Основные направления развития ядерной энергетики стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азиив конце ХХ - начале ХХI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Основные направления развития ядерной энергетики стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азиив конце ХХ - начале ХХI в.

Рассматриваются особенности содержания Бангкогского договора 1995 г. о создании Зоны свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, а также тенденции развития ядерной энергетики в странах региона.

Main trends of ASEAN countries nuclear energy development at the end of 20 - beginning of 21 century.pdf Последние несколько десятилетий в мире наблюда-лась тенденция к устойчивому росту потребления элек-троэнергии, в среднем на 1,5-2% в год. Одним из ре-гионов, демонстрировавшим высокую динамику роста являются страны Юго-Восточной Азии. В этих услови-ях правительства стран региона уже сегодня ищут эф-фективные пути для удовлетворения высокой потреб-ности национальных экономик в электроэнергии. Атомная энергетика является одним из таких путей. В настоящее время в 8 государствах Азии работает 103 атомных энергоблока мощностью 75 ГВт. По раз-личным оценкам, к 2020 г. в регионе планируется со-оружение от 40 до 80 новых энергоблоков [1]. Стати-стика последних лет явственно свидетельствует о вы-соком спросе, существующем в регионе на подобный вид энергетики: из 34 реакторов, введенных в строй в мире в последние годы, 25 - в Азии. Здесь же находят-ся 15 из 24 реакторов, сооружаемых в настоящее время [2].Однако продвижение ядерных технологий на рынок Юго-Восточной Азии (ЮВА) несет в себе не только перспективы, с ним связан также ряд проблем. Одной из важнейших является вопрос обеспечения должного уровня безопасности при передаче столь сложной тех-нологии, какой является ядерная, недопустимость ее переключения на военные цели [3]. Решение данной задачи занимает важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, в рамках которой осуществляется работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО). Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. По оценкам экспер-тов Бангкогский договор обладает двумя особенностя-ми, которые выделяют его среди других попыток соз-дать ЗСЯО [4]. Во-первых, он является первым догово-ром такого типа, который включил территорию, терри-ториальные воды, 200-мильную специальную эконо-мическую зону (СЭЗ) и континентальный шельф каж-дой страны - участницы Договора. Во-вторых, в Про-токоле Договора впервые для подобных соглашений содержится обязательство пяти ядерных держав воз-держиваться от применения или угрозы применения ядерного оружия не только против стран - участниц Договора, но и внутри зоны в целом.Бангкогский договор не запрещает использование ядерной энергии в мирных целях, этому вопросу по-священы ст. 4 и 5 [5]. Однако, хотя Договор разрешает использование ядерной энергии в целях экономическо-го развития, любая подобная программа должна пройти строгую экспертизу на предмет ее безопасности, преж-де чем она вступит в действие. Результаты этой экспер-тизы должны быть доступны другим странам - участ-ницам Договора. На момент подписания Договора ни уодной из стран - членов АСЕАН не было действующей программы развития атомной энергетики. Однако сего-дня, спустя более чем 10 лет, как минимум шесть стран АСЕАН имеют проекты развития данной энергетиче-ской отрасли. Это Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Мьянма, Таиланд и Филиппины.Первые предварительные исследования, посвящен-ные развитию атомной энергетики, были проведены вьетнамским правительством в начале 1980-х гг. Затем в 1995 г. было проведено еще одно, именно это по-следнее исследование и выявило необходимость разви-тия атомной энергетики к 2015 г. [6]. За тендер на реа-лизацию проекта развития вьетнамской атомной энер-гетики борются иностранные компании, в то же самое время иностранные правительства заключают согла-шения по сотрудничеству в управлении производством атомной энергии. На сегодняшний день Вьетнамом подписаны соглашения с Россией, США, Францией и Южной Кореей [7]. В феврале 2006 г. вьетнамским правительством было заявлено, что атомная электро-станция энергоемкостью в 2 000 МВт будет введена в эксплуатацию к 2020 г. [8]. В соответствии с графиком в 2009 г. должен быть завершен анализ экономической целесообразности проекта развития вьетнамской атом-ной энергетики. После чего последует официальное разрешение на открытие торгов на выбор подрядчика для сооружения объектов ядерной инфраструктуры. Данный план предполагает, что строительство начнет-ся в 2011 г., а ввод в эксплуатацию - в 2017 г. План был подтвержден вьетнамским правительством в авгу-сте 2007 г., единственное изменение коснулось конеч-ной цифры предполагаемой энергоемкости строящихся атомных станций, так к 2025 г. она должна составить 8 000 МВт [8].В середине 1990-х гг. правительство Индонезии впервые озвучило намерение развития атомной энерге-тики в стране. Тогда в качестве вероятной площадки для строительства станции назывался полуостров Му-рия в провинции Центральная Ява. Но в 1997 г. Индо-незия отказалась от ядерной энергетической програм-мы из-за общественной оппозиции и экономической нестабильности. Идея строительства атомной станции в районе Центральной Явы вновь возникла после того, как в 2002-2003 гг. страна вернулась к стабильному, уверенному экономическому развитию, которое в свою очередь вновь вернуло вопрос растущей потребности в электроэнергии на повестку дня. В соответствии с пла-ном правительства к 2025 г. в эксплуатацию должны быть введены 4 атомные станции общей энергоемко-стью в 6 000 МВт, для реализации данного проекта вы-делено 8 млрд долл.Первая атомная станция с энергоемкостью в 2 000 МВт должна быть создана к 2017 г. [9], доля вы-71рабатываемой атомной электроэнергии должна соста-вить не менее 2% от общего числа [10]. Эта станция бу-дет обслуживать крупнейшее в стране Ява-Балийское направление (около 75% от общей потребности страны в электричестве). Строительство станции будет куриро-ваться Национальным агентством по атомной энергии (The National Atomic Energy Agency, BATAN). Ожидает-ся, что стоимость атомной электроэнергии будет состав-лять около 4 центов за кВт/ч против 7 центов за кВт/ч энергии, получаемой от газа и угля.В соответствии с Законом о ядерных реакторах 2006 г. для строительства и управления в одной из час-тей центра северного побережья Явы проект может быть передан независимому энергопроизводителю. Проект предполагал провести в 2008 г. международные торги по выбору генподрядчика для сооружения двух блоков по 1 000 МВт, Мурия 1 и 2, затем по плану в 2010 г. должно начаться строительство, а к 2016-2017 гг. введение в эксплуатацию. Тендеры на соору-жение блоков Мурия 3 и 4 предполагается провести в 2016 г. с введением в эксплуатацию в 2023 г. В борьбе за данные тендеры участвует ряд иностранных компа-ний. В июле 2007 г. был подписан меморандум о взаи-мопонимании между южнокорейскими компаниями «Korea Electric Power Corporation» и «Korea Hydro & Nuclear Power Company» с одной стороны, и индоне-зийской «PT Medco Energi Internasional» - с другой, на проведение анализа экономической целесообразности строительства двух блоков по 1 000 МВт стоимостью 3 млрд долл. [3]. Кроме того, для полного соблюдения безопасности эксплуатации и стандартов режима ядер-ного нераспространения правительством Индонезии были подписаны соглашения о сотрудничестве с Рос-сией и Японией [11]. Помимо этого, в 2006 г. Индоне-зией было подписано Ломбокское соглашение по безо-пасности с Австралией, которое в том числе включает раздел, посвященный сотрудничеству в сфере атомной энергетики. Что касается сотрудничества с МАГАТЭ, Индонезия уже заручилась поддержкой Агентства, гла-ва которого М. Эль Барадей заявил, что страна не встретит возражений в отношении своей ядерной про-граммы, если будет выполнять обязательства договора по нераспространению.Среди стран АСЕАН, развивающих ядерную энерге-тику, Малайзия является страной, находящейся в самом начале продвижения идеи собственной атомной энерге-тики [12]. Правительством было начато всестороннее ис-следование путей развития энергетической политики, которое включает в себя, в том числе, и вопрос развития сектора ядерной энергии, данное исследование должно быть закончено к 2010 г. [13]. По заявлениям государст-венной энергокомпании Tenaga Nasional, атомная энерге-тика рассматривается в качестве одного из путей развития энергетики страны. В августе 2006 г. в заявлении Совета по ядерному лицензированию Малайзии (The Malaysian Nuclear Licensing Board) была отмечена необходимость более быстрой реализации планов развития атомной энер-гетики страны к 2020 г. и строительства двух ядерных реакторов [13]. Эта задача была возложена на Министер-ство по науке, технологии и инновациям.Начало развития идеи создания собственной атом-ной энергетики в Союзе Мьянма можно отнести к кон-цу 2000 г., когда состоялся визит в Россию делегации Союза Мьянмы во главе с министром науки и техноло-гии У Таунгом [14]. В феврале 2001 г. Мьянма получи-ла официальное предложение от России о возможном строительстве исследовательского реактора. 15 мая 2002 г. Правительством РФ было принято постановле-ние, в котором был одобрен представленный Минато-мом проект «Соглашения между Правительством Рос-сийской Федерации и Правительством Союза Мьянмы о сотрудничестве в строительстве Центра ядерных ис-следований в Союзе Мьянма» [15]. Предполагалось, что позднее в этом же году будет проведен ряд перего-воров с мьянманской стороной, в результате которых будет подписано Соглашение, но ввиду наличия у МАГАТЭ сомнений о способности Мьянмы обеспечить достаточный уровень безопасности, необходимый для работы реактора, а также сомнений российской сторо-ны о платежеспособности государства, подписание Соглашения было отложено [14]. Переговоры были возобновлены в 2005 г., а 15 мая 2007 г. в Москве со-стоялось подписание Соглашения между Россией и Мьянмой о сотрудничестве в области сооружения в Мьянме Центра ядерных исследований [16].Дальнейшие переговоры о судьбе российско-мьянманского сотрудничества в области строительства исследовательского реактора состоялись уже 16 мая 2007 г. В ходе встречи обсуждалась предварительная процедура подготовки контракта на сооружение реак-тора, продолжить переговоры предполагалось во вто-ром полугодии 2007 г. на территории Мьянмы. Однако на сегодняшний день, ввиду событий сентября 2007 г. в Союзе Мьянма, получивших название «шафрановой революции», проведение переговоров было отложено.Наряду с Малайзией Таиланд относится к числу стран, относительно недавно заявивших о намерении развивать ядерную энергетику. По прогнозам к 2020 г. потребности страны в электроэнергетике возрастут до 30 000 МВт (против сегодняшних возможностей в 26 000 МВт) [17]. Для того чтобы удовлетворить рас-тущие потребности страны, Государственная энергети-ческая компания Таиланда (The Electricity Generating Authority of Thailand - EGAT) объявила целью создание к 2020 г. атомной станции мощностью 4 000 МВт. В своем выступлении в июне 2007 г. министр энергетики Таиланда Пиявасти Амрананда (Piyavasti Amranand) выделил ядерную энергетику в качестве «наилучшего варианта контроля за ценой на электроэнергию» [17].Согласно официальным сообщениям власти Таи-ланда подписали контракты с шестью экспертами для составления плана по подготовке к строительству двух АЭС (по оценкам период подготовки продлится с 2008 по 2011 г.) стоимостью 6 млрд долл. Начало строитель-ства АЭС намечено на 2015 г. и, как предполагается, должно продлиться до 2021 г., проходить оно будет под руководством государственной энергетической компании Таиланда (EGAT). К 2014 г. правительством планируется создание структуры по управлению и безопасности деятельности АЭС [18].Наиболее длительную историю имеет программа мирного использования ядерной энергии Филиппин. Наследием данной программы является атомная стан-ция в Батаане, о целесообразности возобновления ра-72боты которой ведутся дискуссии. Решение филиппин-ского правительства о строительстве двухблоковой атомной станции в Батаане (Bataan Nuclear Power Plant - BNPP) было принято в связи с мировым нефтя-ным кризисом 1973 г. Строительство Батаан 1 -621 мегаваттного герметичного водного реактора -началось в 1976 г. и было закончено в 1984 г., стои-мость реактора составила 460 млн долл. [3]. Данный проект проходил при поддержке правительства Марко-са, но после падения режима в 1986 г. проект был за-консервирован [19], станция так и не была введена в эксплуатацию. После того как в апреле 2007 г. филип-пинским правительством был внесен последний платеж за станцию, были рассмотрены возможности переобо-рудования станции для сжигания природного газа, но данный проект признали экономически невыгодным, и было решено просто поддерживать станцию в рабочемсостоянии. В 2007 г. Филиппинами запущен проект по изучению перспектив развития атомной энергетики в контексте общего энергетического плана страны. В 2008 г. Филиппины обратились за помощью к МАГАТЭ, чтобы решить судьбу атомной станции в Батаане, а также рекомендовать рамки возможного раз-вития атомной энергетики в стране [19].Таким образом, можно отметить, что Бангкогский договор не только положил начало развитию регио-нальной системы режима нераспространения, он также является важной вехой для АСЕАН как для организа-ции в целом. Его подписание дало новый импульс ре-гиональным подходам к ядерному нераспространению. Кроме того, Договор 1995 г. подготовил более безопас-ную основу для развития мирных ядерных программ стран ЮВА, процесса, неотделимого от экономическо-го и социального развития региона.

Ключевые слова

the Treaty of Bangkok, Southeast Asia atoms for peace, мирный атом ЮВА, Бангкогский договор

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ключанская Светлана АлександровнаТомский государственный университетаспирантка кафедры мировой политикиbabianna@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Wilson K. Philippines: Bataan nuclear plant costs $155,000 a day but no power. URL: http://www.energybulletin.net/node/866
Thai electricity chief sees nuclear power necessary. URL: http://www.china5e.com/en/ennews.aspx?newsid=d9a34935-1c1e-4773-9b55570ea4e95a86&panelv=%u56fd%u9645%u8d44%u8baf&classv=%u7535%u529b&pageid=1
Diaz R.V. A nuclear ASEAN. URL: http://www.manilatimes.net/national/2008/july/13/yehey/opinion/20080713opi7.html
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма о сотрудничестве в строительстве Центра ядерных исследований в Союзе Мьянма. Режим доступа: http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=10022&idChannel=453
Selth A. Burma and Nuclear Proliferation: Policies and Perceptions // Regional Outlook Paper. 2007. № 12. URL: http://www.griffith.edu.au/__data/assets/pdf_file/0015/18240/regional-outlook-volume-12.pdf
Fullbrook D. ASEAN and Myanmar's Nuclear Reactor. URL: http://www.opinionasia.org/ASEANandMyanmarsNuclearReactor
Contents of Annual Report 2006 Malaysia Nuclear Agency (MOSTI). URL: http://www.nuclearmalaysia.gov.my/index.php?option=com_content&task=view&id=45&Itemid=149
Malaysia energy. URL: http://malaysiaenergy.com/
Paving ASEAN's nuclear way with benign intentions. URL: http://www.siiaonline.org/?q=programmes/insights/paving-asean%E2%80%99s-nuclear-way-with-benign-intentions
Caballero-Anthony M., Jamil S. The Rush for Nuclear Energy in Southeast Asia. URL: http://www.rsis.edu.sg/publications/Perspective/RSIS0782007.pdf
Statement by H.E. Mr. Ali Alatas Minister for Foreign Affairs Republic of Indonesia At the Opening of The 31st ASEAN Ministerial Meeting. URL: http://www.aseansec.org/3919.htm
Ядерные хроники. Июль-август 2008. URL: http://www.ambafrance-ru.org/france_russie/IMG/pdf/chronique_nuc_juillet-aout08.pdf
Vietnam to build first nuclear power plant in central region. URL: http://english.peopledaily.com.cn/200510/19/eng20051019_215342.html
Emerging Nuclear Energy Countries. URL: http://www.world-nuclear.org/info/inf102.html
Southeast Asia Nuclear-Weapon-Free Zone Treaty (Treaty of Bangkok). URL: http://www.nti.org/e_research/official_docs/inventory/pdfs/seanwfz.pdf
Ежегодник СИПРИ - 1998: вооружения, разоружение и международная безопасность. URL: http://www.asia-times.ru/countries/apr/sipri.htm
Symon A. Southeast Asia's nuclear power thrust: putting ASEAN's effectiveness to the test. URL: http://goliath.ecnext.com/coms2/gi_0199- 7837041/Southeast-Asia-s-nuclear-power.html
Asia's Nuclear Energy Growth. URL: http://www.world-nuclear.org/info/inf47.html
Nuclear market prospects. URL: http://www.atomstroyexport.com/nuclear_market/prospects/
 Основные направления развития ядерной энергетики стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азиив конце ХХ - начале ХХI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Основные направления развития ядерной энергетики стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азиив конце ХХ - начале ХХI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Полнотекстовая версия