Обучаем элитарному общению | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Обучаем элитарному общению

Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры, предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры.

We train in elite dialogue.pdf Для успешной адаптации в обществе выпускникам школы необходимо в совершенстве владеть основами коммуникативной культуры. Она является частью имиджа современного делового человека, открывает перспективы для профессиональной и социальной карь-еры. Анализ наблюдений за публичным поведением по-литиков, деятелей культуры, представителей шоу-бизнеса и других лиц, которые в сознании общества от-носятся к социальной элите, позволяет сделать вывод, что новоявленному светскому человеку не хватает не только знаний из области элитарного этикета, в том чис-ле речевого, но и специальных коммуникативно-жанровых умений. Это определяет потребность в целе-направленном обучении светскому общению, которое может быть организовано в условиях школьного речево-го образования. Наиболее актуальны эти знания и уме-ния для старшеклассников, т.к. главными для них стано-вятся качества личности, создающие возможность доби-ваться успеха, демонстрировать коллегам профессио-нальную и коммуникативную компетентность.Речевая культура, востребованная в элитарном об-ществе, может быть заложена, на наш взгляд, в про-цессе изучения элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Обуче-ние школьников позволит сформировать потребность в самообразовании, самовоспитании, приобщит к эли-тарной культуре, характерной для людей интеллигент-ных, целеустремленных, и продолжит традиции нацио-нальной культуры XIX-XX вв.Главная цель электива - научить старшеклассников готовить светский прием (образцовое мероприятие для социальной элиты) и успешно участвовать в нем. Об-щие задачи курса - сформировать: а) теоретические представления о светском человеке как многогранной личности, светском приеме как церемонии и ком-плексном речевом жанре, их характерных особенно-стях; б) умение выявлять, анализировать и использо-вать жанры, входящие в светский прием. Ключевые методы и приемы: слово учителя (вводное, инструк-тирующее, обобщающее, репродуктивное, проблем-ное); дидактическая беседа (репродуктивная, эвристи-ческая), коммуникативные игры, задачи, риторический анализ ситуаций светского приема; заполнение обоб-щающих таблиц, схем; создание и анализ памяток и т.д. Дидактическая база электива: видеообразцы из художественных фильмов (классических и современ-ных) и реальной речевой практики, ярко и доступно отражающие основной предмет изучения; тексты-образцы, фрагменты из художественных, публицисти-ческих и других изданий классического и современно-го периодов; раздаточный материал с типичнымиязыковыми конструкциями, характерными для микро-жанров светского приема; иллюстративный графиче-ский материал (таблицы, схемы, памятки) и др.Содержание курса «Выходим в свет»: коммуни-кативные основы светского общения» (20 ч)1.Раздел 1. «Нет иного хорошего общества, кроме хорошего» (А.С. Пушкин): ключевые понятия элек-тивного курса: свет, светское общество, светское об-щение, светский человек. Цель: сформировать у школьников представление об особенностях коммуни-кативной культуры светского человека. Тема 1*2. Свет. Светское общество. Светское общение. Свет-ские люди. Коммуникативная ситуация светского об-щения и ее компоненты. Имидж светского человека. Элитарная коммуникативная культура как состав-ляющая имиджа светского человека. Вежливость и такт как основы элитарного общения. Мужчины и женщины в светском обществе: особенности речевого поведения. Тема 2. Светский прием как речевое событие (церемо-ния) и комплексный речевой жанр (светский полилог). Традиции классического светского приема XIX в. в современной коммуникации. Жанровые формы совре-менного приема (раут, презентация, церемонии награ-ждения, бракосочетания, бал, банкет) и их специфика. Особенности структуры, композиции и жанровое на-полнение приема.Раздел 2. «Имеем честь покорнейше просить Вас пожаловать…»: содержание подготовки к элитарному общению во время светского приема. Цель: сформиро-вать представление о приглашении на прием и ответе на него, научить создавать эти жанры. Тема 1*. При-глашение как коммуникативно значимый элемент светского приема и речевой жанр. Структурные компо-ненты, композиция и языковые особенности официаль-ного пригласительного текста (ключевые фразы). Рито-рические «секреты» ответа на приглашение.Раздел 3. «Язык гостиных - нечто вроде птичье-го щебетанья» (Ф.В. Булгарин): коммуникативная си-туация светского общения. Адресант - коммуникатив-ный лидер (хозяин, гость). Адресат (собеседники, от-личившиеся достижениями или талантом: государст-венные деятели, известные писатели, ученые, предста-вители эстрады и др.). Интенции светского общения (соблюдение ритуала, принятого в обществе, демонст-рация принадлежности общающихся к одной группе и др.). Характер отношений (регламентированный, не-принужденный, комбинированный). Предмет речи на светском приеме. Основные требования к речевому поведению (изысканность манер, ортологическая куль-тура, использование риторических свойств голоса и др.). Цель: сформировать умения анализировать рече-207вую ситуацию элитарного приема, организовывать и осуществлять элитарное общение в условиях приема -ролевой игры. Тема 1. Приветствие и представление гостей как компоненты начальной фазы светского приема, их коммуникативные функции (контактоуста-навливающие и др.). Риторические советы хозяевам приема. Тема 2. Светская беседа - главное речевое событие приема. Традиции классической светской бе-седы в XXI в.: 1) цель общения - улучшение отноше-ний с собеседником, установление новых контактов и др.; 2) нейтральные темы обсуждения (искусство, культура и др.); 3) соблюдение норм речевого этикета (уместность языковых средств, искусность их выбора и др.); 4) регламентированность времени общения с од-ним собеседником. Коммуникативный лидер светской беседы: организатор светского приема, ключевой гость, приглашенная знаменитость. Основные функции и жанровые признаки светского разговора. Этикетные основы жанра (максимы вежливости собеседников). Структура, композиция и тематика светской беседы. Языковые, пантомимические и ритмико-интона-ционные особенности ведения светского диалога (по-лилога). Тема 3. Поздравительная речь и речь к подар-ку как эпидейктические жанры светского приема, осо-бенности их создания и произнесения. Регламентиро-ванность содержания и языкового оформления речей. Структура (изысканное обращение, формула поздрав-ления, формула пожелания, комплимент), композиция (вступление, основная часть, заключение) и предметы речи светского поздравления (праздник, юбилей, бра-косочетание, награждение, удачное начало или завер-шение дела и др.). Речь к подарку как разновидность светской сопроводительной речи: жанровые признаки (коммуниканты, интенции, фактор прошлого, фактор будущего и др.). Особенности произнесения элитарных речей к подарку (акустико-артикуляционная, темпо-ритми-ческая, интонационная выразительность, паузи-рование, пантомимическая адресация речи собеседнику и др.). Тема 4. Комплимент и застольное слово как элементы светской коммуникации. Типология застоль-ных речей: 1) по тематике (предмету речи); 2) по под-готовленности (подготовленные, частично подготов-ленные, неподготовленные); 3) по объему (разверну-тые, краткие, сверхкраткие); 4) по официальности (официальные, полуофициальные, неофициальные). Структура и содержание развернутого тоста: вводная часть: обращение к виновнику торжества, формула благодарности и изъявление чувств; основная часть: развернутое поздравление, риторическое украшение (уместный анекдот, афоризм, комплимент, шутка, бай-ка, рассказ, случай из жизни, притча, легенда, послови-ца, стихотворение, сказочный эпизод и др.), пожела-ние; заключение: предложение поднять бокал. Особен-ности публичного произнесения тостов (вербальные, паралингвистические). Структура, композиция и со-держание светского комплимента и ответа на него.Раздел 4. «Кончен бал, погасли свечи»: правила общения после светского приема. Цель: сформировать умения, необходимые для эффективного речевого об-щения на заключительном этапе приема. Тема 1. Про-щальная и напутственная речи в светском общении: цели, структура и содержание (выражение благодарно-сти за приятный вечер, комплимент хозяе-вам/организаторам, приглашение на следующий прием, слова прощания), композиция, языковые средства. Особенности речевого поведения (пантомимического, ритмико-интонационного, языкового) расстающихся собеседников.Радел 5. «Свет решил, что он умен и очень мил»(А.С. Пушкин): подготовка и проведение ролевой игры. Цель: сформировать у школьников: 1) представление о комплексном характере речевого поведения в ситуации элитарного (светского) общения; 2) умения объединять микрожанры светского приема в единую жанровую форму светского мероприятия с учетом его цели, пово-да, участников, экстралингвистических особенностей организации и проведения; 3) умение контролировать и корректировать все уровни общения: пантомимиче-ский, ритмико-интонационный, языковой. Тема 1. Ре-чевая модель поведения светского человека (обобщение изученного). Критерии для оценки качества речевого поведения светского человека: 1) умелое и уместное использование экстралингвистических особенностей (отсутствие ярко выраженных мимических реакций; открытый, заинтересованный взгляд; отказ от эмоцио-нальных жестов; прямая спина; негромкий голос, чет-кость артикуляции); 2) владение элитарными речевыми жанрами светского общения (приветствие, представ-ление, светская беседа, застольное слово, поздравле-ние, речь к подарку, комплимент, прощание); 3) учет речевых особенностей (правильность, искусность речи, высокая комплиментарность, избегание споров, некате-горичность высказывания); 4) речевой этикет (сдер-жанность, вежливость, тактичность). Тема 2. Коммуни-кативная программа действий человека в светском обществе: хозяин светского приема: 1) подготовка и рассылка приглашений гостям; 2) встреча гостей, при-ветствие, комплимент, представление гостей; 3) орга-низация светской беседы; 4) приглашение в зал для проведения официальной церемонии; 5) приветствен-ное слово; 6) предоставление слова почетным гостям;7))благодарность приглашенным за посещение меро-приятия (возможно поздравление и вручение подарков);8)объявление о закрытии официальной части приема и приглашение гостей к торжественной трапезе; 9) рас-саживание гостей за столами; 10) организация и под-держание светской застольной беседы; 11) произнесе-ние застольных слов; 12) прощание с гостями (благо-дарность за участие в приеме). Гость: 1) ответ на при-глашение; 2) приветствие хозяина и гостей, компли-менты, представление себя незнакомым людям; 3) участие в светской беседе; 4) выступление в качест-ве почетного гостя (возможно поздравление и вручение подарков); 5) участие в светской застольной беседе; 6) произнесение застольного слова; 7) прощание с гос-тями и хозяевами (благодарность за организацию прие-ма). Тема 3. Ролевая игра «Мой первый выход в свет»: выбор темы, цели и вида приема, создание оргкомите-та, определение места и времени проведения, составле-ние списка приглашенных лиц, подготовка сценария приема, распределение обязанностей «хозяев» и «гос-тей». Ролевая игра. Тема 4. Анализ ролевой игры по критериям «светскости»: 1) эмоционально-эстети-ческий (Что понравилось и почему? Что не удалось и7)208почему?); 2) формальный/структурно-композиционный (Насколько структура мероприятия соответствовала особенностям светского приема? Как проявились ло-гичность, уместность включения микрожанров в текст?); 3) семантический/содержательный (О чем и как говорили коммуниканты? Какие ошибки и промахи они допустили? Удалось ли собеседникам реализовать коммуникативные задачи?). Определение победителя по речевым параметрам: качественное выполнение роли, использование необходимых жанров, соблюде-ние риторических норм и этикетных правил.Краткая программа изучения ключевых тем.Тема 1. «Всегда ли человек властен войти в хо-рошее общество? Человек способный, достойный и хорошо воспитанный всюду проложит себе дорогу»(Честерфилд).1..Вводное слово учителя об актуальности темы. Вопросы для общения: Были ли вы участниками свет-ского приема? Кого из героев художественных произ-ведений и почему вы могли бы отнести к светским людям? Кого из наших современников считаете свет-скими людьми? Какие качества их отличают? Фор-мулирование определений понятий «свет», «светское общество», «светский человек».2.Просмотр и анализ фрагментов романа «Евгений Онегин» [1. С. 320-322] и х/ф (сцена встречи Онегина и Татьяны на балу, реж. Л. Тайлер)3. Вопросы для бесе-ды: Являются ли герои, представленные на экране, светскими людьми? Что отличает их с точки зрения общей и речевой культуры? Какие требования предъ-являлись к светскому общению в эпоху Пушкина? За-полнение таблицы «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы учащихся об элитарной коммуникативной культуре.3.Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Титаник» (сцена званого ужина на корабле, реж. Д. Камерон). Вопросы для анализа: Можно ли Джека считать светским человеком? Почему? Приняли ли его в свет-ское общество? Удалось ли ему стать «своим» в кругу высшего общества? Можете ли вы назвать людей, достигших положения в обществе, не имея благород-ного происхождения? Дополнения к таблице «Осо-бенности коммуникативной культуры светского чело-века». Выводы школьников о переоценке качеств свет-ского человека в современном обществе.4.Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю» (сцена знакомства главной героини Веры с родителями жениха, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Можно ли представленное общение отнести к эли-тарному? Каковы речь, жесты, выражение лица, осанка, манеры Веры? Какие коммуникативные ошиб-ки она допустила? Как ей следовало поступить? За-полнение таблицы «Элитарная и массовая речевая культура». Вывод учащихся о потребности в самосо-вершенствовании для вхождения в светское общество.5.Просмотр фрагмента х/ф «Москва слезам не ве-рит» (сцена знакомства главной героини Кати с роди-телями Рудольфа, реж. В. Меньшов), самостоятельный анализ. Ролевая игра «Первое знакомство с родителями юноши/девушки». Риторический анализ представлен-ных образцов. Обобщающее слово учителя о качествах современного светского человека.Тема 2. «В обществе жить не есть не делать ничего…» (Ответ Екатерины II Д.И. Фонвизину).1..Беседа об основных этапах светского приема и его речевых жанрах. Просмотр фрагмента х/ф «Война и мир» (сцена светского раута в салоне А.П. Шерер, реж. С. Бондарчук), анализ текста-первоисточника [2. С. 5-30]: Что предшествовало началу раута у А.П. Шерер? Как описывает Л. Толстой проведение вечера? Как он заканчивается? Обобщающее слово и заполнение таблицы 1 «Структура и речевые жанры светского раута». Вопросы для следующего этапа бесе-ды: Где происходит светский раут? Кто присутству-ет на нем? Каково социальное и материальное поло-жение собеседников? Какова цель посещения меро-приятия? Как и о чем беседуют гости? Каковы осо-бенности мимики, жестов участников светского об-щения? В чем заключается роль хозяйки? Обобщение наблюдений в таблице 2 «Жанровые формы светского приема»4 (графа «Раут»).2.Анализ фрагмента романа Т. Устиновой «Одна тень на двоих» (сцена презентации книги Данилова) [3. С. 200-208] по вопросам предыдущего задания. Внесе-ние сведений в таблицу 2 (графа «Презентация»). Вы-воды учащихся об особенностях организации класси-ческого и современного светских приемов.3.Просмотр фрагмента видеозаписи «Церемония вручения Государственной премии РФ» и определение формы светского приема. Заполнение недостающих сведений в таблице 2. Вывод школьников о регламен-тированности светского приема.4.Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люб-лю…» (сцена церемонии бракосочетания Веры и Вади-ма, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Лю-бая ли свадьба является светским мероприятием? Что делает свадьбу светским приемом? Каковы цели посещения подобных мероприятий? На основе наблю-дений сформулируйте вывод: Церемония бракосочета-ния - это….5.Просмотр и анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена банкета по случаю презентации клуба, реж. А. Павловский). Анализ фрагмента по вопросам: Может ли данная форма приема использоваться са-мостоятельно? В каких случаях? Что может быть поводом такого мероприятия? Заполнение недостаю-щих сведений в таблице 2 (графа «Банкет»). Обоб-щающее слово учителя о структуре, участниках меро-приятия, целях посещения, степени торжественности разных форм светского приема.6..Самостоятельная работа учащихся: заполнение недостающих сведений в таблице 2. Сравнительный анализ таблицы для выявления общих и отличительных черт форм светского приема.Тема 3. «Бывало, он еще в постели: к нему запи-сочки несут…» (А.С. Пушкин)1..Вводное слово об особенностях подготовительно-го этапа для проведения светского приема.2.Анализ образцов приглашений на прием по во-просам: В чем сходство и отличие приглашений? Какие отношения связывают хозяев и будущих гостей? Ка-кова цель приглашения? В чем проявляются языковые особенности официального приглашения? Заполнение таблицы «Жанровые особенности приглашения».1.209Формулировка определения понятия «приглашение» как речевого жанра.3..Анализ образцов приглашений и ответы на вопро-сы: Из каких частей состоит приглашение? Каковы основные структурные элементы официального при-глашения? Заполнение недостающих сведений в таб-лице «Структура приглашения и основные речевые средства».4.Беседа по вопросам: Какие жанры характерны для вводной части приглашения? Какая дополнитель-ная информация может быть помещена? Какие рече-вые средства могут использоваться в заключительной части? Назовите графические формы приглашения. Заполнение таблицы «Графические формы приглаше-ния». Выводы учащихся о соблюдении структурных компонентов и риторических норм в приглашении.5.Коллективная работа с таблицей «Виды ответа на приглашение, структура и основные речевые средст-ва»: Что общего в структуре согласия и отказа от приглашения? Какие речевые жанры они включают? Комментирующее слово учителя к памятке «Как со-ставить официальное приглашение». Самостоятель-ная работа с образцами приглашений (включение от-сутствующих элементов) и их анализ. Беседа обоб-щающего характера о приглашении как жанре светско-го приема.Тема 4. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…» (А.С. Пушкин).1..Вводное слово о светской беседе как главном ре-чевом событии приема.2.Просмотр и сопоставительный анализ фрагмен-тов х/ф «Война и мир» (сцена приезда Болконских на раут к Ростовым, реж. Дорнхельм) и романа Т. Устиновой «Саквояж со светлым будущим» (сцена вечеринки на даче олигарха Т. Кольцова) [4. С. 173] по вопросам: Что служит началом светского приема? В чем заключается коммуникативное поведение собесед-ников во время встречи? Охарактеризуйте особенно-сти мимики, жестов, интонации хозяев приема. Вывод старшеклассников об особенностях речевого поведения знакомых людей во время встречи.3..Просмотр и сопоставительный анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена знакомства главной герои-ни Натальи и певца Максима на банкете, реж. А. Павловский) и фрагмента романа А. Ананьева «Годы без войны» (сцена знакомства Коростелева и Казанцева в гостиной Дорогомилиных) [5. С. 140]. Вопросы для об-суждения: Состоялась ли светская беседа между людь-ми, только что представленными друг другу? Почему? Какие ошибки совершили собеседники? Какие темы могли бы стать предметом обсуждения? Заполнение таблицы 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры»5 (графа «Светская бесе-да при встрече»). Вывод учащихся о речевом поведении незнакомых людей во время встречи.4.Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Служебный роман» (сцена беседы Новосельцева и Калугиной на вечере у Самохвалова) по вопросам: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Можно ли назвать их поведение элитарным? Какие коммуникативные ошиб-ки допущены героями? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение. Заполнение соответствующей графы таблицы 1. Выводы школьни-ков о ритуализированном характере светской беседы.5.Просмотр фрагментов х/ф «Евгений Онегин»(сцена ужина Онегина в доме Лариных, реж. Л. Тай-лер), «Служебный роман» (сцены беседы Самохваловас бывшей однокурсницей Ольгой Петровной во времятанца, прощания директора Калугиной с хозяевами игостями, реж. Э. Рязанов). Самостоятельный анализ изаполнение таблицы 1. Коллективное выявление осо-бенностей светской беседы за столом, во время танца,при прощании.6..Беседа по вопросам: Каковы основные структур-ные элементы светской беседы? Характерны ли они для всех разновидностей светской беседы? Какие ре-чевые жанры используются на каждом этапе? Обоб-щение наблюдений и заполнение таблицы «Структура и речевые жанры светской беседы».7.Комментарий памятки «Как вести светскую бе-седу». Ролевая игра «Мой юбилей» и ее риторический анализ.

Ключевые слова

светское общение, элитарная речевая культура, светский прием, речевой жанр, secular dialogue, elite speech culture, secular reception, speech genre

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лукьянченко Ирина ВасильевнаКузбасская государственная педагогическая академияаспирант кафедры теории и методики обучения русскому языкуirlukyanchenko@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Устинова Т.В. Саквояж со светлым будущим. М.: Эксмо, 2005. 352 с.
Ананьев А.А. Годы без войны. М.: Советский писатель, 1982. Кн. 1. 656 с.
Устинова Т.В. Одна тень на двоих. М.: Эксмо, 2006. 352 с.
Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 1. 753 с.
Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 2. 527 с.
 Обучаем элитарному общению | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Обучаем элитарному общению | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия