Политика администрации Д. Эйзенхауэра в связи с подготовкой и подписанием договорао создании Евратома (1955-1957 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Политика администрации Д. Эйзенхауэра в связи с подготовкой и подписанием договорао создании Евратома (1955-1957 гг.)

В период президентства Д. Эйзенхауэра к традиционным мотивам американской поддержки европейской интеграции добавилась борьба за нераспространение ядерного оружия, что обусловило особую заинтересованность американских политиков в создании Евратома. В силу лидирующих позиций США в области ядерных технологий американская поддержка сыграла немаловажную роль в подписании Римских договоров о создании ЕЭС и Евратома.

D. Eisenhower's Administration Policy and drafting and signing of the EURATOM Treaty (1955-1957).pdf Одной из задач европейской политики администра-ции Д. Эйзенхауэра являлось сдерживание развития национальных ядерных программ западноевропейских стран - членов НАТО. Предоставленные странам аль-янса ядерные гарантии США и сотрудничество в об-ласти мирного использования атомной энергии должны были предотвратить появление в странах Западной Ев-ропы собственного ядерного оружия. Создание надеж-ного режима нераспространения ядерного оружия было невозможным без сотрудничества с Советским Союзом и Великобританией. В декабре 1953 г., выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, президент Д. Эйзенхауэр предложил правительствам ядерных дер-жав «начать и продолжать делать совместные вклады из своих нормальных запасов урана и расщепляемых мате-риалов, которые шли бы в распоряжение Международ-ного органа по атомной энергии. Данный орган должен был находиться под эгидой ООН и отвечать за поступ-ление, хранение и сбережение представляемых расщеп-ляемых и других материалов, предназначаемых для ис-пользования в мирных целях» [1]. В январе 1954 г. Пра-вительство США обратилось к Правительству СССР с памятной запиской, в которой предлагалось начать пере-говоры о создании международного агентства.Программа «Атом ради мира» открывала путь к со-трудничеству в области мирного использования атомной энергии путем передачи ядерных материалов и техноло-гий заинтересованным государствам. Для реализации программы в ядерное законодательство США были вне-сены соответствующие изменения. Закон об атомной энергии 1954 г. приветствовал заключение двусторонних соглашений США с заинтересованными государствами. Двусторонние соглашения, заключенные с другими стра-нами, содержали в себе положения об обязанностях дру-гих стран использовать получаемую информацию, мате-риалы и оборудование только в мирных целях. Сотрудни-чество США и стран Западной Европы в области мирного использования атомной энергии отвечало и таким задачам политики США, как уменьшение зависимости западноев-ропейских государств от поставок нефти с Ближнего Вос-тока, укрепление Атлантического альянса и обеспечение материальной выгоды от поставок реакторов американ-ского типа в Европу. После создания в 1957 г. Междуна-родного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) пря-мой американский контроль над использованием пере-данных материалов и технологий был заменен междуна-родным контролем.В 1950-е гг. идеи сотрудничества в области мирного использования атомной энергии широко обсуждались в странах Западной Европы, в том числе сторонниками создания единой Европы. Несмотря на провал Евро-пейского оборонительного сообщества (ЕОС), уже в декабре 1954 г. ассамблея ЕОУС предложила распро-странить свой контроль на другие секторы экономики, такие как транспорт, газовая промышленность, элек-троэнергетика и атомная энергетика. По мнению идео-лога европейской интеграции Ж. Монне, именно со-трудничество в области атомной энергетики могло способствовать дальнейшему развитию европейской интеграции в силу отсутствия серьезных противоречий между странами «шестерки» в данной относительно молодой отрасли экономики и важного экономического значения атомной энергии для сокращения зависимо-сти стран Западной Европы от импорта нефти. Ж. Монне также полагал, хотя и не выражал своих взглядов открыто, что интеграция в сфере ядерной энергии сможет предотвратить развитие национальных ядерных программ двух традиционно враждебных ев-ропейских государств - Франции и Германии.Идеи Ж. Монне получили поддержку министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака. Бельгийский министр, в свою очередь, обратился к своим коллегам в Голландии и Люксембурге. Министр иностранных дел Нидерландов Й. У. Бейен выступил против сектораль-ной интеграции и предложил более широкий проект создания таможенного союза стран «шестерки» как первого шага на пути к построению Европейского эко-номического союза. Оба подхода, тем не менее, были включены в соответствующий меморандум стран Бе-нилюкса от 18 мая 1955 г. [2. С. 114-115].Среди стран ЕОУС наибольший интерес к созда-нию сообщества по атомной энергии проявляла Фран-ция. Во-первых, создание такого сообщества должно было сдержать появление ядерной программы ФРГ. Согласно заключенным в конце 1954 г. Парижским соглашениям о перевооружении Германии вступление ФРГ в Западноевропейский союз (ЗЕС) и НАТО сопро-вождалось обязательствами с ее стороны не произво-дить на своей территории ядерное, химическое и бак-териологическое оружие. Контрольные функции пере-давались созданному в рамках ЗЕС специальному ор-гану по контролю над вооружениями [3]. Однако дан-ные соглашения никак не регламентировали использо-вание атомной энергии в мирных целях и не давали гарантий того, что полученные результаты потом не будут применены для производства оружия. Париж-ские соглашения не исключали возможности америка-но-западногерманского сотрудничества в ядерной сфе-ре, при котором ФРГ могла опередить Францию в раз-витии своей атомной промышленности.Во-вторых, Франция не располагала необходимыми материальными и техническими возможностями для94развития ядерной энергетики: достаточными запасами ядерного топлива и заводом по отделению изотопов урана. Таким образом, французская ядерная программа могла реализоваться лишь при объединении усилий европейских государств, включая Великобританию. В случае создания странами «шестерки» атомного сооб-щества Франция могла рассчитывать на поставки недо-рогого урана из бельгийского Конго и совместное фи-нансирование строительства завода по обогащению урана. В-третьих, атомная интеграция, по мнению французских политиков, должна была закрепить пре-восходство Франции внутри «шестерки» в области атомной энергетики [2. С. 116-118].В свою очередь правительство ФРГ больше тяготе-ло к созданию таможенного союза, не отвергая в прин-ципе интеграцию в сфере атомной энергии. На конфе-ренции в Мессине 1-2 июня 1955 г. были обсуждены как секторальный подход к развитию европейской ин-теграции, так и предложения о создании Общего рын-ка. Итоговое коммюнике конференции призывало к продолжению европейской интеграции в сфере транс-порта, энергетики, коммуникаций, торговли и атомной энергии. Подготовка проектов соответствующих дого-воров была поручена специальному межминистерско-му комитету во главе с П.-А. Спааком. Переговоры между участниками комитета проходили в Брюсселе. Довольно быстро на повестке дня осталось всего два вопроса, обсуждением которых занимались отдельные подгруппы: о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома.Администрация США поддерживала развитие инте-грационных процессов в Западной Европе, способст-вующих укреплению западного блока и тесным связям ФРГ с Западом. Учреждение Евратома рассматрива-лось и как одно из средств создания надежного режима нераспространения ядерного оружия в плане сдержи-вания национальных ядерных программ Франции и ФРГ. В преддверии проведения конференции в Месси-не Госдепартамент США направил телеграммы амери-канским миссиям в Западной Европе, в которых под-черкивалось, что «Госдепартамент с интересом и сим-патией наблюдает за европейскими инициативами по развитию европейской интеграции на основе ЕОУС. Именно наднациональный характер ЕОУС отличает его от других форм сотрудничества и прокладывает дорогу к созданию по-настоящему политически и экономиче-ски интегрированной организации стран-членов, осо-бенно Франции и Германии, от которой зависит благо-состояние, сила и безопасность Атлантического сооб-щества» [4. С. 290].Первый анализ европейских инициатив по созда-нию атомного сообщества был проведен представите-лем США в Европейском сообществе угля и стали Р. Эйзенбергом. В своем письме в Госдепартамент от 30 июня 1955 г. он отмечал, что план создания Общего рынка выглядит «слишком туманным». Р. Эйзенберг подчеркивал, что поскольку данный проект предпола-гает свободное движение труда, гармонизацию кредит-ной и социальной политики стран-участников, он по-требует долгих обсуждений. Американский представи-тель в ЕОУС отдавал предпочтение секторальной инте-грации в ядерной промышленности. Р. Эйзенберг раз-делял мнение европейских экспертов, что отсутствие раз-ногласий между странами ЕОУС по вопросу интеграции в области ядерной энергетики и широкая общественная поддержка использованию атомной энергии в мирных целях будут способствовать успеху секторальной инте-грации [4. С. 301-303]. Таким образом, в данный период американские политики дальнейшее развитие европей-ской интеграции связывали именно с Евратомом.По мнению того же Р. Эйзенберга, Соединенные Штаты могли оказать решающую помощь западноев-ропейским странам в создании Евратома в силу своих лидирующих позиций в области ядерных технологий. В период Брюссельских переговоров о создании ЕЭС и Евратома председатель Верховного органа Европей-ского сообщества угля и стали Р. Майер, а также главы правительств отдельных государств, входящих в ЕОУС, обращались к администрации США с просьба-ми о техническом содействии созданию сообщества по атомной энергии. В то же время, учитывая негативный опыт провала планов создания Европейского оборони-тельного сообщества, администрация Д. Эйзенхауэра проводила осторожную политику, чтобы своей откры-той поддержкой Евратома не вызвать подозрений в Европе о новом американском давлении. Консультации американских дипломатов с Ж. Монне, П.-А. Спааком, Р. Майером и другими европейскими политиками о возможных американских шагах в поддержку Евратома проводились в закрытом режиме. С этой же целью внимание американской прессы было обращено не на поддержку Евратома, а на реализацию программы «Атом ради мира» [5. С. 388].Причины такого осторожного подхода были про-диктованы не только опасениями роста антиамерикан-ских настроений в Европе, но и разногласиями внутри администрации США. В отличие от Госдепартамента, выступавшего в поддержку европейской интеграции, Комиссия по атомной энергии (КАЭ) отдавала пред-почтение сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях на основе заключения двусторонних договоров в соответствии с президент-ской программой «Атом ради мира». В своей критике в адрес политики Госдепартамента руководство КАЭ указывало на ограничения атомного законодательства США и опасность распространения ядерных техноло-гий без соответствующих гарантий. В развитии двусто-ронних отношений также были заинтересованы про-мышленные круги США, рассчитывавшие на поставку американских реакторов в Европу.1 июля 1955 г. заместитель госсекретаря по евро-пейским делам Л. Мёрчант представил госсекретарю Дж. Ф. Даллесу меморандум, в котором он, как и Р. Эйзенберг, выразил позитивное отношение к планам создания Европейского сообщества по атомной энер-гии и предложил отнестись к новому сообществу также как к Европейскому объединению угля и стали. Л. Мерчант полагал, что США должны поддержать создание Евратома с целью «продвижения европейской интеграции, гарантий надежного включения ФРГ в за-падный блок и более эффективного использования энергетических ресурсов Западной Европы». В своем меморандуме он предложил Госдепартаменту обсудить американские действия в отношении Евратома с Ко-95миссией по атомной энергии [4. С. 305]. Речь шла о пересмотре уже заключенных и откладывании подпи-сания новых двусторонних соглашений по сотрудниче-ству в области мирного использования атомной энер-гии до достижения конкретных результатов на перего-ворах в Брюсселе. Меморандум Л. Мёрчанта, однако, вызвал возражения специального помощника госсекре-таря по вопросам атомной энергии Г. Смита. Г. Смит считал преждевременным постановку вопроса об изме-нении политики США «в отношении заключения важ-ных для национальной безопасности Соединенных Штатов двусторонних договоров до тех пор, пока план создания Евратома не превратится в реальность» [4. С. 306-307]. Подобного мнения придерживалась и Ко-миссия по атомной энергии.Пока официальная политика в отношении Евратома находилась в стадии формирования, Госдепартамент США в своих практических действиях руководствовался соображениями о том, что следует выразить сдержан-ную американскую поддержку в адрес европейской ин-теграции и осторожно балансировать между заключени-ем двусторонних договоров и поддержкой создания Ев-ропейского сообщества по атомной энергии. Представи-тели Госдепартамента признавали, что «в силу превос-ходства США в ядерной сфере американское отношение к предложениям о создании ядерного сообщества и пер-спективы американского сотрудничества с ним могут оказать основное влияние на европейские решения» [4. С. 323]. США могли остановить начавшуюся интегра-цию в области атомной энергии, заключив двусторонние соглашения с Францией или ФРГ, которые существенно снизили бы заинтересованность данных стран в созда-нии Евратома. Напротив, обещание сотрудничать с Ев-ратомом и адаптировать уже заключенные двусторонние соглашения к интересам сообщества могли существенно усилить его шансы на успех.Для поддержки Евратома в первую очередь следо-вало пересмотреть американо-бельгийское соглашение 1955 г., по которому большая доля добываемого в бельгийском Конго урана до 1960 г. должна была экс-портироваться в США. Американо-бельгийское согла-шение, таким образом, являлось существенной поме-хой на пути объединения ядерных ресурсов стран-участниц Евратома. Другой серьезной проблемой, ко-торую следовало решить, был вопрос о том, имеет ли Бельгия право делиться полученной из США секретной информацией в области ядерных технологий с другими участниками сообщества. Американо-бельгийское со-глашение становилось важной картой в руках амери-канских политиков. Со своей стороны бельгийский министр иностранных дел П.-А. Спаак указывал, что готовность к пересмотру американо-бельгийского со-глашения предоставляет Бельгии уникальный шанс внести решающий вклад в развитие европейской инте-грации [2. С. 121].В целях содействия развитию европейской интегра-ции в Госдепартаменте США считали целесообразным более четко выразить отношение Соединенных Штатов к Евратому и на некоторое время отложить заключение новых двусторонних договоров с европейскими стра-нами. Для Госдепартамента США проблема заключе-ния двусторонних соглашений была не только пробле-мой времени, но и проблемой балансирования между интересами Франции и ФРГ. Промышленные круги обоих стран выражали большую заинтересованность в установлении прямого сотрудничества с США в облас-ти ядерной энергии путем заключения двусторонних договоров, нежели сотрудничеству в рамках Евратома. Особенно сильными данные настроения были в Запад-ной Германии в силу сдерживающих условий Париж-ских соглашений 1954 г. и отсутствия на территории ФРГ собственных месторождений урана. Соединенные Штаты неоднократно заверяли правительство ФРГ в своей готовности начать переговоры о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, однако заключение договора с Западной Германией могло вызвать недовольство Франции.В Западной Германии существовала довольно силь-ная оппозиция созданию Европейского сообщества по атомной энергии. Если канцлер ФРГ К. Аденауэр и министерство иностранных дел ФРГ выступали в под-держку европейской интеграции, то министр атомной энергии Ф.-Й. Штраус, министерство экономики и представители деловых кругов считали, что для ФРГ более выгодным является заключение двустороннего соглашения с США или Великобританией [4. С. 332]. Позиции противников создания Евратома к тому же подкреплялись мнением Комиссии по атомной энергии США и интересами американских производителей ре-акторов. На сложную ситуацию в ФРГ указывал посол США в Западной Германии Дж. Конант. Он подчерки-вал, что «немцы очень чувствительны к любой дискри-минации в ядерной сфере», и поэтому США не должны вступать в переговоры о ядерном сотрудничестве с Францией прежде, чем начнутся переговоры с Западной Германией [4. С. 414]. Для выхода из создавшейся ситуа-ции в Госдепартаменте считали целесообразным в част-ном порядке дать понять западногерманскому руково-дству, что как только европейцы создадут общие инсти-туты, правительство США будет добиваться поддержки конгресса для установления сотрудничества с Европей-ским сообществом по атомной энергии, включая экспорт расщепляемых материалов в Европу [4. С. 335, 337]. По мнению американских политиков, данный аргумент мог стать сильным оружием в руках К. Аденауэра для борьбы с оппозицией созданию Евратома.Осенью 1955 г. подгруппа по Евратому под руково-дством французского промышленника Л. Армана под-готовила предварительный отчет. В нем говорилось о большом значении атомной энергии в решении энерге-тической проблемы Западной Европы и сокращении импорта сырья. «Проект Армана» предусматривал соз-дание общего фонда по финансированию исследований шести стран, единого рынка атомного сырья и обору-дования, а также строительство совместных научно-исследовательских центров, атомных предприятий, установление контроля сообщества над экспортом и распределением расщепляемых материалов. Структура учреждений Евратома должна была строиться по об-разцу ЕОУС. Связи участников сообщества по атом-ным вопросам с третьими странами согласно проекту должны были осуществляться только через посредство Евратома» [6. С. 25]. В отчете не говорилось о том, что страны, входящие в сообщество, не будут производить96ядерное оружие. Однако именно наднациональный контроль над ядерным топливом наряду с контрольны-ми механизмами ЗЕС должен был стать надежным ме-ханизмом сдерживания ядерных устремлений ФРГ.В ходе подготовки отчета проявились серьезные раз-ногласия между странами «шестерки» по основным во-просам создания Евратома: компетенции будущей орга-низации, состава ее участников, отношений с третьими странами, использования атомной энергии для военных нужд, выбора места строительства завода по разделению изотопов урана. Особенно острая борьба развернулась по вопросу о монополии будущего сообщества на атом-ное сырье, против которой выступали промышленные концерны ФРГ [6. С. 26]. П.-А. Спаак старался убедить своих германских коллег в том, что создание Евратома невозможно без сотрудничества с США, т.к. развитие атомной энергетики Западной Европы на ее начальном этапе находилось в сильной зависимости от американ-ских поставок обогащенного урана. В свою очередь, подчеркивал П.-А. Спаак, Соединенные Штаты хотели иметь твердые гарантии того, что экспортируемые ядер-ные материалы не будут использоваться европейцами для производства ядерного оружия. Такими гарантиями, по мнению П.-А. Спаака, могло стать только установле-ние контроля сообщества над всеми расщепляемыми материалами [2. С. 128-129].Проект Евратома обсуждался и в созданном осенью 1955 г. под руководством Ж. Монне Комитете борьбы за Соединенные Штаты Европы. На своей первой сес-сии в январе 1956 г. Комитет принял резолюцию, в ко-торой основными принципами Евратома провозглаша-лись наличие наднациональных институтов, исключи-тельно мирный характер сообщества, создание единой топливной системы и связь между созданием Евратома и Общего рынка [7. С. 515-517]. В отличие от «отчета Армана» «план Монне» предполагал усиление надна-ционального характера сообщества и включал пункт об отказе Евратома от использования атомной энергии в военных целях, что в большей степени отвечало амери-канским интересам по созданию режима нераспростра-нения ядерного оружия.Формирование американской политики в отноше-нии Евратома тормозилось как медленным обсуждени-ем проекта европейскими Государствами, так и отсут-ствием согласия между Госдепартаментом и Комисси-ей по атомной энергии по ряду ключевых вопросов. Госдепартамент США исходил из необходимости аме-риканской поддержки европейской интеграции, но так и не определился со своим отношением к двусторон-ним договорам. Не до конца ясным оставался и вопрос, какой форме европейской интеграции американские политики отдают большее предпочтение: широкому межправительственному сотрудничеству в рамках Ор-ганизации Европейского экономического сотрудниче-ства (ОЕЭС) или созданию «малой Европы» шести. Ускорению внутриправительственных дебатов по во-просу об американской политике в отношении Еврато-ма способствовало выступление Д. Эйзенхауэра на за-седании Совета национальной безопасности (СНБ) 21 ноября 1955 г., на котором американский президент особо подчеркнул заинтересованность США в по-строении единой Европы, после чего СоединенныеШтаты смогут позволить себе «находиться за спиной и расслабиться» [4. С. 348].В свете выступления президента госсекретарь Дж.Ф. Даллес поставил вопрос о необходимости выра-ботки Госдепартаментом совместно с Комиссией по атомной энергии более четкой американской позиции в отношении Евратома [4. С. 350]. По мнению предста-вителей Госдепартамента, на данной стадии Брюссель-ских переговоров США могли помочь созданию Евра-тома выдвижением конкретных предложений о со-трудничестве, включая поставку в Европу обогащенно-го урана и учебных реакторов, научные обмены, пре-доставление рассекреченных знаний и технологий, кроме технологии отделения изотопов урана [4. С. 355-360]. Участникам переговоров также следовало дать понять, что сообществу будет предоставлено больше поддержки, чем отдельным государствам. В свою оче-редь, специальный помощник госсекретаря по вопро-сам ядерной энергии Г. Смит считал, что американская поддержка Евратома должна согласовываться с поли-тикой по созданию Международного агентства по атомной энергии. Г. Смит полагал, что Евратом может стать полезным дополнением МАГАТЭ в осуществле-нии контрольных функций по мирному использованию атомной энергии на региональной основе [4. С. 360-361], а согласованные странами «шестерки» обязатель-ства в области контроля над ядерными материалами и технологиями облегчат принятие соответствующих положений устава МАГАТЭ.В начале 1956 г. президент Д. Эйзенхауэр поручил Госдепартаменту и Комиссии по атомной энергии про-вести совместное исследование действий, которые мо-гут быть предприняты в области атомной энергии. В январе 1956 г. представители Госдепартамента и КАЭ провели первое совместное заседание. В начале заседа-ния Дж.Ф. Даллес перечислил мотивы американской поддержки европейской интеграции, включающие «сдерживание» СССР, улучшение отношений между Францией и ФРГ и уменьшение американских расхо-дов на оборону Западной Европы. В качестве позитив-ных последствий создания Евратома госсекретарь так-же отметил устранение опасного франко-германского соперничества в области атомной энергетики. Дж.Ф. Даллес подчеркнул, что Комиссия должна при-нять во внимание изложенные политические сообра-жения и рассмотреть вопрос о помощи Евратому исхо-дя из требований времени, а не ограничений ядерного законодательства США, в которое в случае необходи-мости могут быть внесены соответствующие измене-ния. В ответ на критику председателя Комиссии по атомной энергии Л. Страуса в связи с откладыванием заключения новых двусторонних договоров в области мирного использования атомной энергии госсекретарь обрисовал три подхода в области нераспространения ядерного оружия: создание МАГАТЭ, заключение дву-сторонних договоров и поддержка Евратома - и под-черкнул, что они должны развиваться параллельно.Госсекретарь также поднял проблему контроля над ядерными материалами. Он полагал, что сообщество будет обладать большими контрольными функциями, чем отдельные государства. При обсуждении конкрет-ных мер сотрудничества США с Евратомом Л. Страус97затронул вопрос о целесообразности американской по-мощи европейцам в строительстве завода по отделению изотопов урана. Против этого в категорической форме выступала Комиссия по атомной энергии, т.к. техноло-гия отделения изотопов урана была слишком тесно связана с военным производством. По мнению КАЭ, вместо оказания помощи европейцам в строительстве завода администрация США могла предложить стра-нам Западной Европы поставки обогащенного урана. Такие поставки к тому же отвечали экономическим интересам Соединенных Штатов, которые располагали огромными производственными мощностями по обо-гащению урана, превосходившими американские воен-ные нужды.Помощник госсекретаря по планированию полити-ки Р. Боуи выразил общее мнение Госдепартамента, что, хотя европейская интеграция является делом са-мих европейцев, США должны располагать заранее подготовленными инициативами по сотрудничеству с Евратомом, которые в нужный момент можно будет представить [4. С. 390-399]. Комиссии было поручено как можно скорее разработать технические детали и подготовить соответствующий отчет. Поскольку гос-департамент США и лично президент Д. Эйзенхауэр придавали большое значение Евратому как ключевому проекту в продвижении европейской интеграции, в разработке американской политики в отношении Евра-тома роль КАЭ была ограничена технической и ин-формационной помощью [5. С. 400]. 22 февраля 1956 г. президент Д. Эйзенхауэр объявил, что США готовы экспортировать заинтересованным государствам до 20 тонн урана-235 [4. С. 421].11-12 февраля 1956 г. конференция министров ино-странных дел стран ЕОУС в Брюсселе обсудила резуль-таты работы «комитета Спаака» и его подгрупп. Отчет предусматривал создание общей топливной системы, необходимой для эффективного контроля над атомной промышленностью стран - членов сообщества. Другими принципами Евратома должны были стать монополия Евратома на поставки и распределение топлива, равный доступ к топливу для потребителей, обязанность хране-ния неиспользуемых ядерных материалов. Создание Евратома включало свободный обмен информацией, совместные исследовательские проекты, строительство совместных ядерных объектов. В то же время в отчете допускались некоторые исключения из централизован-ной системы Евратома, например поставки производи-мого вне пределов сообщества сырья конкретным по-требителям в соответствии с ранее заключенными со-глашениями, а также возможность заключения странами «шестерки» договоров о прямых поставках в случае де-фицита или высоких цен на сырье. Подобные исключе-ния позволяли Франции продолжить развитие своей на-циональной ядерной программы.Положения о контрольных функциях Евратома бы-ли сформулированы достаточно расплывчато. В отчете говорилось, что ядерные материалы не должны исполь-зоваться кроме тех целей, для которых они предназна-чены. Поскольку положение том, что атомная энергия не должна использоваться в военных целях, не было включено в отчет, П.-А. Спаак предложил странам «шестерки» объявить на несколько лет мораторий напроизводство стратегического и тактического ядерного оружия. После истечения срока действия моратория страны «шестерки» могли восстановить свое право на разработку ядерного оружия при согласии не менее двух членов сообщества [2. С. 171-173].Предложение П.-А. Спаака, существенно ограничи-вавшее самостоятельность стран ЕОУС в развитии своих ядерных программ, не отвечало интересам Франции. Во время визита в Вашингтон председателя Верховного органа ЕОУС Р. Майера, состоявшегося незадолго до открытия Брюссельской конференции, французский политик подтвердил, что Франция не от-кажется от своих усилий по созданию ядерного оружия [4. С. 406]. О французских планах сообщал и посол США во Франции Д. Диллон. Американский посол отмечал, что включение в текст договора о создании Евратома пункта об отказе стран «шестерки» от созда-ния ядерного оружия является совершенно неприемле-мым для Франции. Д. Диллон предупреждал, что такая редакция договора вызовет продолжительные дискус-сии во французском Национальном собрании и может сорвать весь проект, что будет означать и конец Обще-го рынка [4. С. 401-402].В апреле 1956 г. Комиссия по атомной энергии США представила свой отчет «Действия в сфере ядер-ной энергии для поощрения интеграции сообщества «шести», составленный в позитивном ключе по отно-шению к Евратому. В отчете говорилось, что двусто-ронние переговоры будут продолжены с заинтересо-ванными европейскими государствами, но при усло-вии, что заключение договоров будет способствовать развитию европейской интеграции. При этом каждая страна будет поставлена в известность, что сообщество получит от США больше ресурсов и информации, не-жели отдельные страны. Комиссия пришла к заключе-нию, что в соответствии с объявленной президентом в феврале 1956 г. программой экспорта урана-235 Со-единенные Штаты выделят сообществу половину от предназначенного на экспорт урана, а также предоста-вят другие ядерные материалы. По оценкам американ-ских экспертов, поставки значительных объемов обо-гащенного урана должны были замедлить на 5-7 лет строительство в Западной Европе собственного завода по обогащению урана. Комиссия настаивала на своем праве контроля над тем, что экспортируемый из США уран-235 не будет использоваться в военных целях [4. С. 424-429].Вопрос о контроле над расщепляемыми материала-ми обсуждался в ходе визита председателя Комиссии по атомной энергии Л. Страуса в Париж в апреле 1956 г. Во время беседы Л. Страуса с Ж. Монне фран-цузский политик отметил, что контроль над импорти-руемыми ядерными материалами должен принадле-жать Евратому, т.к. американские инспекции или ин-спекции МАГАТЭ могли привести к появлению двой-ной системы контроля. При такой системе американ-ские инспекторы или инспекторы МАГАТЭ осуществ-ляли бы контроль над импортируемым ядерным сырь-ем, а Евратом над материалами, производимыми внут-ри сообщества, что подрывало целостность и главные задачи Евратома. Ж. Монне также рекомендовал аме-риканским политикам подождать с официальным заяв-98лением о помощи Евратому, т.к. если США предоставят помощь до создания сообщества, это может быть расце-нено как оказание давления на европейцев. По мнению Ж. Моне, администрации США следовало дождаться со-ответствующего запроса от правительств стран Западной Европы [2. С. 222; 4. С. 432-433].В мае 1956 г. Соединенные Штаты посетил министр по атомной энергии ФРГ Ф.-Й. Штраус. В Госдепарта-менте США подозревали, что главная цель визита Ф.-Й. Штрауса состояла в исследовании возможностей для заключения американо-западногерманского согла-шения о ядерном сотрудничестве. В беседе с госсекре-тарем Дж. Ф. Даллесом Ф.-Й. Штраус высказал свои взгляды в отношении Евратома. Он подчеркнул, что Западная Германия поддерживает создание Евратома в тесной связи с созданием Общего рынка и что оба до-говора должны быть подписаны и ратифицированы бундестагом вместе. Ф.-Й. Штраус заявил, что прави-тельство ФРГ рассматривает Европейское сообщество по атомной энергии как часть ядерного сотрудничества стран Организации Европейского экономического со-трудничества, членом которой является обладающая ядерными технологиями Великобритания. В противном случае, по словам Ф.-Й. Штрауса, «Евратом будет со-стоять из пяти слепцов и одного слепого наполовину (т.е. Франции)».Министр по атомной энергии ФРГ отметил, что За-падная Германия не готова поддержать проект Еврато-ма в форме предложения Ж. Монне об отказе членов сообщества от разработки и производства ядерного оружия. Ф.-Й. Штраус также выразил несогласие с ус-тановлением централизованного контроля сообщества над поставками и распределением ядерных материалов, что, как подчеркнул западногерманский министр, про-тиворечит законам свободной рыночной экономики [4. С. 435-437, 440]. Визит Ф.-Й Штрауса, подтвердивший, что оппозиция созданию Евратому в ФРГ не уменьши-лась, вызвал недовольство и разочарование представи-телей Госдепартамента США. Американское посольст-во в Бонне получило инструкции обсудить итоги визи-та Ф.-Й. Штрауса с канцлером К. Аденауэром и мини-стром иностранных дел Г. фон Брентано.В конце мая 1956 г. страны «шестерки» запланиро-вали провести конференцию в Венеции для обсужде-ния отчета «комитета Спаака». Накануне конференции госсекретарь США Дж.Ф. Даллес направил меморан-дум в американское посольство в Брюсселе с изложе-нием американского отношения к Евратому. В нем го-ворилось, что США поддерживают создание Евратома, т.к. это способствует развитию европейской интегра-ции и улучшению франко-германских отношений. Ин-тегрированная организация с достаточным контролем, объединением научных и индустриальных ресурсов обеспечит более быстрое развитие атомной промыш-ленности в Европе. Соединенные Штаты готовы пре-доставить наднациональному сообществу больше ре-сурсов, чем отдельным странам. В заключении говори-лось, что в случае договоренности стран «шестерки» в Венеции США смогут начать переговоры о характере и сущности своих будущих отношений с сообществом. Госсекретарь США выражал заинтересованность в соз-дании единой топливной системы Евратома и былобеспокоен по поводу возможных исключений из мо-нополии сообщества на получение и распределение ядерного топлива, таких, например, как право стран -членов сообщества получать ядерные материалы, ми-нуя Евратом. В отношении предложенного П.-А. Спаа-ком моратория Дж.Ф. Даллес отметил, что США вы-ступают против распространения ядерного оружия, однако решение об объявлении моратория должно приниматься европейскими государствами самостоя-тельно. В меморандуме была представлена американ-ская точка зрения по поводу нежелательности одно-временного подписания договоров о создании ЕЭС и Евратома ввиду того, что во Франции сложилась неоп-ределенная ситуация в отношении создания Общего рынка [4. С. 442-444].Конференция министров иностранных дел стран «шестерки» в Венеции 29-30 мая 1956 г. приняла отчет «комитета Спаака» за основу для переговоров, направ-ленных на выработку договоров о создании Общего рынка и Евратома. Составление текстов договоров было поручено межправительственной конференции под председательством П.-А. Спаака, которая приступила к работе в июне 1956 г. 12 июля 1956 г. в американо-бельгийское соглашение были внесены поправки, кото-рые позволяли Бельгии поставлять добываемый в Конго уран Евратому и распространять полученные от амери-канцев знания в области атомной энергии среди других членов сообщества. Хотя сама Бельгии в соответствии с новыми соглашениями теряла свое привилегированное положение, П.-А. Спаак считал это малой ценой за успех европейской интеграции [4. С. 445; 5. С. 403].В июле 1956 г. «отчет Спаака» и решения конфе-ренции в Венеции были представлены на рассмотрение французского парламента. В ходе обсуждения стало ясно, что Национальное собрание не одобрит договор о создании Евратома, если сообщество ограничит право Франции на разработку и производство ядерного ору-жия. Главе правительства социалисту Г. Молле, кото-рый в январе 1956 г. голосовал за принятие резолюции Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы, пришлось пойти на уступки, после чего парламентарии большинством голосов одобрили проект. В противном случае Евратом мог повторить судьбу ЕОС [8. С. 64].По оценкам Госдепартамента США, после конфе-ренции в Венеции для создания Евратома все еще име-лись серьезные препятствия, такие как враждебное от-ношение Западной Германии к монополии сообщества на расщепляемые материалы. Министр по атомной энергии ФРГ Ф.-Й. Штраус считал, что право собст-венности должно принадлежать частным предприятиям и находиться под контролем государства и общим на-блюдением Евратома. Второй проблемой было условие об одновременном создании ЕЭС и Евратома, что рас-ценивалось американскими политиками как «стремле-ние ФРГ купить Общий рынок ценой Евратома» [4. С. 453-454, 456-460, 466, 478]. США не хотели вмеши-ваться в ход Брюссельских переговоров, но по дипло-матическим каналам старались оказать влияние на по-зицию Западной Германии. В сентябре 1956 г. Дж.Ф. Даллес через американского посла в ФРГ Дж. Конанта информировал канцлера К. Аденауэра, что США не могут экспортировать расщепляемые ма-99териалы за границу, пока Евратом не будет в состоянии ими владеть. В свою очередь Дж. Конант рекомендовал Госдепартаменту ввиду деликатной ситуации в Герма-нии приостановить запланированные переговоры о ядерном сотрудничестве с Францией и Италией. Замес-титель госсекретаря по политическим вопросам Р. Мэрфи во время своего визита в ФРГ 4 октября 1956 г. также обсудил вопрос о контроле Евратома над расщепляемыми материалами с К. Аденауэром и В. Хальштейном [4. С. 467-468, 473].Парижская встреча министров иностранных дел

Ключевые слова

politics, nuclear weapon, D. Eisenhower, политика, ядерное оружие, Д. Эйзенхауэр

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лекаренко Оксана ГеннадьевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаolekarenko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии // Европейский союз: Прошлое, настоящее, будущее. Т. 1: Документы Европейского союза. М., 1994.
Пелипась М.Я. Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1956 гг. Томск, 2003. С. 350.
Монне Ж. Реальность и политика. М., 2001.
Polach J.G. EURATOM: Its Background, Issues and Economic Implications. N.Y., 1964.
Евратом: правовые проблемы. М., 1992.
Foreign Relations of the United States (FRUS). 1955-1957. Vol. 4: Western European Integration and Security. Wash., 1986.
Helmreich J.E. The United States and the Formation of EURATOM // Diplomatic History. 1991. № 3.
Skogmar G. The United States and the Nuclear Dimension of European Integration. N.Y., 2004.
Документы Парижского совещания министров иностранных дел западных держав // Международная жизнь. 1955. № 1. С. 132-147.
Речь президента США Д. Эйзенхауэра на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 8 декабря 1953 г. Режим доступа: <http://www.un.org/russian/ga/iaea/eisenhower-2.htm>
 Политика администрации Д. Эйзенхауэра в связи с подготовкой и подписанием договорао создании Евратома (1955-1957 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Политика администрации Д. Эйзенхауэра в связи с подготовкой и подписанием договорао создании Евратома (1955-1957 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия