Исследование сущности финансовых потоков | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Исследование сущности финансовых потоков

Исследуется сущность финансовых потоков как объекта государственного управления финансами, а также идентификация и классификация процессных финансовых потоков региона, определение управления региональными финансами.

Research of the essence of financial flows.pdf Современный период развития рыночных отноше-ний в России характеризуется осознанием весомой ро-ли финансов в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Кроме того, в суще-ствующих условиях социально-экономические процес-сы в Российской Федерации во многом определяются особенностями развития субъектов Федерации (регио-нов), что существенно повышает роль региональных финансов. В связи с этим различные аспекты управле-ния финансовыми потоками, возникающими между региональными субъектами финансовых отношений, становятся объектами пристального внимания. Однако, несмотря на активное использование понятия «финан-совые потоки» в сферах государственных и частных финансов, к настоящему моменту нет однозначного восприятия данного термина. Все это требует исследо-вания сущности финансовых потоков как обобщающе-го объекта государственного управления финансами и определения содержания управления финансовыми потоками на региональном уровне.Региональные финансы являются подсистемой фи-нансов государства, что позволяет применить в отно-шении первых синтетический метод исследования (че-рез идентификацию целого, частью которого является исследуемый объект).Исследования финансов как инструмента и объекта управления должны основываться на адекватном вос-приятии этой фундаментальной, имеющей диалектиче-ский характер, многозначной категории. В российской финансовой науке в трактовке сущности, характери-стик и функций финансов выделяются три основные концепции: распределительная, воспроизводственная и экономико-правовая. В результате многообразия науч-ных взглядов на возникновение и функционирование финансов концепции финансов по-разному проводят границу между денежными и финансовыми отноше-ниями, а также между денежными и финансовыми ре-сурсами (понятие финансовых ресурсов не имеет усто-явшегося определения, за исключением обобщающего как совокупности фондов денежных средств). Предста-вители распределительной концепции финансов счи-тают, что денежные отношения шире, чем финансовые, и определяют содержание финансовых операций как распределение и перераспределение денежной формы стоимости общественного продукта, национального дохода [1-3]. В рамках воспроизводственной концеп-ции денежные операции фактически совпадают с фи-нансовыми, а финансовые ресурсы - с денежными средствами [4]. Экономико-правовая концепция отно-сит к финансовым отношениям те денежные отноше-ния, которые опосредованы правовыми актами [5-7].В процессе исследования разных подходов к опре-делению сущности финансов было замечено, что сто-186ронники разных концепций финансов так или иначе отмечают первостепенное значение стадии распределе-ния в воспроизводственном процессе и выполнения финансами распределительной функции (для предста-вителей распределительного подхода данное обстоя-тельство очевидно). М.В. Романовский, О.В. Врублев-ская, Б.М. Сабанти [6] считают распределение важ-нейшей стадией воспроизводственного процесса, по-скольку на этой стадии наиболее активно проявляются общественные интересы и все их противоречия. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова [4] отмечают, что посредст-вом распределения вновь созданной стоимости обеспе-чиваются расширенное воспроизводство и общегосу-дарственные потребности, создаются источники фи-нансирования общественного сектора экономики. На-конец, самое главное - от пропорций фонда накопле-ния и фонда потребления, сформированных в результа-те распределения национального дохода, зависят воз-можности, темпы и пропорции развития экономики, ее структура, а значит, и удовлетворение потребностей членов общества [5, 7]. То есть с точки зрения управ-ления значимость финансов заключается в том, что посредством регулирования распределительных про-цессов можно изменять объемы производства, темпы экономического роста и тем самым управлять эконо-мическим и социальным развитием соответствующей территории. Таким образом, руководствуясь мнением экономического сообщества и собственными убежде-ниями, мы делаем важный вывод: значение финансов как инструмента и объекта управления социально-экономическими процессами обеспечивает распреде-лительный характер финансовых отношений.Достаточно распространенное отождествление фи-нансовых потоков (движения финансовых ресурсов) с денежными потоками (движением денежных средств) можно объяснить концептуальными отличиями в опре-делении границ финансовых отношений и состава фи-нансовых ресурсов. Кроме того, этому способствует трактовка финансовых потоков в сфере финансового менеджмента. В отечественной литературе по финан-совому менеджменту между финансовыми и денежны-ми потоками различия практически не проводятся, термин «финансовые потоки» применяется в отноше-нии потоков денежных средств (платежей) [5, 6, 8]. Для финансового менеджмента, системы управления про-цессами финансирования хозяйственной деятельности предприятия, где основным объектом управления явля-ется денежный оборот, прагматичный подход, уравни-вающий финансовые и денежные потоки, вполне поня-тен. Во-первых, он отражает господство денежного хозяйства в условиях рыночной экономики. Во-вторых, денежный поток (показатель, характеризующий ре-зультат движения денежных средств предприятия заопределенный период времени) отражает информа-цию о фактической платежеспособности хозяйствую-щего субъекта, необходимую руководству предпри-ятия, инвесторам и кредиторам. Денежные средства для осуществления расчетов могут отсутствовать да-же у формально прибыльного предприятия, поддер-жание платежеспособности предприятия обеспечива-ется грамотным управлением его денежными потока-ми. Если же говорить о движении финансовых ресур-сов хозяйствующего субъекта как о движении средств денежных фондов целевого назначения, то это скорее плановые («невидимые») процессы, в отличие от де-нежных потоков, выражающихся в реальном движе-нии денежных средств на счетах предприятия. На наш взгляд, это является третьей причиной отождествле-ния финансовых и денежных потоков в рамках фи-нансового менеджмента.В системе государственного управления финанса-ми, осуществляемого в целях воздействия на социаль-но-экономические процессы, под финансовыми ресур-сами целесообразно понимать денежные средства, уча-ствующие в распределительных процессах и организа-ции целевых фондов. Соответственно, финансовые по-токи, по нашему мнению, представляют собой движе-ние финансовых ресурсов в результате первичного распределения стоимости в сфере материального про-изводства и последующего распределения и перерас-пределения между сферами материального и нематери-ального производства, внутри каждой сферы, между социальными группами населения, в том числе с уче-том изменения территориального приложения.Так как финансовые потоки с момента своего воз-никновения и до окончания существования опосредуют процессы формирования, распределения и использова-ния фондов денежных средств, мы разделяем позицию [9] об идентификации их как процессных финансовых потоков.На основе фактора влияния на экономическое пове-дение и финансовые отношения всех участников обще-ственного производства ядро процессных финансовых потоков составляют бюджетные финансовые потоки. К ним относятся потоки, появление которых определяет-ся решениями органов государственной власти и орга-нов местного самоуправления. Это поступления нало-говых и неналоговых доходов, межбюджетные транс-ферты (как получаемые, так и предоставляемые) и рас-ходование бюджетных средств (помимо предоставле-ния межбюджетных трансфертов, выделенных отдель-но).Бюджетные расходы обусловлены полномочиями органов публичной власти и в общем виде представля-ют собой либо трансфертные выплаты (населению, экономическим субъектам), либо бюджетные ассигно-вания на оказание государственных или муниципаль-ных услуг (что представляет собой перераспределение ресурсов от частного потребления к общественному), в том числе на закупку необходимых для этого товаров, работ и услуг.Региональные финансы включают финансы органов государственной власти субъекта Российской Федера-ции и органов местного самоуправления (ведущая роль среди них принадлежит региональному бюджету и ме-стным бюджетам), финансы субъектов хозяйствования и финансы населения (домохозяйств) региона. Иерар-хию уровней управления региональными финансами составляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправ-ления.Для того чтобы сформулировать суть управления процессными финансовыми потоками региона (регио-нальными финансами), необходимо их идентифициро-вать (рис. 1).Мы предлагаем классифицировать процессные фи-нансовые потоки региона как «внутренние - внешние» по отношению к региону в целом и «входящие - исхо-дящие» относительно каждого участника финансовых отношений. Внутренние финансовые потоки образуют-ся между региональными органами власти (органами государственной власти субъекта Федерации и органа-ми местного самоуправления), населением региона и субъектами хозяйственной деятельности, находящими-ся на территории региона. Внешние финансовые пото-ки поступают из внешней для региона среды. Органы власти и управления региона на рисунке обозначены как «бюджет», хозяйствующие субъекты обозначены как «организации».Рис. 1. Процессные финансовые потоки региона: 1 - внутренние; 2 - внешние входящие; 3 - внешние исходящие187Для бюджета основными внутренними входящими финансовыми потоками являются поступления налогов и сборов от организаций и населения региона. Кроме того, в бюджет поступают неналоговые платежи в виде доходов от использования имущества, находящегося в региональной или муниципальной собственности, до-ходов от оказания платных государственных или му-ниципальных услуг, штрафов, иных обязательных пла-тежей, предусмотренных законодательством.В свою очередь, бюджет осуществляет государст-венную поддержку хозяйствующих субъектов посред-ством предоставления бюджетных инвестиций и суб-сидий, производит у них закупку товаров, работ, ус-луг для государственных или муниципальных нужд, формируя тем самым для себя внутренние исходящие финансовые потоки, адресованные субъектам хозяй-ствования региона. В отношении населения основу внутренних исходящих финансовых потоков бюджета составляют бюджетные средства региона, направляе-мые на социальные выплаты. Сюда также можно от-нести выплату заработной платы работникам бюд-жетной сферы. В бюджетной системе субъекта Феде-рации между региональным и местными бюджетами возникают финансовые отношения и финансовые по-токи, которые являются одновременно исходящими и входящими внутренними для бюджетной системы региона. Поэтому данный финансовый поток обозна-чен на рис. 1 петлей.Хозяйствующие субъекты оплачивают труд наем-ных работников, распределяют некоторую часть по-лученной прибыли между акционерами в виде диви-дендов, указанные выплаты гражданам являются ис-ходящими внутренними финансовыми потоками для хозяйствующих субъектов и входящими внутренними для населения.В процессе приобретения материальных ценно-стей, реализации продукции, услуг экономические субъекты вступают в финансовые отношения между собой, формируя финансовые потоки внутри группы, которые образуют еще одну петлю, являясь исходя-щими и входящими внутренними потоками для ука-занной группы участников финансовых отношений. К исходящему внутреннему потоку населения в сторону организаций могут быть отнесены средства граждан, направленные хозяйствующим субъектам в порядке инвестирования, средства, направляемые в финансо-во-кредитные организации, которые затем становятся финансовыми ресурсами субъектов хозяйственной деятельности и бюджета.Охарактеризуем внешние финансовые потоки. Для бюджета основными входящими извне финансовыми потоками являются межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета или бюджета равного уровня. Понятно, что все указанные выше межбюджетные трансферты с противоположным вектором являются исходящими внешними финансовыми потоками для бюджета. Кроме того, исходящий внешний финансо-вый поток для бюджета формирует закупка товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд у инорегиональных организаций.Субъекты экономической деятельности региона в процессе взаимодействия с другими экономическимисубъектами, находящимися вне границ региона, об-разуют свои входящие и исходящие внешние финан-совые потоки. Уплата налогов хозяйствующими субъектами в бюджет вышестоящего уровня, выпла-та заработной платы работникам-жителям других регионов пополняет внешние исходящие финансовые потокиНаселение может получать социальные выплаты, поступающие не из региональной бюджетной сис-темы (стандартный пример - государственные пен-сии), федеральные служащие и работники феде-ральных бюджетных учреждений региона получают заработную плату из федерального бюджета - это внешние входящие финансовые потоки для населе-ния. При выезде на работу за пределы региона на-селение получает заработную плату от сторонних организаций, это также внешний входящий финан-совый поток.По аналогии с внутренними исходящими финансо-выми потоками в адрес организаций население может сформировать такие же внешние исходящие финансо-вые потоки для инорегиональных организаций. Если население самостоятельно, без участия института на-логовых агентов уплачивает налоги, которые зачис-ляются в вышестоящий бюджет, то в результате также образуется внешний исходящий поток финансовых ресурсов.Цель управления процессными финансовыми пото-ками региона заключается в увеличении объема внут-ренних финансовых потоков, что предполагает как ге-нерацию регионом новых финансовых ресурсов, так и превышение объемов входящих финансовых потоков над исходящими. Это означает, по сути, способность экономики региона удержать на своей территории, то есть включить во внутренний оборот финансовых по-токов в регионе, самостоятельно созданные финансо-вые ресурсы и поступившие извне.Отдельно скажем о регулировании объемов внеш-них финансовых потоков региона. На основе охарак-теризованных нами процессных финансовых потоков региона можно сделать следующий вывод. Для части внешних финансовых потоков региональные органы власти не могут оказывать влияние на изменение их объемов (на увеличение объемов входящих и умень-шение объемов исходящих). Среди таких финансовых потоков, например, поступление дотаций региону из федерального бюджета или перечисление налогов, собранных на территории региона, в федеральный бюджет (разумеется, мы рассматриваем ситуацию, когда выполнение социально-экономических функций региональными органами власти имеет позитивный характер).На объемы остальных внешних финансовых пото-ков (например, закупка товаров для государственных и муниципальных нужд у инорегиональных организа-ций, межрегиональные хозяйственные связи субъек-тов экономической деятельности региона) органы власти региона могут оказывать влияние. Причем та-кое влияние осуществляется путем регулирования интенсивности и объемов внутренних финансовых потоков, то есть фактически воздействие оказывается на внутренние финансовые потоки.188В результате, по нашему мнению, управление про-цессными финансовыми потоками региона представля-ет собой воздействие на внутренние финансовые пото-ки с целью увеличения их объема посредством управ-ления бюджетными финансовыми потоками с разделе-нием при этом компетенций по уровням бюджетной системы региона.Таким образом, управление региональными финан-сами осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления посредством управления финансовы-ми потоками региональной бюджетной системы, зада-вая тем самым нужный вектор изменения социально-экономической ситуации в регионе.

Ключевые слова

финансовые потоки, денежные потоки, процессные финансовые потоки, бюджетные потоки, региональные финансы, financial flows, cash flows, process financial flows, budgetary flows, regional finances

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лазичева Елена АлександровнаГосударственная дума Томской областиначальник бюджетно-финансового отделаlazicheva@tomsk.gov.ru
Всего: 1

Ссылки

Бескоровайная Н.С. Развитие системы государственного управления финансами региона: методология, концепция, модели реализации: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2009. 24 с.
Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: управление финансами предприятия: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 384 с.
Финансы: Учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2006. 640 с.
Финансы: Учеб. / Под ред. М.В. Романовского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2009. 462 с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. / Отв. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. 720 с.
Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. для вузов по экон. специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 687 с.
Нешитой А.С. Финансы: Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2006. 512 с.
Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.
Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
 Исследование сущности финансовых потоков | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Исследование сущности финансовых потоков | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия