стремился к поиску новых ре-шений и новых форм, но основанных на одной и той же философии. Философия симбиоза отражается мастером в архитектуре с помощью симбиоза абстракции и сим-волики. Теоретик высоко оценивал роль абстракции, заявляя, что она является наследством от современной архитектуры и искусства, и говорил: «...абстрактный символизм доказывает, что мир построен из разнообра-зия независимых элементов. Деконструирующая архи-тектура разнообразных абстрактных геометрических форм, принципов, окружностей, прямоугольников, сфер, цилиндров, полуокружностей и треугольников выражает богатое разнообразие мира. Такая архитекту-ра выражает разнообразие и плюрализм жизни» [10. C. 14]. Современная архитектура может включать в себя традиционные японские мотивы и хорошо соче-таться с новейшими технологиями и материалами. Ар-хитектура, основанная на традиционных приёмах япон-ской культуры, таких как незавершенность образа, асимметрия, отсутствие четкой структуры, открытость, производит необычное впечатление и, несомненно, будет являться уникальным творением, считаться гени-альным произведением. Благодаря этим приёмам, воз-63можно, удастся вернуть архитектуре её духовность, красоту, найти способы выражения этих качеств в со-оружениях.Согласно своей философии Курокава описывает ме-тод, каким должен пользоваться практикующий архи-тектор при строительстве зданий. По Кисё архитектор должен научиться выражать свои собственные куль-турные традиции и через симбиоз с другими культура-ми создавать новую архитектуру, которая будет нести в себе локальные и глобальные черты [11. C. 265]. Такая межкультурная архитектура является идеальной, она -гибрид архитектуры, в которой элементы разных куль-тур сосуществуют в симбиозе; архитектура, которая существует в симбиозе с окружающей средой, в сим-биозе с традицией и наиболее передовыми технология-ми. Она придёт на смену интернациональному стилю модернизма. «Архитектура Века Жизни будет архитек-турой, открытой региональным и городским контек-стам, природе и окружающей среде. Она будет дви-гаться к симбиозу природы и человека, окружающей среды и архитектуры. В Эпохе Жизни различные куль-туры, сохраняя свою индивидуальность и самотожде-ственность, будут влиять друг на друга, создавая новые ценности с иным значением» [12. C. 182].Философия симбиоза Кисё Курокавы представляет собой интересный сплав японской культуры и постмо-дернистской философии. Эта концепция действительно отражает основные тенденции XXI в., века информа-ционного общества, в котором архитектура будет соот-ветствовать философии симбиоза, а её целью станет воплощение единства различных культур, плюралисти-ческое творчество. Зодчий называет наступающий век эпохой симбиоза.Архитектор призывает уважать все культуры, призы-вает передовые страны с мощнейшим вооружением и высоким экономическим благосостоянием не навязывать развивающимся странам свой путь развития. Необходимо разнообразие культурных явлений, поскольку разнообра-зие заключено в основе самой жизни. Также зодчий вос-стаёт против трактовки архитектуры в терминах универ-сальности. Этим он вносит огромный вклад в теорию со-временной архитектуры, показывая, что невозможно све-сти культуру и архитектуру к универсальному, ограни-ченному набору истин. Автор восклицает, что каждый народ и каждая культура создают собственный неповто-римый и уникальный архитектурный стиль.Курокава многое внёс не только в мировую архи-тектуру, но и повлиял на развитие мировой архитек-турной мысли. Благодаря его философской концепции можно лучше понять архитектуру мастера. Мировое признание архитектурного творчества Кисё говорит о том, что философия симбиоза действительно востребо-вана и значима в современном мире.Данная теория воплотилась в архитектурных проек-тах Кисё Курокавы, таких как капсульная башня Нака-гин (Токио, Япония, 1970-1972), музей искусства (На-гоя, Токио, 1983-1987), музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984-1988), офисное здание ком-пании Мики (Осака, Япония, 1985-1991), Пасифик-тауэр (Париж, Франция, 1988-1991), международный аэропорт г. Куала-Лумпура (Куала-Лумпур, Малайзия, 1992-1998) и многих других.

Ключевые слова

architecture, Japan, Kurokawa, philosophy, symbiosis, архитектура, Япония, Курокава, симбиоз, философия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бадлуева Вероника МихайловнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовааспирантка кафедры истории и теории мировой культуры философского факультетаbadl-badl@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Kurokawa K. From Metabolism to Symbiosis. L.: Academy EDITIONS, 1992.
Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006.
Курокава К. Философия симбиоза как новая система XXI века // К. Курокава: Московский государственный университет международных отношений МИД России. Философия симбиоза как новая система XXI века. М.: МГИМО, 2001.
Курокава К. Архитектура симбиоза // Архитектура СССР. М.: Стройиздат, 1984. № 5.
Курокава К. Нужно учиться сочетать прошлое и будущее // Строительство. М., 2007. № 1-2.
Kurokawa K. Each One a Hero: The Philosophy of Symbiosis. Tokyo: Kodansha Int., 1997.
Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L'Arca. Milan: l'ARCAEDIZIONI. 2006. № 219.
Kurokawa K. From the Age of the Machine to the Age of Life // L'Arca. Milan: l'ARCAEDIZIONI. 2006. № 219.
Kurokawa K. Metabolism in architecture. London: Studio Vista, 1977.
Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. М.: Академия, 2007.
Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза // Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. М.: Едиториал УРСС, 2006.
Kurokawa K. Kisho Kurokawa: selected and current works. Tokyo: Purotogarakishi, 1996.
 Философия симбиоза Кисё Курокавы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Философия симбиоза Кисё Курокавы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия