Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики

Приведено определение интеллектуальной культуры на основе анализа методологической, психологической, педагогической литературы. Рассмотрены функции, свойства, формы существования интеллектуальной культуры, а также детерминанты ее развития.

Phenomenology of intellectual culture: general characteristic.pdf Культура - понятие, относящееся к любому соци-альному явлению, и речь идет об универсальной при-ложимости понятия культуры к явлениям обществен-ной жизни. Приложимо оно и к характеристике созна-ния, мышления в целом или каких-то их частей и сто-рон. Как всякое социальное явление интеллект может быть охарактеризован с помощью понятия «культура». Люди наделены интеллектом, существует интеллекту-альная жизнь людей, и мы вправе говорить об их ин-теллектуальной культуре. Представляется, что единст-венно верным способом раскрыть содержание понятия «интеллектуальная культура» является способ научно-го исследования, каждый этап которого заканчивался бы особым определением и совокупность которых в итоге давала бы определение исследуемого понятия с учетом каких-то существенных связей и отношений. Пока словосочетание «интеллектуальная культура» только лишь название. Однако, по меткому выражению Л.С. Выготского, выбор слова есть уже методологиче-ский процесс [1]. Понятие, выраженное в слове (сло-вах), выступает в качестве средства усвоения истори-чески сложившегося опыта человечества. Через него человек открыт культуре, с его помощью происходит расширение среды сознания, которой становится весь мир в его многообразии и целостности. По мнению Л.С. Выготского, понятия, их образование являются ключом к пониманию процессов психологического и в том числе интеллектуального развития [Там же].Любое явление можно рассматривать с разных сто-рон, «одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов знания. Это объясня-ется тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи» [2. С. 48].Целью данной статьи является выявление характе-ристик интеллектуальной культуры, которые делали бы этот феномен качественной определенностью. Качество представляет собой целостную характеристику функ-ционального единства существенных свойств объекта, явления, их внутренней и внешней определенности, от-носительной устойчивости. Оно тесно связано со струк-турой объекта или явления, т.е. с определенной формой организации составляющих ее элементов, свойств, вследствие чего оно есть не просто совокупность по-следних, а их единство и целостность. Любое качествен-ное состояние объекта или явления относительно. Опре-деляя характеристики интеллектуальной культуры, мыпомним, что психическая реальность всегда более слож-на и многомерна, чем любая теоретическая модель, по-этому выявление характеристик интеллектуальной куль-туры является лишь первым приближением к возможно-сти постичь ее сущность, поскольку формы ее сущест-вования многообразны и изменчивы.О понятии. Понятие интеллектуальной культуры родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Данное обстоятельство, по-видимому, обу-словило противоречивый характер тех оснований, на которых одновременно выстраивалось это словосоче-тание. Если в психологии личности преобладает идея об интеллектуальной культуре как проявлении высше-го уровня индивидуальности, то в психологии позна-ния принципиально подчеркивался формальный харак-тер интеллектуальной деятельности, не имеющий от-ношения к высоким либо низким показателям психоло-гического развития.Термин «интеллектуальная культура» не значится в отечественных психологических словарях, тем не менее, сама проблема представлена в психологии. Анализ большого научно-теоретического и эмпирического ма-териала, связанного с изучением проблемы, показывает, что в научных исследованиях используются самые раз-ные термины, являющиеся эквивалентом понятия «ин-теллектуальная культура», хотя общего содержательно-го определения интеллектуальной культуры нет.Еще в трудах великого ученика Платона Аристоте-ля, которого считают создателем научного мышления, можно видеть, как «античный образ мысли выступает как образ культуры» [3. С. 295]. Заслуга мыслителей античности, как подчеркивает Ф. Кликс, «в создании мыслительного инструментария поразительной обоб-щающей мощности» [4. С. 263], способного проник-нуть в глубинные структуры наблюдаемых феноменов, как природных, так и культурно-исторических.В классической гносеологии XVII-XIX вв. то, что сейчас принято подразумевать под интеллектуальной культурой, по существу называлось таким неопреде-ленным термином, как «опыт». При анализе «опыта» устанавливалось его «восхождение»: 1) уровень сти-хийно-эмпирического опыта - все те впечатления (идеи), которые нам представляют жизнь и практика; 2) уровень операционально-эмпирического опыта - это знание последствий, которые возникают в результате наших действий-операций; 3) уровень эмпирических обобщений - это своего рода деятельностно-психологическая кластеризация, суммирование опыта132предыдущих уровней (в научном плане - индукция); 4) уровень теоретических конструктов - логическая система опыта предыдущих уровней, всех понятийно означенных факторов, дедуктивно выводимых из неко-торого набора аксиом. Предполагается, что главным элементом интеллектуальной культуры являлись (и является) умение «научно» работать во взаимосвязи на всех этих четырех уровнях и свободное владение мето-дологическими приемами [5].Чаще всего под интеллектуальной культурой пони-мается некое симбиотическое явление, соединяющее в себе различные стороны и особенности мышления, а иногда она просто сводится к духовной или профес-сиональной культуре человека. На наш взгляд, эти отождествления неверны. Понятие духовной культуры гораздо шире и охватывает сферу сознания, воспита-ния, просвещения, этики и эстетики. Это динамическая, постоянно совершенствующаяся, целенаправленно раз-вивающаяся система, формами которой являются идео-логия, наука, мораль, литература и искусство. Несво-дима она и к мышлению, хотя последнее и является одной из ее составляющих.Как аспект интеллектуальной культуры В.М. Розин рассматривает методологическое мышление и рефлек-сию. Он считает, что увеличение объема рефлексивно-сти мышления стало характерной чертой интеллекту-альной культуры XX столетия [6]. Г.П. Щедровицкий видит в ней создание новых форм организации дея-тельности и мышления [7].Формирование соответствующего эпохе уровня ин-теллектуального развития человека, обеспечение его умением ориентироваться в окружающем социальном хаосе, чтобы отыскивать собственный путь (как основ-ная социальная функция образования), - это, по утвер-ждению X. Ортеги-и-Гассета, связывается с культурой. Культурный человек - интеллектуал, занимающий ак-тивную жизненную позицию [8]. Важнейшей основой психологии такого человека является интеллектуальная культура, формирующаяся в процессе образования. Образование, с точки зрения Л.Н. Когана, должно быть подчинено не столько процессу простого освоения зна-ний, сколько задаче развития интеллектуальной куль-туры, которая «... ничего общего не имеет с многозна-нием. Это такое развитие интеллекта, которое дает возможность человеку сознательно и целенаправленно осваивать духовные ценности, не только нужные ему для профессионального труда, но и развивающие его интеллект, его духовное богатство. Интеллектуальная культура характеризуется не только (а может быть не столько) объемом имеющихся у индивидов знаний, но и отчетливым пониманием того, чего он не знает, но должен узнать. В этом смысле интеллектуальная куль-тура постоянно стимулирует самообразование и само-развитие личности» [9. С. 58]. Хорошее образование -основа и важное условие для практической реализации сущностных сил личности и решения главной задачи культуры - «окультуривания» человека и его среды.По мнению А.А. Брудного, интеллектуальная куль-тура - это качественное выражение интеллекта, яв-ляющегося «свойством человека как сознательного существа», позволяющего «мысленно перемещаться в пространстве возможностей, отвлекаясь от фрагментовнепосредственно данной реальности и обращаясь к прошлому и будущему». Интеллект «рассматривает действительность под таким углом зрения, который помогает ее изменить», а «главное… заключается в том, что в интеллекте выражает себя направление дви-жения мысли» [10. С. 140-141].У. Гудинаф дает определение интеллектуальной культуры как системы знания: «…она состоит из всего того, что должно знать и во что должно верить для то-го, чтобы поступать приемлемым…. образом» [11. С. 9]. Как «интеллектуальный аристократизм» рассмат-ривает интеллектуальную культуру Э. Юан (1957) и видит в этом спасение цивилизации от тоталитаризма.Проблема формирования интеллектуальной культу-ры нашла отражение в исследованиях умственного раз-вития Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской (1959). Характерной чертой умственного развития авторы счи-тают накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Важные составляющие интеллектуальной культуры - обучае-мость и «экономичное» мышление (количество рассу-ждений, на основании которых учащиеся выделяют новую для себя закономерность) - исследовала З.И. Калмыкова (1981).Проблема интеллектуального развития рассматри-валась в русле теорий развивающего обучения П.Я. Гальпериным (1985), Н.Ф. Талызиной (1975), Т.В. Кудрявцевым (1975), А.М. Матюшкиным (1972), И.С. Якиманской (1985, 2000, 2004) и др.В Учебных школьных стандартах, рассматривая общекультурное становление учащегося в образова-тельной среде, выделяются культура личности (отно-шения и саморегуляции) и культура деятельности (в том числе интеллектуальной) (1998).В исследованиях М.А. Холодной можно найти про-блему интеллектуального воспитания как основу раз-вития интеллектуальной культуры. При этом она исхо-дит из собственной онтологической теории, где интел-лект определяется как особая форма организации ин-дивидуального ментального (умственного) опыта, осо-бенности состава и строения которого предопределяют свойства интеллектуальной деятельности и, как следст-вие, продуктивность [12]. Механизмы интеллектуаль-ного развития личности связаны с процессами, идущи-ми в пространстве индивидуального ментального опы-та и характеризующими его перестройку и обогащение, следствием чего является рост индивидуальных и инте-гральных интеллектуальных способностей, индивиду-альное своеобразие склада ума. Ориентация на внут-ренний (субъектный) опыт учащегося обосновывается и в исследованиях И.С. Якиманской, которая одной из первых определила его содержание, включив представ-ления и понятия, умственные и практические действия, а также эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки и стереотипы (1995).С точки зрения педагогики интеллектуальная куль-тура включает в себя комплекс знаний и умений в об-ласти умственного труда: умение определять цели по-знавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, ра-ботать с источниками. Формирование умственной133культуры является частью задач по умственному раз-витию детей, которое понимается как процесс созрева-ния и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Интеллекту-альные умения (умение воспринимать, запоминать, быть внимательным, мыслить, обладать интуицией) изучались Н.А. Лошкаревой (1980), И.Я. Лернером (1981), Ю.К. Бабанским (1982). Как культуру учебной деятельности, опирающуюся на умственное развитие учащегося, представляет интеллектуальную культуру М.М. Гарифулина (1987).Интеллектуальная культура рассматривается и в рамках профессиональной деятельности как способ-ность обучаться на опыте, гибко реагировать на не-стандартные ситуации и принимать нетривиальные решения (В.А. Казарцева, С.Д. Казарцев, 1984; Б.П. Кутырев, 1984; Н.В. Наливайко, 1984). Действи-тельно, такие качества специалиста, как владение ва-риативной методологией и приемами эвристической работы, гибкость и адаптивность мышления, способ-ность быстрой ориентировки в проблематике своей специальности предполагает нечто большее, чем про-сто профессиональная подготовка.Обобщив приведенные частные трактовки, можно видеть то, что понимается под интеллектуальной куль-турой, рассматривается в довольно широком диапазо-не: от интеллектуальных умений до ментального опы-та. Таким образом, исследования показывают, что дан-ный вопрос не имеет однозначного решения и свиде-тельствуют о многогранности понятия «интеллекту-альная культура».Обычно исследователи, предлагая разнообразные способы объяснения природы различных психических явлений, явно или неявно проявляют свое отношение к двум основным вопросам психологии: «Что?» (значе-ние содержательного компонента психики) и «Как?» (проявление психодинамической стороны). Поиски на последний вопрос связаны, в первую очередь, с разви-тием представлений о способах, или форме функцио-нирования психических процессов, свойств и индиви-дуальности (личности) в целом. Данную сторону обыч-но называют инструментальной, подразумевая под этим характеристику субъекта с точки зрения спосо-бов - своеобразных «инструментов», которые он ис-пользует для освоения реальности. Если подойти с этой точки зрения к нашей проблеме, то необходимо разгра-ничить понятия, обладающие некоторыми общими особенностями, характеризующими умственную сферу человека: познавательный, когнитивный, интеллекту-альный. «Познавательный» определяется как имеющий отношение к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании в виде познавательного об-раза (сенсорного, перцептивного, мнемического, мыс-лительного), т.е. этот термин адресуется тому, что ото-бражено в познавательном образе. «Когнитивный» -имеющий отношение к психическим механизмам пере-работки информации в процессе построения познава-тельного образа на разных уровнях познавательного отражения, т.е. этот термин адресуется тому, как стро-ится познавательный образ [12], а интеллект - это ор-ганизованное целое, характеристика инструментальной сферы индивидуальности со стороны возможностейсубъекта, умение распорядиться активностью, энергией (Либин, 2006).Интеллектуальная культура - это аспекты интел-лекта, имеющие качественное выражение в личност-ных особенностях, связанных с познавательной на-правленностью личности. Интеллектуальную культуру можно представить как сложную структуру мысли-тельной и практически исследовательской деятельно-сти, которая формируется как в процессе обучения, так и в результате самообучения, профессиональной прак-тики и, выражаясь предельно общо, и в результате при-обретения опыта.О характеристиках. Интеллектуальная культура как психическая реальность обладает способностью к развитию, которое включает ее становление, формиро-вание, преобразование.1..Становление - возникновение интеллектуальной культуры. Это единство уже осуществленного и потен-циально возможного.2..Формирование - оформление, совершенствование интеллектуальной культуры. Это процесс изменения ее в ходе учебно-профессиональной деятельности, в ходе взаи-модействия с реальной действительностью, появление но-вообразований в структуре интеллектуальной культуры.3..Преобразование - саморазвитие интеллектуаль-ной культуры. Кардинальное преодоление сложивше-гося стереотипа в соответствии с иерархией ценностей и личностного смысла; акт импровизации, выход за рамки ментального опыта.Возможно выделение природных, социальных и психи-ческих детерминант развития интеллектуальной культу-ры. Поскольку интеллектуальная культура как любое психическое образование имеет уровневое строение, то согласно системному подходу правомерно выделение ее базового уровня, к которому мы относим природные де-терминанты развития в виде задатков, врожденных осо-бенностей темперамента (включая свойства нервной сис-темы) как характеристики инструментальной сферы ин-дивидуальности со стороны активности, энергии.Социальные детерминанты развития интеллекту-альной культуры. Несмотря на большую значимость природных детерминант феномен интеллектуальной культуры является результатом длительного историче-ского развития. К социальным детерминантам форми-рования интеллектуальной культуры мы относим социо-культурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности, ментальный опыт, приобретен-ный человеком в процессе взаимодействия с ближайшим окружением, образовательным пространством.Понятие «интеллектуальная культура» эволюциони-рует, наполняясь в каждый исторический период в раз-ных обществах и культурах качественно различным со-держанием. Каждая культура порождает определенную модель интеллектуальной культуры, которая включает определенные составляющие элементы и соответст-вующие способы реализации, являющиеся социально приемлемыми и одобряемыми. Эти особенности обу-словливают потребности социума, которые воплощают-ся в мотивах индивидуального поведения конкретного человека. Можно сказать, что состояние общества гене-рирует интеллектуальное пространство, а также состоя-ние и уровень интеллектуальной культуры.134К психологическим детерминантам относятся лич-ностные особенности человека, способствующие воз-никновению и проявлению интеллектуальной культу-ры: положительное отношение к себе: самооценка, са-мопринятие; отношение к миру; принятие себя, других, мир такими, какими они есть; богатство и разнообразие аффектов и настроений; личностные смыслы и ценно-сти; плодотворность личности во многих жизненных сферах; такие личностные качества, как компетентность в какой-либо области, инициативность, творчество, спо-собность саморегуляции, уникальный ум, способность к трансценденции. Интеллект есть «реализуемая способ-ность понимать», и сущность его, как нам представляет-ся, заключается в том, что он «схватывает» тенденцию в развитии вещей и достраивает картину мира. Для пол-ноценного понимания «важно знание разнообразных картин мира, концепций, теорий и способность видеть предмет с различных точек зрения. При этом собствен-ная картина мира, собственная точка зрения должны служить основой для объяснения альтернативных вари-антов понимания» [13. С. 26].Содержание интеллектуальной культуры можно рассматривать как сложное полисистемное образова-ние, которое регулируется на основе социальной и ин-дивидуальной детерминации, связан с реальной жизне-деятельностью человека, осуществляется на основе его целенаправленной активности, включающей развитие и саморазвитие в образовательном пространстве, а также в процессе профессионального становления.Другой уровень анализа интеллекта и интеллекту-альной культуры может быть осуществлен со стороны психических процессов, гармоничное сочетание кото-рых составляет интеллект. Уровень сформированности этих процессов, их специальная организация и взаимо-действие составляют его структуру, изменяющуюся в связи с развитием - от простой «цепочки связи» до «сложноветвящегося комплекса» [14]. По мысли В.Е. Клочко, «комплекс психических функций стано-вится системой (курсив мой. - В.И.), происходит внутрисистемное усложнение связей» [15. С. 40]. Это сообразуется со словами Л.С. Выготского о том, что важность заключается не в развитии каждой отдельной психической функции, «а в изменениях связей и в бес-конечно разнообразных формах движения, возникаю-щих отсюда, в том, что возникают на известной стадии развития новые синтезы, новые узловые функции, но-вые формы связей между ними…» [16. С. 131].Высшие психические функции, приобретая качест-венный уровень, трансформируются в личностные осо-бенности и составляют структуру интеллектуальной культуры. Она включает продуктивное мышление, творческое воображение, внимание, наблюдательность, культуру самосознания и рефлексии. Память же, явля-ясь важнейшей характеристикой всех процессов, обес-печивает единство и целостность личности, и потому ее место, как и мышления, в структуре интеллектуаль-ной культуры одно из ведущих.О формах существования. Как психологический феномен интеллектуальная культура имеет две формы существования - общественную и личностную. Каж-дый человек застаёт уже сложившийся общественно-исторический опыт, включающий и выработанныеданным обществом способы мышления, способы ус-воения знаний, и средства их передачи. Образцы ин-теллектуальной культуры зафиксированы главным об-разом в теоретических формах общественного созна-ния, в науке, однако для индивида они так или иначе персонифицированы и существуют через деятельность отдельных людей, своеобразных трансляторов соци-ального опыта. Интеллектуальная культура общества всегда выступает для отдельного его представителя в персонифицированной форме. Индивид не только при-сваивает часть этого опыта, но и по возможности обо-гащает его, и чем шире и глубже этот процесс, тем вы-ше уровень интеллектуальной культуры человека. Надо признать, что процесс формирования интеллектуаль-ной культуры на всех возрастных этапах происходит часто стихийно, нанося ущерб как личности, так и об-ществу. По мнению А.П. Назаретяна (1991), развитие общества и преодоление современных кризисов воз-можно прежде всего через качественное обогащение совокупного интеллекта.Интеллектуальную культуру можно рассматривать как уровень и характеристику определенной совокуп-ности познавательных свойств личности, обеспечи-вающих включенность в процесс творчества.Эти свойства приобретаются и реализуются через деятельность и связаны с определенными способами познания мира и осознания собственных познаватель-ных действий. Специфика заключается в том, что ин-теллектуальная культура из преимущественной харак-теристики умственных операций превращается в модус личности. Для этого интеллектуальные операции должны генерализоваться по отношению к ситуации, в которой они первоначально проявились, и распростра-ниться на все ситуации, однородные с первой.О функциях. На индивидуальном уровне общест-венного бытия интеллектуальная культура выполняет когнитивную функцию (организация знания, его нако-пление, сохранение и применение). Овладевая знания-ми, индивид усваивает и способы его употребления. В основе интеллектуальной культуры индивидуума за-ложены когнитивные умения как умения самостоя-тельно приобретать знания. Но знание не есть знание без понимания его. Поэтому базисной функцией ин-теллектуальной культуры является конституиро-вание и передача понимания, а также изменение па-раметров понимания: углубление (по направлению) и расширение (по зоне). Понимание, повторяющееся с углублением и расширением по зоне, оставляет отпеча-ток на личности.Углубление понимания - это степень критического осознания некоторых собственных познавательных норм и смысловых эталонов объективной категориза-ции мира, а расширение - возможность на этом осно-вании определять все более широкий горизонт контек-стов, имеющих теоретическую и практическую цен-ность текстов. Первоначально перед познающим инди-видом предстает некоторая зона понимания: по отно-шению к ней процесс понимания дивергентен, он рас-ширяется, охватывая значительную сферу предметов и явлений. По мере развития личности понимание обра-щается в ее свойство. Ее отношение к миру, как учил В. Дильтей (1980), а позднее Х.-Г. Гадамер (1977), яв-135ляется «понимающим отношением». Непонимание му-чительно для личности, обладающей интеллектуальной культурой. Поиск понимания осуществляется конвер-гентно, т.е. память, воля, эмоции, мышление сосредо-точиваются на предмете понимания. Эта позволяет рас-сматривать интеллектуальную культуру в непосредст-венной связи с теми свойствами личности, которые должны формироваться в процессе обучения, и прежде всего с рефлексией, самоконтролем за результатами познавательной деятельности.Важно отметить, что интеллект работает по прин-ципу «понять - значит упростить». Это означает, что интеллект - инструмент для проникновения в сущ-ность, а сущность проще существования. Упрощение создает удобные иллюзии понимания (человек - не что иное, как машина; мозг - не что иное, как компьютер), но это компонент понимания как структуры, это фаза понимания как структуры, «это компрессия возможно-стей, которыми оперирует понимание». Но понима-ние - это и размещение ранее неизвестного в системе уже известного, это еще и адаптация нового к совокуп-ности наличного [10. С. 186].Регулятивная - еще одна важная функция интел-лектуальной культуры. При определенных условиях индивид получает возможность адекватно оценивать организацию собственного мыслительного процесса и целенаправленно регулировать его. По Л.С. Выготско-му, знаковые системы, в том числе и язык, являются теми «стимулами-средствами», при помощи которых человек регулирует свои психические процессы. Зна-ковые системы формировались в историческом процес-се не только как средства фиксации накапливаемых знаний, но и как средства регуляции познавательной деятельности [17]. При помощи многообразной знако-вой системы индивид овладевает общественным опы-том, культурой, в том числе и интеллектуальной куль-турой. Основным условием социальной регуляции ин-теллектуальных процессов является общение. Именно в общении регулятивная функция интеллектуальной культуры проявляется наиболее полно и специфиче-ским образом: индивид получает возможность регули-ровать не только свою познавательную деятельность, но и мышление других людей, а вместе с тем испыты-вать регуляционные воздействия с их стороны.В процессе общения индивид может воздействовать на мотив, цель, принятие решения, на всю программу в целом. Эти воздействия могут быть весьма глубокими и оказывать влияние на личность в целом, а их эффек-ты сохраняться длительное время. Потребность чело-века понимать окружающих и быть, в свою очередь, понятым ими составляет коммуникативную функцию интеллектуальной культуры. Немаловажное значение имеет воспитание коммуникативных умений: умение общаться, т.е. умение слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения; выстраи-вать систему доказательств (подбирать аргументы, за-давать вопросы, возражать, дополнять); использование приемов владения языком, самостоятельное совершен-ствование в нем; овладение речевой деятельностью.Интеллектуальная культура выполняет еще одну функцию - функцию формирования творчески мыс-лящей личности, что особенно важно в современныхусловиях, т.к. человек, обладающий навыками творче-ского мышления, не только более востребован в силу своей конкурентоспособности, но и максимально удов-летворяет приоритетному требованию постоянного саморазвития личности.В жизни общества интеллектуальная культура вы-полняет ряд важнейших функций, в частности собст-венно гуманистическую и самореализации сущностных сил человека (через творчество). В конечном счете, обе эти функции должны слиться в одну, ибо задача интел-лектуальной культуры - развитие творчески мыслящей личности, интересы которой направлены на гумани-стические цели.Таким образом, интеллектуальная культура может проявляться как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Достигнутое в интеллектуальной культуре более широкой общности, к которой принад-лежит личность, - это ее потенциал; он представляет собой возможности, которые имел субъект интеллекту-альной культуры.О свойствах. Можно выделить типичные свойства личности с развитой интеллектуальной культурой, зна-ние которых важно для понимания процесса интеллек-туального воспитания. Первой такой чертой является активное отношение к окружающему миру явлений. Стремление выйти за пределы известного, активность ума находят выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и их творческому применению в теоретических и практических целях. С активностью интеллектуальной деятельности тесно связана наблю-дательность, способность выделять в явлениях и фак-тах их существенные стороны и взаимосвязи.В психологии активность рассматривается как одна из важнейших сквозных категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая харак-теристика жизни, детерминируемая врожденными, приобретенными в онтогенезе и в процессе социализа-ции личности потребностями. Активность всегда на-правлена на устранение либо внутренних противоре-чий организма, либо противоречий между организмом и средой, между субъектом и окружающей средой, ме-жду личностью и социальной средой. Роль активности субъекта в успешности обучения представлена в рам-ках теорий и концепций М.Н. Берулавы (1991), М.А. Холодной (2002), И.С. Якиманской (1995), А. Маслоу (1999) и многих других.Так, в концепции А. Маслоу человек выступает как активный субъект своей учебной и учебно-профессиональной деятельности. Основой активности личности, и в частности интеллектуальной, первичны-ми ее детерминантами признаются внутренние, имма-нентно присущие человеку структуры определенных стремлений и побуждений. Различные уровни проявле-ния активности человека А. Маслоу связывает с иерар-хией потребностей. Система потребностей, по его мне-нию, является главным источником активности лично-сти [18]. Мотивирование потребности к познанию, поддержание любопытства рождает, в свою очередь, эмоционально окрашенную интеллектуальную актив-ность личности.Развитая интеллектуальная культура личности от-личается также системностью, обеспечивающей внут-136ренние связи между задачей и средствами, необходи-мыми для наиболее рационального ее решения, что приводит к последовательности действий и поисков. Системность есть в то же время и ее дисциплиниро-ванность, обеспечивающая точность в работе и надеж-ность получаемых результатов.Конструктивность интеллектуальной культуры свя-зана со степенью ее позитивного или негативного влияния на процесс становления личности и успеш-ность поведения и деятельности человека.Личность с развитой интеллектуальной культурой характеризуется также самостоятельностью, которая проявляется как в познании, так и в практической дея-тельности, и неразрывно связана с ее творческим ха-рактером. Человек, обладающий ею, не ограничивается использованием чужых мыслей и мнений. Он ищет новые пути изучения действительности, подмечает ра-нее не замеченные факты и дает им объяснения, выяв-ляет новые закономерности.Личность интеллектуала обладает определенными характеристиками, такими как способность к иннова-ционной интеллектуальной деятельности, связанной с выработкой и синтезом новых идей, моделей, ценно-стей, характеризующихся индивидуальностью и непо-вторимостью; выход за рамки непосредственного опы-та, позволяющего творчески преобразовывать не толь-ко среду, но и самого себя; способность к пониманию окружающего мира и себя как основа для реализации сущностных сил человека; методологическая рефлек-сия как базовая способность к обоснованному критиче-скому анализу и творческому применению определен-ных концепций, форм и методов познания, конструи-рования и управления; стремление к постоянной актуа-лизации ценности человеческой личности, опирающее-ся на идеи гуманности, демократии и свободы.Таким образом, на индивидуальном уровне интел-лектуальная культура предстает как целостное сложно-структурированное образование, характеризующееся согласованностью, устойчивостью субординационных взаимодействий между отдельными свойствами, свиде-тельствующими о психологическом единстве и целост-ности. Эти свойства являются и условием, и результа-том развития индивида. На индивидуальном уровне интеллектуальная культура выполняет такие функции, как когнитивную, регулятивную и коммуникативную, однако базисной функцией является конституирование параметров понимания (углубление и расширение), а также формирование творчески мыслящей личности.В условиях стихийного развития интеллектуальная культура остается уделом избранных, в специально орга-низованных условиях она может стать среднестатистиче-ской нормой. Интеллектуальное развитие личности в данное время становится для общества насущной про-блемой. Можно согласиться с А. Зиновьевым в том, что «сейчас наступает эпоха, когда назревает дефицит интел-лекта», падает уровень интеллектуального потенциала общества [19. С. 13]. По мнению М.А. Холодной, несмот-ря на то, что в современных условиях интеллектуальный потенциал общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития, проявляется «феномен функ-циональной глупости, обнаруживающий себя в увеличе-нии в общей массе населения числа лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей». Она отмечает, что этот феномен носит временный характер и связан с неблагоприятными для жизни человека фактора-ми, в том числе со «снижением качества образования и разрушением науки как социального института» [12. С. 11]. Эта задача требует своего решения уже сейчас, и оно возможно за счет интеллектуального развития лично-сти, развития ее интеллектуальной культуры.

Ключевые слова

интеллектуальная культура, интеллект, личность, характеристики, intellectual culture, intellect, personality, general characteristic

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Валентина ПетровнаКыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина (г. Бишкек)кандидат психологических наук, доцент кафедры психологииvalentine.ivanova@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Зиновьев А. Высшее образование и логика интеллекта // Alma mater. 2004. № 5. С. 11-13.
Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск, 2007.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
Нишанов В.К., Шукуров Э.Д. О специфике понимания // Диалектика познания, понимания и общения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.К. Нишанов. Фрунзе, 1985. С. 23-34.
Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.
Goodenough W.H. Cultural Anthropology and Linguistics // Raport of The Seventh Annual Round table Meeting on Linguistics and Language Study. Washington, D.C.: Georgetown University, 1957.
Брудный А.А. Пространство возможностей: Введение в исследование реальности. Б.: Илим, 1999.
Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
Ляхович Е.С. Проблемы эгалитаризма и элитарного образования в открытом обществе. Томск, 1996.
Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1995. С. 83-124.
Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005.
Казарцев С.Д. Об элементах мыслительной деятельности в интеллектуальной культуре специалиста // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984. С. 117-119.
Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
 Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия