Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств

Рассмотрены существующие методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, приведены результаты исследования иерархии ценностей учащихся школы искусств и общеобразовательной школы; показана противоречивость полученных данных; представлен первоначальный вариант методики изучения ценностно-смысловой сферы личности на основе выдвинутой гипотезы об ее уровневой структуре.

Diagnostics of a fine arts school student personality's values and meanings.pdf В условиях модернизации современных образова-тельных систем все большее значение приобретает про-блема формирования активной саморазвивающейся личности учащихся учреждений дополнительного обра-зования, в частности детских музыкальных, художест-венных, хореографических школ, школ искусств. Целью дополнительного образования является формирование у воспитанника в совместной деятельности со взрослым и сверстниками такой картины мира, которая обеспечива-ла бы их ориентацию в ситуации неопределенности, ко-гда общечеловеческие нравственные нормы и духовные ценности утрачивают свою значимость, и стимулирова-ла бы процессы личностного саморазвития. В школе искусств, где созданы условия для самовыражения и самореализации личности, ребенок творчески осуществ-ляет себя в разных ролях, активно присваивает культур-ные ценности, ищет жизненный смысл.Развитие и совершенствование ценностно-смыс-ловой сферы как центрального звена в структуре внут-реннего мира личности многие психологи считают главной задачей воспитания (А.Г. Асмолов, Д.А. Леон-тьев, Н.И. Непомнящая и др.). Согласно нормативной документации школы искусств целью данного учреж-дения является формирование творческой, всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и само-реализации. Однако личный опыт работы в качестве преподавателя хоровых дисциплин позволяет утвер-ждать, что в содержании работы школы необходимость формирования ценностно-смысловой сферы не находит отражения: основной задачей учреждения является раз-витие специальных способностей (музыкальных, худо-жественных и т.д.), т.е. качеств, характеризующих «внешнюю оболочку» личности [1. С. 29]. При этом в обучении доминирует внешняя мотивация учащихся -участие и победа в конкурсах, выставках, возможность выступления на большой сцене и т.п. В содержании ра-боты уделяется внимание формированию отдельных видов ценностей (патриотизма, нравственности), однако при этом рассматриваются лишь средства их формиро-вания и особенности организации образовательной сре-ды, но не исследуется природа, структура, содержатель-ные характеристики, уровни развития ценностей.Такая тенденция характерна и для других учрежде-ний дополнительного образования. Она обусловлена, прежде всего, недостаточной разработанностью про-блемы в теории - при обилии публикаций по результатам исследований существуют трудности в определении и дифференциации понятий, а также обосновании струк-турных компонентов, характеризующих ценностно-смысловую сферу личности. Д.А. Леонтьев, отмечая не-обходимость различения «объективного значения какого-либо явления и его значения для субъекта» - «личностно-го смысла», предупреждает об ошибочности понимания ценностей как порождений сознания, т.к. они не вполне соответствуют реально значимым ценностям. По мнению автора, понятия «ценностные представления» и «ценно-сти» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. Все отраженные в науке пред-ставления о формах существования ценностей могут быть выражены в общественных идеалах - выработанных об-щественным сознанием и присутствующих в нем обоб-щенных представлениях о совершенстве; в предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; в мотивационных структурах лично-сти («моделях должного»), побуждающих ее к предмет-ному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Переходы ценностей из одной фор-мы в другую Д.А. Леонтьев представляет следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью в качестве «моделей должного» и начинают побуждать ее к активности, далее происходит процесс их предметного воплощения, который, в свою очередь, становится осно-вой общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали [2. С. 51].В последние годы значительно возрос интерес уче-ных к проблеме смысла жизни как одной из актуаль-ных, решаемой на путях синтеза религиозного, фило-софского, научного и художественного познания. Пер-воначально понятие «личностный смысл» в научном знании было рассмотрено в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, которые, исследуя структуру челове-ческой деятельности, осуществили «выход за пределы сознания». А.Н. Леонтьев показал, что смыслы являют-ся результатом отражения субъектом отношений, су-ществующих между ним и предметами его действий; отношение мотива к цели порождает личностный смысл, т.е., возникая в деятельности, смыслы становят-ся единицами человеческого сознания.197Вслед за А.Н. Леонтьевым к проблеме смысла об-ращались многие отечественные психологи, отмечая её сложность в силу неоднозначной дифференциации по-нятий «смысл», «ценность», «значение», «мотив». Д.А. Леонтьев понимает смысл как субъективную зна-чимость объектов и явлений действительности, которая проявляется в их эмоциональной окраске и в понима-нии субъектом их роли и места в собственной жизне-деятельности, удовлетворении определенных потреб-ностей, в реализации тех или иных ценностей. Решая проблему динамики смыслов, Д.А. Леонтьев выделяет процессы смыслообразования, смыслоосознания, смыс-лостроительства [3. С. 252].Понятие «личностный смысл» в контексте проблемы воспитания личности рассматривает А.Г. Асмолов, по мнению которого в личностных смыслах действитель-ность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, предметных и социальных норм. Лич-ностные смыслы и выражающие их в поведении лично-сти смысловые установки, - отмечает А.Г. Асмолов, -являются психологическим объектом воспитания. Такое понимание психологического объекта воспитания «по-зволяет не только отчетливо осознать различие между обучением и воспитанием, но и охарактеризовать основ-ные черты методических принципов, посредством кото-рых можно наиболее эффективно оказывать психологи-ческую поддержку личности» [4. С. 138].Обращаясь к вопросу о формировании ценностно-смысловой сферы в онтогенезе, ряд авторов отмечают, что механизмом становления личностных ценностей является интериоризация личностью социальных цен-ностей. Известно, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превраще-нию его в личностную ценность, однако не все ценно-сти, осознаваемые и даже признаваемые индивидом, реально становятся таковыми. Для этого необходимо практическое включение субъекта в деятельность, на-правленную на реализацию ценности.Как следует из анализа основных направлений ре-шения проблемы определения понятий, характеризую-щих ценностно-смысловую сферу личности, в ней об-наруживается множество «белых пятен», одно из кото-рых - вопрос о ее структуре или компонентном содер-жании. Анализ теоретических позиций, представлен-ных выше, послужил основанием для гипотетического определения ряда компонентов, составляющих ценно-стно-смысловую сферу личности, где понятие ценно-сти является базовым: ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы.Ценности-знания, или «знаемые» ценности, кото-рые отражены в сознании в виде представлений, обра-зов, знаний о содержании различных ценностей, однако не определяют характера жизнедеятельности человека, особенностей его личности; например: «милосердие -главная человеческая добродетель» или «искусство -источник эстетического наслаждения».Ценности-мотивы, которые, будучи осознанными, осмысленными, «принятыми» личностью становятся побудителями ее активности, составляют основу ее ценностных ориентаций, определяют характер ее от-ношения к миру, например: «милосердие необходимо для того, чтобы иметь возможность рассчитывать наответную помощь и поддержку» или «хочу быть эсте-тически развитым человеком».Ценности-цели, которые лежат в основе реального осуществления деятельности, реальных поступков лично-сти и обеспечивают возможность действовать в направ-лении достижения результата, преодолевая внутренние препятствия, например: «я всегда готов помогать другим, приносить людям радость» или «я всегда нахожу время для посещения выставок, концертов, спектаклей».Ценности-смыслы, в которых отражена личностная значимость мира для человека, когда знание о сущест-вовании его как ценности превращается в «пристраст-ное» отношение к нему, это - «смысложизненные ори-ентации» личности в единстве жизненных целей, эмо-циональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией, например: «для меня немыслимо остаться в стороне рядом с чужой бедой» или «искус-ство - вся моя жизнь, моя будущая профессия».Изучение механизмов формирования ценностно-смысловой сферы личности ставит перед исследовате-лями проблему выбора адекватных методов ее диагно-стики, которая давно заявлена в психологии как доста-точно сложная. Средством определения глубоких лич-ностных образований, как правило, служит задача пря-мого ранжирования ряда ценностей (Б.С. Круглов, Д.А. Леонтьев), что создает, с одной стороны, пробле-му влияния социальных ожиданий, с другой - трудно-сти работы личности с далеко не всегда осознаваемым содержанием.Пилотажное исследование, проведенное нами с це-лью выявления доминирующих ценностей учащихся общеобразовательных школ и школы искусств города Нижневартовска, обнаружило противоречивость ре-зультатов, полученных с использованием ряда извест-ных в психологии методов исследования ценностно-смысловой сферы: вербального фрустрационного теста (Л.Н. Собчик) [5. С. 290-301], экспресс-методики «До-минанта» (В. Ясвин и С. Дерябо) [6. С. 289-293], мето-дики «Ценностные ориентации» Е.Б. Фанталовой (мо-дифицированный вариант методики М. Рокича) [7. С. 25-26], а также теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [7. С. 11-16]. Сравнительный анализ результатов по названным методикам обнаружил их противоречивость, выраженную, в частности, в том, что одна и та же ценность в иерархии одной и той же группы респондентов занимает разные места по раз-ным методикам, тогда как цель исследования состоит в выявлении этой иерархии. Например, ценность «мате-риальное благо» согласно результатам вербального фрустрационного теста занимает одно из первых мест, а по результатам экспресс-методики «Доминанта» -предпоследнее. Ценность «Здоровье» имеет низший балл по результатам вербального фрустрационного теста, а согласно методике Е.Б. Фанталовой - наивыс-ший по общеобразовательной школе и один из выс-ших - по школе искусств. Ценности искусства являют-ся для учащихся школы искусств доминирующими по результатам методики «Доминанта», а в иерархии по методике Е.Б. Фанталовой занимают низшую позицию и т.д. Принципиальных различий не выявлено и в сис-теме жизненных смыслов учащихся общеобразова-тельной школы и школы искусств по тесту смысло-198жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Сравнитель-ный анализ результатов показал, что все исследуемые категории жизненных смыслов представлены в доста-точной мере, в пределах 10-17 баллов1. Вероятно, средние показатели нивелируют эти различия, хотя в реальной жизни они очевидны.Обнаруженные факты свидетельствуют о необхо-димости разработки методов исследования не только содержательных характеристик ценностей и их иерар-хии, но и некоторых динамических характеристик, а также их индивидуальных особенностей. В соответст-вии с представленной выше структурой ценностно-смысловой сферой личности разработана анкета-опросник, позволяющая выявить выраженность её структурных компонентов. Для диагностики мы выде-лили 12 ценностей, приоритетных в юношеской среде: активная деятельная жизнь, здоровье, интересная рабо-та, красота природы, материально-обеспеченная жизнь, познание, наличие верных друзей, искусство, счастли-вая семейная жизнь, признание общества, творчество, свобода поступков и суждений. Каждая из ценностей представлена в анкете-опроснике в виде высказываний, характеризующих её как: А) ценность-знание, Б) цен-ность-мотив, В) ценность-цель, Г) ценность-смысл. Респонденту рекомендовалось сделать выбор среди представленных высказываний, и, если предлагаемые варианты не соответствуют его представлениям о дан-ной ценности, высказать свое мнение. Предлагались 12 блоков суждений по 5 суждений в каждом (среди них 1 суждение можно было завершить). Например (приводится одна из 12 ценностей):8. Искусство:- искусство - источник эстетического наслаждения;- искусство входит в сферу моих интересов, т.к. хо-чу быть эстетически развитым человеком;- искусство влечет меня, я всегда нахожу время для посещения выставок, концертов, спектаклей;- искусство - вся моя жизнь, моя будущая профессия;- искусство…Испытуемые фиксировали выборы в бланке под по-рядковыми номерами представленных для диагностики ценностей: например: 1.В), 4.А) или 10.Д). …Инфор-мация с бланков заносилась в таблицу и подсчитыва-лось общее количество выборов испытуемыми каждой ценности по структурным компонентам. В результате выявлялась иерархия ценностей испытуемого и доми-нирующие ценности по каждому блоку.В исследовании принимали участие 85 учащихся средней общеобразовательной школы (10-11-е классы) и 85 учащихся школы искусств (14-16 лет, художест-венное, музыкальное и хореографическое отделение). Были получены следующие результаты. Количествен-ные показатели выборов по компоненту ценности-знания колеблются от 6 до 36. В общеобразовательной школе наивысший балл (36) у ценности «активная дея-тельная жизнь», затем «наличие верных друзей» (26), «признание общества» (24). Отрицательные баллы ин-терпретированы нами как показатель непринятия цен-ности (ее несформированности): «интересная работа» (-6), «активная деятельная жизнь», «красота природы» и «здоровье» (-3), «счастливая семья» (-2), «искусст-во» и «познание» (-1). Средний балл по количествувыборов ценностей-знаний - 19,4. В школе искусств наивысший балл у ценности «интересная работа» (34), «здоровье» (33), «красота природы» (32). Отрицатель-ные баллы у ценностей: «общественное признание» (-5), «красота природы» (-4), «наличие верных друзей» (-2), «материальные блага» и «искусство» (-1), сред-ний балл ценностей-знаний в школе искусств - 24. Та-ким образом, ценности-знания имеют более высокий показатель среди учащихся школы искусств.Анализ выборов по компоненту ценности-мотивы колеблются от 17 до 39. В общеобразовательной школе доминируют «здоровье» (39), «творчество» (34), «инте-ресная работа» (32). Средний балл ценностей-мотивов в общеобразовательной школе 29. В школе искусств доминирующими среди ценностей-мотивов являются: «наличие верных друзей» (36), «творчество» (34) и «по-знание» (31), средний балл представленности ценно-стей-мотивов в школе искусств - 25,6. Это свидетель-ствует о большей выраженности ценностей-мотивов у учащихся общеобразовательной школы.Анализ выборов по компоненту ценности-цели по предъявленным ценностям колеблется от 5 до 43. В общеобразовательной школе являются приоритетными «признание общества» (30), «здоровье» и «красота при-роды» (28). Средний балл по количеству выборов цен-ностей-целей - 22,9. В школе искусств доминирующи-ми среди ценностей-целей являются «общественное признание» (43) и «активная деятельная жизнь» (34), «счастливая семейная жизнь» и «материальные блага» (27). Средний балл ценностей-целей в школе искусств - 20,5, что так же свидетельствует о большей значимо-сти этого компонента ценностно-смысловой сферы среди учащихся общеобразовательной школы.Количество выборов по ценностям-смыслам нахо-дится в пределах от 3 до 31. В общеобразовательной школе наивысший балл (18) принадлежит ценностям «свобода поступков и суждений» и «наличие верных друзей». Средний балл по количеству выборов ценно-стей-смыслов - 12,5. В школе искусств доминирующей среди ценностей-смыслов является «искусство» (31), далее «свобода поступков и суждений» (28). Средний балл - 18,6. Таким образом, по ценностям-смыслам более высокий показатель у учащихся школы искусств.Анализ результатов послужил основанием для сле-дующих выводов: выявлены различия в выраженности структурных компонентов ценностно-смысловой сфе-ры личности у учащихся школы искусств и общеобра-зовательной школы. Как наглядно отображает диа-грамма, в структуре ценностно-смысловой сферы лич-ности учащихся средней школы превалируют мотива-ционные компоненты (более трети - 35%), высок про-цент развития ценностей-целей (27%) что, вероятно, связано с принципами концепции модернизации обра-зования - создание позитивной мотивации учения и всех видов деятельности, формирование навыков целе-полагания. В то же время малая доля приходится на смысловые компоненты в структуре личности (всего 15%). Соотношение структурных компонентов ценно-стно-смысловой сферы личности учащихся школ ис-кусств представлено почти в равных долях, при этом доля ценностей-смыслов больше, нежели среди уча-щихся средней школы.199Таким образом, предварительные данные позволя-ют считать, что предлагаемая нами методика диагно-стична в плане установления иерархии ценностей, а также определения их содержательных характеристик. Её исполнение в виде анкеты-опросника является при-емлемым и менее трудоемким для респондентов в ус-ловиях и общего среднего и дополнительного образо-вания в связи с недостатком свободного времени ичрезмерной загруженностью учащихся. Безусловно, для большей объективности диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся необходим глу-бокий анализ факторов, обусловливающих различия в количественных показателях в среднем и дополнитель-ном образовании, а также применение данной методи-ки в комплексе с другими методами исследования цен-ностно-смысловой сферы.

Ключевые слова

ценностно-смысловая сфера, иерархия ценностей, структура ценностно-смысловой сферы, диагностика ценностно-смысловой сферы личности, sphere of personality's values and meanings, hierarchy of values, structure of sphere of personality's values and meanings, diagnostic techniques of sphere of personality's values and meanings

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Близнецова Октябрина ИвановнаНижневартовский государственный гуманитарный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развитияsnegirevatanya@mail.ru
Шапенкова Ирина ПетровнаМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1»аспирант кафедры психологии образования и развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета, преподаватель хоровых дисциплинtarasova-ea@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.
Психологические основы педагогической практики студентов: Учеб. пособие / Ред. А.С. Чернышева. М., 2000.
Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа структура и динамика смысловой реальности. М., 1999.
Леонтьев Д.А. Ценности и ценностные представления // Психологическое обозрение. 1998. № 1.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., 1997.
 Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Проблема диагностики ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия