Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке

Статья посвящена комплексу причин (в том числе их структуре), влияющих на индивидуальность движений при письме.

Classification of personal features reflected in handwriting.pdf Процесс обучения письму проходит каждый чело-век, умеющий письменно излагать мысли. В целом ме-тодика обучения является одинаковой для всех учени-ков. Но почему же тогда при равных возможностях на начальном пути почерк каждого обладает рядом осо-бенностей, позволяющих отличить рукопись одного человека от другого? Человек выступает индивидуаль-ной совокупностью всех своих качеств (и физических, и психических). Следовательно, особенности каждого проявляются в механизме приобретения навыка пись-ма. В итоге весь комплекс причин, обусловливающих отклонения от почеркового стандарта, определяющих их характер, будет своеобразен, а почерк каждого -индивидуален [1. С. 64]. Сама способность отражать психофизиологические характеристики личности, или типологичность, основана на влиянии на почерк в пер-вую очередь субъективных (внутренних) факторов, хотя стоит признать, что объективные (внешние) фак-торы тоже находят в нем отражение [2. С. 94].Степень индивидуальности почерка определяется степенью отклонения признаков почерка от типового выполнения. Причем индивидуальным является не своеобразное выполнение отдельных букв, элементов, связей, а совокупность этих отклонений [2. С. 76]. В криминалистике и судебном почерковедении исполь-зуются разные словосочетания при рассмотрении ин-дивидуальности лица (например, личностные свойства (характеристики) [3. С. 170], субъективные качества [4. С. 11]). Позиции авторов различны, хотя во многом пересекаются. Это обусловлено недостаточной разра-ботанностью понятия, структуры личности. Словосоче-тание «личностные особенности» позволяет, основыва-ясь на знаниях других наук, выделить категорию, зна-чимую прежде всего в криминалистике. Эта категория самостоятельна и не отождествляется с используемыми в психологии категориями «психические состояния» и «психические свойства», обладающие более широкими значениями. Чтобы определить перечень личностных особенностей, необходимо сначала разобрать, на каком именно уровне человеческой индивидуальности они проявляются. Как известно, при осуществлении такого двигательного акта, как письмо выделяют три уровня его организации: 1) анатомический, 2) физиологиче-ский и 3) психологический. Не умаляя значения каждо-го из выделенных уровней, отметим, что личностные особенности в полной мере проявляются на психологи-ческом (или социально-психологическом) уровне. Это становится уже ясным при обращении к понятию «лич-ность», ведь употребляя его, мы подразумеваем сово-купность характеристик, имеющих генетическую и биологическую предрасположенность, а также обу-словленных социальным опытом, обстоятельствами окружающей среды [5. С. 24]. Итак, определим более детально степень влияния каждого из уровней на фор-мирование личностных особенностей, которые, в свою очередь, находят отражение не только в поведении, но и в деятельности человека.Анатомический уровень (особенности строения опорно-двигательного аппарата)Под анатомическими особенностями при письме следует понимать строение руки (длина костных рыча-гов, подвижность суставов, степень развития мышц); особенности зрения, включая недостатки; рост; вес и пр.Письмо может реализовываться различными звень-ями руки (пальцами, кистью, предплечьем, плечевой частью) и их комбинациями [6. С. 39, 234-235]. Их ре-зультат - след этих движений - можно наблюдать на бумаге или другой поверхности и описать с помощью системы признаков почерка. Одним из показателей успешности овладения навыком письма является коор-динация движений при письме. Внешне данный уро-вень координации выражается в степени и характере взаимодействия звеньев руки, участвующих в процессе письма [6. С. 44, 120]. Уровень координации при пись-ме определяется в значительной мере не только двига-тельными возможностями, но и психомоторным опы-том. Так, согласованность движений пальцев, кисти, предплечья, плеча при письме формируется без специ-ального осознания. Большую часть координаций руки ребенок усваивает еще до специальных упражнений в школе, пользуясь ими в других видах деятельности [7]. Поэтому предпосылки своеобразий движений при письме основаны не на «подстраивании» двигательных особенностей к процессу получения навыка письма. Тем самым механизм проекции личностных особенно-стей на двигательный навык основан не на анатомиче-ских особенностях.Сформированное письмо является формой созна-тельной деятельности, в осуществлении которой при-нимают участие взаимосвязанные как психические, так и двигательные функции, реализация которых проис-ходит в системе мозговых аппаратов. Не случайно ряд проведенных еще в 40-50-х гг. XX в. и подтвержден-ных позднее нейропсихологических исследований [8, 9] показал, что при очаговых и системных поражениях мозга наблюдается большое многообразие нарушений письма. Каждый участок коры головного мозга выпол-няет собственную функцию. Еще И.П. Павлов отмечал, что повреждение или заболевание головного мозга приводит к нарушению высшего, сложнейшего поведе-ния человека, регулируемое психической деятельно-стью [10. С. 3]. Заболевание пальца, мышц пишущей руки также заставляет перестраиваться механизм сте-реотипного выполнения графических начертаний к новым условиям. В этом случае затрудненность дви-жений проявляется в некоторой расстроенности движе-136ний при письме. Например, локальное повреждение мышц, выдвигающих вперед предплечье при письме, час-то в почерке отражается через неравномерную постанов-ку букв, особенно к концу строки. Как правило, расстро-енность со временем исчезает в виду приспособления. Но даже в этом случае признаки, вызванные указанным при-способлением, находят отражение в почерке [1. С. 77].Изменения в сформированном почерке, наступаю-щие при получении физической травмы одного из ор-ганов, задействованных в процессе письма, лишний раз подтверждают, что физический уровень имеет первен-ствующее, хотя и не важнейшее значение в формиро-вании почерка отдельного человека. Поэтому полно-стью исключать влияние анатомического строения на почерк нельзя. В первую очередь, оно влияет на техни-ческие навыки письма. Но при этом однозначного про-явления в них не получает. Так, например, близору-кость требует от исполнителя большего наклона корпу-са и головы вперед; большое предплечье - большего удаления локтя от края стола и т.д. Данные особенно-сти находятся во взаимосвязи друг с другом. Причем ска-зываются данные проявления, т.е. находят отражение в почерке, только если пишущий не осознает их, не пытает-ся исправить. Не случайно у лиц с разным строение руки можно обнаружить сходство почерков [11. С. 407-409]. Только индивидуальность аппарата письма и индивиду-альность приспособительных возможностей (в совокуп-ности) обусловливают своеобразие механизма письма каждого пишущего. В отдельных случаях, при наличии следующих условий, можно выявить в почерке проявле-ние анатомических и биомеханических особенностей:а)фоновый характер для определенного человека сторо-ны письма, в которой проявляется особенность;б)выраженные особенности, отклонение от средних по-казателей или неисправимые недостатки письменно-двигательного аппарата [11. С. 409-410].Таким образом, хотя основой выполнения движений и служит анатомический уровень, все же решающую роль в определении почерковых закономерностей он не играет. Особенности телосложения сами по себе не предопределяют личностных особенностей, которые находят отражение в почерке человека. Их можно счи-тать лишь «безличными» предпосылками развития личности, которые могут привести в процессе жизне-деятельности к формированию тех или иных проявле-ний индивидуальности [12. С. 58]. Итак, сформулируем причины, вследствие которых анатомический уровень не может содержать личностных особенностей лица.1..Если заболевание или травма органов, участвую-щих в организации движений, влечет за собой наруше-ние почерка, то расстройства оказываются, как прави-ло, временными, почерк приспосабливается и происхо-дит восстановление. А даже если и факторы имеют существенное значение, то происходящие изменения стереотипа также будут индивидуальными, не одина-ковыми для всех.2.Факты, когда люди утрачивают возможность пи-сать рукой и после письменно излагают мысли при по-мощи других частей тела (например, ртом, ногой), под-тверждают сохранность признаков почерка, т.е. неже-сткую зависимость от строения опорно-двигательного аппарата.3. Контроль за выполнением сложных движений осуществляется не моторным центром, а нервной сис-темой человека, которая взаимосвязана с психическими процессами. Поэтому психические расстройства и за-болевания всегда отражаются на почерке и их послед-ствия исчезают только после излечения от болезни.Физиологический уровень (психологические состояния)Психологические характеристики в структуре лич-ности ведущие. Эмоциональные проявления зависят прежде всего от темперамента человека. Эмоциональ-ность - структурообразующий признак. В то время как темперамент и характер - главные подструктуры, со-ставляющие «психического». При характеристике фи-зиологического уровня значение приобретают состоя-ния человека. Сильное волнение, испуг, переутомление и тому подобное носят временный характер, поэтому влияние на почерк оказывается только в виде призна-ков расстроенности движений; при этом перестройки динамического стереотипа не следует, потому как фак-торы, вызвавшие подобные состояния, почти сразу ли-квидируются [1. С. 78]. Степень различий при этом зависит также и от других условий, особенно от степе-ни автоматизации движений при письме. Большая сте-пень автоматизации влечет меньше различий в почерке конкретного лица [13. С. 138].Психические свойства не могут рассматриваться в качестве простого отражения физиологических свойств нервной системы человека, хотя последние и наклады-вают отпечаток на развитие психических свойств [14. С. 134]. Косвенное влияние типологических свойств прослеживается во влиянии на активность сознательного фактора при обучении, на ряд психологических качеств, необходимых для успешного формирования навыка письма: на концентрацию внимания, полноту воспри-ятия и запоминания и другие. Также их влияние сказы-вается на характере протекания нервных процессов при обучении письму. В итоге зрительно-двигательный об-раз, отражающийся в почерке, несет отпечаток комплек-са нервно-психологических свойств [15. С. 206].В целом зависимости между типологическими свойствами нервной системы человека и направления-ми формирования его почерка существуют. Эти зави-симости в силу того, что свойства нервной системы определенным образом между собой взаимосвязаны, носят множественный характер. Тем не менее типоло-гические свойства косвенно влияют на сознательный контроль обучающегося, на характер протекания нерв-ных процессов, а также на психологические качества, помогающие успешно овладеть навыком: концентра-цию внимания, полноту восприятия и запоминания и т.д. [15. С. 205-206]. Но всё же психические состояния не дают полного представления о личности человека. Они малополезны для построения психологического портрета личности в силу одномоментности проявле-ния, которая еще не означает закономерности. Следо-вательно, суждения о человеке не могут обладать большой вероятностью.Таким образом, тип нервной системы оказывает влияние на такие показатели, как тонус реакций, под-137вижность и уравновешенность поведения человека. При этом прямых корреляций между темпераментом, типологическими характеристиками нервной системы и личностными особенностями установить не пред-ставляется возможным. Индивидуальность человека стоит рассматривать на нескольких уровнях. При этом личностный и темпераментальный представляют само-стоятельные составляющие этих уровней [16. С. 40]. Поэтому никак нельзя ограничиваться изучением одно-го темперамента человека. Он не заменяет личностный уровень, а идет параллельно с ним.Социально-психологический уровень (психологические свойства)Учение об особенностях основных нервных процес-сов и вытекающее из него учение о типах нервной дея-тельности открывает основные особенности поведения человека, описывает в целом характер личности. Меж-ду тем нужно учитывать, что поведение человека зави-сит не только от типа нервной системы, но и от тех «временных связей» [17. С. 429-430], которые склады-ваются в течение жизни человека, с момента его рож-дения. Среди жизненных влияний, формирующих свойства человека, можно выделить: воспитание и лич-ностные установки (самовоспитание), обучение, жиз-ненные впечатления, окружение. Они окончательно определяют содержание деятельности человека, регу-лируя проявления типа или даже маскируя его, а при длительно действующих определенных обстоятельст-вах и переделывая отдельные свойства. Типичные свойства соединения врожденных и приобретенных свойств являются физиологической основой типа ха-рактера. Формирование характера выступает как ре-зультат влияния образа жизни и среды обитания на наследуемые свойства темперамента [18. С. 115]. Тем-перамент и характер при этом являются взаимообу-словленными процессами. Таким образом, свойства человека как стойкие проявления его личности имеют биолого-социальную природу, окончательное их фор-мирование зависит от окружающей человека обстанов-ки. А образование, установка и переделка сложных временных связей зависят, во-первых, от динамики жизни, внешних влияний и, во-вторых, от индивиду-альных свойств нервной деятельности организма.Свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный типичный уровень деятельности и поведения. Они вторичны, производны. Формирование психических свойств происходит при системности проявления психических процессов на фоне определенных психических состояний [19. С. 24-25]. Психологические характеристики в структуре лич-ности являются ведущими. Во-первых, психические свойства наиболее ярко отражаются как в общих, так и частных признаках и характеристиках человека. Во-вторых, в наименьшей степени подвержены изменени-ям (например, от процессов памяти, с возрастом и т.д.). В-третьих, они являются объективным результатом развития всех исследований, т.к. свойства по сравне-нию с состояниями наиболее информативны, более компоненты. Наконец, психические свойства мало зави-сят от внешних обстоятельств, окружающей обстановки.138Тем самым личностные особенности необходимо рас-сматривать на уровне психических свойств как наиболее устойчивой категории и как основанной на учете гене-тических и социально обусловленных факторов.Среди совокупности психических свойств (таких как восприятие, внимание, память, восприятие, пред-ставление и т.д.) мы выделим и более подробно оста-новимся на характере. Дело в том, что психические свойства человека хотя и обладают устойчивостью, не позволяют прейти к личностным особенностям в силу их общности среди индивидов. Черты характера же позволяют выделить специфику, надиндивидуальность человека. «Характер» - в виду своей многоаспектно-сти - трудно формулируемая категория, тем не менее, на практике чаще всего применимая в различных об-ластях. Структура личности, исходя из концепции черт личности, видится через совокупность черт характера.Одним из первых свой взгляд на структуру лично-сти представил Р. Кеттел (цит. по: [5. С. 305-313]). Ре-зультатом проделанной им работы является комплекс-ная система черт личности. Созданный на ее основе опросник «Шестнадцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF) нашел ши-рокое применение и не утратил своего значения в силу высокой эмпирической подтвержденности. По мнению ученого-персонолога, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагирова-ния определенным образом в разных ситуациях, в раз-ное время. Тем самым устойчивые параметры обуслов-ливают предрасположенность постоянного, единооб-разного поведения человека. Опросник 16 PF основан на 16 основных исходных чертах, являющимися осно-вополагающими в структуре личности, потому как оп-ределяют различные формы поведения на протяжении длительного промежутка времени. Представленные параметры можно объединить в подгруппы для более удобного рассмотрения. Итак, в зависимости от уровня проявления черты личности подразделяются на объек-тивные (находят отражение в характеристике поведе-ния человека в обществе) и субъективные (связаны с внутренним миром человека). Субъективные состоят из следующих подгрупп: а) черты, характеризующие мышление, б) черты, определяющие эмоциональный уровень, и в) черты, характеризующие направленность поведения, волевую сферу. Итоговая классификация дополняется распределением черт личности (по Р. Кет-телу) по выявленным группам.Таким образом, классификация личностных осо-бенностей лица, подлежащих отражению в почерке, выглядит следующим образом.Объективные личностные особенности: - А отчужденность - отзывчивость; - G сознательность - безответственность; - L доверчивость - подозрительность; - N дипломатичность - прямолинейность; - Q1 радикализм - консерватизм. Субъективные личностные особенности:1.Мышление:- B интеллект;- F рассудительность - беспечность; - M мечтательность - практичность.2.Эмоциональный уровень:•·C эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;•·O склонность к опасениям - спокойствие;•·-Q4 расслабленность - напряженность.•3. Волевая сфера:•·•·H смелость - робость;•E доминантность - подчиненность;•I жесткость - мягкость;•Q2 самодостаточность - комформизм;•Q3 расслабленность - напряженность.

Ключевые слова

personal features, person, handwriting science, diagnostics, handwriting, личностные особенности, личность, диагностика, почерковедение, почерк

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попова Олеся АнатольевнаТомский государственный университетаспирант кафедры криминалистики Юридического институтаe630@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1969. 391 с.
Павлов И.П. Лекции по физиологии. М., 1952. 491 с.
Бочкарев М.В. Темперамент и характер как объекты изучения личности в процессе расследования преступления // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Межвуз. сб. науч. ст. 2004. Вып. 12. С. 113-116.
Линевич В.Л. Психофизиологические предикторы дискоординации почерка при стрессе: Дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 1998. 148 с.
Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации в советской криминалистике: Дис. …д-ра юрид. наук. М., 1972. 438 с.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 334 с.
Томилин В.В. Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма. М., 1963. 235 с.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учеб.-метод. пособие. М., 1986. 96 с.
Павлов И.П. Условный рефлекс. Киев, 1953. 39 с.
Манцветова А.И. Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения. 2-е изд. М., 2006. 443 с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. 84 с.
Лурия А.Р. Травматическая афазия. М., 1947. 367 с.
Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. М., 1959. 264 с.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 430 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. 3-е изд. СПб., 2005. 608 с.
Серегин В.В. Возможности судебно-почерковедческой диагностики свойств исполнителей рукописей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. 18 с.
Томилин В.В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма. М., 1974. 256 с.
Евстигнеев Б.А. Определение личностных свойств автора и исполнителя рукописного документа // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Межвуз. сб. науч. ст. 2004. Вып. 12. С. 170-173.
Орлова В.Ф. Основы идентификации личности по почерку в советской криминалистике: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1952. 297 с.
 Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия