Соотношение личностной беспомощности и смежных с ней психологических феноменов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Соотношение личностной беспомощности и смежных с ней психологических феноменов

Представлены отдельные положения авторской концепции личностной беспомощности, анализируются взаимосвязи феноменаличностной беспомощности с выученной беспомощностью, депрессией и виктимностью.

Correlation of personal helplessness and psychological phenomena adjacent to it.pdf Государственные инновационные программы, про-цессы внедрения новых подходов в различных сферах деятельности требуют не только серьёзных финансо-вых инвестиций, но и психологической готовности лю-дей к изменениям, к включенности в инновационный процесс. Однако практика последних лет показывает, что нередко самые многообещающие проекты теряют свою эффективность по психологическим причинам: есть категория людей, которые предпочитают оста-ваться пассивными, избегают любых рисков, пасуют при возникновении трудностей, проявляют равноду-шие вместо инициативы, легко впадают в уныние и даже депрессию. Пессимистические ожидания людей относительно любых нововведений оказываются серь-ёзным препятствием для развития в экономической, социальной, политической сферах, тогда как оптимизм является важнейшей психологической составляющей инновационной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает изучение личностной беспомощ-ности, обусловливающей такое поведение и противо-положного ей феномена - самостоятельности, а также взаимосвязь этих явлений с другими психологическими характеристиками.Личностная беспомощность рассматривается нами как системное качество субъекта, обусловленное сим-птомокомплексом определённых личностных особен-ностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними (системой семейных взаимоотношений, опытом неконтролируемых травми-рующих событий), определяющее низкий уровень субъектности, т.е. низкую способность человека преоб-разовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать целей, преодо-левая различного рода трудности. Личностная беспо-мощность проявляется в деятельности, обусловливая снижение её успешности.Личностная беспомощность лежит на одном из по-люсов континуума, противоположным полюсом кото-рого является системное качество субъекта, обозначен-ное как самостоятельность. Самостоятельность харак-теризуется высоким уровнем субъектности и обуслов-ливает более высокую успешность деятельности.Мы предлагаем рассмотреть уровни субъектности как степень выраженности субъектных качеств, т.е. по А.В. Брушлинскому, степень выраженности способно-сти человека «быть творцом своей истории, вершите-лем своего жизненного пути: инициировать и осущест-влять изначально практическую деятельность, обще-ние, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности - творческой, нравственной, свободной» [1. С. 4]. Выраженность субъектности может быть представлена как тот же кон-тинуум, в нижней части которого находится низкий уровень субъектности, а в верхней - высокий.Нахождение человека на той или иной точке конти-нуума «личностная беспомощность - самостоятель-ность» является индикатором его уровня субъектности, т.е. его способности преобразовывать действитель-ность, а также собственную жизнедеятельность, управ-лять своей деятельностью.Идея о понимании личностной беспомощности и самостоятельности как различных уровнях субъектно-сти перекликается с представлением И.С. Якиманской, которая, говоря о субъектности как приобретаемом, формируемом свойстве и подчёркивая многоплано-вость проявлений активности субъекта, предлагает раз-личать два направления, в которых развивается актив-ность ребёнка: приспособительное и креативное. Креа-тивное направление можно соотнести с формировани-ем самостоятельности как высокого уровня субъектно-сти, а приспособительное - с формированием личност-ной беспомощности как низкого уровня субъектности. Личностная беспомощность как системное качество субъекта регулирует его поведение, восприятие, отно-шение к действительности, деятельность таким обра-зом, что субъект остаётся в жёстких рамках данного ему бытия, он постоянно сталкивается с неподкон-трольностью окружающей действительности, возни-кающей как в силу объективных причин, так и в силу системы убеждений, эмоциональных реакций и всей организации внутреннего мира, отношения к миру в целом.Здесь важно обратиться к категориям бытия и мира. Бытие - это сущее в его прошлом, настоящем и буду-щем. Важно, что бытие включает в себя и человека, субъекты. Человеческое бытие предполагает появление новой характеристики всего бытия с момента появле-ния человека. «…со становлением человека как выс-шей формы (уровня) бытия в новых качествах высту-пают и все нижележащие уровни или слои. Тем самым встаёт вопрос о человеческих предметах как особых модусах бытия. «Мир» предполагает в качестве своего ядра «мир», соотносительный с человеком…». [2. С. 301]. Мир понимается С.Л. Рубинштейном «как бы-тие, преобразованное человеком и вбирающее в себя человека и всю совокупность отношений, с ним свя-занных» [2. С. 404]. То есть мир - это бытие, которое изменяется активностью самого субъекта. «Только из отношения человека к бытию может быть понята и вся диалектика человеческой жизни…» [2. С. 360].Человек, по С.Л. Рубинштейну, является отправ-ной точкой всей системы координат в силу своей ак-тивности, возможности изменения бытия, способно-сти выйти за его пределы. Субъект с личностной бес-214помощностью ограничен в своём взаимодействии с миром в силу особенностей этой характеристики, са-мостоятельный человек использует широкий диапозон активности, наиболее полно задействуя свои способ-ности изменения бытия, преобразуя его, становясь автором своего жизненного пути.Феномен личностной беспомощности имеет сходст-во с рядом психологических явлений, которые рас-смотрены в настоящей статье. Необходимо сопоставить личностную беспомощность с такими явлениями, как депрессия, выученная беспомощность, виктимность вследствие необходимости провести дифференциацию этих понятий, определить те отличия, которые позво-ляют чётко различать указанные феномены.Личностная беспомощность соотносится с выучен-ной беспомощностью как свойство и состояние. Вы-ученная беспомощность традиционно рассматривается как состояние, возникающее в качестве реакции на не-контролируемые события и проявляющееся в ожида-нии неподконтрольности будущих событий и результа-тов деятельности [3, 4]. М. Селигман выделяет три де-фицита выученной беспомощности: когнитивный, мо-тивационный, эмоциональный. Мотивационный дефи-цит проявляется в снижении попыток активного вме-шательства в ситуацию. Когнитивный - в трудности научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться вполне эффективным. Эмоциональ-ный дефицит проявляется в возникающем из-за бес-плодности собственных действий подавленном и даже депрессивном состоянии [5].Личностная беспомощность является устойчивым образованием (тогда как выученная - временное со-стояние), включает в себя симптомокомплекс личност-ных особенностей, создающий предрасположенность к частому и лёгкому возникновению состояния выучен-ной беспомощности.Личностная беспомощность имеет четырёхкомпо-нентную структуру, включающую в себя когнитивный, эмоциональный, мотивационный и волевой компонен-ты. Волевой компонент личностной беспомощности включает в себя: безынициативность, нерешитель-ность, низкую сформированность таких качеств лично-сти, как организованность, настойчивость, недостаточ-ную выдержку. Мотивационный компонент личност-ной беспомощности характеризуется экстернальным локусом контроля, мотивацией избегания неудач, низ-кой самооценкой, низким уровнем притязаний, страхом отвержения. Эмоциональный компонент личностной беспомощности характеризуется замкнутостью, равно-душием, неуверенностью, склонностью к чувству ви-ны, ранимостью, низким самоконтролем, возбудимо-стью, тревожностью, депрессивностью, фрустрирован-ностью. Когнититивная составляющая включает в себя пессимистический атрибутивный стиль, ригидность мышления, а также низкие показатели дивергентного мышления, т.е. низкий уровень креативности и дивер-гентной продуктивности.Таким образом, структура личностной беспомощно-сти имеет волевой компонент, характерный только для человека, тогда как «дефициты выученной беспомощ-ности» сходны у человека и животных. Следует отме-тить тот факт, что если выученная беспомощность мо-жет быть присуща как животным (более того, откры-тие выученной беспомощности было совершено именно в экспериментах с животными), так и челове-ку, то личностная беспомощность является сугубо человеческой характеристикой. Выученная беспо-мощность может являться звеном в цепочке «некон-тролируемые события - депрессия». Ряд авторов счи-тает, что выученная беспомощность неизбежно при-водит к депрессии. Личностная же беспомощность включает в себя депрессивность (или склонность к депрессии), которая рассматривается как один из её диагностических признаков. Как личностная, так и выученная беспомощность проявляется в поведении пассивностью. Выученная беспомощность ухудшает адаптацию, личностная беспомощность также связана с нарушениями адаптации. Сходство и различия рас-сматриваемых в настоящем параграфе явлений пред-ставлены в таблице.Что касается депрессии, необходимо отметить, что в настоящей статье принимаются во внимание только психогенные депрессии, депрессии же биоло-гической этиологии не рассматриваются. Важно ука-зать на связь выученной и личностной беспомощно-сти с депрессией. Депрессия психогенной этиологии может быть одним из возможных последствий трав-мирующих неконтролируемых событий, как и вы-ученная беспомощность. Травма носит характер фрустрирующей жизненной ситуации, жизненного события, которое субъективно кажется непреодоли-мым. Возникает она, как правило, неожиданно, вне-запно и оказывается продолжительной (смерть одно-го из родителей, развод родителей, привлечение к уголовной ответственности) [6]. Важно обратить внимание на то, что негативные когнитивные уста-новки, которые рассматриваются А. Беком как при-чина депрессии, могут служить фактором риска формирования выученной беспомощности и одной из составляющих личностной беспомощности. Аарон Бек рассматривает когнитивную триаду как причину депрессии: негативное отношение пациента к собст-венной персоне, склонность к негативной интерпре-тации своего текущего опыта, негативное отношение к собственному будущему [7].По наблюдениям М. Селигмана, больных депрес-сией и людей с выученной беспомощностью объеди-няет убеждение в безрезультатности их действий, час-то это сопровождается убеждённостью в собственной несостоятельности, человек воспринимает себя жерт-вой обстоятельств, которые оказались слишком силь-ны. В цепочке «выученная беспомощность - депрес-сия» важно учитывать роль пессимистического атри-бутивного стиля. Существует ряд исследований [8], подтверждающих, что атрибутивный стиль диагно-стируется у людей, которые с большей вероятностью подвержены депрессии. Например, студенты, имею-щие пессимистический стиль атрибуции, чаще испы-тывали депрессию после провалов на экзамене. Ана-логичная тенденция наблюдалась и на выборке за-ключённых, у которых развивалась депрессия через несколько месяцев лишения свободы, и на выборке беременных, у которых пессимистический стиль ат-рибуции предшествовал послеродовой депрессии [9].215Соотношение феноменов выученной беспомощности, депрессии, личностной беспомощности и виктимностиОбщее определение феноменаПричиныУстойчивостьЭмоциональные особенностиОсобенности мотивацииПоведениеСвязь с интеллектом и мышлениемАдаптацияБиохимические механизмыВыученная беспомощностьСостояние, проявляющееся в ожидании неподконтрольности будущих результатов и «дефицитах беспомощности» (когнитивном, эмоциональном, мотива-ционном)Неконтролируемые события, личностная беспомощностьВременная (состояние), может приводить к депрессии«Эмоциональный дефицит»: возникающее из-за бесплодности собственных действий подавленное и даже депрессивное состояние«Мотивационный дефицит»: торможение попыток активного вмешательства в ситуацию [5]ПассивноеНет связи с интеллектом, «когнитивный дефицит»: трудность научения тому, что действие может быть эффективнымУхудшает процессы адаптацииСопровождается биохимическими изменениями, поддаётся лечению фармакологическими средствамиДепрессияНастроение, симптом или синдромы аффективных расстройств. Клиническая депрессия проявляется нарушениями сна и аппетита, повышенной истощае-мостью, чувством безнадёжности и отчаяния [10]1) психогенная этиология: травми рующие события, личностные осо бенности; 2) биологическая этиология (в на стоящей статье депрессия данной этиологии не рас сматривается)Временная (состояние, с высокой вероятностью рецидивов), связана с личностными особенностямиУстойчивое чувство тоски и отчаяния, повышенная тревожность, чувство вины, раздражительность, апатия, ангедонияРезкое снижение самооценки, блокирование жизненных перспектив [11]Крайняя пассивность поведения, повышенная утомляемостьНет связи с интеллектом, негативные когнитивные установки (по А. Беку): преувеличение негативных аспектов опыта, восприятие частичной неудачи как полного поражения, избирательность, сверхгенерализацияАдаптация нарушенаСопровождается биохимическими изменениями, поддаётся лечению фармакологическими средствамиЛичностная беспомощностьСимптомокомплекс личностных свойств, пессимистического атрибутивного стиля и невротических симптомов (депрессивность, тревожность), а также поведенческих особенностейНарушения в стиле воспитания родителей, травмирующие жизненные событияУстойчивая (личностная характеристика), способствует виктимизацииЗамкнутость, равнодушие, неуверенность, склонность к чувству вины, ранимость, низкий самоконтроль, возбудимость, тревожность, депрессивность, фрустриро-ванностьСтрах отвержения, эк-стернальный ло-кус контроля, мотивация избегания неудач, низкая самооценка, низкий уровень притязанийПассивноеНет связи с интеллектом, пессимистический атрибутивный стиль, низкая креативность, высокая ригидностьАдаптация нарушенаНеизвестноВиктимностьПриобретённые человеком черты и признаки, которые повышают вероятность его превращения в жертву [12] (в настоящей статье рассматриваются только психологические составляющие виктимности), характеризуются несформированной психологической автономиейДисфункциональная семья, нарушения в стиле воспитания родителей, нарушения эмоционально-психологического статуса родителей, опыт насилия в детствеУстойчивая (совокупность личностных особенностей) (рассматривается только «личностная» или «индивидуальная» виктимность)Подавление эмоций, злость, агрессивность, чувство вины, стыда, повышенная тревожность, страхи, эмоциональная зависимость от других, неумение переживать свои эмоцииЗависимость от оценки окружающих, потребность в одобрении, страх одиночества, трудности в принятии решений, возможна идентификация с агрессором, может быть стремление к повышенному рискуМожет реализо-вываться в различных вариантах поведения: пассивное, некритичное, активное, агрессивноеМожет быть связана с низким интеллектом, отсутствием опыта, низким уровнем образованности, которые проявляются в неумении правильно оценить жизненную ситуациюАдаптация нарушена, высокая вероятность развития ПТСРНеизвестноДепрессивность как свойство личности (или склонность к депрессии) является одним из диагно-стических показателей личностной беспомощности, как и пессимистический атрибутивный стиль. Депрес-сия как реакция на травмирующие события возникает у людей с определёнными личностными предиспози-циями [6, 13], также как выученная беспомощность чаще возникает у людей с личностной беспомощно-стью.Отмечается, что даже самая тяжёлая травма в форме жизненной ситуации необязательно вызывает психогенные расстройства. Большое, и даже решаю-щее значение зачастую имеют особенности личности. А.Бек отмечает такую особенность депрессивных па-циентов, как повышенная зависимость. Убеждённость пациента в собственной бездарности и беспомощно-сти не позволяет ему самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности и заставляет искать помощь и поддержку у окружающих, которые ему кажутся гораздо более компетентными и способными, чем он сам [7].Похожая особенность наблюдается и у людей с личностной беспомощностью: будучи неуверенными в себе и своих силах, ожидая собственного провала, неудачи, они ищут помощи у окружающих людей, стремятся к их одобрению, попадая в зависимость. Депрессия является временным состоянием, однако она считается хроническим заболеванием с высоким риском обострений и рецидивов.Так, по ряду статистических данных [14], если де-прессия возникает, то вероятность её повторения со-ставляет 50%, вероятность третьего эпизода уже 75%, четвёртого - 90%.Несмотря на то что депрессия является временным состоянием, следует обратить внимание, что это со-стояние повторяется у некоторых людей, характерно для них, так же как выученная беспомощность возни-кает с большей вероятностью и частотой у людей со специфическими личностными особенностями. В по-ведении депрессия проявляется крайней пассивно-стью, являясь клиническим диагнозом, тогда как лич-ностная беспомощность и выученная беспомощность сами по себе не являются проявлением болезни. Если считать, как предлагает М. Селигман, выученную беспомощность звеном в цепочке возникновения де-прессии, то личностную беспомощность можно рас-сматривать как один из основных факторов риска раз-вития выученной беспомощности и, в последующем, вероятной депрессии.Представляется необходимым рассмотреть и соот-ношение личностной беспомощности с виктимно-стью. В.И. Полубинский определяет виктимность как «свойство данного человека, обусловленное его соци-альными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствую-щее в определённой жизненной ситуации формирова-нию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями» (цит. по: [15. С. 42]). Он выделяет также индивиду-альную, массовую, групповую и видовую виктим-ность. Важно заметить, что виктимность рассматри-вается как сложное явление, включающее в себя не только психологические составляющие, но она можетбыть присуща не только индивиду. Для того чтобы провести дальнейшее сравнение двух понятий, огово-римся, что в настоящей работе анализируется только индивидуальная виктимность, причём только её пси-хологическая составляющая, социальная и биофизи-ческая остаются за рамками изучаемых аспектов.Виктимность является более широкой характери-стикой (включающей, как уже указывалось, не только психологические компоненты) и более многообраз-ной, чем личностная беспомощность, и её проявления в поведении могут значительно варьироваться: если для личностной беспомощности характерна пассив-ность в поведении, то виктимность может быть связа-на как с пассивностью, так и с противоположными вариантами поведения: агрессивностью, активностью, склонностью к риску. Личностная беспомощность не связана с интеллектом, тогда как виктимность может быть связана с низким интеллектом, низким уровнем образованности, неопытностью, которые не позволя-ют человеку правильно оценить жизненную ситуацию и делают его более вероятной жертвой.Исходя из общепринятых определений виктимно-сти (Л.В. Франк, Д.В. Ривман, В.С. Устинов, В.И. Полубинский, И.Г. Малкина-Пых), она подра-зумевает не столько ощущение или осознание себя жертвой, сколько объективную повышенную веро-ятность стать жертвой преступления. Личностная же беспомощность связана с ощущением себя жертвой, будь то обстоятельства, отношения с другими людь-ми, но это самооценочная, а не объективная харак-теристика. Виктимность часто связывается с наличи-ем расстройств эмоционально-установочной и ак-сиологической сферы, наличием фобий, психиче-скими аномалиями, т.е. различными психическими патологиями, тогда как личностная беспомощность не характеризуется наличием подобных психических патологий.Среди основных причин личностной беспомощно-сти следует отметить нарушения в стиле воспитания родителей, причиной виктимности называют также проблемы в семье: дисфункциональная семья, нару-шения в стиле воспитания, нарушения эмоционально-психологического статуса родителей, связь личност-ной беспомощности с травмирующими событиями перекликается с опытом насилия в детстве как одной из причин виктимности [12]. Однако следует отме-тить, что относительно виктимности указанные при-чины при наличии сходства носят более интенсивный и, очевидно, более травматичный для развития лично-сти характер.Личностная беспомощность способствует викти-мизации вследствии пассивности беспомощного че-ловека, его повышенной зависимости от других, склонности к чувству вины, тревожности, однако сама по себе она не является достаточной для формирова-ния виктимности. Как виктимность, так и беспомощ-ность могут быть связаны с неспособностью адаптив-но совладать со стрессовыми ситуациями.Таким образом, у всех четырёх рассмотренных психологических явлений есть «зоны пересечения», которые делают их не только схожими, но и взаимо-связанными между собой. Однако необходимо чётко различать указанные феномены, это позволит лучше217понять природу каждого из них и характер связей ме-жду депрессией, выученной беспомощностью, вик-тимностью, с одной стороны, и личностной беспо-мощностью - с другой.

Ключевые слова

субъектность, выученная беспомощность, личностная беспомощность, виктимность, депрессия, subjectiveness, learned helplessness, personal helplessness, victimity, depression

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Циринг Диана АлександровнаЧелябинский государственный университеткандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологииL-di@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Kupfer D.J., Franck E., Perel J.M. et al. Arch Gen Psychiatry. 1992. № 49. Р. 769-773.
Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. 332 с.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с.
Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Экс-мо, 2006. 1008 с.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
Seligman M, Peterson C. Causal explanations as a risk factor for depression: theory and evidence // Psychological Review. 1984. № 91. Р. 347- 374.
Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. 1247 с.
Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В.А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001. 480 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
Циринг Д.А. Психология выученной беспомощности: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 120 с.
Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development, and death. San Fracisco: Freeman, 1975.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
 Соотношение личностной беспомощности и смежных с ней психологических феноменов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Соотношение личностной беспомощности и смежных с ней психологических феноменов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия