Индикаторы качества региональной стратегии развития высшего профессионального образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Индикаторы качества региональной стратегии развития высшего профессионального образования

Рассматриваются особенности региональной экономической политики в сфере высшего образования. Отличительной особенностью развития образования в мире в настоящее время является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Для оценки качества стратегии развития высшего образования проанализированы индикаторы, отраженные в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2011 гг. Сделан вывод о необходимости формирования новой государственной (региональной) экономической стратегии развития образования.

Indicators of regional strategy of higher professional education development.pdf Обычно в современной экономической литературе к руководящим принципам экономической политики, помимо эффективности и приемлемого неравенства в распределении доходов, относят еще и стабильность, понимая под нею низкие темпы инфляции, безработи-цы и экономического роста. Степень ориентации госу-дарства на реализацию руководящих принципов эко-номической политики государства определяет сущ-ность его стратегии. Полная их реализация означает выход государства на социально эффективную стра-тегию развития, которая обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов. На-рушение хотя бы одного из этих принципов означает реализацию государством корпоративной стратегии в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни всех остальных [1. С. 14].Несоответствие экономической стратегии принци-пам эффективности производства и справедливости распределения благ, как и потеря доверия к ней внутри и вне государства, служит серьезным сигналом для властных структур об угрозе безопасности государства. При оценке качества стратегии государства, региона целесообразно учитывать ее краткосрочные и долго-срочные последствия с точки зрения устойчивого улучшения жизни граждан. В долгосрочной перспекти-ве качественной стратегией для всех государств явля-ется социально эффективная стратегия. Поэтому абсо-лютным критерием качества стратегии государства является степень ее соответствия социально эффек-тивной стратегии. О качестве стратегии в кратко-срочном периоде позволяют судить социальные, эко-номические и финансовые индикаторы. Индикаторы нужны для выполнения следующих важных действий: предупреждения, подтверждения и предсказания.Для понимания сущности измерений и оценок раз-вития образования обратимся к понятию «индикатор». Индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяют как параметры границ, в пре-делах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функциониро-вать и развиваться. В отличие от «показателя», дающе-го лишь количественную констатацию, индикатор но-сит векторный характер. Индикаторы имеют предель-ные (минимальные, максимальные) уровни прибыльно-сти, налоговых ставок, режимов развития многоре-сурсных систем. Особое значение имеюет определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критиче-ского состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов: индикаторы тревоги, индикатор экстре-мального положения, индикатор «банкротство» и пр. Внутри предельных границ образуется так называемый «коридор», необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом установить аде-кватные пороговые значения «коридора».Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которо-го существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления. Формирование индикаторов - про-цесс, увязанный во времени. В этом случае ставится цель - получение единого индикатора, характеризую-щего состояние объекта управления.В настоящее время происходит «превращение» ши-роко известных статистических показателей в социаль-ные индикаторы через их включение в социально-экономический контекст какой-либо модели оценива-ния. Кроме того, широко используются и социальные индикаторы, не являющиеся предметом регулярной статистики. Концептуальные основания для формиро-вания систем социальных индикаторов можно предста-вить в комбинациях различных подходов: модели по-требления, модели социального блага, модели устойчи-вого развития. Например, в концепции «Образование для всех» образование рассматривается как социальное благо, где основной индикатор оценки его состояния -гарантия равного доступа к одинаковому качеству на-чального и среднего образования [2].Любая региональная политика вынуждена решать основное противоречие территориального развития -между равенством и эффективностью. На территориях, обладающих преимуществами развития (более квали-фицированными трудовыми ресурсами, лучшей инфра-структурой, более модернизированной отраслевой структурой экономики и т.д.), концентрация экономи-ческой активности и темпы роста выше, чем в регио-нах, лишенных этих преимуществ. Перераспределение государственных средств в пользу слабых регионов замедляет развитие сильных регионов, поскольку именно они являются донорами в межбюджетном пе-рераспределении. Поиск экономически и социально приемлемого компромисса, приемлемой степени вы-равнивания различий в уровне регионального разви-тия - основная задача региональной политики, в том160числе и образовательной. Для снижения регионального неравенства в возможностях развития человека осуще-ствляется территориальное перераспределение ресур-сов. Механизмами такого перераспределения могут быть региональные программы развития; бюджетные трансферты из фондов целевых программ, дифферен-цированные нормативы бюджетных потребностей, учитывающие региональные различия в условиях жиз-ни (климатические условия, расселение, доступность и уровень развития транспортной и социальной инфра-структуры); региональные коэффициенты оплаты труда и др. Ввиду того, что кроме территориального неравен-ства для получения образования имеет значение и со-циальное неравенство, внимание программ направлено и на поддержку уязвимых слоев населения. Оценочные базовые показатели образования можно сгруппировать в три блока [3]:- индикаторы процесса (процент второгодников; отсева; поступивших в средние учебные заведения; участия в очном образовании; участия в среднем обра-зовании; окончивших средние школы);- индикаторы результатов (процент населения, получившего высшее образование; процент занятости окончивших школу по уровню полученного образова-ния; получение магистерских и докторских ученых степеней по естественным и техническим наукам; когнитивные достижения учащихся; некогнитивные результаты, например умение выражать мысли в пись-менном виде);- индикаторы ресурсов (финансирование образова-ния, по источникам; общие затраты на образование как процент от ВНП; общественные расходы на образова-ние в отношении к общим социальным расходам; за-траты на одного обучающегося на разных уровнях об-разования; квалификация учителей).При разработке региональной стратегии, в основе которой могут быть положены как традиционные ме-тодики, так и авторские, на определенном этапе ис-пользуемого алгоритма стратегического планирования могут использоваться указанные индикаторы. Инфор-мационной основой их являются статистические дан-ные по региональной образовательной системе, данные базы статистики образования, система целевых инди-каторов Федеральной целевой программы (ФЦП) раз-вития образования на среднесрочный период, других целевых программ, связанных с системой образования. К примеру, в Федеральной целевой программе разви-тия образования на 2006-2010 гг. [4] отражены 4 груп-пы целевых индикаторов и показателей, которые мож-но рассматривать как индикаторы, характеризующие состояние объекта управления:I.Совершенствование содержания и технологий об-разования.II..Развитие системы обеспечения качества образо-вательных услуг.III..Повышение эффективности управления в систе-ме образования.IV.Совершенствование экономических механизмовв сфере образования.Проанализируем некоторые из них применительно к системе высшего профессионального образования, т.к. в ФЦП рассматривается система образования в целом.В системе целевых индикаторов ФЦП в числе пер-вых обозначены взаимосвязанные индикаторы: Совер-шенствование содержания и технологий образования и Развитие системы обеспечения качества образова-тельных услуг. Это неслучайно, т.к. отличительной особенностью развития образования в мире в настоя-щее время является повышенное внимание прави-тельств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегиче-ской областью, обеспечивающей национальную безо-пасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрас-тающего поколения. Становление информационного общества требует качественного повышения человече-ского, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. В частности, деятельность в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни предполагает постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление. Информация, знания в современном мире становятся тем фундаментальным социальным фактором, который лежит в основе эконо-мического развития. Изменения в содержании и техно-логиях высшего образования связаны, прежде всего, с внедрением информатизации образования и средств новых информационных технологий. В этой связи ин-форматизацию образования следует рассматривать как процесс изменения содержания, методов и организаци-онных форм подготовки студентов на этапе перехода высшей школы к жизни в условиях информационного общества. В ФЦП предусматривается рост количества обращений к образовательным информационным ре-сурсам, размещенным на федеральных образователь-ных порталах с 5 в 2006 г. до 200 в 2010 г., т.е. рост в 4 раза.В отечественной и в особенности зарубежной выс-шей школе осуществляется практический переход к об-разованию с использованием неограниченного доступа к информации, т.к. в условиях развивающегося информа-ционного общества ограничение доступа к информации затруднено. Доступ к знаниям, накопленным человече-ством, становится неотъемлемым правом гражданина, которое обеспечивается электронными средствами мас-совой информации, инфраструктурой Интернета. Нау-чить жить и работать в изменяющейся среде обитания -важнейшая из задач высшей школы. Это значит, что существующие методы и формы учебной работы долж-ны меняться в той мере, в какой они несут на себе со-ставляющие нового содержания обучения.Объём человеческих знаний удваивается каждые 10 лет. Мощность компьютера - каждые 18 месяцев. За вторую половину XX в. человечество узнало о мире больше, чем за всё время своего существования. Про-гнозируется, что в 2011 г. приобретут распространение нейро-сопроцессоры - системы, работающие по схо-жим с нервной системой человека принципам. Пред-приятия заменят персональные полнофункциональные компьютерные системы с мощными серверами. В 2012 г. более половины всей публикуемой в мире лите-ратуры будут составлять книги в электронном виде. В1612015 г. начнётся массовое производство молекулярного компьютера. В 2029 г. человеческий мозг будет под-ключен к Интернету. В США и Японии будет осущест-влён переход к информационному обществу [5].Уже сейчас высшая школа не рассматривается как главный и единственный источник знаний для молодё-жи. Реальностью становятся проекты по использова-нию обучения на расстоянии как альтернативы для традиционной высшей школы. Усиливается влияние в обществе новых образовательных учреждений и про-давцов коммуникационных и информационных услуг, не имеющих прямого отношения к системе образова-ния. Поэтому необходимы новая стратегия и тактика реализации новой парадигмы информатизации образо-вания, новых принципов изучения информатики как общеобразовательной дисциплины и фундаментальной науки на различных уровнях системы образования, в том числе при подготовке и повышении квалификации преподавателей вузов. При этом образование должно стать опережающим и направленным:1))на формирование новой информационной куль-туры общества;2)целостное миропонимание и современное науч-ное мировоззрение;3)подготовку интеллектуальной элиты общества к освоению новой методологии научных исследований;4)подготовку квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессио-нальной мобильности в условиях информатизации об-щества и развития новых наукоемких технологий [5].Индикатором третьего уровня в ФЦП является Повы-шение эффективности управления в системе образова-ния. Центральное место, на наш взгляд, здесь принадле-жит среди прочих численности образовательных учреж-дений, входящих в сетевое взаимодействие. Удельный вес их определен от 2% в 2005 г. до 30% в 2010 г.Под сетевым взаимодействием понимается продол-жение процесса реструктуризации высших учебных заведений. Реструктуризация предусматривает форми-рование региональных университетских комплексов с объединением начального и среднего профессиональ-ного образования. Формирование федеральных уни-верситетов и инновационных вузов либо консорциумов из нескольких университетов. В настоящее время сформированы Федеральные университеты в Южном и Сибирском федеральных округах, на базе вузов и научных центров в Ростове-на-Дону и Красноярске, принято решение о создании Приморского федерально-го университета на базе Дальневосточного госунивер-ситета. Всего планируется создание 10 федеральных университетов. Целью создания новых университетов является развитие системы высшего профессионально-го образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образо-вательных учреждений высшего образования с эконо-микой и социальной сферой федеральных округов. Создание сети федеральных университетов по замыслу реформаторов позволит выработать новую модель управления знаниями на региональном и межрегио-нальном уровне. В этих университетах внедряются но-вые системы управления, а сами вузы будут являться интегрированными комплексами образования, наукии бизнеса, которые станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров не только для обеспечения потребностей регионов, но и международного уровня. Предполагается, что в течение ближайших лет высшие учебные заведения новой моде-ли войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 г. -в число 100 лучших университетов мира. Объём финан-сирования в 2007-2008 гг. составил 5,25 млрд руб. для каждого федерального университета.Вариантом сетевого взаимодействия можно считать и идею о присвоении статуса национального исследо-вательского не одному университету, а консорциуму из нескольких университетов. Такой вариант рассматри-вается в Томске. В консорциум без физического объе-динения могут войти Томский государственный уни-верситет, Томский политехнический университет, Уни-верситет систем управления и радиоэлектроники и Си-бирский государственный медицинский университет.Следующим направлением сетевого взаимодействия является формирование образовательных кластеров на основе соглашения их с базовыми предприятиями регио-на. Кроме того, это и формирование сети высших учеб-ных заведений, включающих иностранные вузы. Так, до 02.04.2009 г. Российские вузы могли подать заявку на участие в открытом публичном конкурсе по отбору го-ловных (базовых) образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, формирующих Уни-верситет Шанхайской организации сотрудничества как сеть высших учебных заведений по направлениям обуче-ния в Университете Шанхайской организации сотрудни-чества: «Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «IT-технологии» и «Нанотехнологии».От того насколько активно, целенаправленно и с учетом интересов и возможностей регионов будет реа-лизован данный процесс, во многом будет зависеть и совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Именно в рамках сетевого взаимодейст-вия вузов расширяются возможности дополнительного привлечения финансовых ресурсов, рационального их использования.Для осуществления образовательной деятельности ве-дущих университетов необходимо такое финансирование, которое позволило бы решить следующие задачи:1..Обеспечить среднюю заработную плату препода-вателей не менее 75 тыс. руб. в месяц к 2010 г. и 150 тыс. руб. в месяц к 2015 г., что позволит привле-кать и закреплять наиболее квалифицированные кадры, конкурируя с российским бизнесом и университетами зарубежных стран.2.Создать и поддерживать современную учебно-лабораторную и информационную базу, конкуренто-способную на мировом рынке.3.Обеспечить не менее чем 75% студентов этих университетов (150 тыс. чел. в 2010 г., 250 тыс. чел. к 2015 г.) стипендиями в размере не ниже прожиточного минимума и благоустроенными общежитиями; создать условия для постепенного отказа от практики набора платных студентов с относительно низкими результа-тами ЕГЭ.4.Расширить прием в магистратуру лучших выпу-скников российских и зарубежных вузов (120-150% от приема в бакалавриат).1.1625. Исследовательские университеты должны также получить постоянное государственное финансирование своих программ фундаментальных исследований. К 2010 году такое финансирование должно составлять не менее 35% от бюджетного финансирования их образо-вательной деятельности, а к 2015 г. достигнуть 75%. Получив возможность реализовать свои инициативные разработки на долгосрочной основе, академические коллективы этих университетов станут основой нового поколения российской фундаментальной науки.Одним из важнейших индикаторов качества страте-гии государства является инвестирование в человече-ский капитал, который складывается из трех главных индексов - благосостояния, долголетия и образования. Как показывают специальные исследования, ведущая роль в формировании человеческого капитала принад-лежит именно его образовательной составляющей. По различным оценкам, эта составляющая образует от 60 до 80% всего человеческого капитала [6]. Образован-ность непосредственно, хотя и не решающим образом, сказывается на долголетии. Образованные люди в среднем живут дольше, а разрыв в продолжительности жизни между женщинами и мужчинами у лиц этой группы существенно меньше, чем у людей с более низ-ким образованием [5].В федеральном бюджете РФ расходы по разделу «Об-разование» предусмотрены в следующем объёме (табл. 1).Т а б л и ц а 1Расходы федерального бюджета РФ по разделу «Образование», млрд руб.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.287,1307,2 +7%313,6 +2,1%339,9 +8,4%Итого за три года прирост составляет +18,4%. Такой «рост», безусловно, не покроет реальной инфляции. В целом бюджетные ассигнования на реализацию на-ционального проекта «Образование» будут сокращены. В 2008 г. они запланированы в размере 42,8 млрд руб., в 2009 г. - 21,1 млрд руб. С 2009 г., по официальному заключению Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке от 10 мая 2007 г., протокол № 74-3, исключаются расходы на:- внедрение в образовательных учреждениях инно-вационных образовательных программ (13,0 млрд руб., в том числе 3,0 млрд руб. по разделу «Межбюджетные трансферты»);- развитие сети национальных университетов и дру-гих образовательных учреждений (4,7 млрд руб.);- методическое обеспечение и информационная поддержка (0,3 млрд руб.);- приобретение автобусов для государственных и му-ниципальных школ в сельской местности (1,0 млрд руб. по разделу «Межбюджетные трансферты»);- оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием (2,3 млрд руб. по разделу «Межбюджетные трансферты»);- начальное профессиональное образование воен-нослужащих, проходящих военную службу по призыву (0,4 млрд руб.).Не покрывает темпы инфляции запоздалая индекса-ция заработной платы работников сферы образования,как и других бюджетных сфер (табл. 2). Рассчитано на основе данных Росстата.Т а б л и ц а 2Соотношение роста цен и заработной платы в федеральных учреждениях в 2008-2010 гг. в РФГодРост средних цен по офи- циальным данным, %Индексация зарплат в федеральных учреждениях, %200815С 01.09 - 7200918С 01.08 - 6,820106С 01.01 - 6,5Итого3920,3Реальный рост цен значительно превышает про-гнозные значения. Таким образом, национальный про-ект «Образование» утрачивает свой приоритетный ха-рактер. При этом система российского образования характеризуется следующими системными вызовами: ресурсы не соответствуют масштабам образовательной системы; продолжается снижение качества образова-ния; растет доля слабых преподавателей; снижается конкурентоспособность на мировом образовательном пространстве; структура профессионального образова-ния не соответствует потребностям экономики; выс-шая школа практически не производит инноваций и инноваторов [5]. Из этого можно сделать вывод, что государство проводит корпоративную стратегию в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни всех остальных.Учитывая рассмотренные системные вызовы, об-щемировые тенденции и неоспоримую значимость об-разования для социально-экономического развития любого общества, очевидна необходимость формиро-вания новой государственной (региональной) экономи-ческой стратегии развития образования. Причем необ-ходима принципиально новая модель профессиональ-ного образования, отличная от сложившейся, которая во многом и определит экономические механизмы в сфере образования. Принципиальные отличия новой модели образования:1..Общество переживает информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Культура усвоения замещается культурой поиска, дис-куссии и обновления. Преподаватель теряет монопо-лию на оценку результатов учащегося.2..Жесткие рамки формальной системы образования размываются: возникают новые «несистемные» образова-тельные институты - научные лаборатории, электронные и Интернет-СМИ; справочные и «рефератные».3..Главным отличием новой модели от прежней яв-ляется фокусирование на необходимости получения образования в течение жизни. Сегодня непрерывное образование все ещё воспринимается как идея над-стройки, дополнительного обучения в тех случаях, ко-гда основного не хватает. В новой же модели образова-ние принципиально понимается как незавершенное.4.Запрос на массовость креативных компетентно-стей и на массовую готовность к переобучению, кото-рые до сих пор рассматривались как элитарные.1.1635. Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине XX в. карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности. В результате происходит индивидуали-зация образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребен-ку, а взрослый, самостоятельный человек для себя са-мого. С этим связан целый ряд фундаментальных по-следствий:- резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;- необходимость прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;- новое регулирование образовательного рынка: го-сударство уже не может контролировать качество обра-зовательных программ. Фокус регулирования переме-щается к обеспечению полноты и достоверности ин-формации, предоставляемой участниками рынка.- главные субъекты, осуществляющие регулирова-ние, - профессиональное сообщество и потребители.Таким образом, можно сделать вывод, что совре-менное высшее образование существенно меняется. Во-первых, оно перестало быть элитным и стало мас-совым. А сейчас идет переход от массового высшего образования к социально обязательному. Другими сло-вами, оно стало обязательной ступенью, без которойлюди в городской экономике не могут рассчитывать на какую-либо карьеру, продолжением школы иными сред-ствами. Это инструмент продвинутой социализации, благодаря которому человек получает не только фунда-ментальную подготовку, но и какие-то важные социаль-ные компетенции, начинает принимать участие в соци-альных сетях, через которые поступает информация и принимаются решения. Все это отрывается от профес-сионального компонента, который раньше был обяза-тельным. Таким образом, первая стадия высшего обра-зования уже гораздо меньше связана с профессией. Про-исходит укрупнение бакалаврских специальностей. Рос-сия сделала крупный шаг в этом году: по огромной груп-пе направлений подготовки - экономике и менеджмен-ту - в бакалавриате остается всего два направления вместо 25 специальностей - экономика и менеджмент. Плюс одно направление на стыке групп специально-стей - бизнес-информатика, между экономической группой и группой информатики. Этими тремя на-правлениями исчерпывается вся палитра подготовки бакалавров в области экономики и менеджмента. А вся специфическая подготовка сдвигается в магист-ратуру и в так называемые профили - наборы допол-нительных курсов. Это вполне естественно, потому что профессиональные компетенции неизбежно ста-новятся более «короткими»: они уже не на всю жизнь, их хватает в лучшем случае на пять-семь лет, а потом надо заново учиться. Фактически профессиональная стадия подготовки сливается с дополнительным обра-зованием. По сути, это одно и то же [7].

Ключевые слова

quality indicators, development strategy, higher education, индикаторы качества, высшее образование, региональная стратегия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ищук Татьяна ЛеонидовнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета экономического факультетаtana.i@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кузьминов Я.И. О современном высшем образовании. 2009. Режим доступа: <http://www.poisknews.ru/2009/05/27/na_perekhode__4.html>
Анишин Е.В. Человеческий капитал как совокупность социально-экономических отношений: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Чебоксары, 2006. 24 с.
Зыков М.Б. Проблемы образования в обществе, которое информатизируется. 2008. Режим доступа: <http://www.mbzykov.ru/_private/tt9_999_746.php>
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Режим доступа: <http://www.fcpro.ru/>
Бахмутский А.Е., Савинов В.М. Индикаторы эффектов программ развития образования и методы их оценивания. Режим доступа: <http://www.emissia.50g.com/>
Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2004 г. М.: Весь Мир, 2004. С. 71.
Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2003. 456 с.
 Индикаторы качества региональной стратегии развития высшего профессионального образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Индикаторы качества региональной стратегии развития высшего профессионального образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия