Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы

Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу. Сущность налогового администрирования еще не раскрыта в полном объеме. Множество точек зрения по поводу определения налогового администрирования и существующие противоречия при его осуществлении побуждают вновь возвращаться к данной теме.

Tax administration in Russian Federation: definition, principles and main problems.pdf В последние пять лет налоговая система РФ прохо-дит очередной этап реформирования, и этот этап ста-вит уже иные цели и задачи по сравнению с предыду-щими. Если в первые годы становления и функциони-рования налоговой системы первоочередными целями являлись становление упорядоченного налогового за-конодательства и снижение налоговой нагрузки, то на современном этапе происходит изменение целевых ориентиров в сторону качественного улучшения, по-вышения эффективности налоговой системы.Впервые вопрос о налоговом администрировании, как основной цели налоговой политики на ближайшую перспективу был затронут в бюджетном послании на 2004 г., где говорится о совершенствовании налогового администрирования как первоочередной цели налого-вой политики РФ. К 2004 г. период кардинальных из-менений подходил к завершению. Первоочередной це-лью являлось сохранение стабильности налоговой сис-темы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Усилия по реформированию налоговой системы должны быть направлены на повы-шение ясности законодательства. «Важным направлени-ем налоговой политики станут меры по повышению уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий. Совер-шенствование налогового администрирования не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налогового бремени, но и необходимо в целях обеспечения равенства конкурентного режима для доб-росовестных налогоплательщиков» [1].Экономисты и различные специалисты в области на-логообложения до сих пор сходятся во мнении, что обще-го, точного определения понятию «налоговое админист-рирование» нет. А.В. Угрюмова пишет: «В настоящее время термин налоговое администрирование применя-ется бессистемно, отсутствует единое понимание его со-держания» [2]. Термин «налоговое администрирование» не прописан ни в одном законодательном акте. Более то-го, долгое время законодатель пытался избегать исполь-зования в федеральных законах данного термина, однако в 2006 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогово-го кодекса Российской Федерации в связи с осуществле-нием мер по совершенствованию налогового админист-рирования». Кроме того, данное понятие широко исполь-зуется в направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики, начиная с 2007 г.Вместе с тем, исходя из контекста документов, в ко-торых встречается данный термин, многие авторысклонны определять налоговое администрирование как деятельность налоговых органов. В связи с этим неко-торые авторы налоговое администрирование подменя-ют понятием «налоговый контроль». По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседнев-ную деятельность налоговых органов и их должност-ных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сбо-ров и иных обязательных платежей [3].Необходимо отметить, что сами законодатели и ис-полнительные органы власти определяют налоговое администрирование именно как целенаправленную деятельность исполнительных органов власти в отно-шении всех мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля, включая учет и регистрацию на-логоплательщиков, предоставление налоговых льгот, проведение проверок и т.д.Налоговое администрирование - категория сложная и многоплановая. Ее можно представить в нескольких аспектах. В данной работе предлагается рассматривать налоговое администрирование в трех аспектах:1))юридическом.2)управленческом.3)финансовом. Налоговое администрирование в юридическом аспек-те есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлече-ния к ответственности за налоговые правонарушения.Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, свя-занный с осуществлением налогового контроля.Налоговое администрирование в финансовом ас-пекте - это деятельность государственных органов вла-сти по обеспечению полноты сбора налоговых плате-жей в государственный бюджет.Таким образом, объединив все аспекты, можно оп-ределить, что налоговое администрирование есть целе-направленные действия государственных уполномо-ченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налого-вых правоотношений, включающими функции по сбо-ру налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения винов-ных лиц, учета и работы с налогоплательщиками.Налоговое администрирование как подсистема управления налоговым процессом в стране несомненно179должно подчинятся определенным правилам, которые по существу совпадают с общими правилами (принци-пами) налогообложения. Тем не менее разные авторы выражают свою точку зрения относительно принципов налогового администрирования.С точки зрения автора в данной работе можно опре-делить следующие принципы налогового администри-рования:1..Принцип законности. Данный принцип означает, что налоговое администрирование, являясь подсисте-мой управления налоговой системы, должно подчи-няться в своей деятельности установленному налого-вому и финансовому законодательству страны. Кон-трольные мероприятия, проводимые в рамках налого-вого администрирования, должны проводится исклю-чительно в установленных законом правилах.2.Принцип объективности. При проведении меро-приятий налогового администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового админист-рирования, обладающего, несомненно, властными пол-номочиями, требуется обеспечение неприменения дис-криминационных мер, предвзятости в отношении нало-гоплательщиков, уважения чести и достоинства, обес-печение прав налогоплательщиков.3.Принцип единства. Предполагает единство при-меняемых приемов, методов и инструментов налогово-го администрирования на всей территории РФ.4.Принцип эффективности. Результаты налогового администрирования в абсолютной денежной и относи-тельной оценке (например, собираемость налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение. Кроме того, эффективность налогового администриро-вания проявляется в результативности налоговых про-верок (особенно выездных), взыскания и урегулирова-ния налоговой задолженности. С точки зрения ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования.Несовершенство налогового администрирования, «болевые» точки при осуществлении налогового кон-троля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаются авторами - специалистами в области на-логообложения, органами власти и налогоплательщи-ками. Если проанализировать точки зрения авторов по поводу проблем в области налогового администриро-вания, то данные проблемы можно сгруппировать сле-дующим образом.1. Проблемы правого характера. Налоговое админи-стрирование прежде всего нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками нало-гового процесса. Но проблема здесь кроется в том, что налоговое законодательство РФ, во первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. В треть-их, налоговое законодательством РФ, а точнее, вноси-мые в него изменения часто подвержены субъективным причинам. Как отмечают О.В. Врублевская и М.В. Ро-мановский, «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной за-кулисной борьбой и лоббированием интересов отдель-ных отраслевых комплексов и социальных групп». Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые при-водят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам и всем налогопла-тельщикам налоговых схем. Одной из распространен-ных в настоящее время является зарплатная схема, по-зволяющая «уводить» доходы от обложения ЕСН. При этом на законодательном уровне предусмотрена систе-ма санкций за неполную уплату налога, но доказать, что в какой то конкретной организации заработная плата выплачивается в конвертах практически невоз-можно. Слабые стороны также содержит процедура администрирования НДФЛ в отношении доходов фи-зических лиц при сдаче имущества в аренду.2.Проблемы организационного характера. Как ужебыло отмечено ранее, налоговое администрирование посути есть практическая деятельность налоговых орга-нов. Для качественного исполнения функции админи-стрирования налогов в современных экономическихусловиях необходимо сочетание нескольких факторов:- наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;- наличие новых технологий (программных продук-тов) для осуществления многих функций в электрон-ном виде для упрощения многих процедур как для ра-ботников налоговых органов, так и для налогопла-тельщиков;- скоординированная работа уполномоченных ве-домств по обмену данными с налоговыми органами.В отношении двух последних перечисленных фак-торов существуют серьезные проблемы, хотя в послед-ние два года ситуация существенно изменилась. Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт ФНС для работы с налогопла-тельщиками. Как отмечается в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФНС РФ на 2009-2011 гг., необходимо в дальнейшем совершенст-вовать формы и методы оказания информационных услуг налогоплательщикам, а также совершенствова-ние действующих и создание новых услуг налогопла-тельщикам (развитие вариантной системы формирова-ния в электронно-цифровом виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, внедрение тех-нологии организации доступа налогоплательщика к персонифицированным данным, содержащимся в ин-формационных ресурсах налоговых органов с исполь-зованием Интернет-технологий и др.) [4].В настоящее время существуют пробелы при осу-ществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями. Так, происходят сбои или задержки при передаче данных с органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут получить уведомления об уплате транспортного налога на про-данный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.3.Проблемы социально-психологического характе-ра. В России конфронтация интересов фискальных ор-180ганов и экономических субъектов очень велика. Нало-говая культура в России всегда была и остается крайне низкой. Проблемы социально-психологического харак-тера складываются из сочетания следующих факторов:- менталитет российского налогоплательщика, ко-торый направлен прежде всего на сокрытие доходов и минимизацию налогов;- экономическая неграмотность налогоплательщи-ков;- недоверие налогоплательщиков к налоговым ор-ганам, часто вследствие неправильного поведения по-следних. Не секрет, что должностные лица налоговых служб при осуществлении проверок или просто при взаимодействии с налогоплательщиками позволяют себе проявление грубости, негативизма, подозритель-ности, предвзятости в отношении налогоплательщиков.Кроме того, расцветшая коррупция в органах налогово-го контроля лишь усугубляет ситуацию.В настоящее время Министерство финансов совме-стно с ФНС определяет стратегической целью налого-вой политики формирование и функционирование эф-фективной налоговой системы. При этом определяется своеобразное «дерево целей» исходя из теории ме-неджмента: определяется стратегическая цель, такти-ческие задачи и конкретные мероприятия. Исходя из данных ДРОНД Министерства финансов на 2010-2012 гг., для достижения стратегической цели большая ответственность возложена на ФНС и территориальные органы, причем большинство задач и мероприятий свя-заны с совершенствованием налогового администриро-вания. Система данных мероприятий представлена на рис. 1.Ответственность: ФНС Рис. 1. Задачи и мероприятия по достижению главной цели налоговой политики РФНесомненно, главными приоритетами налогового ад- щение использования налоговых схем, определение жест-министрирования должны стать выявление и предотвра- ких мер ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Ключевые слова

tax system, tax policy, tax administration, налоговая система, налоговая политика, налоговое администрирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Куклина Татьяна ВалерьевнаТомский государственный университетаспирант экономического факультета, преподаватель кафедры экономики международного факультета управленияtyarm@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФНС РФ на 2009-2011 гг. Режим доступа: www.minfin.ru <http://www.minfin.ru>
Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. № 4.
Угрюмова А.В. К вопросу о содержании понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налога» // Вестник финансовой академии. 2008. № 4.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году». Режим доступа: <http://www.government.ru/content/>
 Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия