Изыскание шихтмейстером Иваном Денисовым тракта от Змеевского рудника до Кабановской пристани (1753 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Изыскание шихтмейстером Иваном Денисовым тракта от Змеевского рудника до Кабановской пристани (1753 г.)

Рассматриваются итоги изыскания сухопутных дорог от Змеевского рудника до Барнаульского сереброплавильного завода шихтмейстером Иваном Денисовым в 1753 г. Изыскателем даны описания четырех вариантов путей в зависимости от природных условий местности.

Ivan Denisov's search of the route from Zmievsky mihe to Kabanovskaya wharf (1753).pdf В середине XVIII в. началось интенсивное развитие металлургии в Алтайском горном округе. В связи с этим возникла проблема транспортировки роштейна (руды серебра, прошедшей первичную обработку) со Змеевского рудника на Барнаульский сереброплавиль-ный завод. Самым быстрым и дешевым способом транспортировки являлась перевозка руды на судах по речным путям. Для изучения возможных водных путей от Змеевского рудника до Барнаульского завода летом 1749 г. Колывано-Воскресенское горное начальство организовало экспедицию под руководством геодезии прапорщика Пимена Старцова. Экспедиция подробно исследовала рр. Алей и Чарыш. Наиболее пригодной для транспортировки руды был Чарыш, по которому было возможно осуществлять перевозки в течение все-го летнего периода. Но несмотря на все положительные стороны данного способа транспортировки, имелся один недостаток - перевозка руды водными путями лишь в течении теплого периода года. Для перевозки же роштейна круглый год необходимо было изыскать подходящую конную дорогу.В архиве Алтайского края сохранились документы о первых исследованиях сухопутья от Змеевского руд-ника до Кабановской пристани [1].Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1752 г. было велено найти удобный и мак-симально короткий сухопутный путь для возки ро-штейна со Змеевского рудника на Барнаульский завод. Этот путь должен был заменить прежний тракт, проле-гавший от Змеевского рудника до Кабановской приста-ни через Колыванский завод и имевший за счет этого большую протяженность. Для выполнения поставлен-ной задачи из конторы Колывано-Воскресенского гор-ного начальства 24 мая 1753 г. был направлен унтер-шихтмейстер Иван Денисов: «…ивоисполнение того Ее императорского величества указа для означенного сыскания дороги измерения трактов снадлежащим наказом 24-го числа майя сего года послан был унтер шихтмейстер Денисов…» [1. Л. 153].Иван Денисов тщательно исследовал территорию и предложил Колывано-Воскресенскому горному на-чальству четыре варианта дороги от Змеевского рудни-ка до Барнаульского завода. Об этом поиске Денисов докладывал: «…от змиевского рудника до кабановской пристани к проложению дороги для всех руд прямой тракт незаезжая вколыванский завод сприлежностию непоодному месту изыскивал и терял, иотыскал четы-ри тракта…» [Там же]. К своему докладу Денисов приложил подробный чертеж в масштабе 10 верст в дюйме. На чертеже помимо уже имевшихся дорог бы-ли указаны все четыре варианта под соответствующи-ми литерами «A», «B», «C» и «D».Иван Денисов сделал подробное описание четырех путей в документе под названием «Роспись назначен-ным дорогам попрежней инынешней мере отзмеевско-го рудника докабановской пристани чрез которые места квоске руды те дороги способны быть очень» [1. Л. 155].Все варианты трактов, естественно, начинались от Змеевского рудника.Первый тракт «А» пересекал верховья рр. Каменка и Локтевка, затем пролегал по степной местности до р. Чарыш. На Чарыше должна была быть организована паромная переправа выше деревни Озерки. От Змеев-ского рудника до деревни Озерки расстояние составило 65 верст: «Отзмиевского рудника мимо вершин речки каменка степью додеревни озерок 65 верст» [Там же]. На этом отрезке тракта из-за многочисленных мелких рек и грязей необходимо было возвести 14 мостов. В верховьях р. Каменка путь на протяжении 6 верст пролегал через еловые и сосновые леса, что в свою очередь требовало расчистку от деревьев: «Наоном разстоянии чрез речки и грязи должно четырнадцать мостов быть около вершин речки каменки верст на-шести поддорогу бору и пихтовнику разчистить…» [Там же]. А на рр. Локтевке или Белой, в том месте, где их пересекает тракт, по мнению Денисова, необходимо было построить зимовье. От деревни Озерки до Каба-новской пристани тракт имел длину 53 версты. На этом отрезке через реки и грязи необходимо было возвести еще 11 мостов. Суммарная протяженность первого тракта равнялась 118 верстам.Второй тракт «B» пролегал через зимовье Густока-шино, находившееся к западу от оз. Колывань. Этот отрезок имел протяженность 22 версты. Далее тракт пересекал р. Локтевка в среднем ее течении у зимовья Боброва. От зимовья Густокашино до зимовья Боброва по тракту Иваном Динисовым было насчитано 25 верст. Отсюда тракт по степи пролегал к р. Чарыш, где соединялся с первым трактом у деревни Озерки. На всем этом пути от Змиевского рудника до Кабановской пристани было насчитано 12 мест, где было необходи-мо строить мосты через мелкие и крупные реки. Вто-рой тракт имел общую протяженность 121 версту.Третий тракт «C» планировался по уже имевшейся дороге, «…по которой уже ездят отзмиевского руд-ника чрез красноярскую пристань, аоттуда перепра-вясь реку чарыш мимо деревни тугозвонову докабанов-ской пристани, где расстояние сто двадцать четыри версты…» [1. Л. 153]. Таким образом, тракт пролегал от Змеевского рудника до зимовья Густокашино и да-лее мимо Горнового камня до зимовья Белково на р. Локтевка. От зимовья Белково тракт пролегал через деревню Усть-Локтевку по левому берегу р. Чарыш до166Красноярской пристани. Этот отрезок пути составлял 85 верст. У Красноярской пристани в деревню Тугоз-воново планировалась паромная переправа. Откуда тракт вдоль правого берега р. Чарыш протянулся до Кабановской пристани, и этот отрезок пути составлял 39 верст. Суммарная протяженность третьего варианта тракта составляла 124 версты. Необходимо было по-строить пять мостов.Четвертый тракт «D» пролегал от Змеевского руд-ника через зимовья Густокашино и Белково, деревню Усть-Локтевку до Красноярской пристани. Этот отре-зок пути совпадает с отрезком третьего тракта от Зме-евского рудника до Красноярской пристани и имеет протяженность 85 верст. Далее тракт должен был про-легать по левому берегу р. Чарыш через деревню Чу-пино и Голодный мыс до Кабановской пристани. От-резок пути от Красноярской пристани до Кабановской пристани составляет 38 верст. Таким образом, общая протяженность четвертого тракта составляла 123 версты.В легенде чертежа Иван Денисов дал краткое опи-сание маршрутов всех четырех трактов. Были перечис-лены и сельские поселения, через которые планирова-лось проложить тракты. Также указывалось необходи-мое количество паромов и мостов на пути следования трактов. Например, третий тракт был Денисовым крат-ко описан следующим образом: «Третий тракт под литерой С попрежней и нынешней мере. Отзмиевского рудника чрез зимовье густокашино горновой камень земовье белково деревню устьлоктевку красноярскую пристань, и деревню тугозвонову до кабановской при-стани верст 124. На оном разстоянии должно быть через реку и речки 1 паром, 5 мостов» [1. Л. 157].Первый тракт хоть и имел самую малую протяжен-ность, представлялся как самый не выгодный в связи с необходимостью строительства большого числа мос-тов, зимовий и организации паромной переправы. А на протяжении шести верст необходимо было произвести вырубку леса под тракт. Об этих недостатках писалось так: «Хотя против протчих разстоянием иближе нок езде икоустановлению дороги неспособен иубыточен потому что понадобится потому тракту учредить одно зимовье ичрез реку чарыш для перевозу паром чрез грязи многое число мостов, иводном месте поддо-рогу бору ипихтовнику расчистить верст нашесть, что все признается убыток…» [1. Л. 153об.].Второй тракт, как и первый, тоже имел ряд крупных недостатков в виде необходимости возведения большого количества мостов, строительства зимовья и организации паромной переправы: «...также неспособность видитца, ибо пооному натакоеже число мостов зделать, одно зи-мовье ипором учредить востребуется» [Там же].Наиболее удобным и подходящим для возки руды шихтмейстер Денисов находил третий тракт: «…тре-тий тракт им Денисовым поспособности места при-знавается что воску руды понему можно безнужды иметь, идороге летней изимней лутче всех дорог быть…» [1. Л. 153]. Выбор третьего тракта связан с тем важным обстоятельством, что на нем не нужно бы-ло строить большого числа мостов и зимовье и, естест-венно, можно было обойтись меньшими финансовыми и трудовыми затратами (рис. 1).Рис. 1. Фрагмент карты Ивана Денисова (1753 г.)Четвертый тракт виделся «способным» только в том случае, если анбар, предназначенный для скла-дирования руды, из Кабановской пристани перенести на левый берег Чарыша - на Голодный мыс, но это в свою очередь вызывало дополнительные финансовые затраты. Об этом писалось следующее: «...такжепризнается способной, ионой тогда учредить мож-но, когда либо для кокого случая кудаж потребуется чтоб имеющийся вкабановской пристане построен-ный дляположения руд анбар перенесть надругую сторону реки чарыша, ипоставить приголодном мы-се, аныне старую переносить иприоном месте уч-167реждать видитца занеспособност иказенный убы-ток…» [1. Л. 153об.].После подробного изучения всех возможных вари-антов для строительсва дороги от Змеевского рудника до Кабановской пристани Колывано-Воскресенская заводская контора приняла решение использовать тре-тий тракт. Об этом решении написано следующее: «…по Ее Императорского Величества указу вздешней колывановоскресенской заводской конторе определено, овсем вышеписанном вканцелярию колывановоскресен-ского горного начальства отрапортовать ипритом объявить, что здешняя контора кроме помянутого третьего тракта другого способного непризнова-ет…» [1. Л. 154].Таким образом, по указу императрицы Елизаветы от 27 октября 1753 г. после ознакомления с рапортом, росписью и чертежом, сделанными Иваном Денисо-вым, для возки руды со Змеевского рудника до Каба-новской пристани был выбран третий тракт. Об этом указе в своем рапорте Иоанн Христиани писал: «1753 года октября 27 дня поуказу Ее Императорского Величества вканцелярию колывановоскресенского гор-ного начальства слушав сего рапорта иприобщенных притом росписи ичертежа приказом квоске сзмиевско-го рудника накабановскую пристань руд дорогу учре-дить потретьему тракту который колыванская заво-дская контора способным признала ипооной дороге мосты поделать ипором вниз удеревни тугозвоновой учредить…» [1. Л. 158].Шихтмейстер Иван Денисов осуществил подробное физико-географическое исследование четырех возмож-ных дорог от Змеевского рудника до Барнаульского сереброплавильного завода. Результатом его исследо-ваний стало описание всех крупных географических объектов, встречающихся на пути следования, и ото-бражение их на чертеже.

Ключевые слова

сухопутные дороги, Змеиногорские рудники, XVIII в, ground roads, Zmeinogorsky mine, 18 century

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малолетко Антон АлексеевичТомский государственный университетаспирант 3-го года обучения кафедры географии геолого-географического факультетаaktrunar@ggf.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

 Изыскание шихтмейстером Иваном Денисовым тракта от Змеевского рудника до Кабановской пристани (1753 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Изыскание шихтмейстером Иваном Денисовым тракта от Змеевского рудника до Кабановской пристани (1753 г.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия