К вопросу о развитии института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в первые годыпосле революции 1917 г | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

К вопросу о развитии института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в первые годыпосле революции 1917 г

Развитие института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в первые годы после революции 1917 г. происходило несистемно. Обусловлено это, прежде всего, принятием различного рода нормативно-правовых актов уполномоченными органами нового политического режима, приуроченных к определенным событиям, вместо следования определенной социально-политической программе по стимулированию к правопослушному поведению лиц, отбывающих наказание.

On parole institution development in the first years after 1917 revolution.pdf После революции 1917 г. формирование уголовно-го законодательства было обусловлено борьбой совет-ского государства против свергнутых классов с целью удержания в своих руках власти. Данное обстоятельство затронуло и развитие такого института уголовного права, как условно-досрочное освобождение от отбы-вания наказания.В первые годы советской власти этот институт за-креплялся в разрозненных нормативно-правовых ак-тах. В связи с практически полным отказом нового государства от законодательства царской России не был определен тот круг вопросов, который бы регла-ментировал основные понятии и положения условно-досрочного освобождения. В таких условиях упомя-нутый институт уголовного права не мог образовать-ся сразу, поскольку для этого необходимо было опре-деленное время.Об условно-досрочном освобождении впервые упо-минается в Декрете ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде». В ст. 32 указанного декрета говорилось, что «всем лицам, осужденным по приговорам народного суда, предоставляется право просить местный народ-ный суд по месту жительства просителя об условном или досрочном освобождении...» [1. С. 15-16]. Из при-веденного положения видно, что пока еще отсутствует разграничение между такими институтами уголовного права, как «условное осуждение» и «досрочное осво-бождение». О них говорится только в самых общих чертах. Нетрудно заметить, что здесь еще отсутству-ют критерии условного и досрочного освобождения, не названа категория лиц, к которым оно может быть применено.Последующим шагом советского законодателя было принятие Положения «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. В своей речи на заседании ВЦИК, посвященном обсуждению проекта данного По-ложения, Д.И. Курский сказал: «По Декрету № 2 суды могли руководствоваться законами свергнутых прави-тельств, поскольку эти законы не противоречат социа-листическому правосознанию. Теперь необходимо дать народным судам следующее указание: вы должны руководствоваться декретами Рабоче-крестьянского правительства и вашим социалистическим правосоз-нанием».В примечании к ст. 22 рассматриваемого Положе-ния запрещалось в приговорах и решениях делать ссылки на законы свергнутых правительств, что позво-ляет сделать вывод о полном отказе Советского госу-дарства от применения старого законодательства и на-чале развития только советского права. В ст. 79 этогоже документа указывалось, что «народному суду пре-доставляется право досрочного освобождения и по-милования [1. C. 18].Большое значение в развитии уголовного законода-тельства приобрело принятие 12 декабря 1919 г. Ру-ководящих начал по уголовному праву РСФСР, по-скольку в них были обобщены многие уголовно-правовые нормы, принятые советским законодателем после Октябрьской революции. Однако в них ничего не было сказано об условно-досрочном освобождении. Тем не менее, как представляется, для нашего исследо-вания важно обратить внимание на те цели, которые должны быть достигнуты с помощью применения на-казания [2. C. 248].Так, в ст. 8 указывалось, что «задача наказания -охрана общественного порядка от совершившего пре-ступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц». Как видно, в упомянутой ста-тье говорится об общем и специальном предупрежде-нии преступлений, по ничего не сказано об исправ-лении или перевоспитании осужденных.По данному поводу Г.В. Швеков заметил, что Ру-ководящие начала по уголовному праву РСФСР не ставили перед наказанием задачу исправления пре-ступника, т.к. считали, что ставить такую задачу бес-полезно, ибо она не может быть разрешена. Эта оши-бочная концепция основывалась на теоретическом положении, указанном в ст. 10. В соответствии с этой статьей при выборе наказания следовало иметь в ви-ду, что преступление в классовом обществе вызывает-ся укладом общественных отношений, в котором жи-вет преступник.Таким образом, считалось, что причиной преступ-ления является не лицо, его совершившее, а те обще-ственные отношения, которые были обусловлены свергнутым строем. Следовательно, основная задача состояла в уничтожении классового общества, вслед-ствие чего исчезла бы и преступность.21 марта 1921 г. принимается Декрет СНК «О ли-шении свободы». В нем говорилось, что условно-досрочное освобождение выражается либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении прину-дительных работ без содержания под стражей на весь остающийся срок его или часть его [1 С. 15-16]. Здесь уже законодатель показывает, что представляет собой рассматриваемое освобождение. Затем упоминается о том, что ходатайство о досрочном освобождении может быть возбуждено самим лишенным свободы, его близ-кими, организациями, учреждениями и должностными133лицами, но не ранее отбытия заключенным половины срока наказания.Таким образом и в этом документе указанный срок не зависит от тяжести преступления и опасности лица, его совершившего. Но в отличие от инструкции «О дос-рочном освобождении» 1918 г. губернские распреде-лительные комиссии наделялись правом представления к досрочному освобождению раньше, чем будет отбыта половина срока наказания. Еще одним новшеством яв-лялось указание, касающееся испытательного срока. Если досрочно освобожденный совершал в течение не-отбытого срока наказания не любое преступное деяние, как отмечалось в вышерассмотренной инструкции 1918 г., а такого же рода преступление, то он немедлен-но лишался свободы [2. C. 249].Таким образом, в первые годы Советской власти нор-мы уголовного права, регламентирующие условно-досрочное освобождение, принимались хаотично, без соблюдения какой-либо системы. Это обстоятельство было естественным, т.к. в рассматриваемый нами пери-од создавалось социалистическое общество, которое строилось на основе новых принципов построения вла-сти и государства.Необходимо также учитывать, что новые нормы соз-давались в неспокойное, напряженное для Советского государства время, где первостепенной задачей было удержать власть в своих руках и противостоять контрре-волюционным силам. К тому же, принципиально отка-завшись от старого законодательства, вновь создаваемое уголовное право лишилось преемственности, а значит, стабильности и единообразного применения правоохра-нительными органами.Тем не менее институт условно-досрочного осво-бождения начинал складываться уже с первых месяцев существования Советской власти. Он был тем средст-вом, с помощью которого», как полагало новое прави-тельство, можно вернуть преступников к честной, тру-довой жизни в условиях зарождающегося бесклассово-го общества. Данный институт, являясь поощритель-ной мерой, должен был симулировать правомерное поведение осужденных. Поэтому условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных независимо от тяжести совершенного ими преступного деяния, их количества, а также характеризующих дан-ных самих осужденных.В конечном итоге, несмотря на отсутствие кодифи-цированного уголовного права, в целом уже до приня-тия УК РСФСР 1922 г. был очерчен тот круг вопросов, который определил основные положения условно-досрочного освобождения и стал основой для его дальнейшего развития.Постановлением ЦИК СССР от 31 октября 1924 г. принимаются Основные начала уголовного законода-тельства СССР и союзных республик. В этом законе уже полностью отсутствует понятие «наказание». Вме-сто него употребляется термин «мера социальной защиты». В соответствии со ст. 4 эти меры применя-ются как для предупреждения преступления, так и с целью исправительно-трудового воздействия на осуж-денных [1. С. 17].Согласно ст. 56 УК РСФСР 1926 г. условно-досрочное освобождение применялось, как и раньше, клицам, обнаруживающим тенденцию к исправлению, но теперь оно одновременно заключилось и в освобож-дении от дальнейшего отбывания мер социальной за-щиты и вместе с тем ее более мягкой мерой. При этом ни В УК РСФСР 1926 г., ни в Основных началах уголов-ного законодательства 1924 г. не был указан мини-мальный срок, по истечении которого возможно дос-рочное освобождение.Данное обстоятельство было изменено постановле-нием ЦИК и СНК СССР от 13 июля 1927 г. [1. С. 17] в связи с изложением в ст. 38 Основных начал уголовного зако-нодательства 1924 г. в новой редакции. В соответствии с ней условно-досрочное освобождение допускалось по отбытии осужденным не менее одной трети срока определенной судом меры социальной защиты. При-чем в примечании к данной статье указывалось, что союзные республики своим законодательством имеют право повышать этот срок.Вместе с тем в нарушение принципа законности приказом НКВД от 15 июня 1939 г. «Об отмене прак-тики зачета рабочих дней и условно-досрочного осво-бождения» в целях максимального использования ра-бочей силы на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заклю-ченных, в том числе вставших на путь исправления. Отмена условно-досрочного освобождения, которое являлось важным средством воспитательного воздей-ствия на осужденных, стимулированно их стремление к исправлению, фактически означала, что государство заинтересовано держать преступника в изоляции в течение всего срока наказания независимо от появле-ния в месте лишения свободы [3. C. 18]. Такое приме-нение уголовного законодательства носило репрес-сивный характер.Данные перегибы стали устраняться только во вто-рой половине 1950-х гг. Были предприняты необходи-мые меры, способствующие восстановлению законно-сти, а также усилению воспитательного воздействия на осужденных. Одной из таких мер стало восстанов-ление института условно-досрочного освобождения [4. C. 59]. Принимается Указ Президиума Верхов-ного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет». По данному указу досрочно освобождались лица, совер-шившие преступления до 18 лет, доказавшие свое ис-правление примерным поведением и добросовестным отношением к труду и обучению в местах заключения, отбывшие не менее одной трети срока лишения сво-боды, но не менее шести месяцев. Этим же лицам мог быть сокращен срок наказания. Здесь же говорилось и о том, что отбытию всего срока наказания указанной категорией осужденных заключенных не вызывается необходимостью.Помимо этого Указом Президиума верховного Совета СССР от 34 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения» вводит-ся институт условно-досрочного освобождения. В этом указе отмечалось, что условно-досрочное освобожде-ние выражается либо в освобождении от дальнейшего отбывания меры наказания, либо в замене ее более мяг-кой мерой наказания судом по месту содержания осуж-134денного на основании представления администрации места заключения.Следующим этапом развития положений условно-досрочного освобождения стало принятие 25 декабря 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии со ст. 44 указанного закона условно-досрочное освобождение могло применяться к лицам, осужденным не только к лишению свободы, но и к исправительным работам, ссылке или направлению в дисциплинарный батальон. Основанием для условно-досрочного освобождения яв-лялось доказательство осужденным своего исправления,что подтверждалось примерным поведением и честным отношением к труду [5. C. 30].Кроме того, необходимо было отбыть не менее поло-вины срока наказания, а лицам, осужденным за особо опасные государственные преступления, а также другие тяжкие преступления, - не менее двух третей назначен-ного судом срока наказания. При этом осужденный мог быть освобожден от дополнительных наказаний в виде ссылки, высылки или лишения права занимать опреде-ленные должности или заниматься определенной дея-тельностью. Вместе с тем условно-досрочное освобож-дение не применялось к особо опасным рецидивистам.

Ключевые слова

the pardon, clearing of punishment serving, correctional facilities, an execution of the punishment, punishment, a crime, conditionally-early parole, помилование, освобождение от отбывания наказания, исправительные учреждения, исполнение наказания, наказание, преступление, условно-досрочное освобождение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попов Константин ВикторовичГорно-Алтайский государственный университетассистент кафедры уголовного, гражданского права и процесса юридического факультетаramil_ahmedshin@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Горшенин А.А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. 174 с.
Скибицкий В.В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. Киев: Наукова думка, 1987. 181 с.
Щерба Д.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 239 с.
Герцензон А.А. История советского уголовного права. М., 1948. 464 с.
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. М., 1953. 463 с.
 К вопросу о развитии института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в первые годыпосле революции 1917 г | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

К вопросу о развитии института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в первые годыпосле революции 1917 г | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия