Бюджетная политика муниципалитета в условиях финансового кризиса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 331.

Бюджетная политика муниципалитета в условиях финансового кризиса

Рассматриваются основные направления бюджетной политики муниципального образования «Город Томск» за 9 месяцев 2009 г. в условиях финансового кризиса. Освещен ряд мероприятий, направленных на снижение влияния последствий кризиса

Municipal budgetary policy during recession.pdf Уже почти год страна живет в изменившихся экономических условиях. На всех уровнях власти продолжается поиск путей минимизации негативных последствий финансового кризиса, которые резко ухудшили состояние бюджетов всех уровней и заставили существенно пересмотреть тактику реализации бюджетной политики.Не все регионы и муниципалитеты пострадали от кризиса одинаково. В 2009 г. доходы федерального бюджета сократились примерно на 20% в первую очередь за счет снижения поступлений от экспортной пошлины. В субъектах РФ сокращение налоговых доходов составило 18% в основном за счет снижения поступлений по налогу на прибыль [1. С. 18]. У муниципальных образований основным доходным источником является налог на доходы физических лиц, который подвергся сокращению во второй половине года. Так, из 66 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока у 25 в I квартале 2009 г. наблюдается увеличение доходной части бюджета, при этом 33 муниципальных образования увеличили расходы в 2009 г. по отношению к I кварталу 2009 г. [2. С. 71].Сложившаяся ситуация потребовала принятия оперативных мер, которые были направлены прежде всего на оптимизацию расходов, экономию бюджетных средств, а также создание финансового резерва, что позволяет в текущем году выполнить обязательства бюджета перед населением в полном объеме.Первоначальный проект бюджета г. Томска на 2009-2011 гг. был сокращен на четверть от общей суммы расходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, что составляет 1 034,3 млн руб. Значительно сокращено финансирование инвестиционных расходов, отдельных мероприятий целевых программ и вновь принимаемых расходных обязательств, включая переход на новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений.В настоящее время основная цель бюджетной политики города - обеспечить стабильное функционирование наиболее приоритетных и социально значимых для жизнедеятельности города направлений, а также сохранить достигнутый уровень содержания учреждений бюджетной сферы. Основной задачей бюджетной политики города является обеспечение гарантированного исполнения текущих обязательств и погашения просроченной кредиторской задолженности бюджета города Томска с учетом поступления доходов. Для ее достижения определены первоочередные расходы, перечень которых утвержден распоряжением администрации города. В их числе - оплата труда бюджетников с учетом повышения фонда оплаты труда с 01.01.2009 г. на 5% и выплаты заработной платы не ниже величины минимального размера оплаты труда, который составляет 4439 руб. в соответствии с трехсторонним Со-глашением, заключенным между администрацией области, профсоюзами и предприятиями; предоставление мер социальной поддержки гражданам; публично-нормативные обязательства, обеспечение бюджетных учреждений продуктами питания, медикаментами, горюче-смазочными материалами, связью, коммунальными услугами и другими первоочередными товарами и услугами, а также расходы, связанные с благоустройством города, субсидии муниципальным автономным учреждениям и ряд иных первоочередных расходов.Для сохранения финансовой устойчивости органами власти города постоянно ведется работа по реализации системы антикризисных мер, которые направлены на решение двух основных задач:-на укрепление доходной базы бюджета города засчет увеличения собственных доходов, а также путемпривлечения дополнительных федеральных и областных средств;-на обеспечение режима экономии бюджетныхсредств.Для выполнения первой задачи проводятся мероприятия, направленные на оздоровление муниципальных финансов: увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджета, разработка и осуществление мер по сокращению налоговой задолженности и повышению доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, многие вопросы оздоровления муниципальных финансов рассматриваются на заседаниях постоянно действующей комиссии по пополнению доходной части бюджета в соответствии со Сводным планом мероприятий по работе с налоговой базой территории и доходными источниками бюджета г. Томска на период 2008-2010 гг.На заседаниях городской трехсторонней комиссии по социальному партнерству рассматриваются вопросы выполнения работодателями условий социального партнерства в части наличия коллективных договоров и соблюдения минимального уровня оплаты труда, состояние с выплатой заработной платы и расчетами с бюджетом.Финансовый орган еженедельно проводит анализ обеспеченности первоочередных расходов бюджета собственными доходами, что позволяет выявить возникающие сложности и оперативно принимать управленческие решения.Для выполнения второй задачи разработана и действует программа по сокращению издержек в бюджетном секторе на территории г. Томска и повышению эффективности расходов городского бюджета. В рамках данной программы принятые расходные обязательства исполняются в пределах поступающих в бюджет доходов с приоритетным финансированием первоочередных расходов.С целью оптимизации штатной численности в течение 2009 г. проведена реорганизация органов админи-142страции, по итогам которой сокращено 77 штатных единиц, в результате ассигнования на содержание органов местного самоуправления сократились на 14%, в том числе по фонду оплаты труда на 12,5%.В социальной сфере проведена оптимизация сети учреждений. Кроме того, с 1 сентября 2009 г. на новую систему оплаты труда перешли работники образовательных учреждений. Данные мероприятия также привели к сокращению 227 штатных единиц по сравнению с плановыми показателями на 2009 г. До конца года дальнейшее сокращение штатной численности не планируется.Кроме того, для оптимизации расходной части бюджета за 9 месяцев 2009 г. проведены следующие мероприятия:•·ограничены расходы на служебные командировки и премии муниципальным служащим;•·установлены лимиты пробега служебных автомобилей;•·утвержден Порядок формирования и исполнения лимитов потребления энерго-, водоресурсов, ГСМ, услуг связи и установлены лимиты их потребления, которые в целях обеспечения режима экономии сокращены по всем муниципальным учреждениям и органам администрации по сравнению с 2008 г.;•·проведена реорганизация (объединение) муниципальных учреждений;•·реорганизованы 10 бюджетных учреждений путем объединения, перепрофилированы 2 начальные школы в детские сады.•·Для стабилизации финансовой ситуации администрацией города осуществляются следующие меры:•·реализуется план мероприятий по оперативному реагированию на финансовую ситуацию в г. Томске (распоряжение Мэра города Томска от 12.12.2008 №р1280);•·проводится еженедельный мониторинг социально-экономического положения города в рамках работы рабочей группы по рассмотрению вопросов функционирования экономики муниципального образования «Город Томск» в условиях экономического кризиса;-принимаются меры по обеспечению занятостиграждан, работающих в режиме неполного рабочеговремени или находящихся в процессе высвобождения,а также официально зарегистрированных безработныхграждан. В течение летнего периода было также организовано трудоустройство 273 подростков, расходы наорганизацию временных рабочих мест для несовершеннолетних составили 470 тыс. руб.С целью оказания финансовой поддержки населения в период экономического кризиса и развития ипотечного кредитования в 2009 г. началась реализация целевой программы «Субсидирование процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам отдельным категориям граждан». Программа разработана для содействия в улучшении жилищных условий граждан путем субсидирования из средств бюджета г. Томска части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам. В значительной степени это позволило сделать доступнее ипотечные жилищные кредиты для граждан, повысило спрос на рынке недвижимости и оказало положительное влияние на преодоление кризи-са предприятиями строительной отрасли. По итогам 9 месяцев 2009 г. признаны участниками программы 251 человек. По прогнозному расчету количество участников данной программы до конца года может увеличиться до 500 человек.Поддержка малого и среднего бизнеса является одной из наиболее актуальной задач на ближайшие годы с целью существенного увеличения доли среднего и малого бизнеса в ВВП и опережающего роста доли производственных и инновационных предприятий. Для обеспечения занятости населения и смягчения социальной напряженности в г. Томске осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках соответствующей городской целевой программы на 2009-2011 гг. с учетом финансовой помощи из областного и федерального бюджетов. За 9 месяцев 2009 г. открыто 3 центра поддержки предпринимательства, организовано обучение теоретическим основам ведения предпринимательской деятельности, проведено 8 конкурсов предпринимательских проектов, в результате которых 231 субъект малого и среднего предпринимательства получили субсидию на организацию собственного дела.Проведена инвентаризация кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Томска, по состоянию на 1 января 2009 г. Впервые в качестве антикризисной меры - так называемой подушкой безопасности - в бюджете города на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. предусмотрен финансовый резерв, размер которого составил 25% от расходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Частично средства резерва были направлены на погашение сложившейся кредиторской задолженности.8результате принятых мер за 9 месяцев кредиторскаязадолженность сокращена на 36%, просроченная кредиторская задолженность - на 81%.Следует отметить, что наличие финансового резерва в бюджете города позволило обеспечить переход к среднесрочному финансовому планированию, которое выражается в принятии бюджета на трехлетний период в целях создания правовой основы для заключения многолетних муниципальных контрактов [3. С. 158]. Принятие трехлетнего бюджета также открыло возможность для привлечения кредитов коммерческих банков на среднесрочную перспективу, так как банки могут оценить платежеспособность г. Томска на 3 года вперед, его долговую нагрузку, обеспеченность собственными ресурсами и принять взвешенные и обоснованные решения при предоставлении кредитов на 2-3 года вперед.Одним из дополнительных источников учреждений бюджетной сферы являются доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, основную долю в которых занимают доходы от оказания платных услуг муниципальными учреждениями. Представительным органом местного самоуправления утверждены направления расходования средств, полученных от оказания платных услуг. Основными из них являются расходы на заработную плату с начислениями, оплату коммунальных услуг и на укрепление материально-технической базы. По итогам9месяцев 2009 г. поступления доходов, полученных от143предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, составили 355 млн руб., или 8% от собственных доходов бюджета города.Для достижения основной цели бюджетной политики руководством города принято решение об участии в федеральных и областных программах на условиях софинансирования.Масштаб по строительству дорог в г. Томске в 2009 г., несмотря на кризис, по праву можно назвать беспрецедентным. В сентябре 2009 г. введена в эксплуатацию автодорога по ул. Клюева. В общей сложности, на строительство дорог по ул. Сибирской, Елизаровых, Клюева, левобережной объездной автодороги получено из всех уровней бюджетов 1 713,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 1 139, 6 млн руб., из областного бюджета - 526 ,0 млн руб., из местного бюджета -47,6 млн руб.В 2009 г. на условиях софинансирования осуществляется строительство спортивного зала для школы, приобретение специализированной техники для муниципальных учреждений и предприятий, проводятся мероприятия по переселению граждан из ветхого иаварийного жилья, ведется строительство противооползневых мероприятий на правом берегу р. Томи, а также строительство инженерной инфраструктуры северной площадки особой экономической зоны технико-внедренческого типа.Подводя итоги проводимой бюджетной политики, с уверенностью можно сказать, что основная ее цель достигнута: обеспечено стабильное функционирование наиболее приоритетных и социально значимых для жизнедеятельности города направлений, сохранен достигнутый уровень содержания бюджетной сферы, привлечены денежные средства из федерального и областного бюджетов для строительства объектов инфраструктуры города, что говорит о перспективах развития муниципального образования. В дальнейшем для представления населению муниципальных услуг на качественном уровне необходимо реализовать переход работников учреждений социальной сферы на новые системы оплаты труда как эффективного инструмента обеспечения выполнения обязательств по повышению качества оказываемых населению услуг, что позволит сохранить социальную направленность бюджетной политики в дальнейшем

Ключевые слова

Tomsk, recession, municipal budgetary policy, г. Томск, финансовый кризис, бюджетная политика муниципалитета

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Казаков Владимир ВладимировичТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессорprorektorsv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Материалы форума глав муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока // Новосибирск. 22.05.2009 г.
Силуанов А. Региональные бюджеты: текущее состояние и перспективы // Бюджет. 2009. №11.
 Бюджетная политика муниципалитета в условиях финансового кризиса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 331.

Бюджетная политика муниципалитета в условиях финансового кризиса | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 331.

Полнотекстовая версия