К вопросу о изучение адаптации молодежи в условиях информационной культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

К вопросу о изучение адаптации молодежи в условиях информационной культуры

Рассматриваются на методологическим уровне вопросы адаптации молодежи в условиях информационной культуры; обосновывается, раскрывается теоретическая основа базисных понятий, таких как «информация», «культура», «адаптация», «молодежь», «адаптационный культурогенез», а также анализируются факторы, влияющие на процессы адаптации молодежи к новым информационно-культурным условиям общества.

On the problem of youth adaptation to new informational cultural conditions.pdf Человек оказался не способен адаптироваться к тем изменениям в созданной им среде, который сам же и вызвал.А. ПеччеиВ данной работе мы рассматриваем вопрос об адап-тации молодежи в условиях информационной культуры с точки зрения базисных методологических основ уче-ных (Ю. Хаберса, Д. Белла, Э. Тоффлера, Ф. Бэкона, В.Ж. Келле, А.Д. Урсула, Ю.М. Лотмана, З.В. Розина, В.З. Когана, А.И. Погорелова, Д.К. Танотова, И.К. Дже-релиевской, Х.А. Барлыбаева, К. Ясперса, А. Моля, Э.В. Сайко, В.Б. Устьянцева, К. Колина, А. Печчеи, Э. Тоффлера, Ж. Пиаже, В.В. Пошатаева, Д.В. Колесо-ва, Т. Шибутан, А. Хоцей и др.) в области философии культуры, социальной культуры, социальной психоло-гии, культурологии, библиотечно-библиографических науках.В периоды формирования новых социокультурных парадигм начинает складываться методологический комплекс, состоящий из множества сложных проект-ных элементов («информация», «культура», «адапта-ция», «молодежь», «адаптационный культурогенез»). Подобная сложная структурная система рассматривает глобальное информационно-культурное развитие об-щества, где на первое место встает «человек» как носи-тель и хранитель культурных ценностей общества.Информационная культура исходит из дихотомии понятий «культура» и «информация», где на начальных этапах формирования культурно-информационного общества проходит создание новых носителей инфор-мации с помощью труда человека (Й. Масуда), а затем накопление и хранение культурных ценностей общест-ва в социокультурных институтах (А.Д. Урсул).Если основным составляющим компонентом взять понятие «культура», то согласно мировоззрению В.С. Степина, она выступает, с одной стороны, как весьма сложный фактор человеческого бытия, а с дру-гой - как научное понятие, обладающее интегрирован-ными свойствами [1. С. 140].В процессе изучения источников мы можем сделать выводы, что единого толкования понятия культуры не существует. Наиболее близким к теме нашего исследо-вания является определение Ю.М. Лотмана: «Культу-ра - это созданный человечеством механизм, имеющий целью выработку и хранение информации. Она вклю-чает в себя множество знаков и знаковых систем, с по-мощью которых образуются культурные тексты, в которых эта информация запечатлевается и хранится» [2. С. 23].Продолжая мировоззрение Ю.М. Лотмана о симво-лической культуре «текстов», также можно выделитьключевую фигуру ХХ в. в философской культурной идеологии Эрнста Кассирера, полагавшего, что культу-ра основана на символической активности человека, а человек - «животное, созидающее символы». Культу-ра - многообразие культурных артефактов, творчески порождаемых сознанием человека, и объединяемых в целостные образования - символы [3. С. 37].Что касается генезиса понятие «информация» - это общечеловеческая культурная, универсальная ценность, востребованная обществом. Согласно идеологии В. Рози-на под «информацией» можно понимать основу челове-ческого знания, где основными собирателями и хранили-щами духовно-материализированных ценностей являются социокультурные институты [4. С. 32].В.З. Коган по своим методологическим принципам представляет, что «информация» имеет духовно-материализированную характеристику - это обмен сведе-ниями (знаниями, ценностями, источниками), распро-страняемыми не только в пространстве, но и во времени: древние рукописи, наскальные рисунки, археологические находки, книги в традиционном и электронном формате -все это источники информации [5. С. 195].Этимология понятия «информационная культура» своим радикальным основанием в социальной культу-рологии становится ключевым мировоззренческим по-ниманием таких ученых, как А.П. Суханов, Э.П. Се-менюк, Ю.А. Шрейдер, И.Г. Хангельдиев, К.К. Колин, Д. Белл, Э. Тоффлер, А.Д. Урсул, В.З. Коган, А.И. По-горелов, Д.К. Танотов, В.В. Пошатаев, И.К. Джере-лиевская, Х.А. Барлыбаев, Т. Парсонсон, К. Ясперс, А. Моль, Э.В. Сайко, В.Б. Устьянцев и др.«Информационная культура» имеет различные тол-кования: как «достигнутый уровень организации ин-формационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уро-вень эффективности создания, сбора, хранения, пере-работки и передачи информации» (А.П. Суханов) [6. С. 176]; как понимание современной картины мира (В.А. Извозчиков, Т.Ю. Китаевская) [7. С. 67]; как ком-петентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н. Соловьев) [8. С. 81]; как информацион-ная деятельность (И.Г. Хангельдиева) [9. С. 15] и т.д.На наш взгляд «информационную культуру» можно рассматривать в двух направлениях:1) культурно-исторический аспект - совокупность накопленного веками общечеловеческого опыта, осно-ванного на сформировавшихся нормах общения вне за-69висимости от лингвистических основ и выраженного различными способами этического взаимодействия лю-дей в социальной среде. Общеизвестно, что информация может изменить формы взаимодействия людей между собой и с окружающим миром, способствовать разви-тию других наук, отраслей народного хозяйства и куль-туры, решению различных социальных проблем и т.п.;2) культурно-личностный аспект (образовательно-междисциплинарный) - «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Д. Белл), но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступ-ной информации и обладать определенной культурой для её отбора. Уровень информационной культуры со-временного человека определяется многими критерия-ми: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников ин-формации и умением пользоваться ими, умением эф-фективно искать, оценивать, использовать информа-цию и создавать качественно новую.Вопросы исследования «адаптационного культуро-генеза» человека и его отношение к новым информа-ционно-культурным условиям общества можно про-следить в работах таких ученых, как К. Колин, А Печ-чеи, Э. Тоффлер, А.Д. Урсул, В.З. Коган, Ж. Пиаже, В.В. Пошатаев, Д.В. Колесов, Т. Шибутан, А. Хоцей и т.д., которые в своих суждениях опирались на глобаль-ные процессы культурно-информационного развития.Если говорить в отдельности о «адаптации», то пер-воначальное ее толкование протекало на стыке естест-венных и социальных наук.Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводя-щих сущность адаптационного процесса. Так, напри-мер, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Бого-словский, Р.С. Немов, Ж. Пиаже практически одинако-во определяют адаптацию как ограниченный, специфи-ческий процесс приспособления чувствительности ана-лизаторов к действию раздражителя.По мнению З.В. Когана, «адаптационный культу-рогенез» является необходимостью в адаптации че-ловечества к меняющимся условиям его существова-ния путем выработки новых форм деятельности (технологий и продуктов) и социального взаимодей-ствия (вещей, знаний, представлений, символов, со-циальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процес-се адаптационного культурогенеза играет также ин-дивидуальная мотивация и творческий поиск челове-ка [10. С. 89].Представитель интеракционистского направления социальной психологии Т. Шибутан различает адапта-цию и приспособление. Он отмечает, что каждая лич-ность характеризуется комбинацией приемов, позво-ляющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Адапта-ция относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типичными проблемами и с приемами, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Поня-тие приспособления относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических си-туаций [11. С. 26].Также глобальный информационный культурогенез современного общества влияет и на его возрастные группы. В данном исследовании мы рассмотрим одну из возрастных групп - это «молодежь».Согласно психолого-физиологическим канонам на-учного познания «молодежь» как возрастную группу можно рассматривать в двух подходах:1))субъективный: «молодость - это особое ощуще-ние мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельность»;2)интеракционистском: «молодость - это одно из состояний души, присущих каждому человеку, которое проявляется в спонтанном поведении, в непосредст-венности, нестандартности реакций».Хотя большая часть научных исследований направ-лена на высокую информационную грамотность и адаптацию к информационным культурным носителям общества (К.Г. Мяло, В.И. Чупров, В.И. Скурластов), но мы можем утверждать, что данные исследования были проведены уже при сформированных информа-ционно-культурных ценностях молодежи [12. С. 67].Зарубежные и отечественные ученые не учли соци-ально-экономические условия, природно-геогра-фическую отдаленность территорий и языковый уро-вень (национальную идентичность) других культурно-мировых сообществ, а также народов, проживающих на территории Российской Федерации.Кроме этих выделенных стереотипов, влияющих на уровень адаптации молодежи в условиях информаци-онной культуры, также мы считаем, что на развитие информационной культуры молодежи влияют разно-видности инфопотребностей, которые характеризуют ее самосознание, интеллект, креативность, мотиваци-онность и общую культуру.Говоря о механизмах адаптационных процессов моло-дежи к новым информационно-культурным условиям, Д.В. Колесов для определения силы и продолжительности приспособительных реакций человека использует термин «реактивность», понимаемый как количественно-вре-менная характеристика функциональных сдвигов в орга-низме, происходящих в ответ на воздействие и лежащих в основе достижения того или иного адаптивного эффекта [13. С. 56]. Так, Д.В. Колесов, В.И. Медведева, Г. Селье и т.д. описывают специфические и неспецифические адап-тивные реакции. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптационного синдро-ма. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта - взаимодейст-вие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полез-ного эффекта. Приспособительные реакции могут быть также разделены на два класса - быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых имеются гото-вые, вполне сформировавшиеся механизмы, и реакции долговременной адаптации. Долговременная адаптация включает в себя реакции, для осуществления которых у человека нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких механизмов происхо-дит при многократном включении реакций срочной адап-тации.70Мы полагаем, что подобное разделение неоправ-данно сужает понятие адаптации, понимаемой боль-шинством авторов как двусторонний адаптивно-адаптирующий процесс, с приспособительными реак-циями, направленными соответственно на внутреннюю либо внешнюю информационно-культурную среду.Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой программы поддержания гомеоста-за, при этом возникает достаточно сложное положение, когда старая программа уже не функционирует, а но-вые еще не созданы или оказываются не завершенны-ми. Эта фаза характеризуется рядом специфических признаков. Во-первых, это гиперреагирование на на-грузки малой и средней интенсивности и отказ от вы-полнения нагрузок большей тяжести. Во-вторых, эта фаза адаптации сопровождается снятием механизмов компенсации имеющихся патологических процессов. На этой стадии включаются временные механизмы так называемой превентивной адаптации, позволяющие хотя и не на оптимальном уровне, но достигнуть целей деятельности и «пережить» сложный период отсутст-вия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом превентивной адаптации является пове-денческая адаптация.Поведенческие реакции в этот период несут основ-ную защитную функцию, обеспечивающую минимиза-цию действия адаптогенных факторов и регуляции пе-ренапряжения. Изучая вопрос о поведенческой адапта-ции, В.И. Медведев отмечает важное значение малоизу-ченного механизма информационной защиты, ограничи-вающей поступление информации в мозг человека для ее последующей переработки. Фильтрация информации может осуществляться на всех этапах ее движения, на-чиная от рецепторов и кончая проекционными зонами коры больших полушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют механизмы забыва-ния. При участии этого информационного фильтра фор-мируется субъективная концептуальная модель действи-тельности, в соответствии с которой строится индивиду-альная стратегия адаптации [14. С. 52].Следующая фаза процесса адаптации характеризу-ется тем, что «под прикрытием поведенческой адапта-ции начинает формироваться новая программа развер-тывания регулирующих механизмов, начинает стро-иться новая структура гомеостатического регулирова-ния». Новая программа поддержания гомеостаза посто-янно совершенствуется, иногда достаточно длительное время. Поиск оптимальных параметров работы новой программы, по мнению А.Ж. Юревица, может проис-ходить как путем усложнения программы, наращива-ния ее элементов, так и путем постепенного упрощения ее структуры от программы гиперреагирования, про-граммы-максимум к более оптимальной простой струк-туре. Выбор пути оптимизации определяется интен-сивностью действующего фактора: при малых и сред-них величинах - от простого к сложному, при большой величине адаптогенного фактора чаще наблюдаетсягиперреагирование, генерализация эффекта с после-дующим упрощением программы регуляции [15. С. 45].При этом само наличие поисковой активности (не-зависимо от достигаемого эффекта) улучшает психоло-гическую и психофизиологическую адаптацию, тогда как отказ от поиска ухудшает ее.Когда поиск оптимальной программы заканчивает-ся, наступает последняя фаза адаптационного процес-са - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе па-раметров эффективности деятельности, которые уста-навливаются на новом, более оптимальном уровне. Приспособительные реакции и стадии адаптационного процесса достаточно условны и во многих случаях протекают параллельно, частично перекрывая друг друга, однако их описание позволяет лучше понять недостаточно изученную динамику приспособления молодежи к новым информационно культурным усло-виям жизни в обществе.Итак, системные изменения современного общества в культурно-информационном пространстве привели к изменению ценностных ориентаций и мотивации пове-дения человека, к новым социально-экономическим практикам адаптации, к современным условиям его существования.Понимание адаптации как механизма информаци-онного культурогенеза, позволяющего человеку вклю-чаться в различные структурные элементы информаци-онно-культурной среды, найти себя в динамично ме-няющемся мире.Решающую роль в адаптации человека в условиях информационной культуры играет трансформация че-ловеческого потенциала.В современном обществе молодежь является наибо-лее способной возрастной психологической группой с достаточно развитыми адаптационными способностя-ми, чтобы быстро и эффективно реагировать на изме-нения культурно-информационных условий среды. Но бывают и дезадаптационные процессы, они в первую очередь связаны с условиями жизни и психологиче-ским развитием.Данные трудности адаптации молодежи в совре-менных культурно-информационных условиях требуют формирования информационной культуры разнотипо-вых образовательных учреждений, т.к. на данную группу государством возложены не только культурно-информационные функции, но и социально-эконо-мическое развитие страны. Для того чтобы современ-ная молодежь умела ориентироваться в потоке элек-тронной и аналоговой информации, обмениваться ин-формацией, преодолевать коммуникативные барьеры и т.д., нужно создать новую инфосреду в социокультур-ных институтах.Таким образом, прочность адаптационного поведения молодежи становится необходимым условием его функ-ционального микроуровня в макроуровне культурно-информационных процессов современного общества.

Ключевые слова

cultural condition of society, adaptation to new information, информация, культура, молодежь, носитель, информационная культура, адаптация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сергеева Мария НиколаевнаТувинский государственный университетбиблиотекарьmashaist@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М., 2001. 230 с.
Хоцей А. Теория общества: В 3 т. Казань, 1999. Т. 1. 464 с.
Ларцев В.С. Социальные и культурные детерминанты формирования личности. М., 2002. 430 с.
Адаптация человека. Л., 1972. 266 с.
Молодежная культура проблемы и перспективы развития // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Горький, 1990. 68 с.
Коган В.З. Информационное взаимодействие. Томск, 1980. 195 с.
Коряковцева Н.А. Хрестоматия по информационной культуре. М., 2007. 140 с.
Джерелиевская И.К. Человек в социокультурной реальности. М., 2005. 320 с.
Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. 176 с.
Барлыбаев Х.А. Человек, глобализация, устойчивое развитие. М., 2007. 320 с.
Коган В.З. Информационное взаимодействие. Томск, 1980. 195 с.
Розин В. Семантические исследования. М., 2001. 247 с.
Коряковцева Н.А. Хрестоматия по информационной культуре. М., 2007. 140 с.
Цивилизация, культура, личность / Под ред. В.Ж. Келле. М., 1999. 224 с.
Кассирер Э. Опыт о человеке. М., 1998. 779 с.
 К вопросу о изучение адаптации молодежи в условиях информационной культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

К вопросу о изучение адаптации молодежи в условиях информационной культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия