Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е - первая половина 1960-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е - первая половина 1960-х гг.)

Рассматриваются основные факторы, которые способствовали и препятствовали установлению военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля, особенности его развития в указанный период, а также значение военно-технического сотрудничества для обоих государств, его роль в нормализации отношений между ФРГ и Израилем.

Cooperation between FRG and Israel in the military sphere.pdf На германо-израильские отношения влиял и про-должает влиять негативный опыт политики национал-социалистов в отношении еврейского населения Евро-пы. В конце 1940-х гг. любые контакты между Запад-ной и Восточной Германией, с одной стороны, и Из-раилем - с другой, казались невозможными. Однако 1950-е - первую половину 1960-х гг. можно охаракте-ризовать как период нормализации отношений между ФРГ и Израилем на межгосударственном уровне, кото-рый привел к взаимному признанию и установлению между этими государствами дипломатических отноше-ний в 1965 г. Отношения между ГДР и Израилем, на-против, не были нормализованы вплоть до конца суще-ствования ГДР.Разный характер взаимоотношений обеих частей Германии с Израилем был обусловлен международной обстановкой в тот период - «холодной войной», герма-но-германскими противоречиями. С 1950-х гг. западно-германское правительство во внешней политике, в том числе на Ближнем Востоке, придерживалось «доктри-ны Хальштейна». Одной из важнейших задач политики ФРГ на Ближнем Востоке было не допустить ухудше-ния отношений с арабскими государствами, признания ими ГДР, что в конечном счете означало бы укрепле-ние восточного блока в регионе. Другой важной внеш-неполитической задачей Федеративной Республики была нормализация отношений с Израилем, которая служила цели реабилитации немцев в глазах междуна-родного сообщества. В условиях арабо-израильского конфликта эти задачи противоречили друг другу, часто ставя политическое руководство ФРГ перед дилеммой. Западная Германия была вынуждена предоставлять помощь в развитии арабским государствам и одновре-менно предпринимать шаги по нормализации отноше-ний с Израилем. Некоторые сферы сотрудничества с Израильским государством, такие как военно-техническое сотрудничество, сотрудничество спец-служб, некоторые виды финансовой помощи Израилю, были засекречены не только в интересах Израильского государства, но и Западной Германии, которая опаса-лась резкого ухудшения отношений с арабскими госу-дарствами. Восточная Германия, в свою очередь, стре-милась расширить круг государств, с которыми она поддерживала дипломатические отношения, что отно-силось и к ближневосточному региону. В арабо-израильском конфликте позиция ГДР определялась политикой всего восточного блока, это означает, что она была антиизраильской и проарабской.Кроме того, правительства ФРГ и ГДР заняли раз-ные позиции по вопросу об ответственности немцев за национал-социалистические преступления, в частно-сти, преступления против евреев. Западная Германия взяла на себя ответственность за преступления нацио-нал-социалистов и признала требование Израиля о рес-титуции еврейской собственности, конфискованной национал-социалистами. Восточная Германия, напро-тив, не признала ответственности перед еврейским на-родом и отклонила требование Израильского государ-ства о возмещении ущерба.Особую роль в процессе нормализации отношений между ФРГ и Израилем сыграло военно-техническое сотрудничество, которое создавало для руководителей обоих государств целый комплекс проблем.С одной стороны, военное сотрудничество противо-речило интересам ФРГ с точки зрения реальной поли-тики. Огласка контактов между Западной Германией и Израилем могла привезти к ухудшению отношений с арабскими странами вплоть до разрыва экономических и дипломатических отношений. Поставки вооружений Израилю противоречили законодательству ФРГ - ст. 26 Основного закона, запрещающей действия, которые могут нарушить мирное сосуществование народов, и допускающей поставки оружия только с разрешения правительства [1], Закону о контроле над оружием 1961 г., конкретизирующему данную статью [2], и За-кону о внешней торговле 1961 г., параграф 7 которой предусматривает ограничение торговых операций в интересах безопасности и мирного сосуществования народов [3]. Кроме того, поставки оружия Израилю могли нанести ущерб усилиям западно-германского правительства по формированию образа «другой Гер-мании», стремящейся содействовать мирному сосуще-ствованию государств.С другой стороны, военно-техническое сотрудниче-ство с Израилем имело свои положительные стороны для Западной Германии, оно могло сыграть большую роль в сближении между двумя государствами. Во вто-рой половине 1950-х гг. премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион активно принимал меры по сближению с ФРГ. 27 июня 1957 г. на пресс-конференции он пуб-лично выразил надежду на скорейшее установление дипломатических отношений с Западной Германией и в дальнейшем неоднократно повторял свое заявление [4. C. 465]. Однако западно-германское руководство отка-зывалось от формализации отношений с Израилем, опасаясь реакции арабских государств. Поставки ору-жия могли «компенсировать» Израилю отсутствие ди-пломатических отношений, поскольку в военных по-ставках Израильское государство нуждалось больше, чем в экономической помощи и дипломатическом при-знании со стороны ФРГ, что подчеркивал в феврале 1965 г. в интервью журналу «Шпигель» Ш. Перес, ко-82торый в тот момент был министром обороны Израиля [5. C. 38]. Кроме того, для руководителей ФРГ поставки вооружений Израилю имели важное военно-стратегическое значение, поскольку усиление Израиль-ского государства в военном плане создавало противо-вес влиянию Советского Союза на Ближнем Востоке [6. C. 137].Военно-техническое сотрудничество с ФРГ отвеча-ло национальным интересам Израиля. В этот период военный и стратегический баланс на Ближнем Востоке складывался не в пользу этого государства. После за-ключенного в 1955 г. договора между Египтом и Чехо-словакией, в арабские страны стала поступать совет-ская военная техника. Д. Бен-Гурион настойчиво, но безуспешно пытался добиться гарантий безопасности от Соединенных Штатов или, по крайней мере, поста-вок оружия. Однако преобладающим в администрации Д. Эйзенхауэра было мнение о необходимости поддер-жания дружественных отношений как с арабскими странами, так и с Израилем. Понимание важности Из-раиля как стратегической и военной опоры Запада на Ближнем Востоке возникло в 1958 г. в связи с государ-ственным переворотом в Ираке и возникшей угрозой политическим режимам Иордании и Ливана, а крупно-масштабное военное сотрудничество с Израилем нача-лось только после Шестидневной войны 1967 г.Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. единственным крупным поставщиком оружия Израилю была Франция. Но франко-израильское военное со-трудничество стало сокращаться в связи с обострением конфликта в Алжире в конце 1950-х гг., предоставле-нием Францией независимости Алжиру в 1962 г. и ее постепенной переориентацией на арабские страны, а с введением Ш. де Голлем эмбарго на поставки оружия в Израиль в декабре 1968 г. полностью прекратилось. Поставки вооружений Израилю осуществляла также Великобритания, но нерегулярно, небольшими партия-ми и по высоким ценам [4. C. 486].Одной из важнейших задач израильское руково-дство в лице Д. Бен-Гуриона считало расширение круга государств - поставщиков вооружений. В качестве воз-можного крупного поставщика он рассматривал Запад-ную Германию, несмотря на то, что немецкие поставки оружия могли вызвать в Израиле моральное порицание и противодействие как оппозиционных партий, так и партнеров партии МАПАЙ по коалиции. В своих аргу-ментах в защиту сближения с ФРГ Д. Бен-Гурион под-черкивал, что основой политики в отношении этого государства должны быть интересы безопасности Из-раиля. Роль Западной Германии в международных от-ношениях возрастает, поэтому Израилю более выгодно поддерживать с ней дружественные отношения [4. C. 483]. Кроме того, Д. Бен-Гурион высоко оценивал преимущества от сотрудничества с ФРГ, говоря о том, что позиция этого государства оказывает влияние на отношения Соединенных Штатов с каким-либо другим государством [7. С. 476].Первые контакты в военной сфере состоялись в хо-де подготовки соглашения о возмещении ущерба Из-раилю. С марта 1952 г. директор Израильского госу-дарственного военно-промышленного предприятия Цви Дар вел в Западной Германии переговоры о воз-можности получения в рамках соглашения товаров двойного назначения. Соглашение о возмещении ущерба было подписано в сентябре 1952 г. и ратифи-цировано в марте 1953 г. Оно не предусматривало по-ставок товаров, которые могли быть использованы в военных целях, однако такие поставки стали осуществ-ляться. В декабре 1955 г. Цви Дар сообщил в Израиль-скую миссию в Кельне о том, что для оснащения госу-дарственного военно-промышленного предприятия из средств, поступающих по соглашению, было выделено 2,25 млн долл. [8. C. 356]. При налаживании военно-технического сотрудничества с ФРГ Д. Бен-Гурион решал жизненно важные вопросы - вопросы безопас-ности Израильского государства, что обусловило ак-тивные действия израильской стороны. В установлении контактов с министерством обороны ФРГ во главе с Ф.-Й. Штраусом участвовали глава Израильской мис-сии в Кельне Ф. Шиннар и полковник А. Таль, который был направлен в Израильскую миссию осенью 1956 г. В результате в начале 1957 г. между министерствами обороны обоих государств была достигнута договорен-ность, согласно которой в ФРГ были направлены об-разцы советского оружия, захваченного израильской армией во время Суэцкого кризиса, и образец израиль-ского пистолета-пулемета «Узи».Другим направлением сотрудничества стала по-мощь в повышении квалификации, которую Западная Германия оказывала израильской армии. С ноября 1957 г. после одобрения западно-германского мини-стерства обороны и получения виз израильские солда-ты и офицеры стали проходить стажировку при фран-цузских оккупационных войсках на территории ФРГ. В феврале 1958 г. число стажирующихся израильских офицеров достигло 8, а солдат - 149, в то время как число солдат и офицеров из Ирака, Ливана, Эфиопии и латиноамериканских стран не превышало 10 [9. C. 473]. В 1960-е гг. молодые израильские офицеры стали про-ходить обучение при бундесвере [10. C. 143].Более крупное по масштабам военно-техническое сотрудничество началось в конце 1950-х гг., в чем за-метную роль сыграла Франция. Французское руково-дство, с одной стороны, следовало на тот момент дру-жественному курсу по отношению к Израилю и ФРГ. С другой стороны, его тяготил тот факт, что Франция играет роль единственного крупного поставщика воо-ружений Израилю, что создавало определенные внеш-неполитические сложности, в особенности в отноше-ниях с арабскими государствами. С начала 1957 г. по дипломатическим каналам при посредничестве фран-цузских официальных лиц готовилась встреча между Ф.-Й. Штраусом и Ш. Пересом, которая состоялась 27 декабря 1957 г. в обстановке полной секретности в резиденции Штрауса в Ротте. В переговорах также при-нимали участие глава израильской миссии по закупке оружия во Франции и будущий посол Израиля в ФРГ А.Б. Натан и командующий израильскими танковыми войсками во время Суэцкой компании Х. Ласков. Уча-стники обсуждали возможность поставок в Израиль учебно-испытательных реактивных самолетов, транс-портных самолетов «Норатлас» немецко-французского производства, противотанковых ракет, артиллерии, а также поставок в ФРГ израильских пистолетов-83пулеметов «Узи» [11. C. 347]. Договоренности, достиг-нутые в Ротте, стали основой для двусторонних воен-ных поставок.Первые военные поставки стали осуществляться из Израиля в ФРГ в конце 1959 г. Они включали мино-метные боеприпасы, военную форму, рюкзаки, писто-леты-пулеметы «Узи», которые министерство обороны признало наиболее подходящими для вооружения бун-десвера и полиции. К 1965 г. Израиль поставил в За-падную Германию товары на сумму 250 млн немецких марок [12. C. 437]. Военные поставки из Израиля осу-ществлялись на фоне процесса перевооружения ФРГ. Для руководства Федеративной Республики, в особен-ности для К. Аденауэра и Ф.-Й. Штрауса, были важны поставки именно этого государства, поскольку факт участия Израиля в перевооружении можно было ис-пользовать в споре с противниками этого процесса, уменьшить к нему негативное отношение.Вопрос о военно-техническом сотрудничестве с ФРГ, как и вопрос о взаимоотношениях с послевоенной Германией в целом, использовался в политической борьбе в Израиле. Дискуссии велись внутри правитель-ственной коалиции между партией Д. Бен-Гуриона МАПАЙ и партиями МАПАМ и Ахдут Ха'авода. Две последние партии считали, что военно-техническое сотрудничество с Западной Германией противоречит морали и выступали против такого сотрудничества [13. C. 503]. Еще более сильное противодействие существо-вало со стороны оппозиционной партии Херут во главе с М. Бегином, которая также занимала антинемецкие позиции. Споры о военно-техническом сотрудничестве с Западной Германией вызвали два внутриполитиче-ских кризиса в Израиле: в декабре 1957 г. - в связи со встречей Ф.-Й. Штрауса и Ш. Переса - и в июне - июле 1959 г. - в связи с обсуждением военных поставок в ФРГ. Оба кризиса сопровождались острыми дебатами в Кнессете, роспуском и формированием нового прави-тельства (практически в прежнем составе). В обоих случаях Д. Бен-Гурион добивался поддержки своего курса в отношении Западной Германии. Например, по-литический кризис 1959 г. закончился одобрением с минимальным перевесом количества голосов в Кнессе-те военных поставок в ФРГ.Договоренности между Ф.-Й. Штраусом и Ш. Пере-сом легли также в основу секретного проекта поставок военной техники в Израиль, который разрабатывался министерством обороны ФРГ. Детали этого проекта оговаривались в ходе переговоров, которые велись в конце 1950-х - начале 1960-х гг. между Ш. Пересом, с одной стороны, и Ф.-Й. Штраусом и К. Аденауэром - с другой, а также уточнялись на встрече Д. Бен-Гуриона и К. Аденауэра, состоявшейся 14 марта 1960 г. в Нью-Йорке. Поскольку военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля было засекречено, большинство дого-воренностей, по словам Ш. Переса, были устными [14. C. 141].Поставки Западной Германии в Израиль начались в конце 1959 г. Эти поставки имели для Израиля не толь-ко военное значение, они могли рассматриваться в ка-честве прямой экономической помощи. Первоначально предполагалось, что оплата военной техники будет от-срочена, но фактически поставки осуществлялись без-возмездно - расходы несла Западная Германия. В бюд-жете министерства обороны ФРГ они проходили под заголовком «помощь в вооружениях» [15. C. 1559]. Вооружения направлялись в Израиль в обход немецко-го бюджетного законодательства, требующего одобре-ния бундестага. С декабря 1962 г. К. Аденауэр для дос-тижения большей легитимности поставок стал регу-лярно информировать ведущих представителей фрак-ций бундестага о деталях сотрудничества с Израилем [18. C. 5]. Ф.-Й. Штраус в своих воспоминаниях писал: «Мы тайно достали из складов бундесвера обещанное Израилю снаряжение и оружие, а затем для отвода глаз заявили в полицию о некоторых случаях хищений. Вертолеты и самолеты без знаков государственной принадлежности перелетели во Францию и были дос-тавлены на судах из Марселя в Израиль…» [11. C. 347]. Только часть поставляемой военной техники произво-дилась в Западной Германии, остальные вооружения были произведены ФРГ совместно с другими государ-ствами либо полностью производились за рубежом - во Франции, Швеции, США, Великобритании - и оплачи-вались ФРГ.Первоначально военные поставки включали грузо-вики, учебно-испытательные реактивные самолеты, вертолеты, самолеты связи, противотанковые пушки. Однако Д. Бен-Гуриона и Ш. Переса интересовало, прежде всего, получение тяжелой военной техники. 8 июня 1962 г. на встрече К. Аденауэра, Ш. Переса и М. Даяна, который был на тот момент министром сель-ского хозяйства, израильская делегация настаивала на включении в поставки зенитных орудий, подводных лодок, танков [12. C. 6].В связи с секретным характером сотрудничества круг лиц, участвующих в принятии решений, был огра-ничен. В ФРГ решения принимал небольшой совет безопасности под руководством К. Аденауэра, в кото-рый входили представители ведомства канцлера, мини-стерства обороны, министерства иностранных дел. В министерстве иностранных дел преобладало мнение о том, что в интересах ФРГ - не допустить ухудшения отношений с арабскими государствами, поэтому его представители критически относились к военно-техническому сотрудничеству с Израилем, что особен-но проявилось после отставки Г. фон Брентано и всту-пления на должность министра иностранных дел Г. Шредера в ноябре 1961 г. Он настаивал на прекра-щении военных поставок и на обмене с Израилем тор-говыми миссиями, наделенными консульскими полно-мочиями [17. C. 1246].В Израиле решения по военно-техническому со-трудничеству с Западной Германией принимали 7 че-ловек - члены подкомитета обороны Кнессета, которые действовали без согласия самого Кнессета. Кабинет министров, в том числе министр иностранных дел Гол-да Мейр, зачастую не уведомлялись о деталях сотруд-ничества.В середине 1960-х гг. военно-техническое сотруд-ничество с Израилем стало обременять ФРГ. Сообще-ния о сотрудничестве с конца 1950-х гг. неоднократно появлялись в прессе, что создавало для правительства Западной Германии внутри- и внешнеполитические сложности. Г. Шредеру и государственному секретарю84министерства иностранных дел К. Карстенсу приходи-лось давать объяснения представителям фракции СДПГ на заседаниях бундестага, а также арабским государст-вам. К. Аденауэр к этому времени пришел к выводу о необходимости замены обещанных поставок военной техники финансовой помощью. Однако новая американ-ская администрация во главе с президентом Дж. Кен-неди приняла решение о расширении военной помощи Израилю. На К. Аденауэра было оказано давление с тем, чтобы Западная Германия расширила свои поставки за счет резервов НАТО. Канцлер ФРГ не сразу дал поло-жительный ответ, но после подписания договора о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве между Совет-ским Союзом и ГДР в 1964 г. руководство ФРГ нужда-лось в гарантиях безопасности со стороны США и в во-просе о поставках вынуждено было уступить. Западная Германия согласилась поставить Израилю 150 амери-канских танков M-48 через территорию третьего госу-дарства, где эти танки должны быть оснащены более современными моторами и орудиями [18. C. 196].Расширение поставок военной техники спровоцирова-ло кризис в отношениях ФРГ с арабскими государствами, которые развернули широкую кампанию за прекращение поставок, угрожая экономическим бойкотом ФРГ и ди-пломатическим признанием ГДР. 27 января 1965 г. еги-петский президент Г.А. Насер в качестве меры давления официально пригласил главу ГДР В. Ульбрихта.Пропагандистская кампания арабских государств вызвала внутриполитические волнения в Западной Германии. В бундестаге фракция СДПГ, несмотря на то, что в других вопросах занимала произраильскую позицию, потребовала немедленного прекращения во-енных поставок в Израиль как нарушающих законода-тельство [19. С. 9]. В начале марта 1965 г. западно-германское правительство пришло к выводу о необхо-димости остановить шантаж со стороны арабских госу-дарств. Было принято решение о прекращении эконо-мической помощи Египту и поставок военной техники в Израиль. Отказавшись от выполнения договоренно-стей с Израилем, федеральное правительство было вы-нуждено компенсировать свой отказ. Взамен обещан-ных поставок Израилю были предложены установление дипломатических отношений и экономическая помощь. Израильские политические лидеры пошли на компро-мисс. 7 марта Кнессет проголосовал за установление дипломатических отношений с ФРГ. 12 мая канцлер ФРГ Л. Эрхард и израильский премьер-министр Л. Эшколь объявили об установлении дипломатиче-ских отношений [20. C. 653]. Таким образом, военно-техническое сотрудничество послужило толчком нор-мализации отношений между ФРГ и Израилем.По словам Ф.-Й. Штрауса, связь между двумя госу-дарствами не была дорогой с односторонним движени-ем [11. C. 348], т.к. поставки вооружений осуществля-лись как из Западной Германии, так и в обратном на-правлении. Однако немецкие поставки были более масштабными и включали качественно иные товары. Это означает, что военно-техническое сотрудничество имело большее значение для Израиля. В документах министерства иностранных ФРГ указывается, что сум-ма сделки с Израилем составила 239 млн немецких ма-рок. К январю 1965 г. были осуществлены поставки на сумму 161 млн немецких марок и включали зенитные батареи, самолеты «Норатлас», вертолеты «Сикор-ский», грузовики, противотанковые пушки «Кобра», различную амуницию. Из 150 обещанных американ-ских танков в Израиль было отправлено 90 [18. C. 195]. Ш. Перес отмечал большую роль европейских поставок оружия в победе израильтян в Шестидневной войне. Крупные партии оружия поставляла ФРГ, еще более крупные - Франция. Но, как утверждал Ш. Перес, не-мецкие поставки были лучше организованы [4. C. 624]. Важность немецких поставок для Израильского госу-дарства подтверждает тот факт, что для Д. Бен-Гуриона военно-техническое сотрудничество с Западной Герма-нией было продиктовано прагматизмом, необходимо-стью обеспечения безопасности Израильского государ-ства, укрепления его военной мощи. Эти принципы лежали в основе всей его политики в отношении ФРГ.Что касается ФРГ, то военно-техническое сотруд-ничество с Израилем ставило ее в двойственное поло-жение. Оно сыграло решающую роль в сближении с Израильским государством, что было одной из задач внешней политики ФРГ. Одновременно оно вызвало кризис в отношениях с арабскими государствами, ко-торый в Восточной Германии назвали провалом ближ-невосточной политики ФРГ [21. С. 755]. Большинство из них разорвали в 1965 г. дипломатические отношения с ФРГ и признали ГДР. В экономическом плане по-ставки военной техники в Израиль не принесли особой выгоды, поскольку осуществлялись за счет бюджета ФРГ, хотя и способствовали развитию отдельных от-раслей военной промышленности. Однако военные поставки могли рассматриваться как одна из форм воз-мещения ущерба Израильскому государству, а потому имели большое значение в морально-этическом и эмо-циональном плане. Как отметил посол ФРГ в Израиле Н. Ханзен, для Федеративной Республики поставки вооружений представляли собой большой внешнепо-литический риск, они противоречили соображениям реальной политики и были обусловлены, в первую оче-редь, морально-этическими факторами [4. C. 496].

Ключевые слова

Hallstein Doctrine, military cooperation, normalization of relations between states, «доктрина Хальштейна», военно-техническое сотрудничество, нормализация межгосударственных отношений

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сайнакова Вера СергеевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаnachtigal84@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Markowski P. Die Niederlage der Bonner Nahost-Politik // Deutsche AuЯenpolitik. 1965. № 7. S. 755-762.
Gemeinsame Regierungserklдrung und Verlautbarung zur Aufnahme diplomatischer Beziehungen zwischen dem Staat Israel und der Bundesrepublik Deutschland// Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 653-654.
Die Spannungen mit Дgypten und Israel. Nahost-Debatte im Bundestag // Das Parlament. 1965. № 4. S. 5.
Staatssekretдr Carstens an Botschafter Federer, Cairo (39)// Akten zur Auswдrtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1965. Mьnchen: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. I. S. 195-198.
Bundesminister Schrцder an Bundeskanzler Erhard (315) // Akten zur Auswдrtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1964. Mьnchen: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. II. S. 1244-1248.
Aufzeichnung des Staatssekretдr Carstens (2) // Akten zur Auswдrtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1965. Mьnchen: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. I. S. 6-12.
Aufzeichnung des Ministerialdirektors Sachs (396) // Akten zur Auswдrtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1964. Mьnchen: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. II. S. 1559.
Auch Shimon Peres дuЯert sich dazu // Vogel R. Der deutsch-israelische Dialog: Dokumenation eines erregenden Kapitels deutscher AuЯenpolitik. Mьnchen: Saur, 1987. S. 140-142.
Dokument № 172. Protokollauszug der Koalitionsverhandlungen zwischen MAPAI und Achdut Ha'avoda, Premierministeramt, Jerusalem // Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 503-506.
Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М.: Международные отношения, 1991. 556 с.
Aufzeichnung des Vortragender Legislationsrats I. Klasse Schirmer (103) // Akten zur Auswдrtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1965. Mьnchen: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. I. S. 429-431.
Vereinbarungen zwischen dem Bundesverteidigungsminister und seinem israelischen Kollegen// Der deutsch-israelische Dialog: Dokumenation eines erregenden Kapitels deutscher AuЯenpolitik. Mьnchen: Saur, 1987. S. 142-143.
Dokument № 158. Aufzeichnung von Karl Knoke, Vortragender Legislationsrats I. Klasse, AA, betr. Aufenthalt israelischer Soldaten bei franzцsischen Stationierungskrдften in der BRD// Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumenten-sammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 473-474.
Dokument № 106. Kurzmitteilung von Zvi Dar, Direktor der staatlichen Militдr-Industriegesellschaft an Dr. A.Bergman, Israel-Mission, Kцln, ьber Importzuteilungen im Militдrbereich // Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumenten-sammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 356.
Dokument № 159. Auszug aus einer Rede von D. Ben Gurion auf einer Sitzung des MAPAI-Exekutivrates, Beit Berl, Tel-Aviv // Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 475-478.
Ein Gesprдch mit Franz-Josef StrauЯ // Vogel R. Der deutsch-israelische Dialog: Dokumenation eines erregenden Kapitels deutscher AuЯenpolitik. Mьnchen: Saur, 1987. S.136-140.
Eine Grenze ist nicht mit Botschaftern zu verteidigen. Spiegel-Gesprдch mit dem israelischen Minister fьr Verteidigung Schimon Peres // Der Spiegel. 1965. № 9. S. 38-40.
Hansen N. Aus dem Schatten der Katastrophe: deutsch-israelische Beziehungen in der Дra Adenauer und Ben-Gurion. Ein dokumentierter Bericht. Dьsseldorf: Droste Verlag, 2002. 891 s.
AuЯenwirtschftsgesetz. Режим доступа: http://bundesrecht.juris.de/awg/index.html
Ausfьhrungsgesetz zu Artikel 26 Abs. 2 des Grundgesetzes. Режим доступа: http://bundesrecht.juris.de/krwaffkontrg/index.html
Grundgesetz fьr die Bundesrepublik Deutschland. Режим доступа: http://www.bundestag.de/parlament/funktion/gesetze/grundgesetz/index.htm
 Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е - первая половина 1960-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е - первая половина 1960-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Полнотекстовая версия