Правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг

Рассматриваются типичные правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг, предусмотренные договорами и действующими нормативными актами; автор приходит к выводу о том, что меры оперативного воздействия преобладают над мерами ответственности.

Legal effect of educational services contract violation.pdf Парадокс нашего времени состоит в том, что вопрос об ответственности за нарушение обязательства из до-говора об оказании образовательных услуг в литерату-ре обходят стороной, поэтому можно констатировать отсутствие обстоятельного исследования. Кроме того, вызывает серьезные затруднения возможность озна-комления как с действующими договорами, так и с практикой правоприменения по данным спорам. При-чины этого видятся в следующем: в настоящее время очень часто договоры составляют бухгалтеры или иные «специалисты», поэтому такие договоры зачастую не отвечают не только требованиям закона, но и элемен-тарной логики. Формальное отношение к договору приводит к тому, что вузы используют такие договоры, однако все же афишировать их не стремятся. В вузах предлагают сначала пройти вступительные испытания, а потом уже ознакомиться с условиями договора.Аналогичные проблемы и с судебной практикой, по-скольку конституционный принцип гласности в деятель-ности судей, по-видимому, не реализуется. Попытки по-лучить доступ в архив суда Октябрьского района г. Ново-сибирска не увенчались успехом. Исполняющая обязан-ности председателя суда Р. мотивировала свой отказ тем, что в суде Октябрьского района практики по подобным делам нет. Однако в прессе получило огласку дело выпу-скника Новосибирского государственного педагогическо-го университета Селютина, который считал себя обману-тым этим университетом. По правилам подсудности дело должно было рассматриваться именно в суде Октябрьско-го района г. Новосибирска, так как в этом районе нахо-дится университет. Из материалов прессы известно, что Селютин ссылался на Закон РФ «О защите прав потреби-телей», следовательно, он как потребитель имел право выбора суда, который будет рассматривать дело. Сам Се-лютин проживает за пределами Новосибирска, в сельской местности. В прессе же говорилось о новосибирском рай-онном суде, следовательно он подал иск по месту нахож-дения ответчика. Интересно отметить также то, что жур-налисты пристально наблюдали за этим делом только до момента вынесения резолютивной части судебного реше-ния. Мотивировочная часть была подготовлена позже и, несмотря на обещания авторов, в прессе не освещена. Можно предположить, что автор утратил интерес к этому делу, а возможно, столкнулся с той же проблемой - про-блемой гласности.Приведенный пример - не единичный случай. Суды скрывают результаты своей деятельности не только по данному вопросу, но и по многим другим. Объяснить это можно и коррупционными мотивами, и ненадле-жащим качеством судебных постановлений.Возросший за последнее время интерес к сфере об-разования привлек внимание исследователей к пробле-140ме платных образовательных услуг. Этому вопросу был посвящен ряд исследований В.В. Кваниной, Т.В. Жуковой, Л.М. Волчанской, А.В. Белозерова, В.Э. Минаева и некоторых других авторов. Однако тема оказалась столь обширной, что не все грани про-блемы получили освещение. В настоящее время ситуа-ция в стране практически вышла из под контроля. Ог-ромное количество вузов и при этом отсутствие спе-циалистов заставляют задуматься о качестве обучения. Особенно это актуально для юридического образова-ния. Проводимая правительством образовательная ре-форма нацелена на восстановление порядка, повыше-ние качества образования, искоренение коррупции и создание единого образовательного пространства. Не остается в стороне от проблемы и Президент РФ. Так, им был издан Указ об ограничении приема в непрофи-лирующие вузы на юридические факультеты [1]. В ус-ловиях, когда на юридические факультеты идут те, кто не поступил на другие специальности, ценность данно-го Указа сложно переоценить. И все же какими будут результаты этой реформы, покажет история.Помимо общих вопросов деятельности вузов, для совершенствования регулирования гражданских отно-шений в образовательной сфере необходимо обратить самое пристальное внимание на договор об оказании образовательных услуг. Этот договор является основой взаимоотношений студента и вуза, поэтому он должен включать в себя все вопросы, связанные не только не-посредственно с процессом обучения, но и с возмож-ными правовыми последствиями прекращения догово-ра. Особую важность глубокая проработанность дого-вора получает в связи с тем, что в действующем ГК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие от-ношения возмездного оказания образовательных услуг. Учитывая важность договорных условий как для сту-дента, так и для вуза, очевидна необходимость состав-ления такого договора только юристом, поскольку только специалист может предвидеть последствия включения того или иного условия в договор. Кроме того, договор, безусловно, должен быть понятен сторо-нам. Проведенная работа по исследованию бланков договоров вузов г. Новосибирска показала, что условия разбросаны по тексту, не структурированы, что затруд-няет их восприятие. ГК РФ не содержит каких-либо предписаний относительно структуры договора, однако путем системного толкования его норм можно сделать вывод, что структура должна быть следующей: преам-була, предмет, цена, сроки, права и обязанности сто-рон, изменение и расторжение договора, ответствен-ность сторон, дополнительные условия, юридические адреса сторон. Кроме того, необходимо включать в структуру договора также последствия невозможностиисполнения договора. Именно в таком последователь-ном изложении условий стороны смогут без труда ра-зобраться. Составители бланков какую-либо структуру не соблюдают, и это приводит к тому, что некоторые условия не включаются в договор. В первую очередь это касается такого важного раздела, как «Ответствен-ность сторон». Иногда некоторые элементы неблаго-приятных последствий за нарушение договора обнару-живаются в различных разделах бланков, но этого явно недостаточно. Некоторые бланки все же содержат та-кой раздел, но его содержание ограничивается указани-ем на то, что стороны несут ответственность в соответ-ствии с действующим законодательством, при этом отсутствует указание, с каким именно. Речь должна идти о гражданской ответственности. Учитывая спе-цифику данного договора, представляется необходи-мым конкретизировать ответственность, хотя бы на-звать виды убытков.Так, например, договор, заключаемый Новосибирским государственным университетом экономики и управле-ния, в разделе «Порядок расчетов» содержит положение, согласно которому при неоплате студентом цены догово-ра последний подлежит отчислению из университета. Подобные последствия за неоплату или несвоевременную оплату предусмотрены практически во всех рассмотрен-ных договорах. Таким образом, за такое нарушение дого-вора, как неоплата или несвоевременная оплата в качестве ответственности предусматривается отчисление студента из вуза и, соответственно, расторжение договора. Отчис-ление студента является дисциплинарной, а не граждан-ско-правовой ответственностью. Что же касается граж-данско-правовой, то о ней в рассмотренных бланках во-обще не упоминается.Помимо оплаты услуги на студента возлагается обязанность посещать занятия, установленные распи-санием, осваивать программы и тому подобные обя-занности. При их нарушении студента, как правило, ожидает одна и та же санкция - отчисление и как следствие расторжение договора. Однако поскольку обязанности студента вытекают из договора, к нему можно применить и гражданско-правовую ответствен-ность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Так, согласно действующему законодатель-ству должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим ис-полнением обязательства. Тем не менее сложно пред-ставить себе, какие убытки понесет вуз, если студент не будет посещать занятия.Таким образом, студент несет гражданско-правовую ответственность только за неуплату или несвоевремен-ную оплату услуги, так как только в этом случае вуз может действительно понести убытки.В связи с вышесказанным есть основания утвер-ждать, что произошла подмена норм в рамках образо-вательного права. Образовательное право является элементом системы законодательства, это межотрасле-вое явление, где нормы различной отраслевой принад-лежности работают в едином механизме. И в данном случае они подменяют друг друга. Дисциплинарная ответственность заменяет гражданскую.Вуз же должен нести ответственность перед студен-том во многих случаях. Например, если качество ока-зываемой услуги не соответствует государственному об-разовательному стандарту высшего профессионального образования или в случае отмены без уважительной при-чины занятий, предусмотренных учебным планом, и тому подобные нарушения. При этом необходимо учитывать, что обучение в вузе происходит, как правило, коллектив-но. Неисполнение вузом своих обязательств происходит в отношении не одного студента, а сразу группы.Правила оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505) [2] в разделе III «Ответственность ис-полнителя и потребителя» при нарушении обязательст-ва исполнителем предусматривают возможность по-требителя требовать по своему выбору:1))безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания услуг в полном объеме в соответ-ствии с образовательными программами, учебными планами и договором;2)соответствующего уменьшения стоимости ока-занных образовательных услуг;3)возмещения понесенных им расходов по устра-нению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.Из перечисленного выше к гражданско-правовой (имущественной) ответственности можно отнести только обязанность исполнителя по требованию заказ-чика возместить понесенные исполнителем расходы по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами. Очевидно, что это является не чем иным, как убытками, т.е. это обязанность возместить расходы, которые заказчик произвел или должен будет произвести для восстанов-ления своего нарушенного права.Гражданско-правовая ответственность - это обязан-ность лица претерпеть определенные лишения имущест-венного характера за совершенное правонарушение. Иными словами, она связана с лишением лица принадле-жащего ему имущества, другими дополнительными об-ременениями. Ни уменьшение стоимости оказанных ус-луг, ни безвозмездное их оказание не лишают нарушителя принадлежащего ему имущества и не обременяют его дополнительно. Именно поэтому я полагаю, что эти санк-ции не относятся к ответственности, а относятся к мерам, понуждающим нарушителя к надлежащему исполнению договора, а также к мерам оперативного воздействия.Такая санкция, как соответствующее уменьшение стоимости оказанной услуги не достигает целей. Каче-ство оказываемой услуги не возрастет в связи с умень-шением ее стоимости. Таким образом, помимо того, что ее применение очень хлопотно, она не обеспечива-ет надлежащее исполнение обязательства, поэтому практически бесполезна.Что же касается права требовать безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания услуг в полном объеме в соответствии с образователь-ными программами, учебными планами и договором, то это положение представляется как минимум стран-ным. Если исполнитель вообще не оказал услугу, то он, естественно, должен ее оказать, поскольку обязатель-ство не будет исполнено до тех пор, пока стороны не выполнят свои обязанности. Если же он оказал услугу не в полном объеме, то должен исправить это, посколь-141ку услуга, являющаяся предметом настоящего догово-ра, должна соответствовать образовательным програм-мам, учебным планам. И в первом и во втором случае речь не идет о безвозмездности. В связи с чем пред-ставляется неудачной формулировка названного поло-жения. Предлагается изменить редакцию и дополнить словом «повторно». То есть повторно, безвозмездно оказать услугу. Кроме того, на мой взгляд, стороны должны указывать такие неблагоприятные последствия в договоре. Например, это можно сделать следующим образом: «Если услуга оказана не в полном объеме, тоисполнитель обязан повторно, безвозмездно оказать ту же услугу надлежащего качества».Именно эта санкция наиболее оптимальна в данных отношениях, поскольку именно она обеспечивает ре-альное исполнение обязательства.Защищая интересы потребителей, законодатель от-дает предпочтение не нормам ответственности, а нор-мам о реальном исполнении обязательства.Итак, из всего сказанного видно, что специфика рассматриваемого договора требует более детальной разработки вопросов ответственности.

Ключевые слова

student, educational services, responsibility, high school, студент, образовательная услуга, вуз, гражданско-правовая ответственность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федорова Юлия МихайловнаТомский государственный университетсоискатель кафедры гражданского права Юридического институтаelerrina2006@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Правила оказания платных образовательных услуг. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3016.
Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» от 26.05.09 № 599 // СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.
 Правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Правовые последствия нарушения договора об оказании образовательных услуг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия