Проблемы рыночного ценообразования и подготовка российских экономистов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Проблемы рыночного ценообразования и подготовка российских экономистов

Рассматриваются особенности рыночного ценообразования и направления совершенствования подготовки экономистов.

The problems of market pricing and training Russian economists.pdf В результате проводимых в России реформ коммерче-ские фирмы приобретают все большую значимость как с точки зрения занятости населения, так и производства продукции. Основными закономерностями функциониро-вания данных фирм является конкуренция, движение спроса и предложения и их равновесие, рыночное цено-образование, минимизация затрат, максимизация прибы-ли и др. Прибыль выступает одним из важнейших показа-телей оценки деятельности данных фирм. В связи с этим вся система подготовки экономистов кардинально изме-нилась в начале 90-х гг. XX в. Постепенно в средней шко-ле и высших учебных заведениях была создана новая сис-тема обучения, которая формировала у молодого челове-ка мышление, позволяющее действовать в смешанной экономической системе, основой которой является ры-ночная экономика. Однако теория рыночной экономики и реальная российская действительность сильно отличались друг от друга. И это затрудняло процесс изучения не только рыночной экономики в целом, но и ее отдельных элементов, в частности рыночных цен.В России формировалось особое отношение к ры-ночному ценообразованию со стороны государства и фирм. Предполагалось, что частная собственность и на ее основе формирующиеся рыночные цены разрешат основные противоречия, доставшиеся обществу от со-циализма. Рынок все отрегулирует. Государство долж-но значительно уменьшить свои регулирующие функ-ции. Этот романтизм в результате привел к тому, что в течение относительно небольшого периода времени сформировался новый бизнес-класс, который действо-вал исходя из главной цели - максимизации прибыли и забывая, что в рыночном ценообразовании должна реа-лизовываться и другая закономерность - минимизация затрат. Практика показывала, что российский бизнес не осуществлял свою деятельность как homo economicus.Помимо рациональных аспектов рыночного цено-образования необходимо также обратить внимание и на этику. В российской экономической системе 90-х гг. XX в. она оказалась ненужной, т.к. принцип «обога-щайся, кто может» не предполагает учета нравствен-ных принципов функционирования общества: свободы, справедливости, уважения и др.Таким образом, обучение молодых людей в услови-ях, когда действительность далека от теоретических схем, трудно, если вообще возможно.Современный глобальный экономический кризис показал, что российский бизнес страдает теми же бо-лезнями, что и в 90-е гг. XX в. Кризис ярко проявил все наши недостатки рыночного ценообразования:- цены растут при падении спроса, в то время как в развитых странах они в подобных условиях падают;- экономия затрат - это сложный и противоречивый процесс;- безудержная максимизация прибыли как главный мо-тив деятельности российского бизнеса провоцирует на-пряжение в отношениях с потребителем и государством;- противоречивые отношения между участниками каналов распределения продукции.В этих условиях снова возникает проблема препо-давания законов рыночного ценообразования. Сравне-ние деятельности российского бизнеса с западными представителями не в нашу пользу.Особое внимание, по-нашему мнению, следует уде-лять самому гибкому элементу цены - прибыли. В процессе обучения могут возникать определенные противоречия: преувеличение роли прибыли как фи-нансового показателя в ущерб определению прибыли как социально-экономического явления, не являющего-ся единственным оценочным показателем деятельности фирмы. Избегать данного противоречия достаточно сложно, так как на практике существуют определен-ные стереотипы мышления: высокая прибыль может решить все проблемы фирм, государства и домашних хозяйств.Содержание прибыли является крайне сложным. На это необходимо постоянно обращать внимание студен-тов-экономистов. До сих пор не стихают дискуссии о роли и месте прибыли в экономической системе, о мето-дах ее формирования и распределения. В теории иссле-дуется проблема: прибыль - цель функционирования фирмы или средство достижения цели. Государство, фирмы, домашние хозяйства имеют свои экономические интересы в процессе формирования и распределения прибыли. Она участвует в формировании доходов дан-ных субъектов в разной мере. В связи с этим каждый субъект по-разному заинтересован в увеличении при-были. На практике прибыль является источником нало-говых доходов государства, инвестиций для развития экономики в целом. Прибыль фирмы - это доход, ис-пользуемый для будущего ее развития и покрытия убыт-ков прошлого. Для домашних хозяйств - это доход в виде дивидендов, премий, социальных услуг фирмы. Такое сложное участие в формировании доходов субъ-ектов и определяет важное положение прибыли в эко-номической системе, а также показывает, что каждый заинтересован в максимизации прибыли в цене.Систему формирования и распределения прибыли непосредственно организует фирма. Но при этом не-обходимо учитывать, что прибыль фирмами рассмат-ривается, как правило, в качестве мерила эффективно-сти. Как было отмечено выше, максимизация прибы-ли - это цель функционирования бизнеса. Такую зада-чу ставят перед собой руководители компаний. В каче-стве целевого показателя выбирается абсолютный по-казатель прибыли, но чаще всего используют относи-тельные показатели: доход на одну акцию, прибыль на190инвестированный капитал, прибыль на акционерный капитал. Данные показатели рассчитываются на основе результатов прежней деятельности и в сопоставлении с показателями других подобных фирм-конкурентов. Такое определение роли и места прибыли в экономике фирмы, по мнению некоторых экономистов, обедняет деятельность фирмы, не дает возможности решать дол-госрочные социально-экономические задачи ее функ-ционирования в условиях глобализации и постиндуст-риального развития современной экономики. Оценка деятельности фирмы должна осуществляться на основе комплекса показателей, оценивающих как социальную, так и экономическую деятельность фирмыПо-нашему мнению, заслуживает внимания теоре-тическое направление, рассматривающее фирму как живой организм, который рождается, развивается, бо-рется за выживание, умирает. Это позволяет отойти от технократического подхода к анализу деятельности современной фирмы, рассматривающий ее как слож-ный механизм, функционирующий на основе преиму-щественного влияния финансового капитала и техноло-гий. В этом случае прибыль является финансовым по-казателем, оценивающим эффективное функциониро-вание фирмы. Но мы уже знаем, что финансовые пока-затели могут противоречить социальному развитию субъектов экономики.Формирование постиндустриальной экономики на первое место выводит человеческий капитал, его каче-ство и количество. И фирма должна определяться как живой организм, существующий по своим определен-ным законам. Однако многие экономисты фирму по-прежнему рассматривают как явление технократиче-ское. Это противоречие в процессе анализа элементов экономической системы проявляется и в процессе формирования и распределения прибыли. Человече-ский капитал усиливает свое значение в экономике по сравнению с финансовым капиталом и технологиями, но прибыль по-прежнему анализируется преимущест-венно как финансовый показатель. Она должна опреде-ляться как элемент экономической системы, реали-зующий деятельность фирмы как живого организма. В связи с этим она должна формироваться как по законам рационального поведения, так и по законам этики. Процесс обучения экономистов должен ориентиро-ваться, по нашему мнению, на данные положения.Этические принципы ставят мощные ограничители в процессе безумной максимизации прибыли в ценооб-разовании. Может, поэтому в условиях глобального кризиса в разных странах снова поднимается вопрос о справедливости рыночных цен, об этичности получе-ния бонусов за счет высокой прибыли и т.д. Руководи-тели разных стран, как развитых, так и быстро разви-вающихся, предлагают государственные и надгосудар-ственные методы регулирования данных процессов. Сама постановка данных проблем на самом высоком уровне (например, G20, международные форумы) уже говорит об их значимости и необходимости решения.Анализируемое выше противоречие в оценке при-были особенно заметно в России, экономика которой рассматривается как переходная. Мы должны решить для себя в настоящее время следующие проблемы: ка-кие методы использовать в процессе формирования ираспределения прибыли, является ли прибыль только финансовым показателем или ее содержание гораздо глубже и затрагивает в целом социально-эконо-мические отношения общества, каково место прибыли в оценке деятельности фирмы, домашнего хозяйства, государства и т.д. Это особенно важно для российского менеджмента, который оформляет себя в настоящее время как органическая часть международного ме-неджмента. Особую роль в этих процессах играет Рос-сийское государство, на плечах которого лежит ответ-ственность в определении стратегии социально-экономической политики, включая систему образова-ния кадрового потенциала страны.Также следует отметить, что прибыль является эле-ментом цены наряду с полными затратами и косвенны-ми налогами. Ее место и роль в системе ценообразова-ния определяется такими важными факторами, как за-траты фирмы, поведение потребителей и конкурентов, которые называются экономистами «магический тре-угольник ценообразования». Его функционирование различно в отдельных отраслях, при производстве и реализации определенных видов продукции. Преиму-щественное значение каждого фактора при определе-нии прибыли дифференцируется в зависимости от сис-темы ценообразования, выбранной фирмой: затратно-го, ориентированного на потребителя или конкурента. При этом анализ затрат осуществляют финансовые менеджеры, чтобы определить, насколько высокой должна быть цена для покрытия затрат. Маркетологи и менеджеры по продажам изучают поведение потреби-телей, чтобы рассчитать, насколько низкой должна быть цена, чтобы увеличить объем продаж [1. С. 69]. Это противоречие в определении прибыли в процессе ценообразования разрешается для каждого отдельного продукта в процессе принятия ценовых решений руко-водством фирмы. Таким образом, при подготовке эко-номистов узкого профиля прибыль, тем самым, пово-рачивается к ним разными аспектами своего сложного содержания.«Магический треугольник ценообразования» фор-мировался в России постепенно. Сначала определяю-щим фактором формирования прибыли являлись затра-ты. Увеличение затрат и цен определяло высокие при-были российских коммерческих фирм. Роль финансо-вых менеджеров постепенно оформлялась, постоянно увеличивалась. Это до сих пор проявляется в высоких конкурсах при поступлении абитуриентов на финансо-вые специальности.При стабилизации инфляции, курса доллара под-держание высокой прибыли становится все более про-блематичным, так как начинают усиливать свое влия-ние потребители и конкуренты в системе ценообразо-вания. Увеличение цен не могло уже компенсировать в полном объеме рост затрат и косвенных налогов (акци-зов, таможенных пошлин). Прибыль как самый мо-бильный и гибкий элемент цены оказалась в трудном положении. Она начинает испытывать давление с двух сторон: со стороны затрат и со стороны рынка. Возни-кает потребность в подготовке специалистов по марке-тингу и поиске компромисса между финансовыми ме-неджерами и маркетологами в российских фирмах. Получение стабильной прибыли уже не может осуще-191ствляться только на основе роста цен. Рационализация затрат, изучение поведения потребителя и конкурента постепенно усиливают свое значение в российских коммерческих фирмах. Менеджеры заговорили и о зна-чении этики в определении прибыли. Наблюдается усиление влияния этики поведения менеджмента в системе подготовки экономистов в российской системе образования.Следует отметить, что перечисленные положитель-ные тенденции в рыночном ценообразовании во мно-гом формировались благодаря влиянию западных транснациональных корпораций. Уровень цивилизо-ванности процесса формирования цен в развитых стра-нах намного выше, чем в России. Это проявляется че-рез этику отношений фирм и домашних хозяйств, от-ношений между фирмами и т.д. Конечно, обидно, что россиянам необходим внешний толчок для развития культурного, нравственного бизнеса. Россия оценива-ется в мировой экономике как культурная и образован-ная страна. Еще более непонятным для нашего потре-бителя является тот факт, что наш бизнес формирует два лица: одно - для россиян и оно не вызывает у них доверия, а другое - для потребителей и конкурентов, действующих в развитых странах. Такое неуважение собственных потребителей и конкурентов вызывает, по меньшей мере, недоумение. Эти обстоятельства трудно объяснить студентам в процессе изучения затрат, при-были и цен.Таким образом, современный глобальный экономи-ческий кризис показал, что в российском рыночном ценообразовании по-прежнему остаются проблемы, возникшие еще в начале 90-х гг. XX в. и до сих пор не решенные. С другой стороны, формирование цивили-зованного рыночного ценообразования на основе эко-номической рациональности и этических принципов становится все более необходимым, иначе нам трудно будет сохранять социальную стабильность в России и находить общий язык с зарубежными партнерами. На-ши молодые люди, вступающие в процесс производст-ва товаров или услуг, должны понимать это.

Ключевые слова

ценообразование, прибыль, подготовка экономистов, pricing, profit, teaching of the economists

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петиненко Ирина АлександровнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультетаnatako@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Проблемы рыночного ценообразования и подготовка российских экономистов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Проблемы рыночного ценообразования и подготовка российских экономистов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия