Реальные условия современного хозяйствования обусловили такое состояние российской экономики, при котором экономические системы различных уровней получили достаточную свободу и независимость в вопросах функционирования и управления. На протяжении последних лет все актуальней становится концепция, согласно которой процесс управления региональными экономическими системами обеспечивает четкость полученной информации о деятельности системы, полезность и адресность выводов. Целенаправленность выводов анализа облегчает разработку конкретных рекомендаций при корректировке процесса управления экономическими системами. Соответственно, возрастает необходимость теоретического осмысления и разработок практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления региональными экономическими системами.
Theoretical-methodological bases of management of regional economic systems and innovative activity development.pdf В процессе управления экономическими системами развитию инновационной деятельности принадлежит одно из ключевых мест, поскольку в современных ус-ловиях ее конечными результатами определяется эко-номическая мощь предприятий, региона и страны в целом. Поэтому данная проблема является одной из ведущих, и именно от ее решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших социально-экономических преобразований в России.Невысокая насыщенность российской экономиче-ской науки примерами проведения практических и тео-ретических исследований в области управления эконо-мическими системами при развитии инновационной деятельности подтверждают актуальность выбранной темы исследования.Экономическая система - это исторически возник-шая или установленная, действующая в стране сово-купность принципов, правил, законодательно зак-репленных норм, определяющих формы и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и по-требления экономического продукта [2].В экономических системах процесс управления зависит от специфических условий - природно-климатических, экономических, политических, ре-сурсных, социальных. Разрабатываются индикатив-ные планы управления экономической сферы и сис-тема преференций для экономических агентов, спо-собствующих достижению стратегических целей, поставленных в этих планах; пакеты взаимоувязан-ных законодательных актов и правовые механизмы, которые регламентируют основы экономической по-литики [9].В авторском представлении процесс управления представляет собой сложную многозвенную систему, проявляющуюся:- в органическом единстве кадров, структуры орга-нов управления, методов, процессов, информации и техники управления при решающей роли кадров;- тесной взаимосвязи и соотношений объекта и субъекта управления;- взаимообусловленности деятельности звеньев управления различных иерархических уровней;- взаимосвязи функций управления и характера, разрабатываемых и принимаемых решений;- единстве организационно-распорядительных, эко-номических и социально-психологических методов управления;- взаимообусловленности производственно-техни-ческого, экономического, социального, психологиче-ского, правового аспекта управления;- комплексности всех видов организационной и вы-числительной техники управления;- органическом единстве количественных и качест-венных методов анализа и обоснования управленче-ских решений.Организация процесса управления развивается в со-ответствии с определенными закономерностями. К чис-лу этих закономерностей относятся: соответствие управляющей системы целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития управляемого объекта; реаль-ность управления, определяемая объективностью ин-формационного отображения реальных процессов, про-исходящих в производстве; объективная потребность органов управления в информации; реализация прямой и обратной связи объекта и субъекта управления; пропор-циональность и комплексность в управлении [1].В любой управленческой деятельности имеются ба-зовые, практически неизменяемые по форме и содер-жанию процессы, их называют условно-постоянными, и изменяемые в зависимости от конкретных условий внешней и внутренней среды, их называют условно-переменными [3].К условно-постоянным относят базовый набор функ-ций и организационных структур управления, техноло-гий управления, объективных законов организации и управления, методов разработки и реализации управ-ленческих решений. К условно-переменным - принципы управления, способы и приемы реализации условно-постоянных процессов, например способы реформиро-вания и реструктуризации предприятий, а также форми-рование производных процессов от базовых.За каждым новым процессом, способом или прие-мом руководитель должен видеть базовые основы об-щепринятой теории управления; если такой базы нет, то чаще всего эти нововведения неэффективны.Большинство экономических систем имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое зна-чение они придают той или иной функции.Управляющие верхнего уровня средних и крупных экономических систем концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения.132Они отвечают за процветание и потому должны плани-ровать, направлять и контролировать её деятельность.Управляющие среднего звена возглавляют отделе-ния или отделы внутри экономических систем.Нижний уровень управления в экономической сис-теме - это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализу-ются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников.Неизученным моментом в теории управления эко-номическими системами является переход их деятель-ности на инновационный путь развития. Важно рас-смотреть различные аспекты, способные создать пред-посылки к внедрению инноваций в управлении с целью придания траектории развития экономических систем, особого направления, способного решать актуальные задачи и учитывать особенности их хозяйствования.В сложившейся ситуации инновационная деятель-ность в управлении должна обеспечить решение сле-дующих основных задач: организация экономической системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций; формирование органов организации и ко-ординации инновационной деятельности; разработка и реализация на практике различных форм государствен-ной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного развития этих видов деятельности; разработка и реализация на практике комплекса мер посохранению и развитию прикладной науки; создание условий, способствующих ускоренному развитию мало-го научно-технического и инновационного предприни-мательства; создание полноценной инновационной ин-фраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансиро-вания инновационной деятельности; осуществление комплекса мер по модернизации экономики на базе пе-редовых достижений науки и техники [3].Таким образом, авторская концепция предполагает рассмотрение процесса управления экономическими сис-темами, реализации функций в их взаимной увязке, с обя-зательным анализом результатов хозяйственной деятель-ности в конечной точке исследования, которые обеспечи-вают четкость полученной информации о деятельности системы, полезность и адресность выводов. Целенаправ-ленность выводов анализа облегчит разработку конкрет-ных рекомендаций при корректировке процесса управле-ния экономическими системами. В рамках разработанной концепции необходимо взаимоувязать цели развития, процессы формирования, условия глобализации, транс-формации и интеграции экономических систем с разра-боткой модели управления экономическими системами.При разработке и реализации направлений совершенст-вования процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности необходимо обоснованно подойти к выбору приоритетных направлений долгосрочного развития в условиях распространения ры-ночной конкуренции и глобализации (рис. 1).Достижение научно-технологического уровня развития экономических системПерспективная потребность, обеспечивающая выявлениеперспективных инновационных рыночных ниш,т.е. окупаемость крупных инвестиций в освоение инноваций,получение инновационной сверхприбылиКоличественная и качественная измеримость потенциала экономических системЭффективность процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельностиРис. 1. Критерии выбора направлений совершенствования процесса управления экономическими системамипри развитии инновационной деятельностиИспользование в единстве четырех вышеизложенных критериев делает процесс управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности более обоснованным, эффективным, более наукоемким и защищенным от различного рода ошибок.По нашему мнению, к первоочередным направле-ниям совершенствования процесса управления эконо-мическими системами при развитии инновационной деятельности следует отнести:- развитие конкурентной среды путем введения со-временной соответствующей международным нормам законодательной и нормативно-правовой базы и право-применительной практики в области регулирования инновационной деятельности;- вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров мирового высокотехнологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционной деятельности эконо-мических систем;- создание институтов трансферта технологий от государственного научно-технического сектора в от-расли народного хозяйства и институтов эффективной помощи коммерциализации технологий, особенно для экономических систем малой и средней размерности;- развитие процессов диффузий технологий, в частности для перевооружения технологической базы производства;- развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента;133- мониторинг промышленных рынков наукоемких разработок, выявление спроса и предложений на инно-вационную продукцию, выявление перспективных на-правлений инновационной деятельности;- содействие внедрению наукоемких технологий в экономических системах;- экспертиза технологий с целью формирования инновационно-информационных проектов;- содействие реализации инновационных проектов, внедрению на предприятиях и в организациях новых современных разработок и технологий, обеспечиваю-щих выпуск приоритетной конкурентоспособной про-дукции;- создание и развитие объектов инновационной ин-фраструктуры;- существенное софинансирование инновационных проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса;- децентрализация государственной поддержки и формирование сети «институтов развития» инноваци-онной деятельности;- формирование современной модели инновацион-ного роста и частно-государственного партнерства;- содействие в создании новых форм функциониро-вания и развития экономических систем как объектов управления;- создание виртуальных экономических систем.По нашему мнению, существуют следующие приемы и методы, которыми необходимо пользоваться при вне-дрении направлений совершенствования процесса управления при развитии инновационной деятельности:1..Управление изменениями. Необходимо не толь-ко спланировать изменение, но и убедить исполните-лей в целесообразности нововведения, в том, что оно принесет пользу экономической системе, а также ней-трализовать действия противников изменения. При этом следует выделять факторы, вызывающие те или иные изменения в управлении, вызывающие или сдерживающие изменения. Для этого, прежде всего, полезно выявить потенциал для изменения, т.