Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощностив молодежной среде | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощностив молодежной среде

Приводятся результаты исследования распространенности и особенностей табакокурения в молодежной среде, а также данные, подтверждающие различия в мотивах начала курения в различных молодежных группах, а также свидетельствующие о том, что табакокурение является формой проявления синдрома выученной беспомощности.

Researches of features of smoking as a form of the learnt helplessness display in youth environment.pdf В России рост числа представителей курящей молоде-жи можно охарактеризовать как катастрофический. Фено-мен выученной беспомощности тесно связан с этим явле-нием. Работа с психологическим состоянием выученной беспомощности в контексте профилактики и коррекции табакокурения открывает возможности разработки новых эффективных методов. При разработке программ коррек-ции и профилактики табакокурения необходимо учиты-вать, что любая профилактическая программа должна ос-новываться на результатах предварительных исследований.Исходя из этого было проведено исследование рас-пространенности и особенностей табакокурения, вы-ученной беспомощности и выраженности потенциала самореализации в молодежной среде. В исследовании приняли участие 500 респондентов в возрасте от 15 до 30 лет (234 юноши и 266 девушек). Из них 103 челове-ка - это учащиеся 10-11-х классов средней общеобразо-вательной школы г. Томска (54 юноши и 49 девушек); 103 человека - студенты педагогических колледжей г. Томска и г. Барнаула (30 юношей и 73 девушки); 124 человека - студенты 1-го курса факультета психоло-гии Томского государственного университета (14 юно-шей и 110 девушек) и 170 человек - это победители Программы «Участник молодежного научно-инно-вационного конкурса» («УМНИК»), проводимой Фон-дом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (136 юношей и 34 девушки), из 16 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Белгород, Самара, Бийск, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Ростов-на Дону, Саратов, Ставро-поль, Челябинск, Новгород, Нижний Новгород).Участники исследования составили четыре целевые группы: школьники, студенты педагогических коллед-жей, студенты вуза и победители Программы «УМНИК», которые были выбраны как представители молодежи с высоким потенциалом самореализации.Распространенность курения в разных целевых группахПроведенное исследование показало, что из всех участвующих в исследовании респондентов курящие составили 23%. При этом следует отметить, что рас-пространенность табакокурения у юношей и девушек практически не отличается (26 и 21% соответственно). Полученное в ходе исследования процентное соотно-шение курящих молодых людей в различных целевых группах респондентов представлено на рис. 1.•·Учащиеся 10-11-х классов•·Студенты колледжа•·•·Студенты 1-го курса ТГУ•«УМНИКИ»□Рис. 1. Распространенность табакокурения в различных группах молодежиПолученные данные показывают, что среди целе-вых групп, участвовавших в исследовании, наимень-шая распространенность наблюдается среди молодежи с высоким потенциалом самореализации (победители Программы «УМНИК») и среди школьников (по 14%).Полученные в результате нашего исследования дан-ные отличаются от общероссийских показателей. Этот факт, мы полагаем, можно объяснить тем, что в иссле-довании участвовали студенты из педагогических кол-леджей гг. Томска и Барнаула, школы г. Томска, в кото-рых целенаправленно ведется воспитательная работа,внедряются программы профилактики девиантного по-ведения. Поэтому психологическую атмосферу в них можно назвать благополучной. Победители Программы «УМНИК» как представители молодежи с высоким по-тенциалом самореализации отличаются жизнестойко-стью (что подтверждается предыдущими исследования-ми) и сформированностью ценностных ориентаций, од-ним из основных критериев которых является отноше-ние к собственному здоровью как ценности. Это под-тверждается и результатами исследования отношения (см. далее) данной целевой группы к курению.201Отношение к курению разных целевых группПри изучении отношения молодежи к курению от-веты респондентов (общая выборка) распределились следующим образом: осуждают - 47%, безразличны -51, приветствуют - 2%. На наш взгляд, важно отметить тот факт, что более всего осуждают табакокурение уча-стники Программы «УМНИК» - 75% от общего коли-чества респондентов данной целевой группы, при этом в этой группе отмечается низкий процент курящих мо-лодых людей (14%). В других целевых группах рес-пондентов преобладающим является безразличное от-ношение к курению (рис. 2). Согласно результатам, представленным на рис. 2, меньше всего осуждается табакокурение (30%) в школьной молодежной среде, при этом у школьников отмечается преимущественно безразличное отношение к курению (67%). У студентов педагогического колледжа и студентов 1-го курса ТГУ мнения по отношению к табакокурению практически совпадают.В Осуждают ii Безразличны ■ ПриветствуютШкольникиСтудентыСтудентыколледжа 1-го курса ТГУ«УМНИКИ»Рис. 2. Отношение к табакокурению в различных целевых группах молодежиПолученная зависимость отношения к табакокуре-нию у молодых людей от принадлежности их к той или иной целевой группе подтверждается также результа-тами корреляционного анализа (r = 0,116; р = 0,026). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее негативное отношение к табакокуре-нию наблюдается у молодежи с высоким потенциалом самореализации. При этом следует заметить, что в дан-ной целевой группе отмечается осуждение табакокуре-ния даже среди курящих молодых людей.Согласно полученным результатам исследования, на-блюдается достаточно широкий разброс возрастного диа-пазона начала курения (от 6 до 24 лет), при этом средний возраст начала курения составляет 15 лет. Это позволяет предположить, что наибольшее количество молодых лю-дей начинают курить еще в школе, в старших классах.В ходе исследования было установлено, что с воз-растом изменяется отношение к курению, взрослея мо-лодые люди начинают более отрицательно относиться к данной привычке, что подтверждается высокой зна-чимой корреляционной связью таких показателей, как отношение к табакокурению и возраст респондентов (r = -0,326; р < 0,001).Кроме того были обнаружены гендерные различия в отношении к табакокурению (t = -3,255; р = 0,001). Согласно результатам статистического анализа сравне-ния средних значений, юноши чаще осуждают табако-курение, чем девушки. У девушек наблюдается пре-имущественно безразличное отношение к данной при-вычке.Причины курения, указанные разными целевыми группамиАнализ ответов респондентов на вопрос анкеты «Почему молодые люди курят?» показал, что наибо-лее распространенными причинами курения являют-ся: снятие стресса, желание выглядеть взрослее и пример друзей (рис. 3). Однако не стоит игнорировать и другие причины, способствующие табакокурению, поскольку в каждой отдельно взятой ситуации необ-ходимо учитывать взаимосвязь различных факторов. В подтверждение этому приведем некоторые цитаты из анкет:- «…все причины примерно равноправны, хотя это сильно зависит от происхождения, круга общения и социального статуса курильщика»;- «Влияют все факторы! На разных людей, в разных социокультурных условиях, на разных этапах курения (начинающий, несколько лет, давно курит...) оказыва-ют влияние разные факторы».Кроме того, очевидно, что независимо от причины начала курения, впоследствии формируется привычка, от которой достаточно трудно отказаться, что ярко демонстрируют полученные в результате анкетирова-ния данные: 56% респондентов утверждают, что мо-лодые люди курят, потому что просто привыкли. Как отмечает один из участвующих в исследовании моло-дых людей: «Начинают курить потому, что модно, любопытно и по-взрослому, а потом курят, потому что привыкли».202У5Б%/те% I■ 41%^ш_/~Ш35%-■■■■II-г111111гОfo-°niо:isи5UРис. 3. Представление респондентов о причинах курения молодых людейДанные, приведенные на рис. 3, характеризуют об-щее мнение всех респондентов, участвующих в иссле-довании, независимо от их отношения к курению и наличия у них данной привычки.Результаты сравнительного анализа представлений о причинах курения в молодежной среде показывают, что молодые люди, негативно относящиеся к табакоку-рению, считают, что основными причинами распро-страненности данной привычки в молодежной среде являются мода на табакокурение (р = 0,0034), сложив-шееся стереотипное представление о курении как при-знаке успешности, а также пример друзей (р = 0,0241), стремление к подражанию значимым лицам, когда ку-рение выступает одним из признаков принадлежности к определенной социальной группе. По мнению моло-дых людей с безразличным отношением к данной при-вычке, курение сигарет преимущественно способствует получению удовольствия (р = 0,0060), расслаблению и снятию эмоционального напряжения (р = 0,0211).Приведем некоторые комментарии респондентов, подтверждающих связь табакокурения со стрессовым состоянием:- «Перечисленные в вопросе № 3 факторы на меня действуют, но бросить курить не помогают. Думаю, я курю из-за постоянного стресса».- «Неоднократно пробовал бросить курить. Первые сутки некурения мучает голод. На вторые-третьи сутки некурения голод проходит, и сигареты даже становятся противны. Но когда возникает стрессовая ситуация, снова тянет на сигарету».- «Я начал курить во время сложной жизненной си-туации, в результате перехода на работу, связанную с постоянным стрессом».- «Люди часто начинают курить из-за неудовлетво-ренности жизненной ситуацией и положением в обще-стве, внутренних конфликтов, обусловленных сложно-стью адаптации к быстро происходящим изменениям в жизни и обществе, внутренним протестом и невозмож-ностью что-либо изменить».- «Многие считают, что курение снимает остроту внутренних конфликтов. Скорее всего, по этим причи-нам курят люди, полностью отдающие себе отчет втом, какой вред приносит курение, в том числе врачи и научные сотрудники».Факторы, влияющие на отказ от куренияУчитывая сложности отказа от курения, респонден-там было предложено выбрать из списка предложен-ных факторов те, которые, по их мнению, помогают бросить курить. Ответы респондентов представлены на рис. 4.Данные, приведенные на рис. 4, показывают, что, по мнению молодых людей, бросить курить легче в том случае, если в обществе не принято курить, если окру-жающие люди (родственники, друзья, знакомые, кол-леги) не курят, если человек сам ощутил на себе нега-тивные последствия курения.При сравнении ответов респондентов из различных целевых групп было установлено, что большинство участников Программы «УМНИК» преимущественны-ми факторами, помогающими бросить курить, называ-ют следующие: «если в обществе будет не принято ку-рить» и «если окружающие люди не курят» (60 и 51% соответственно). В других целевых группах (школьни-ки, студенты колледжей и студенты 1-го курса ТГУ) в качестве преимущественного фактора выделяют непо-средственное ощущение негативных последствий таба-кокурения на себе (56, 36 и 51% соответственно). При этом было установлено, что с возрастом уменьшается значимость влияния данного фактора на отказ от таба-кокурения (r = -0,137; р = 0,021) и увеличивается влия-ние общественного мнения (r = 0,149; р = 0,012) и не-распространенность табакокурения среди близкого окружения (r = 0,116; р = 0,049).Анкетирование также показало, что многие знают о негативных последствиях табакокурения, но информи-рованность о вреде табакокурения сама по себе не яв-ляется значимым фактором, способствующим отказу от курения. Это подтверждается комментарием одного из участвующих в исследовании респондентов: «Куре-ние - зло. Я стараюсь с ним бороться. Я чувствую, как сигареты подавляют мой организм, у меня начинаются простудные заболевания, болит живот, понижается203тонус и все время тянет спать и не хочется работать. недели не курить не выходило: возникала стрессовая Несколько раз пробовал бросить курить, но дольше ситуация и я начинал курить снова».44%43%;твеРис. 4. Факторы, которые, по мнению респондентов, помогают бросить куритьКроме описанных в анкете факторов, способствую-щих отказу от курения, респонденты в графе «свой ва-риант» предлагали и другие способы:- «Я курил с 13 лет до 21 года. Бросил с помощью прочтения и анализа очень интересной книги Алана Кара. Вы наверняка о ней слышали. С тех пор всем ее рекомендую, даже тем, кто не курит. Считаю, что большинству желающих бросить курить необходима помощь психолога, поскольку чаще всего психологиче-ская зависимость от сигарет несравнимо сильнее физи-ческой».- «Чтобы бросить курить, необходим сильный сти-мул, например рождение ребенка».- «Иметь силу воли, поставить цель и бросить ку-рить».- «Осознание самого человека».- «Для значительной части молодежи имеет значе-ние мода на курение. Поэтому необходим полный за-прет любой рекламы табачных изделий. Необходимо каким-то образом бороться с показом курящих людей по телевидению».- «Необходима государственная политика, направ-ленная на сокращение в несколько раз числа предпри-ятий, выпускающих табачную продукцию (с переориен-тацией их на выпуск другой продукции). Упаковка табач-ных изделий не должна быть яркой и привлекательной».- «Нужно активно вести через СМИ разъяснитель-ную работу о вреде курения с приведением наглядных клинических примеров для создания резко негативно-го отношения к курению».- «Необходимо организовать досуг молодежи (кружки, спортивные секции и др.), исключающий проведение времени в компаниях, где многие подрост-ки начинают не только курить, но и, к сожалению, принимать алкоголь и наркотики».- «Должна быть общедоступной, анонимной и бес-платной наркологическая и психологическая помощь для людей, желающих бросить курить. Курение - это не дурная привычка, а разновидность токсикомании».Многие респонденты в своих комментариях отме-чали необходимость использования совокупности различных мер в борьбе с табакокурением. Например: «Я не могу выделить один из пунктов, проблему гло-бально может решить лишь их совокупность. Замечу, что на меня более повлияло ощущение на себе нега-тивных последствий и понимание «бесперспективно-сти этого занятия».Типы курительного поведенияДля определения типа курительного поведения сре-ди молодежи был использован тест, разработанный Д. Хорном, который позволяет выделить курительное поведение шести типов: «стимуляция», «игра с сигаре-той», «расслабление», «поддержка», «жажда», «реф-лекс». Тип курительного поведения в большинстве случаев носит смешанный характер, но данный тест позволяет выделить преобладающий тип курения. Ре-зультаты проведенного исследования преобладающих типов курительного поведения в молодежной среде представлены на рис. 5.Приведенные на рис. 5 данные свидетельствуют о том, что наиболее распространенным типом куритель-ного поведения среди молодежи является «Поддерж-ка». Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, со-браться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению, как к средству, снижающему эмоциональное напряжение. Полученный результат полностью согласуется с результатами анкетирования, отражающими связь табакокурения со стрессом и со-стоянием эмоционального дискомфорта. Что подтвер-ждается высоким процентом респондентов (46%), от-мечающих в качестве одной из основных причин куре-ния среди молодежи - снятие стресса (см. рис. 3), а также многочисленными комментариями молодых лю-дей, участвующих в исследовании.204■ Школьники-J Студенты колледжаП Студенты 1 курса ТГУНУМНИКи3"г; xО.1Оо.г; &г;г■:.! ЮуВ.О)Рис. 5. Преобладающие типы курительного поведения среди молодежи из различных целевых группВторой по распространенности среди молодежи тип курительного поведения - это «Расслабление» (см. рис. 5). Молодые люди с преобладающим данным ти-пом курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольст-вие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз воз-вращаясь к курению.Среди «УМНИКов» распространен и такой тип, как «Жажда», но в меньшей степени (33%), чем «Поддерж-ка» (50%) и «Расслабление» (42%). Данный тип куре-ния обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.Другие типы курительного поведения («Стимуля-ция», «Игра с сигаретой» и «Рефлекс») во всех участ-вующих в исследовании целевых группах выражены незначительно (менее 10%).В результате статистического анализа было уста-новлено, что такие типы курения, как «Жажда» и «Рефлекс», в большей степени свойственны юношам, чем девушкам (р

Ключевые слова

выученная беспомощность, потенциал самореализации, психология повседневности, психологическая помощь, learnt helplessness, self-realisation potential, everyday psychology, psychological assistance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глухова Евгения СергеевнаТомский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииps@mail.tsu.ru
Щеглова Элеонора АнатольевнаТомский государственный университетассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, психолог Психологической службыps@mail.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007. 766 с.
Слободчиков В.И. Психология человека Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Школа Пресс, 1995. 384 с.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер Питер принт, 2006. 237 с.
Богомаз С.А. Проблема развития творческого потенциала школьников в системе традиционного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета: Приложение к журналу «Образование в Сибири» СО РАО. Томск, 1997. С. 40-43.
Белинская Е.П. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. 299 с.
Галажинский Э.В. Психология самореализации личности. Томск, 2001. 125 с.
Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. М.: София, 2006. 368 с.
 Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощностив молодежной среде | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощностив молодежной среде | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия