Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учёта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 331.

Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учёта

Рассматриваются практические аспекты взаимоотношений сторон в рамках оказания услуг по договору на ведение аутсорсинга бухгалтерского учёта

Practical aspects of accounting outsourcing.pdf Успешно применяемые на Западе услуги по ведению бухгалтерского учета (так называемый аутсорсинг бухгалтерских услуг) сегодня реализуются и в России в условиях растущей конкуренции, требующей от предприятий эффективного производства и сокращения затрат на непрофильные функции. Несмотря на то что в условиях кризиса задача снижения затрат выходит на первый план, необходимо помнить, что аутсорсинг предоставляет возможность быстрой реорганизации бизнеса, которая способна привести к повышению конкурентоспособности и увеличению стоимости предприятия.К аутсорсингу относится и ведение бухгалтерского учёта специализированной организацией. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» руководители организаций могут: «учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированному предприятию или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учёт лично». Таким образом, законодательство указывает на возможность передачи ведения бухгалтерского учёта специализированным организациям, что фиксируется в приказе об учётной политике на соответствующий финансовый год.В большинстве случаев ведение бухгалтерского учёта передаётся аудиторским организациям. Согласно пп. 1, 2, 5 п. 7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, «аудиторские предприятия могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью, услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление бухгалтерской (финансовой) отчётности, постановку, восстановление и ведение налогового учёта, составление налоговых расчётов и деклараций» и т.д.Следует отметить, что в ГК РФ нет нормы, регулирующей взаимоотношения между заказчиком и органи-зацией-аутсорсером по уровню сервиса, поэтому процесс оказания услуг аутсорсинга регламентируется нормами ГК РФ, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком и организацией-аутсорсером.Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключать договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).В большинстве случаев для оказания данного вида услуг заключается договор возмездного оказания услуг(п. 2 ст. 779 Гражданского Кодекса РФ), сторонами которого являются заказчик (предприятие) и исполнитель (аутсорсер). Решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру должно быть отражено в приказе об учётной политике предприятия-заказчика [1.С. 131-132].На практике сложились следующие основные критерии, позволяющие предприятию заключить договор на бухгалтерское обслуживание:•·предприятие-заказчик должно иметь небольшой объём операций и численность работников;•·потребность в главном бухгалтере предприятия возникает не чаще 1-2 раз в неделю;•·предприятие должно иметь в штате учётного работника, который осуществляет функции по созданию первичных документов, их оформлению и, возможно, хранению;•·при работе на территории заказчика для специалиста - представителя исполнителя должны быть созданы необходимые условия работы.Согласно исследованию, проведённому компанией E-xecutive, 63% российских предприятий уже применяют аутсорсинг в своей деятельности, при этом 63,8% из них расположены в Москве, 11,2% - в Санкт-Петербурге и лишь 25% приходится на все остальные города России [2]. Практика подтверждает, что, например, в Москве услугами сторонних бухгалтерских компаний или частных специалистов пользуются около 40% средних и малых предпринимателей. При этом к сторонним организациям часто обращаются фирмы, начинающие свою деятельность [3].Сотрудничество заказчика с исполнителем в сфере оказания услуг по ведению бухгалтерского учёта осуществляется на основе специально разработанного договора. Проект договора, как правило, формируется заказчиком, т.к. именно он формулирует свои требования к потенциальным исполнителям, а также принимает решение об объёме аутсорсинга. При наличии составленного должным образом договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учёта исполнитель несет полную ответственность в размере возможных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.Работу в рамках оказания услуг аутсорсинга можно представить в виде двух последовательных этапов:•·определение порядка и организация оказания услуг заказчику;•·непосредственное осуществление работ (с использованием методов контроля на каждом из подэта-пов);Кроме того, в рамках оказания услуг по договору аутсорсинга могут быть включены работы по оптимизации необоснованных затрат и скрытых резервов предприятия-заказчика (таблица).151Этапы оказания услуг аутсорсинга бухгалтерского учётаЭтапСодержание выполняемых в рамках этапа работ1. Определение порядка и организация оказания услуг заказчику1) осуществление экспертного анализа финансово-хозяйственной деятельности заказчика; 2) определение прав и обязанностей сторон, иных существенных условий договора об оказании услуг, в том числе: - представление заказчиком Учредительных документов; - экспертиза первичных документов заказчика на соответствие требованиям действующего законода тельства; - согласование способов доставки документов заказчиком для обработки; - установление основополагающих принципов документооборота с заказчиком (в том числе, право подписи в документах заказчика, порядок передачи документации заказчику, количество экземпляров документов и сроки их подготовки, периодичность, формы представления документов, график докумен тооборота; - согласование принципов архивирования документов; - согласование и обеспечение представленных заказчиком требований налогового планирования; - согласование порядка уничтожения рабочих документов по оказанным услугам; - согласование стоимости услуг между заказчиком и исполнителем (в том числе, возможности и усло вий ее индексации) и порядка расчётов; - составление, оформление и подписание договора и приложений к нему; - определение периодичности контроля оказанных услуг; 3) предоставление заказчиком документов (в частности, копий Уставных и Учредительных документов, Учётной политики в целях бухгалтерского и налогового учёта; рабочего плана счетов, перечня форм бухгалтерской отчётности) в соответствии с согласованным Реестром2. Непосредственное осуществление работ по договору1) обработка принятых документов (с использованием специализированных компьютерных программ), в том числе: - контроль по формальным признакам, регистрация сведений о количестве документов, соответствую щих требованиям действующего законодательства, количестве проведённых операций, сформирован ных первичных бухгалтерских документов и налоговых регистров, количестве первичных документов; - формирование реестра документов, не соответствующих требованиям законодательства (при наличии таковых) и их доработка; 2) подготовка сформированных исполнителем документов на бумажных носителях (в соответствии с условиями, согласованными сторонами договора); 3) экспертиза подготовленных исполнителем документов; 4) представление подготовленных исполнителем документов заинтересованными пользователями (в соответствии с условиями, согласованными сторонами договора); 5) подготовка Отчётов (в соответствии с условиями, согласованными сторонами договора, - о проделанной работе и налоговом планировании); 6) выдача подготовленных документов заказчику; 7) архивирование подготовленных документов3. Формулирование результата и выдача рекомендацийВыявление необоснованных затрат и скрытых резервов предприятия-заказчика и их оптимизацияНеобходимо отметить, что по результатам работ, выполняемых в рамках каждого этапа и подэтапа, имеет место документальное оформление их результатов как в форме отчётов и реестров, так и в форме документов, формируемых непосредственно в рамках оказания услуг по договору, а именно - регистров бухгалтерского и налогового учёта, налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчётности.Стоимость услуг по ведению бухгалтерского и налогового учёта и представлению отчётности в налоговые органы зависит от следующих аспектов деятельности предприятия-заказчика:•·количества видов деятельности;•наличия обособленных подразделений;•количества работающих по любым основаниям;•·количества хозяйственных операций, совершаемых предприятием;•·количества первичных учётных документов;•·используемого программного обеспечения для обработки первичных учётных документов;•·-территориального расположения заинтересован•ных пользователей отчётности предприятия (налоговой•инспекции, органов статистики и внебюджетных фон•дов и т.д.).•·Таким образом, передача услуг по ведению бухгалтерского учёта на аутсорсинг, целесообразность которого в настоящее кризисное время может быть отражена предприятием в его бизнес-плане, позволяет:•·получить от исполнителя услуги, оказанные на высоком профессиональном уровне;•снизить риски по представлению недостоверной бухгалтерской и налоговой отчётности и предъявлению штрафных санкций со стороны контролирующих органов.Кроме того, аутсорсинг бухгалтерского учёта выступает эффективным способом оптимизации издержек предприятия, выявления скрытых резервов и перераспределения его ресурсов, что обеспечивает важное конкурентное преимущество.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

competitive advantage of organization, optimisation of costs, contract, accounting, outsourcing, конкурентное преимущество организации, оптимизация издержек, договор, бухгалтерский учёт, аутсорсинг

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Севастьянова Елена ВячеславовнаВсероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва)аспирантка
Всего: 1

Ссылки

Данилкин И. Свой или чужой? Бухгалтерский аутсорсинг. Бизнес-журнал. Режим доступа: http://www.klerk.ru/articles/742986
Особенности перехода российских промышленных предприятий на аутсорсинг. Специфика правовой среды // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18.
Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения. М.: ГроссМедиа, 2008. 208 с.
 Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учёта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 331.

Практические аспекты аутсорсинга бухгалтерского учёта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 331.

Полнотекстовая версия