Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе

Продемонстрирована гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе. Обозначено новое, что вносит когнитивная наука в осмысление познания, а также изменения в образовательных стратегиях, обусловленные когнитивной наукой.

Humanistic function of the cognitive science in modern society.pdf Человек может знать, поэтому он может быть свободнымК. ПопперЦель данной статьи - продемонстрировать гумани-стическую функцию когнитивной науки в современном обществе, а также выявить то новое, что вносит когни-тивная наука в осмысление познания. Когнитивная наука представляет собой междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой (познание-сознание-мозг-язык). Главная особенность - именно в мультидисциплинарном подходе к исследованию по-знания, получения знания и его использования. Объек-том когнитивной науки являются познавательные про-цессы и механизмы, выявленные на стыке наук, с по-мощью которых осуществляется адекватная адаптация человека к реальности.Что именно в процессах познания делает сознание? Как человек воспринимает информацию, ведь воспри-ятие не является простым отражением действительно-сти. Например, антрополог Леви-Брюль, сравнивая мышление представителей архаического общества и современного, отмечал, что мы смотрим на мир одними и теми же глазами, но видим его разным сознанием. Присутствие смыслового момента в восприятии демон-стрирует известные картинки «Утка - Кролик» Л. Вит-генштейна, «Старуха - Молодая». Хотя проекция этого контура на сетчатке глаза остается постоянной, мы ви-дим на рисунке то утку, то кролика в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмыс-ленной картинке. Тождественно ли сознание осозна-нию? Как происходит актуализация культурных кон-текстов в субъективном опыте? Почему, получив одну и ту же информацию, одни умеют ее использовать и успешны, а другие нет? На основе каких факторов про-исходит принятие решений?Попытаемся понять, что нового в размышления над загадками познания способна внести когнитивистика? Подойдем к этому вопросу через сравнение исследова-ния познания когнитивной наукой и философией. Ког-нитивные науки традиционную дуальную картину ре-альности - объективный физический мир и субъектив-ная психическая реальность, трансформируют, разво-рачивая в трехмерное измерение: 1) объективный мир; 2) субъективный образ объективного мира; 3) отноше-ния между действительностью и ее репрезентацией, которые собственно и определяют результат адаптации человека к миру, определяют степень ее адекватности. Когнитивные науки изучают структуру субъективного опыта человека не в традиционной для философии аб-страктной форме, а в практическом аспекте.Когнитивистика - молодая наука, она переживает становление, но уже имеет свою историю. Когнитив-ные (cognition - знание, познание) проблемы традици-онно, начиная с античности, находились в центре вни-мания философии. Однако характер наиболее актуаль-ных вопросов когнитивной сферы изменялся в соответ-ствии с культурно-исторической динамикой самой фи-лософии, науки и общества.Если в эпоху Нового времени познание и методоло-гия являлись центральными проблемами философии, то с конца XIX в. познание начинает активно изучаться средствами конкретных наук - психологии, нейрофи-зиологии, медицины, лингвистики. В философии же в XX в. проблемы познания перестали быть домини-рующими. Центром исследований становится язык и сознание, в его феноменологическом осмыслении эти перемены фиксируются как лингвистический поворот в философии. В изменившейся парадигме философии, называемой постметафизической парадигмой, когнити-визм - доктрина, опирающаяся на установки эмпириз-ма, объективизма, реализма, до второй половины ХХ в. занимала внимание не многих.Ситуация кардинально изменилась в связи с когни-тивной революцией 1960-х гг., начавшейся с компью-терного моделирования познания. Ранние когнитиви-сты определяли когнитивистику как науку об «инфор-мационноядных» (Дж. Миллер). Человеческий орга-низм сравним с информационным процессором, пере-рабатывающим внешний мир в символы (Дж. Келли). В кибернетической модели сознания мозг уподобляется компьютеру, а различные органы чувств интерпрети-ровались как каналы для прохождения информации. В то же время когнитивные психологи указывали на ог-раниченность программы искусственного интеллекта. Они (эти программы), как отмечал У. Найссер, не аль-тернативны, не «безумны», не эмоциональны. Позже психологами и нейрофизиологами был установлен факт продолжающейся когнитивной эволюции челове-ка при участии генов, было доказано взаимодействие когнитивных процессов и генетической эволюции. В этом принципиальное отличие человеческого мозга от компьютеров, которые не могут без помощи человека программные совершенствования подкрепить эволю-цией собственного «железа». Другой важнейшей со-ставляющей когнитивной науки стала лингвистика, поскольку мышление - необычный объект научного исследования и не может изучаться как другие объекты науки «извне», с позиций внешнего наблюдателя, а проявляется косвенно, прежде всего в языке.Историки науки выделяют три корня когнитивной науки: 1) изобретение компьютеров и попытки создать программы, которые смогли бы решать задачи, решае-мые людьми; 2) развитие психологии познания, рас-200сматриваемого как переработка информации; 3) разви-тие теории порождающей грамматики и связанных с ней ветвей лингвистики.Первоначальный этап развития когнитивной науки характеризовался модульной моделью (модель швей-царского ножика - у каждого лезвия своя функция), все составляющие функционируют отдельно. На следую-щем этапе когнитивная наука оформилась как единая исследовательская программа. Кроме того, выяснилось, что осмыслить данные когнитивной психологии, ней-рофизиологии, когнитивной лингвистики, исследова-ний в области искусственного интеллекта вне обсуж-дения фундаментальных проблем соотношения мен-тального и физического, сознания и мозга, статуса ре-альности, интенциональности и т.д. нельзя. В когни-тивные исследования включились эпистемология и философия науки, философия сознания, которые в свою очередь получили импульс для развития через осмысление результатов конкретных наук.Современный этап развития когнитивной науки на-зывают нейросетевым или коннекционистским. Иссле-дование познания здесь не сводится к тому, что проис-ходит в мозгу, а включает постоянное взаимодействие организма и его окружения. Когнитивная система рас-сматривается как включающая в себя мозг, тело, внеш-нее окружение. Сознание ни в коей мере не отождеств-ляется с мозгом, а когнитивные процессы понимаются не как изолированные процессы внутри носителя, а как результат взаимодействия системы и среды. Когнитив-ная система включает мозг, тело и внешнее окружение (об этом экологическая теория восприятия Гибсона).Приведу другой, на мой взгляд, более наглядный пример, подчеркивающий специфику понимания фе-номена сознания в когнитивной науке. Один из тех, кто развивает этот подход, - Д. Деннет. Он характеризует сознание как сложный феномен, формирующийся на стыках, создаваемых «переливами» природного и куль-турного. Деннет говорит о несостоятельности образа сознания как особой ментальной реальности, которую он именует Картезианским театром. Сознание не сво-дится к анатомии или нейрофизиологии мозга, это «функциональный процесс или операция с когнитив-ной информацией» [1. С. 127].В отличие от утвердившихся в классическом науч-ном мировоззрении дуальных представлений, мир един, а не раздвоен на природное и ментальное (протя-женность и мышление). В мире действует единая сис-тема связей и, как утверждает Д. Деннет (и это пример коннекционистского подхода когнитивной науки), соз-нание и самость должны быть объяснены в рамках по-следовательной объективистской методологии. Подоб-ную мысль высказывал К. Поппер, отметив, что мы понимаем потому, что когнитивный порядок как бы привит нашему разуму.Когнитивную науку характеризуют как современное слово в междисциплинарных исследованиях не только сознания, но и языка, мозга. По Н. Хомскому роль ког-нитивистики можно понять так: подобно тому как Даль-тон и Менделеев дали возможность усмотреть механи-ческие взаимодействия между атомами, лежащие в ос-нове способности элементов образовывать соединения, когнитивная наука позволит нам увидеть механическиевзаимодействия между нервными клетками, лежащие в основе применения социальных навыков.Критика когнитивистского подхода в философии идет от сторонников Л. Витгенштейна. С их точки зре-ния когнитивистский подход сравним с подходом че-ловека, ищущего потерянные ключи под фонарным столбом не потому, что там их обронил, а потому, что там светло. Нонкогнитивисты трактуют когнитивист-ский подход как стремление понять проблемы созна-ния, языка средствами естественных наук.На наш взгляд, когнитивная наука осуществляет не редукцию ментального к физическому и не сводит все поведенческие функции к когнитивным процессам, а создает более сложную модель познания посредством интеграции естественных и гуманитарных наук.Она демонстрирует стремление понять такие явле-ния, как язык, свобода, мораль, познание не только через исследование культуры и социальности, но и с исполь-зованием естественно-научных аргументов. Так, Н. Хом-ский подчеркивает, что язык хотя и является сложным навыком, но развивается у ребенка самопроизвольно без всяких усилий, что существует общая для всех языков схема, а в основе любого языка лежит универсальная грамматика. С. Пинкер исследуют процессы самоорга-низации в языке. Д. Деннет в книге «Свобода эволюцио-нирует» ставит задачу вывести проблемы морали и сво-боды из сферы интуитивных представлений и ввести их в сферу поддающихся рациональному исследованию вопросов. М. Хаузер в книге «Разум и мораль» исследу-ет вопрос, как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла, рассматривает мораль и моральное поведение как явления, не только социокультурно, но и генетически детерминированные. У. Матурана и Ф. Ва-рела авторы книги «Древо познания: биологические корни человеческого понимания», поставили задачу соз-дать теорию познания, показывающую, каким образом познание порождает объяснение познания. Понять по-знание как рекурсивный (recursion - лат. возвращение) процесс, автопоэзис, как адаптивный процесс жизнедея-тельности. Это качественно иной подход, в котором вы-является новая сложность феномена познания, число параметров, характеризующих процесс познания, резко увеличивается. Матурана и Варела иллюстрируют такое понимание познания гравюрами Эшера «Рисующие ру-ки», «Картинная галерея».Итак, модели сознания, познания, знания, создавае-мые когнитивной наукой, демонстрируют не возврат к натурализму, а переход на новый уровень понимания, то, что Гегель, характеризуя развитие, называл диалек-тическим снятием противоречий предыдущего уровня. Особенность когнитивизма в том, что при конструиро-вании знания используется более богатый спектр ког-нитивных ресурсов, нежели индивидуальный опыт. Человек конструирует знание, обрабатывая информа-ционные потоки, идущие от физического мира (объек-та), от биологической материи (физиологический и сенсотивный аппарат), от социума и культуры (ценно-сти, язык, коммуникативные связи…). Если выделить какой-то один поток информации, картина процесса будет искажена. Таким образом, в трактовке познания когнитивной наукой удается снять дихотомию тради-ционного реализма и конструктивизма.201В отношении сознания когнитивная наука позволяет преодолеть противоречия и обнаружить пересечения в обсуждении сознания понимаемого как информационная реальность (рационалистическая традиция) и как субъек-тивная реальность. В рационалистической традиции соз-нание трактуется как знание, в феноменологической - как интенциональность (направленность на предмет).В когнитивной науке сознание - это некий фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание является высшей когнитивной способностью, имеет информационную природу (когнитивных программ перцептивных и символьных). Сознание не в головах и не «всепроникающий эфир» в мире, а как нечто между на-шими головами (В.П. Зинченко), это многоуровневый феномен, в котором выделяется несколько слоев.На вопрос о том, какие перспективы когнитивной науки в объединении философии, психологии, нейро-науки в изучении сознания, оксфордский профессор Харре ответил так: аналитические методы дискурсив-ной психологии определяют задачи, а нейрофизиологи исследуют природу инструментов их реализации, вы-являют механизмы, которые позволяют людям реали-зовывать их проекты.Выше было показано, что нового вносит когнитив-ная наука в осмысление познания. Во-первых, позна-ние понимается как процесс-система с новым уровнем сложности. Это и не отражение, и не репрезентация, и не социальная деятельность в ее разновидностях (ин-терпретация, конструирование...). Оно может быть по-нято помимо указанных трактовок еще в дополнитель-ном третьем измерении (адаптационистском) «как пе-рестройка автопоэтической системой самой себя в от-вет на толчок извне» [2. С. 215].Во-вторых, в практике полидисциплинарных иссле-дований человек учится видеть себя участником изу-чаемых процессов. Познание понимается как способ адаптации человека к миру, частью которого он явля-ется и который с его участием конструируется.Другой важный аспект, который следует затронуть в докладе, это изменения в образовательных стратеги-ях, обусловленные когнитивной наукой. На современ-ном этапе социальной динамики на смену информаци-онному обществу приходит общество, основанное на знании. Научное сообщество, понимая степень ответ-ственности, обращается к осмыслению этого многоас-пектного феномена. Высказывается опасение, что по-нимая познание как адаптационистский процесс, сво-дим знание к компетенциям (знание, где найти знание). Использование информационных технологий привело к такому способу проверки знаний, как тестирование. Для проявления компетенции при тестировании доста-точно ответить «да» или «нет». Знаю, не потому, что понимаю смысл, а потому, что знаю, куда ткнуть. Идет погоня за полезным знанием, сформировалась такая область как экономика знаний.С другой стороны, резкий рост информационных потоков, обрушивающихся на человека, делает не ак-туальным прежнее отождествление знающего с вла-деющим информацией, всю информацию по проблеме специалисту невозможно усвоить. Кроме того, в сете-вом обществе, каким является общество знания, при решении глобальных проблем знание становится более социально, этически, политически ориентированным. При возрастании рисков особенно важно именно адек-ватное применение знания, управления знанием. В ког-нитивной науке ставится задача разработки технологии получения и применения знаний. Мы говорим о когни-тивных технологиях, о конвергенции нано-био-информационных и когнитивных технологий.Для исследования подобных проблем требуется мышление нового типа, которое называют системным, нелинейным, сложным, экологическим, холистиче-ским, терминология еще не утвердилась. Требуются специалисты нового типа, имеющие навыки такого мышления, в этой связи на конференции будет обсуж-даться и такой важный аспект, как образовательные стратегии в когнитивной науке.Междисциплинарность - это не только соседство отдельных дисциплин по той или иной проблеме, ее cуть в кооперации, в результате которой возникает но-вое системное качество, про которое говорят: целое не больше и не меньше частей, из которых состоит, оно просто иное. Поэтому понятие междисциплинарности заменяется понятием трансдисциплинарности. Когни-тивная наука столкнулась с проблемой создания транс-дисциплинарного языка.Искусство познания, или когнитивное искусство, имеет жизненно важную ценность, становится искусст-вом жизни. Когнитивное искусство это не только пра-вильное использование логики, но и искусство аргу-ментации, принятия решений, ведения конструктивно-го диалога, в котором рождаются новые смыслы, это искусство думать глобально, чтобы решать глобальные задачи [3. С. 24].

Ключевые слова

когнитивизм, познание, знание, образование, адаптационизм, конструктивизм, cognition, knowledge, education, adaptationism, constructivism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черникова Ирина ВасильевнаТомский государственный университетдоктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и методологии наукиchernic@mail.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Юлина Н.С. Философский натурализм: О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует». М., 2007. 240 с.
Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и когнитивная наука // Когнитивный подход. М., 2007. 464 с.
Морен Э. Метод. Природа природы. М., 2005. 464 с.
 Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Гуманистическая функция когнитивной науки в современном обществе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 334.

Полнотекстовая версия