Реферативный анализ проблемы изучения факторов риска невынашивания беременности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334.

Реферативный анализ проблемы изучения факторов риска невынашивания беременности

Представлен краткий обзор научных исследований, изучающих проблему психологических факторов риска возникновения угрозы прерывания беременности. Введено понятие «пренатальная психологическая общность» как единство системы «мать и дитя» в сознании и поведении беременной женщины и как условие, обеспечивающее естественное психологическое и физиологическое протекание беременности.

Misbirth risk factors analysis in psychology.pdf Проблема невынашивания беременности стоит очень остро в современной медицине, о чем свидетель-ствуют многочисленные исследования И.В. Кулакова, Н.В. Орджоникидзе, О.Ф. Сыровой, Г.Т. Сухих, Л.В. Ванько и др. По данным статистики, 15-25% бе-ременностей завершаются самопроизвольным абортом, диагноз «угроза прерывания беременности» ставится практически каждой второй беременной женщине. По-иски решения этой важной для общества проблемы актуализируют исследовательские задачи, связанные с ранним выявлением симптомокомплексов, свидетель-ствующих о нарушениях естественного (физиологиче-ского) процесса беременности и обусловливающих их факторов. Среди таких факторов исследователи Е.Г. Ветчагина, Г.В. Залевский, К.Д. Хломов, С.Н. Ени-колопов выделяют психологические. Необходимость разработки психологического аспекта в проблематике «здоровой беременности» основывается на принципе тесной взаимосвязи психики и тела. Процесс беремен-ности - это особое переходное как для организма, так и для личности женщины состояние, период жизни, ко-гда связь психологического и биологического аспектов функционирования человека оказывается наиболее значимой и существенной: от взаимодействия телесно-го и психического зависит не только здоровье самой женщины, но и зарождающаяся новая жизнь, здоровье самого ребенка.Изучая в психолого-медицинской литературе разви-тие основных направлений научных исследований по проблемам факторов риска формирования угрозы пре-рывания беременности, с учетом основных тенденций развития психологической науки нами были выделены два подхода в изучении данной проблемы.В первом подходе психологи стремятся выявить ин-дивидуально-психологические и личностные особенно-сти, особенности психоэмоционального состояния бере-менных женщин с нарушениями физиологических про-цессов беременности. В рамках этого подхода находят своё отражение работы таких психологов, как Ж.В. За-вьялова, Г.Н. Вараксина, Е.Г. Ветчагина, Г.В. Залевский, Г.Б. Мальгина, И.Л. Шелехов, К.Д. Хломов, С.Н. Енико-лопов [1. С. 42].В другом подходе в изучении психологических факторов риска формирования угрозы прерывания бе-ременности внимание обращено на процессуально-динамические аспекты, на психологическое содержа-ние самого процесса беременности у женщин. В дан-ном подходе работают такие исследователи, как Г.А. Арина, Е.Б. Айвазян, О.С. Васильева, Е.В. Моги-левска, Ю.В. Ковалева, О.А. Соколова.Исследователи, которые работают в рамках первого подхода, опираясь на принципы полярной детермина-ции «внутреннее-внешнее», «объективное-субъектив-ное», изучают статические психологические предикто-ры, связанные с формированием отклонений от естест-венного процесса беременности. В этих исследованиях установлена связь психоэмоциональных и индивиду-ально-характерологических особенностей беременных женщин с угрозой прерывания беременности, приори-тет эмоциональных факторов в развитии осложнений беременности. Так, согласно результатам исследования К.Д. Хломова и С.Н. Ениколопова [1], тревожность, отмечавшаяся самими беременными, является главным фактором, проводящим границу между женщинами с нормальной физиологической беременностью и ослож-ненной. Эти данные соответствуют аналогичным, по-лученным зарубежными исследователями: высокий уровень тревожности и депрессии, низкая самооценка играют важную роль в этиологии низкой перинаталь-ной массы плода.В научно-исследовательских работах З.С. Зайцевой, В.В. Плотниковой, Т.А. Мироновой, О.Ф. Серовой, по-священных вопросам акушерства и гинекологии, отме-чается, что одним из значимых факторов невынашива-ния беременности является психосоматическое состоя-ние беременной. В работах В.В. Плотникова, Т.А. Ми-роновой, Л.Л. Казаренко доказано, что состояние угрозы прерывания беременности характеризуется усилением астенических эмоций, снижающих активность личности, а также впечатлительностью, ранимостью, робостью, пессимизмом, фиксацией на теневых сторонах жизни, покорностью. У таких женщин чаще встречаются на-рушения внутрисемейных, производственных отноше-ний, уменьшена межличностная социальная поддержка, чем у женщин со здоровым протеканием беременности.По данным результатов исследования Н.Г. Варак-синой, у 83% женщин с угрозой прерывания беремен-ности хронический стресс обусловлен неблагоприят-ными жилищными условиями, низкой материальной обеспеченностью, психоэмоциональными перегрузка-ми. Исследователи считают, что социально обуслов-ленный стресс способствует развитию психоэмоцио-нальной напряженности и прогрессированию симпто-мов угрозы прерывания беременности. Описанные в исследовании женщины с такой патологией отличались эмотивной, тревожной, циклотимичной и возбудимой акцентуацией характера. Обнаружено, что повышенная тревожность, психическая истощенность, утомляе-мость и эмоциональный стресс у беременных с угрозой прерывания беременности способствуют изменениям142вегетативного статуса, формированию недостаточного характера вегетативного обеспечения.В исследовании Е.Г. Ветчаниной, Г.В. Залевского, Г.Б. Мальгиной констатируется высокий уровень тре-вожности и психической ригидности у беременных женщин в состоянии острого стресса. Ими также уста-новлено, что в случае переживания хронических стрес-сов (психотравмирующих ситуаций) у женщин с высо-кой личностной тревожностью и психической ригидно-стью формируются различные невротические расстрой-ства, выраженная астенизация организма, реакция «ухо-да», отрицание проблем. Возникновение стресснапря-женности, связанное с переживанием страхов возникно-вения угрозы прерывания беременности и тревожно-боязливым опасением за исход родов, чаще сопровожда-ет процесс беременности у женщин с сензитивным ти-пом личности. Именно у них, как показано в исследова-нии И.Л. Шелехова, наблюдаются слабость родовой дея-тельности, боли, тяжелые послеродовые осложнения.В своей работе, изучая факторы, взаимосвязанные с нарушением физиологических процессов беременно-сти, Ж.В. Завьялова показала, что наличие у женщины невротического синдрома беременности приводит к развитию осложнений во время беременности и родов. В основе формирования этого синдрома - повышенные эмоциональная лабильность и восприимчивость, вы-званные гормональными изменениями в организме, а также информационный вакуум вокруг беременной женщины. Влияние личностных особенностей на раз-витие психологического состояния женщины и его связь с соматическим здоровьем также показаны в ра-ботах Е.Б. Айвазяна, А.С. Батуева, В.И. Брутмана. Ими установлено, что в зависимости от того, как или в ка-кой степени женщина с определенными личностными характеристиками принимает новые телесные ощуще-ния, главным из которых является шевеление ребенка, будет зависеть её соматическое здоровье.К.Д. Хломов и С.Н. Ениколопов [1] изучали влия-ние психоэмоциональных, индивидуально-характеро-логических особенностей и самовосприятия беремен-ной женщины на психологическое и соматическое те-чение беременности. Сравнивая две группы беремен-ных с нормальным физиологическим протеканием бе-ременности и угрозой прерывания, ими были выявлены следующие различия: в стрессовых неприятных пере-живаниях беременные женщины с угрозой прерывания склонны к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким от реальности, и к неадекватным реакциям на действительность. Они в меньшей степени способны вести активный поиск нового опыта, в меньшей степе-ни терпимы к неконтролируемому и непривычному опыту. Беременные женщины с угрозой прерывания беременности в большей степени обладают колебанием настроения, внешние проявления которых отличаются большей интенсивностью, что способствует некоторой неуверенности в себе, низкой самооценке. Для них ха-рактерны изменения частоты сердечных сокращений и артериального тонуса. Для беременных с угрозой пре-рывания стрессовыми могут быть ситуации отсутствия соответствия их субъективным ожиданиям. Для них характерны такие способы реагирования, как бегство из трудной ситуации, отрицание проблем, соматизация.Беременные женщины данной группы состояние уве-ренности в себе, свободы от внутренних противоречий и сомнений считают достижимым только после рожде-ния ребенка, в отличие от здоровых беременных. То есть рождение ребенка для беременных с угрозой пре-рывания может быть способом решения каких-либо жизненных ситуаций, в которых женщины не чувству-ют себя уверенно. По мнению исследователей, описан-ные явления у таких беременных способствуют усиле-нию негативных проявлений, в том числе и соматиче-ских. Если рассматривать беременность как новую жизненную ситуацию, требующую личностного разви-тия и открытости новому опыту, то выявленные харак-терологические особенности беременных женщин с угрозой прерывания беременности говорят о низкой способности перестраиваться в соответствии с новыми условиями жизни.Изучая психологические факторы успешной адап-тации к беременности и адаптации к материнству (оце-ниваемым по параметрам «удовлетворенность своей материнской ролью», «компетентность», «отсутствие проблем во взаимодейтсвии с ребенком»), И.В. Добря-ков [2. С. 290] и Г.Г. Филиппова [3. С. 98-105] к тако-вым отнесли «сильное эго» (личностная зрелость), «женская идентичность» (зрелая половая идентифика-ция), а также личный опыт взаимодействия с младен-цем в детстве (один из видов онтогенетического опыта, связанный с развитием материнства).Таким образом, представленные выше исследова-ния направлены на изучение определенных предикто-ров как статических психологических характеристик, связанных с формированием состояний отклонения от естественного процесса беременности. Психологиче-ские факторы угрозы прерывания беременности рас-сматриваются здесь в рамках проблемы «нарушенного состояния», гомеостаза. Возникновение тревоги, бес-покойства, страха, эмоциональной нестабильности как психологических факторов риска формирования угро-зы прерывания беременности обусловлено индивиду-ально-психологическими и личностными характери-стиками, внешними социальными условиями. Такое объяснение психологических условий формирования угрозы прерывания беременности в психологии опира-лось на принципы причинной детерминации «внутрен-ними факторами» и «внешними факторами». Как сви-детельствуют приведенные нами данные, появились попытки объяснения психологических факторов риска исходя из понимания их взаимодействия. Это взаимо-действие рассматривалось различно в когнитивном, культурно-историческом, деятельностном, экзистенци-альном подходах.В соответствии с таким пониманием психологиче-ских факторов осуществлялась и практическая работа по профилактике и психологической поддержке бере-менных женщин в случаях угрозы прерывания бере-менности. Мишенями воздействия являются индивиду-ально-психологические и личностные качества, помо-гающие адаптироваться к новому психофизиологиче-скому состоянию, обрести спокойное внутреннее со-стояние психологического и физиологического ком-форта. Основными задачами данного направления пси-хологической помощи выступают: повышение уверенно-143сти в себе и в силах собственного организма, стрессо-устойчивость, повышение навыков саморегуляции; ак-туализация собственных ресурсов личности; формирова-ние социально-психологических навыков оказания и при-нятия поддержки. Не случайно ведущее место в клинико-психологическом сопровождении беременных занимали психофизиологическая подготовка к родам и коррекция психоэмоциональных состояний у беременных.В развитии научных исследований о психологии беременной женщины появлялись новые работы О.С. Васильевой и Е.В. Могилевской, доказывающие, что беременность провоцирует более глубокие измене-ния личности, которые затрагивают, кроме физиологи-ческого, эмоционального, когнитивного, социального уровня, еще и экзистенциальный: «Беременность, по нашему определению, является, прежде всего, экзи-стенциальной ситуацией, затрагивающей все жизнен-ные основания женщины, обусловливающей глубокие изменения самосознания, отношения к другим и к ми-ру» [4. С. 84]. Исследователи стали рассматривать бе-ременность в связи с метапсихологическими и онтоп-сихологическими аспектами бытия человека.Акцент в изучении психологических факторов рис-ка угрозы прерывания беременности был смещен на особенности восприятия и отношения женщины к бе-ременности, к трудным ситуациям, возникающим в этот период, и их преодолению. Исследователей инте-ресовала не столько проблема «состояния», сколько речь шла о беременности как о важном, кризисном (в плане развития человека) периоде жизни, связанном с трансформацией ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых усло-виях жизненного мира. Изучение этих аспектов, на наш взгляд, позволяет выйти на понимание психологиче-ских условий здоровой беременности.В соответствии с этими тенденциями внимание ис-следователей в изучении психологических факторов, сопровождающих личность беременной женщины с угрозой прерывания беременности, стало обращаться на психологическое содержание самого процесса бере-менности для женщины, на его процессуально-динамические характеристики. Так, О.А. Соколова и Е.А. Сергиенко [5. С. 70] рассматривают беременность как кризисный период в развитии личности беремен-ной женщины и изучают психологические характери-стики в динамике процесса совладания с этим кризис-ным периодом. Ими показано, что угроза прерывания формируется как следствие применения неконструк-тивных адаптивных стратегий в данный кризисный период. В рамках этого подхода К.А. Абульханова-Славская и Г.М. Анцыферова, анализирующие кризисы зрелого возраста, выделяют нечто общее между дан-ным кризисом и состоянием, переживаемым беремен-ной женщиной: меняются социальная ситуация разви-тия личности, роли, изменяется круг лиц, включенных во взаимодействие, весь спектр решаемых проблем и возможностей, образ жизни в целом. В результате про-исходят очень существенные изменения образа «Я» человека, потеря старой и обретение новой идентично-сти, перестройка личностных смыслов. Личностью бе-ременной женщины производится внутренняя работа по смыслопорождению, «рассортировке» ценностей,выбору способов поведения. По мнению О.А. Соколо-вой и Е.А. Сергиенко [5. С. 79], в течение беременно-сти женщина постепенно принимает роль матери, учится воспринимать будущего ребенка, соотнося свои потребности с фактом его существования.В целом, по их мнению, динамика психического здоровья женщины в период беременности отражает функционирование системы взаимодействия матери и ребенка и опосредована способностью женщины к пе-ресмотру и изменению своих жизненных целей в соот-ветствии с целями будущего ребенка. В процессе раз-решения кризисных ситуаций и признания существо-вания ребенка наблюдается рост личностной зрелости, проявляющийся в выборе будущей матерью более со-вершенных способов регуляции своих состояний. То есть это процесс, связанный с внутренней трансформа-цией, личностными усилиями по самоизменению бу-дущей матери. Ракурс изучения данной проблемы ме-няется в соответствии с изменениями взглядов на предмет психологического познания от простой устой-чивой системы к сложной самоорганизующейся.Период беременности как социальная ситуация раз-вития, которая приводит к значимым личностным из-менениям, был рассмотрен Е.Б. Айвазян и Г.А. Ариной. Ими показано, что в этот период формируется новая внутренняя позиция - позиция матери, возникает осо-бая психологическая структура - внутренняя картина беременности, в которых отражаются радикальные те-лесные и эмоциональные изменения, сопровождающие беременность. Авторы считают, что внутренняя карти-на беременности является сложной иерархической и динамической системой, включающей в себя феноме-ны мотивационного, эмоционального, когнитивного и телесного опыта. Е.Б. Айвазян и Г.А. Арина описали осложнения, сопровождающие вынашивание беремен-ности, в содержании всех уровней картины беременно-сти: на эмоциональном уровне растет частота кон-фликтного эмоционального отношения к беременно-сти, которое определяется ее особым личностным смыслом «болезни» и смещением фокуса значимости и тревоги с развития ребенка на собственные телесные ощущения. Такое смещение свидетельствует о пережи-вании нарушенного прежнего состояния и о закрытии психологической системы в своем развитии.По мнению Ю.В. Ковалевой и Е.А. Сергиенко, те-чение беременности связано со способностью женщи-ны к организации собственного поведения в данный период. Поведенческие стратегии при этом определя-ются контролем поведения как системным объедине-нием когнитивных, эмоциональных и волевых процес-сов, направленных на достижение цели - рождение здорового и эмоционально близкого ребенка. При сравнительном анализе показателей когнитивного кон-троля женщин с благополучной и неблагополучной беременностью ими установлено, что в группе с «не-благополучной беременностью» значимо преобладают женщины с низким уровнем локуса контроля по отно-шению к своему здоровью. Для таких беременных ос-новные надежды на собственное благополучие связаны с другими людьми и удачными обстоятельствами. Женщины с «неблагополучной беременностью» обла-дают такими свойствами когнитивного контроля, как144неадекватная оценка значимых внутренних условий и внешних обстоятельств достижения цели и нестабиль-ным отношением к результатам собственных действий.При сравнении показателей эмоционального кон-троля было отмечено, что в группе женщин с «небла-гополучной беременностью» значимо преобладают высокие показатели реактивной и личностной тревож-ности. В то же время, как свидетельствуют результаты исследования, умеренная реактивная и личностная тре-вожность свойственна беременным женщинам третьего триместра. Связанное с этим повышение активности имеет, по мнению ученых, эволюционный смысл -«защита будущего ребенка». Для женщин с неблагопо-лучным течением беременность включается в круг си-туаций, вызывающих сильное беспокойство, стресс. Ориентация на состояние неудачи женщин из группы «неблагополучная беременность» подразумевает боль-шее эмоциональное беспокойство при часто возни-кающих «помехах» во время вынашивания ребенка. Такой способ приводит к дополнительной эмоциональ-ной напряженности и истощаемости психического ре-сурса. Таким образом, отношение к себе как к субъекту собственных состояний, деятелю и компетентному участнику процесса даже в такой трудной жизненной ситуации, какой является вынашивание ребенка, по-зволяет опираться на собственные ресурсы личности, демонстрируя выход на эффективную стратегию пове-дения и благополучное вынашивание ребенка.В научных представлениях о психологических ус-ловиях «здоровой беременности» Г.Г. Филипповой была разработана категория «психологической готов-ности к материнству» [3. С. 185]. Разработка данной категории опирается на понимание процесса беремен-ности как особого жизненного этапа, сопровождающе-гося появлением в сознании женщины образа ребенка и его самостоятельной ценности и субъективности. Ана-лизируя в работах отечественных психологов научные представления о психологической готовности к дея-тельности, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович опреде-ляют психологическую готовность как психологиче-ский настрой на исполнение деятельности, состоящий из нескольких компонентов: эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность; воле-вой компонент, который оказывает содействие совер-шению затруднительных действий в процессе дости-жения цели; и мотивационный компонент, который определяет направление деятельности.Психологическая готовность к материнству Г.Г. Филипповой [3. С. 186] определяется как личност-ное качество женщины, имеющее уровневую структу-ру, включающую в себя личностную зрелось (готов-ность брать ответственность за свою жизнь и жизнь своего ребенка на себя), мотивационную готовность к материнству (готовность видеть ребенка не как средст-во достижения своих целей, а как отдельную личность со своими потребностями и целями) и сформирован-ную материнскую сферу (сформированную ценность материнства и ребенка).Таким образом, в психологической литературе по-являются попытки целостного взгляда на проблему психологических факторов риска, когда учитываютсякак статические психологические условия, так и про-цессуально-динамические аспекты: личность беремен-ной женщины и проживание процесса беременности как особого периода в контексте ее жизни. Отвечая на вопрос, каким образом новое состояние, связанное с новой жизненной ситуацией, вписывается в жизненную стратегию, временную трансспективу, жизненный мир женщины, можно понять, как обеспечить ее устойчи-вость и на уровне личности, и на уровне тела (психо-физиологическом). Опираясь на вышеуказанные иссле-дования, можно утверждать, что во время беременно-сти происходит не просто смена состояния, а трансфор-мация жизненного мира женщины, которая тесно связа-на с вписыванием самостоятельной ценности ребенка в иерархию имеющихся ценностей беременной женщины, актуализацией готовности к принятию ребенка в своей новой материнской идентичности, что гарантирует го-товность к эффективному взаимодействию с ребенком уже на этапе его внутриутробной жизни. В соответствии с этим расширяется стратегия психологической помощи, целью которой является формирование психологической готовности к трансформации и принятию идентичности будущей матери, обеспечивающей ей и ребенку выход в новые условия жизнедеятельности в процессе вынаши-вания малыша.Уже на данном этапе можно и необходимо говорить о единстве системы «мать и дитя» в сознании и пове-дении беременной женщины как условии, обеспечи-вающем естественное психологическое и физиологиче-ское протекание беременности. Безусловно, это един-ство в периоде беременности характеризуется своим специфическим психологическим содержанием, кото-рое появляется не вдруг и не сразу, а разворачивается как процесс становления «пренатальной психологиче-ской общности». В пренатальном периоде развития че-ловека она может выступать как показатель и результат саморазвития женщины, что позволяет сохранить устой-чивость психологической системы «мать и дитя» в пе-риоде беременности на всех уровнях ее организации.Смысл такого психологического единства представ-лен в литературе в категориях социальной психологии: в работах А.Л. Журавлёва и В.П. Позднякова - в термине «психологическая общность», в трудах Л.С. Выготско-го - в понятии «психическая общность как исходный пункт дальнейшего развития сознания», «пра-мы» [6. С. 938], в работах В.Е. Клочко - в термине «совмещен-ной психологической системе» [8. С. 115]. В рамках пси-хологической антропологии смысл такого психологиче-ского единства представлен понятием «событийная общ-ность», введенным В.И. Слободчиковым [7. С. 172].Первые работы, раскрывающими представление об общности, были в рамках социальной психологии. По мнению А.Л. Журавлёва и В.П. Позднякова, основны-ми признаками малых групп как общностей являются контактность (возможность каждого члена группы ре-гулярно общаться друг с другом, обмениваться инфор-мацией, взаимными оценками и взаимодействиями) и целостность (социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспри-нимать их как единое целое). В процессе формирова-ния общности малая группа не просто принимает и усваивает нормы и ценности друг друга, но и их дея-145тельность, направленная на взаимодействие, становит-ся значимой для каждого участника.Л.С. Выготский основным новообразованием пе-риода младенчества считает психическую общность ребенка с матерью, которой он дает название «пра-мы». Это новообразование определяется тем, что путь активности ребенка к внешнему миру пролегает только через другого взрослого. Поэтому столь важное значе-ние в развитии собственного сознания отводится в этом периоде формированию совместности во всех жизнен-ных проявлениях ребенка, условия для которой созда-ются непосредственно матерью. В связи с этим и воз-никает задача психологической готовности беремен-ной женщины к осуществлению совместной деятельно-сти с младенцем [6. С. 940].В рамках антропологического подхода в психоло-гии В.И. Слободчиков вводит понятие «со-бытийной общности» как ценностно-смыслового объединения людей, внутреннего духовного единства, характери-зующегося взаимным принятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу [7]. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуальностью другой индивидуальности; «выход за рамки самого себя понимание (постижение) личности Другого» [7. С 172-174]. Только в со-бытийной общности связи и отношения находятся в гармоничном единстве, при котором изменение одних явлений есть причина изменения других. Основная функция со-бытия - развивающая. Со-бытие есть то, что развивается и развивает. При этом сам ход разви-тия состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами - более сложными и более высокого уровня развития. Им выделены такие формы общности, как симбиотическая, формальная и со-бытийная.Говоря о матери и ребенке как о «совмещенной психологической системе», В.Е. Клочко в теории пси-хологических систем показывает, что условием устой-чивости, целостности психологической системы явля-ется ее открытость, постоянное усложнение ее систем-ной организации, как прогрессивное развитие, детер-минированное не по формуле «потребность - возмож-ность ее реализации (условия) - деятельность - новая действительность», а по формуле «возможность преоб-разования действительности (открываемая в актах взаимодействия с ней) - необходимость преобразова-ния - новая (преобразованная) действительность». Не-возможность устанавливать себе соответствие ведет к закрытию системы, к ее деструкции, распаду, что про-является в эмоциональном и соматическом неблагопо-лучии [8. С. 121].Таким образом, опора на понимание развития пред-ставлений о психологических факторах риска угрозы невынашивания беременности и обращение к объясни-тельному потенциалу антропоориентированных психо-логических теорий позволит, на наш взгляд, понять современное состояние проблемы психологических факторов риска угрозы невынашивания беременности и спрогнозировать их развитие в соответствии с совре-менными тенденциями науки и задачами медицинской практики.

Ключевые слова

угроза прерывания беременности, психологическая готовность к материнству, совмещенная психологическая система, событийная общность, пренатальная психологическая общность, misbirth threat, psychological readiness to motherhood, system "mother - child", psychological unity, combined psychological system, prenatal psychological unity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Филоненко Анна ЛеонидовнаТомский государственный университетаспирант кафедры генетической и клинической психологии факультета психологииFiALe@yandex.ru
Бохан Татьяна ГеннадьевнаТомский государственный университетдоктор психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии факультета психологииden@psy.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-47.
Бохан Т.Г. Проблема стресса в психологии: трансспективный анализ. Томск: Иван Федоров, 2008. 156 с.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 174 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
Соколова О.А., Сергиенко Е.А. Динамика личносных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 6. С. 69-81.
Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 82-89.
Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. С. 265-285.
Хломов К.Д., Ениколопов С.Н. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания // Перинатальная психология и психология родительства. 2007. № 3. С. 38-49.
 Реферативный анализ проблемы изучения факторов риска невынашивания беременности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334.

Реферативный анализ проблемы изучения факторов риска невынашивания беременности | Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия