Европейская концепция религиозной свободы и свободы совести: идеологические источники и законодательноезакрепление | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Европейская концепция религиозной свободы и свободы совести: идеологические источники и законодательноезакрепление

Статья посвящена содержанию понятия «религиозная свобода» в истории европейской культуры, трудам мыслителей, внесших наиболее существенный вклад в развитие идеи религиозной свободы, и основным этапам драматического пути утверждения этой свободы в европейском менталитете и законодательстве.

European concept of religious freedom: ideological sources and legislative fixation.pdf В настоящее время в европейской культуре сфор-мировалась концепция индивидуального и коллектив-ного права религиозной свободы, оказывающая значи-тельное влияние не только на европейские страны. По-нятие европейской культуры не связывается с геогра-фическим понятием европейских стран, а трактуется более широко, охватывая те страны, где утвердились европейские ценности и правовые стандарты.В содержание индивидуального права религиозной свободы входит свобода исповедовать или не испове-довать какую-либо религию; иметь или не иметь рели-гиозное образование; участвовать или не участвовать в ритуалах; открыто выражать свои религиозные убеж-дения или не объявлять о них, не быть принуждаемым раскрывать свои убеждения; не нести военную службу, если это противоречит религиозным убеждениям.Как коллективное, право религиозной свободы со-держит: свободу объединения в религиозные ассоциа-ции, которые могут быть зарегистрированы и получить права юридического лица; свободу выражать и распро-странять свои верования; свободу приобретать и со-держать места поклонения, проводить и посещать ре-лигиозные мероприятия; свободу создавать религиоз-ные организации и управлять ими; производить, поку-пать и распространять религиозную литературу или предметы, используемые для религиозной деятельно-сти; заниматься образовательной, культурной благо-творительной и социальной деятельностью; получать добровольную финансовую помощь от лиц и учрежде-ний для обеспечения своей деятельности.Мы не ставим задачу осуществить полный обзор раз-личных позиций по вопросу свободы совести и вероиспо-ведания в философской мысли XVII-XVIII вв. Сосредото-чимся на идеях тех мыслителей, которые разрабатывали идею религиозной свободы от начальной ее стадии - веро-терпимости. В большей степени поддержка свободы веро-исповедания характерна для мыслителей, придерживав-шихся протестантского направления христианства, хотя под влиянием опустошительных религиозных войн ряд католических мыслителей, например Ж. Боден, признавали более приемлемой политику веротерпимости, нежели же-ланное для них лично, но нецелесообразное в тех условиях господство католической церкви и религиозное единообра-зие. Еще одной опасностью для религиозной свободы в этот период ослабления влияния католической церкви во многих европейских странах была тенденция стремления государства полностью контролировать духовные вопросы.Рубежной линией, открывшей идею свободы веры как естественного права человека, стало движение Ре-формации. Несмотря на различное отношение ее лиде-ров (прежде всего М. Лютера и Ж. Кальвина) к религи-озной терпимости и свободе вероисповедания [1],36именно Реформация стала осевым событием в движе-нии к религиозной свободе.История закрепления принципа полной религиозной свободы в европейской традиции начинается с Р. Уиль-ямса, бежавшего из Англии от религиозных преследова-ний и основавшего первую баптистскую церковь в Се-верной Америке. Р. Уильямс, в отличие от многих мыс-лителей своей эпохи, не только одним из первых и наи-более последовательно определил право религиозной свободы, но и смог реализовать свои теоретические идеи в жизни общины изгнанных за свои религиозные убеждения людей. Сам Уильямс, переходя от англикан-ства к конгрегационизму, затем баптизму, в итоге стал называть себя христианином, ищущим истину, полагая, что право поиска и выбора убеждений должно быть у любого человека. В 1935 г. он был выслан из колонии Массачусетс за критику местных органов власти, ущем-ляющих религиозную свободу, и в следующем году ор-ганизовал общину в поселении Провиденс в Северной Америке (позднее колония Род-Айленд).Среди основных правил поведения общины, установ-ленных в 1638 г., был и принцип полной религиозной свободы. Дальнейшими источниками религиозной свобо-ды в европейской культуре стали идеи свободомыслия английских и французских философов ХVII-ХVIII вв., прежде всего Дж. Локка, Дж. Мильтона, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, идеи рационализма и юридического пози-тивизма. Это стало основанием и американской традиции, заложенной в Конституции Соединенных Штатов (1787 г.) и в Билле о правах (1791 г.).Закрепление современной концепции религиозной свободы на конституционном уровне впервые осуще-ствлено в Билле о правах в Первой поправке к Консти-туции: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запре-щающего свободное ее исповедание…» [2]. Несколько позже, в XIX в., большинство европейских конститу-ций, прежде всего в странах, где распространение про-тестантизма привело к развитию либеральной идеоло-гии, уже предусматривали положения о религиозной свободе как индивидуальном праве гражданина.Рассмотрим основные идеи европейских мыслите-лей в исторической последовательности.В начале 40-х гг. XVII в. Уильямс пишет свой ос-новной трактат «Кровавый догмат преследования за убеждения», одновременно активно участвуя в религи-озно-политической жизни Англии: выступая, с одной стороны, против преследования католиков, а с другой -против законодательного закрепления парламентом государственной религии (пресвитерианства).В трактате Уильямс высказывает ряд идей, соста-вивших содержательную основу принципа полной ре-лигиозной свободы в европейской традиции. Начиная свое рассуждение от текста Евангелия, Уильямс под-черкивает, что учение о преследовании за веру, под-держиваемое не только католиками, но и некоторыми протестантами (Ж. Кальвином), не основано на Свя-щенном Писании.Кроме того, Уильямс последовательно проводит идею светского государства, полагая, что в государстве все институты призваны служить гражданским целям, а потому не могут быть судьями, правителями и защит-никами духовных или христианских институтов и ве-роучений. Поскольку Христос не установил опреде-ленной формы правления, государство и церковь авто-номны. Государство, организуясь по свободному со-гласию людей, не является продуктом божественного происхождения, соответственно, необходимо отделе-ние церкви от государства. Для светского государства является логичным признание равенства различных убеждений, и наоборот, установление единообразия религиозной жизни ведет к ущемлению права религи-озной свободы.Уильямс распространяет понятие религиозной сво-боды не только на представителей различных конфес-сий, но и атеистов. Границы религиозной свободы оп-ределяются соблюдением гражданских законов.В 1644 г. английский парламент выдал Уильямсу хар-тию, признающую законы самоуправления Провиденса, в том числе «свободу в религиозных отношениях», таким образом впервые в истории законодательно закрепив в рамках колонии принцип религиозной свободы.Автор полагает, что содержание понятия религиоз-ной свободы в трактовке Р. Уильямса, отстаивавшего право любого человека проповедовать свою религию и менять свои убеждения, считавшему веротерпимость моральной нормой, а не идеалом, является наиболее полно разработанным для того времени, тем большую ценность имеет практическое воплощение радикаль-ных идей в социальной жизни. Но в силу того, что Уильямс, которого можно считать англо-американским мыслителем, значительно опережал общественное соз-нание, формируемое большинством, значительно большее влияние на социокультурные условия и пра-вовую культуру эпохи оказали менее кардинальные идеи веротерпимости Дж. Локка.Помимо Р. Уильямса, отметим идеи религиозной свободы и их воплощение в деятельности еще одного англо-американского мыслителя и политика - У. Пен-на, возглавлявшего общину квакеров. Будучи еще в Англии, Пенн пишет памфлет о религиозной свободе «Ни креста, ни короны». В 1681 г. Пенн получил от короля Карла II Стюарта хартию на право владения территорией в Северной Америке, на которой основал колонию, в дальнейшем названную в его честь Пен-сильванией. Основной закон Пенсильвании 1682 г. провозглашал веротерпимость для всех верующих в Бога и принцип отделения религиозных объединений от государства, признавал гражданские права католи-ков и иудеев, преследовавшихся в Англии и многих других колониях. Эти нормы впоследствии были при-няты в других Средне-Атлантических колониях - Нью-Джэрси и Дэлавере, и религиозный плюрализм на этих территориях, где представители различных общин -англикане, лютеране, баптисты, католики, пресвитериане и другие верующие - наделялись равными правами, зна-чительно отличал их как от других американских коло-ний, так и от европейских стандартов XVII-XVIII вв.Что касается английской традиции свободомыслия, то все мыслители, защищавшие идеи веротерпимости и религиозной свободы, принадлежали к протестантско-му лагерю. Наиболее развиты эти идеи в творчестве Дж. Мильтона и Дж. Локка.Дж. Мильтон, будучи не только поэтом, но и вы-дающимся публицистом и политическим деятелем, не-однократно осуждал отсутствие религиозной свободы в Англии, считая свободу выбора убеждений Божествен-ным даром. Он полагал, что принуждение к внешнему, обрядовому исповеданию веры, которая не является внутренне свободно принятой, формирует лицемерную позицию, противоречащую духу и букве Евангелия, со-гласно которому сущность религии заключена в вере и любви. Наиболее полно гражданская позиция мыслите-ля выражена в «Трактате о гражданской власти в духов-ных делах» (1659). Мильтон призывал парламент зако-нодательно закрепить религиозную свободу, считая ве-ротерпимость естественным проявлением христианского милосердия. Вместе с тем религиозная свобода в пони-мании Мильтона не распространялась на язычников (от-рицающих Евангелие) и католиков, демонстрирующих нетерпимость к иноверию и отказавшихся от внутренней религиозной свободы.Дж. Локк, разработавший идейно-политическую доктрину либерализма и концепцию естественных прав человека, активно выступал против религиозного фа-натизма. Он посвящает защите религиозной свободы четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706 гг.). Наиболее подробно идеи Локка изло-жены в «Опыте о веротерпимости» (написано в 1667 г.) [3] и «Послании о веротерпимости» (1685-1686 гг.) [4], где обосновывает необходимость отделения церкви от государства для осуществления религиозной свободы. Таким образом, концепция Локка является более свет-ской в сравнении с идеями Мильтона, для которого важнейший критерий веротерпимости - это признание Евангелия.Поскольку, как считает философ, государство соз-дано людьми для защиты естественных прав - на жизнь, свободу и собственность - и не имеет божест-венного происхождения, задача правителя состоит в обеспечении именно этих прав, а не в спасении души. «Справедливое притязание на неограниченную терпи-мость имеют место, время и способ моего поклонения богу, потому что сие происходит всецело между госпо-дом и мной и, принадлежа попечению вечности, выхо-дит за пределы досягаемости и воздействия политики и правительства, которые существуют только ради моего благополучия в этом мире: ибо правитель - это лишь посредник между человеком и человеком; он может отстоять меня от ближнего, но не может защитить от бога» [3. C. 68]. Государство не может заставлять кого-либо принимать какую-либо религию, это право част-ного лица: «Каждый человек имеет… неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он мо-жет… пользоваться без приказа или вопреки приказу правителя»; «Терпимость по отношению к тем, кто в37религиозных вопросах придерживается других взгля-дов, настолько согласуется с Евангелием и разумом, что слепота людей, не видящих при столь ясном свете, представляется чем-то чудовищным [4. С. 93]. Таким образом, государство не может назначать наказания за грехи. С другой стороны, поскольку задачи государства и церкви различны, следовательно, церковь не может лишать человека, нарушившего ее законы, естествен-ных человеческих и гражданских прав.«Нигде не сказано, что Бог предоставил людям пра-во насильно заставлять других людей принимать чуж-дую им религию», «истинная религия состоит в глубо-кой внутренней вере души» [4. С. 95].Вместе с тем границы веротерпимости со стороны го-сударства ставятся Локком перед нетерпимыми фанати-ками: католиками и атеистами, а также перед подданны-ми иностранных правителей - мусульманами, подчи-няющимися через константинопольского муфтия турец-кому султану, и снова католиками, находящимися под властью Римско-Католической церкви. Пределы толе-рантности ставились перед религиозными течениями, утверждающими догматы, «враждебные и противные человеческому обществу и добрым нравам» [3. C. 81-83].Обоснование сущности религии и религиозной сво-боды через Священное Писание проводится Локком в труде «Разумность христианства» (1695) [5], в котором он в соответствии с идеями протестантизма отграничи-вает «подлинное учение Христа» от более поздних на-слоений и видоизменений. Поскольку человеческий опыт ограничен, христианин нуждается в откровении, приобщении к божественному опыту через его дух, без чего внешние формы религиозности являются пустыми.Во многом благодаря активным усилиям мыслителей и политических деятелей Англия стала первой европей-ской страной, законодательно закрепившей религиоз-ную свободу. В 1689 г. английским парламентом был принят «Акт о веротерпимости» [6], согласно которому была установлена многоконфессиональность общества, хотя и с учетом особого статуса Англиканской церкви. Далее проблемы расширения и правового закрепления религиозных свобод в Англии разрабатывались в боль-шей степени в деизме и течении Просвещения.Идеи Э.К. Шефтсбери (Shaftsbury) были собраны в книге «Характеристика людей, обычаев, мнений и вре-мен», широко известной в европейских странах и неод-нократно переиздававшейся в течение XVIII в. Одной из важнейших идей философ и моралист считал идею религиозной свободы и взаимной терпимости, после-довательно выступая против религиозной нетерпимо-сти и фанатизма. Идея религиозной свободы получает у Шефтсбери религиозно-этическое и эстетическое обоснование. Особенностью его концепции является сократический принцип единства добра и красоты. Нравственность, как врожденное чувство, предшеству-ет религии, и человек должен любить Бога свободно, а не по принуждению. Нравственность предопределяет естественное стремление человека к добру, таким обра-зом, большее внимание мыслитель обращает на разви-тие внутренней духовности человека.Требование свободного поиска истины содержится в произведениях английских деистов Дж. Толанда и Э. Коллинза. Понятие свободомыслия (Free-thinking)получает распространение в европейской культуре после выхода работы Коллинза «Рассуждение о свобо-домыслии, вызванное возникновением и развитием секты, называемой Свободомыслящие» (1713). Деи-сты, отрицая «суеверия», которыми в их понимании являются культовые формы, критикуют попытки рели-гиозного принуждения. Коллинз формулирует тезис о том, что свободно думать о религиозных вопросах -долг всех людей. Оба мыслителя тесно связывают мо-раль и религию, причем Коллинз понимает истинную религию как добродетель, а Толанд полагает, что ис-тинная религия, освобожденная от суеверий, предна-значена для улучшения человеческой нравственности.Идею Локка об отделении церкви от государства отстаивали в своих сочинениях и проводили в своей деятельности диссентеры (протестанты, не принадле-жавшие к Англиканской церкви), ограничивая влияние церкви выполнением исключительно духовных функ-ций в обществе. Причем Д. Дефо после написания памфлета в защиту веротерпимости «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702) был приговорен к позорному столбу и тюрьме [7]. Дефо обосновывал установление веротерпимости практическими, этиче-скими и социальными соображениями, а философ-матери-алист и ученый Дж. Пристли полагал, что сво-бода убеждений (право поклоняться Богу в любой форме или не исповедовать никакой религии) является естественным и неотъемлемым правом человека.При этом некоторые духовные лица выступали в за-щиту диссентеров. Так, епископ У. Варбертон в своем сочинении «Союз между церковью и государством» (1736) пишет о необходимости терпимости в отношении диссентеров и недопустимости принуждения. Главной же социальной функцией церкви епископ полагал мо-ральное воздействие на общество и именно из этих со-ображений выступал за государственную церковь.Другой влиятельный англиканский священник, Дж. Свифт, хотя и не приветствовал появление и рас-пространение новых религиозных сект и не говорил о правах инаковерующих, но и не поддерживал насилие в делах веры вне зависимости в отношении диссенте-ров или католиков.Один из лидеров партии вигов, также принадле-жавший к Англиканской церкви, Э. Берк выступал за свободу веры из соображений политической целесооб-разности, полагая, что люди, свободные в исповедании веры, не будут стремиться к изменению существующих порядков. До революции во Франции Берк выступал за расширение прав католиков и протестантов, не при-надлежавших к Англиканской церкви. Но после кру-шения французской католической церкви он резко от-рицательно оценивает поддержку Французской рево-люции английскими протестантами и в памфлете «Раз-мышления о революции во Франции» (1790) [8] утвер-ждает принцип соединения церкви с государством, по-лагая религию основой стабильности общества и освя-щаемой ею государственной власти [9].Помимо вышеназванных мыслителей, на развитие идеи религиозной свободы оказало влияние масонство, современные формы которого зарождались в англий-ских организациях начала XVIII в. Нередко именно члены масонских организаций популяризировали мно-38гие либеральные идеи Нового времени и Просвещения, в том числе идею веротерпимости, допуская либо ис-поведание любого из различных направлений христи-анской религии, либо любой религии вообще. Немало-важное значение для осуществления идей масонства на практике имело участие в масонских ложах ведущих политиков. Поскольку целью масонства является дос-тижение «царства истины и любви», одним из исход-ных условий этого выступает свобода. Путь к достиже-нию цели - нравственное, физическое и умственное совершенствование каждого человека, а препятствиями выступают церкви и национальные государства. При том что важное место в деятельности масонов занимает борьба с церковью и духовенством, это не означает отрицания религиозной веры, напротив, масоны созда-ют новую религию гуманитаризма.В одном из главных нормативных актов масонов «Книге Конституций» указывается: «…в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна ре-лигия обязательна для всех, - это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обя-занности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы догматы ни отличали нас от других людей» [10. C. 62; см. так-же: 11. С. 617].Если в английской философской мысли этого вре-мени актуальной проблемой был вопрос расширения веротерпимости и ее пределов, то во Франции, в силу исторических особенностей борьбы за религиозную свободу, вопрос ставился по-иному.В истории государства был период конструктивного решения проблемы веротерпимости после длительных религиозных войн. По известному эдикту, подписан-ному Генрихом IV в 1598 г. в Нанте, хотя католицизм оставался государственной религией Франции, протес-танты-гугеноты получили свободу вероисповедания и богослужения в большинстве городов, в замках в ряде сельских местностей и право занимать судебно-административные и военные должности.После отмены Нантского эдикта в 1685 г. Людови-ком XIV важнейшей проблемой для Франции стало достижение веротерпимости. Этот насущный вопрос обсуждали почти все мыслители. Активно шло обсуж-дение в широко распространившейся «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», издаваемой Д. Дидро и Ж. Д'Аламбером в 1752-1766 гг. [12]. В статьях энцик-лопедии подчеркивалась мысль о том, что христианст-во не включает в себя принуждение совести или на-сильственное отправление культа, и вера может быть внушена только просвещением и убеждением. Вместе с тем, осуждая проявления религиозной нетерпимости, французские просветители не рассматривали свободу веры и убеждений в контексте прав человека.Наиболее подробно проблему веротерпимости как одного из существенных элементов религиозной сво-боды исследовали П. Бейль, Ф. Вольтер и Ш.-Л. Мон-тескье [13-16].Бейль воспитывался в протестантской семье, но под влиянием скептицизма М. Монтеня и идеи Р. Декарта о необходимости проверять все утверждения естествен-ным светом разума, а также чтения католических ис-точников обратился в католицизм, но затем, сочтя ка-толические аргументы неубедительными, незадолго до отмены Нантского эдикта снова обращается в протес-тантизм и переезжает в Голландию, где и пишет свои основные труды, связанные с утверждением свободо-мыслия и веротерпимости.Видимо, этот опыт позволил Бейлю, в отличие от большинства протестантских авторов, призывать к ве-ротерпимости не только католиков, но и протестантов и критиковать последних за преследование католиков. Наиболее последовательно мысль о недопустимости любых религиозных преследований изложена Бейлем в памфлете «Всецело католическая Франция в царство-вание Людовика Великого» (1686), но по решению вла-стей памфлет был сожжен на Гревской площади в Па-риже, и даже в Голландии, отличавшейся большей ве-ротерпимостью, Бейль был лишен права преподавания в Роттердамском университете (в первую очередь по обвинению в защите атеизма).В «Философском комментарии на слова Иисуса Христа Заставь их войти» (1686-1687) Бейль прово-дит мысль, что моральный разум является главным судьей веры, показывая, что нетерпимость противоре-чит христианской морали. Рассматривая право челове-ка следовать тем убеждениям, которые представляют-ся свету его разума истинными, Бейль обосновывает религиозную свободу как абсолютное право человека.В основном своем произведении - двухтомном «Ис-торическом и критическом словаре» [13], оказавшем большое влияние на развитие европейского свободо-мыслия, Бейль от идей веротерпимости приходит к ре-лигиозному скептицизму, выражая сомнение в возмож-ности рационального обоснования религиозных догма-тов, и утверждает независимость морали от религии.Предельно полное для своего времени понимание религиозной свободы Бейлем, как и Уильямсом, не находило еще отклика в обществе, и более популярны-ми были менее радикальные идеи веротерпимости.Характеризуя в целом отношение другого влия-тельного французского мыслителя - Вольтера к сфере религии и свободы, следует отметить, что особенно-стью его мировоззрения была деистическая позиция, основой которой является вера в существование Бога и, наряду с критикой нетерпимости и духовного диктата и догматизма католической церкви, критикой атеизма (как мировоззрения без моральных принципов), идея необходимости для общества массовой веры в Бога, осуществляющего справедливое возмездие и милосер-дие. Для Вольтера сущностным качеством религии вы-ступала мораль, религия призвана учить любви к Богу и служению ближним, внешняя же обрядовая сторона без этой любви, догматические споры и тем более на-сильственные способы обращения в веру не имеют от-ношения к «наилучшей религии», отмечает философ в статье «Религия».Первые заметки относительно веротерпимости и свободы вероисповедания Вольтера содержатся еще в «Философских письмах» (1720-1730-е гг.) [14]. Опи-сывая религиозную ситуацию в Англии, мыслитель положительно оценивает множество религиозных «сект», уравновешивающих друг друга, и отсутствие единой церкви. Но наиболее подробно он касается этой39проблемы в «Трактате о веротерпимости в связи со смер-тью Жана Калласа», где не только последовательно про-водит идею полезности терпимости для государства, ре-шая теоретические задачи, но и активно содействует по-смертной реабилитации гугенота Жана Калласа, казнен-ного вследствие ложного обвинения в убийстве сына, который собирался обратиться в католицизм.Всячески отстаивая идею веротерпимости, Вольтер не связывает ее с отделением церкви от государства, напро-тив, он полагает полезным контроль государства над ре-лигиозными организациями, более того, считает разум-ным, чтобы церковные уставы издавались гражданской властью. Таким образом, проблема законодательного за-крепления религиозной свободы им не ставится.Ш. Монтескье в большей степени оценивал нравст-венную функцию религии и гражданских законов. В основном труде «Дух законов» (1748) Монтескье рас-сматривает два возможных правовых варианта регули-рования религиозной сферы [16]. В первом случае, ес-ли в государстве существует несколько религий, необ-ходимо принятие законов, обязывающих всех соблюдать веротерпимость. В другом случае, если в государстве существует одна религия, нужно запретить распростра-нение других религий, но не применяя прямого насилия. В целом, как можно судить по трудам, философ являет-ся сторонником ограниченной веротерпимости, не рас-сматривая идею отделения церкви от государства, хотя, в отличие от других мыслителей Просвещения, Монтес-кье фиксирует взаимосвязь между религиозной и поли-тической свободой и является приверженцем ограниче-ния власти государства в сфере веры. Заслуга Монтескье в правовой сфере также в разграничении религиозных преступлений на две группы: нарушения отправления культа, задевающие чувства или угрожающие безопас-ности граждан и подлежащие уголовному наказанию, и те религиозные преступления, в которых нет публичного действия, во втором случае церковь, если посчитает нужным, принимает свои меры воздействия. Кроме того, мыслитель призывал к особой осторожности в случаях преследования еретиков, полагая, что это может нару-шить религиозную свободу и содержит потенциальную опасность тирании.Своеобразный вклад в развитие религиозной свобо-ды вносит Ж.-Ж. Руссо в произведении «Об общест-венном договоре» (1762). Не считая идею светского государства перспективной и допуская принуждение в сфере веры во имя общественной пользы, мыслитель предлагает установление сверху гражданской религии, сторонники которой почитают «святость общественно-го договора и законов». Эта религия содействует уста-новлению правил общежития, формирующих «добрых граждан и верных подданных», соответственно Руссо говорит о терпимости к тем религиям, «которые и сами терпимы к другим, если только их догматы не проти-воречат долгу гражданина»; кто же не верит в догматы гражданской религии, тот подлежит изгнанию. Таким образом, вместо религиозной нетерпимости Руссо вво-дит гражданскую нетерпимость. Несмотря на неудач-ный опыт введения гражданской религии сверху во Франции в конце XVIII в., сама идея гражданской ре-лигии оказалась перспективной при условии ее естест-венного формирования, как это происходило в США.В Германии наиболее существенное влияние на раз-витие идеи религиозной свободы оказали Г. Лессинг и И. Кант, первый через свои художественные и крити-ческие произведения, второй - путем строгого логиче-ского обоснования в философских трактатах [17-20].Лессинг родился в семье лютеранского пастора, но для него в большей степени характерна деистическая позиция. В полемике с ортодоксами Лессинг настаива-ет на праве человека на свободный поиск истины, по-лагая нравственность единственным содержанием раз-личных религий и идею любви - основой христианст-ва. Выступая против церковной реакции и религиозной нетерпимости, Лессинг отстаивает свободу научного исследования Библии и показывает, что истинность и гуманность не являются исключительными атрибута-ми какой-либо одной религии. После запрета властей этой публичной полемики Лессинг пишет свое основ-ное художественное произведение - «Натан Мудрый» [20], в котором показывает единственность нравствен-ного закона для разных, в том числе и значительно раз-личающихся по формам, религиозных систем (ислама, иудаизма и христианства) и проводит мысль, что имен-но следование этому закону, а не догматам конкретной религии, является существенным и дает человеку силу.И. Кант исследует проблемы нравственного основа-ния религии и терпимости в теологически-фило-софском плане. Считая идею Бога естественным и не-обходимым порождением человеческого разума, он показывает в «Критике чистого разума» (1781) оши-бочность априорного (онтологического) доказательства бытия Бога, ведущего к неверной трактовке сущест-вующего как «реального предиката» понятия Бога, и недостаточность апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств существования Высшего Существа [17]. В работе «Религия в пределах только разума» (1793) [19] Кант разграничивает «ста-тутарные» (богослужебные) формы религии, видами которой он считает исторически существующие рели-гии, и «моральную веру» (или «чистую моральную ре-лигию»), которая является основанием «истинной ре-лигии», когда человек силой своего духа познает боже-ственную волю. Моральная вера выражается в добрых делах, а молитвы и внешняя культовая деятельность не имеют самостоятельного значения и могут быть ис-пользованы как средства для поддержания морального образа мыслей. Существование таких внешних стиму-лов Кант связывает со стремлением человека укло-ниться от исполнения морального долга. Поэтому Кант не говорит о принципиальных различиях между стату-тарными религиями, по существу уравнивая разные веры перед необходимостью терпимости их привер-женцев друг к другу на основании правил единствен-ной религии разума.Исходя из того, что совесть - «сама себя судящая моральная способность суждения», Кант полагает, что принуждение веровать во что-то, известное лишь исто-рически и не прожитое лично, подчиняясь статутарной религии, является насилием для совести, и официаль-ная государственная церковь приучает людей лишь к внешнему служению и лицемерию. Соответственно, истинная церковь образуется единением на основе мо-ральных принципов и принципа свободы - как во внут-40ренних отношениях между членами церкви, так и во внешнем отношении церкви к политической власти в свободном государстве.Нужно отметить, что критика Кантом нетерпимости и догматизма исторических (статутарных) религий, последовательное утверждение тезиса об автономии морали по отношению к религии и защита права на свободу убеждений не были восприняты большей ча-стью общества и тем более властью.Подводя итог развитию идеи религиозной свободы в европейской традиции XVII-XVIII вв., следует отме-тить, что у многих мыслителей, особенно в философии Просвещения, проводится идея права религиозной сво-боды как естественного и неотчуждаемого. Далее, зна-чительное развитие получила идея веротерпимости в связи с разработкой представлений о независимости разума от веры и о субъективности истины и необхо-димости внутреннего принятия убеждений, из которых логически следовало неприятие принуждения в делах веры и тем более преследования за убеждения. И нако-нец, идея религиозной свободы связана у многих мыс-лителей с необходимостью светского государства, в котором вероисповедание и гражданская правомоч-ность не зависят друг от друга.Посмотрим, каким образом идея религиозной сво-боды воплощалась в конкретных законодательных ак-тах европейских стран и в международном законода-тельстве, основанном на европейской традиции, что позволило сформировать современный стандарт рели-гиозной свободы. В международных, европейских и российских документах о правах и свободах человека присутствует формулировка «свобода мысли, совести и религии» [21-23] и определяется современное содер-жание религиозной свободы как индивидуального и коллективного права.Выше был подробно рассмотрен генезис идеи рели-гиозной свободы в европейской культуре, развитие законодательства в направлении от конфессионального государства к светскому в европейских странах проис-ходило не менее драматическим образом [24, 25].В странах англосаксонской правовой системы, где конституция отсутствует, соответствующее законода-тельство регулируется общегосударственными актами. В странах континентальной правовой системы свободы человека в первую очередь закреплялись в конституци-ях, например в Бельгии гарантии религиозной свободы впервые введены Конституцией 1831 г., в Нидерлан-дах - Конституцией 1848 г., в Швейцарии - Конститу-цией 1848 г., в Дании - Конституцией 1849 г., в Ита-лии - Конституцией 1861 г., в Португалии - Конститу-цией 1911 г.Идеи рационализма и юридического позитивизма стали основанием и американской традиции, заложен-ной в Акте об установлении религиозной свободы, принятой законодательным собранием штата Виргиния в 1786 г., в Конституции Соединенных Штатов 1787 г. и в Билле о правах 1791 г.Конституционно современная концепция религиоз-ной свободы впервые закреплена Биллем о правах в Первой поправке к Конституции США, которая уже цитировалась в начале статьи [2]. Несколько позже, в XIX в., большинство европейских конституций, преждевсего в странах, где распространение протестантизма привело к развитию либеральной идеологии, уже пре-дусматривали положения о религиозной свободе как индивидуальном праве гражданина.Право этой исходной свободы коренится в естест-венном и универсальном достоинстве человека и под-держивается всеми современными международными документами об индивидуальных и коллективных правах и свободах, начиная со Всеобщей декларации прав человека, где в ст. 18 говорится: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослу-жении и выполнении религиозных и ритуальных обря-дов» [21].Ведущую роль в разработке международных право-вых стандартов религиозной свободы в ХХ в. сыграла ООН, поскольку одним из главных направлений ее деятельности является в соответствии со ст. 55 Устава ООН «содействие всеобщему уважению и соблюде-нию прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [26].Вместе с тем Всеобщая декларация прав человека является только рекомендательным документом, позд-нее на ее основе ООН были приняты документы, яв-ляющиеся юридически обязательными для исполнения. Более существенным для гарантии права религиозной свободы является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., а также Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г. [27].Среди европейских документов наиболее значимы-ми для обеспечения права религиозной свободы явля-ется Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в ст. 9 которой говорится о праве каждого человека на свободу мысли, совести и рели-гии, раскрываются содержание этого права и принцип ограничения религиозной свободы только законом в интересах общественного спокойствия, охраны обще-ственного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц [22]. Кроме того, конкретные меры по обеспечению права религиозной свободы подробно освещены в пп. 16, 17, 19 и 32 Ито-гового документа Венской встречи 1989 г. представи-телей государств - участников СБСЕ [28].В каждой стране понимание содержания религиозной свободы тесно связано с историческим прошлым и, как правило, понимается как недопущение запретов и дис-криминации, имевших место в прошлом. Также важным является и то, ориентировано ли государство на опреде-ленную конфессию, является светским или многоконфес-сиональным. В то же время формальное признание рели-гиозной свободы в Конституциях и специальных законо-дательных актах нуждается в эффективной защите, госу-дарственных гарантиях и зависит от уровня правовой культуры и правосознания в обществе.В конституциях зарубежных стран не везде пред-ставлена одна из первых гарантий религиозной свобо-ды - отделение церкви от государства и школы от церкви, хотя эти страны и являются членами Организа-41ций и Совещаний, принявших международные акты о свободе мысли, совести и религии.Например, в ст. 4 Конституции Дании закреплено: «Евангелическая лютеранская церковь является офици-альной церковью Дании и как таковая пользуется под-держкой государства» [29. С. 761]. Статья 3 Конститу-ции Греции гласит: «Господствующей в Греции рели-гией является религия восточно-православной Церкви Христовой» [29. С. 646], ст. 2 Конституции Королевст-ва Нор

Ключевые слова

European freethinking, religion and law, religious freedom, законодательство о свободе совести, европейская культура, свобода совести, религиозная свобода

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Минченко Татьяна ПетровнаТомский государственный университеткандидат философских наук, докторант кафедры онтологии, теории познания и социальной философииmtp70@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001. Т. 2.
Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001. Т. 1.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. 1981 г. // Права человека: Сб. междунар. документов / Сост. Г.М. Мелков. М.: Юрид. лит., 1998.
Итоговый документ Венской встречи 1989 года представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшийся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после совещания // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.
Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
Устав Организации Объединенных Наций. 1945 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.
Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-VIII вв. М., 1957.
Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: НОРМА, 2000. С. 39-43.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950 г. // Сб. междунар. документов / Сост. Г.М. Мелков. М.: Юрид. лит., 1998.
Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
Лессинг Г.Э. Драмы. М.; Л., 1937.
Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999.
Кант И. Критика чистого разума // Соч. М., 1964.
Кант И. Критика практического разума // Соч. М., 1964.
Вульфиус А.Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII в.: Вольтер, Монтескье, Руссо. СПб., 1911.
Вольтер Ф.М. Философские повести. Философские письма. Статьи из «философского словаря». М., 2004.
Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М., 1956.
Бейль П. Исторический и критический словарь. М., 1968. Т. 1, 2.
Соловьев О.Ф. Масонство далекое и близкое // Новая и новейшая история. 1992. № 4. C. 55-82.
Религиоведение: Энцикл. словарь. М., 2006.
Сharman G.W.E. Burke. The practical imagination. Cambridge, 1967.
Defoe D. Novels and selected writings. Oxford, 1927.
Берк Э. Размышления о революции во Франции. Лондон, 1992.
Locke J. The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures // Works of John Locke. London, 1768. Vol. 3.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-VIII вв. М., 1957.
Локк Дж. Опыт о веротерпимости // Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3.
Локк Дж. Послание о веротерпимости // Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3.
Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.
Билль о правах США. 1791 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: НОРМА, 2002.
 Европейская концепция религиозной свободы и свободы совести: идеологические источники и законодательноезакрепление | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Европейская концепция религиозной свободы и свободы совести: идеологические источники и законодательноезакрепление | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Полнотекстовая версия