Структурированный танец в практике физического воспитания студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Структурированный танец в практике физического воспитания студентов

Рассматривается проблема повышения физического здоровья студентов вузов на основе использования популярных в молодежной среде средств физического воспитания. Предложена система занятий структурированным танцем как форма физического воспитания. Приводятся результаты педагогического эксперимента.

Structured dance in practice of students' physical education.pdf Основной целью физического воспитания студентов вуза является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизиче-ской подготовки и самоподготовки к будущей профес-сиональной деятельности [1]. Существующая система физического воспитания направлена в основном на выполнение студентами обязательных нормативов, определенных учебной программой, и не учитывает потребности человека в принятии на личностном уров-не ценностей физической культуры, общении и эмо-циональной разрядке. В результате становится понятна и очевидна необходимость использования в учебном процессе новых форм для организации занятий по фи-зическому воспитанию.Среди многообразия средств, методов и форм реа-лизации физкультурно-спортивной деятельности в по-следнее десятилетие все более прочное место занимают педагогические технологии личностно-ориенти-рованной направленности. Их преимущество определя-ется специфическими условиями реализации двига-тельной активности студентов, зависящими от особен-ностей построения педагогических технологических конструкций, обеспечивающих достижение прогнози-руемых результатов в изменяющихся условиях образо-вательно-воспитательного процесса. Использование личностно-ориентированных педагогических техноло-гий в физическом воспитании открывает перед препо-давателем большие возможности в выборе путей, средств, методов и форм реализации физкультурно-спортивной деятельности в рамках избранного техно-логического направления. У педагога появляется воз-можность проводить разнообразные по форме учебные занятия и физкультурно-спортивные мероприятия, раз-рабатывать индивидуальные (авторские) программы, тем самым беспрепятственно реализовывать свой твор-ческий потенциал [2]. Наряду с такими вариантами технологий личностно-ориентированного содержания популярных видов спорта и физической культуры, как баскетбол, волейбол, бодибилдинг, плавание, ритмиче-ская гимнастика и др., стоит выделить систему занятий структурированным танцем.Структурированным называется четко организован-ный в пространстве и времени танец, основанный на базисных движениях народного, бального, современно-го социального танца и имеющий своей задачей смену танцевального рисунка (перемещение пары или группы людей по определенной схеме, по заранее известным законам в некоторой системе движения). Основной акцент ставится на взаимодействие участников процес-са. Структура подразумевает исполнение подготовлен-ных этюдов, взаимосвязанных с определенным музы-кальным отрывком. Структурированные танцы в по-следнее время приобретают все большую популяр-ность. Это обусловлено их большим разнообразием, социальным характером и наличием ряда уровней, внутри которых возможности для развития и совер-шенствования движений тела достаточно велики [3].Цель исследования - обоснование методики учебно-тренировочного процесса в системе физического вос-питания студентов на основе занятий структурирован-ным танцем.Методы и организация исследования. В течение 2008/09 учебного года на кафедре физического воспи-тания и спорта Томского государственного универси-тета (ТГУ) был проведен педагогический экспери-мент - традиционные занятия по общефизической под-готовке у группы студентов были заменены занятиями структурированным танцем. В исследовании принима-ли участие 28 студентов в возрасте 19-20 лет факуль-тета информатики и иностранных языков ТГУ. Учебно-тренировочные занятия проводились дважды в неделю.Содержание курса включало в себя теоретический и практический разделы, а также самостоятельную рабо-ту c информационными ресурсами, опубликованными в сети Интернет [4]. Это позволило экономить время в танцевальном зале, где акцент был смещен на получе-ние практических навыков. Студентам была предос-тавлена возможность самостоятельно и более углуб-ленно изучить предметную область, разобрать схемы танцев, которые предлагались на занятиях. Визуальные примеры, фото- и видеоматериалы облегчали воспри-ятие. Всего в течение учебного года было изучено 8 игровых танцев, 11 историко-бытовых, 7 народных, 3 спортивных, 4 постановочных композиции на основе венского вальса и 8 фигурных вальсов XIX в.Подготовительная часть занятия состояла из раз-минки и хореографических этюдов, что позволило по-степенно повышать нагрузку. Основная часть занятия представляла собой последовательное разучивание и совершенствование танцевальных композиций по пе-речисленным группам танцев. Кроме того, использова-лись упражнения для повышения контактности и со-гласованности движений в паре и группе. Например, поочередное движение ведущий-ведомый при контакте головой, грудным отделом, руками, тазом. В заключи-тельной части тренировки были использованы дыха-тельные упражнения, упражнения на развитие гибко-сти, силы, на расслабление в различных исходных по-ложениях, что способствовало восстановлению орга-низма после нагрузки.На протяжении всего педагогического эксперимен-та был осуществлен контроль навыков парного и груп-157пового танцевания, мониторинг физической подготов-ленности и функционального состояния организма сту-дентов в начале и в конце учебного года. Уровень об-щей и специальной физической подготовленности ис-следовали с помощью контрольных упражнений в со-ответствии с общепринятой методикой. Для изучения состояния механизмов регуляции сердечного ритмаиспользовали метод кардиоинтервалографии. Помимо этого по окончании занятий было проведено анкетиро-вание студентов по вопросам, касающихся субъектив-ного отношения к методике преподавания, организации занятий, изменений в мотивациях к занятиям физиче-ской культурой, эффективности и результативности проведения такого рода занятий.Результаты тестирования специальной физической подготовленности, Me (Q25; Q75)Т а б л и ц а 1ТестЭтап наблюденияЮношиДевушкиГибкость1, смначало учебного года11 (5; 17)12 (9; 15) конец учебного года13,05 (6,6; 19,5)*14,5 (9,5; 19,5)*Согласованность движений, балл/ошибкиначало учебного года2,5 (2; 3) / 6 (4; 8)3 (3; 3) / 4 (3; 5) конец учебного года4,5 (4; 5) / 1 (0; 2)*4,5 (4; 5) / 0,5 (0; 1)*Взаимодействие в паре, балл/ошибкиначало учебного года1,5 (1; 2) / 5,5 (4; 7)2,5 (2; 3) / 3,5 (3; 4) конец учебного года4,5 (4; 5) / 0,5 (0; 1)*4,5 (4; 5) / 0,5 (0; 1)** - статистически значимое различие (р < 0,05) между показателями по сравнению с началом учебного года. 1 - наклон вперед с гимнастической скамьи, положение ступней ног в первой позиции.Результаты тестирования общей физической подготовленности, Me (Q25; Q75)Т а б л и ц а 2Физическое качествоТест юноши/девушкиЭтап наблюденияЮношиДевушкиВыносливостьБег 2600 м / бег 1800 м, минначало учебного года12,85 (11,58; 13,00)10,32 (9,42; 17,7) конец учебного года12,40 (12,00; 12,70)11,00 (10,65; 11,00)БыстротаБег 100 м, сначало учебного года14,4 (14,2; 14,8)17,3 (13,4; 18,6) конец учебного года14,1 (13,7; 14,6)17,9 (16,1; 19,3)Скоростно-силовые качестваПрыжок с места, смначало учебного года220,0 (220,0; 245,0)162,5 (140,0; 177,5) конец учебного года230,0 (215,0; 245,0)172,5 (156,5; 185,0)ГибкостьНаклон вперед с гимнастической скамьи, смначало учебного года7,0 (5,0; 17,0)14,0 (10,5; 16,5) конец учебного года10,4 (6,6; 21,0)*16,0 (11,0; 20,5)*СилаСгибание-разгибание рук в висе на перекладине / сгибание- разгибание рук в упоре лежа, кол-во разначало учебного года9 (6; 14)2 (1; 16) конец учебного года-15 (5; 17)*статистически значимое различие (р < 0,05) между показателями по сравнению с началом учебного года.Характеристика сердечного ритма фоновой пробы в наблюдаемой группе, Me (Q25; Q75)Т а б л и ц а 3ПоказательУсловная нормаЮношиДевушкиМо, с0,6-1,081,5 (0,73; 0,90)81,5 (0,75; 0,88)АМо, %35-5020,25 (17,28; 23,02)18,77 (15,14; 22,4)Dx, с0,15-0,250,33 (0,23; 0,44)0,32 (0,21; 0,43)Результаты и их обсуждение. В процессе обуче-ния регулярно проводили контрольную видеосъемку на занятиях. Рост навыков коллективной работы и взаи-мопонимания в паре и группе в процессе занятий структурированным танцем показал эффективность обучения этого направления. Игровое, эмоционально приподнятое состояние учащихся во время выполнения ими коллективных игровых танцев, имеющих аэроб-ную нагрузку, заметно улучшило ритмическое воспри-ятие и танцевальные навыки. Студентами были успеш-но сданы контрольные тесты, отражающие специаль-ную физическую подготовленность, и проведены две практические контрольные точки по группе народных, историко-бытовых и бальных танцев в виде танцеваль-ных вечеров. Результаты тестирования специальнойфизической подготовленности отражены в табл. 1. По-казатели гибкости статистически значимо увеличились в среднем на 2,05 см у юношей и на 2,5 см у девушек. Показатели согласованности движений улучшились на 2,5 балла у юношей и 1,5 балла у девушек. Показатели теста на взаимодействие в паре улучшился на 3 балла у юношей и 2 балла у девушек.Результаты тестирования общей физической подго-товленности представлены в табл. 2. Статистически значимые различия выявлены между показателями си-лы и гибкости в начале и в конце года у девушек, меж-ду показателями гибкости у юношей.При анализе результатов фоновой пробы (анализ вариабельности сердечного ритма в состоянии относи-тельного покоя) отрицательная тенденция и в измеряе-158мых и вычисляемых показателях не выявлена. Значе-ния моды (Мо) и у юношей, и у девушек находятся в пределах условной нормы [5], значения амплитуды моды (АМо) не достигают нижней границы условной нормы, а вариационный размах (Dx) - больше верхней границы (табл. 3). Таким образом, в наблюдаемой группе отмечается более высокий уровень активности парасимпатического отдела вегетативной нервной сис-темы и низкий - симпатического.Все расчетные индексы находятся в пределах нор-мы. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) характеризу-ется ритмологическими показателями в период относи-тельного покоя и оценивается по фоновому индексу напряжения. ИВТ в наблюдаемой группе представлен различными состояниями. Среди девушек исходный вегетативный тонус представлен эйтонией (72,27%) и ваготонией (27,73%). Среди юношей ИВТ представлен ваготонией (44,44%), эйтонией (44,44%) и гиперсимпа-тикотонией (11,12%).При выполнении активной клино-ортостатической пробы у девушек наблюдались следующие виды реак-ций на нагрузку: нормотоническая (54,54%), асимпати-котоническая (36,36%), гиперсимпатикотоническая (9,1%). У юношей: нормотоническая (44,44%), асимпа-тикотоническая (33,33%), гиперсимпатикотоническая (11,11%) и симатикотоническая (11,12%).Вегетативное обеспечение деятельности оценивали как достаточное, избыточное и недостаточное. Было выявлено, что у девушек превалирует избыточное обеспечение (45,45%), достаточное (27,28%), недоста-точное (27,27%). У юношей также превалирует избы-точное обеспечение (66,66%), достаточное (11,12%), недостаточное (22,22%). Отрицательной динамики по-казателей не было выявлено.По итогам проведенного анкетирования можно го-ворить о положительном влиянии обучения структури-рованному танцу на интерес к занятиям физической культурой. Отмечают улучшение координации, чувства ритма, способности двигаться в пространстве в группе 95% опрошенных респондентов. Более 80% учащихся пишут о повышении коммуникабельности, открытости, отмечают рост самооценки и контактности. Около 50% впервые погрузились в мир танца и 30% после оконча-ния занятий намерены так или иначе продолжать зани-маться хореографией.На основании вышесказанного можно сделать вывод, что занятия структурированным танцем являются эффек-тивным средством совершенствования учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов. Одновременно с хорошей физической нагруз-кой занимающиеся получают навыки совместной спор-тивной деятельности и эмоциональную разрядку. Форми-руются хореографические навыки и умения и готовность к их активному применению в различных сферах жизни. Выполнение обязательной программы сдается в форме танцевального вечера 2 раза в год. Публичное исполнение композиций позволяет развивать творческие способности, индивидуальность, помогает наработать эстетику испол-нения, импровизацию, этикет и влияет на уровень лично-стного общения учащихся.По результатам исследования занятия структуриро-ванным танцем способствуют развитию физических ка-честв, оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных способностей, повышают эффектив-ность процесса совместной спортивной деятельности сту-дентов. Разнообразие, высокий эмоциональный фон заня-тий, благодаря танцевальной основе и музыкальному со-провождению, позволяют удерживать интерес к занятиям по физическому воспитанию в предлагаемой форме.

Ключевые слова

педагогические технологии, личностно-ориентированное содержание, физкультурное воспитание, physical education, structured dance, increase of training process effectiveness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Якунина Елена НиколаевнаТомский государственный университетведущий программист факультета информатики, преподаватель Центра физической культуры и спортаdc@inet.tsu.ru
Кабачкова Анастасия ВладимировнаТомский государственный университетпреподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризмаnastyakv@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37, № 3. С. 42-57.
Лисицкая Т.С. Ритм + пластика // Спорт, духовные ценности, культура. 1997. Вып. 5. С. 85-93.
Якунина Е.Н. Опыт использования электронных средств и информационных технологий в учебном процессе по физическому воспитанию студентов // Единая образовательная среда: проблемы и пути развития: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф.-выставки. Томск: Графика-Пресс, 2009. С. 87-88.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: ТГУ, 2005. 176 с.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры 1997. № 6. С. 10-15.
 Структурированный танец в практике физического воспитания студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Структурированный танец в практике физического воспитания студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия