Тайм-менеджмент в системе социального управления | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Тайм-менеджмент в системе социального управления

Определяется гносеологический статус тайм-менеджмента, показана его эволюция. Доказывается, что тайм-менеджмент является важным элементом социального управления.

Time-management in social management system.pdf Социальное управление в широком смысле можно определить как целенаправленное воздействие на соци-альную систему, ее содержание и формы бытия. Всякая социальная система, будучи элементом объективной реальности, существует во времени и пространстве. Се-годня осознано не только то обстоятельство, что хро-нальная форма бытия социальной системы небезразлич-на к ее содержанию; мы так же «можем говорить о воз-можности хронотопического моделирования цивилиза-ционной динамики» в целях оптимизации социального управления, а исследование и практическое применение хронотопических представлений, доминирующих в об-ществе, «способны радикальным способом развернуть модусы цивилизационных процессов» [1. С. 29].Прежде чем обратиться непосредственно в предмету обозначенной в названии статьи проблемы, отметим, что фактором социальной организации время становится еще на заре цивилизаций, и если бы наши предки не научились пользоваться фактором времени в обыденной жизни, сознательная преобразовательная деятельность была бы невозможной. Мифологические образы Леты, всемогущественного Хроноса свидетельствуют, что на начальных этапах цивилизации люди интуитивно чувст-вовали наличие и влияние временной формы своего су-ществования. Первые темпоральные модели организа-ции жизнедеятельности появляются в связи с необходи-мостью регуляции практики собирательства, бортниче-ства, скотоводства и земледелия, строятся на основе обобщения наблюдений за природными циклами и слу-жат факторами приспособления жизни коллективов к ритмам явлений природы. Но на том этапе время высту-пало не в виде нейтрального вектора, а как могущест-венная таинственная сила, управляющая «всеми вещами, жизнью людей и даже богов» [2. С. 29]. Признание при-сутствия этих могущественных сил стало первым, пусть даже робким и неуверенным, шагом к воплощению меч-ты овладением временем. Без практического учета вре-мени, контроля над соблюдением его ритмов, человек не смог бы целерационально организовать даже примитив-ное производство, т.к. все, в окружении чего живет че-ловек, что им преобразуется, вплетено в нить времени, которая тянется от прошлого к будущему. Задача жре-цов - а именно они были самой значительной управ-ляющей силой - заключалась в том, чтобы следить за ненарушением заданных Космосом циклов. Но посте-пенно темпоральные модели организации жизнедея-тельности, возникнув как средство адаптации, превра-щаются в значительный фактор управления. В ходе раз-вития социальной практики возникают своеобразные центры управления количественными показателями времени, и культура времяиспользования становится атрибутивной составляющей культуры труда и быта социальных объединений. Обозначаются зачатки цикли-ческой и векторной модели времявосприятия, и их соче-тание в процессе культурогенеза приобретает различ-ные, иногда противоречивые формы.Фалес одним из первых в античной философии и науке не только вычислил продолжительность года, зафиксировал неравенство количественных показате-лей времен года, но стал, по большому счету, пионером научного исследования метрических свойств времени. Осмысление времени не может обойти Аристотель, разрабатывая модели управления полисами и высказы-вая чрезвычайно глубокую идею о связи движения не-бесной сферы и времени: «Оттого время и кажется движением небесной сферы, - пишет Стагирит, - что этим движением измеряются все прочие движения, и время измеряется им же. Отсюда и обычная поговорка: человеческие дела называются круговоротом и перено-сят это название на все прочее, чему присущи природ-ное движение, возникновение и гибель» [3. С. 158].Целенаправленные попытки упорядочения времен-ной организации постоянно предпринимались в Древ-ней Руси. Поскольку язычество многие века было со-циально организующей силой, то в связи с потребно-стями внутреннего объединения возносится культ Пе-руна и религиозная обрядность стандартизирует соци-ально важные ритмы. Введение христианского кален-даря значительно изменило хрональную картину. Мо-дель времени как океана, вращающегося колеса, вере-тена сменяется в христианской культуре линейным, векторным пониманием времени. С конечностью суще-ствования земного соотносится вечность, безвременье внеземного, непостижимого для человеческого разума. В целом в Средние века церковь как важнейший инсти-тут управления «держала социальное время под своим контролем, духовенство устанавливало и направляло все течение времени феодального общества, регулируя его ритмы» [2. С. 132].Задачи управления временем актуализируются в пе-риоды активных социальных трансформаций. Особые модернистские усилия были предприняты в России Петром 1. И дело здесь не только в переходе к Юлиан-скому календарю, по которому жила Европа, началось невиданное для средневековой России «сжатие» вре-мени. Нововведением стало разделение времени рели-гиозного и светского, которое «положено отдавать го-сударству. Измеряя и облагая налогами время людей, подавая личный пример интенсивного, распределенно-го времени рабочего графика, Петр Великий положил начало вековой традиции соединения службы стране, подчинения государству и исчисления временного хода жизни» [4. С. 401].Но как особое направление тайм-менеджмент обя-зан капиталистическому способу производства, кото-рый характеризуется невиданной ранее упорядоченно-стью деятельности, регулированием длительности и последовательности процессов. Образование наций,35новой исторической формы общности людей потребо-вало синхронизации деятельности элементов социаль-ного целого и - как результат - породило стремление подчинить ритмы общества единому астрономически выверенному, математически рассчитанному абстракт-ному времени. Развитие промышленности и рынка по-ставило задачу точного измерения времени. Для прове-дения измерений целенаправленно создаются образцо-вые меры - эталоны и специальные приборы. Х. Гюйгенс, И. Ньютон предприняли усилия по опре-делению метрических свойств времени. Непреложной заслугой И. Ньютона стали его философские выводы об объективности времени, положенные в основание физической картины мира. Метафизическая направ-ленность мировоззрения создавала иллюзию, что время существует само по себе, вне и независимо от социаль-ной системы и для отдельного человека оно превраща-ется во фрагмент объективной реальности, довлеющей над ним. В качестве управленческих задач предполага-ется учет и контроль над часовым временем и форми-рование времени графического, конструируемого на основе проведенных ранее измерений с помощью часов для соотнесения одного события с другими событиями и процессами.К радикальному пересмотру представлений о вре-мени привели научные изыскания А. Эйнштейна. Его теория относительности вскрывает имманентную связь пространства - времени - движущейся материи. Для нас важно здесь отметить, что само существование времени и все его свойства связывались с качествен-ными изменениями, происходящими в материальных вещах, явлениях и процессах, т.е. время социальной системы взаимосвязано с ее качественными измене-ниями и сами качественные изменения детерминирова-ны временной формой. Наряду с общетеоретическими, философскими трактовками активизируются конкрет-ные экономические и социологические исследования. Реализуется возможность получения количественной и качественной характеристики социального процесса, понятия о бюджете времени связываются с показате-лями образа жизни, развитии социальной среды, лич-ности. Создаются предпосылки для целерационального использования временных интервалов, обусловленные практическими задачами, теоретически обоснованные реляционной концепцией, связывающей время с жиз-недеятельностью разных социальных групп. Данные о времяпрепровождении этих групп позволяют делать выводы о характерных чертах жизни в обществе, объ-яснять те или иные поступки.Образование мирового рынка, нуждающегося в раз-делении труда и едином временном измерении, предо-пределило выработку гринвического времени, что ста-ло своеобразной «материализацией гегемонии Британ-ской империи» [4. С. 402]. В субъективном восприятии время начинает осознаваться как ценность: «Время -деньги». И, естественно, социальным заказом науке становится «переоткрытие времени» (И. Пригожин), которое возможно благодаря научно-техническому прогрессу.Самый существенный шаг в целерациональном воз-действии на временную форму бытия сделан Ф. Тейлором, применившим в системе научного ме-неджмента точные расчеты и формально-логические процедуры, высоко оценивая временную и пространст-венную упорядоченность трудовых операций. На пред-приятиях Тейлора вводится нормирование, т.е. на практике показано, что труд (один из видов социально-го движения) можно структурировать и количественно измерить. Количественному соотношению подвержено соотношение поставленной задачи и затраченного вре-мени. Тейлор не занимался философскими обобщения-ми, но именно он связал воедино рабочие движения, пространственную координацию и темпоральные за-траты. На эмпирическом уровне была доказана дейст-венность принципа экономии сил, который стал дви-жущим механизмом в геометрии труда. Достоинством предложенного подхода является не только то, что Тейлором был усовершенствован трудовой процесс, главное доказано, что рабочее время оказывает суще-ственное влияние на социальное время в целом, можно сказать более конкретно - оно структурирует все время жизнедеятельности. «Работа является, и будет оста-ваться на протяжении обозримого будущего ядром че-ловеческой жизни» [4. С. 407].Как глубокий мыслитель Ф. Тейлор понял, что по-тери рабочего времени проистекают из трех причин.Первая - неумение рабочего рационально использо-вать общественно значимые временные промежутки. Длительность и последовательность трудовых опера-ций может быть весьма различной. Задачи управленца сводятся к построению математически выверенной технологии движений.Вторая - работа с прохладцей - рестрикционизм -существует наряду с открытыми способами недоволь-ства рабочих. Саботируя и бойкотируя исполнение управленческого решения, рабочие «тянут время», вы-полняя дневную норму на две трети или даже на треть. Практически это означает, что рабочее время сокраща-ется в два-три раза при сохранении астрономического. В задачи управленца входило выяснение причин (на-пример, условия труда, отсутствие согласованности между подразделениями, негативная мотивация и т.д.) и их устранение.Третья - неумение и нежелание личности организо-вать свое время. Это относится как к отдельным пред-ставителям управляемого коллектива, так и к самому менеджеру. Менеджер лишь в том случае имеет право требовать от рабочих четкости трудовой деятельности, трудовой дисциплины, если сам является ее примером.Насколько изменилась ситуация сегодня? Динамизм социальной жизни в конце ХХ и начале ХХI в., быст-ротечные изменения, когда на глазах одного поколения происходят невиданные ранее коренные преобразова-ния в области науки и техники, политической и госу-дарственной жизни, возрастает сам ритм все менее стихийных, сознательно проводимых преобразований, делает исследование управления временной организа-цией еще более актуальным. Два фактора - глобализа-ция и развитие новых информационных технологий -делают очевидными противоречия начиная от межго-сударственного до личностного уровня. С одной сто-роны, возможности радио- и телекоммуникаций спо-собствуют не только мгновенному распространению информации, но и создают иллюзию одновременности,36хотя временные формы бытия каждого социального ло-куса могут существенно различаться. С другой - несин-хронность в развитии стран и народов в условиях глоба-лизации порождает проблемы в отношениях между странами-гегемонами и «отсталыми» (в развитии по времени) государствами, ставит не всегда выполнимую задачу «догнать», «ускорить». Внутри государств мы говорим о наличии передовых или отстающих предпри-ятий, технологий, а педагогов и психологов беспокоят явления ускоренного, по сравнению со сверстниками, (акселерация) и замедленного развития личности.Исследование темпорального аспекта социального управления актуализируется в связи с осознанием пси-хологами того факта, что на уровне бессознательного включаются особые механизмы интеграции времени, его переживания и поведения в соответствии с этим. В центре внимания оказываются духовные факторы управления темпоральностью. Например, Э. Гуссерль стремится выяснить феномен осмысления индивидом пространственно-временных связей в смыслообразую-щем потоке сознания, экзистенциалисты рассуждают о трагизме конечности бытия человека в этом мире, его «временном присутствии» и бессилии перед грядущим, отчужденным внешним временем. В отличие от Гус-серля, интенциональность (направленность на) М. Хай-деггером рассматривается не как характеристика соз-нания, а представлена способом бытия личности. Ко-нечность, временность есть трансцендентальная струк-тура бытия, следовательно, время представляется важ-нейшей характеристикой бытия человека.Применение новых компьютерных технологий спо-собствует возникновению новой модели времени. Не-которые исследователи склонны называть господ-ствующую темпоральность нашего общества виртуаль-ным или вневременным временем [4. С. 431].Отмечая, что личность становится все более сво-бодной в распоряжении временем, Н.К.Серов еще в 1980 г. с сожалением отмечал, что никто из нас не «ри-скнет утверждать… что он знает какой-либо учебник по искусству использования времени… Наверняка нет такого учебника, хотя он был бы крайне нужен» [5. С. 9]. На настоящий момент мы можем зафиксировать массу практических пособий по оптимизации исполь-зования времени, и все они, как правило, используют термин «тайм-менеджмент». Тайм-менеджмент - новая отрасль менеджмента, не получившая достаточного дисциплинарного оформления. В современной литера-туре практически не различаются понятия «управление временем» и «тайм-менеджмент». «Управление вре-менем (Time Manaqement), - определяет С.И. Кали-нин, - междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимиза-ции временных затрат в различных сферах и отраслях человеческой жизнедеятельности» [6. С. 13].Как ответ на практические проблемы, в отечествен-ном обществознании в конце ХХ - начале ХХI в. акти-визируются исследования по тайм-менеджменту. При этом авторы, как правило, отдают себе отчет в том, что тайм-менеджмент в России развивается на иной социо-культурной основе. Сегодня к актуальнейшей проблеме социального управления - проблеме организации вре-мени - обратился Г.А. Архангельский. Отмечая разли-чие в восприятии времени в европейской и отечест-венной культуре, автор иронически замечает: «Мы не можем сконструировать время и пространство! Это, скорее, к немцам. А мы люди азартные, увлекающие-ся… Жить по часам, соблюдать распорядок, техноло-гию… нам скучно, и мы на это не способны» [7. С. 18]. В результате можно согласиться, что «Управ-ление временем (во всяком случае в современной Рос-сии) - это пока еще достаточно «маргинальный» род деятельности, где-то посредине между высокими управленческими технологиями и дремучим знахарст-вом» [6. С. 14].Проводимые социологические опросы выявляют, к сожалению, неутешительную картину. Большинство респондентов жалуются на нехватку времени, хотя из-начально каждый человек располагает достаточным временным ресурсом. С помощью группы инициатив-ных студентов мы провели собственное исследование среди студентов второго курса четырех вузов г. Крас-ноярска. Студенческая аудитория при достаточно чет-кой организации (студент всегда поставлен во времен-ные рамки, которые обязывают его выполнять учебный план) и хороших «биологических часах» ненамного опередила в плане оптимального времяиспользования опрошенные производственные группы. Большинство из респондентов отметили хроническую нехватку вре-мени. Особенно это ощущается накануне сессии, когда образуются «хвосты» по различным дисциплинам. Практически никто не задумывался о самотайм-менеджменте. Итоговый семинар выявил наличие об-раза внешне господствующего времени, созвучного следующему: время необратимо, безвозвратно - вплоть до трагичности - протекают дни и месяцы, время нельзя накопить, оно ставит перед человеком не всегда выпол-нимые и трудные задачи «догнать», «соответствовать» и т.п. Студенты согласны, что формирование делового человека, успешной личности немыслимы без умения ценить время. Если человек воспитает в себе убежден-ность в ценности даже крошечного промежутка време-ни, успеет многое, хотя астрономического времени у него будет не больше, чем у других. Практические зада-чи были сформулированы в соответствии с рекоменда-циями уже существующих «самоучителей по тайм-менеджменту», где расписаны технологии планирования и контроля над временем жизнедеятельности. Однако при этом каждое практическое предложение обрастало таким множеством условий его реализации, что вновь вставали теоретико-методологические вопросы.Мы порой забываем, что Россия начала ХХ в. имела интересный опыт организации времяиспользования. Параллельно с развитием тайм-менеджмента в Амери-ке проводятся изыскания Центральным институтом труда (ЦИТ), возникает лига «Время», которая ставит актуальнейшую для нашей страны задачу организовать по-новому жизнедеятельность молодой республики. Но если ЦИТ и сторонники лиги «Время» ставили задачи качественной трансформации временной формы бытия социалистического общества, то в последующем по-пытки реформирования времени приобретают более простой характер. Досрочное выполнение пятилеток потребовало уплотнения временных интервалов, и бы-ла введена непрерывная рабочая неделя. Однако прак-37тика показала, что волюнтаристское обращение с вре-менем, когда рабочие графики различных предприятий не совпадали и - особенно, что резко бросалось в гла-за, - несинхронность в деятельности промышленных рабочих и колхозного крестьянства вызвало опасность культурного раскола. Здесь обнаружилась глубина «временного основания социальной жизни» [4. С. 401], которая не была, к сожалению, учтена во время реали-зации лозунгов ускорения перестройки, проводимой под руководством М.С. Горбачева. Далеко неоднознач-но оценивается сегодня перевод часов весной и осенью. Однако здесь справедливо заметить, что в зависи-мости от социокультурных условий обозначились вполне определенные методологии управления време-нем. Тайм-менеджмент есть конструирование времени «сверху», навязывание волеизъявления управляющего экономикой предприятия субъекта, который преследу-ет цель - максимальное извлечение прибыли в корот-кие сроки. Есть только одни часы - часы, отсчитываю-щие прибыль, и нет дела до биологических часов чело-века-исполнителя, астрономических циклов, времени страны и человечества. Иная методология в научной организации труда (НОТ) в социалистической России. Научная организация труда после Октябрьской рево-люции встроена в принципиально новые социальные условия. Мы считаем возможным обратить внимание на следующие характерные черты: во-первых, Тейлор -дитя общества, где господствует частная собствен-ность, он организует эксперимент только на своих предприятиях и только в рамках рабочего времени, не заботясь о других интервалах жизнедеятельности чело-века. Хронометраж на социалистическом предприятии соотнесен с темпоральными характеристиками общей системы коллективной собственности. Поэтому ре-формирование, предлагаемое лигой «Время», приобре-ло более значительные масштабы. Во-вторых, актив-ные участники лиги, такие как П.М. Керженцев, при-зывают организовать время в рамках всего общества, на государственном уровне. Это требует иного уровня институализации. В-третьих, ценности индивидуали-стического общества приводят к ситуации, при которой временная форма бытия настолько отчуждается, что время превращается в безликого противостоящего че-ловеку идола, требованием становится, чтобы управ-ляемый человек «был туп, флегматичен и похож на вола» [8. С. 37], и сама временная форма бытия на-столько отчуждается, что человек превращается в ме-ханизм, который произвольно можно менять, что и произошло с теми рабочими (а это 67 человек!), кото-рые не смогли вписаться в новый хронометраж. Гума-нистические ценности, в-четвертых, не позволили про-тивопоставить время рабочее, время свободное и время быта; хронометраж движений преследует не только цель нерационального использования телодвижений; ЦИТ исследует трудовые движения в целях поддержа-ния трудоспособности, здоровья трудящегося, психо-физиологический механизм труда. Алексей Капитоно-вич Гастев разрабатывает памятку, где рекомендуется не работать до изнеможения, крайней усталости, рав-номерно распределять нагрузку, чередовать отдых и работу. В-пятых, если в системе Тейлора хрональные требования разрабатываются специальными людьми,то ЦИТ ставит задачу формирования культуры времени общества и отдельного человека. Сам человек должен научиться управлять своим временем, быть убежден-ным и заинтересованным в необходимости его оптими-зации. Борьба за устранение организационной безгра-мотности становится приоритетной для руководителей всех уровней.К сожалению, традиция лиги «Время» не получила в России должного развития. На западе же почти веко-вая история обогатила тайм-менеджмент многочислен-ными эмпирическими наблюдениями. Но, решая при-кладные задачи, тайм-менеджмент столкнулся с прак-тическими трудностями, которые потребовали теоре-тического осмысления более общего уровня.Для России, которая достаточно продолжительное время развивалась несколько обособленно от капитали-стического мира, эта «логика пространственно-времен-ного сжатия», которой сопутствует «мировая дерегуляция финансов и доступность новых информационных техно-логий и новых способов управления», приводит к анниги-ляции времени и манипулированию им «посредством управляемых с помощью электроники глобальных рын-ков капитала» и может послужить «источником новых форм опустошительных экономических кризисов, маяча-щих в ХХI в.» [4. С. 406]. Антропокосмоцентризм отече-ственного менталитета постоянно влечет к расширению предметно-проблемного поля тайм-менеджмента. В соот-ветствии с объектом управленческого воздействия выде-ляются типы тайм-мененджмента: индивидуальный («осуществляется с опорой на парадигму личностного саморазвития»), ролевой, (привязанный к решению кон-кретных профессиональных или карьерных задач и… требует участия в процессе управления временем профес-сионала- консультанта по ТМ») и социальный, имеющий объектом группу людей [6. С. 14-15].Определяя место тайм-менеджмента в системе соци-ального управления, обнаруживается, что наряду с явны-ми достоинствами тайм-мененджмент в его «западном варианте» не является самодостаточным. Во-первых, не-смотря на рекомендации по стратегическому планирова-нию, это методология «здесь и сейчас». Существует «пространственная» ограниченность деятельности по организации времени. Рекомендации, во-вторых, разраба-тываются в целях вполне определенной практической задачи, не синтезируя все многообразие функционирова-ния социума. В-третьих, тайм-менеджмент есть техноло-гия рационального использования времени, в основном рабочего. Конечно, ее можно использовать и при органи-зации времени свободного, но тогда происходит нивели-рование качественно различных временных интервалов жизнедеятельности. В-четвертых, время рассматривается вне культурно-исторического контекста. В-пятых, не со-относится время индивида и время общества. Даже ра-циональная организация времени индивида без культуры социального времени остается невостребованной жемчу-жиной. В-шестых, превалирует «время-Я», а время ос-тальных представителей социальной системы не учиты-вается. Седьмое: речь постоянно идет о количественных, метрических показателях времени. В тайм-менеджменте, как в прикладной отрасли знания, мы владеем лишь коли-чественной концепцией времени атрибута социума, но сегодня уже явно недостаточно исследовать количествен-38ную определенность бытия, назрела потребность обраще-ния к качественным характеристикам пространственно-временного описания мира [9]. И, наконец, временная форма бытия рассматривается без анализа связи с соци-альным субстратом и пространственной организацией.Практика временной организации столкнулась так-же с гносеологическими трудностями. Чтобы управ-лять неким объектом, необходимо знать его сущность.Метафоричное употребление термина «время» час-то скрывает сложность понятия, употребляемого в ес-тественных, общественных, гуманитарных, экономиче-ских науках, при этом, естественно, существует пред-метная специфика терминологии. В тайм-менеджменте речь шла о продолжительности периодов трудового процесса, сокращении длительности интервалов, опти-мизации моментов жизнедеятельности человека или организации. Но при глубоком анализе «общечелове-ческого социального и культурного развития нам не так уж трудно будет заметить, что время есть нечто несопоставимо более фундаментальное, чем «длитель-ность», «момент» или «интервал», чем все то, что мо-жет быть выражено положением часовых стрелок или положением светил на небосклоне, что может быть измерено как сумма или разность положений» [10. С. 118-119]. И вместе с тем «время - и в обыденном представлении, и в глубинном научно-теоретическом смысле - остается, как правило, интуитивной очевид-ной данностью» [11. С. 3].Просуществовав уже столетие, тайм-менеджмент не может «поместиться» в сложившуюся систему экономи-ческих дисциплин, «частично его функции «вкраплены» в основные функции менеджмента (планирование, кон-троль и др.)» [6. С. 13], но самое главное - это непрора-ботанность широких междисциплинарных связей с есте-ственными науками (физикой, биологией), обществен-ными и гуманитарными. При современном уровне инте-грации научного знания единственное, что может стать своеобразной панацеей, - это философско-методо-логический анализ управления временем, образующий основания для прикладных исследований. Проблемная ситуация вызвана также тем, что несмотря на практиче-скую значимость и появление новой отрасли - тайм-менеджмента, темпоральный аспект социальных про-цессов (и процесс социального управления не составляет исключения) не выделен в отдельную область знания,хотя для описания многообразия исследований времени стал употребляться термин «темпоралистика» или, ина-че, «темпорология» [12. С. 22].Таким образом, мы зафиксировали противоречивую ситуацию: с одной стороны, наличествует тайм-менед-жмент как отрасль знания, порожденная неудовлетво-ренностью практиков-управленцев общими философ-скими, умозрительными конструкциями, описываю-щими время. С другой - возникли названные непре-одолимые тайм-менеджментом в силу предметной ог-раниченности препятствия, преодоление которых тре-бует освещения проблемы времени на более высоком уровне обобщения. Исходя из этого, мы считаем спра-ведливым утверждение: «Выявление препятствий, не-избежно сопровождающих философский дискурс о времени, возможно, сделает более явными прозрения, так или иначе присутствующие в этом дискурсе, пусть даже имплицитно… решая эти проблемы, философия может стать соразмерной со-временности, а не пле-стись в хвосте региональных дисциплин» [11. С. 5].Выводы из представленных выше теоретических по-ложений могут быть сформулированы таким образом:- тайм-менеджмент возникает как ответ на практи-ческие задачи по совершенствованию социального управления;- тайм-менеджмент имеет социокультурные основа-ния, которые необходимо исследовать и учитывать при временной организации жизнедеятельности общества;- разработка стратегии и тактики тайм-менедж-мента особо актуальна для современной России, столк-нувшейся с проблемой со-временности глобальному социальному процессу;- тайм-менеджмент является прикладным научным направлением, которое базируется на научном иссле-довании времени. Главным методом познания времени здесь становится измерение;- теория социального управления должна опираться как на естественно-научные данные о времени общест-ва и человека, так и на философские обобщения, ка-сающиеся культуры времяиспользования.Методологически неверно отождествлять естест-венно-научное и философское понимание времени. Не умаляя достоинств тайм-менеджмента как теории и практики, следует отметить необходимость разработки его философско-методологических оснований.

Ключевые слова

time-management, social management, тайм-менеджмент, социальное управление

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Морозова Ольга ФёдоровнаСибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва (г. Красноярск)кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук, докторантofmorozova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 304 с.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. 265 с.
Керимов Т.Х. Поэтика времени. М.: Академический проект, 2005. 192 с.
Ушакова Е.В. Общая теория материи (Основы построения). Барнаул: Алтайское отделение философского общества; Алтайск. гос. агр. ун-т, 1992. Ч. 1. 128 с.
Архангельский Г.А. Организация времени. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 448 с.
Резник С.Д. Персональный менеджмент: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 558 с.
Серов Н.К. Время и мы. Л.: Лениздат, 1980. 125 с.
Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. 371 с.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Под общ. ред. И.Д. Рожанского. М.: Мысль, 1984. Т. 3. 830 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. О.И. Шкаратана. М.: ГУВШЭ, 2000. 607 с.
Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации. М.: Едиториал УРСС, 2003. 280 с.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
 Тайм-менеджмент в системе социального управления | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Тайм-менеджмент в системе социального управления | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия