Возникновение и деятельность Всероссийского совета съездов торговли и промышленности (лето 1918 - лето 1919 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Возникновение и деятельность Всероссийского совета съездов торговли и промышленности (лето 1918 - лето 1919 г.)

Показана попытка буржуазии Урала и Сибири воссоздать в условиях Гражданской войны общероссийский представительный орган - Совет съездов торговли и промышленности. Автор уделил внимание взаимодействию Совета съездов с Российским правительством и местными представительными органами предпринимателей.

Creation and work of All-Russian Council of Trade and Industry Congresses (summer 1918-summer 1919).pdf В современной историографии объединениям пред-принимателей уделяется немного внимания. При этом повседневная деятельность общероссийских и регио-нальных торгово-промышленных организаций пред-ставлена в самом обобщенном виде. Основной акцент исследователи сделали на изучении попыток создания предпринимательской политической партии, раскола и борьбы в рядах буржуазии вокруг пальмы первенства в этом деле [1, 2].Послереволюционная судьба предпринимательских объединений, их роль в политических процессах внут-ри антибольшевистского лагеря практически не рас-сматривались, хотя тезис о буржуазном характере го-сударственных образований, возникших на окраинах Российской империи во второй половине 1918-1922 гг., представлялся одним из ключевых в советской историографии. Применительно к востоку России в современной литературе только Н.И. Дмитриев затра-гивал данную проблему, но в самом общем виде, по-вторяя в разных публикациях однажды введенную им в научный оборот информацию [3. C. 23; 4. С. 137; 5; 6. С. 65-66, 69; 7]. Между тем проблема взаимодейст-вия буржуазии и государства в условиях небольшеви-стской альтернативы развития общества является од-ной из ключевых. Это обстоятельство диктует необхо-димость разобраться в особенностях функционирова-ния классовых организации буржуазии и их взаимодей-ствия с государством в данный период.В начале XX в. шел процесс интенсивного склады-вания капиталистической инфраструктуры российской экономики. Важную роль в нем играли буржуазные общественные организации - биржевые комитеты, от-раслевые и территориальные съезды промышленников и торговцев, торгово-промышленные общества. Они выполняли две существенные функции - координацию хозяйственной деятельности и представительство ин-тересов предпринимателей в обществе и властных структурах. В пореформенное время распространилась практика созыва отраслевых региональных съездов промышленников. Консолидации российской буржуа-зии способствовала Первая русская революция. В сен-тябре 1906 г. прошел общенациональный Съезд пред-ставителей промышленности и торговли. Он воплотил идею отраслевого структурирования интересов бизне-са. Полтора месяца спустя, в ноябре 1906 г., собрался Первый Всероссийский съезд представителей бирже-вой торговли и сельского хозяйства, который претен-довал на выражение мнений биржевых и сельскохозяй-ственных обществ. В нем была заложена иная модель объединения - коммерческие интересы отдельных тер-риторий были представлены региональными биржевы-ми съездами, а те в свою очередь объединялись на об-щероссийском уровне. В результате на протяжении более чем десятилетия параллельно действовали две различные общероссийские предпринимательские структуры [8. С. 94-114]. Правда, нужно признать, что региональные биржевые съезды вошли в практику уже после 1906 г. и, следовательно, вся структура выстраи-валась сверху вниз. В частности, съезд представителей торговли и промышленности Сибири, Степного края и Зауралья собрался в мае 1912 г. С этого же времени действовал и региональный Совет съездов.Существовавшие структуры оспаривали друг у дру-га представительские права и не могли считаться пол-ноценными выразителями интересов буржуазии. В межреволюционный период и для правительства, и для предпринимательских организаций более значимой формой объединения представлялись торгово-промыш-ленные палаты. Порядок их организации считался ключевым вопросом, ведь он определял способ легаль-ного оформления интересов российского бизнеса. Но за многие годы ни один из многочисленных проектов так и не был утвержден.Начавшаяся Первая мировая война внесла коррек-тивы. Роль представительных организаций буржуазии возросла, к существовавшим ранее формам добавились новые: возникла сеть военно-промышленных комите-тов (ВПК). Февральская революция породила целый ряд новых общественных организаций и их объедине-ний. Буржуазия тоже не осталась в стороне от этих веяний. 19-22 марта 1917 г. по инициативе московских предпринимателей проходил Всероссийский торгово-промышленный съезд, на котором был организован Всероссийский торгово-промышленный союз под председательством П.П. Рябушинского. Он явился уже третьей структурой, претендовавшей на всероссийское представительство. Чтобы положить конец этому мно-гоголосию, Временное правительство 6 октября 1917 г. приняло «Положение о торгово-промышленных пала-тах». Отныне все плательщики промыслового налога объединялись в единую представительскую организа-цию на основе правильных выборов [9. № 278. Ст. 2048]. Существовавшие ранее предприниматель-ские организации при этом не упразднялись, но зато была законодательно прописана процедура формиро-вания единого представительства. Естественно, закон, принятый в считанные дни до прихода к власти боль-шевиков, остался на бумаге.Следует учесть, что в 1917 г. объединения предпри-нимателей работали в совершенно новых, крайне не-71благоприятных политических условиях. Клеймо контр-революционеров, закрепившееся за владельцами про-мышленных и кредитных предприятий и торговых за-ведений, и царивший в обществе антибуржуазный на-строй сделали их изгоями. К началу 1918 г. они в большинстве своем прервали работу. И только начало полномасштабной Гражданской войны позволило вре-менно возродить их деятельность на окраинах бывшей Российской империи, оказавшейся под властью анти-большевистских правительств.Летом 1918 г. советская власть на территории вос-тока России была свергнута, появилось несколько ан-тибольшевистских правительств. В Поволжье с июня по октябрь действовал эсеровский Комитет членов Уч-редительного собрания, на Урале с августа по ноябрь -Временное областное правительство Урала. В Сибири в июне появился Западно-Сибирский комиссариат, пе-редавший в конце месяца власть Временному сибир-скому правительству. Это привело к активизации всех общественных сил, в частности торгово-промыш-ленного класса. После длительного запрета в летние месяцы возобновили работу биржевые комитеты и тор-гово-промышленные общества.В Сибири роль координирующего центра взял на себя столичный Омск, где 13-20 июля 1918 г. проходил Сибирский торгово-промышленный съезд, обсудивший ключевые проблемы политической и хозяйственной жизни. Около 300 делегатов представляли различные города Сибири и Урала. Председателем съезда был избран С.И. Колокольников, а ключевую роль в его работе сыграли руководители Омского биржевого и военно-промышленного комитетов Н.П. Двинаренко, В.П. Вытнов, Д.С. Каргалов. Работу съезда поддержало Сибирское правительство, делегация которого включа-ла председателя Совета министров П.В. Вологодского, Г.Б. Патушинского и др. Съезд очень четко заявил свое намерение поддержать установление твердой едино-личной власти и ограничить влияние социалистических партий на государственный аппарат, чем вызвал на-пряжение в правительстве [10. C. 106-107]. Он принял ряд решений организационного характера: о создании Сибирского совета съездов представителей торговли, промышленности и сельского хозяйства, а также о не-обходимости формирования торгово-промышленных палат. Работа съезда получила широкое освещение в прессе [11. 21 июля; 12. 1918. 16-24, 26 июля; 13. № 3. С. 16-20; 14; 15. С. 273-281]. В дальнейшем лидеры омских торговопромышленников неоднократно и не-безуспешно вмешивались в политику Временного си-бирского правительства, способствуя «поправению» его внутриполитического курса [16].Проходивший 18-25 августа 1918 г. Первый торго-во-промышленный съезд Енисейской губернии в своих решениях в основном поддержал резолюции омского форума, что послужило дополнительным аргументом в пользу широкой опоры идей омских лидеров в пред-принимательской среде [17. 19, 21, 23, 26 авг.; 18. С. 198-199]. Спустя некоторое время, 14-16 сентября 1918 г. по инициативе омских предпринимателей была проведена Сибирская конференция ВПК, на которой за столичным органом была закреплена роль центрально-го. Её участники предполагали воспроизвести дорево-люционную схему деятельности комитетов, когда пра-вительство передавало военные заказы центральному ВПК, а тот разверстывал их между местными комите-тами и контролировал своевременное выполнение зака-зов и соблюдение условий поставок. Эта конференция также огласила политическую и экономическую про-грамму, выдержанную в тех же тонах, что и резолюции Сибирского торгово-промышленного съезда [15. С. 319-323].Чуть позже, в первой половине августа, работал об-ластной торгово-промышленный съезд в Самаре, со-бравший буржуазию поволжского региона. Активность торгово-промышленного класса Самары была обуслов-лена тем, что большевики в первые месяцы 1918 г. по-зволили продолжить деятельность большинства бур-жуазных организаций города. 19 марта 1918 г. удалось создать объединенный орган предпринимателей регио-на - временную Самарскую торгово-промышленную палату и даже принять правила, на основе которых она функционировала. Её председателем стал Константин Николаевич Никлютин, который сыграл ключевую роль в последующей консолидации буржуазии. Родив-шийся в 1887 г. в старинном купеческом семействе, он с 25 лет управлял крупнейшим мукомольным предпри-ятием Самары. В 1917 г. К.Н. Никлютин стал руково-дителем местного биржевого комитета, выступил с инициативой создания торгово-промышленного обще-ства и общества фабрикантов и заводчиков, которые также возглавил. После свержения большевиков он продолжал активно влиять на политические процессы, отстаивая идею доминирующей роли частнопромыш-ленных организаций в хозяйственной жизни. По его инициативе при Комуче были созданы Финансовый совет и Мясная биржа, а сам он встал во главе Хлебно-го совета, органа, регулировавшего распределение важнейшего продовольственного продукта. Он высту-пал оппонентом правительственного курса, критикуя Комуч за стремление регламентировать деятельность предпринимательских организаций. Созыв поволжско-го торгово-промышленного съезда был в значительной мере его инициативой и нужен был для того, чтобы заручиться поддержкой буржуазии региона и четко обозначить те позиции, которые следовало лоббиро-вать в дальнейшем [19].Своеобразным рупором уральской буржуазии на время стал журнал «Уфимский торгово-промыш-ленный вестник», выпускаемый Союзом торговли и промышленности Уфимской губернии. Участники этой организации заявили себя сторонниками достаточно жесткого регулирования хозяйственной жизни. В част-ности, они выступили за регулирование предельных цен на продукты первой необходимости, регистрацию движения товаров. Важно, что правление союза соби-ралось взять на себя ключевую роль в осуществлении всех этих операций, хотя они не ставили вопрос о мо-нополизации управления экономикой, предполагая участие в нём широкого спектра общественных и госу-дарственных организаций [20. № 20. С. 11]. Издание призывало российскую буржуазию «стать к конторкам и прилавкам», отказаться от личных корыстных инте-ресов и поставить во главу угла интересы обществен-ные, помня о том, что населению нужны продукты, а72работникам - полноценный заработок. По его мнению, чтобы вернуть в глазах населения былой престиж, тор-говопромышленники должны были изгнать из своих рядов все случайные элементы спекулятивного харак-тера. В условиях нарушения рыночных связей и кризи-са финансовой системы автор одной из аналитических статей, Л. Великороссов, предлагал предпринимателям организовать товарообмен. В качестве действенной меры по организации здоровой части предпринимате-лей автор статьи также называл создание торгово-промышленных палат [20. № 17-18. С. 6-7].18-23 октября 1918 г. в Екатеринбурге собрался Первый Уральский торгово-промышленный съезд, не просто присоединившийся к требованиям других съез-дов предпринимательских организаций, но и внесший в них региональную специфику. Резолюции уральских торговопромышленников указывали на необходимость восстановления свободы горных промыслов, но в то же время настаивали на государственном снабжении уральских заводов продовольствием и топливом. Съезд потребовал, чтобы в состав Уральского промышленно-го комитета - органа государственного управления заводами региона - было включено не менее половины представителей от уральских предпринимательских организаций. Наконец, съездом был сформирован Со-вет съездов торговли и промышленности Уральской области [21].Начало осени 1918 г. ознаменовалось важными сдвигами в политической жизни «белого» востока Рос-сии. Нелепость существования лоскутного одеяла из множества самостоятельных правительств и само-управляющихся областей становилась все более оче-видной. Политические деятели и военные заговорили о необходимости объединения и формирования единой правительственной структуры. 8-18 сентября 1918 г. в Уфе происходило государственное совещание, на ко-тором в ходе длительных переговоров была создана Директория, получившая статус Всероссийского вре-менного правительства. Она стала результатом непроч-ного компромисса между правыми, сторонниками ус-тановления твердой военной диктатуры (их представ-ляло Временное сибирское правительство, депутаты от казачьих войск, Национальный центр) и левыми (эсе-ры, делегаты от Комуча, представители национальных государственных образований и организаций и др.).В тени этого события 7-9 сентября в Уфе работал Всероссийский торгово-промышленный съезд. На нем собрались представители от торгово-промышленных комитетов 18 городов Поволжья, Урала и Сибири. Все-го участвовали 139 делегатов. Председателем съезда был избран делегат от Казани, князь Алексей Алексее-вич Крапоткин, товарищами председателя - лидер са-марских предпринимателей М.Н. Неклютин и Алек-сандр Алексеевич Гаврилов (Уфа) [20. № 24-25. С. 1]. Конечно, реальное представительство на съезде свиде-тельствовало скорее о его региональном, а не всерос-сийском статусе. В нем участвовали посланники от всех городов Самарской и Уфимской губерний. Торго-во-промышленные организации многих крупных горо-дов Урала и Сибири (Казань, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Томск, Новониколаевск, Красноярск, Иркутск) прислали своих делегатов. Присутствовали участникии от некоторых небольших городов (Сызрань, Хва-лынск, Уральск, Кустанай, Ишим, Бийск), но их подбор выглядел случайным. Ни о каком правильном и полно-ценном представительстве речи быть не могло. Однако съезд говорил от имени всех предпринимателей стра-ны, стремился выражать их общие интересы, что на-шло отражение в его резолюциях. В частности, участ-ники съезда высказались за ликвидацию продовольст-венных организаций и передаче их функций торгово-промышленным объединениям. Они потребовали от-мены всех государственных монополий на товары пер-вой необходимости (следует отметить, что Временное сибирское правительство уже провело эту меру в зако-нодательном порядке, но реализовывало не достаточно последовательно) и передачи частным организациям дела снабжения армии на комиссионных началах. Съезд обсудил широкий круг вопросов, связанных с экономической политикой и принял резолюции, на-правленные на снятие ограничений с коммерческой деятельности. Это условие считалось необходимым для возрождения экономики [20. № 24-25. С. 15-24]. Орга-низационную секцию возглавил К.Н. Неклютин, и она утвердила Положение о временных торгово-промыш-ленных палатах [22. 22 мая]. Так его детище стало зна-менем всей российской буржуазии.Главный итог съезда состоял в формировании Все-российского совета съездов торговли и промышленно-сти (ВССТП). Возникшая структура воплощала в себе тенденцию к самоорганизации предпринимателей в двух направлениях - лоббирование торгово-промыш-ленных интересов в правительстве и создание центра-лизованных органов управления частной торговлей и промышленностью. Вот почему ВССТП стремился оказаться ближе к государственной власти. Не удиви-тельно, что когда в октябре 1918 г. Директория приня-ла решение переместить свою резиденцию в Омск, ВССТП также последовал за нею в сибирскую столицу.Но пребывание нового правительства в Омске ока-залось недолгим. Директория вступила в противостоя-ние с лидерами сибирской контрреволюции и поэтому, едва успев 4 ноября 1918 г. сформировать свой Совет министров, уже через две недели, 18 ноября, была свергнута. Государственный переворот привел к власти Верховного правителя адмирала А.В. Колчака и Рос-сийское правительство.Не в пример амбициозным политикам, торгово-промышленникам удалось довольно быстро и бескон-фликтно договориться об объединении. Урало-Повол-жский ВССТП включил в свой состав представителей аналогичного сибирского органа. Другим важным мо-ментом явилась безоговорочная поддержка Советом съездов колчаковского государственного переворота. Промышленники с лета 1918 г. являлись социальной группой, общественные организации которой выступа-ли за переход к военной диктатуре. Недаром некоторая часть общественности решила, что государственный переворот был произведен в интересах буржуазии, и новая власть теперь начнет проводить в жизнь про-грамму, сформулированную на форумах торгово-промышленного класса. Действительно, фактор лояль-ности, а также наличие обстоятельной, внутренне ло-гичной программы вывода страны из экономического73кризиса придавали данному буржуазному объедине-нию дополнительный вес в глазах новой власти.Лидеры буржуазии рассчитывали, что их голос ста-нет ведущим при формировании экономической поли-тики нового правительства. В конце ноября ВССТП представил Верховному правителю, министрам финан-сов, торговли и промышленности записку с предложе-ниями о путях введения экономики из кризиса. Товар-ный внешний заем представлялся им важнейшим усло-вием для этого. Реализация качественных товаров должна была вызвать приток денег в кассы и оживить финансовую сферу. До того, как результаты этого ска-жутся на работе правительственного аппарата, авторы записки рекомендовали ввести принудительное чеко-вое обращение [23. 28 нояб.].А.В. Колчак, судя по всему, позитивно отнесся к этим предложениям, но предпочитал действовать осто-рожно. Это соответствовало и намерениям руководите-лей ВССТП, желавших получить более авторитетную трибуну для воздействия на власть. Именно под влия-нием ВССТП А.В. Колчак решился на создание Чрез-вычайного государственного экономического совеща-ния (ЧГЭС). Данный совещательный орган включил в себя представителей разных общественных организа-ций и объединений, а также крупных государственных чиновников, представлявших собственные ведомства. В целом ЧГЭС можно с полным правом считать дети-щем А.А. Гаврилова. Так, первым председателем ЧГЭС стал С.Г. Феодосьев, стоявший у истоков Совета съез-дов. Представителями ВССТП в ЧГЭС были выдвинуты А.А. Гаврилов, А.А. Кропоткин, Д.С. Каргалов, К.Н. Не-клютин, С.Ф. Злоказов. На первых заседаниях совеща-ния торговопромышленники развернули перед высоко-поставленными чиновниками программу антикризисных мер, сводившихся к ликвидации административных барьеров с предпринимательской деятельности. В по-следующие месяцы в ЧГЭС руководители большинства ведомств Российского правительства представили отче-ты о своей деятельности и планах на будущее. Рекомен-дации, высказанные в ходе обсуждения, могли скоррек-тировать намечаемый курс. В полемике фракция ВССТП проявляла наибольшую активность. В конце 1918 - пер-вой половине 1919 г. ЧГЭС отстаивало перед правитель-ством линию торгово-промышленного класса и являлось дополнительным каналом влияния буржуазии на госу-дарственную власть.ВССТП действовал на основе внутренних положе-ний, не утвержденных правительством. О структуре всероссийского предпринимательского органа некото-рое представление дает Положение о Всероссийских съездах торговли и промышленности, вынесенное на рассмотрение Министерства торговли и промышленно-сти. Этот документ предполагал, что в столице будут собираться отраслевые съезды. Каждый такой съезд мог выдвинуть на Съезды торговли и промышленности по одному представителю. Каждая торгово-промыш-ленная палата должна была выдвинуть по пять пред-ставителей, а каждый региональный торгово-промыш-ленный съезд - по два. Таким образом, предполагался созыв довольно многочисленной коллегии - Съездов торговли и промышленности, которые в свою очередь должны были формировать собственный исполнитель-ный орган - Совет съездов, включавший пять предста-вителей от столичных организаций и по одному от ка-ждой районной. К функциям ВССТП были отнесены: 1) взаимодействие с правительственными органами по делам торговли и промышленности, составление док-ладов по соответствующим вопросам для представле-ния в органы власти; 2) назначение представителей в правительственные учреждения на заседания, касав-шиеся вопросов хозяйственной жизни; 3) ходатайства перед правительством о нуждах торговли и промыш-ленности [22. 24 февр.]. Дальнейшая судьба ВССТП показала, что он стремился выполнить все возложен-ные на себя задачи.Местные организации предпринимателей являлись довольно серьезной политической и социально-экономической силой в лагере восточной контррево-люции. Летом 1919 г. на востоке России, по приводи-мым Н.И. Дмитриевым неполным данным, функциони-ровали 24 биржевых комитета, 36 торгово-промыш-ленных союза и товарищества, 12 советов (бюро) от-раслевых съездов промышленников и торговцев, 11 обществ фабрикантов и заводчиков, 18 временных торгово-промышленных палат [3. С. 23].Вся эта масса разношерстных организаций высту-пала, тем не менее, достаточно консолидировано. Не-смотря на явно самодеятельный порядок создания, ВССТП быстро был признан деловыми кругами в каче-стве своего рупора в вопросах, требовавших апелляции к власти и общественному мнению. Уже с ноября 1918 г. большинство предпринимательских организа-ций, подавая жалобы или прошения во властные струк-туры, дублировали их также и во ВССТП, доверяя ему отслеживать на высшем уровне защиту своих интере-сов. В свою очередь и Совет съездов имел возможность заручиться поддержкой местных торгово-промыш-ленных организаций. Например, обращение ВССТП к правительству с просьбой о привлечении иностранцев к делу организации российских железных дорог было по его циркулярному запросу в течение двух недель поддержано более чем десятком биржевых комитетов [22. 6 февр.].Несмотря на лояльность к власти в целом, в отдель-ных случаях руководители ВССТП пытались жестко отстаивать позицию свою и своих подопечных, не ос-танавливаясь перед демаршами. В частности, этот ор-ган дважды высказывал публичный протест против действий чиновников, задерживавших частные грузы на железных дорогах. Обсуждение данного вопроса по инициативе частных торговцев в ЧГЭС не удовлетво-рило ВССТП. Совещание подтвердило возможность реквизиций частных товаров в принципе и предложило лишь разобраться в правомерности отчуждения уже задержанных грузов. Совет съездов же протестовал против самого принципа. Он обвинил представителей Министерства путей сообщения и Министерства про-довольствия и снабжения в произвольности реквизи-ции, в передаче частных товаров для реализации коо-перативным союзам. Происходящее на железных доро-гах было квалифицировано как бесцельное разорение массы торговцев, которое и вызвало вакханалию спе-куляции. В качестве меры предотвращения произвола ВССТП потребовал сделать биржевые комитеты орга-74ном, чьи грузы не подлежат отчуждению, а самому Сове-ту съездов предоставить право формировать план и оче-редь перевозок частных грузов [22. 15 мая, 10 июня].Следует отметить, что руководство ВССТП про-должало активно пропагандировать идею объединения предпринимателей, используя для этого любой повод. Например, на запрос Главного управления налогов и сборов о причинах большой недоимочности по налогам на предпринимательскую деятельность, Совет съездов ответил, что одна из основных причин состояла в затя-гивании правительством принятия законопроекта о торгово-промышленных палатах. Только с появлением этих органов станет возможен жесткий контроль за своевременностью налоговых поступлений [22. 18 мар-та]. Далее съезд обещал использовать весь свой авто-ритет для более интенсивного сбора налогов, но на ус-ловии скорейшего принятия требуемого законопроекта.Свою организационную живучесть Совет съездов доказал, создав в конце 1918 - начале 1919 г. развет-вленный и реально действовавший аппарат, состояв-ший из бюро, курировавших отдельные отрасли про-мышленности и торговли (по снабжению армии, хими-ческой промышленности, мукомолов, судовладельцев, золотопромышленников, лесопромышленников, горно-промышлеников, кожевеннопромышленников), и отде-лы (общий, юридический, финансовый и информаци-онный). Весной 1919 г. Совет съездов намеревался уч-редить статистический, железнодорожный отдел и но-вые бюро по отраслям промышленности. Встречаются упоминания о существовании Бюро мясоторговцев, но информации о его работе не выявлено [22. 1 февраля, 18 марта, 1 апреля]. Из подразделений ВССТП только Бюро химической промышленности (председатель А.Г. Крестовников) проводило работу исключительно научного характера. Остальные подразделения превра-тились в серьезные лоббистские структуры.В ответ на обеспокоенность Верховного правителя делом обеспечения армии ВССТП в начале декабря 1918 г. постановил сформировать Бюро по снабжению армии под председательством Н.Н. Машинского. В дей-ствительности широкая сеть ВПК целенаправленно ре-шала эту задачу. Их работу объединял Временный цен-тральный (Омский) военно-промышленный комитет. Следовательно, в данном случае ВССТП пошел по пути организации параллельной структуры. Сообщения прес-сы не позволяют отделить деятельность Бюро от работы Омского биржевого комитета, т.к. в прессе инициатора-ми одних и тех же мероприятий были представлены обе эти структуры [23. 4 дек.]. Предприниматели уверили власть, что потребности армии невелики, и они легко справятся с делом снабжения, при условии, что им пре-доставят свободу закупки и транспортировки товаров. Созданное бюро телеграфно запросило у местных бир-жевых комитетов сведения о наличии предметов воен-ного снаряжения и сырья для их изготовления, команди-ровало на места своих агентов, которые в «сравнительно короткий срок выполнили данные им поручения. Они закупали валенки, сапоги и т.д. и сдавали закупленное уполномоченным по снабжению» [22. 1 апр.]. Нужно отметить, что газетный отчет о результатах деятельно-сти бюро был чистой бравадой. Подобную «инвентари-зацию» военно-промышленного потенциала уже прово-дили дважды - сначала в августе - сентябре 1918 г. по просьбе Временного центрального военно-промыш-ленного комитета, потом осенью, когда местные упол-номоченные Министерства снабжения распределяли заказы. Очередной учет нужен был лишь для того, что-бы убедить власть, что буржуазия может многое, но ей препятствует бюрократический аппарат. Правда, вся инициатива не прошла даром - омские биржевики по-жертвовали для армии полмиллиона рублей.Но в целом практические результаты работы бюро были скромными. Председатель бюро занялся не столько организацией поставок в армию, сколько сбо-ром жалоб военнопромышленников. В более позднем отчете бюро о его деятельности сообщалось, что работе по снабжению армии мешали в основном два обстоя-тельства. Во-первых, у правительственных органов обычно не было средств, чтобы своевременно распла-чиваться за принимаемые заказы. Во-вторых, уполно-моченные Министерства снабжения и продовольствия и приемочные комиссии, контролировавшие работу по военному снабжению, тормозили дело бюрократиче-ской волокитой и подчас оказывались некомпетентны. Трудно отделить успехи бюро от текущей работы во-енно-промышленных комитетов. Отчет сообщал о том, что бюро заготовило 100 тыс. пар валенок, 50 тыс. по-лушубков и другие вещи солдатского обихода. Но именно эти заказы выполняли по заявкам уполномо-ченных кустари через посредничество ВПК.Сибирские судовладельцы попытались консолиди-роваться еще в июле 1918 г., собрав в Омске съезд с целью объединить усилия по выработке принципов и организации проведения денационализации своих предприятий [15. С. 299-300]. Созданное в марте 1919 г. Бюро судовладельцев возглавил ушедший с поста председателя ЧГЭС С.Г. Феодосьев. Одной из своих главных заслуг он считал получение во Владиво-стоке 6 вагонов смазочных материалов для предпри-ятий речного транспорта [22. 15 мая] - не очень впе-чатляющие масштабы для общероссийского отраслево-го органа. Бюро практически сразу, 5 марта 1919 г., удалось созвать съезд судовладельцев Обь-Ени-сейского бассейна из 25 представителей. После съезда была сформирована комиссия по выработке ставок зарплаты для судовых команд. Бюро добилось права централизованно получать и распределять между су-довладельцами товары, необходимые для ремонта и эксплуатации судов [22. 18 марта]. В мае пресса сооб-щила о проведении совещания судовладельцев востока России, на котором обсуждалось положение речного транспорта от Волжско-Камского до Амурского бас-сейнов. Судя по названию (совещание, а не съезд), су-довладельцы не сумели организовать равномерное представительство. Тем не менее совещание предста-вило правительству весьма развернутые рекомендации, в том числе о выдаче ссуд пароходовладельцам, пре-доставлении льгот по снабжению команд продовольст-вием и материалами для ремонта судов. Одно из клю-чевых требований собственников заключалось в отмене положения о военно-судной повинности, позволявшего государству использовать частные суда в военных и военно-транспортных целях с перекладыванием части издержек на владельцев [22. 8 мая; 24. Л. 69об.].75Для золотопромышленников животрепещущей про-блемой была чрезвычайно низкая закупочная цена на золото, делавшая в условиях государственной монопо-лии убыточной его добычу. Повышение цены приемки золота произошло, в том числе, и под давлением Бюро золотопромышленников, представители которого уча-ствовали в совещании по разработке новых цен. Вто-рым успехом бюро стало учреждение правительством специального 36-миллионного кредитного фонда для золотопромышленности. Бюро разработало ряд проек-тов об изменении правил торговли золотом, об ограни-чении земского обложения золотопромышленных предприятий и предложило их на рассмотрение прави-тельства [22. 15 мая].Бюро кожевеннопромышленников созвало в февра-ле 1919 г. съезд представителей своей отрасли, кото-рый мог лишь констатировать безотрадное положение предпринимательства в кожевенной промышленности. Бюро добилось от Министерства продовольствия и снабжения согласия на передачу снабжения кожей ар-мии и населения в свое ведение, но данное решение осталось на бумаге [22. 15 мая; 24. Л. 70].Бюро горнопромышленников, возглавлявшееся из-вестным уральским общественным деятелем В.И. Ев-ропеусом, оказалось наиболее влиятельным. Как уве-рял его председатель, именно через бюро происходило распределение казенных заказов в горнопромышлен-ной отрасли. Бюро же осуществляло регулирование твердых цен на железо. Оно настаивало на отмене рас-кладки земского налогообложения на 1918 г., которое переобременило убыточные предприятия. Предлагалось либо произвести пересчет раскладки, либо вернуться к раскладке 1917 г. Еще одним требованием стало полное возвращение заводам отобранных у них в ходе совет-ских аграрных преобразований лесов. Наряду с ураль-скими предпринимательскими структурами, столичное бюро активно добивалось денационализации частных горных и горнопромышленных предприятий, значи-тельная часть которых до весны 1919 г. продолжала ос-таваться в казенном управлении [22. 15 мая; 24. Л. 70].Сибирские мукомолы проявили организационную инициативу еще в первые месяцы после свержения со-ветской власти. 21-25 июля 1918 г. в Омские ими был проведен Съезд мукомолов Западной Сибири, который не только выработал единые цены за помол и обсудил вопросы заготовки и учета хлебных продуктов, но и постановил создать Бюро по мукомолью в составе Си-бирского совета съездов торговли, промышленности и сельского хозяйства [15. С. 295-296]. Бурные полити-ческие события, видимо, отодвинули воплощение этой идеи на второй план. 12 ноября 1918 г. ВССТП разо-слал письмо с призывом созвать районные съезды му-комолов и прислать представителей во всероссийский орган, но отклика почти не получил. В результате Бюро мукомолов пришлось формировать искусственно, из 4 представителей от Западно-Сибирского съезда муко-молов и одного от ВССТП. Оно приступило к работе только в феврале 1919 г. Основной его задачей декла-рировалось восстановление частного торгово-про-мышленного аппарата, обслуживающего хлебное дело и развитие отечественной мукомольной промышленно-сти. Бюро объявило о своем праве издавать обязатель-ные для мукомольной промышленности постановле-ния, хотя юридически такие претензии нельзя признать обоснованными. Важным событием стала работа 12-17 марта 1919 г. в Омске съезда мукомолов. На нем прозвучали доклады с мест о положении хлебного де-ла. Формально съезд носил общероссийский характер. На нем были представлены мукомолы городов не толь-ко Сибири, но также Урала и Поволжья [22. 18 марта; 24. Л. 69об.]. В действительности это могли быть толь-ко отдельные предприниматели, выходцы из данных городов, либо руководители беженских организаций, выступавшие от имени своих городов во всевозможных форумах. Очевидно, что полноценное выдвижение от мукомольных организаций регионов, находившихся под контролем большевиков или на линии фронта, ока-залось невозможно.Оценка предпринимателями состояния рынка и ро-ли государства в его урегулировании оказалась крайне негативная. В частности, мукомолы пришли к выводу, что с отменой государственного регулирования тор-говли хлебом 10 декабря 1918 г. одновременно практи-чески прекратились перевозки зерна и муки по желез-ным дорогам. Банковский кредит не был своевременно организован, денежный рынок оставался парализован отсутствием денежных знаков, что сделало невозмож-ным закупку хлеба. Мельницы не работали из-за отсут-ствия топлива, и государство не приняло мер для улучшения ситуации. Участники съезда отметили, что условия рынка привели к тому, что крестьяне сами стремились обмолачивать и продавать свой хлеб пере-купщикам. Это привело к устранению с рынка крупных опытных торговцев.От имени представителей своей отрасли в мае 1919 г. Бюро упрекнуло правительство в неспособности органи-зовать погрузку, перевозку и снабжение населения и армии хлебом. Оно потребовало от власти создать при Министерстве продовольствия и снабжения Централь-ный комитет снабжения хлебными продуктами в составе представителей ведомств и предпринимательских орга-низаций. Он должен был осуществлять нормированное распределение муки и хлебных товаров. Причем, дело переработки и перевозки муки предлагалось передать самим мукомолам [22. 22 мая]. Немаловажно, что член бюро К.Н. Неклютин в апреле 1919 г. стал управляющим Министерством снабжения и продовольствия. Хотя сле-дует признать, что его приход во власть не внес карди-нальных перемен в экономическую политику правитель-ства, в том числе и в хлебной отрасли.Бюро лесопромышленников, руководимое В.Н. Жу-рбиным, успело только поучаствовать в заседаниях правительственных комиссий, посвященных вопросам снабжения топливом городов и предприятий, а также разработало малоперспективный в условиях военно-политической нестабильности законопроект об отводе больших лесных площадей в долгосрочные концессии с целью развертывания экспортных поставок леса из Западной Сибири [24. Л. 25, 70].Отделы ВССТП проявили разную степень активно-сти. Юридический отдел (заведующий В.Ф. Иванов) готовил законопроекты или предложения о внесении изменений в действующее законодательство. Обычно предложения отдела обсуждались на Совете съездов, а76потом отсылались в ЧГЭС или в соответствующее ми-нистерство. Два главных вопроса, интересовавших предпринимателей, - это юридическое оформление статуса торгово-промышленных организаций и рабочее законодательство. Отдел подготовил Положения о вре-менных торгово-промышленных палатах, о Всероссий-ском совете съездов промышленности и торговли, о бюро мукомолов, законопроекты о регистрации хлебных сделок, о примирительных камерах (для урегулирования трудовых конфликтов) и о больничных кассах (учреж-дениях социального страхования для рабочих). ВССТП оперативно и довольно резко реагировал на законопро-екты Министерства труда, обвиняя его в проведении социалистической поли

Ключевые слова

Siberia, the Civil war, Urals, bourgeoisie, Гражданская война, Сибирь, Урал, буржуазия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рынков Вадим МарковичИнститут Истории СО РАН (г. Новосибирск)кандидат исторических наук, старший научный сотрудникvadsvet@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Собрание узаконений и распоряжений, издаваемое при Правительствующем сенате. Омск, 1919. № 14. Ст. 220, 221.
Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Ф. Р-159. Оп. 1. Д. 53. Л. 5-13об.
Правительственный вестник (Омск). 1918.
ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 67. Л. 69об.
ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 69. Л. 3-4, 10-26.
Торгово-промышленный вестник (Омск). 1919.
Колчаковщина на Урале (1918-1919 гг.) в документах и материалах с вводным очерком А. Таняева. Свердловск, 1929. 232 с.
Вестник Комуча (Самара). 1918. 3 авг.
Уфимский торгово-промышленный вестник. 1918.
Свободная Сибирь (Красноярск). 1918.
Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национально-классовых организаций в Енисейской губернии (март 1917 - ноябрь 1918 гг.). Томск, 1991. 220 с.
Рынков В.М. Вторая жизнь: военно-промышленные комитеты на востоке России в антибольшевистский период (июнь 1918 - 1919 год) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 1: История. С. 32-38.
Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национально-классовых организаций в Акмолинской области (март 1917 - ноябрь 1918 гг.): В 2 ч. Томск, 1991. Ч. 2. 346 с.
Патушиинский Г.Б. Речь, произнесенная на торгово-промышленном съезде в Омске 19 июля 1918 года. Иркутск, 1919. 16 с.
Заря (Омск). 1918.
Промышленность Западной Сибири (Омск). 1918.
Омский вестник (Омск). 1918.
Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент в русской истории. 1918-1920: впечатления и мысли члена Омского правительства. М., 2007. 704 с.
Собрание узаконений Временного всероссийского правительства. Пг., 1917.
Шепелев Л.В. Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг. М., 1987. 272 с.
Дмитриев Н.И. Чрезвычайное государственное экономическое совещание: как это было? // Белая армия. Белое дело. Екатеринбург, 1996. № 1. С. 65-98.
Дмитриев Н.И. Частное предпринимательство и проблемы спекуляции в период белогвардейского правления (на материалах Сибири) // Предпринимательство в Сибири. Барнаул, 1994. С. 123-137.
Дмитриев Н.И. О возрождении торгово-промышленных организаций на востоке России в 1918-1919 гг. // Деловая Россия: история и современность. СПб., 1996. С. 93-94.
Дмитриев Н.И. Экономика по Колчаку // Урал в событиях 1917-1920 гг. Челябинск, 1999. С. 131-141.
Дмитриев Н.И. Экономическая политика правительства А.В. Колчака // Сибирь в период Гражданской войны. Кемерово, 1995. С. 18-52.
Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов. Документы и материалы. 1906-1916 гг. М., 2004. 528 с.
Партии российских промышленников и предпринимателей. Документы и материалы. 1905-1906 гг. М., 2004. 248 с.
 Возникновение и деятельность Всероссийского совета съездов торговли и промышленности (лето 1918 - лето 1919 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Возникновение и деятельность Всероссийского совета съездов торговли и промышленности (лето 1918 - лето 1919 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия