| Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Анализируются возможности ядерного разоружения Индии. Для этой цели представлена информация о ядерном потенциале Индии (ядерное оружие и оружейные ядерные материалы). Затем проанализированы готовность Индии к ядерному разоружению и условия, которые необходимы для разоружения.

?.pdf В последнее время в научных кругах все чаще зву-чат идеи о преобразовании двустороннего, российско-американского процесса ядерного разоружения в мно-госторонний, который бы включал три другие офици-альные ядерные державы (Великобритания, Франция, Китай) и страны, де-факто обладающие ядерным ору-жием (Индия, Пакистан, КНДР и Израиль). Для по-следних важны декларация своего ядерного статуса либо присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерных госу-дарств. Нередко звучат аргументы, что будет рацио-нальным, если ядерные державы присоединятся к про-цессу разоружения на этапе, когда ядерные арсеналы России и США достигнут размеров, соизмеримых с размерами ядерных арсеналов других ядерных госу-дарств. Тогда процесс ядерного разоружения сможет идти параллельно во всех государствах, обладающих ядерным оружием. Если обсуждение идеи многосто-роннего ядерного разоружения перейдет из области спекуляций к конкретным инициативам по разоруже-нию, позиция Индии и возможные ее политические аргументы будут представлять особый интерес для ис-следователей, учитывая ее традиционную независимую и неоднозначную позицию.Несмотря на испытания ядерного оружия, проведен-ные в 1998 г., Индия придерживается достаточно после-довательной политики в вопросах нераспространения и разоружения, традиционно поддерживая все равноправ-ные многосторонние инициативы с целью всеобщего ядерного разоружения и укрепления режима ядерного нераспространения. Индия утверждает, что не преследу-ет цели гонки ядерных вооружений, и подчеркивает, что ее решение о создании ядерного оружия не нарушило ни одно международное обязательство государства и было принято в целях сдерживания, чтобы противостоять уг-розам национальной безопасности, стратегической авто-номии государства и осуществления целей развития на-рода Индии [1]. Индия никогда не заявляла количество имеющегося у нее ядерного оружия, провозгласив док-трину «минимально разумного сдерживания» (minimum credible deterrence), что было обозначено в Проекте На-циональной ядерной доктрины, представленной Сове-том по национальной безопасности при премьер-министре в августе 1999 г. [2]. Однако Индия нигде официально не указывает, какое именно количество ядерного оружия необходимо ей для обеспечения «ми-нимально разумного сдерживания».Попытки оценить количество накопленных в Индии расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия, и, соответственно, возможные разме-ры индийского ядерного арсенала предпринимаются ведущими мировыми научно-исследовательскими цен-трами: Институт науки и международной безопасности(Institute for Science and International Security, ISIS), Международная группа по расщепляющимся материа-лам (International Panel of Fissile Materials, IPFM), Сток-гольмский международный институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) и др. Эти оценки опираются на изуче-ние истории эксплуатации индийских ядерных объек-тов, задействованных в производстве оружейных рас-щепляющихся материалов и компонентов ядерного оружия, их мощности, возможных потребностях. Вы-воды независимых исследовательских центров нередко противоречивы, что влечет много споров относительно ядерных амбиций Индии. Аналитические оценки сво-дятся к тому, что для ядерного оружия Индия исполь-зует плутоний. Тем не менее высокообогащенный уран (ВОУ) может использоваться для производства термо-ядерного оружия, об испытании которого, в числе про-чих, заявил премьер-министр Индии Ваджпаи в 1998 г. [3]. Исследователи из Института науки и меж-дународной безопасности (ISIS) Д. Олбрайт и С. Басу считают, что Индия стремится достичь равенства с Па-кистаном по количеству газовых центрифуг [4. C. 9]. Однако вероятнее всего, Индия использует большую часть производимого в стране ВОУ для нужд нацио-нальной программы атомных подводных лодок (the Advanced Technology Vessel), направляя на производ-ство термоядерного оружия лишь незначительное ко-личество высокообогащенного урана. Согласно заявле-нию командующего ВМФ Индии адмирала Суреши Мехта (Sureesh Mehta), Индия ставит задачу обеспе-чить топливом 3 атомные подводные лодки к 2015 г., каждая из которых будет нести 12 баллистических ра-кет с ядерными боеголовками [5].Запасы ВОУ в Индии оцениваются не более, чем в 1 т [4; 6. C. 399; 7; 8. C. 13; 9. C. 12]; существующие запасы оружейного плутония - около 430-730 кг, что достаточно для производства до 100 ядерных боеголо-вок [6. C. 400; 7; 8. C. 16; 9. C. 15; 10. C. 269; 11]. Индия также выделила около 14,5 т плутония реакторного типа из отработанного ядерного топлива (ОЯТ) тяже-ловодных реакторов, не стоящих под гарантиями МАГАТЭ, который также может быть использован в производстве ядерного оружия [7; 8. C. 16; 9. C. 3; 12]. Реакторный плутоний может быть конвертирован в оружейный с помощью реакторов на быстрых нейтро-нах, не стоящих под гарантиями МАГАТЭ. По услови-ям Плана разделения индийских ядерных объектов на мирные и военные, являющегося частью американо-индийского Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии 2007 г., нако-пленные запасы расщепляющихся материалов не попа-дают под гарантии МАГАТЭ [13-14]. Индия, согласно исследованиям Международной группы по расщеп-74ляющимся материалам, до сих пор не остановила их производство [8. С. 14, 16].Определяя принципиальную позицию по ядерному разоружению, Индия заявляет, что ее безопасность по-высилась бы в условиях безъядерного мира [15]. В Проекте Национальной ядерной доктрины указано, что целью национальной безопасности Индии является всеобщее верифицируемое и недискриминационное ядерное разоружение, направленное на скорейшее дос-тижение безъядерного мира, а также подтверждена готовность присоединиться к многосторонним перего-ворам в целях сокращения и ликвидации ядерного оружия, запрещения производства расщепляющихся материалов и установления экспортного контроля [2]. Решение проблемы ядерного терроризма Индия также связывает с всеобщей ликвидацией ядерного ору-жия [16]. Индия была одной из первых стран, призвав-шей к запрещению ядерных испытаний (в 1954 г.), к заключению недискриминационного договора о нерас-пространении (в 1965 г.), договора о неиспользовании ядерного оружия (в 1978 г.), заключению конвенции по ядерному оружию (в 1982 г.) и к принятию пошаговой программы ликвидации ядерного оружия (в 1988 г.) [15]. Положение о том, что только глобальное и полное ядерное разоружение в установленные сроки может полностью ликвидировать угрозу ядерной вой-ны, стало краеугольным моментом «Плана действий» по ликвидации ядерного оружия, предложенного пре-мьер-министром Радживом Ганди в 1988 г. в ходе Третьей Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвященной разоружению, и продолжает оста-ваться неизменной целью Индии [17]. Это была все-объемлющая инициатива по ядерному разоружению, затрагивающая такие вопросы, как испытания ядерного оружия, запрет на производство оружейных расщеп-ляющихся материалов и уничтожение их запасов.Индия выступает за признание зон, свободных от ядерного оружия; за меры по уменьшению ядерной опасности, включая снижение боевой готовности и пе-ренацеливание ядерного оружия; за принятие юриди-чески закрепленных обязательств о ненанесении перво-го ядерного удара и неиспользовании ядерного оружия против государств, не обладающих ядерным оружием; за принятие конвенции, запрещающей использование ядерного оружия; соглашения о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве; уменьшение значения ядерного оружия в ядерных доктринах госу-дарств; за меры по недопущению приобретения терро-ристами оружия массового уничтожения [2; 15-22]. По условиям индийско-американского соглашения 123 о сотрудничестве в области мирной ядерной энергии 2007 г. Индия в числе прочих подтвердила свои обяза-тельства продолжать односторонний мораторий на ядерные испытания и работать вместе с США по за-ключению многостороннего Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов [13].Однако важно проанализировать не только инициа-тивы Индии в области разоружения, но и прояснить ее позицию в рамках международного режима ядерного нераспространения. В частности, рассмотрим практи-ческие шаги Индии по ускорению ратификации Дого-вора о всеобщем запрещении ядерных испытаний(ДВЗЯИ), согласованию текста Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) и присоединения к нему. Договор о всеобъемлющем за-прещении ядерных испытаний был открыт для подпи-сания в 1996 г., т.е. через год после бессрочного про-дления ДНЯО. Отсутствие гарантий безопасности и однозначных обязательств ядерных государств по ра-зоружению, а также продолжающаяся нуклеаризация региона стали основанием для того, чтобы Индии не подписала ДВЗЯИ в 1996 г., а в 1998 г. провела серию подземных ядерных испытаний. После 1998 г. Индия объявила добровольный мораторий на дальнейшие подземные ядерные испытания [15]. Недавние события показывают, что проблема запрещения ядерных испы-таний отнюдь не проста. В числе прочего она требует достижения национального консенсуса заинтересован-ных стран, в том числе Индии. По заявлениям прави-тельства, Индия предана цели создания самого широ-кого консенсуса внутри страны по вопросу запрещения ядерных испытаний. При этом Индия ожидает, что другие страны также присоединятся к данному догово-ру без каких-либо дополнительных условий [15].Договор о запрещении производства расщепляю-щихся материалов всегда находился в списке приори-тетов Индии. Индия была одной из первых стран, кото-рые поддержали идею о ДЗПРМ. В 1988 г. Индия пред-ставила на рассмотрение специальной сессии Гене-ральной Ассамблеи ООН по разоружению План дейст-вий по разоружению, где в числе прочих призывала к немедленному полному прекращению производства расщепляющихся материалов оружейного качества [17]. Индия была одним из ко-спонсоров резолюции 48/75L Генеральной Ассамблеи ООН от 1993 г., кото-рая установила рамки будущего обсуждения Договора как недискриминационного, многостороннего и подле-жащего эффективному международному контролю («non-discriminatory, multilateral and internationally and effectively verifiable») и которая позднее была отражена в Мандате Конференции по разоружению, представ-ленном Специальным координатором - послом Канады Джеральдом Шэнноном в 1995 г. [23, 24]. После испы-тания ядерного оружия в Покхране в 1998 г. Индия вновь объявила о своей поддержке переговоров о ДЗПРМ, а также перестала увязывать эти переговоры с вопросом о разоружении [25]. С 1998 г. Индия настаи-вает на том, что будущий Договор не затронет имею-щиеся запасы расщепляющихся материалов, а лишь ос-тановит их дальнейшее производство. Данная позиция была четко сформулирована послом Индии Джаянтом Прасадом, Постоянным представителем Индии на Кон-ференции по разоружению в Женеве, 17 мая 2006 г. В своем выступлении Дж. Прасад подчеркнул, что Индия считает, что переговоры по ДЗПРМ должны проходить в соответствии с рамками, установленными Мандатом Шеннона и стремиться к заключение «недискриминаци-онного, многостороннего и подлежащего эффективному международному контролю Договора» [26].Существует 3 блока проблем, по-прежнему препят-ствующих государствам достичь консенсуса по вопро-су о заключении договора о запрещении производства расщепляющихся материалов: определение расщеп-ляющихся материалов (обычно понимаемых как высо-75ко обогащенный уран и оружейный плутоний), рамки договора (будет ли договор распространяться на нако-пленные запасы расщепляющихся материалов) и мас-штабы предусматриваемых договором проверок. У Ин-дии наибольшую озабоченность вызывает вопрос о широте предусматриваемых договором проверок [27]. Индия заявляет, что готова согласиться на интрузивные проверки при условии их обязательности и недискри-минационности для всех участников ДЗПРМ. При этом верификация призвана служить двум целям: обнаруже-ния и сдерживания. Отсутствие механизма верифика-ции может привести к недостатку уверенности в над-лежащем исполнении договора, способствовать наме-ренному неисполнению условий договора и выдвиже-нию необоснованных обвинений в неисполнении. Дан-ная позиция была озвучена послом Индии Дж. Праса-дом в мае 2006 г. и во многом объясняет отказ Индии от односторонних действий и непринятие доброволь-ного моратория на производство расщепляющихся ма-териалов, пригодных для создания ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств [26]. Провоз-глашенная Индией цель «минимально разумного сдер-живания» предусматривает возможность дальнейшего производства ядерного оружия [2]. К тому же, несмот-ря на то, что на официальном уровне Индия заявляет о своей поддержке ДЗПРМ, некоторые группы внутри страны считают, что договор может ограничить нацио-нальные ядерные возможности, и поэтому выступают против договора.Однако в случае успешного согласования текста ДЗПРМ и его вступления в силу договор должен пре-дусмотреть определенные процедуры проверки ядер-ных объектов, которые были или могут быть задейст-вованы в производстве расщепляющихся материалов оружейного качества, чтобы гарантировать их непере-ключение с мирной ядерной программы. Вступление в силу Договора о запрещении производства расщеп-ляющихся материалов остановит дальнейшее произ-водство расщепляющихся материалов оружейного ка-чества и все ядерные объекты Индии по производству и выделению расщепляющихся материалов будут за-крыты или будут объявлены мирными.Таким образом, обозначая позицию Индии в вопросах ядерного разоружения, можно отметить, что Индия под-держивает международные договоры по ядерному разо-ружению и контролю над вооружениями, однако настаи-вает на том, чтобы: эти договоры были всеобъемлющими, т.е. охватывали бы все государства, обладающие ядерным оружием; недискриминационными, что подразумевает равенство прав и обязанностей всех участников, чего не было заложено в ДНЯО; верифицируемыми, а само разо-ружение должно быть необратимым [28]. Данные поло-жения подтверждают желание Индии поддерживать кол-лективные меры по вопросам разоружения и контроля над вооружениями. Индийское решение начать перегово-ры по ДЗПРМ, озвученное среди прочих условий амери-кано-индийской инициативы по сотрудничеству в сфере мирного использования ядерной энергии, позволяет с определенным оптимизмом относиться к перспективе подписания Индией ДЗПРМ, если условия будущего До-говора будут соответствовать основным требованиям, выдвигаемым к нему Индией.

Ключевые слова

arms control, nuclear disarmament, India, контроль над вооружениями, ядерное разоружение, Индия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никонова Татьяна АндреевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры мировой политики исторического факультетаnovember_storm@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Statement by H.E. Mr. Rakesh Sood, Ambassador, Permanent Representative of India to the U.N. Conference on Disarmament, Geneva, at the U.N. Disarmament Commission, New York, April 10, 2001. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Patil S.S. India and the FMCT: issues and concerns // CBRN South Asia Brief, March 2008. URL: www.ipcs.org/CBRN-Brief-02.pdf
Statement made by Jayant Prasad, Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva, 17 May 2006. URL: http://meaindia.nic.in/speech/2006/05/17da01.htm
Permanent Mission of India to the the Conference on Disarmament, Geneva- June 27, 2002. An Indian Perspective Presentation by Ambassador Rakesh Sood, Permanent Representative of India to the U.N. Conference on Disarmament, Geneva. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Report of Ambassador Gerald E. Shannon of Canada on Consultations on the Most Appropriate Arrangement to Negotiate a Treaty Banning the Production of Fissile Material for Nuclear Weapons or Other Nuclear Explosive Devices, CD/1299, 24 March 1995. URL: http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/G95/610/27/PDF/G9561027.pdf?OpenElement
United Nations General Assembly, A/RES/48/75, 16 December 1993. URL: http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N94/010/79/PDF/ N9401079.pdf?OpenElement
Statement by Ambassador Hamid Ali Pao, Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva, at the General Debate of the First Committee of the 64th Session of the United Nations General Assembly, New York, October 8, 2009. URL: http://www.reaching-criticalwill.org/political/1com/1com09/statements/8Oct_India.pdf
Statement by Hamid Ali Rao, Ambassador and Permanent representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva, February 28, 2008. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Statement by India in the CD Plenary after the adoption of decision on Programme of work contained in CD/1863, May 29, 2009. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Gandhi R.A World Free of Nuclear Weapons, United Nations General Assembly. New York, June 9, 1988. URL: http://www.indianembassy.org/policy/Disarmament/disarm15.htm
Statement by Mr. Jayant Prasad, Permanent Representative of India, at the Conference on Disarmament on nuclear disarmament, March 2, 2006. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Statement on Nuclear Disarmament by Ambassador Jayant Prasad Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament at Conference on Disarmament, Geneva, February 13, 2007. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Statement by H.E. Mr. Rakesh Sood, Ambassador, Permanent Representative of India to the Conference on Disarmament, Geneva at the General Debate in the First Committee. UNGA, New York, October 16, 2001. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Statement by H.E. Ms. Savitri Kunadi Permanent Representative of India to the United Nations in Geneva at the General Debate in the First Committee, New York, October 15, 1999. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
Agreement for cooperation between the Government of India and the Government of the United States of America concerning peaceful uses of nuclear energy, August 3, 2007. URL: http://www.dae.gov.in/indous.pdf
Albright D., Kramer K. Tracking Plutonium Inventories // Plutonium Watch (ISIS, July 2005, Revised Aug. 2005). URL: http://isis-online.org/global_stocks/end2003/plutonium_watch2005.pdf
Implementation of the India-United States Joint Statement of July 18, 2005: India's Separation Plan. URL: www.dae.gov.in/press/sepplan.pdf http://www.dae.gov.in/press/sepplan.pdf
Albright D., Berkhout F., Walker W. Plutonium and Highly Enriched Uranium 1996, World Inventories, Capabilities, and Policies. Oxford: Oxford University Press and SIPRI, 1997.
Albright D. India's Military Plutonium Inventory, End 2004. ISIS, 7 May 2005. URL: http://isis-online.org/global_stocks/end2003/india_military_plutonium.pdf
Global Fissile Material Report 2009. A path to nuclear disarmament. Princeton, N.J.: Princeton University. October 2009. URL: http://www.fissilematerials.org/ipfm/site_down/gfmr09.pdf
Mian Z., Nayyar A.H., Rajaraman R. et al. Fissile materials in South Asia: The implications of the U.S.-India nuclear deal. IPFM, September 2006.
Global Stocks of Nuclear Explosive Materials: Summary Tables and Charts, July 12, 2005, Revised September 7, 2005. URL: http://isis-online.org/global_stocks/end2003/summary_global_stocks.pdf
SIPRI Yearbook 2008: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford: Oxford University Press, 2008.
Unnithan S. The Secret Undersea Weapon // India Today. 2008. January 17. URL: http://indiatoday.digitaltoday.in/index.php?option=com_content&Itemid=1&task=view&id=3659&sectionid=40&issueid=37&page=archieve
Prime Minister Vajpayee's announcement of India's three underground nuclear tests. New Delhi, 11 May 1998. URL: http://www.indianembassy.org/pic/vajpayee1198.htm
Albright D., Basu S. India's Gas Centrifuge Enrichment Program: Growing Capacity for Military Purposes, January 18, 2007. ISIS. URL: http://www.isis-online.org/publications/southasia/indiagrowingcapacity.pdf
Draft Report of National Security Advisory Board on Indian Nuclear Doctrine. URL: http://meaindia.nic.in/disarmament/dm17Aug99.htm
Permanent Mission of India to the Conference on Disarmament Geneva Statement by H.E. Mr. Kanwal Sibal Foreign Secretary at the Plenary Meeting of the Conference on Disarmament GENEVA, January 23, 2003. URL: http://www.mea.gov.in/secframe.php?sec=da
  | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

| Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Полнотекстовая версия