Научное знание - главный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Научное знание - главный фактор экономического роста

Исследованы вопросы научного знания как главного фактора экономического роста, диалектического взаимодействия менталитета, идеологии, науки, социально-экономического развития, культуры.

Scientific knowledge as the main factor of economic growth.pdf Познание - процесс бесконечного приближения че-ловеческой мысли к идеалу: постижению объективной истины, сути окружающего нас мира. В этой связи нау-ка как часть человеческой культуры - наиболее эффек-тивный способ познания окружающей действительно-сти. В процессе познания осуществляется замена уста-ревших концепций новыми гипотезами, концепциями, уточняются, дополняются существующие, общеприня-тые теории. В результате познание развивается, расши-ряется, раскрывая все новые и новые горизонты, сто-роны, грани непознанной действительности.Наука отражает мир в терминах, понятиях, категориях, законах, методах, истинность, правильность которых про-веряется практикой. Научное знание - эффективное сред-ство позитивного преобразования человеком окружающего мира, развития способностей, мышления, культуры, дейст-венного решения социально-экономических проблем, задач на основе использования достижений научно-технического прогресса, современных компьютерных, информационных технологий. В результате научное знание всегда связано с определением сути, оценкой взаимосвязей, правильным объяснением явлений, процессов, протекающих в окру-жающей нас действительности, гуманным использованием на практике полученных результатов. Основу его состав-ляют объективные законы, закономерности, методы позна-ния, деятельности, анализ причинно-следственных связей, факторов, оценка уровня, динамики, тенденций социально-экономического развития, роста.Наука - не просто богатая коллекция оригинальных мыслей, высказываний, а строгая, лаконичная, постро-енная по определенным правилам система наиболее существенных понятий, концепций, теорий, гипотез, идей, необходимых для эффективного решения акту-альных социально-экономических проблем, творческо-го преобразования окружающей действительности. Для того чтобы успешно решать эти задачи, не допуская существенных ошибок, науке необходима система раз-нообразных методов. Поэтому «наука характеризуется не только своей логической формой, но кроме того, и своим специфическим методом» [1. С. 61].В.П. Кохановский подчеркивает: «Главное предна-значение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспе-чить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, опти-мальное функционирование и развитие тех или иных объектов» [2. С. 168]. Следует подчеркнуть, что часто термин «методология» как учение о методах использу-ется как термин «метод», т.е. как система принципов познания. В современной литературе «методология» часто означает просто «метод», а понятие «философ-ская методология» является аналогичным понятию «система общих принципов познания».В связи с необходимостью сознательного использо-вания объективности в познании Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.) подчеркивал необходимость, с одной стороны, рассматривать вещи сами по себе в их всеобщности, с другой - не отклоняться от них, хвата-ясь за побочные обстоятельства, примеры, сравнения, иметь в виду единственно лишь эти вещи, доводить до сознания то, что в них имманентно [3. С. 295]. Объек-тивность обусловливает конкретность истины, предпо-лагает единство абсолютного и относительного в по-знании. Системность предполагает многогранность, многосторонность мира, необходимость разграничения внешнего и внутреннего, их единства, раскрытия со-держания, сущности, структуры явлений, процессов, определения случайного, необходимого, общего, еди-ничного, частного.Развитие, прогресс - сложные феномены матери-альной и духовной действительности, имеющие неод-нозначные трактовки и интерпретации. Диалектика рассматривает противоречие как всеобщий источник развития. В общем случае развитие - это объективное свойство системы, которое характеризуется качествен-ными, необратимыми, направленными изменениями ее состояния, обусловленными противоречиями системы. Поэтому прогресс можно определить как развитие сис-темы от низшего к высшему состоянию, от простого к сложному, совершенному.В этой связи отмечается, что степень прогресса наиболее точно может быть установлена посредством целой совокупности критериев [4. С. 571], все же в их составе имеется признак, который оказывается доми-нирующим, характеризует функциональные возможно-сти систем, поэтому его можно обозначить термином «функциональный» или «системно-функциональный». Другие критерии хотя и самостоятельны, в чем-то до-полняют, корректируют его, но не способны претендо-вать на ведущую роль в этом комплексе. Прогресс оп-ределяется как такое повышение степени организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, не доступные старой, исходной системе.Наука - составная часть культуры, которая является эффективным способом обеспечения рациональной организации человеческого общества в конкретных143исторических условиях, описывается количественны-ми, качественными показателями, характеристиками социально-экономического, духовного, идейно-нрав-ственного развития человеческого общества. Уровень развития культуры характеризует степень достигнутого совершенства, искусности, мастерства в развитии как в целом в масштабах общества, государства, так и в оп-ределенной области, отрасли человеческой деятельно-сти, т.е. она отражает эффективность действительного развития как материальных условий жизни, производ-ства, так и общественных, духовных, морально-нравственных отношений.В этой связи подчеркивается [5. С. 313], что культу-ра представляет совокупность производственных, об-щественных, духовных достижений человечества. По-этому различают не только художественную культуру, или искусство, но и культуру труда, производства, бы-та, политическую, экономическую, финансовую куль-туру, другие ее разновидности. Таким образом, культу-ра рассматривается значительно шире, чем сфера чело-веческой деятельности, связанная с искусством, лите-ратурой, просвещением. В современной культуре раз-виваются два основных направления, которые по-разному выражают отношение к науке: во-первых, сци-ентизм, определяющий науку как наивысшую культур-ную ценность, с которой должны соизмерять свое со-держание все иные формы духовного освоения бытия; во-вторых, антисциентизм, основывающийся на крити-ке науки как социального института, как формы позна-ния мира, которая из-за имеющихся определенных фактов антигуманного использования ее результатов угрожает существованию цивилизации.Современный сциентизм основывается на диалек-тическом единстве принципов:- феноменологии как чистой структуры сознания, свободной от психологических, социальных, расовых и других индивидуальных характеристик, предрассудков;- позитивизма как высшей ступени развития чело-веческого духа, которая основывается на положитель-ных научных знаниях;- прагматизма, отождествляющего окружающую действительность с опытом, единственного критерия истины, признающего достижение практического ре-зультата;- критического рационализма, основывающегося на соответствии рационального знания нормам логики, оп-ределенном соотношении конкретного научного опыта, принятого идеала совершенной рациональности.Современная наука представлена множеством раз-личных мнений, гипотез, концепций, теорий, направле-ний, течений, которые связанны с непрерывно расши-ряющейся методологической философской проблемати-кой, с формированием различных подходов к решению сложнейших социально-экономических задач. В на-стоящее время идеология, наука, культура играют не просто активную роль в жизни общества, а имеют опре-деляющее значение в социально-экономическом разви-тии государства. Поэтому в современных условиях пе-рехода к принципам постиндустриального общества уровень социально-экономического развития государст-ва, при прочих равных условиях, тем выше, чем выше уровень развития идеологии, науки, культуры. В XXI в.идеология, наука, культура определяют бытие совре-менного человека, общества, государства, качество ко-торого, по сути, является их производным состоянием.Идеология - сложная научная, философская катего-рия, которая представляет совокупность:- взаимосвязанных по определенным принципам, законам идей, мыслей, понятий, представлений, отра-жающих действительность в различных формах обще-ственного сознания, таких как философия, политоло-гия, экономическая теория, правоведение, социология, культурология, теология, образующих систему миро-восприятия, отношения к окружающей действительно-сти, мировоззрения человека;- научных знаний о методах, принципах, законах, закономерностях познания, образующих систему науч-ных идей об окружающей действительности, состав-ляющих научную методологию;- взглядов, идей, характеризующих определенную социальную группу, политическую партию, методов политической борьбы, завоевания власти.Первое определение идеологии полезно с точки зрения определения взаимосвязи сознания, культуры, науки, идеологии. Во втором случае категория «идео-логия» является синонимом категории «наука». При этом идеология с позиций социальных групп, партий рассматривается как частный случай, как проявление специфической формы обыденного сознания.В этой связи вполне обоснованно О.И. Ананьин от-мечает, что хозяйственные отношения между людьми, или экономика, существуют столько, сколько сущест-вует человеческое общество [6. С. 12]. Поэтому пред-метом размышлений античных философов, проповед-ников, правителей стал мир хозяйственных связей, мир экономики, идеи которых закреплялись в религиозных книгах, ученых трактатах, уложениях законов, нормах повседневной жизни, которые составили исходный идеологический, идейный материал первых научных систем экономических знаний.Однако нельзя полностью согласиться с ним в том, что эти идеи, нормы - несистематизированные, дона-учные представления об экономике, так как, например, ученый трактат уже является определенной системой знаний, хотя, может быть, неполных и не всегда объек-тивных, истинных.Поэтому правильнее говорить только о тех донауч-ных знаниях, которые:- не были описаны, систематизированы с помощью языковых средств, математики на материальных носи-телях или были изложены, описаны в виде мифов, ле-генд, сказаний, религиозных представлений, художест-венных образов;- не являются в полной мере истинными, объектив-ными, достоверными.Научное знание основывается на рациональном восприятии мира как особом свойстве человеческого разума, которое включает стремление homo sapiens к добру, истине, просвещению. Еще в античные времена Парменид из Элеи (564-501 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Сократ из Афин (470-399 гг. до н.э.), Аристотель из Стагирит (384-322 гг. до н.э.) и другие философы считали главным в человеке духовное, твор-ческое, доброе начало и подчеркивали, что рациональ-144ное поведение основывается на стремлении к гармо-нии, нераздельному единству добра, блага, истины, справедливости. В этой связи подчеркивается, что в идеологии эпохи Просвещения разум, свобода, гума-низм не противостояли друг другу, а составляли устой-чивое единство, ведущая роль в котором принадлежала разуму [7. С. 303]. Поэтому Б. Грасиан отмечал: «Доб-родетель - центр всех совершенств, сосредоточие всех радостей. Она делает человека благоразумным, внима-тельным, проницательным, рассудительным, мудрым, мужественным, осмотрительным, прямодушным, сча-стливым, истинным и универсальным» [8. С. 311].В противном случае наука неизбежно скатывается на антигуманные иррациональные позиции, превраща-ясь в злое порождение больного воображения, сопро-вождающееся подменой сущности, истины, правды ложью, заблуждением, дезинформацией, по сути пре-вращаясь в лженауку. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном уст-ройстве все-таки всегда сохранялось за Разумом. В то же время иррациональное как критическое начало и противоположность рационального являются необхо-димыми условиями плодотворного развития рацио-нального в познании. Проблема гуманитарных ценно-стей неизбежно возникает в эпохи кризисов, обесцени-вания культурной традиции, дискредитации фундамен-тальных идеологических устоев общества.Современный неоклассический рационализм в про-тивоположность модернистскому, сциентистскому псевдорационализму объединяет в себе познаватель-ный и гуманитарный подходы в познании. В этой связи значение аксиологической концепции заключается в многообразии интерпретаций положения, роли ценно-стей в социокультурном пространстве, что обеспечива-ет всесторонний охват в изучении неоднозначных яв-лений, процессов окружающей действительности. Множественность теоретических подходов в аксиоло-гии обусловлена различиями в решении проблемы со-отношения онтологического и гносеологического, объ-ективного и субъективного, материального и идеально-го, индивидуального и общественного по отношению к характеристике ценностей системы. В процессе эконо-мического развития в сознании человека постоянно вступает в противоречие правильная оценка приорите-тов в реализации категорий «необходимое» и «избы-точное». В результате в сознании человека прочно уко-ренилось определение богатства и как главной цели деятельности, и как совокупности средств, которые, с одной стороны, необходимы, полезны, а с другой -избыточны для жизнедеятельности гражданина и госу-дарства.Таким образом, идея как продукт человеческого ра-зума в процессе познания, целесообразной деятельности трансформируется в идеологию, науку, которые на практике преобразуют мир в культурные ценности. Культура на основе прямых, обратных связей определя-ет уровень, характер социально-экономического разви-тия государств, регионов, территорий, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, благосостояние отдельных граждан. В общем случае взаимосвязь, взаи-модействие между наукой, менталитетом, идеологией,культурой и социально-экономическим развитием явля-ется сложной, носит опосредованный циклический ха-рактер: менталитет - идеология - наука - социально-экономическое развитие - культура - менталитет.Поэтому идеология, наука:- с одной стороны, являются активным началом, преобразующим позитивной идеей, мыслью мир на основе накопленных, систематизированных знаний, методов, принципов;- с другой стороны, создают в процессе социально-экономического развития культуру, которая, свою оче-редь, включает их как продукты творческой, созида-тельной деятельности человека.Культура как совокупность навыков, умений, ре-альных, знаковых систем, средств, в которых овещест-влена человеческая деятельность, содержит все пози-тивное, что создано человеком. Осваивая культуру, человек из зверя превращается разумное существо, об-ретая рациональное сознание, способности в эффек-тивной целесообразной деятельности. Культура, стано-вясь внутренним достоянием человека, сохраняется, развивается, передается следующим поколениям.Культура - способ жизни человека в мире, способ взаимодействия с природой, а также способ взаимодейст-вия людей друг с другом. Она всегда целостна, т.е. раз-личные ее части - производство, социальный строй, по-литическая система, идеология, наука, искусство и т.д. -дополняют друг друга. Культура как совокупность мате-риальных и нематериальных условий, средств, содержа-щая идеологию и науку, которые определяют скорость протекания социально-экономических процессов, эконо-мического роста, в свою очередь, содействует развитию менталитета, разума, рациональности, что находит выра-жение в дальнейшем цикличном развитии идеологии, науки, культуры, менталитета.В результате разум, ментальность через идеологию, науку определяют уровень социально-экономического раз-вития, воздействуют на развитие культуры, которая, в свою очередь, формирует сознание человека. С точки зрения формирования, развития культуры современное социаль-но-экономическое развитие является частью культуры.В этой связи прогрессивное социально-эконо-мическое развитие, по мнению автора, необходимо определить как прирост положительных плодотвор-ных идей, духовности, знаний, материальных и нема-териальных благ, т.е. культуры на определенном ис-торическом этапе. Социально-экономическое разви-тие - сложный, противоречивый процесс, направле-ние которого определяется возможностями, степенью полноты реализации доминант прогресса, регресса, характером их взаимодействия, преобладания на кон-кретных исторических этапах (рис. 1).По определению автора, доминанты прогресса - ос-новополагающие позитивные свойства, признаки соци-ально-экономической системы, которые подлежат без-условному закреплению, развитию, обеспечению их преобладания, в том числе на основе подавления, уст-ранения, нейтрализации противоположных регрессив-ных свойств, признаков субъектами управления в про-цессе социально-экономической деятельности. Соот-ветственно, доминанты регресса - негативные свойст-ва, признаки социально-экономической системы, под-145лежащие безусловному устранению, подавлению, ней-трализации, в том числе на основе закрепления, обес-печения преобладания противоположных прогрессив-ных свойств, признаков субъектами управления в про-цессе социально-экономической деятельности.Без адекватного потребностям практики уровня разви-тия и эффективного использования национальной идео-логии, культуры, науки любое государство, нация подоб-ны кораблю без руля и ветрил, несущемуся на гибельные рифы деградации, вымирания, самоуничтожения.МЕНТАЛИТЕТКУЛЬТУРАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕДОМИНАНТЫ ПРОГРЕССА:•·человек - главная ценность, духовно-материальная сила бытия;•·природа - безусловное достояние, вверенное человеку для сохранения и приумножения;•·приоритет духовных, морально-нравственных ценностей человека над материальными;•·непрерывное развитие материальных условий, повышение качества жизни человека;•·увеличение в обществе человеческого счастья, добраИДЕОЛОГИЯНАУКАРис. 1. Доминанты социально-экономического прогрессаПоэтому развитие эндогенной теории экономического роста всегда взывает значительный интерес исследовате-лей. Здесь, в отличие от неоклассической модели Р. Со-лоу, знание не является экзогенным, заданным извне, а рассматривается как итог рационального оптимизирую-щего поведения субъектов рынка, как результат инвести-ций в человеческий капитал, в исследования, разработки. Новая теория экономического роста опирается на выводы К. Эрроу о том, что научное знание:1))есть общественное благо;2))может быть использовано всеми заинтересован-ными лицами при нулевых затратах;3)позволяет значительно увеличить прибыль, сле-довательно, обеспечить экономический рост.В то же время в эндогенной теории недостаточно внимания уделяется:а)сущности, содержанию научного знания, меха-низму его роста;б)источникам формирования, развития знания;в)неравномерности развития знаний в обществе,распределения между государствами.146Этих недостатков во многом лишена концепция, предложенная американским экономистом Дж. Моки-ром [9. С. 168], который рассматривал исторический процесс создания нового знания, исследовал детали его формирования на основе комбинации таких категорий, понятий, как удача, пробы, ошибки, логическое мыш-ление, эксперимент. В соответствии с этой точкой зре-ния стабильный экономический рост зависит от количе-ства полезного знания, которым обладает общество. Именно развитие, активное использование полезного знания является причиной экономической динамики предыдущих двух столетий. История экономики ХХ столетия является лучшим свидетельством того, на-сколько значимым является влияние полезного знания на развитие различных сфер общества. Если в течение предыдущих двух столетий в Европе царил относитель-ный мир и порядок, то ХХ в. принес разрушительные мировые войны, как следствие - кризис международной экономики после Первой мировой войны, высокий уро-вень инфляции. После Второй мировой войны Европа лишилась практически всех своих многочисленных ко-лоний. Многим казалось, что в таких условиях никакой прогресс просто не возможен.Тем не менее именно в этот период экономический рост ускорился в несколько раз по сравнению с преды-дущими столетиями в Европе, Северной Америке, не-смотря на то, что после Первой мировой войны многие технологические преимущества были утеряны и необ-ходимо было их восстанавливать. Аналогичная ситуа-ция сложилась после Второй мировой войны, когда появились такие знаковые изобретения, как новые ис-точники энергии, антибиотики, микропроцессоры, компьютеры, космические технологии, другие наибо-лее существенные научные символы и понятия. То есть генератором экономического роста в явном виде стано-вится позитивное рациональное знание.В определении понятия «полезное научное знание» при изучении его влияния на экономический рост не-обходимо выделить два аспекта:1)знание следует рассматривать, прежде всего, науровне социума, т.е.:а)общественное знание рассматривается как объе-динение всех индивидуальных знаний членов общест-ва, т.е. как ассоциативное знание;б)знание, в отличие от информации, существуеттолько в сознании, может храниться на внешних носи-телях, но такое знание имеет смысл только тогда, когдабудет передано, осознано человеком;2)практически полезные результаты знания опре-деляются в основном ролью технологии, необходимойдля воздействия на природу с целью получения мате-риальной выгоды; в этом случае достаточно ограни-читься знанием природных явлений, закономерностей.Каждая технология основывается на соответствую-щем знании о природных явлениях и закономерностях или научной базе. Существование минимальной науч-ной базы является необходимым, но недостаточным условием для существования технологии. По мере расширения научной базы растет производительность технологии. Если же подобного расширения не проис-ходит, то технология устаревает и в дальнейшем не применяется. Однако при неограниченном расширении научной базы производительность технологии посте-пенно снижается. Научная база рассматривается как фактор, не только увеличивающий, но и понижающий производительность. Широкая научная база снижает стоимость проведения научных исследований, а также увеличивает вероятность успешного завершения работ. Кроме того, широкая научная база позволяет в боль-шой степени изменять технологию и приспосабливать к новым условиям, значительно снижает стоимость подобных изменений.Такой подход позволяет объяснить не только меха-низм роста полезного знания, но и особенности его становления, развития, неравномерность распределе-ния в различных государствах. Применение любой технологии определяется не только ее научной базой, но и тем, насколько оно соответствует распространен-ным в обществе представлениям об окружающем мире, зависимостью от социальных условий. Экономический рост зависит от развития формальных и неформальных институтов, таких как доверие к правительству, функ-ционирование семьи как основы общества, безопас-ность, законопослушание, наличие правовой государ-ственности, возможности индивидуальной инициати-вы, инноваций. Поэтому Д. Норт вполне справедливо подчеркивает, что экономический рост тем значитель-нее, чем лучше в обществе действует система поощре-ний, функциональность которой определяется инсти-туциональной структурой общества.В обществе институты и знание взаимодействуют, причем сфера их взаимодействия шире, чем сфера дей-ствия каждого в отдельности. Институты играют цен-тральную роль в определении темпа и направлений развития полезных знаний, а развитие науки и техноло-гии является общественным процессом. Экономиче-ское значение полезное знание приобретает только в том случае, если оно разделяется в обществе, а надеж-ный доступ к нему обеспечивается особой системой институтов, общественных отношений, коммуникаци-онными технологиями. В настоящее время создатели новых технологий обладают необходимыми навыками и средствами, обеспечивающими им свободный доступ к общественному знанию, которое служит научной базой для нового знания. Без институтов, способст-вующих развитию знания, технологический прогресс был бы серьезно затруднен.Применение полезного знания возможно лишь при наличии в обществе людей, обладающих этим знанием, т.е. необходимо наличие человеческого капитала. От-сутствие физического капитала, как правило, делает бесполезным существование в обществе каких-либо технологий. Качественное оборудование и знание тес-но взаимосвязаны, и если у государства не хватает средств для приобретения оборудования, то технологии оказываются бесполезными. Важную роль в распро-странении знаний играет государство, которое развива-ет научную, информационную инфраструктуру, обес-печивает достойный уровень жизни, занятость для вы-сококвалифицированных специалистов. В этой связи политика Российского государства должна быть на-правлена на создание необходимой инфраструктуры распространения полезного знания, улучшение качест-ва образования, просвещения, создание спроса на нау-коемкую продукцию, повышение престижа научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятель-ности. Необходимы соответствующие качественные изменения российского менталитета, общественного сознания. Существенное повышение качества эконо-мического роста невозможно без адекватного теорети-ческого отражения роли знания в этом процессе и фор-мирования соответствующих институтов в Российской Федерации.В условиях современного научно-технического про-гресса, характеризующегося значительными достиже-ниями компьютерных, информационных технологий, средств телекоммуникации, для успешного решения актуальных проблем устойчивого социально-экономи-ческого развития государства, регионов, муниципали-тетов, хозяйствующих субъектов менеджерам, специа-листам, исследователям необходимо научиться плодо-творно использовать:- современные методы оперативного получения, накопления, обработки, передачи, использования эко-номической, финансовой информации,147- эффективные методы своевременного решения конкретных социально-экономических задач на основе имеющихся информационных баз данных.В заключение целесообразно привести цитату Э. Тоффлера, которая наиболее точно отражает со-временные взаимоотношения научного знания и эко-номики: «Знание - еще одна глубинная основа рево-люционного богатства - стало еще одним из самых быстро меняющихся компонентов нашего экономиче-ского и социального окружения. Как ни удивительно, но по прошествии полувека с момента становления экономики знания мы до сих пор знаем поразительно мало о том, что лежит в его основе» [10. C. 155.]. Та-ким образом, уровень развития общественного созна-ния, культуры, науки, идеологии на каждом конкрет-ном историческом этапе развития государства опре-деляет, при прочих равных условиях, качество жизни, бытия граждан.

Ключевые слова

economic growth, culture, ideology, scientific knowledge, экономический рост, культура, идеология, научное знание

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аксенов Евгений ПетровичКузбасский государственный технический университеткандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела аспирантуры и докторантурыpostgraduate@kuzstu.ru
Всего: 1

Ссылки

Тоффлер Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. М.: АСТ МОСКВА, 2008. С. 155.
Грасиан Б. Карманный оракул. М.: Мартин, 2005. С. 311.
Mokyr J. The Knowledge Society: Theoretical and Historical Underpinnings. Presented to the Ad Hoc Group on Knowledge Systems. N.Y.: United Nation, 2003. С. 24-27.
Черткова Е.Л. Рациональность - критика - свобода // Исторические типы рациональности. М.: Мысль, 1995. Т. 1. С. 303.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2004. С. 313.
История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 12.
Платон. Наука логики / Соч.: В 3 т. М.: Прогресс, 1972. Т. 3. С. 295.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ТК Велби, 2007. С. 571.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. С. 61.
Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 168.
 Научное знание - главный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Научное знание - главный фактор экономического роста | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия