Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентовв процессе журналистского образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентовв процессе журналистского образования

Раскрывается уникальный опыт факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета в Челябинске по разработке и реализации педагогических проектов совместного творчества преподавателей и студентов в процессе создания многокомпонентных телевизионных передач на базе университетской телерадиокомпании. Автор выдвигает гипотезу, что создание особой творческой дидактической среды способствует эффективной подготовке студентов-журналистов к профессиональной деятельности в СМИ.

Peculiarities of pedagogical designing of teachers and students'joint creativity in journalistic education.pdf Подготовка студентов-журналистов к эффективной деятельности в СМИ требует от педагогов решения трех основных задач: педагогической - выявление кру-га интересов и творческих способностей каждого сту-дента, создание необходимых условий для их макси-мального проявления; профессионально-творческой -обеспечение высокого уровня теоретической и практи-ческой подготовки будущих журналистов; воспита-тельной - развитие социальной активности как одного из важнейших профессиональных качеств журналиста, формирование гражданской позиции, укрепление нрав-ственных устоев.По мнению профессора Б.Н. Лозовского, препода-вателям необходимо осмыслить и осознать процессы развития своей специальности уже сегодня для того, чтобы предложить те решения, которые будут работать завтра и послезавтра… Именно университетские фа-культеты и школы журналистики должны были преду-гадать основные направления трансформации профес-сии и адекватно ответить на вызовы времени, преобра-зуя не столько общегуманитарную и филологическую суть, сколько структуру учебного процесса, заменяя идеологические подходы профессиональными тренин-гами, усиливая профессиональную составляющую об-разования в целом [1. С. 8].Автор выдвигает гипотезу о том, что процессу фор-мирования профессиональной культуры студентов-журналистов как показателя их эффективной подготов-ки к профессиональной деятельности в СМИ способст-вуют:- создание собственных электронных медиа в сис-теме университетских координат как условия для опе-режающего развития (по отношению к текущей прак-тике) журналистского образования с учетом педагоги-ческой теории и практики;- творческая дидактическая среда, помогающая ов-ладению студентами методологией практической про-фессиональной деятельности и навыками профессио-нальной культуры;- готовность профессорско-преподавательского со-става к внедрению инновационных подходов в журна-листское образование.Для такой подготовки будущих журналистов в Южно-Уральском государственном университете соз-даны уникальные возможности: в распоряжении сту-дентов действующая университетская телерадиоком-пания ЮУрГУ-ТВ, имеющая государственную лицен-зию на вещание и работающая на уровне городского канала по кабельным сетям, в эфире и Интернете. Ав-тор исследования в 2002 г. разработал концепцию соз-дания и внедрения в систему высшего профессиональ-ного образования университетской телерадиокомпа-нии. ЮУрГУ-ТВ является структурным подразделени-ем Южно-Уральского государственного университета и имеет статус государственной компании. Это пока единственная в России телерадиокомпания, работаю-щая в рамках университета, что ставит перед ее созда-телями и сотрудниками, а также преподавателями но-вые цели и задачи в подготовке студентов-журналистов.Среди них основной педагогической задачей явля-ется необходимость «адекватно ответить на вызовы времени, преобразуя не столько общегуманную и фи-лологическую суть, сколько структуру учебного про-цесса, заменяя идеологические подходы профессио-нальными тренингами, усиливая профессиональную составляющую образования» [2. С. 8].Такую задачу поставили перед собой преподаватели факультета журналистики ЮУрГУ, внедряя в педаго-гическую практику инновационные методы изучения базовых предметов телевизионной журналистики с применением проектных технологий. Одной из таких попыток стала разработка методики совместного твор-чества студентов и преподавателей в создании много-компонентной телевизионной передачи «Сохраняя тра-диции поколений».Для воплощения нашего замысла мы выбрали фор-му педагогического проекта и описали его по схеме, разработанной Е. Яковлевым и Н. Яковлевой.I. Вводная часть:1..Название проекта - «Многокомпонентная телеви-зионная передача «Сохраняя традиции поколений».2..Авторский коллектив - преподаватели и студенты.3..Субъекты реализации: исполнители проекта -преподаватели, выпускники и студенты, а также участ-ники (герои) проекта.4.Проект осуществляется силами факультета жур-налистики.5.Проектная разработка может быть использована в преподавании базовых дисциплин специализации -«Основы тележурналистики» и «Методика тележурна-листики», а также спецсеминаров «Собственное твор-чество студентов», «Творческая мастерская» как прак-тическая модель инновационной системы для совмест-ного творчества студентов и преподавателей при под-готовке сложных телевизионных передач.II. Общие положения:1. Актуальность данного проекта определяется под-готовкой к 65-летию Южно-Уральского государствен-ного университета.2192.Цель проекта:- при создании телевизионной передачи «Сохраняятрадиции поколений» познакомить студентов на пред-метном и межпредметном уровнях с социально-, науч-но- и практически значимыми проблемами, которые характерны для профессионального обучения и про-фессиональной деятельности;- включить студентов в активную, реальную дея-тельность, позволяющую осмыслить значимость этой деятельности и её результаты;- стимулировать интерес студентов к самостоятель-ному решению проблем;- создать условия для развития интеллектуальных способностей;- способствовать формированию ключевых умений и компетенций.Главная педагогическая задача - разработка мето-дики совместного творчества студентов и преподавате-лей в подготовке сложной многокомпонентной телепе-редачи.3..Ожидаемый результат - создание программы со-держательной и интересной, соответствующей всем методологическим требованиям.4.Главный принцип педагогического проектирова-ния - это развивающаяся педагогическая деятель-ность - такая деятельность преподавателя, которая обеспечивает развитие студента, развитие самого педа-гога и постоянно учитывает изменения социальных требований к подготовке специалистов.5.Особенности работы в рамках проекта.В предлагаемом проекте студенты вовлечены в пе-дагогический процесс - специально организованное взаимодействие с педагогами, направленное на реше-ние развивающих и образовательных задач. Только в этом случае профессиональные стандарты становятся подсознанием. Только при таком подходе проявляются важные специальные черты журналистской профессии: умение сформулировать точный замысел, выстроить действие в его непрерывном развитии, отыскать или даже сочинить «предлагаемые обстоятельства» для наиболее выразительного раскрытия темы и героя.6.Этапы реализации.Основными компонентами педагогического проек-тирования являются педагогическое изобретательство, моделирование и эксперимент. Такое определение эта-пов, предложенное Е. Яковлевым и Н. Яковлевой, во-первых, соответствует логике проектировочного процес-са вообще, во-вторых, отвечает понятию процесса, т.е. в явном виде представляет смену его состояний - каждый этап качественно отличается от других решаемыми за-дачами и получаемым результатом, в-третьих, каждый этап сохраняет основные свойства процесса педагогиче-ского проектирования и является его подпроцессом и, в-четвертых, обеспечивает достижение адекватного ре-зультата, соответствующего специфике педагогической деятельности [3. С. 154].Первый этап - педагогическое изобретательство, в ходе которого педагог устанавливает новую связь меж-ду теми или иными компонентами педагогического процесса.В данном случае педагогическая проблема состояла в том, чтобы в процессе совместного творчества с пре-подавателями студенты практически освоили методику создания сложных многокомпонентных телепередач в рамках учебного курса «Методика телевизионной жур-налистики» (преподаватель Т.Д. Николаева) и спецсе-минаров «Собственное творчество журналиста телеви-дения» и «Творческая мастерская» (преподаватель Л.П. Шестёркина).Концепция будущей телевизионной программы «Сохраняя традиции поколений» планировала создание праздника для всех поколений преподавателей и сту-дентов университета, знакомство зрителей с яркими событиями и судьбами людей, с традициями Южно-Уральского государственного университета.Второй этап - к разработке проекта привлекаются студенты. Им поручается сценарная разработка от-дельных эпизодов программы, определяются методики наиболее эффективного использования элементов те-левизионной образности и возможностей телевизион-ной техники. Перед каждым студентом ставится зада-ча - найти для своего эпизода «изюминку», которая станет сюрпризом для героя.На этом этапе преподаватели (руководитель проекта и автор концепции) проводят занятия со студентами -участниками проекта. На первом занятии им предлага-ется посмотреть передачу телеканала «ТВ Центр» «От всей души. Двадцать лет спустя». Именно эта передача взята в проект в качестве образца. Но не для того, что-бы использовать приемы её создания, а чтобы проник-нуться особым настроением уважения и любви созда-телей программы к своим героям.После просмотра состоялось обсуждение, в ходе ко-торого студенты познакомились с концепцией нашей передачи, получили конкретные задания: представить в ходе юбилейной программы «своего» героя, быть ве-дущим эпизода.В течение всего этапа (октябрь 2008 г.) со студен-тами было проведено четыре аудиторных занятия, на которых определялись методики сбора материала, ещё раз уточнялась специфика таких методов, как наблю-дение, проработка документов.Вместе с преподавателями разработчики каждого эпизода искали интересные факты из жизни своих ге-роев в материалах университетского музея, в публика-циях прессы, в семейных фотоальбомах. Особое вни-мание было уделено использованию метода интервью, особенно таких его компонентов, как конкретная и психологическая подготовка журналистов. Первые встречи и беседы с будущими героями программы представляли особую трудность: необходимо было точно определить тональность общения студентов с уважаемыми преподавателями. По этому поводу было проведено занятие, где шла речь об этике журналист-ской профессии, о высокой социальной ответственно-сти за результаты работы.Ещё на двух занятиях осуществлялся выбор наибо-лее эффективного использования элементов телевизи-онной образности.Третий этап - педагогический эксперимент, в ходе которого проявляется эффективность созданного об-разца. Это самая важная часть предлагаемого педаго-гического проекта. Именно на этом этапе педагог вы-ступает не только как руководитель творческого про-220цесса, осуществляемого студентами, но и как равно-правный его участник. Именно в процессе совместного сотрудничества он может стимулировать интерес сво-их учеников к выполняемой работе, определять на-правления их творческого поиска, увлекать личным примером, что тоже имеет немалое значение.Мы солидарны с профессором В. Олешко, который считает, что задача преподавателя - подключать моти-вационную сферу, если хотите - этически просвещать и программировать поведение личности специалиста на истинно творческую деятельность в той или иной жизненной ситуации [4. С. 98]. И решается эта задача как раз на этапе экспериментирования, когда рассмат-риваются разные варианты и выбираются наиболее интересные, когда проявляется «совокупность всех необходимых свойств педагога, установок и обстоя-тельств, обеспечивающих сознательный выбор дейст-вий и правильное их осуществление» [3. С. 77].Завершив сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, студенты вместе с преподавателя-ми начали специальную разработку своих эпизодов. На аудиторных занятиях, которые продолжались в течение ноября 2008 г., горячо обсуждались все предложения: одни принимались, другие отвергались - шёл творче-ский процесс на профессиональном уровне.В ходе этого этапа подготовки телепрограммы была отработана педагогическая технология проектного обучения, которая в большей степени, чем многие дру-гие, отвечает требованиям профильной подготовки профессионалов и побуждает студентов проявлять спо-собность:- к осмыслению своей деятельности с позиций цен-ностного подхода: социального, личностного, связан-ного с познавательным интересом;- к синтезированию, интеграции и обобщению ин-формации из разных источников;- к умению увидеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;- к осуществлению выбора и принятию решения.Четвертый этап - создание конечного продукта. «Этап считается завершенным, когда педагог-проектировщик исключил несущественные свойства спроектированной конструкции, касающиеся частных особенностей, характеризующих педагогические усло-вия его работы, оформил и обнародовал результаты своего исследования» [3. С. 155].В результате индивидуальной работы с каждым из ав-торов-студентов и последующего обсуждения представ-ленных творческих разработок был создан полный и под-робный сценарий всей программы - промежуточный ре-зультат педагогического проекта. Чтобы добиться конеч-ного результата, необходимо было воплотить творческую разработку в телевизионное действо и выдать его в эфир.По графику с начала декабря 2008 г. в распоряже-ние участников проекта на несколько дней была отдана сцена университетского актового зала. На репетициях все журналисты-ведущие отрабатывали методику соз-дания телевизионной образности: правила работы в прямом эфире, речевое поведение, владение микрофо-ном, способы презентации каждого эпизода.На этом этапе подготовки программы помощь и со-веты преподавателей были особенно необходимы: про-ект такого масштаба в практике канала «ЮУрГУ-ТВ осуществлялся впервые. III. Содержание проекта:1.Целевое назначение. Замысел нашего педагогиче-ского проекта развивался в двух направлениях:- постановка таких педагогических задач, как обра-зовательные, развивающие, личностные и профессио-нальные;- целевое назначение самой проектной деятельно-сти как ожидаемый результат проекта.Оба эти направления отрабатывались авторами про-екта - преподавателями. А задача студентов была сформулирована как сугубо практическая: программу надо сделать так, чтобы героям было приятно и радо-стно, зрителям - интересно, а авторы получили удовле-творение от хорошо выполненной работы.С педагогической позиции важно отметить, что все студенты работали над проектом с желанием и большим интересом. «Сама идея программы была очень ориги-нальной и неповторимой, так как сейчас редко, да и во-обще на телевидении нет таких передач, которые были бы связаны с простыми людьми. В ходе работы над про-ектом я узнала, что значит работать в большом коллек-тиве, когда каждый эпизод вливается в целостную про-грамму. Интересно были разработаны эпизоды, подоб-раны герои. Взаимоотношения с преподавателями сло-жились хорошие, я бы сказала, практически профессио-нальные, когда ты предлагаешь ту или иную идею в реа-лизации эпизода, и в этом преподаватель тебе помогает. Желание участвовать в подобном проекте, безусловно, есть. И уже имея определенный опыт в прошлом, можно лишь все лучше реализовать в будущем», - написала в своем отчёте Офеля Мирибян, студентка 4-го курса.2.Описание методов и форм работы.В теории педагогики для исследования различныхаспектов педагогического процесса используются раз-личные методологические подходы: системный (рас-смотрение объектов изучения как систем), синергети-ческий (рассмотрение сложных самоорганизующихся систем), деятельностный (описание, объяснение и про-ектирование различных предметов, подлежащих науч-ному рассмотрению с позиции категории деятельно-сти), информационный (изучение информационных связей и отношений на языке теории информации), личностно-ориентированный (направленность на фор-мирование обучаемого как личности), дифференциро-ванный (создание разнообразных условий для обучения с учетом особенностей контингента обучаемых), тех-нологический (превращение обучения в производст-венно-технологический процесс с гарантированным результатом), интегрированный (образование рассмат-ривается как процесс и результат педагогической инте-грации - межпредметной, внутрипредметной, межлич-ностной, внутриличностной), партисипативный (ори-ентация совместной деятельности на сотрудничество, обеспечение коллективной ответственности).Теоретики считают, что «педагогические явления в силу своей сложности не могут и не должны изучаться с одной точки зрения, и, значит, необходимо примене-ние комплекса методологических подходов, обеспечи-вающих получение разноплановых характеристик ис-следуемых явлений» [3. С. 43-44].221Основой нашего педагогического проекта стал деятельностный подход, который выступает одним из ведущих подходов в педагогических исследованиях, поскольку позволяет изучить и описать особенности функционирования субъектов педагогического процес-са, раскрыть характеристики и этапы их взаимодейст-вия, дает возможность рассмотреть основные компо-ненты деятельности педагога и его воспитанника с единых методологических позиций и тем самым рас-крыть природу их взаимодействия.В педагогике деятельностный подход получил рас-пространение через следующее положение: личность формируется и проявляется в деятельности, что, в свою очередь, требует специальной работы по отбору и органи-зации деятельности воспитанника по активизации и пере-воду его в позицию субъекта познания, труда и общения.Для преподавателей таких дисциплин специализа-ции, как «Основы тележурналистики», «Методика жур-налистики», «Собственное творчество журналиста», «Творческая мастерская» «гиперзадачей всякий раз является именно формирование творческого мышления будущего профессионала. Во-первых, в форме реали-зации творческих потенций человеческого сознания, включающей в себя как рациональное исследование человеческого бытия, так и конструирование новых смыслов, позволяющих взглянуть на мир «с иной сто-роны». Во-вторых, в форме предвосхищения реакций реципиента, обладающего или потенциально свободно-го к обладанию не менее творческими, чем у самого коммуникатора, возможностями сознания» [4. С. 95].Для реализации творческих потенций студентов в на-шем проекте были созданы все необходимые условия.По каждому эпизоду были определены конкретные темы, не повторяющие друг друга, определены воз-можности неожиданных сюрпризов, приятных встреч. Студенты поняли, что от них требуется не только прак-тическое использование известных методик создания телевизионного продукта, но и собственный творче-ский поиск нестандартных приемов, умение создавать нестандартные ситуации.Если рассматривать проект с точки зрения «разви-вающейся педагогической деятельности», то можно определить плодотворные идеи, обеспечивающие ее эффективность: а) подготовка специалистов происхо-дит наилучшим образом в том случае, когда препода-ватель в своей деятельности ориентируется не только на результаты обучаемых, но и на способы достиже-ния; б) совместная деятельность преподавателя и сту-дента составляет педагогическую деятельность как це-лостное образование; в) модель, отражающая потенци-альные возможности преподавателя, включает: непре-рывный поиск способов педагогических действий, аде-кватных ситуаций; накопление новых способов педаго-гической деятельности за счёт «снятия» в новых спосо-бах старых, находящихся в обращении; г) модель, от-ражающая реальное развитие преподавателя, включает: практическую реализацию разнообразных педагогиче-ских способов; постоянную готовность к использова-нию на практике разнообразных способов, их конст-руирование; своевременную разработку способов на практике; создание адекватных конкретной ситуации способов (по Е. Яковлеву и Н. Яковлевой) [3. С. 76].В комплексе методологических подходов, обеспе-чивающих эффективность педагогического проекта, особое место принадлежит личностно-ориенти-рованному подходу.Данный подход к осуществлению педагогического процесса означает направленность на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутрен-них ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудни-чества, совместного творчества субъектов учебно-воспитательного процесса. Образование, построенное на идеях личностно-ориентированного подхода, «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного про-явления и развития личностных функций преподавате-ля и обучаемых на всех этапах работы над проектом» [3. С. 197].Возможности самореализации, самостоятельности ка-ждого студента, раскрытие и максимальное использова-ние его опыта, а также стимулирование будущих теле-журналистов к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, применение активных форм общения обеспечили высокую эффектив-ность проекта. Практически все члены творческой группы успешно справились с поставленной задачей.Упорядочение образовательного процесса, его ори-ентация на формирование личности, адекватной совре-менным требованиям общества, происходит в рамках интегративного подхода. Интеграция содержания обра-зования выражается в увязке и согласовании планов, программ изучаемой дисциплины с сопутствующими, вспомогательными учебными предметами и установле-нии между ними межпредметных связей. Интеграция форм и методов обеспечивает оптимизацию достижения целей и обозначает их сознательный выбор и взаимодо-полнение (по Е. Яковлеву и Н. Яковлевой) [3. С. 108].В проекте интегрированный подход обусловлен тем, что методика телевизионной журналистики изуча-ется в контексте формирования профессиональной культуры и всех ее составляющих (социологической, правовой, нравственно-эстетической, психологической, информационной культур). Естественно, при создании программы «Сохраняя традиции поколений» студенты обнаружили не только знание основополагающих идей, методов и принципов различных дисциплин, но и по-нимание сущности социального характера журналист-ской деятельности и готовность к этой деятельности. С особой тщательностью рассматривались все эпизоды программы с позиции морально-этических требований.Ориентация совместной деятельности на сотрудни-чество, обеспечение коллективной ответственности со-ставляет суть партисипативного подхода к организации образовательного процесса. Реализация этого подхода предполагает открытое взаимодействие участников об-разовательного процесса, интенсивность и насыщен-ность учебной деятельности, соуправление процессом взаимодействия при решении учебных задач, включение обучающихся в коллективную деятельность.Ориентация образовательного процесса на партиси-пативные принципы, с точки зрения Е. Яковлева и Н. Яковлевой, обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, уг-лублением и расширением взаимодействия субъектов222образования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в-третьих, форми-рованием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодейст-вия, в-четвертых, максимально эффективным исполь-зованием возможностей для решения поставленной проблемы [3. С. 111].Студенты так охарактеризовали совместное творче-ство с преподавателями в этом проекте.Из отчёта студентки А. Дугиной:«Работа над программой, посвящённой 65-летию ЮУрГУ, «Сохраняя традиции поколений» дала мне неоценимый опыт. Впервые студенты и преподаватели факультета журналистики работали в едином творче-ском коллективе. Опасение, что нам, студентам, не да-дут творческой свободы, не оправдалось. Наши стар-шие коллеги направляли нас и помогали создавать сю-жеты отдельных эпизодов. Работа с профессионалами своего дела, людьми, стоявшими у истоков телевиде-ния, - это настоящая школа молодого журналиста».С. Чалова, студентка 4-го курса, так оценивает ре-зультат своего участия в проекте: «Принимать участие в подготовке такого проекта было для меня экспери-ментом. Во-первых, было очень интересно работать в рамках подобного жанра. Во-вторых, работать прихо-дилось в одной команде не только с другими студен-тами, но и с преподавателями. Если представится воз-можность снова поучаствовать в подготовке подобного проекта, я с радостью соглашусь. И постараюсь макси-мально использовать опыт этого проекта и не повто-рить допущенных ошибок».Студентка Н. Фомина дала следующую оценку: «Участие в создании программы «Сохраняя традиции поколений» дало мне уникальный опыт.На протяжении всей программы очень помогали наши преподаватели и руководители в одном лице. Их опыт работы на телевидении, в создании программ та-кого масштаба уникален. Мы старались перенять его, советовались с ними по отбору материала, по выбору героев, по постановке эпизода.Одним словом, для меня эта программа - это одна их самых интересных журналистских работ, в которых я принимала участие».Таким образом, осуществление педагогического про-екта «Многокомпонентная телевизионная передача «Со-храняя традиции поколений» стало хорошей школой профессионального мастерства не только для студентов, но и для преподавателей, получивших возможность по-могать своим ученикам не только советами и рецензиями на сделанные ими передачи, но и работать над освоением методик тележурналистики в процессе производства этих передач. А практика совместной творческой работы сту-дентов и преподавателей стала эффективным методом профессиональной подготовки будущих журналистов.

Ключевые слова

образование, творчество, проект, методика, журналистика, телепередача, телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, education, creativity, project, technique, journalistic, telecast, broadcasting company SUSU-TV

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шестёркина Людмила ПетровнаЮжно-Уральский государственный университеткандидат исторических наук, декан факультета журналистики, зав. кафедрой телевизионной и радиожурналистики, профессор250852@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Олешко В.Ф. Современное медиаобразование: аспект современной культуры журналиста // СМИ - общество - образование: модели взаимодействия: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 2 ч. / Отв. ред. И.А. Фатеева. Челябинск, 2007. Ч. 2. С. 94-113.
Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
Вартанова Е.А. Вступительная статья // Современное журналистское образование: технология и особенности преподавания / Под ред.Е.Л. Вартановой. М.: Медиа-Мир, 2008. С. 7-10.
Лозовский Б.Н. Все и сразу - не бывает / СМИ - общество - образование: модели взаимодействия: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 2 ч. / Отв. ред. И.А. Фатеева. Челябинск, 2007. Ч. 2. С. 57-83.
 Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентовв процессе журналистского образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Специфика педагогического проектирования совместного творчества преподавателей и студентовв процессе журналистского образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 329.

Полнотекстовая версия