К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы

Рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования труда осужденных к лишению свободы, а также исключение возможности дискриминации осужденных по признакам, предусмотренным законодательством в сфере труда.

Issues of convicts' labour regulation discrimination.pdf В соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации (ст. 19), Трудово-го кодекса Российской Федерации (ст. 3) дискримина-ция в области труда запрещена. В ст. 1 Конвенции Ме-ждународной организации труда (МОТ) № 111 под дискриминацией понимается всякое различие, недопу-щение или предпочтение, проводимое по признаку ра-сы, цвета кожи, пола, религии, политических убежде-ний, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или на-рушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Таким образом, выделяется несколько оснований, по которым запрещается прово-дить различия между людьми в сфере труда. Работода-тель не вправе ограничивать трудовые права и свободы работника на основе его личностных свойств или об-щественных признаков, не имеющих непосредственно-го отношения к трудовой деятельности.Вместе с тем в научной литературе время от време-ни появляются работы, авторы которых высказывают мнение о том, что привлечение осужденных к труду в учреждениях, исполняющих наказания, сопровождает-ся дискриминацией в сфере их труда [1]. Среди основ-ных доводов присутствия элементов дискриминации и принуждения в местах лишения свободы приводится законодательное закрепление обязательности труда осужденных (ч. 1. ст. 103 УИК РФ) [2].Для того чтобы получить научно обоснованный от-вет на этот вопрос, необходимо обратиться к анализу законодательства, регулирующего общественные от-ношения в сфере труда осужденных, а также практике использования труда осужденных в учреждениях, ис-полняющих наказания.К числу основных международных документов, ре-гулирующих вопросы организации труда в местах ли-шения свободы, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) (далее -Правила ООН). Основным принципом указанных Пра-вил ООН является недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положе-ния, семейного происхождения или социального поло-жения (правило 6).Согласно рассматриваемым Правилам ООН отбы-вающие наказания должны быть соответствующим образом подготовлены к жизни на свободе. В связи с этим самостоятельный раздел (п. 71-76) посвящен по-рядку организации труда заключенных, которым пред-писано, что все заключенные обязаны трудиться в со-ответствии с их физическими и психологическими спо-собностями, удостоверенными врачом.Данные положения получили также закрепление и в отечественном уголовно-исполнительном законода-тельстве. Так, например, в УИК РФ 1996 г. выделена специальная группа норм (гл. 14), регулирующих от-ношения, возникающие в связи с трудовой деятельно-стью осужденных. Нормы данной главы определяют, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных адми-нистрацией исправительных учреждений (ч. 1. ст. 103 УИК РФ). Администрация исправительных учрежде-ний обязана привлекать осужденных к труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (ч. 1. ст. 103 ФЗ РФ от 06.06.2007 № 91-ФЗ). Таким образом, в отличии от свободного рынка труда осужденным в любом случае гарантировано трудоустройство при наличии соответ-ствующей производственно-технической базы.Исполнение уголовного наказания предусматривает правовое воздействие на личность, которое «...в зави-симости от ее поведения может выражаться в ограни-чении или расширении, предоставлении или ликвида-ции социально значимых для конкретной личности возможностей или обязанностей» [3. С. 38]. В соответ-ствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограниче-ны федеральным законом, но «только в той мере, в ка-кой это необходимо в целях защиты основ конституци-онного строя, нравственности, здоровья, прав и закон-ных интересов других лиц, обеспечения обороны стра-ны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конститу-ции РФ).Таким образом, правоограничения осужденных имеют легитимную юридическую основу, закреплен-ную в нормах уголовно-исполнительного законода-тельства, что не может рассматриваться в качестве дискриминации.Однако, по мнению А.В. Губенко, «возможность привлечения осужденных к труду без оплаты труда является дискриминацией по социальном положению» [1. С. 50]. В настоящее время осужденные привлекают-ся к работам без оплаты труда (ст. 106 УИК РФ). За-крепление указанной нормы в законодательстве вызы-вает неоднозначную реакцию. Так, например, Н.Н. Де-рюга, считает, что возможность привлечения осужден-ных к общественным работам без оплаты труда содер-жит карательные элементы [2. С. 17]. Однако, как от-мечает В.А. Уткин [4. С. 77], в пр. 28.1 Правил ООН говориться, что заключенных не следует назначать в дисциплинарном порядке на работу по обслуживанию самого заведения. В российском законодательстве та-кое положение было закреплено ранее в ИТК РСФСР941970 г. (ст. 53) и было исключено из состава норм УИК РФ 1996 г. При этом в п. 2 пр. 28.1 Правил ООН подчер-кивается, что это правило не должно препятствовать должному функционированию системы самоуправле-ния, при которой ответственность за определенные виды деятельности возлагается на самих заключенных. При-влечение осужденных к работам без оплаты труда по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в течении 2 часов в неделю есть не что иное, как данная осужденным возможность приучиться к самоорганиза-ции и управлению в непростых условиях отбывания на-казания, что, несомненно, поможет им быстрее адапти-роваться к жизни после освобождения. Например, В.А. Уткин, считает, что тем осужденным, которые не работают на производстве и у которых при этом масса свободного времени, такие работы могут быть увеличе-ны до 12 часов в неделю, а также увеличение возможно для всех категорий осужденных при выполнении спаса-тельных, аварийно-восстановительных и неотложных работ по обеспечению жизнедеятельности исправитель-ных учреждений. Думается, можно с этим предложени-ем согласиться, тем более, что ИУ - это, по сути, место, в котором осужденные прибывают достаточно большой промежуток времени, и от того, как сами они организу-ют для себя условия (в плане чистоты, комфорта, уюта и т.д.), будет зависеть и вся их дальнейшая жизнь.Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в ус-ловиях организации труда в местах лишения свободы исключается сама возможность дискриминации осуж-денных по признакам, предусмотренным законодатель-ством в сфере труда.Вместе с тем анализ практики привлечения осуж-денных к труду показывает, что современное состояние организации труда в местах лишения свободы сопро-вождается рядом проблем. Так, требует обновления производственно-материальная база ИУ (износ основ-ных производственных фондов в целом по УИС в среднем составляет 80%). Вывод на оплачиваемые ра-боты на собственное производство и контрагентские объекты за 2008 г. составил только 24,7% от списочной численности всех трудоспособных осужденных. На собственном производстве ИУ необходимо создание не менее 222,3 тыс. рабочих мест при наличии только 146,6 тыс. [5. С. 24]. В последнее время заводы, рабо-тающие по кооперации с производственным сектором УИС, прибегают к отсрочкам платежей за ранее отгру-женную продукцию. Сокращаются объемы заказов практически по всем видам производств. При этомпроизводственный сектор УИС обязан ежегодно про-изводить налоговые платежи по 10 видам федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Современ-ное налоговое законодательство не учитывает специ-фику деятельности производственного сектора УИС.Однако проблемы организационного характера не могут быть отнесены к элементам дискриминации. В настоящее время негативные тенденции в области ор-ганизации труда осужденных решаются в рамках ре-формы производственного сектора УИС. Трудовая за-нятость осужденных способствует снижению наруше-ний дисциплины в исправительных учреждениях, а также дает возможность осужденным зарабатывать деньги для погашения исков, оказывать помощь семье и т.п. Сегодня в исправительных учреждениях отбыва-ют наказания осужденные, имеющие иски по исполни-тельным листам за моральный и материальный ущерб, причиненный совершенными ими преступлениями го-сударству и обществу. Иски имеют 45,2% осужденных от их среднесписочный численности. Общий размер исков на начало 2009 г. составил 17,2 млрд руб. Кроме того, 14,1% от среднесписочной численности отбы-вающих наказания обязаны выплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей [5. С. 4].Вместе с тем обращает на себя внимание следую-щее обстоятельство. Анализ общественных отношений в сфере труда на современном этапе деятельности ор-ганизаций и предприятий различных форм собственно-сти за пределами мест лишения свободы показывает, что различные формы дискриминации в России суще-ствует. Например, весьма распространена гендерная дискриминация, для многих очевидна возрастная дис-криминация [6. С. 131-136].По данным Росстата, в конце апреля 2009 г. уровень безработицы достиг рекордной отметки 10,2% эконо-мически активного населения, по методологии Между-народной организации труда, или 7,7 млн человек. В этой ситуации усиливаются проявления трудовой дискриминации. Боясь потерять работу, работник не отстаивает свои права, а приспосабливается к требова-ниям, которые выдвигаются работодателем.Таким образом, необходимо отметить следующее. Анализ законодательства и практики его применения показывает несостоятельность высказываний относи-тельно дискриминации в отношении труда осужден-ных. При этом по некоторым позициям осужденные больше защищены от дискриминации, в отличии от свободного рынка труда.

Ключевые слова

correctional institutions, labour of convicts, criminal-executive law, discrimination, исправительные учреждения, уголовно-исполнительное право, трудовое использование осужденных, дискриминация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Емельянова Елена ВладимировнаАкадемия управления МВД России (г. Москва)кандидат экономических наук, доцент, докторантcriminology@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Гвоздицких А. Дискриминация в сфере труда // Российский бюллетень по правам человека. 2008. Вып. 26. С. 131-136.
Концепция обеспечения устойчивой работы производственного сектора УИС и повышения экономической эффективности труда лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы. М.: УТО ФСИН России, 2009. 36 с.
Уткин В.А. Бесплатный труд осужденных в местах лишения свободы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 11 (62). С. 76-78.
Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. 138 с.
Дерюга Н.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Владивосток, 2003. 21 с.
Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осужденных при отбывании наказания в виде лишения свободы. Ростов н/Д, 2006. 132 с.
 К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия