Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии

Рассматриваются ключевые элементы инновационной инфраструктуры Китая и Японии, их основные функции в инновационной системе стран, делается анализ основных особенностей высокотехнологичных структурных образований в экономике и выделяются элементы и характеристики кластеров, потенциально применимые в условиях российского опыта создания высокотехнологичных кластеров.

Features of functioning of hi-tech clusters in China and Japan.pdf История технологического развития показывает, что основой реализации научно-промышленной поли-тики в странах с передовой экономикой являются на-циональные инновационные системы. Их механизмы формируют инновационный потенциал, который затем материализуется в наукоёмком и высокотехнологичном секторе экономики. Авангардная роль этого сектора в обеспечении экономического роста проявляется в по-стоянно возвышающихся требованиях к смежным от-раслям, которые вынуждены адаптироваться к новым технологиям.Тем самым непрерывный процесс наращивания ин-новационного и производственного потенциала науко-емкого высокотехнологичного сектора становится ве-дущим в модернизации всей экономики, позволяет стра-нам, использующим национальные инновационные сис-темы, добиваться впечатляющих социально-экономи-ческих результатов, эффективно обеспечивая устойчи-вое развитие в ближайшей и долгосрочной перспективе. В настоящее время приоритетное значение во многих странах, в том числе в Китае и Японии, приобретает соз-дание технико-внедренческих зон [1. С. 22].Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики - постепенным осуществлением реформ, синхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки ки-тайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия ки-тайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирова-ние негосударственных укладов экономики не на базе го-сударственного сектора, а наряду с ним.Создание СЭЗ было инициировано ЦК КПК в сере-дине 1979 г. При этом официально им придавался ста-тус реального механизма проведения открытой внеш-неэкономической политики, рассчитанной на активное развертывание научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и привлечение ино-странных инвестиций.Помимо создания льготного инвестиционного кли-мата для иностранного капитала, китайское руково-дство пошло на значительные финансовые расходы по созданию инфраструктуры зон, готовясь к приему ин-весторов. При этом использовались не дотационные, а возвратные формы финансирования - льготные займы государственных банков (на 7-10 лет под 4% годовых) [2. С. 309].Кредиты государственных банковских учреждений выдавались под конкретные проекты зон с разработан-ными технико-экономическими обоснованиями. Большин-ство зон получило право в течение 5-8 лет аккумулировать в своем бюджете платежи предприятий-участников. К на-стоящему времени большая часть зон уже накопила сред-ства для расчетов по полученным займам.Важной движущей силой СЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регу-лирования. Каждая из этих СЭЗ получила право при-нимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство, независимо от провинциального правительства.Во всех этих зонах предоставлялись: пониженная ставка налога на прибыль предприятий - 15%, в то время как общенациональная ставка налога составляет 33%, беспошлинный ввоз товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж, льготная аренда земли и объектов инфраструк-туры. Эти зоны являлись закрытыми территориями, для въезда в них китайцам необходимо было иметь специ-альное разрешение.В 1980-е гг. было создано 32 зоны экономического и технического развития (далее ЗЭТР). ЗЭТР существуют практически во всех основных городах северной части страны, а также в более мелких прибрежных районах. Для них выделяют специальные территории (анклавы), на которых действуют автономные органы управления и введены льготы для иностранного капитала.Налоговые льготы в отношении инвестиций со сро-ком капиталовложений, превышающим 10 лет, состоят в применении 15%-ной ставки налога на прибыль (в то время как общенациональная ставка этого налога со-ставляет 33%), со сроком действия менее 10 лет - в размере 24%-ной ставки данного налога. Налоговые льготы притягивают в эти зоны иностранных инвесто-ров. Число совместных предприятий в них исчисляется тысячами, а объем привлекаемых финансовых ресурсов достигает нескольких миллиардов долларов.Главная задача ЗЭТР, в отличие от специальных эко-номических зон, - стимулирование научно-техни-ческого прогресса, развитие современной наукоемкой промыш-ленности и на этой основе увеличение экспорта, расши-рение других видов внешнеэкономического сотрудниче-ства, в том числе научно-технического обмена.Одной из наиболее динамично развивающихся ЗЭТР стала «Ма-вей» (г. Фучжоу). Она имеет территорию 4,4 км2, на которой расположен ряд промышленных предприятий, морской порт. В ее развитие вложено 110 млн долл., по-строено 18 предприятий, в том числе 8 СП, район поддержи-вает связь с 20 государствами [2. С. 312].В 1990-е гг. китайское правительство предпринима-ет усилия по расширению привлечения прямых ино-182странных инвестиций в экспортные производства, но при этом наибольшие преференции предоставляет про-ектам с новыми передовыми технологиями. Именно эти проекты получают особые налоговые и другие льготы. Политика руководства Китая ориентирует пе-реход зон на самофинансирование с целью внесения своей лепты в доход государства.Продолжая реформирование плановой экономики, КНР активно осуществляла стратегию подъема страны в опоре на науку и образование. В качестве основных направлений развития науки и техники была принята следующая модель: инновационные исследования, об-служивающие экономическое строительство и соци-альное развитие, внедрение высоких технологий и соз-дание высокотехнологичных отраслей. Одним из ос-новных инструментов реализации этой модели явилось создание ТВЗ, которые в Китае называют зонами раз-вития новой и высокой технологии. Первая такая зона был создана в 1985 г. на территории СЭЗ «Шень-чжень». На сегодняшний момент в Китае насчитывает-ся 53 ТВЗ, из которых 27 имеют государственный ста-тус [2. С. 313].Методы привлечения инвестиций и технологий здесь основаны на принципе «убывающего протекцио-низма» первые 2 года компаниям предоставляются на-логовые каникулы; далее, в течение 3 лет ставка налога на прибыль составляет 7,5%; последующие 3 года -15%, затем льготный период завершается.Исключительно важное значение имеет методология разделения рисков между высокотехнологичными компа-ниями и правительством. Конкретный механизм заключа-ется в том, что правительство либо выплачивает до 50% по кредиту, привлекаемому компанией, либо само пред-лагает ей льготный кредит. Такими льготами в равной мере могут пользоваться компании независимо от их формы собственности или происхождения капитала.Несмотря на относительно короткий срок деятельно-сти, ряд зон добились значительных успехов, среди ко-торых можно назвать Пекинскую экспериментальную зону развития высоких технологий. Пекинский техно-парк был образован в 1988 г. в районе Хайдань на терри-тории общей площадью свыше 100 км2. На территории парка расположено около 50 высших учебных заведе-ний, 130 научно-исследовательских институтов и лабо-раторий, в которых занято более 100 тыс. человек.Сейчас в зоне функционируют более 4 тыс. про-мышленных предприятий, в том числе около 550 с уча-стием иностранных инвесторов. Освоено производство около 7 тыс. видов наукоемких изделий, из которых более 350 удостоены международных и государствен-ных премий за изобретения. Валютные доходы парка от экспорта продукции за 10 лет возросли более чем в 70 раз и превысили 220 млн долл. [2. С. 318].Рассмотрим подробнее опыт Вэйхайского техно-парка, расположенного на востоке Китая на побережье Желтого моря, который был основан в 1991 г. по со-вместному решению Министерства науки и техноло-гий, властей провинции Шандунь и муниципалитета г. Вэйхая и рассматривается в КНР как ведущий на-циональный центр индустриализации и коммерциали-зации новых и высоких технологий. Технопарк занима-ет площадь в 120 км2 и включает 31 производственноепредприятие, выпускающее наукоемкую конкуренто-способную продукцию и 2 бизнес-инкубатора площа-дью 170 тыс. м2, где 100 инновационных компаний «выращивают» около 2 000 научно-технологических проектов, имеющих коммерческую перспективу и по-тенциал роста [3. С. 66].Активы технопарка и его инфраструктура - земля, здания и сооружения, современные и развитые транс-портные, информационные и телекоммуникационная сети, а также сервисные структуры - центр привлече-ния инвестиций в коммерциализацию НИОКР, центр обмена технологиями и результатами НИОКР с зару-бежными странами, центр защиты интеллектуальной собственности и патентования, центр исследования рынка, центр подготовки и переподготовки кадров, выставочный комплекс мирового класса - принадлежат государству.Основная задача технопарка - индустриализация и коммерциализация новых и высоких технологий и рас-поряжение инновациями в целях повышения конкурен-тоспособности национальной промышленности. Адми-нистрация парка и созданный при ней экспертный со-вет производят отбор проектов с высоким коммерче-ским потенциалом и перспективой увеличения произ-водства конкурентной наукоемкой продукции. «Выра-щивание» таких проектов в бизнес-инкубаторах техно-парка производится с целью увеличения прибыли, на-логовых платежей и внешнеторгового оборота. В функции администрации входит сдача в аренду объек-тов недвижимости и предоставление сервисных услуг предприятиям, а также проведение установленной го-сударством для предприятий технопарка политики преференций.Период пребывания в бизнес-инкубаторе ограничен и, как правило, не превышает трех лет, после чего ус-пешные в коммерческом отношении проекты перехо-дят в категорию производственных фирм, которые вы-плачивают налоги и дивиденды, в том числе технопар-ку, если он находится в составе акционеров. В бизнес-инкубаторе «выживают» примерно 10-15% проектов, остальные терпят коммерческую неудачу и ликвиди-руются, а технопарк несет убытки.Технопарк проводит политику преференций по от-ношению к производственным предприятиям, которые остаются в его составе. Решение о преференциях при-нимается администрацией с учетом рекомендаций экс-пертного совета по критериям высокотехнологичности и наукоемкости выпускаемой продукции, конкуренто-способности, экспортному потенциалу, участию зару-бежных инвесторов, ожидаемому темпу роста рента-бельности и рынка. Парк стимулирует повышение ква-лификации работников своих предприятий в учебных центрах соответствующего профиля.Политика преференций, которую проводит техно-парк по отношению к предприятиям на своей террито-рии, заключается в следующем:- компании с подтвержденным высокотехнологич-ным статусом или производственные компании с ино-странными инвестициями могут вернуть в производст-во 15% выплаченных налогов;- производственные компании с иностранным ка-питалом и периодом производства более 10 лет в пер-183вые два года после получения первой прибыли освобо-ждаются от налогов, с третьего по пятый год выплачи-вают половину налогов;- для экспортоориентированных компаний с ино-странным капиталом, у которых период отмены и сни-жения налогов закончился, налог может быть снижен вполовину, если в течение года 70% общей продажи приходится на экспорт. Если предприятие вложило в производство 15% налога, возвращенного ему по вы-шеприведенным условиям, уровень налога может быть понижен до 10% от полного;- компаниям с иностранным капиталом и передо-выми технологиями, у которых период отмены или снижения налогов закончен, если они остаются аккре-дитованными технопарком как высокотехнологичные предприятия, могут быть добавлены три года периода снижения налога наполовину;- для проектов с базовыми технологиями, основан-ными на новых знаниях, или для проектов с величиной иностранных инвестиций более 30 млн долл. и дли-тельным периодом окупаемости, или для производст-венных проектов, касающихся энергоресурсов, транс-портного либо портового строительства, после приня-тия этих проектов технопарком налог может быть сни-жен до 15% от полного;- для совместных с зарубежными фирмами проек-тов, относящихся к строительству или реконструкции портов, с периодом реализации более 15 лет по реше-нию налогового ведомства в первые пять лет после получения первой прибыли налог может быть отменен, а с шестого по десятый год уменьшен наполовину;- если иностранный инвестор инвестирует свою прибыль, полученную от предприятия, непосредствен-но в это предприятие или основывает на эту прибыль другие предприятия с периодом работы в технопарке более пяти лет, то после одобрения администрацией этих вложений 40% начисленных налогов на реинве-стированную прибыль ему могут быть возвращены.В ближайшие пять лет основные экономические по-казатели технопарка, как ожидается, ежегодно будут увеличиваться не менее, чем на 40%. Государство уве-личивает территорию парка на 80 км2, где планируется разместить десять центров освоения новых и высоких технологий [4. С. 202].На высокотехнологичные кластеры Китая прихо-дится около 3,5% ВВП страны, что, естественно, не может не отразиться благоприятно на экономике всей КНР. Об эффективности зональной политики Китая свидетельствует также тот факт, что через зоны к на-стоящему времени в страну пришло свыше 60% всех иностранных инвестиций.Япония, одна из ведущих промышленно развитых стран мира, также создает свободные экономические зоны с целью активизации внешнеэкономической дея-тельности и регионального развития. В стране особое внимание уделялось и уделяется развитию ТВЗ.Результатом такой политики явилось создание в стране ряда высокотехнологичных кластеров - техно-парков. В Японии, так же как и в Китае, технопарки организовывались по инициативе правительства. В 1970 г. в префектуре Ибараки в 60 км к северо-востоку от Токио был построен первый технопарк -город науки Цукуба, общая площадь которого состав-ляет 28 тыс. га, а население насчитывает около 200 тыс. человек [5. С. 102].Созданные города науки внесли свой вклад в разви-тие научно-технического потенциала Японии, который определял ее промышленную политику. Однако с го-дами национальная экономика менялась в связи с из-менениями внутри страны и в мировой экономике. Появились новые экономические приоритеты, которые требовали изменения в хозяйственном развитии страны и новых методов и средств их осуществления.В 1980-е гг. японское правительство приступило к реализации широкомасштабной программы создания технополисов. В соответствии с разработанной про-граммой «Технополис» предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии пре-фектурах страны около 20 научно-технических зон, получивших название технополисов. Это расшифровы-валось как город и прилегающая к нему территория, где в органическом единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, на-учные учреждения, вузы, готовящие научные и инже-нерные кадры, и жилые постройки с соответствующей современной производственной и социальной инфра-структурой.Руководство по развитию технополисов определило следующие основные критерии для получения террито-рией статуса зоны: расположение в 30 мин езды от «мате-ринского» города с населением не менее 200 тыс. человек и в пределах одного дня езды от Токио, Нагой и Осаки, площадь не более 500 квадратных миль.Кроме того, такая территория должна включать сбалансированное сочетание научно-промышленных комплексов, университетов, научно-исследовательских центров и жилых кварталов, развитую информацион-ную инфраструктуру, быть удобной для жизни, быть расположенной в живописном районе и гармонировать с местными традициями и природными условиями. Наконец, участвовать в планировании деятельности ТВЗ должны все три заинтересованные стороны: биз-нес, университеты и местные власти. Типичные источ-ники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30 - муници-палитеты, 30 - предприятия и частные лица, 10% -иностранные инвесторы.На территории технополисов предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулиро-вания. Так, фирмам, действовавшим в отраслях высо-кой технологии, разрешалось списывать в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений, государство оплачивало треть расходов на совместное проведение научных исследований ла-бораториями и малыми фирмами [5. С. 129].В процессе планирования и строительства технопо-лисов ведущая роль отводилась местным властям. Функции Министерства внешней торговли и промыш-ленности были ограничены определением основных критериев создания технополисов, обеспечением тех-нической помощи, налоговыми льготами и кредитами Японского банка развития. Залогом успеха создания и функционирования технополисов как основы долго-временной стратегии вывода Японии на лидирующие184позиции в XXI в. должно было стать естественное ка-чество, присущее японцам, - терпение и умение пере-носить трудности.В настоящее время в стране насчитывается 19 тех-нополисов. Большинство из них специализируется на разработках в области электроники, создания новых материалов и керамики, робототехники. Некоторые из них ориентированы на научные исследования и произ-водство в области медицинской электроники, биотех-нологии, оптических волокон.Сейчас в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Хамамацу с насе-лением свыше 500 тыс. человек), средние (например, Нагаока с населением свыше 260 тыс. человек) и мел-кие города (например, Ямагути, полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень). Японские технополисы имеют не только научную на-правленность, хотя она и является и ядром технополи-са, но и чисто производственную.Все проекты включенные в технополис, являются вертикально-хозрасчетными и строятся на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. В сущности, технополисы - это в пол-ном смысле сумма технологий, но не случайных, а са-мых эффективных. В этом стратегическая мудрость идеологов технополиса. Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств на их реали-зацию, этапов их решения составляют основу страте-гии и тактики технополисов, то программно-целевое управление, планирование и проектирование составля-ет технологию формирования и функционирования технополисов.Технополисы, способствовали повышению конку-рентоспособности японского экспорта и более глубо-кому включению страны в международное разделение труда. Правительство осуществило также либерализа-цию внешнеэкономических связей, отменив ограниче-ния на пути движения товаров и капитала. Однако тра-диционная практика долгосрочных связей в мире биз-неса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами воспринимались за рубежом как признаки протекционизма и защиты закрытости япон-ской экономики.Избрав развитие науки и техники приоритетным направлением экономических реформ, Китай и Япония создали мощный научно-интеллектуальный потенциал,значительную роль в развитии которого сыграли зоны развития новой и высокой технологии.Таким образом, инновационные экономические зо-ны, являющиеся эффективным инструментом регио-нального развития, получили распространение в стра-нах Азии. Однако их формирование и развитие имеет свою специфику. В частности, для Японии и Китая ха-рактерно активное участие государства в процессе формирования и развития зон научно-технического типа. Технико-внедренческие зоны, являясь разновид-ностью свободных экономических зон, представляют собой территории компактного размещения нацио-нальных и/или зарубежных научно-исследовательских центров и производственных фирм, пользующихся единой системой льгот и преференций как прямого, так и косвенного характера. Изучение мирового опыта соз-дания ТВЗ имеет важное значение для формирования эффективного института ТВЗ в России. Анализ миро-вого опыта функционирования технико-внедренческих зон показал, что они хоть и имеют существенные раз-личия, иногда даже принципиальные, но все же наблю-дается намного больше общих черт и тенденций. Так, они имеют схожие цели повышения конкурентоспо-собности национальной промышленности, укрепления связей науки и инноваторов с производством, активи-зация внешнеэкономической деятельности и регио-нального развития. Общие черты проявляются в их статусе, а именно сочетание подхода создания зон, на-ходящихся в собственности государства, и частной собственности, долевой. Особенно хотелось бы отме-тить, что для создания инфраструктуры активно при-влекается частный капитал, а зоны являются местом активного соединения университетской науки с произ-водством. Опыт Китайских и Японских высокотехно-логичных зон показывает разнообразие и гибкость по-литики льгот для участников зоны, методов формиро-вания кластеров и их развития. Сделать Россию спо-собной конкурировать с развитыми странами в бли-жайшем будущем можно путем обеспечения конку-рентных преимуществ в определенных отраслях на-родного хозяйства на местном, региональном, а затем на федеральном и международном уровнях. Это воз-можно только при развитии и совершенствовании на-циональной инновационной системы России, где инно-вационные кластерные образования смогут сыграть решающую роль.

Ключевые слова

innovations, zoning, cluster, инновации, зонирование, кластер

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лавров Александр АлександровичТомский государственный университетаспирант кафедры политической экономии экономического факультетаlyrayem@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: Юнити, 2005. 223 с.
Beatriz V.M. Mendes. Clustering in emerging equity markets // Emerging Markets Review. 2007. № 8. С. 194-205.
Ци Сяомей. Создание новых промышленных зон для развития частного предпринимательства в Китае // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. № 4. С. 65-69.
Chong-En Bai. Bureaucratic integration and regional specialization in China // China Economic Review. 2008. № 19. С. 308-319.
Бендель М.А., Фролов И.Э. Инновационный потенциал и модернизация экономики: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 1. С. 17-35.
 Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия