Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета

Рассматриваются основные направления налоговой политики муниципального образования «Город Томск» в условиях финансового кризиса, а также некоторые итоги исполнения доходной части бюджета города за 9 месяцев 2009 г. по ряду налогов.

Main trends of municipality's antirecession tax policy.pdf Налоговая политика на 2009 г. муниципальных об-разований направлена на устранение последствий кри-зисных явлений в экономике. В сложившихся условиях первоочередной задачей налоговой политики является создание предпосылок для увеличения объема налого-вых и неналоговых поступлений, с одной стороны, и управление налоговыми льготами с целью поддержа-ния экономического потенциала территории - с другой. Администрацией города Томска определены основные направления антикризисной политики и проведен ряд мероприятий, направленных на решение первоочеред-ных задач налоговой политики.Основными направлениями антикризисной налого-вой политики муниципального образования «Город Томск» являются:1.Особенности планирования доходной части бюджета в условиях глобального мирового кризиса.2.Политика формирования и отмены налоговых льгот отдельным категориям плательщиков.3.Совершенствование мер по вопросам сокращения задолженности по платежам в бюджет и усиление администрирования налоговых и неналоговых доходов в бюджет.Бюджетно-налоговая политика города Томска осно-вывалась на вышеуказанных направлениях, формирова-ние бюджета по доходам на 2009 г., в условиях финан-сового кризиса, осуществлялось на основе совершенст-вования налоговой политики формирования ставок, ко-эффициентов и льгот по налоговым и неналоговым пла-тежам в бюджет города, повышения уровня собираемо-сти платежей, усиления налоговой дисциплины.По первому направлению необходимо отметить сле-дующие особенности планирования ряда налоговых поступлений.По уровню поступлений единого налога на вменен-ный доход можно судить о состоянии дел в малом и среднем бизнесе городского округа. Поступления дан-ного налога - живое свидетельство активного развития бизнеса, а это и создание новых рабочих мест, и разви-тие городской инфраструктуры, и повышение инвести-ционной привлекательности города для инвестиций. Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса РФ органам городских округов предоставлено право определять значение корректирующего коэффициента базовой до-ходности [1]. При планировании данного вида налога на 2009 г. было предусмотрено повышение корректи-рующего коэффициента базовой доходности К2 для некоторых видов деятельности. В результате чего по-ступления единого налога на вмененный доход увели-чатся на 18,5 млн руб. Стоит отметить, что при принятии решения об увеличении корректирующего коэффициен-та базовой доходности необходимо проведение эконо-мически взвешенной политики. С одной стороны, необ-ходимо обеспечить наиболее полное поступление нало-говой массы в городской бюджет по максимально воз-можным коэффициентам, а с другой стороны, обеспе-чить рост количества плательщиков единого налога на вмененный доход как за счет появления новых, так и за счет перехода с упрощенной системы налогообложения.По земельному налогу предусмотрена отмена льгот в отношении ряда категорий плательщиков по уплате земельного налога, в связи с чем доходы бюджета го-рода Томска в 2009 г. увеличатся на 59,2 млн руб.По арендной плате за землю предусмотрено повы-шение с 01.01.2009 г. действующих в 2008 г. ставок на коэффициент-дефлятор 1,09, повышение ставок до уровня 3% от кадастровой стоимости по земельным участкам определенного вида разрешенного использо-вания, а также отмена льгот ряду категорий арендато-ров. В результате чего доходы бюджета города Томска в 2009 г. возрастут на 76,2 млн руб.При расчете арендной платы за муниципальное не-движимое имущество предусмотрено увеличение размера базовой ставки арендной платы с 1 500 руб. в год за один квадратный метр арендуемой площади до 1 700 руб. (на 13,3%) и изменение порядка предоставления льгот ряду категорий арендаторов и повышающих коэффициентов к базовой ставке арендной платы. При этом дополнитель-ный доход должен составить 2,6 млн руб.Расчет поступлений по договорам на право разме-щения средств наружной рекламы и информации про-изведен по прежней базовой ставке с целью оказания поддержки организациям, занимающимся рекламным бизнесом.Бюджет города Томска за 9 месяцев 2009 г. исполнен по доходам в сумме 5 809,9 млн руб., или на 93,3% от плановых назначений (6 224,3 млн руб.), из них по нало-говым доходам план исполнен на 97,2% (при плане 2 492,5 млн руб. поступления составили 2 422,3 млн руб.), по неналоговым доходам при плане 671,7 млн руб. посту-пления составили 466,4 млн руб., или 69,4%.По итогам исполнения бюджета города по доходам за 9 месяцев текущего года наблюдаются следующие положительные моменты:- темп роста поступлений к уровню 2008 г. соста-вил 1,17 (в абсолютном значении - на 872,1 млн руб.);- темп роста налоговых и неналоговых доходов соста-вил 1,05 (в абсолютном значении - на 151,5 млн руб.);- в общей сумме поступлений увеличился удельный вес налоговых доходов на 4,4 процентных пункта.Темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов к аналогичному уровню 2008 г. составил 1,05, в сопоставимых условиях (без учета поступлений нало-га на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений) - 0,91. Без учета поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительному119нормативу отчислений налоговых и неналоговых дохо-дов поступило на 234,1 млн руб. меньше, чем в 2008 г. (за 9 месяцев). Следует отметить, что без учета поступ-лений налога на доходы физических лиц по дополни-тельному нормативу отчислений поступления налого-вых и неналоговых доходов в динамике по месяцам 2009 г. ниже поступлений за соответствующий период 2008 г.Исполнение плана по доходам по состоянию на 01.10.2008 и 01.10.2009, млн руб.Т а б л и ц а 1Доходы бюджета2008 г.2009 г. Уточненный планИсполнение 01.10.2008% поступле-ний к плануУточненный планИсполнение 01.10.2009% поступле-ний к плануДоходы4 458,772 737,1961,394 580,832 888,7263,06Налог на доходы физических лиц2 053,901 299,1063,252 666,591 683,3063,13Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности291,69223,5676,64343,49253,3773,76Налог на имущество физических лиц106,8479,2874,21130,62116,9089,50Земельный налог226,63190,6584,12382,80316,1982,60Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муници-пальной собственности540,58345,9163,99557,60238,1742,75Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муници-пальной собственности, или от деятельности276,1695,7334,6660,3848,9681,09Доходы от продажи земли и нематериальных активов773,78365,0647,18265,72114,0042,90Безвозмездные поступления2 727,472 200,6080,683 748,272 921,2277,94Итого доходов7 186,244 937,7968,718 329,105 809,9469,75Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, %Т а б л и ц а 2Бюджет9 месяцев 2008 г.9 месяцев 2009 г.федеральный40,934,7областной48,249,3городской10,916,0К уровню 2008 г. объем налоговых доходов в бюд-жетную систему страны от налогоплательщиков города Томска уменьшился на 10,6% (за 9 месяцев 2008 г. посту-пило налоговых доходов в бюджеты всех уровней в сум-ме 16 950,3 млн руб., 9 месяцев 2009 г. -15 146,7 млн руб.). С 1 руб. налоговых доходов, собран-ных на территории городаза 9 месяцев 2009 г., осталось в бюджете города 16 коп., в областной и федеральный бюджеты направлены 49,3 коп. и 34,7 коп. соответственно (рис. 1). Несмотря на сокращение налоговых доходов в целом, доля с 1 руб. собранных на территории города инаправленных в бюджет города Томска налоговых дохо-дов по сравнению с 2008 г. увеличилась на 5,1 коп. за счет установления на 2009 г. дополнительного норматива от-числений от налога на доходы физических лиц. Объем налоговых поступлений от налогоплательщиков города, направленный в областной бюджет за 9 месяцев текущего года, составил 7 469,4 млн руб., а получено в виде суб-венций, субсидий иных межбюджетных трансфертов в сумме 2 921,2 млн руб., или 19,3% от собранных на тер-ритории города налоговых доходов и 39,1% от направ-ленных в областной бюджет налоговых доходов.12050>45- 40- 35- - 30- 1 25 | 20- 15- 10- 5 nJ- -- - - :- - - - :- - - - - П городской Побластной П федеральный i= 1 - -_ p Щ tm 9 мес. 2008 9 мес. 2009 Рис. 1Невыполнение плановых назначений по налогу на доходы физических лиц на 77,6 млн руб. (плановые на-значения 1 760,9 млн руб., исполнение составляет 1 683,3 млн руб.) обусловлено снижением поступлений по отдельным организациям и неуплатой налога от-дельными организациями, а также просроченной за-долженностью по оплате труда. Просроченная задол-женность по оплате труда по данным Томскстата на 01.10.2009 г. составила 28,7 млн руб. Кроме того, в те-кущем году возмещено налога на расчетные счета на-логоплательщиков (налоговые вычеты) в сумме 130,3 млн руб. (9 мес. 2008 г. - 73,7 млн руб.). Следует отметить, что на поступления налога на доходы физи-ческих лиц положительное влияние оказали такие фак-торы, как рост фонда оплаты труда за 8 месяцев на 8,6 процентных пункта по сравнению со сложившимся в январе-июне текущего года (январь-июнь - 100,7%, январь-август - 109,3%), сокращение задолженности по выплате заработной платы, а также взаимодействие администрации города с Центром занятости населения по организации общественных работ для безработных граждан. Так, просроченная задолженность по выплате заработной платы на 01.07.2009 г. составляла 65,5 млн руб., на 01.09.2009 г. - 41,5 млн руб., на 01.10.2009 г.-28,7 млн руб. С начала года совместно с Центром заня-тости населения трудоустроено на общественные рабо-ты 921 человек по 97 договорам, заключенным с пред-приятиями.К аналогичному периоду 2008 г. поступления дан-ного налога увеличились на 384,2 млн руб., поступле-ния по дополнительному нормативу отчислений (8,9151%) составили 385,6 млн руб., т.е. в сопостави-мых условиях поступления налога в текущем году сни-зились на 1,4 млн руб.На исполнение плановых назначений по единому налогу на вмененный доход оказывает положительное влияние взаимодействие администрации города с ин-спекцией ФНС России по г. Томску: рекламно-разрешительным отделом комитета по информацион-ной политике ежеквартально направляется информация о предоставленной площади рекламного пространства для определения физического показателя, департамен-том экономического развития и управления муници-пальной собственностью ежеквартально направляется информация из Реестра объектов потребительского рынка: информация о рынках, размещенных на терри-тории города, о количестве предоставленных торговых мест для предпринимателей. По состоянию на 01.10.2009 г. информационная система «Реестр объек-тов потребительского рынка» содержит 4 701 запись об объектах потребительского рынка. За 9 месяцев в ин-формационную систему внесено 104 записи, проведена корректировка 51 записи. К аналогичному периоду 2008 г. поступления единого налога на вмененный до-ход увеличились на 13,3%.План по налогам на имущество физических лиц ис-полнен на 111,6%, по земельному налогу - на 100,3%. Сроки уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с действующим законодательством уста-новлены 15 сентября и 15 ноября. Перевыполнение плановых назначений объясняется тем, что значитель-ная часть налогоплательщиков, получив налоговое уведомление на уплату налога и одновременно две кви-танции по установленным срокам, уплачивают налог в полном объеме, т.е. авансом по сроку уплаты 15 нояб-ря. Общая сумма переплаты на 01.10.2009 г. составляет 46,5 млн руб. По состоянию на 01.10.2009 г. привлече-но к уплате налога на имущество физических лиц -287 561 чел., сумма начисленного налога - 226,8 млн руб. Рост поступлений налога на имущество физиче-ских лиц текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. составил 147%.Поступления земельного налога составили 316,2 млн руб., или 100,3% от плановых назначений (315,2 млн руб.). По сравнению с аналогичным перио-дом 2008 г. поступления земельного налога увеличи-лись на 65,8%, или на 125,5 млн руб., что связано с уп-латой земельного налога в соответствии с новой када-стровой стоимостью земельных участков. По состоя-нию на 01.10.2009 г. привлечено к уплате земельного налога физических лиц - 35 763 чел., сумма начислен-ного земельного налога - 8,1 млн руб.По неналоговым доходам плановые назначения не исполнены по следующим видам (табл. 3).Т а б л и ц а 3Процент исполнения58,453,9 97,5 66,4 62,1 61,2 92,1 69,4активов (продажа объектов недвижимости и земельных участков)).Поступления неналоговых доходов за 9 месяцев те-кущего года в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. уменьшились на 426,6 млн руб.По доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, и средствам от продажи права на№ п/пНаименование вида дохода1Доходы от передачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков2Доходы от перечисления части прибыли унитарных муниципальных предприятий3Плата за наем муниципального жилищного фонда4Плата за негативное воздействие на окружающую среду5Доходы от продажи материальных и нематериальных активов6Административные платежи и сборы7Штрафы, санкции, возмещение ущерба8Прочие неналоговые доходыВ целом план по неналоговым доходам исполнен на 69,4%. Основными неналоговыми доходами являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендные платежи за земли; доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, имущественных комплексов; доходы от продажи материальных и нематериальных121заключение договоров аренды, план исполнен на 58,4% (при плане 326,8 млн руб. исполнено 192,6 млн руб.). Невыполнение плановых назначений по доходам от пе-редачи в аренду земельных участков и средствам от продажи права на заключение договоров аренды зе-мельных участков на 134,3 млн руб. обусловлено невы-полнением плана по продаже права на заключение дого-воров аренды земельных участков, что связано с отсут-ствием заявок на участие в аукционах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.План по доходам от сдачи в аренду объектов муни-ципальной собственности (нежилых помещений, дви-жимого имущества и имущественных комплексов) ис-полнен на 114,6% (при плане 55,2 млн руб. исполнено 63,2 млн руб.). По состоянию на 01.10.2009 г. количе-ство действующих договоров аренды муниципальных имущественных комплексов составляет 38 (за анало-гичный период 2008 г. - 42).Общая площадь нежилых зданий, помещений му-ниципального фонда города Томска, переданных в аренду по действующим договорам на 01.10.2009 г., составляет 20 260 м2 (за 9 месяцев 2008 г. - 32 572 м2), количество действующих договоров аренды - 385 (за 9 месяцев 2008 г. - 409). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года площадь, переданная в аренду, уменьшилась на 4 312 м2 (13%), количество догово-ров - на 24, или на 6%. Данное уменьшение связано с приватизацией муниципального имущества и переда-чей в безвозмездное пользование.Показатель собираемости арендных платежей за пользование муниципальным имуществом (недвижи-мое и движимое имущество) за 9 месяцев текущего года составляет 94%, что ниже аналогичного показате-ля за 9 месяцев 2008 г. на 2 процентных пункта.За 9 месяцев 2008 г. средняя ставка арендной платы за 1 м2 недвижимого имущества составила 1 732 руб. (за аналогичный период 2008 г. - 1 828 руб.). Финансо-вая отдача 1 м2 муниципальных нежилых зданий, по-мещений, сдаваемых в аренду, составила 1 614 руб. (в аналогичном периоде 2008 г. - 1 691 руб.).Невыполнение плановых назначений по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (продажа объектов недвижимости и земельных участ-ков) связано с отсутствием заявок на участие в аукцио-нах по продаже объектов недвижимости и земельных участков. Так, при реализации Программы приватиза-ции 2009 г. в течение 9 месяцев текущего года прива-тизация большинства объектов недвижимости, выстав-ленных на аукцион и публичное предложение, осуще-ствлялась с незначительной начальной стоимостью, объекты оказались невостребованными. За 9 месяцев 2009 г. проведено 9 аукционов и 14 продаж посредст-вом публичного предложения, всего было выставлено на торги 59 объектов (39 объектов недвижимости, 20 единиц движимого имущества). Из них продано 8 объектов недвижимости и 10 единиц движимого иму-щества. Средняя стоимость 1 м2 приватизированных площадей составила 12,19 тыс. руб. В бюджет города поступило доходов от их продажи 12,2 млн руб. при плановых назначениях 54,7 млн руб. Аналогичная си-туация сложилась и с поступлениями в бюджет города от продажи земельных участков: исполнение планасоставляет 78,9% (при плановых назначениях 128,9 млн руб. поступило 101,7 млн руб.). На невыпол-нение плановых назначений по доходам от продажи в собственность земельных участков оказало влияние увеличение с 01.01.2009 г. кадастровой стоимости зе-мельных участков, что снизило количество поданных заявок на переоформление земельных участков в соб-ственность. Кроме того, отсутствие у предприятий де-нежных ресурсов и возможности кредитования объяс-няет снижение спроса на приобретение земельных уча-стков для строительства объектов.По второму направлению антикризисной налоговой политики в соответствии с порядком оценки финансо-вых результатов предоставления льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по платежам в бюджет горо-да Томска ежеквартально проводился анализ выпа-дающих доходов бюджета в связи с предоставлением льгот.С целью увеличения доходной части бюджета горо-да за счет отмены налоговых и неналоговых льгот от-дельным категориям налогоплательщиков в 2009 г. осуществлен пересмотр льгот по платежам. В полном объеме отменены следующие льготы:- по земельному налогу - организациям, являю-щимся правообладателями земельных участков, пре-доставленных для производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства;- по арендной плате за пользование объектами му-ниципального нежилого фонда - организациям, осуще-ствляющим образовательную деятельность, муници-пальным учреждениям;- по арендной плате за землю - организациям, осу-ществляющим строительство объектов инженерной инфраструктуры общегородского назначения, органи-зациям, осуществляющим строительство объектов со-циального назначения и финансируемым из бюджетов всех уровней.В целях снижения налоговой нагрузки на бизнес с 1 января 2009 г. предоставлены льготы следующим категориям налогоплательщиков:1. В виде возможности уплачивать земельный на-лог в пониженном размере:- органам местного самоуправления, органам адми-нистрации города Томска и бюджетным учреждениям, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств городского бюджета, в отношении земельных участков, используемых для целей их основной деятельности - в размере 0,01%;- организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями - в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуата-ции детских санаториев, детских санаториев-профилакториев, санаторных школ, детских домов, детских пансионатов, школ-интернатов, детских оздо-ровительных, детских спортивных и детских туристи-ческих лагерей и баз в размере 0,12%;- физическим лицам - в отношении земельных уча-стков, предоставленных для ведения личного подсоб-ного хозяйства, эксплуатации индивидуальных жилых домов - в размере 0,15%;- организациям и индивидуальным предпринимате-лям - в отношении земельных участков, предоставлен-122ных для эксплуатации объектов недвижимого имущест-ва, которые в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической куль-туре и спорте в Российской Федерации» [2] относятся к объектам спорта, а также детских садов и других объек-тов для дошкольного образования детей в размере 0,5%;- бюджетным учреждениям социальной защиты, здравоохранения, ветеринарии, лекарственного обеспе-чения, образования, спорта, культуры, искусства, биб-лиотечным и архивным учреждениям, центрам доку-ментации, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств областного бюджета - в отношении земельных участков, предос-тавленных для целей их основной деятельности, в раз-мере 0,5%;- организациям и индивидуальным предпринимате-лям в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов торговли и бытового обслу-живания населения (за исключением автозаправочных станций), которые расположены на территориях сель-ских населенных пунктов муниципального образования «Город Томск», указанных в ст. 1 Закона Томской об-ласти от 12.11.2004 г. № 238-ОЗ «О наделении муници-пального образования «Город Томск» статусом город-ского округа» [3], при площади земельного участка: - от 250 до 500 м2 - в размере 0,8%; - от 500 до 1 000 м2 - в размере 0,6%; - от 1 000 м2 - в размере 0,5%.2. В виде полного освобождения от уплаты аренд-ной платы за землю:- некоммерческим общественным организациям, религиозным объединениям - за земельные участки, предназначенные для оказания помощи и содействия детям-инвалидам;- специализированным службам по вопросам похо-ронного дела - за земельные участки, предназначенные для размещения, эксплуатации мест погребения (клад-бища, стены скорби, крематории и иные здания и со-оружения, предназначенные для осуществления погре-бения умерших).3.В виде возможности уплачивать арендную плату за землю в пониженном размере:- физическим лицам, являющимся участниками под-программы «Обеспечение жильем молодых семей» фе-деральной целевой программы «Жилище» - за земель-ные участки, предоставленные под строительство инди-видуального жилья на срок до 10 лет - в размере 0,1%;- учитывая ситуацию, сложившуюся в строитель-ной отрасли, а также в целях поддержки строительных организаций и физических лиц, продлен понижающий коэффициент в размере 0,1% к ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные в целях ком-плексного жилищного строительства;- приостановлено действие до 2011 г. повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю при нарушении нормативных сроков строительства объектов;- также уточнены существующие и предусмотрены дополнительные виды использования земельных уча-стков. Установлен новый вид использования земельно-го участка - для ведения дачного хозяйства.4.В виде возможности уплачивать арендную плату за пользование объектами муниципального нежилого фонда в пониженном размере:- снижен корректирующий коэффициент по арендной плате от сдачи в аренду муниципальных нежилых поме-щений, предоставленных художникам, скульпторам, ар-хитекторам, с 0,3 до 0,1%, а также для спортивно-физкультурной деятельности на небольших площадях с 0,5 до 0,4%. Данные льготы предоставлены с 10.01.2009 г.В целом выпадающие доходы бюджета от предос-тавленных льгот за 9 месяцев 2009 г. составляют 354,2 млн руб., потери бюджета увеличились на 199,6 млн руб. к аналогичному периоду 2008 г.Выпадающие доходы бюджета г. ТомскаТ а б л и ц а 4Выпадающие доходыСумма, млн руб.Изменения 9 месяцев 2008 г.9 месяцев 2009 г. 1. По налогам57,9228,3170,42. По арендной плате - всего в том числе: 2.1. По арендной плате за пользование муниципальным имуществом: в том числе - в связи с предоставлением корректирующих коэффициентов; - в связи с льготным социальным обслуживанием ветеранов ВОВ. 2.2. По арендной плате за землю - всего в том числе: - юридические лица; - физические лица. 2.3. По арендной плате в связи с передачей муниципальной собственности - всего в том числе: - в безвозмездное пользование; - в федеральную и областную собственность96,7 12,2 11,8 0,4 7,5 7,1 0,4 77,0 77,0 0125,9 14,6 14,2 0,4 46,0 45,1 0,9 65,3 64,9 0,429,2 2,4 2,4 0 38,5 38,0 0,5 11,7 12,1 0,4ИТОГО154,6354,2199,6За 9 месяцев 2009 г. удельный вес выпадающих до-ходов в связи с предоставлением льгот в собственных доходах (без учета безвозмездных поступлений) бюд-жета города Томска составил 9,5%, в том числе по на-логовым доходам 6,2%, по неналоговым доходам 3,3%.Такое увеличение потерь бюджета города Томска объ-ясняется, в первую очередь, ростом выпадающих доходов по земельному налогу, который связан со значительным увеличением кадастровой стоимости земельных участков соответствии с Постановлением Администрации Томской123области от 24.12.2008 г. № 262а «Об утверждении резуль-татов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» [4]. За 9 месяцев 2009 г. выпадающие доходы бюджета города Томска в связи с предоставлением льгот по земельному налогу составили 228,0 млн руб., что на 170,4 млн руб. больше, чем за аналогичный период про-шлого года (57,6 млн руб.).Положительной стороной в проводимой налоговой политике является сохранение социальной направлен-ности предоставляемых льгот, поддержка малого, среднего и крупного предпринимательства, а также сокращение суммы выпадающих доходов в связи с пе-редачей муниципального имущества в безвозмездноепользование. За 9 месяцев 2009 г. указанные потери снизились по сравнению с 9 месяцами 2008 г. на 12,0 млн руб., что объясняется сокращением количест-ва договоров безвозмездного пользования на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.В рамках третьего направления антикризисной на-логовой политики администрацией города Томска еже-квартально проводится оценка потерь бюджета города от недополученных доходов (с учетом инфляции), в том числе по дебиторской задолженности, рассрочен-ным и отсроченным платежам в бюджет города, в со-ответствии с порядком проведения мониторинга деби-торской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей в бюджет города Томска.Т а б л и ц а 5Задолженность по налоговым и неналоговым платежам, включая пени и штрафы без учета отсроченных (рассроченных) и приостановленных к взысканию платежей по состоянию на 01.10.2009 г.Наименование платежаЗадолженность на 01.01.2009 г., млн руб.Задолженность на 01.10.2009 г., млн руб.Темп ростаНалоговые доходы - всего, в том числе263,4360,81,37Налог на доходы физических лиц (30%)76,693,91,22Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности24,932,21,29Единый сельскохозяйственный налог00,02хНалог на имущество физических лиц55,992,01,64Земельный налог19,433,31,72Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых0,30,62,46Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам77,199,41,29Неналоговые доходы - всего, в том числе393,6411,71,05Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:393,6411,71,05доходы от сдачи в аренду имущества208,0132,30,64арендная плата за земли173,3266,71,54плата по договору за наем муниципального жилищного фонда10,811,11,02Всего657,0772,51,18На территории города Томска создана постоянно действующая комиссия по пополнению доходной части бюджета города. На заседания указанной комиссии приглашались руководители организаций, имеющих задолженность как по платежам в бюджет, так и по заработной плате. За 9 месяцев 2009 г. проведено 19 заседаний, на которых рассмотрено 103 организа-ции. Неисполненные налоговые и неналоговые обяза-тельства рассмотренных организаций уменьшились на 32,5 млн руб., в том числе по налогу на доходы физи-ческих лиц - на 28,0 млн руб., по земельному налогу -на 2,6 млн руб., по единому налогу на вмененный до-ход - на 0,6 млн руб., по арендной плате за землю - на 1,7 млн руб.Также выявлено 9 территориально обособленных подразделений организаций, находящихся на террито-рии города Томска, не исполняющих обязанность нало-гового агента по месту нахождения стационарных ра-бочих мест. Приняты меры по постановке организаций на налоговый учет в ИФНС России по городу Томску. Легализовано около 300 рабочих мест на территории города Томска. Поступления НДФЛ по выявленным обособленным подразделениям составили 2,5 млн руб. По организациям, имеющим просроченную задолжен-ность по заработной плате и отсутствующим в перечнеТомскстата, информация ежемесячно направляется в адрес Администрации Томской области для проведе-ния работы в рамках ее компетенции.В администрации города созданы комиссии по пла-тежам за земли и арендной плате за пользование муни-ципальным имуществом.В течение 9 месяцев комиссией по платежам по арендной плате проведены мероприятия, направленные на увеличение поступлений от сдачи в аренду муници-пального имущества и сокращение задолженности арендаторов перед бюджетом города Томска.Проведено 37 заседаний комиссии, в ходе которых рас-смотрено 208 обращений от юридических и физических лиц. В результате проведенной работы арендаторами, не исполняющими свои обязательства по своевременному внесению арендной платы за пользование нежилыми по-мещениями и имеющими задолженность по арендной пла-те на общую сумму 2 млн руб., оплачено 0,5 млн руб. Спи-сана безнадежная задолженность по арендной плате по нежилым помещениям, имущественным комплексам, дви-жимому имуществу в сумме 10,9 млн руб., а также 0,8 млн руб. - задолженность по пеням.В части судебной работы за 9 месяцев 2009 г. пода-но 103 иска о взыскании задолженности по нежилым помещениям, движимому имуществу и имуществен-124ным комплексам на общую сумму задолженности по арендной плате 5,6 млн руб. и 3,9 млн руб. по пеням, из которых удовлетворено 77 исков на общую сумму за-долженности 9,9 млн руб. (включая иски, поданные ранее) и по пеням (процентам) - на 1,4 млн руб.В части работы комиссии по платежам за землю были реализованы следующие меры административно-го воздействия:- направлены уведомления и претензии почтовым заказным переводом;- подготовлены предложения и информация для рассмотрения задолженности на городской постоянно действующей комиссии по пополнению доходной час-ти бюджета;- отклонены документы на предоставление новых земельных участков арендаторам, имеющим задолжен-ность по арендной плате за землю;- взыскана задолженность через судебные органы.Итоги проделанной за 9 месяцев 2009 г. работы по взысканию задолженности по арендной плате за землю:- направлено 309 требований и претензий на сумму 121,8 млн руб.;- направлен 131 пакет документов для взыскания задолженности в судебном порядке на сумму задол-женности 89,9 млн руб., при этом общая сумма задол-женности составляет 215,8 млн руб. (63,5% от общей суммы имеющейся задолженности);- в целях подготовки новых пакетов документов в су-дебные органы направлено 632 письменных запроса в ин-спекцию ФНС России по городу Томску, Управление Фе-деральной регистрационной службы по Томской области;- в рамках работы комиссии по платежам за землю проведено 9 заседаний, приглашен 181 землепользова-тель. По итогам работы данной комиссии сумма посту-пивших платежей составила 20,1 млн руб., что состав-ляет (5,9%) от сформировавшейся задолженности.Кроме того, в целях информационного обмена дан-ными об объектах налогообложения по земельному налогу в ИФНС России по городу Томску направлены сведения о земельных участках, признаваемых объек-том налогообложения и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск».В целях совершенствования взаимодействия с ИФНС России по городу Томску информация о зе-мельных участках под многоквартирными жилыми домами, сформированных и поставленных на кадастро-вый учет, ежеквартально направляется в ИФНС России по городу Томску.В рамках осуществления муниципального земельного контроля проведено 824 проверки, выявлен 71 случай нарушения земельного законодательства и условий пре-доставления земельных участков, в том числе:- 49 случаев самовольного занятия земельных уча-стков и использования земельных участков без право-устанавливающих документов на землю;- 14 случаев неиспользования земельных участков;- 7 случаев использования земельных участков не по разрешенному назначению.По всем случаям нарушений направлена информа-ция в соответствующие органы для устранения выяв-ленных нарушений.Кроме того, инспекцией ФНС России по г. Томску проведены выездные налоговые проверки в отношении 172 налоговых агентов, по результатам которых дополни-тельно начислено 126,4 млн руб., взыскано 77,7 млн руб., в том числе в бюджет города - 30,2 млн руб.В целях урегулирования задолженности по нена-логовым и иным платежам в бюджет и экономиче-ской поддержки юридических и физических лиц, в апреле 2009 г. утвержден Временный порядок изме-нения сроков уплаты неналоговых платежей на тер-ритории муниципального образования «Город Томск». Только за 6 месяцев действия порядка рас-смотрено 23 обращения плательщиков арендной пла-ты за земельные участки, арендной платы за пользо-вание муниципальными имущественными комплек-сами, а также платы за право установки и эксплуата-ции рекламных конструкций на объектах муници-пальной собственности и приняты решения о пре-доставлении им отсрочек (рассрочек) на общую сумму 102,4 млн руб.Рассмотрев опыт муниципального образования «Город Томск» по проведению антикризисной налого-вой политики, стоит отметить ее положительные итоги. В части налоговой политики по формированию налого-вых ставок дополнительно запланировано 156,5 млн руб., кроме того, для поддержки малого, среднего и крупного предпринимательства, а также снижения налоговой нагрузки за 9 месяцев 2009 г. пре-доставлен ряд льгот по налоговым и неналоговым до-ходам на общую сумму 199,6 млн руб.Власть разделяет с бизнесом последствия кризиса и берет на себя в виде задолженности по налоговым и неналоговым платежам, включая пени, штрафы, от-срочки и рассрочки по уплате неналоговых платежей в сумме 874,9 млн руб.

Ключевые слова

non-tax income, tax income, income, budget, неналоговые доходы, налоговые доходы, доходы, бюджет

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ярцева Ирина Юрьевнаадминистрация г. Томсказаместитель начальника департамента финансовyarceva@fin.admin.tomsk.ru
Казаков Владимир ВладимировичТомский государственный университетдоцент, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета, проректор по социальным вопросамprorektorsv@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области».
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Закон Томской области от 12.11.2004 № 238-ОЗ «О наделении муниципального образования "Город Томск" статусом городского округа».
 Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Основные направления антикризисной налоговой политики муниципалитета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333.

Полнотекстовая версия