е. по-тенциальные ресурсы, особенности их использования, которые способны изменяться под действием различ-ных факторов, но в настоящее время еще остаются на прежнем уровне.2..Разработка плана управления влияющими факто-рами. Разрабатывается «план экстренного реагирова-ния», т.е. комплекс мероприятий по управлению не-предвиденными ситуациями. Один из наиболее естест-венных способов - владение информацией, которая будет способствовать выявлению негативных предпо-сылок в будущем. Конечно, при этом не следует забы-вать о профессионализме, который играет не послед-нюю роль в управлении.3.Вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации в управлении. В этом случае необходимо определить только основные позиции, направления деятельности, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании инноваций в управлении, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. Важной задачей при этом является донесение до сотрудников инновационных намерений.Последовательность инновационной деятельности при управлении экономическими системами включает:1))формирование цели;2))разработку задач инновационной деятельности, способствующих достижению поставленной цели;3)исследование существующих на сегодняшний день разработок в области предполагаемой инновационной деятельности;4))формирование информационной базы инноваци-онного анализа при управлении экономическими сис-темами;5)определение субъектов инновационной деятель-ности, построение схемы управления ею;6)планирование инновационной деятельности, раз-работку смет, бюджетов;7))подготовку деятельности экономических систем к инновациям, подбор персонала, приобретение необходи-мых ресурсов, замена производственных технологий;8))начальный этап инноваций, т.е. внедрение изме-нений в экономических системах;9))закрепление результатов инноваций, проверку «контрольных точек»;10)оценку результатов проведенной инноваций при управлении экономическими системами.Модель процесса управления экономическими сис-темами при развитии инновационной деятельности формируется и закрепляется на основе показателей ее развития (рис. 2). Положительным свойством модели является объективный, детерминированный характер ее действия. Объясняется это тем, что инновационная деятельность осуществляется под действием директив и условий процесса управления и внешней среды на основе реализуемых стратегий, концепций, нацпроек-тов и программ, каждое из которых имеет локальный диапазон эффективного действияКроме того, действие модели всегда содержит слу-чайную компоненту, приводящую к отклонениям от «идеального» характера функционирования. В связи с этим большое значение имеет целенаправленное согла-сование процесса управления и развития инновацион-ной деятельности в целях контроля над диапазонами эффективности.Для того чтобы модель процесса управления при раз-витии инновационной деятельности была эффективной, необходимо наличие трех факторов: управляющие воз-действия должны основываться на достижении опреде-ленных целей программы развития инновационной дея-тельности, обеспечивающих качество функционирования экономической системы; экономика системы как объект инновационного развития должна давать соответствую-щий отклик на управляющее воздействие; управляющее воздействие должно иметь величину, достаточную для достижения эффекта.Таким образом, целесообразно представлять модель процесса управления при развитии инновационной дея-тельности в «контурно-модульном» виде. Отличительной чертой данной модели является то, что она тесно связана с внешней средой; это обусловлено тем, что инновацион-ное развитие тесно увязывается с реализуемыми страте-гиями, концепциями, нацпроектами, программами и эко-номическими системами, в которых они непосредственно реализуются.134Реализуемые стратегии, концепции, нацпроекты, программы в области инновацийСЦЕНАРНЬГЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИКРеализуемые стратегии, концепции, нацпроекты, программы в области инновацийИ н с\ т р цметр о ц ес с ы_t__±.Внутренняя средаМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТУРОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНТУРКАДРОВЫЙ КОНТУР1)ft1)Кт^^ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КОНТУРЧ;Шр7^ О "О "Оф"Оо ш"ОоJ= ф о оО)"О О)ш фМетодика оценки эффективности управления экономическими системамиРис. 2. Модель процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельностиМодель процесса управления экономической сис-темой при развитии инновационной деятельности как экономическая категория отражает (см. рис. 2): взаимо-связь всех инструментов и процессов во внутренней среде и их участие в процессах экономической систе-мы; взаимосвязь интересов экономических систем с интересами внешней среды; взаимосвязь директив, ус-ловий, инструментов и процессов, способных повлиять на работу модели; взаимосвязь индикаторов и методов корректировки процесса управления в случае неэффек-тивного взаимодействия.В современных условиях заметно развитие процес-сов управления экономическими системами, детерми-нирующих повышение роли органов власти в обеспе-чении устойчивой позитивной динамики экономиче-ского развития субъекта Российской Федерации.В этой связи актуализируется потребность в фор-мировании эффективной модели процесса управле-ния экономическими системами при развитии инно-вационной деятельности, адекватной сложности ре-шаемых задач и имеющей стратегическую ориента-цию.
Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002. 702 с.
Старцева О.А., Авакумова Н.Н. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10 (31). С. 63-70.
Райзберг Б., Морозов Н. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. 2008. № 1. С. 35-39.